Реферат по предмету "Культура и искусство"


Франция в эпоху Ренессанса

Франция вэпоху Ренессанса
В начале работы, передизучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма,целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические иисторико-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVIв. Именно это столетие было переломным в истории страны: отсословно-представительной монархии с феодальной экономикой Франция переходит кабсолютистской монархией с экономикой более-менее капиталистической. Этомусопутствовал и глубокие культурные, духовные перемены, как в обществе, так иумах людей, их мировоззрении. Ниже эти рассмотрим эти процессы подробнее.
Прежде всего, рассмотримвлияние итальянского Возрождения на Францию.
Сам факт появленияВозрождения именно в Италии не случаен. Великая и в тоже время простая античнаякультура открыла человечеству простор для развития. Искренне восхищениезападноевропейского человека античностью стало рычагом, позволившим ему понятьи транслировать античный способ отношения к миру и античные ценности. Здоровый,не испорченный авторитарностью способ отношения к миру итальянцев был обогащенвозможностями личностного развития. Это сочетание привело к рождению людей,личность которых уже во многом определяла тип культуры. В свою очередь,условием существования этой культуры являлось процветание новой личности.
В итальянском Возрождениивыделяют Проторенессанс (XII в. – XIV вв.) и Ренессанс, в котором, в своюочередь усматривают три периода: раннее Возрождение (в литературе с XIV вв.),высокое Возрождение (конец XV в.) и позднее (XVI в.). Во второй половине XVI в.наступает продолжительная феодальная реакция из-за политического иэкономического упадка в регионе.
В XV – XVI вв.Возрождение распространяется на северные страны, территориально близкие кИталии, но в тоже время существующие в юолее суровых климатических условиях, сотносительно недавним «варварским прошлым», в т.ч. Францию. Особенностями этогоСеверного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянскойгуманистической культуры.
В последней трети XV в.во Франции появляются первые гуманистические кружки.
В некоторых из них сталивысказываться идеи, близкие к реформаторским. Наиболее видный кружок сложилсявокруг Левефра д‘Эталя. Именно он в 1512 г. сформулировал главное положениеРеформации об оправдании верой. франция возрождениегуманизм
Под термином «гуманизм»большинство современных исследователей понимают прогрессивное движение эпохиВозрождения, основной идеей которого была идея антропоцентризма – т.е. человек,его мысли, желания, возможности. Надо подчеркнуть, что сам термин «гуманизм»возник в XVII в. Основным девизом гуманизма можно считать фразу Демосфена –«Человек – мера всех вещей». Деятели гуманизма своей целью ставилипроповедование человечности в отношениях между людьми, любовь к людям иуважение к ним. Появления гуманизма можно объяснить как прямое следствиеРенессанса – в противоположность основной идеи средневековья о том, что человек- ничто и полностью подчинен воле Бога, ставились идеи античных мыслителей овысокой значимости личности, индивидуальности и неповторимости каждогочеловека.
К концу XV в. во Францииустанавливается устойчивые ренессансные тенденции в литературе, живописи,скульптуре и т.д. Большинство французских исследователей относит завершениеРенессанса во Франции к 70-80 гг. XVI в., рассматривая конец XVI в. как переходот Ренессанса через маньеризм к барокко и позднее – классицизму.
Для раннего французскогоВозрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мерекультурных контактов с Италией.
С конца XV в. во Франциюприезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт ФаустоАндренини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Слапигер, художникиБенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи. Благодаря изяществу стиля труд ПавлаЭминя «10 книг о деяниях франков» служил примером для подрастающих поколенийфранцузских гуманистов.
Юноши из знатных ибогатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянскойкультуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на егоначальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток,что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементовкультуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французскогокоролевского двора. Покровительство нарождающейся французской интеллигенцииоказывали Анна Бретонская, Франциск I; традиции литературного кружка АнныБретонской продолжила впоследствии Маргарита Наваррская, привлекшая к себеРабле, Лефевра д’Эталя, молодого Кальвина, Клеммана, Маро, Бонававентюра и т.д.
И все-таки, нет основаниясводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, равно как ивыводить его генезис лишь из итальянских влияний. Культура французскогоВозрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой егозарождения явилось завершение политического объединения страны, складываниевнутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический,политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы.Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончаниеСтолетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.
Развитие гуманистическойкультуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. Ограмотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное числорукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборниковсредневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянскойгуманистической новеллистке («Великий образец новых новелл» Никола де Труа,«100 новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» Боккаччо с традицияминародной культуры Средневековья), которые открывают новое направление внародной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Францииспособствовало и распространение книгопечатания.
В 1470 г. при Сорбоннебыла создана первая типография, которая печатала латинских авторов. К концу XVв. количество типографий растет. Первые издания предназначались широкому кругучитателей, именно они закладывали основы традиции народных книг.
На развитие гуманизмаоказывали влияние не только контакты с Италией, но и Германией, Англией иНидерландами. Так, например Эразм Роттердамский находился в постояннойпереписке с деятелями французского гуманизма.
К деятельности кругаЭразма во Франции относились знаток латыни и филолог Роберт Гаген,филологи-эллинисты Лефевр д’Эталь, Гийом Броде, Луи де Берке. Популярностьюпользовалась «Похвал глупости», переделанная по заказу Людовика XII в спектакль«Принц дураков», который и был поставлен на парижской сцене в 1511 г.
Среди деятелей начальногопериода развития гуманизма во Франции особо хотелось бы выделить Лефеврад’Эталя и Гийома Боде.
Одним из наиболеевыдающихся французских гуманистов был Лефевр д’Эталь (1450-1536) – филолог,философ, теолог, математик. Он получил блестящее образование во Флоренции, былхорошо знаком с Пико делла Мирандолла, с его именем появление во Франции школыматематиков и астрономов. В 1512 г. он издал «Комментарии» к посланиям апостолаПавла, в которых высказывал необходимость критически относиться к ним какисторическому источнику. Его же перу принадлежит труд о необходимостипереосмысления трудов Сократа как виднейшего философа античности. Помимо этого,он перевел Библию на французский язык, осужденный Сорбонной как еретический.
Гийом Броде (1467-1540)так же являвшийся одним из вождей гуманизма, внес существенный вклад в изучениематематики, естественных наук, искусства, философии, римского права и греческойфилологии. Благодаря его стараниям была основана библиотека в Фонтенбло (позжеона стала основой Национальной библиотеки) и Коллеж де Франс, где преподавалисьгреческий, латинский и древнеарамейский языки.
Филологические изысканиябыли одной их наиболее сильных сторон гуманистической культуры этого периода,классическая латынь изучалась во многих гуманистических кружках, в крупныхгородах, например, в Лионе.
Королевский двор поощрялпереводческую деятельность, что обогащало французскую гуманистическую культурудуховными достижениями других стран, особенно Италии и Древней Греции. К концуXVI в. на французский были переведены все известные в то время греческиеклассики. «История» Фукидида в переводе Клода де Сейсселя стала популярнейшейкнигой во Франции XVI в. Эпоху культурной жизни общества так же составили ЖанаАмио (1513-1593), издание «Жизнеописаний знатных римлян и греков» Плутархапринесло ему славу лучшего переводчика и блестящего писателя.
Творчество ранееупомянутого кружка Маргариты Наваррской так же оставило заметный след вразвитии гуманистической литературы во Франции – его членами было созданобольшее количество стихотворений, отразивших философские, нравственные ихудожественные искания того времени. По сборнику «72 новеллы» — «Гептамерон»можно наблюдать эволюцию духовного мира самой Маргариты Наваррской – от мистическихпоисков молодости к принятию гуманистических идеалов жизни до осознанияпротиворечивости между этими идеалами и жизнью.
Пиком развитияфранцузской гуманистической литературы многие исследователи считают творчествоФрансуа Рабле (1494-1553) и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем Рабле,блестяще используя гротескные образы, иносказания и прозрачные намеки критикуетсредневековую схоластику и мистику, служителей церкви, описывает своигуманистические идеалы. Деятельность Франсуа Рабле и его идеалы, нашедшиеотражения в этом романе будут подробнее рассмотрены ниже.
Весьма значимую роль наразвитие гуманизма во Франции сыграла гражданская война последней четверти XVIв., которая привела к некоторому застою в культурной жизни. Специфика здесь втом, что страна, разделенная на две стороны — сторонников протестантов(гугенотов) и сторонников Католической лиги, сражалась, фактически и за то,чтобы либо максимально уничтожить достижения Возрождения во Франции, либоокончательно адаптироваться к ним. Таким образом, и светские деятели гуманизма,и деятели протестантизма оказались в одном лагере – победа реакционнойКатолической лиги означала бы фактическую смерть для них самих и их идей.Отсюда и та специфика позднего французского гуманизма, который совмещает в себеи классические черты Ренессанса, и идеи протестантизма.
Надо подчеркнуть, что вэтот тяжелый для гуманизма период философская мысль, самым ярким представителемкоторой являлся Петр Рамус (Пьер де ла Раме, 1515-1572), вывела парадигму,критикующую схоластический аристотелизм. «Все сказанное Аристотелем ложно» — афористическое выражение философского нигилизма и свободомыслия как начальнойточки развития европейской философской мысли нового времени.
Свободомыслие иноваторство отмечает лучшее, созданное гуманистами в XVI в., что в полнойстепени и образует гуманистическую культуру этого времени
Новое отношение клитературе сформировано в манифесте Жоашема Дю Белли (1522-1560) «Защита ипрославление французского языка». Дю Белли и единомышленники (особенно Ронсар)отказывались от наследия средних веков, и в равной степени переосмысливалиотношение к наследию античности. Во французской литературе и поэзии в середине XVIв. идет борьба двух школ – превозносящей античность и школы, стремящийсяпереосмыслить наследие античности критически. Последняя в итоге побеждает.Апогей ее успеха связан с поздним Ренессансом, и с деятельностью «Плеяды».(«Плеяда» — семь поэтических светил на литературном небосводе Франции. Данныйтермин был введен Ронсаром). В деятельности Плеяды можно проследить различныехудожественные направления – от позднего Ренессанса до раннего классицизма.Вождь Плеяды, «король» французских поэтов Пьер де Ронсар (1524 — 1585) обогатилпоэзию новыми жанрами – национально-патриотической одой, лирическими стихами и«гимнами». Здесь отдельно хотелось бы отметить то, что Ронсар осознает утопиюранних идеалов гуманизма о всеобщем счастье, но старается подменить ее надругую, основанную на мифе о «золотом веке», где блага «золотого века» будутсочетаться с идеалами Ренессанса и культурой античности. Творчество «Плеяды» вданной работе будет рассмотрено ниже.
Гуманистический интерес кчеловеку особенно проявился в портретном жанре. Торжественно фиксированные позыв портретах Жана Клуэ (ок.1475-1541) сочетались с остротой индивидуальныххарактеристик. Углублением в реалистическое начало стали портреты Фран Клуэ(1520-1572), жизнеутверждающее начало Ренессанса получили развитие вскульптурах и рельефах Жана Гужона.
В музыке активноразвивалось искусство песенной полифонии, воплотившей свойства французскогонародного пения (шансона). Значительную вклад сюда внесли гугенотские хоралыГудемеля.
Во Франции, как и вдругих странах, гуманизм подготовил почву для идей Реформации. В силуособенности реформационного движения во Франции ни в искусстве, ни в литературеXVI в. не сложилась прочная гугенотская традиция противостояния ренессанснойкультуре. Лучшие произведения протестантизма – Жана Моро, стихи и поэмыд’Обинье были созданы деятелями, творчество которых было теснейшим образомсвязано с гуманизмом. Благодаря длительной нерасчлененности гуманистического иреформационного течений, во Франции конфессиональная принадлежность не былаопределяющей в формировании мировосприятия. Так, весьма популярным средигугенотов было «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена де Лабоэси(1530-1563), выдающегося гуманиста, переводчика Ксенофонта и Плутарха, юриста,поэта, публициста. Оно послужило источником тираноборческих идей, первоначальноразвивающегося в среде гугенотов. Лабоэси использовал идею античных писателей,славящих республиканские ценности, идею Кальвина о республиканском устройствецеркви.
Идея народногосуверенитета присутствует в трудах крупного мыслителя этого времени ФрансуаОтмана (1534-1590). Он отмечал право на участие в управлением государства,высказывал идею об общественном договоре между государем и народом, требовалрегулярного созыва Генеральных Штатов. Более резкими были высказывания ФилиппаДюплеси. Продолжая идею Отмана, он допускал право народа на революцию принарушении общественного договора и узурпации власти государем.
Литература периодагражданской войны отмечена печатью кризиса идей Ренессанса. Накал страстей,оттеснение на задний план чувственных, языческих идеалов и наследия высокогоРенессанса характерно в это время для литературы гугенотов. Распря двух течений(Католической лиги и гугенотов) оканчивается лишь с воцарением ГенрихаНаваррского.
Выдающемся синтезом эпохигуманизма стали «Опыты» Мишеля Монтеня (1533-1592), вышедшие в 1580 г. иположившие начало новому жанру в литературе – несистемному эссе. В данномпроизведении Монтень противопоставляет живое, эмпирическое знание, основанноена эксперименте, схоластике и апологетике, хотя и не стремиться осознатьквинтэссенцию мироздания эмпирически, ему скорее присуща квиентация (отрешенноемиросозерцание). Продолжателем Монтеня стал его друг — проповедник Шаррон(1544-1603). Его трактат о мудрости – фактически переиздание основных идейМонтеня. Он менее скептичен и решающую роль в создании придает откровению.
Но стоит подчеркнуть, чтоименно его труды, и как труды Монтеня фактически заложили основу рациональногомировоззрения XVII в.
Социально-экономическоеразвитие Франции в XVI в. С конца XV в. Франция, как и другиезападноевропейские страны, вступает в эпоху раннекапиталистического развития. ВXVI в. во Франции не было единой национальной экономики как таковой, повыражению Ф. Брадена, «страна представляла собой пеструю мозаику из областей,живших своими ресурсами». Франция являлась страной, в которой одновременносочетались различные типы экономического развития.
В XVI – XVII вв. этосамое населенное государство Европы, к концу XV в. численность населениясоставляет 14-15 млн. человек. Прирост населения проходил, в соответствииритмам экономического развития страны: после бурного роста первой половины XVIв. произошел спад, совпавший с эпохой религиозных войн, а затем – медленный,задержанный Тридцатилетней войной экономический подъем в следующем столетии.
Страна имела прекрасныеприродные условия для успешного развития сельского хозяйства. К концу XVI в.традиционная разница в сельском хозяйстве между северными и южными областямиусилилась. Если на Севере доминировала монокультура зерновых, чемуспособствовала исключительная плодородность почвы, то на Юге природные условияблагоприятствовали поликультуре и крестьянских хозяйствах сочетались зерновые,фруктовые сады и виноградники. На этом фоне развивалась специализация малыхсельскохозяйственных районов, особенно винодельческих, вблизи крупных городов активноразвивалось огородничество. Основная ячейка сельской экономики была весьмагибкой формой, способной использовать специфику локальных природных условий,что породило крайнюю простоту крестьянских хозяйств.
К этому времени основнаячасть земель при тогдашнем уровне аграрной техники была освоена. Французскоекрестьянство в условиях густонаселенности страдало от безземелья. Техническоеоснащение сельского хозяйства оставалось слабым и экономика развиваласьмедленно.
К середине XVI в.большинство крестьян были лично свободными и владели землей на правахвечнонаследного держания, что являлось их важнейшим отличием от английскихкопигольдеров и приводило к фактическому превращению цензив в крестьянскуюсобственность, хоть и обремененную феодальной рентой.
Во второй половине XVI в.экономический рост в стране сменяется упадком: урожаи следовали за неурожаями,гражданские войны опустошали страну, а рост налогов приобрел катастрофическийхарактер; страна примерно на столетие погрузилась в экономические трудности. Вэтих условиях процесс обезземеливания крестьянства усиливается. Сеньоры,горожане и просто богатые крестьяне скупают и образуют средние и большие фермы.С каждым годом предприятия такого рода приносили все большие прибыли, поэтомупроцесс обезземеливания крестьян развивался по нарастающей.
Основными статьямикоролевского дохода во второй половине XVI – начале XVII вв. были поступления сдомена, прямой налог – талья, косвенные налоги на продажу соли и вина. Ссередины XV в. они из экстраординарных превратились в постоянные. Но их размеропределялся королем, которому приходилось считаться с возможностьюантифискального выступления. Сильнее всего облагались области королевскогодомена в центре и на северо – востоке страны. Отдаленные же провинции не без успехаборолись за снижение налоговой ставки.
Тем не менее, общийразмер налогов постепенно возрастал – если при Людовике XII налоги в годсобирали 3 миллиона ливров (70 тонн серебра), то Генрих II повысил эту ставкудо 13,5 миллионов (209 тонн).
Торговля. В XIV – XV вв.Франция была в стороне от главных мировых торговых путей. Старые шампанскиеярмарки, до конца XIII в. служившие важным центром контакта с севернымиобластями и Средиземноморьем, утратили свою значимость. Но с 50 — 70-х гг. XVв. Франция втягивается в систему мировой торговли благодаря купцам Италии,которые во главе с торговым домом Медичи переносят свои представительства изЖеневы в Лион. Это, а также политика Людовика XI, учредившего в Лионе ярмарки сисключительно благоприятным торговым режимом; удачное расположение Лиона — близслияния Сонны и Роны, связан водными путями с верховьями Сены и Луары,бассейном Рейна и Средиземноморьем,- все это превращает Лион в XVI в. вкрупнейший заальпийский центр итальянской торговли, своего рода распределительныйпункт левантийский пряностей и итальянских шелков во Франции. Французскиекупцы, разумеется, были недовольны, доминированием итальянцев в тандеме, но неимели достаточных средств, чтобы потеснить итальянцев. С другой стороны, онибыли как бы ученичестве у первейших негоциантов в Европе и получали долю в ихприбылях. Внутренняя же торговля была в руках у французов, итальянцы редкозабирались дольше Лиона.
Развитие промышленности вXVI в. значительно уступало развитию торговли. В основном ремесла сохранялисредневековый характер. Но все же в 30-гг. XVI в. начинает развиваться шелковыемануфактуры, расцвет которых приходиться на XVII в. В отношении книгопечатанияк 50-м гг. XVI в. Лион становиться одним из ведущих городов Европы. Нонесоответствие промышленной основы процветающей внешней торговли выдаетнеустойчивость структуры раннего капитализма во Франции.
В XVI в. таможенныйпротекционизм правительства уравновешивается широкой раздачей индивидуальныхпривилегий итальянским купцам, от кредита которых оно тогда зависело. Но все жекое -что было сделано – созданы ярмарки, сокращено количество внутренних пошли,организовано мануфактурное шелковое производство в Туре и Лионе. В 1535 г. былзаключен выгодный торговый договор Турцией, дававший итальянско-лионскомукапиталу право на монопольную торговлю под французским флагом. Впервыесистематическую политику меркантилизма стал проводить Генрих IV. Он поощрялразвитие сельского хозяйства, субсидировал привилегированные мануфактуры,установил систему таможенных отношений с Голландией и Англией, организовывалширокое дорожное строительство, поощрял промышленный шпионаж.
Трансформации вофранцузском обществе. Во второй половине XV в. во Франции начинает складыватьсяновая политическая система – ранний абсолютизм, расцвет которого придется напервую половину XVI в. Ранний абсолютизм стал новой фазой централизации, т.е.объединения французских земель, административной унификации, усилениякоролевской власти. Специфику раннего абсолютизма составило относительное равновесиеполитических традиций, характерных для сословно-представительной монархии сразвивающимися элементами административной или бюрократическойгосударственности.
Основой усилениякоролевской власти в этот период становится разрушение политической организациисредневековых сословий.
Перемена положенияпервого сословия – духовенства – связана с заключением в 1516 г. между королемФранциском I и папой Львом X Болонского конкордата, регламентировавшегоотношения между римской курией, галликанской церковью и французской короной. Былипересмотрены важнейшие пункты Прагматической санкции Карла VIII от 1438 г.Франциск отказался от декларации примата собора над папой, принцип выборностииерархов был заменен на королевское назначение на вакантные бенефиции с последующимрукоположением в сан. Это означало торжество монархического принципа и вдуховном и в светском воплощении. Галликанская церковь попадала в зависимостьот укрепления государства – для королевской власти право назначать на вакантныеместа было не только инструментом контроля за клиром, но и ресурсом длярасширения системы патроната.
Серьезные переменыпроизошли и в жизни дворянства. Многие дворянские семьи к XVI в. разорились илипресеклись. Их сеньории покупали представители нового дворянства буржуазного, ато и крестьянского происхождения. В XVI в. процесс обновления дворянствапротекал еще более интенсивно, например, еще до середины XVI в. преобладалооноблирование по благородным землям, а затем – уже по должности, занимаемой вгосаппарате или посредством королевских патентов.
Новые дворянские семьиотчасти вливались в ряды традиционного «дворянства шпаги», отчасти формировалисоциальный слой «дворянства мантии» — робенов. Высокопоставленные робены, темне менее, ко второму сословию, но наличие сеньорий хоть и не полностью, но сближалоих со старой знатью. Т.о. внутри юридически единого и экономически однородногоболее-менее единого второго сословия к концу XVI в. сложились двесамостоятельные и не сливавшиеся друг с другом социальные группы, что являлосьважной чертой французского общества XVI в.
Французское дворянство вXVI в. не было так экономически активно, как английские джентри, но наряду срасточительством среди дворян встречались и крепкие хозяева. Уже послеСтолетней войны во многих сеньориях был восстановлен домен и организованыфермы, но основные доходы дворянство получало по-прежнему от краткосрочнойаренды, капиталистической или переходной к капиталистической.
Государственный аппарат.К концу XVI в. относится возникновение министерств, но еще в XV – XVI в.большую роль стали играть финансовые секретари – чиновники канцелярии,первоначально приставленные к королю для записи его распоряжений, велипереписку с провинциями и державами. В эпоху религиозных войн в руках одного изних – Вильруа, было сосредоточено руководство внешней политикой, второй отвечалза военное ведомство, третий – за королевский двор, четвертый – запротестантскую религию. В связи с этим в XVI в. широко развиваетсягубернаторство. Наряду со старшими губернаторами провинций были и младшие –отдельных областей, городов и замков. В помощь губернаторам назначались игенеральные наместники, которые, как и младшие губернаторы, в основном являлисьродственниками губернаторов. Губернаторы ведали военными, административнымиделами и обороной провинции, контролировали провинциальную и муниципальнуюжизнь. Они выполняли роль связующих звеньев между провинцией и королевскойвластью и создавали в провинциях положительную по отношению к верховной властиатмосферу.
Хотя некоторые губернаторыи стали почти самостоятельными государями, этот институт был одним из важныхрычагов раннеабсолютистской централизации. К тому же власть губернаторов оченьчасто ограничивали королевские трибуналы — суды, и в первую очередь парламентские,претендовавшие на самостоятельное господство в провинциях.
Система королевскихтрибуналов, значительно разросшаяся в XVI в. включала в себя разнообразные позначению и функциям органы. Наиболее древние из них – бальяжи (на юге — сенешальства) — коллективные судебные органы, ведавшие общей администрацией,полицией ополчением и королевским доменом. Их было около сотни. Ниже бальяжейбыли первичные королевские суды – шателени, преватства. Выше – парламенты,которыми были верховные суды. Наиболее значимым из них был Парижский парламент,выдвинувшийся еще в XIII в. из состава Королевского совета и распространившийсвое влияние на треть королевства. В XV -XVI вв. по мере собирания французскихземель в ряде столиц провинций – Тулуза, Экс, Бордо, как следствие стремления ксамоуправлению также стали возникать парламенты.
Кроме судебных, упарламентов были широкие общеадминистративные функции и надзор за муниципальнымуправлением. Но самой важной привилегией парламентов было согласованиекоролевских указов путем проверки их на соответствие законодательству ипривилегиям провинций. Без такой регистрации законы не вступали в силу. С XV в.у парламентов появилось право ремонстрации – письменного протеста противнезаконности распоряжения. Обязательной регистрация становилось лишь при присутствиикороля в Парижском парламенте. Но провинциальное чиновничество, для которогоавторитет парламента был крайне высок, могло просто саботировать указ,разосланный с пометкой о принудительной регистрации. Реально же все зависело отбаланса сил – если позиции правительства были сильны, оно могло заставитьпарламенты принять указ, но в период кризисов ему приходилось отступать. Ноиногда и сильное правительство считало лучшим воспользоваться советомкомпетентных юристов и удовлетворяло ремонстрацию.
Наряду с парламентами ибальяжами существовал оформившиеся на протяжении XVI в. органы финансовойадминистрации. Сбор прямых налогов осуществляли чиновники – контебли, должностикоторых покупались финансистами. Косвенные налоги давались на откуп компаниям финансистов.Но процесс взимания налогов при этом контролировался королевскими трибуналами.К группе верховных судебных инстанций входили и местные счетные палаты, которыепроверяли финансовую отчетность и палаты косвенных сборов, разбиравшие вопросыналогообложения, Ключевым звеном финансовой администрации были созданные вовторой половине XVI в. финансовые бюро казначеев Франции, осуществлявшие вгенеральствах (финансовых округах) раскладку прямого налога — тальи — исдававшие некоторые косвенные налоги. Бюрократическая машина французскогоабсолютизма была самой мощной в тогдашней Европе, но в силу архаичности –продажи должностей, роли личных связей, политики привилегий в виде ремонстраций– она сохраняла в себе элементы сословного представительства.
Зарождение институтаинтендантства также относится к середине XVI в. когда в условиях обострениясоциально-политической борьбы в стране правительство стало значительно чащерассылать в свои провинции, профессиональных финансистов и юристов, призванныхпомочь губернаторам в технических вопросах управления. Уже в период религиозныхвойн интенданты по несколько лет стали задерживаться в провинциях, нопостоянными представителями правительства они стали в 30-40-х гг. XVII в.
Рост материальныхвозможностей государства проявляется также в военной и финансовой сферах.Феодальное ополчение — бан и арьребан утратили к XVI в. свое значение. Уже наисходе Столетней войны была создана постоянная наемная армия – ордонансовыероты, в которых к началу XVI в. служило около трех тысяч человектяжеловооруженных рыцарей – жандармов и четыре – пять тысячи конных слуг,несколько десятков тысяч лучников-ополченцев и швейцарская пехота, которыеиспользовались для гарнизонной службы. В годы Итальянской войны армия достигала30-40 тысячи человек. С развитием огнестрельного оружия рыцарская конница илучники постепенно утрачивали свое значение, ведущим типом военной организациистановиться наемная армия кондотьеров [11, 184]. Капитаны и полковники получалиили покупали королевский патент на вербовку легкой кавалерии и пехоты,вооруженной мушкетами и пиками. Численность армии в мирное время возросла исоставляла уже 25 тыс. человек.
Значительноактивизировалась в XVI в. законодательная деятельность государства. Появляются«большие ордонансы» с широкими проектами реформ, затрагивающими все сферы жизниобщества. Их эффективность была невелика, но они подготовили системноезаконотворчество кольберовской эпохи. Стоя на страже сословного строя страны,государство берет на себя определенные привилегий, обязанностей,взаимоотношения сословий и их комплектование. Слой высшей знати, теоретическиостававшийся аристократией крови, представляли собой созданную монархиейсоциально-политическую элиту; высшие дворянские титулы пэров и герцоговдавались только королем, который награждал ими выдвинувшихся на его службепридворных. Сама принадлежность ко второму сословию уже требует королевскогоподтверждения; в стране начинают проводиться расследования о законности прав натитулы, и только официальный приговор королевских комиссаров дает дворянамофициальное подтверждение их привилегий.
Меньше власть интересуютранги внутри третьего сословия, но и здесь не обходиться без ее вмешательства.Государственное регулирование проникает до самых низов социальной лестницы, иадминистрация даже берет на себя организацию государственного призрения,правда, в порядке частной инициативы.
Реформация и религиозныевойны. После пресечения со смертью Карла VIII (1483-1498) прямой линии династииВалуа трон Франции перешел к Валуа Оранским – Людовику XII (1498-1515) иФранциску I (1515-1547). Эти три царствования были эпохой прогрессивногоразвития, относительной социально-политической стабильностью и пышного расцветаренессансной культуры. В это же время Нормандия, Бургундия, Прованс и рядпрочих провинций в нарушение первоначально данных им хартий теряют своитрадиционные права, все более подчиняясь королевской власти. Хотя в целомунификация земель не была закончена, к началу XVI в. основной комплексфранцузских земель уже сложился
Тяготы налогового гнета,вызванные затянувшейся Итальянской войной, приводят к антифискальному протестуи началу административных реформ. Эти процессы определили правление Генриха II(1547-1559), ставшее переломным моментом в истории французского абсолютизма.Военное напряжение достигло апогея, рост налогов вызвал ряд восстаний и концуправления Генриха II начинается движение кальвинистов – гугенотов, что явилосьпоказателем общественного недовольства.
Реформация во Франциибыла одной из сторон кризиса средневекового христианства каксоциально-политической и религиозной системы, одной из фаз перехода отколлективной религиозности средневековья к более духовной и индивидуальнойрелигиозности.
Но все же кризиссредневековых христианских ценностей и распространение Реформации во Франциишло медленно, ведь Сорбонна была столица средневековой теологии и долгодоминировала в интеллектуальной жизни не только страны, но и Европы. Этосокращало возможности развития оппозиционных ей концепций. Но новое зарождалосьи во Франции, в частности, благодаря вхождению в нее Бургундского государства идругих северо-восточных областей.
В 20-30-х гг. во Францииусиливается учение Лютера, но Сорбонна, давно искоса смотревшая на усилениепротестантизма, парламент и большая часть население Франции активно сталивыступать против французских и иностранных реформаторов. Поскольку становилосьвидно, что протестанты выступают уже не столько за очищение веры, сколько засоздание своей собственной церкви, верховная власть должна была сделать выборлибо в пользу союза с католической церковью, либо в пользу войны с ней. Надосказать, что в то время среди государственных деятелей бытовало четкоепонимание, что религия – это орудие социального порядка, и нарушение единстваверы может повлечь за собой социально-политические потрясения. Кроме того,авторитет французских королей во многом зависел от католической церкви: она, вобмен на поддержку государства, декларировала божественный характер королевскойвласти, приписывала королям сверхъестественные свойства лечить некоторыеболезни прикосновением и т.д. Поэтому конечный выбор власти стал очевиден.Гонения на протестантов были особенно сильны при Генрихе II, когда приПарижском Парламенте была создана Огненная палата – специальный трибунал поборьбе с ересью.
К середине столетия,несмотря на гонения, протестантизм окреп. В 30-40 гг. во Францию приходят идеишвейцарских протестантов, особенно Кальвина. По мере укрепления его позиций вЖеневе, Кальвин в 50-х гг.начинает полномасштабную пропаганду. Во Францииорганизовываются тайные типографии и рассылка пастырей по стране. Рядыфранцузских кальвинистов росли, хотя многие из них внешне придерживалиськатолицизма. Во многом это было связано с конъюнктурой: в социальном планеразницы между католицизмом и протестантизмом не было, дворянство былорасколото: кальвинизм принимали обиженные двором дворяне или клиентелапротестантских принцев. Приверженцы новой веры имелись и во всех слояхгородского населения. Это было связано и сепаратизмом, особенно в южных и юго-западныхгородах. Юг Франции был старым центром еретических движений, к тому же егозавоевание католическим Севером XIII – XIV вв. было поверхностно.
Во время регентстваЕкатерины Медичи правительство пытается проводить в жизнь политику частичногоразрешения кальвинизма для того, чтобы избежать гражданской войны. Ноправительство регентши не завоевала авторитета, обстановка была накалена допредела. Вскоре, в 1562 г. вспыхнула первая религиозная война, спровоцированнаяубийством дворянами в Восси протестантов. Начался ряд войн, время от временипрерываемый перемириями, когда протестантом разрешалось свободное отправлениекульта; но каждый раз из-за вспышек фанатизма военные действия начиналисьвновь. Наиболее драматичными были события т.н. Варфоломеевской ночи – 24августа 1572 г. в Париже было убито несколько сотен протестантов, которыесобрались на свадьбу Маргариты Валуа и лидера протестантов Генриха Бубона,короля Наварры. Эта свадьба должна была стать последним актом в заключение мирамежду протестантами и католиками…Вести о «Парижской кровавой свадьбе» вызвалиряд погромов и в других городах, причем их жертвами стали как протестанты, таки католики.
Гугеноты на всплескнасилия ответили политическим ходом: в южных и юго-западных провинцияхпротестанты достигли политического преобладания и организовали унию городов,управляемых постоянными ассамблеями. В 70 гг. XVI в. протестантское«государство в государстве» фактически отстояло свою независимость.
В противовес все болееусиливавшимся протестантам в 1585 г. создается Лига – союз католических городовво главе с Парижем.
Вскоре разразилсядинастический кризис, совпавший с изменением политической конъюнктуры: в 1588династия Валуа прервалась, а единственный законный наследник — Генрих Бурбон,был протестантом и Лига не могла позволить ему получить корону. Началась эпохамеждуцарствия – самая тяжелое пятилетие в истории гражданской войны. Странуопустошали дворянские отряды и армии наемников. Франция была поставлена награнь национальной катастрофы – в Париже стоял приглашенный Лигой испанскийгарнизон, а испанский король Филипп II и папа обсуждали возможность возведенияна французский трон испанского принца.
Но центростремительныетенденции взяли верх – их сплотил переход Генриха Бурбона в католицизм. В 1594г. столица открыла ворота новому королю. Католические и протестантские вельможиза признание Генриха Бурбона легитимным правителем получили щедрые подарки –губернаторства, пенсии, придворные должности. Окончательным итогом религиозныхвойн стал Нантский эдикт 1598 г., завершивший серию эдиктов примирения –протестанты получили все гражданские права и возможность публичныхбогослужений. По дополнительным статьям эдикта им были сохранены в качествегарантии их военно-политические организации – регулярные ассамблеи, крепости,гарнизоны и др.
Таким образом, в XVI в.во Франции закладываются основы отличного от сословно-представительной монархии– монархии абсолютной. Укрепление и расширение бюрократического аппарата,активная законотворческая позиция власти и стремление к регламентации разныхсторон жизни общества, ослабление позиций церкви и подчинение ее государству –это те краеугольные камни, которые позже и стали основой французскогоабсолютизма как эталона. Тесно связано с ним и построение капиталистическойэкономики: у идейно новой государственной власти идейно новая экономическаябаза. Поскольку эти явления взаимосвязаны, очевидно, что экономический кризиссередины XVI в., вызванный религиозными войнами, и хозяйственной разрухой какследствием, негативно сказался и на становлении новой политической системы. Всвою очередь, недостаток государственных дотаций в сферу международной торговлии организацию мануфактур, значительно замедлил развития капитализма во Франции.
Эпоха Ренессанса исвязанные с ней идеи гуманизма началась во Франции более поздно, но развиваласьболее интенсивно, чем в других странах, в том числе и благодаря «импорту»Ренессанса. Проникновение произведений искусства, мастеров, мыслителей были темкатализатором, который ускорил процесс трансформации мировоззрения жителейФранции, а соответственно, и противоречия между представителями прогресса иреакции сделались более острыми. Тем не менее, ни католическая реакция, нигражданская война остановить развитие гуманизма не смогли, что означает, чтоФранция достаточно созрела, чтобы принять идеи Ренессанса и его культуру,несколько ассимилировав их. Хотелось бы отметить, что как раз наивысшиедостижения деятелей французского Ренессанса рождены на стыке античного наследияи традиционной культуры – роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», например,основан на народных преданиях о великане-обжоре, а дополнительно в него Рабледобавил свои гуманистические идеалы, изложенные, опять-таки народным языком.Тоже мы наблюдаем в музыке, скульптуре, живописи. Таким образом, идеи гуманизмахоть и пришли во Францию извне, но развивались с учетом местной специфики. Ещеодной специфической чертой французского гуманизма можно назвать сочетаниеантичного наследия, значимость которого в течение XVI в. все более подвергаетсясомнению, и протестантизма.

Список использованныхисточников
1. История Европы. — Т.3. — М.,1993.- 750 с.
2. История Франции. — Т.1. — М.,1972.- 410 с.
3. Жоашен Дю Белле. Римскиедревности. // Поэты Возрождения.-М.,-Гослитиздат. — 1955. — 283 с.
4. Культура Возрождения и общество. — М.,1986. — 435 с.
5. Лебедев С.Ю. Мироваяхудожественная культура. — Мн.: Дизайн ПРО, 2006. — 366 с.
6. Луков В.А. История литературы.Зарубежная литература от истоков до наших дней. — М.,2003. — 493 с.
7. Французская монархия и церковь (XV– сер. XVI в.). — М.,1992. — 112 с.
8. Ренессанс. Образ и местоВозрождения в истории культуры.-М.,1987.-489 с.
9. Соколов Б.В. 100 великих войн. М.,Вече.- 2005.-537 с.
10. Чернокозов А.И. История мировойкультуры.- Ростов-на-Дону. Феникс. -1997. – 472 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.