Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественное лоскутное шитье

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЖАНРА
1.1. ИСТОРИЯДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
2. ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
2.1.ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
2.2.ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КВИЛТОВ
2.3. ИСТОРИЯ ПЭЧВОРКА
3. ВИДЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
3.1.АЛЬБОМНЫЕ КВИЛТЫ
3.2. ПЭЧВОРК
4. ПРОЦЕСС ЛОСКУТНОГОШИТЬЯ
4.1. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯКВИЛТИНГА
4.2. СОВЕТЫ ПО ПОДБОРУТКАНЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Рукоделие,развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее каккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствиеот выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашейстране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленнымиобразцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источникэмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание,вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которогоуходят в далекое прошлое.
Лоскутноешитье — удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящиемастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже нестарые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркиеткани.
Мал лоскуток,а нужен!
Нужен тем,кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины.
В доме умелойхозяйки постепенно накапливаются лоскутки и еще много всякой всячины.
Почти всеткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучшевсего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасноутюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа,сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они неплавились под утюгом.
Сшиваялоскуты, часто приходит учитывать, где у них долевое направление нитей.
Кроме этогонеобходимо владеть цветовой гармонией, которая поможет избежать грубых ошибокпри создании лоскутной «живописи».

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЖАНРА
1.1.ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Декоративноеискусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная обработка предметовобихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. Кдекоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи архитектурныхсооружений, декоративная скульптура, мозаика, витражи, росписи и резьба поразличным материалам, художественное литье из металла, ковка, чеканка, ковры, декоративныеткани и др. В декоративном искусстве используются изобразительные мотивы и орнамент.В отличии от прикладного искусства, декоративное включает в себя произведения, неимеющие непосредственно утилитарного значения. Однако резкую грань между нимиустановить сложно.
Декоративноеискусство возникло в первобытном обществе (орнаментированная керамика и др.) ибыло сильно развито в странах Древнего Востока и античного мира, а также встранах Ближнего и Дальнего Востока, особенно значительных успехов оно достиглов Китае. В Западной Европе декоративное искусство занимало большое место в стилеготики, в эпоху Возрождения, в стиле барокко, в 18-начале 19 в.в. Памятники декоративногоискусства восходят к древнейшим временам. Высоко развито было декоративноеискусство у скифов (обработка металла, ювелирное дело). Древняя Русь оставила прекрасныедекоративные росписи и скульптуру, художественные изделия.
Декоративноерисование – это рисование в декоративной манере, оно существенно отличается отакадемического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожестьс данным объектом, но и внести условности. Важнейшим выразительным средством в декоративномизображении является линия. Основной задачей реалистического рисования являетсядостоверная передача реальности объектов в двухмерном изображении.
Достигается этоза счет линейной перспективы и тональной передачи в изображении планов иобъемов. Таким образом, это графическое изображение, приближенное к реальности.
Основнойпринцип декоративного изображения – достижение максимальной выразительностиизображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а на первый планвыходят такие аспекты как: нарочитость – выявленная активность изображаемого,приукрашенность.
Если вакадемическом изображении объекта может быть практически любой мотив, то для декоративногопригоден лишь мотив, явно выразительный, способный мобилизовать творческийпотенциал художника к декоративной его трактовке.
Безусловно, призначительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить и любой мотив, а безналичия опыта более логично выбирать мотивы, отличающиеся своейвыразительностью, как бы запоминающиеся глазу.
Вреалистическом рисовании линия имеет более естественный, мягкий ход и как бы легковживляется в среду рисунка, особенно в штриховке. В декоративном рисованиилиния имеет более отчетливый выверенный характер, она ведется четко иосознанно, с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке,исключая элемент случайности.
Вдекоративном рисовании все взвешенно, обдуманно и работает на утверждениедекоративного образа.
Декоративно-прикладноеискусство — область декоративного искусства: создание художественныхизделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративнойобразностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Всепредметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но икрасивы. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции,пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украситьрезьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментамиизделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, чтонеобходимо руки приложить, чтобы получилась эта удивительная красота. Польза икрасота всегда рядом» когда берутся за дело художники и из самых различныхматериалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создаютпредметы быта, которые являются произведениями искусства. Однако декоративныепроизведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. Вних, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные идуховные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусствавыпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняютнациональные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративномискусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевогоединства.
Еще однаобласть декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека— с созданием художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместес головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время этуобласть все чаще относят к дизайну.
Включение вповседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном иархитектурой, эстетически ее обогащает, является источником эстетическоговоспитания.

2. ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
 
2.1. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
 
Лоскутноешитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани,выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой илилоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов.Лоскутная мозаика — одно из направлений в лоскутной технике. Существует идругое — аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единыйкусок ткани — фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнятьдруг друга в лоскутных произведениях.
В России шитьиз лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продажедорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века ибыл связан с развитием машинного производства ситца, а также с широкимраспространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобу мажных тканей снабивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшалилоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочковотслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собиратьодеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные «деревенские» узоры отечественной лоскутной техники — несложная мозаика из полосок,квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемныетехнологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный спомощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируюттреугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, иликогда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косичкиразных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.
К сожалению,лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в переченьнародных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах нашегостолетия русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественнымпредметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особогоподбора лоскутков по цвету и форме.
В 1970-е годыв одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогдапоявился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России началисобирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекциинародного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге,Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве,Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиямизаинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутнаятехника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерствомшитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметроваяточность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницыв несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще всовершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова «стегать» — прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты илидругой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшениемлоскутного изделия.
Из лоскутковмастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла,покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты,жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборетканей.
Лоскутнаямозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всехнародов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найденав Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифскихкурганов.
В Европестежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть доXVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной одежды.Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции иАнглии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшаликонтрастной вышивкой.
Экономичнаялоскутная техника (ее называют на Западе «пэчворк», что в переводе санглийского — «работа из лоскутов») как вид декоративно-прикладногоискусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозитьиндийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в домеиндийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком,считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки — одеяла изхлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственныхшерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англиииндийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это неостановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив издорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркиеэлементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяныеполотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципумозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результатенехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка онапозволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера,например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активноразвивалось там, куда шли первопроход цы. Собирать из кусочков тканей стеганыеодеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцылоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири,запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимостипревратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видомдекоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американскиемастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, ипридумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любителиэтого вида искусства объединяются в «квилт-клубы» («квилт»в переводе с английского — «стеганое лоскутное изделие»).
Чтобыовладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главныеусловия успеха — художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутковмозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябитьв глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками,которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочкиткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этомон больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.
Начинатьлучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научитьсясоединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольныхтреугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосоксшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутномушитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.
Трудоемкуюлоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку длялоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированныхмагазинах.
Ткань —материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техникивесьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия внескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась этатехника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделияиз лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причинойпоявления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждалаженщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделияокружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья вразных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея жегеометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционногонародного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментовпослужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас изглубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». Сгодами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудныхжизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью излоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута поправу заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчестваво многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музеедекоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканейразличных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимыхколоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают нашевнимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки длягорячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративноепанно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящныйлетний костюм или стеганый жилет).
2.2. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КВИЛТОВ
В долгойистории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнувна основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время онипредставляют собой уникальные произведения текстильного искусства.
Большинстворанних квилтов — это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались изодного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либобеспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочнымматериалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, котораяпрокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Очень частомастерицы обращались к изображениям растений и животных, поэтому на многихчудесных квилтах середины XIX века можно увидеть наивные, стилизованные ихочертания, особенно цветов и листьев, которые легко были приспособлены длявыполнения аппликацией. Когда в Европе в XVIII веке вошли в моду набивныеткани, как, например, индийские ситцы, портнихи часто выполняли из них узоры инашивали на однотонную ткань, чтобы сэкономить дорогую модную материю. Нанекоторых квилтах, созданных в такой технике (персидская вышивка), кусочкиситца располагались далеко друг от друга, а фон часто простегивался, нередко спрокладыванием шнура.
Иногдаизделие состояло из нескольких частей: вокруг центрального блока располагалисьфрагменты с каймой — от стилизованных изображений постепенно переходили кнаиболее реалистичным мотивам, которые с течением времени все болееусложнялись. Свою самостоятельную ценность художественные квилты получилитолько с середины XIX века.
 
2.3.ИСТОРИЯ ПЭЧВОРКА
Историяпэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каиревыставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры ивыполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музеекостюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 — 1867), украшеннаяузорами из кусочков различной ткани. Б IV — IX веках н.э. паломники,совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнемшелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленныхоставленных ктсочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничествемножества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэромАртуром Штейном.
Необычайнокрасивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХГХ век),выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го годаКатерина Ховард, одна из жен Генриха VD3 (английского) получила 23 килта изкоролевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой.
В Лондонскоммузее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцевв Америке.
Очень живучийна Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когдарыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные вэтой технике и необычайно красивые.
Но в Европетехника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает своюэтимологию «сделанный из кусочков ткани и… труда».
Когда в XVIIIвеке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии иГермании, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хваталодаже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в теотдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточномного времени!
Но женщинынашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки,а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики ит.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своихкорней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинныешедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли ссобой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже вXIII веке, но и умение экономить.
Здесь, вАмерике, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненноеиз лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” сталиназывать все изделия, выполненные в этой технике.
С килтом былисвязаны разнообразные традиции. Так например, приданое девушки обязательнодолжно было включать 12 изделий, выполненных в технике “килт”. Тринадцатоеизделие начинали делать во времена помолвки, а заканчивали перед свадьбойзвезда выполнена из 672-х ромбов восьми цветов и производит впечатлениеизлучения (сделан в 1880-м году). Выходцы из Голландии предпочитали свободныйрастительный цветочный узор. (Ох, уж эти великолепные тюльпаны!). Каждоеграфство в штате Северная Каролина имеет свой непохожий на другие орнаменты — «Тюльпан*. И ни с чем не спутаешь английский узор из шестигранников и особую,английскую технику соединения их в единый узор. Народ Эмиш, как и мениониты,предпочитали естественный и простой стиль. Их килты представляют энергичныегеометрические рисунки интенсивных тонов и покрыты плотной сеткой килтинга. Постепеннопэчворк становится выражением американского народного искусства, появляютсяразличные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только неканули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду,Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду" он начинаетприобретать сугубо национальные черты.
Вот почему-можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском,индийском, южно-американском и тд. Каждому из них свойственна особая техника,правила и способы выполнения.
Депрессия30-х годов в США не способствовала занятию творчеством пэчворка — квилтинга, Небыло ткани и во время второй мировой войны, но продукты питания продавались вмешках из хлопчатобумажных тканей. Мешки распарывали и получали большие кускиткани. Из одного такого пищевого мешка можно было сшить детское платье, а издвух уже платье для взрослого. После войны искусство пэчворка стало затухать.Тридцать лет назад начали появляться килтинтовые клубы (до того творчество былона уровне семьи). Эти клубы («пчелиный рой») стали особым центром творчества,где воспитывались добрые отношения братства. Готовясь к празднованию 200-летиянезависимости в 1976 году, народ обратил взоры в свое прошлое. Исследователибросились перетрясать старину по чердакам и подвалам. Были обнаружены старинныенеобыкновенно красивые килты, хранившиеся в семьях. Новая волна интереса ктехнике пэчворка — квилтинга связана и с технологическим подъемом последнихтрех десятилетий и развитием культуры. С 1970-го года пэчворк стал популярен вБритании и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Егоизготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он являетсянаилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир.Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг,было наилучшим способом экономии — использование самых разнообразных кусочковткани для создания изделий.
Требуетсябольшое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многиетехнические приемы. Ведь никакой яркий и разнообразный рисунок не скроет плохойстежок и неаккуратную работу. Лишь с опытом приходит мастерство, достигаетсягармония рисунка. Лишь научившись техническим приемам, Вы обретете подлиннуюсвободу" творческого самовыражения.

3. ВИДЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Пэчворк –лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелкихдеталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут;work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметовинтерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканейлюбого вида, фактуры, расцветки. Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк( quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техникрукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционныедля квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике,принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия –квилтёрами.
 
3.1. АЛЬБОМНЫЕ КВИЛТЫ
Среди самыхкрасивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомныеквилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям илиродственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например надалекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочнымиили автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом длячеловека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди илиисторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованныецветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные,а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливалисьнесколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самыезнаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт.Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовомуфону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с оченьживописными узорами.
 
3.2.ПЭЧВОРК
Пэчворк — этонастоящее искусство, особый стиль шитья из кусочков. Не правда ли, у нашихбабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастыхкусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Лоскутная техника- самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, т.к. не требует большихматериальных затрат, предполагает возможность использования содержимого«бабушкиных сундуков», остатков ткани; предоставляет простор вашейфантазии Фольк-стиль всегда в моде, также как и «классика», которуюназывают азбукой хорошего вкуса. Народный костюм — это не только образецкрасоты и таланта, но и синтез различных видов декоративного искусства — эточасть художественной культуры народа. Одежда способна эмоционально настраиватьдушу человека, и должна быть созвучна характеру жизненного процесса:традиционный крой, крестьянские мотивы, непринужденное сочетание в одномансамбле различных по фактуре тканей, использование лоскутного шитья, все этодает возможность создавать индивидуальные и современные модели.

4. ПРОЦЕСС ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Изготовлениеквилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, втом числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную,на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно из трёх слоёвткани. Верхний слой, как правило, выполняется в технике пэчворк или вкомбинации этой техники с аппликацией, вышивкой, коллажом и т.д., которые такжеявляются и самостоятельными техниками рукоделия. Средний слой – прокладка,обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – прокладка, как правило, изхлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простёгиваются вместе.Качество простёжки свидетельствует об уровне техники исполнителя. Послепростёжки на поверхности квилта образуется рельефный узор, и она становитсятрёхмерной.
4.1.ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ КВИЛТИНГА
 
С лоскутнымшитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани,носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальноекольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие композиции,которые, будь это музыка, можно было бы назвать ритмичными. В чистой лоскутнойтехнике играет форма и цвет, с помощью которых создается настроение илиассоциация. Но – никакой конкретики, ассоциациями дело и ограничивается вбольшинстве случаев. Другое дело – квилтинг, дальний родственник пэчворка.Квилт – это художественное панно, выполненное из ткани в смешанной технике. Воснове его чаще всего лежит лоскутное шитье, дополненное аппликациями,вышивками, бисером и прочими мелкими штуковинами. В отличие от пэчворка,квилтинг менее абстрактен и более детален, подробен. Для сравнения – двеработы, изображающие зиму, в технике пэчворка (фото 1) и квилтинга (фото 2). Видитеразницу?
/>
Фото 1
/>
Фото 2
 
С чегоначинается художественный квилт? С понравившейся фотографии, рисунка, картины,почтовой открытки, даже с пакетика от семян. Понравившийся вам рисунок и ляжетв основу работы. Увеличьте или уменьшите его до требуемого размера,поэкспериментируйте. Если картина слишком многоцветна, можете уменьшитьколичество цветов. В результате каждый фрагмент квилта должен соответствоватьодному цвету. А затем – начинайте подбирать ткань, и будьте готовы к тому, чтоэто дело небыстрое. Фоном квилта чаще всего бывает полотно, изготовленное втехнике пэчворка. (фото 3) Неяркие близкие цвета позволяют создать эффектакварели и показать перетекание света и тени на картинке. В этом случае мелкиедетали выполняются в технике аппликации, для чего поначалу их приутюживают наместо с помощью флизелина, а потом обрабатывают по краю. Интересно, кстати, чтов некоторых работах среди ракушек-аппликаций вполне может затесаться обычнаяракушка, пришитая или приклеенная к полотну. Это добавляет изображениюдостоверности и фактурности.
/>
Фото 3
Бывает ипо-другому – из лоскутков состоит вся картинка. (фото 4) Это сложнее, посколькупэчворк здесь уже не геометрический, а свободный, но эффект не менее хорош.Остатки лоскутков традиционно пускают на обрамление, чтобы придать работезавершенность.
/>
Фото 4
Важнейшаядеталь квилта – стежка. С ее помощью можно создавать практически любую фактуру,рисовать волны на море, облака в небе, рябь на воде; прорисовывать рыбью чешую,черепицу на крыше и звериный мех… (фото 5) Стегать можно и на обычной, необладающей никакими особыми функциями машинке, только надо либо опустить, либозакрыть картонкой зубчики, двигающие ткань под иглой. Тогда машинкадействительно станет рисовать – отличие от обычного рисования будет заключатьсятолько в том, что двигаться станет не рисующая игла, а ткань, на которуюнаносится рисунок. Вот что можно с помощью стежки сделать из простого позамыслу квилта. (фото 6) А ведь там кроме фона вообще ничего, кажется, нет!
/>
Фото 5
/>
Фото 6
Еще однапопулярная разновидность квилтов – наборные, собранные из нескольких мелкихсюжетов. (фото 7) Такие квилты хороши, в частности, для коллективной работы –участники шью по одному кусочку, а потом, собравшись вместе, соединяют их вцелое полотно.
/>
Фото 7
Для оживленияквилта, как уже говорилось, можно использовать самые разные материалы. Так,изображение коралла вполне можно расцветить бусинками, которые придадут емушероховатости. (фото 8) Да что там, как я с удивлением обнаружила, некоторыемастерицы делают целые квилты исключительно из бисера! (фото 9) Разнообразныешвы, бусины, ракушки, монетки, стеклярус, перья – творите!
/>
Фото 8
/>
Фото 9
Квилтингпрочно соединяет три слоя изделия и украшает его. Синоним килтинга в русскомязыке — стежка, но не любая, а в ней должна быть четкая размерность: в 1 смквилтинга 5 стежков и 5 проколов. Другими словами — довольно частые стежки швом«вперед иголка». Выполняется килтинг простыми нитками в цвет ткани. Иголки длявыполнения килтинга должны быть короткие, тонкие, прочные. Обязательно нуженнаперсток.
Квилтингвыполняется:
в швы междудеталями; вокруг детали, делая ее объемнее; на пустых местах в орнаментахнитками в цвет, выполняя любой рисунок и даже слова. Квилтинг можно выполнятьна швейной машинке, но красивее он выглядит при выполнении вручную.
И делаетсяэто так
Иголкуследует держать между большим и указательным пальцами правой руки, пальцы левойруки находятся под работой. Кончик указательного пальца левой руки держать там,откуда должен выйти кончик иглы. Игла слегка под углом. Проткнуть все слоииглой, пока не почувствуете указательным пальцем левой руки кончик иглы.Сделать маленький стежок. После этого палец убрать к себе и подталкивать иглу,чтобы она вышла на лицевую сторону В то же время, правой рукой оттянуть иголку1назад. Подталкивая иголку мягко вверх и вперед. пока размер показавшейся иглыне будет равен размеру желаемого стежка. Чтобы сделать последовательно стежки,переведите руку так, чтобы кончик иглы был на наперстке, расположив большойпалец слегка впереди от того места, где Вы шьете Поставьте иглу перпендикулярноработе, нажмите наперстком, пока не почувствуете пальцем под работой кончикиглы. В то время, как Вы помогаете направить иглу вверх пальцем под работой,подтолкните иголку наперстком вниз и вперед, как раз перед тем местом, где Выпротягиваете, чтобы помочь игле вернуться наверх Повторить движение 3 и 4,сделав несколько стежков, подталкивая иголку вперед наперстком. Затем возьмитеиглу, зажав ее между большим и указательным пальцами, вытяните пить через слоиизделия, пока стежки не станут плотными без сборок
4.2.СОВЕТЫ ПО ПОДБОРУ ТКАНЕЙ
Особоевнимание сейчас обращается на экологическую чистоту сырья. Прежде всего следуетсказать, что по классическим канонам, которых, кстати, до сих порпридерживаются американцы, особенно, если это касается одежды, одеял, покрывали подобных вещей, то использовать следует при работе б технике «пэчворк -квилтинг»в основном хлопчатобумажные ткани. Этот натуральный материал поглощает ачагу,протекает воздух, хранит тепло, хорошо стирается, сушится и гладится. Отизделий, выполненных из хлопка, веет теплом и уютом.
Если изделиедекоративное, то допустимы все материалы, но всегда следует помнить о чувствемеры. Не следует смешивать натуральные, синтетические и искусственные ткани приработе. Всем тканям свойственна усадка и поэтому перед работой обязательноследует увлажнить ткань, высушить ее и погладить.
Не следуетпользоваться тканями, которые линяют при стирке. Они могут потом испортить Башеизделие. Используемая ткань должна быть прочной.
Какая жеткань хороша для работы в технике пэчворка?
Самая ценнаяткань — однотонная — это как краски на палитре, на ее фоне создаетсякалейдоскоп, и тогда возможности для творчества беспредельны. Из одноцветныхтканей интерес представляют зеленые ткани. Следует покупать даже набивную тканьради зеленых пятен на ней. Интересна ткань протуберанцами, правда, она довольноредкая
Очень хорошинабивные ткани с кратных рисунком. Трудно догадаться, что множестворазноцветных фигур вырезано из одного куска. Эта ткань — просто набор красок.
Лучшеиспользовать темные ткани чем светлые. Цветочные ткани, а их 70 -80 %, болееценные с абстрактным рисунком, они менее навязчивы.
Белая тканьникогда не используется в орнаментах, ее всегда рекомендуется приглушитьпростыми красителями: чаем, кофе, винам, лукам, марганцовкой. Сушить следуетутюгом, это хорошо закрепляет краску.
Черно-белыеткани — это классика. Из них можно делать очень красивые орнаменты. И опять же,они сочетаются с ярко-оранжевым. изумрудным, зеленым. Получается щтитешюйкрасоты изделие.Далее идут ткани с абстраюттмрисункам, они тоже позволяютмногое сделать всего из одного куска ткани.
Не годитсяткань с мелким (хоть и красивым рисунком), если конечно это не миниатюра,которая рассматривается в общем. Издали такая ткань смотрится однотоннымпятном.
Большие цветына ткани лучше, чем маленькие. Можно вырезать много цветных деталей из одногокуска. С мелкими цветами детали орнамента должны быть.маленькими (1 х 1см).
Высший класс-это ткани с японской росписью и размывом. Вырезая детали из пограничных цветови собирая их в орнамент, можно получить уникальное произведение.
Полоска,клетка и горох — это особая вещ и другой разговор. Требуется решение в каждомконкретном случае. Интересен горох разного размера, например черно-белый и скантам. Хороши ткани с рисункам «огурец», мазками и размывам.
Обращайтевнимание на изнаночную сторону ткани -это ткань-спутник с более светлойтональностью. Ее рекомендуется использовать чаще.
При особойобработке ткани — травлении на изнаночную сторону проходит часть краски и Выимеете совершенно другую ткань, подчас более интересную, чем лицевая сторона.
Ткани сфруктами, овощами, живописью, птицами, животными и прочими рисунками -это дляаппликации или фрагментарно для орнамента.
Фурнитура иматериалы
Пэчворк иаппликация требуют для работы хороший материал и ловкость.
1. Чертежныепринадлежности
Линейкиметаллические. Хорошо иметь специальную линейку для кроя пэчвор-ка. КарандашиН, 2Н, цветные карандаши, точилка, ластик, клей ГГВА, ножницы, легкий картон,калька, треугольники, транспортир, циркуль. Разлинованная бумага, необходимаядля работы, представлена в приложении на стр. 62-63. На стр. 61 мы предлагаемуже заготовленные для работы специально разлинованные листы с готовыми ромбамии сетка дтя их построения в желаемом размере.
2. Швейныепринадлежности
Нитки швейныеармированные разных цветов. Иглы, наперсток (хорошо кожаный) специальный длякилтинга или обычный. Булавки, ножницы, распарыватель, утюг, швейная машина.Специальная доска, на которой вырезается ткань. Резак, сантиметровая лента,пяльцы. Ткани, синтепон.
3. Шаблоны
Шаблоныследует делать из мягкого картона перед началом работы. Они должны быть оченьточными, ибо это выкройки, на основании которых будет составлен избранныйрисунок Даже маленькая ошибка приведет к большим ошибкам и исказит Ваш рисунок
4. Орнамент
По мерезнакомства с пэчворком Вы поймете, что большая часть геометрических фигурскладывается в блок — решетку, равную количеству квадратов, на которое можноразделить блок. Наиболее распространенные деления блоков квадратов: 2 х 2 см, 3х 3 см, 4 х 4 см, 5 х 5 см, 6 х 6 см, 7 х 7 см, 9 х 9 см.
В приложениина стр. 60 даны орнаменты. Вы можете воспользоваться ими для создания блоков иизделий из них. Система решеток дает Вам идею, как надо сочетать элементы другс другом. Необходимо соразмерять формат элемента и размер изделия.
Втрадиционных моделях не всегда возможно работать в одном заданном размере, ибоквадраты обычно имеют размер от 20 до 30 см. Обычно модель, изготовленная избольшого количества маленьких элементов более привлекательна, чем та, котораясделана из малого количества элементов.
Чтобыувеличить поверхность изделия, не добавляя лишних мотивов, можно чередоватьблоки-квадраты разноцветные с однотонными в шахматном порядке, выполняя на нихорнамент килтингом нитками в цвет. Можно собирать блоки с помощью полос,которые сделают переход от одного цвета в другой и от больших размеров деталейк малым. Бордюр позволит подогнать изделие к нужному7 размеру и образует рамкувокруг изделия.

ТРАДИЦИОННЫЕУЗОРЫ
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> /> /> /> /> />

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусстволоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань,а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастеравыходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла иуюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной(диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки наподушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Ониуникальны и других таких нет во всем мире.
Для развитиялюбого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разныхшкол и направлений. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатываютновые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.
Сегоднявокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах,где оно появилось раньше, чем у нас.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Адамян А.А. Вопросыэстетики и теории искусства, М., Искусство, 1978г.
2.  Большая Советскаяэнциклопедия
3.  В.Г. Носков Перекличкавеков, М., Мысль, 1990г.
4.  Джек Тресиддер Словарьсимволов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999г.
5.  Декоративное рисование. СоставительЛогвиненко Г.М., Магнитогорск,
6.  Журнал Юный художник, №1,1993г.
7.  И.И. Карпушин Искусство ирелигия, М., Педагогика, 1991г.
8.  Калинина Е. Натура ифантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г.
9.  Мифы народов мира. Энциклопедиятом 1, 2, главный редактор С.А. Токарев, М., Советская энциклопедия, 1988г.
10. МартыноваЛ. Художественная роспись тканей, 1996г.
11. Основыхудожественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М., Просвещение, 1986г.
12. Основыхудожественного мастерства под редакцией Барадулина В.А., М., Просвещение,1978г.
13. РонделиЛ.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М., Просвещение, 1984г.
14. ХворостовА.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1988г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методи вирішення проблем дискретного логарифмування
Реферат Методы и способы решения задач
Реферат Методы интегрирования
Реферат Методы решения биматричных игр
Реферат Postmodernism Essay Research Paper In
Реферат Метод Лобачевського-Греффе
Реферат Метод релаксации переменных решения СЛАУ
Реферат Религиозная антропология: христианское учение о человеке в историческом и современном контексте
Реферат Методи дослідження мереж масового обслуговування
Реферат Особенности интенсивной терапии у больных терапевтического профиля
Реферат История болезни - кожные болезни (диффузный нейродермит)
Реферат Blood Donation Essay Research Paper The mental
Реферат Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне
Реферат Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей
Реферат Ринкова пропозиція та ринок досконалої конкуренції