Реферат по предмету "Культура и искусство"


Театр Шекспира

Министерствообразования и науки Украины
Кировоградскийнациональный технический университет
Тема
«Театр Шекспира»
Выполнила
ст. гр. ЕНМ-08
Фомиченко А.В
Проверила
Коломиець Е.Б
Кировоград 2010

Театр «Глобус», один изстарейших лондонских театров, расположенный на южном берегу Темзы.
Славная история театраШекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большойлюбовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичныхобщедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительныематериалы, оставшиеся от разобранного здания самого первого общественноголондонского театра (он так и назывался — «Театр»). У владельцев здания, труппызнаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они ирешили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, былпричастен и ведущий драматург труппы — Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним изпайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда камергера».
С именем этой труппысвязано творчество Шекспира — его драматическая и актерская деятельность.Именно постановка произведений Шекспира и других драматургов эпохи Возрожденияделали этот театр одним из важнейших центров культурной жизни страны. Именно вэто время (с XVI века) сценическое искусство из любительского превращается впрофессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих сначала бродячеесуществование. Они переезжают из города в город, давая представления наярмарках и в гостиничных дворах. Стало развиваться меценатство. Представителибогатых аристократических родов принимали актеров в состав своей челяди — этодавало им официальное общественное положение, хотя и чрезвычайно низкое.
Актеры считалисьслугами какого-либо вельможи. Это положение актеров и зафиксировалось вназвании трупп — «Слуги лорда Камергера», «Слуги лорда Адмирала»,«Слуги лорда Хендсона». Когда на престол вступил Иаков I, правопокровительствовать труппам было предоставлено только членам королевской семьи.Соответственно труппы были переименованы в «Слуг его величества Короля» или«Слуг его высочества Наследного принца» и т.д.
Театр в Англии с самогоначала формируется как частное предприятие им занимаются предприниматели. Онистроили театральные здания, которые сдавали внаём актерским труппам. За этовладелец получал крупную долю сборов со спектаклей. Но существовали и актерскиетоварищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которойсостоял Шекспир. Не все актеры труппы состояли пайщиками — актеры победнее былина жалованье и в дележе доходов не участвовали. Таково было положение актеровна второстепенных ролях и подростков, игравших женские роли. Каждая труппаимела своих драматургов, писавших для нее пьесы.
Связь авторов с театромбыла весьма тесной. Именно автор разъяснял актерам как следует ставить пьесу.Материальное положение драматургов, работавших на предпринимателей и жившихтолько на литературный заработок, было достаточно трудным. Актер-пайщик и драматургШекспир смог добиться более благоприятных условий для своего творчества. Крометого, у него были покровители. Значительные суммы он получил от графаСаутгемптона. Но в целом труд драматурга ценился низко и оплачивался плохо.Местом для театральных представлений служили и банкетные залы во дворцах короляи знати, дворы гостиниц, а также площадки для травли медведей и петушиных боев.
Специальные театральныепомещения появились в последней четверти XVI столетия. Начало строительствупостоянных театров положил Джемс Бербедж, соорудивший в 1576 году помещение длятеатральных представлений, которое он назвал «Театр».
В Лондоне с конца XVIвека было три вида театров — придворный, частный и публичный. Они различалисьпо составу зрителей, по устройству, репертуару и стилю игры. Театры для широкойпублики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, то есть запределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританскимдухом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Городские театры былидвух типов. Эти театры не имели крыши. В большинстве случаев они были круглойформы.
Театр«Глобус» был восьмигранным. Его зрительный зал представлял собойовальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шлиложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан.Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые привилегированные зрителисидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 (3000, по разным источникам)человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие занять места на галерееплатили за это дополнительно, так же как и зрители, сидевшие на сцене.Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном свете, безантрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее отличительнойособенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум и балкон в глубине — так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля.
Сценическая площадкавдавалась в зрительный зал — публика окружала ее с трех сторон. Позади сценынаходились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Сценапредставляла собой помост высотой около одного метра над полом зрительногозала. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк, черезкоторый появлялись «привидения» (например, тень отца Гамлета) и кудапроваливались грешники, предназначавшиеся для ада (как Фауст в трагедии Марло).Просцениум был пустым. По мере необходимости сюда выносили столы, стулья ипрочее, но по большей части сцена английского театра была свободна отреквизита.
Сцена делилась на тричасти: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили ивыходили актеры. Над задней сценой находился балкон — в хрониках Шекспира набалконе появлялись персонажи и предполагалось, что они находятся на стенезамка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Вышеверхней сцены помещалось строение, которое называлось «хижиной». Онои по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили длятех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульеттаво втором акте трагедии.
Когда в театреначиналось представление, на крыше хижины вывешивался флаг — он был далековиден и служил опознавательным знаком того, что в театре дается спектакль. В ХХвеке не раз режиссеры будут возвращаться к принципам бедного и аскетичноготеатра времен Шекспира, вплоть до эксперимента по размещению зрителей на сцене.
Писаных декораций втеатре «Глобус» было очень мало. Театр помогал зрителю пониматьпроисходящее, вывешивая, например, таблички с надписями — с названием пьесы, собозначением места действия. Многое в этом театре было условным — одно и то жеместо изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, топомещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о переменеместа действия.
Внешняя бедность театратребовала от публики активного восприятия спектакля — драматурги, в том числе иШекспир, рассчитывали на воображение зрителей.
Например, пьесаШекспира «Генрих V» заключала в себе изображение дворцов английскогои французского королей, сражения и битвы двух больших армий. Показать этого насцене не могли, потому Шекспир прямо обращался к публике:
Простите, господа, кольслабый ум.
Решился на такихподмостках жалких
Изобразить высокийстоль предмет!
Как здесь, где петухамлишь впору биться,
Вместить равниныФранции? Иль скучить
Здесь в деревянном«О» одни хоть шлемы,
Наведшие грозу подАзинкуром?
Простите же!
Но если рядом цифр
На крохотномпространстве миллионы
Изобразить возможно, топозвольте
И нам, нулям ничтожнымв общей сумме,
Воображенья силу в васумножить!
И далее Шекспир прямотребует от зрителя, чтобы он представил все то, что сцена того времени не моглаизобразить:
Себе представьте вы,что в этих стенах
Заключены два мощныхгосударства...
Пополните все недочетынаши
Фантазией своей...
/>
Театр воспитывалвоображение публики, доверял ей, и она не требовала полной материализациивсего, что слышала из уст актеров. Можно утверждать и то, что актерскоеискусство эпохи стояло на большой высоте. Вся блистательная драматургияШекспира осталась бы неоцененной, если бы актеры не сумели донести ее дозрителей.
Впрочем, подобнаяпростота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус»очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сценеставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохивозрождения
Шекспировские пьесытребовали от актера естественности, когда всякая страсть должна знать свою меруи сообразовывать всякое действие с речью.
Театр был одним изизлюбленных развлечений того времени, несмотря даже на то, что пуритане,религия которых запрещала любые развлечение, категорически выступали противтеатрального искусства.
Однако в 1613, во времяпремьеры шекспировского «Генриха VIII», в театре случился пожар: искра отсценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частьюсцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, ноздание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собойсмену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспирперестал писать пьесы.
Письмо о пожаре в«Глобусе»
«А теперь я развлекутебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры ЕгоВеличества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII),представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка былаоформлена с необычайной пышностью, и даже покрытие на сцене было удивительнокрасиво. Рыцари орденов Георгия и Подвязки, стражники в расшитых мундирах ипрочее -всего хватало с лихвой, чтобы сделать величие узнаваемым, если несмехотворным.
Итак, король Генрихустраивает маску в доме кардинала Вулси: он появляется на сцене, раздаетсянесколько приветственных выстрелов. Одна из пуль, по-видимому, застряла вдекорациях — и тут все произошло.
Сначала был виден лишьнебольшой дымок, на который зрители, увлеченные тем, что происходило на сцене,не обратили никакого внимания; но через какую-то долю секунды огонь перекинулсяна крышу и стал стремительно распространяться, уничтожив менее чем за час всюпостройку до основания. Да, то были гибельные мгновения для этого добротногостроения, где и сгорели-то всего лишь дерево, солома да несколько тряпок.Правда, на одном из мужчин загорелись брюки, и он мог запросто поджариться, ноон (благодарение небесам!) вовремя догадался потушить пламя с помощью эля избутылки."
Сэр Генри Уоттон
Вскоре здание былоотстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частьюсцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «второмГлобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелемне был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни былотеатральных увеселений.
В 1644 пустовавший«второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театрапрервалась более чем на три века.
Идея современнойреконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, аамериканскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру. Он приехал вЛондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленникамипо крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкеросновал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный дляреконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра ипостоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытияреконструированного «Глобуса».
Ориентиром для воссозданиятеатра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также — близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «доглобусовские» времена.
Новое здание построеноиз древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. ирасположено почти на том же месте, что и прежде — от старого «Глобуса» новыйотстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается ссовременным техническим оснащением здания.
Новый «Глобус» былоткрыт в 1997 под названием «Шекспировский театр «Глобус»».Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши,спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшемлондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом свосстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященныйШекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция,посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразныетематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самомунаписать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановкешекспировской пьесы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прикладной или системный?
Реферат The Great White Shark 2 Essay Research
Реферат Бродовский, Антоний
Реферат «Астраханский государственный технический университет»
Реферат МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ НОРМЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Реферат Необходимая оборона 2
Реферат Инновационные конфликты
Реферат Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом
Реферат "Многоликость" внутреннего мира Чичикова на литературном материале поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Great Essay Research Paper Undesirable want reveals
Реферат Технология инкубации яиц, выведение, обработка и сортировка цыплят-бройлеров в ООО "Реал"
Реферат Виды спорта с элементами ориентирования
Реферат Защита копирования DVD
Реферат Кречетников, Михаил Никитич
Реферат Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рынка