Реферат по предмету "Культура и искусство"


Типологизация художественных явлений

Нехвядович Л.И.
Чтобыопределить место художественным явлениям в искусстве попробуем вывести его изреальной истории принципы систематизации, стремясь к максимальной простоте инаглядности, а вместе с тем к единству и всеобщности этих принципов.
Конкретное,единичное художественное явление — это произведение искусства. Как в капле водысодержатся все основные свойства, так и в художественном произведениисодержатся все основные элементы искусства. Но где найти ключ к постижениюданного явления в целом? Органами чувств (зрением, слухом) мы воспринимаем лишьего чувственную оболочку, то есть внешнюю форму. Она представляет собой особуюструктуру, элементами которой является материал искусства, композиция и т.д.Если мы оставим материал в стороне как нечто самостоятельно существующее, тосовокупность особенностей, присущим элементам формы, можно определить какманеру, в которой выполнено данное произведение. Этот термин постоянно и широкоиспользуется в области пластических искусств, где внешняя — зримая — формавыступает особенно наглядно и необходим специальный термин для обозначения ееконкретного бытия в художественном произведении, ее особенной трактовки втворчестве отдельного мастера.
Чувственновосприняв внешнюю форму, мы постигаем в ней выраженную внутреннюю форму. Вовнешней оболочке образа проявляется его внутренняя сущность — характер. Способпостроения внутренней формы в единстве с внешней также требует наименования. Всоответствии с прочной традицией наиболее целесообразным представляетсяиспользовать в этом смысле категорию стиль. Стиль включает в себя манеру, но несводится к ней. Кратко его можно определить как эстетически организованнуюструктуру образного строя и трактовки формы, помня, что в эти два компонентавходит очень многое: взаимоотношения характера и среды, образа и обстоятельств,особенности овеществления сюжета и образов в чувственно воспринимаемых образах.
Завыступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы еепрактического, творческого осуществления. Для их обозначения наиболееподходящим является понятие творческий метод. Он существует более или менееосознанно до создания художественного произведения винтеллектуально-эмоциональной сфере духовной деятельности художника, направляяего работу и реализуясь в ее процессе. Реализацией метода и является стильпроизведения искусства. И стиль, и метод связаны только с проблемой«как», «каким способом» воплощено в художественномпроизведении идейно-эстетическое и эмоционально-эстетическое содержание. Толькок содержанию относится вопрос «что» воплощено — какая тема, идея, чувствои т.п. Метод обслуживает содержание и передает его в соответствующем стиле.Поэтому входящие в метод и стиль, и их структурные соотношения аналогичны. Вобщем, кратко можно определить творческий метода как способ формирования образа,способ трактовки формы и организации художественного произведения, включающейсюжетную взаимосвязь образов и композиционного построения.
Еслимы возьмем совокупность произведений одного художника, во всяком случае, напротяжении определенного периода, когда его творчество не претерпевало коренныхкачественных изменений, мы увидим присущие им общие особенности как в стиле (азначит и в методе), так и в содержании. Эта общность является индивидуальнымстилем художника, и в зависимости от степени такой общности можно говорить обольшей или меньшей определенности стиля и индивидуального метода, которым онобладает.
Художниковв свою очередь всегда можно объединить в группы по общности, присущей ихиндивидуальным стилям и методам, а значит, в конечном счете, и каким-то важнымсторонам содержания их творчества. Так мы поднимаемся на следующую ступеньобобщения по лестнице типизации художественных явлений и понятий. Совокупностьпроизведений многих художников, связанных общими принципами метода, соответственностиля, а затем и существенной общностью содержания, мировоззрения образуетконкретно-историческое художественное направление. Его историческаяконкретность заключается в том, что оно неразрывно связано с определеннойэпохой, обусловлено неповторимыми особенностями данного этапа историческогоразвития и поэтому само является неповторимым.
Вместес тем один и тот же тип исторических условий в разных странах может приобретатьразную специфику. Эта специфика, как и географические, этнические, национальные,психологические особенности, определяет характер национальных культурныхтрадиций. В результате на параллельных этапах исторического процесса в разныхстранах могут возникать направления при всей их общности разные по стилю. Мывидим это, например, сравнивая стадиально близкие этапы развития средневековогоискусства Западной Европы с одной и, с другой, — Византии, Руси, Грузии, Армении.Различия сказываются здесь не столько в основных принципах метода, сколько вконкретных внешних формах его стилевого воплощения. В результате стили, нетеряя родственности, выступают как самостоятельные явления. А объединенные имихудожественные произведения образуют уже не только конкретно-исторические, но иконкретно-национальные направления.
Прислиянии искусства разных стран в одно стилевое направление вопрос онациональных художественных особенностях не снимается. В таком случае этиособенности недостаточны для того, чтобы создать разные стили, но достаточныдля выделения такой промежуточной категории, как национальная художественнаяшкола и соответственно ее стиль. Если в одной стране отдельные районы илиотдельные культурные центры, в силу различных исторических причин живутдостаточно самостоятельной духовной жизнью, в национальных школах выделяютсяеще и местные школы по присущим их искусству своеобразным признакам.
Таксоздается ступенчатая связь:
отдельноехудожественное произведение;
совокупностьпроизведений, созданных одним художником в пределах качественно устойчивогометода и стиля;
ещеболее широкая общность творений искусства и их творцов в рамках местной, азатем и национальной школы;
самаяширокая общность — стилевое направление.
Соответственномногоступенчатым оказываются понятия творческого метода и стиля:
водном художественном произведении;
виндивидуальном творчестве художника;
вместной или национальной школу;
втом или ином направлении.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.inostranka-newlife.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.