Реферат по предмету "Культура и искусство"


Субкультуры: типология, признаки, виды

Вступление.
Сравнительнонедавно мировая культурология обратила внимание на феномен субкультуры, на егороль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, болеетого сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная,затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемыподключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многиеисследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет,наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, краспознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразныйисследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются уже в конце 60-хгодов.
Даннаятема является особенно актуальной в наше время, так как в современном миремногие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскомувзгляду и заметно влияющие на человеческий социум.
Субкультура— это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группылюдей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Теориясубкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциациисовременного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения тойже реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы,локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из такихопределений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления:символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуресообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), местав иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальнойактивности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений,контркультуры и т.п.). При этом очевидна прикладная ориентация многих из этихтеорий. Поэтому необходимо дать такое определение, которое бы охватывало всеперечисленные аспекты.
Итак,с точки зрения культурологии субкультура — это такие объединения людей, которыене противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Всвоей работе я бы хотел рассмотреть тему субкультуры, подробнее остановившисьна возможно полном раскрытии самого термина «субкультура» и основных методахтипологизации, охарактеризовать составляющие и признаки субкультуры, а такжепривести примеры субкультур, наиболее широко распространенных в современномобществе.
1. Понятие «субкультура», типологизация субкультур.
Самопонятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородностикультурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированномобществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая,эстетическая, мировоззренческая система — профессиональная, поддерживаемаяэлитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за еепределами, — область профанного, бытового, — лишалось статуса «культуры» (ср.:обыденные представления о “культурном” и “некультурном” — поведении, вкусах,речевых стереотипах и т.д.).
Хотяпоявление термина “субкультура” в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в.,настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиямимолодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е.«под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие“дневную поверхность” господствующей культуры. Это понятие использовалось вряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground(подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональныхкультурных явлений как низовых – в противоположность «высокой» официальнойкультуре. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежногопротеста против ценностей общества потребления, трудовой этики итехнократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура»,определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще,противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура»первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные.Со временем, однако, оно получило иной смысл.
Эстетика,этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая «молодежнаякультура». Обнаружилось существование и других культур (например, детской),отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными исимволическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию «субкультуры»,впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается какобозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характерсовременного общества.
Втаком прочтении концепция «субкультуры» оказалась чрезвычайно плодотворной какв научно-эвристическом (программа описания различных сегментов и вариацийкультуры), так и в практически-прикладном отношении. С этим последним связанряд ее модификаций, среди которых в последнее десятилетие наиболее актуальна,пожалуй, концепция «жизненных стилей» (life styles), под которыми понимаютсяособенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языкаи символики, в целом образа жизни, — характерные для различных социальныхгрупп.
Единойустоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Определениепонятия «субкультура» затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в егооснове понятия «культуры» и существования огромного множества его определений.Каждая наука понятие «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своихпредмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболеераспространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризуемих.
Системно-динамическийподход заключается в представлении субкультуры как сложной системы,претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описываетвзаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессеодни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают.Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетаниясоциальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее всебе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивидак индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс.Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей снабором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархическиорганизованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются пособственным законам, отличным от законов нижнего уровня. Трофический подходоснован на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофическиеуровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мирачеловеческих чувств в мыслительные образы. Экологический подход рассматриваетсубкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурнойсреде. Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультурраспространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясьв массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массупораженных. Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре каксистеме познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которыхвоспринимается окружающая действительность.
Помимоперечисленных выше подходов, в границах гуманистической традиции известныеметодологи Шварц и Якобс выделили два основного направления, избирающихразличные исследовательские стратегии (парадигмы) изучение и описаниясубкультуры — реконструкцию жизненного мира и изучение социальных форм. Краткоохарактеризуем их.
Реконструктивистскаястратегия (парадигма) ставит своей целью наиболее полное воспроизведениямировоззрение представителей определенной группы, ее картины мира. Основнымисследовательским приемом является феноменология. В пределах этой стратегиивыделяют еще два направления (феноменологические модели): сциентизм иэкзистенциализм. С позиций сциентизма, все люди мыслят примерно по однимпринципам — в соответствии с требованиями научной методологии, выдвигают ипроверяют гипотезы, создают теории и фальсифицируют их. Весь жизненный мирздесь можно представить как совокупность знаний, развивающихся по законамразвития научного знания. Противоположным является экзистенциальноенаправление. Основное внимание здесь уделяют аспекту эмоциональных переживаний,а не воображаемым структурам, как у сциентистов.
Стратегия,изучающая социальные формы (инструктивистская парадигма), изучает правила,позволяющие самому исследователю стать членом данной субкультуры. Формыпредставляют собой типичные образцы социального взаимодействия, каковымиявляются приветствие или ухаживание. Формы задаются правилами, которыеопределяют, какие ходы допустимы в этой игре, а какие нет, однако партии,складывающиеся из ходов, являются результатом творчества самых участников.Изучаются именно игры и правила мышление, а также действия, образующие их.Символические системы возникают как средство адаптации к окружающейдействительности и решения неотложных проблем; эти системы передаются в ходеинкультурации прежде всего как инструкции по поведению в некоторыхпроблематичных ситуациях. Большинство «субкультур» не располагают развернутымитекстами, передающими общее мировоззрение их участников, зато они всеразъясняют новичкам, как им себя вести и как им себя чувствовать.
Разумеется,вся совокупность научных подходов не ограничивается этим перечнем, но данныеподходы наиболее распространены, и именно на их основе предпринимаются попыткитипологизации и интерпретации субкультур.
Кромеуказанных выше основных подходов к изучению субкультуры, по нашему мнению,заслуживает внимания и предложенная К. Соколовым концепция социокультурнойстратификации, понимающая субкультуру в первую очередь как явлениесоциально-психологическое и художественное. Согласно этой концепцией,субкультура — это не что иное, как картина мира, общая для определенной большойгруппы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство,оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путемформирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождаютразнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществеинтегрирует в единую культурную систему «ядро культуры». Речь идет обобщенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальнойкультуры.
Назовемеще несколько известных на сегодняшний день типологизаций субкультур. Например,Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует следующие 10 типов: субкультурабедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая,криминальная, молодежная, периферийная и элитарная. А. Шилова, предлагаяпрограмму учебного курса «Социология девиантного поведения», выделяет3 типа субкультур: делинквентную (преступную), молодежную и профессиональную.
2. Составляющие и признаки субкультуры.
Помнению Слюсаренко Н.Н., составляющими субкультуры и одновременно признаками ееоказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образжизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки,умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности.
Критериемналичия и сформированности субкультуры является совокупность указанных вышепараметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальнаягруппа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от другихобщностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широкомсмысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой являетсяпрежде всего культура, а не место в системе общественных отношений.
Расскажемпоподробнее о каждой составляющей.
Знание(картина мира в узком смысле): под этим понятием имеется в виду всясовокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности,отталкиваясь от которых индивид выстраивает целостный образ социального мира исвоего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация вжизненном пространстве. Здесь следует определить, каким образом происходитработа с социальной информацией и какие элементы социального мира при этомвыделяются, а также механизмы, обслуживающие процесс построения данного образа.
Ценностимы будем понимать как компонент социальной системы, наделенный особым значениемв индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект(материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый — в том случае,если таковой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц.В любой системе ценностей можно выделить: 1) то, чему отдают предпочтение внаибольшей мере (акты поведения, приближающиеся к социальному идеалу; это то,чем восхищаются, но чего не всегда придерживаются); 2) то, что считаетсянормальным, правильным (так поступают в большинстве случаев); 3) то, что неодобряют, осуждают и — на крайнем полюсе — считают аморальным, преступным.
Кценностям, которые будут характеризовать и будут выделять субкультуры кактаковые, мы отнесем именно те ценности, которые присущи определенной социальнойгруппе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.
Стильи образ жизни: эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стильжизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься каксоциально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведениялюдей. Это понятие позволит сконцентрировать внимание на субъективной сторонечеловеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведенияиндивида, семьи, других социальных групп.
Образжизни, соответственно, будет охватывать совокупность типичных видовжизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, примаемого всовокупности с условиями жизни, которые ее определяют. Эта категория даетвозможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферыжизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру, выявлятьпричины их поведения, обусловленного укладом, уровнем и качеством жизни.
Социальныероли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида вкультуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разныхобстоятельств. Можно утверждать, что описать все возможные обстоятельства врядли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, вкоторые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человеквыполняет определенную роль (как правило, одну). Инвариантный классобстоятельств предполагает ограниченный набор ролей; выполняя их, различныеличности реализуют одни и те же требования институтов, выработанные для данныхклассов обстоятельств и способные быть отражением своеобразности субкультуры.
Кстилю и образу жизни, который будет характеризовать и отличать субкультуру кактаковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни,роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом иконкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.
Социальныеинституты как системы норм: понятие института мы понимаем как относительноустойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуетсяжизнь общества, обеспечивается устойчивость связей и отношений в пределах егосоциальной организации. Деятельность социального института определяется:во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующихсоответствующие типы поведения; во-вторых, его интеграцией всоциально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, чтопозволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иногосоциального института, осуществлять социальный контроль над институционнымитипами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий,обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществлениесоциального контроля. В связи с этим социальные институты могут бытьохарактеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной)структуры, так и внутренней, то есть с позиции содержательного анализа ихдеятельности. Нас будет интересовать именно внутренний (содержательный) аспектих деятельности.
Изсодержательного взгляда, социальный институт — это набор целесообразноориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Этистандарты поведения нормативно урегулированы. Они закреплены нормами права идругими социальными нормами. В границах социальной практики возникаютопределенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы,регулирующие эту деятельность, концентрируются, группируются в определеннуюсистему, которая обеспечивает данный вид социальной деятельности. Такойсистемой и служит социальный институт.
Каждыйсоциальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретнымифункциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов иролей, типичных для данного института.
Различныесубкультуры имеют свои способы упорядочения их жизни как субкультур. В пределахсубкультур могут возникать определенные специфические для них институты(например, “пахан” на зоне и т.п.). Эти институты обнаруживают присущую имспецифическую иерархию.
Институт,как мы уже отмечали, предполагает определенную систему норм, усваивающихся впроцессе социализации. Одни из них осознаются (независимо от того, писаные ониили нет), а другие не осознаются. Можно предположить, что субкультура держитсякак раз на несформулированных и несознаваемых нормах. Обучение таким нормамосуществляется на примерах, то есть в процессе реального поведения. Реальноеповедение — это проявление определенной роли, предусмотренной в определенноминституте, при соответствующем инвариантном классе обстоятельств.
Потребностимы будем понимать как состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующеедеятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат воснове образования ценностей. Человеческие потребности бывают неосознанными (ихназывают влечениями) и осознанными. Осознание потребностей служит формированиюинтереса, мотива, ориентации, установки, цели, решение, действия. По критериюпроисхождения потребности разделяют на естественные, или биогенные, то естьпервичные (в самосохранении — пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохраненииздоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и т.п.) и социогенные,вторичные (в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви ит.п.; в знаниях, саморазвитии; в творчества, самовыражении). Первичные ивторичные потребности имеют социальный характер: они опосредствуются обществом,которое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.
Насбудут интересовать, прежде всего, именно социальные потребности людей:потребности в общении, в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии,самовыражении; социогенез вторичных потребностей; особенности общественногоформирования конкретных проявлений и способов удовлетворения такихпотребностей.
Склонностьмы будем понимать как устойчивую ориентированность человека на что-то, желаниезаниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется иразвивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Кпотребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделятьсубкультуры как таковые, мы отнесем потребности и склонности, присущиеопределенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры)в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определеннойсубкультуры.
Взависимости от цели и задач исследования для полноты картины помимоперечисленных выше базовых признаков, вводятся дополнительные: пол, возраст,благосостояние, проживание на определенной территории, определенные временныеограничения и т.п. Это наиболее полное описание реально существующихсубкультур, выявление их социальных, региональных и историко-стадиальныхособенностей. В таких условиях предлагаемое Ю. Савельевым распределениесубкультур на три взаимосвязанных типа (социальные, региональные,историко-стадиальные) имеет смысл.
3. Примеры субкультур.
Музыкальныесубкультуры. Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являютсямолодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имиджмузыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджупопулярных в данной субкультуре исполнителей.
Однойиз первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежноедвижение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности,мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры.Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальноедвижение растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфическогоимиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убежденийрастаманов — пацифизм и легализация марихуаны.
В1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки.Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладалиярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остаетсяидеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появиласьготическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии,эстетика фильмов ужасов и готических романов.
ВНью-Йорке в конце 70-х, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хопкультура. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свойжаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическоеискусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп сталчастью молодёжной культуры во многих странах мира.
В90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и кибер-панки.Субкультура «эмо» одна из самых молодых (большинство ее представителейнесовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративностьповедения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скороготехногенного апокалипсиса и засилием технократии.
Хотелосьбы подробнее остановиться на субкультуре «хиппи» как на одной из тех, котораязначительно повлияла на наш мир. В 40-х — 50-х годах XX века в США средипредставителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавшийджазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формироваласьвокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельноразвитию рок-н-ролла из джаза.
Началомдвижения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультурыявлялось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл,употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили вкоммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании — Свободный город Христиания),путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой ирелигиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из нихбыли вегетарианцами. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавалицветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так жеиспользовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их сталиназывать «детьми цветов».
Пикпопулярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когдабыли выпущены неофициальные гимны хиппи — A «San Francisco (Be Sure To WearSome Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas,исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s LeavingHome» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка.В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы»,участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связанапопуляризация нудизма.
В1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение кэтому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийствчленами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов итрагедии в Альтамонте на концерте The Rolling Stones. Повзрослев, многие хиппиприняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принималопанк-мировоззрение.
Хиппипоказали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Дляпонимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе подвлиянием движения хиппи: терпимость к расовым различиям; легализация ПАВ вомногих странах; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства;антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии;экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм.Быть хиппи — значит верить в мир, как способ разрешения разногласий междулюдьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость.Любить — значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободувыражать себя. И уж, конечно, не осуждать их за внешний вид. Это суть философиихиппи.
Дляпредставителей движения «хиппи», в соответствии с их миропониманием, характерновнедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера браслетов(фенечек) и прочее, а так же использование текстиля окрашенного в технике«тай-дай» или иначе «шибори».
Однимиз символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», которыйхиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусахгруппы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам ишокировать их обитателей разными выходками.
Еслипод политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе,то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире,основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своимтворчеством, в том числе творчеством социальным. Попытки использовать хиппи вполитических целях неэффективны.
Идеяреволюции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников —вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновенийпредлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихсятвоих убеждений.
Интернет-сообществои интернет-культуры: с середины 90-х годов 20-го века, с распространениемповсеместно интернет технологий, стали расти появляться интерактивныесубкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко Хакеровотносят к субкультуре.
Арт-субкультуры:большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошлииз увлечений определенным видом искусства или хобби. Например, зародившиеся всередине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанноИгротехническое общество. Увлечение японской анимацией породило фэндом «аниме»,который в итоге перерос в субкультуру отаку или анимешников. Для нее характерноувлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Такжев последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечениеантропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфныхперсонажей.
Индустриальныеи спортивные субкультуры: в начале 20-го века с романтизацией городского образажизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные(городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатовмузыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказаликомпьютерные игры (к примеру, Fallout).
Кспортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов ибайкеров.
Контркультуры:наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Еепоявление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки вотдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. Врезультате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархическойлестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет своиотличительные особенности. Яркий пример в отличии «сицилийской мафии» США,которая наследовала многие христианские традиции и «советского уголовногомира», который основывался на коммунистических правилах. В России после 90-хгодов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементыблатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят кпредставителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), невыделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считатьноминальным.
Ещеодин яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхэдов.Зародившаяся как музыкальная субкультура (Регги, Ска), впоследствии частьсубкультуры скинхэдов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако ненадо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (например традиционныескинхеды проповедуют здоровый образ жизни) и радикальную часть субкультуры(контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др.политическими убеждениями.
Заключение.
Итак,в работе было пояснено значение самого термина «субкультура» с  помощью рядаряд наиболее распространенных подходов к изучению этой части культурологии. Этотакие подходы, как системно-динамический, синергетический, информационный,генетический, иерархический, трофический, эпидемиологический, экологический, когнитивный,а также реконструктивистская и инструктивистская парадигма, концепциясоциокультурной стратификации.
Такжебыло охарактеризовано составляющие и признаки субкультуры, которыми являютсязнание; ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм;процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребностии склонности.
Многообразиесубкультур было подтверждено на примерах, включивших в себя лишь малую толикусуществующих субкультур.
Итак,тема субкультур – это одна из интереснейших тем, изучаемых в культурологии. Онаобширна и многогранна. Она жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры нестоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все шире охватываютчеловечество, и утверждение, что каждый человек хоть «немного» принадлежит ккакой-либо субкультуре, уже не кажется такой абсурдной, как, скажем, 100 летназад. Субкультуры приносят в нашу жизнь новые идеи и ценности, и я считаю, чтоэто без преувеличения один из движущих факторов культуры.
Список литературы
1.Бельский В.Ю., Беляев А.А. «Социология», М., «ИНФРА — М»,2005. – 399 с.
2.Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебныхзаведений. — М., 1996. — 591 с.
3.Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. — М., 1996. — 280 с.
4.Савельев Ю.Б. Взаимодействия субкультур как фактор социокультурного развития:Автореф. дис.… канд. филос. наук. 09.00.03.— Киев, 1997. — 26 с.
5.СлюсаревскийН.Н. Субкультура как объект исследования. – www.countries.ru/library
6.Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие. — Ленинград, 1989. — 83 с.
7.Степин В. С. Культура // Вопросы философии. — 1999. — №8. — С.61 — 71.
8.Шилова А. Н. Социология отклоняющегося поведения// Социологическиеисследования. — 1994. — №8. — С.68 — 72.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.