Реферат по предмету "Культура и искусство"


Специфика индийской культуры

Содержание
Введение
1.Особенности индийского этноса
2.Многообразиерелигиозно- философских учений
3.Музыкальность культуры. Особое почитание любви
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Индия — одна из самыхпрекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравнится с ее богатейшейкультурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж темболее ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, — и в этом еекрасота.
К сожалению, вэкономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихсястран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны.
В силу того, что вИндии 25 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация разные и религии. Можносказать, что Индия — это созвездие религий, потому что здесь существуют почтивсе религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другиерелигии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Религия оказываетосновное влияние на построении культуры страны, потому как культура развиваетсяс древности и ее обычаи переживают века.
К Индии применяютопределение «традиционное общество» или «общество традиционноготипа» — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество,подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические,социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительноговремени. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типахарактерны следующие черты:
Во-первых, традиционализм,т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономическогоуклада.
Во-вторых, в обществахтрадиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. Отрождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецелоопределяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие,община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельностии профессия.
В-третьих, мировосприятиечеловека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его какот окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная чертаэтого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционномобществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное иприродное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармоничное.
В-четвертых, мировосприятиечеловека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения(мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций являемсямиф.
В то же время поотношению к Культуре Индии необходимо выделить несколько специфических черт,присущих только для неё.
Культура Индии – однаиз самых оригинальных и уникальных. Её самобытность заключается, прежде всего,в богатстве и многообразии религиозно- философских учений. Именно поэтому уже вдалёкой древности Индию назвали «страной мудрецов».
Вторая особенностьиндийской культуры связана с её обращённостью к Вселенной, её погружённостью втайны мироздания.
Третью важную чертуиндийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет еёобращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческойдуши. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.
Неповторимое своеобразиеиндийской культуры составляют также её удивительная музыкальность. Ещё однаважная черта заключается в особом почитании индийцами любви – чувственной ифизической, которую они не считают греховной.
Самобытность индийскойкультуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В егоформировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности – отместных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ являетсясуперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

1.Особенностииндийского этноса
Одной из самобытныхкультур Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистинеогромен. С очень раннего времени индийская цивилизация находилась в тесныхкультурных контактах со многими странами Востока, а также с античным миром.Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие на культуру рядастран, особенно на иранскую и арабскую культуры.
В 20-е гг. ХХ века вдолине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разномудатируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине IIIтыс. до н.э. города этой древней культуры поддерживали тесные связи сМесопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокогоразвития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (еёобладатели писали справа на лево). Основные центры цивилизации на Инде –Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась однойиз самых крупных на всем Древнем Востоке.
На этой территории былицветущие, богатые города, которые располагались по берегам рек. Улицы тянулисьправильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юги пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры,которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцомдревнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро.
Город Мохенджо-Даро(букв пер. с языка хинди — «холм мёртвых»), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам иисследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад иявлялся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Город населялидравиды – исконные жители Древней Индии. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв.км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.
Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной сцитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагалисьимператорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к нейжилые кварталы состояли из двух — трёхэтажных зданий с плоской крышей безархитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники,колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные итуалеты. Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора.
Цивилизация в долине Инда обладала развитойписьменностью и говорила на древнедравидском языке «мунда», который,как недавно установили учёные, был родственен эламскому. БиблиотекиМохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек,покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаютсянерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были,поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты,выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имелишансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленныеиз камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудныеиероглифические надписи.
Примерно тысячу летспустя после зарождения Хараппской цивилизации, т.е. с середины IIтыс. до н.э., последовательными волнами с северо-запада в Индию проникаютарийские народы. Предпринималось много попыток доказать, что именно вторжениеариев стало причиной гибели цивилизации Инда. Но все они были безуспешными. Вовсяком случае вторжение ариев не стало решающим фактором упадка предшествующейцивилизации. Однако приход ариев в Индию родил проблемы расового иполитического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры.Скотоводы и кочевники, они лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю,стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитойкультурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Обе народностиразделяла глубокая пропасть. Но были также отсталые туземные племена, кочевникиили обитатели лесов. Отношения ариев с местным населением характеризовалисьотчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различныхнародностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказалаглубокое влияние на последующую жизнь Индии[10, с.71-80].
Начало возникновениякаст, или варн, как еще их называют, положило четкое деление на ариев инеариев, которые в свою очередь делились на дравидов и туземные племена. Самиарии образовали одну общность, и среди них вряд ли существовало какое-либоделение. Слово «арья» происходит от корня, означающего «пахать»,но со временем оно утратило первоначальное значение и стало означать «благородный».
Каждому члену обществас рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строгоопределенные обязанности. Разумеется, что такая предопределённость неспособствует творчеству и прогрессу общества в целом, но она обеспечиваетвыживание и относительно безопасную жизнь практически каждому члену общества втом случае, если он строго исполняет предписанные ему обязанности. Кастовость –это принесение в жертву прогресса во имя жизни.
Известно, чтопостепенно выделились четыре касты: брахманы – жрецы и мыслители; кшатрии –правители и воины; вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы; шудры –батраки, не квалифицированные рабочие.
Касты, с которымиборолись на протяжении всего ХХ века, в общем -то, сохранили свои черты[5,с.18-23].
Современная Индия — самая населенная страна в мире после Китая. Сейчас уже ее население составляетоколо 850млн. человек.
Индия — многонациональное государство. Ее населяют крупные народы, представителикоторых отличаются друг о друга и внешним обликом и языком, и обычаями.
Обширный район Севернойи Центральной Индии представляет собой области распространения различныхдиалектов языка хинди, который возник на основе санскрита — языка индоариев.Расселившиеся здесь масульманские выходцы из Ирана и Средней Азии также принялиодин из диалектов хинди, привнеся в него отдельные арабские, персидские итюркские слова, в результате чего сложился язык урду, использующий в отличие отхинди не санскитский алфавит деванагари, а арабский. Однако, поскольку хинди иурду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов их не редкорассматривают, как две литературные формы единого языка хиндустани.
Помимо хиндустанцев наязыках, ведущих происхождение от санскрита, говорят такие крупные народы, какбенгальцы (Западная Бенгалия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат),ория (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), а также ассамцы (Ассам) и кашмирцы (Джаммуи Кашмир). Все эти народы имеют внешний европеоидный облик.
Народы Южной Индииговорят на языках дравидийской семьи. Это телугу (Андхра-Прадеш), каннара(Карнатака), тамилы (Тамилнад) и малаяли (Керала). Они более темнокожи, чемсеверяне, и имеют некоторые признаки австролоидной расы.
В центральных областяхИндии живут группы австралоидных малых народов, чьи языки относятся к группемунда (австразийская семья).
Северо-Восточные штатыиндии населяют малые народы, во внешности которых присутствуют монголоидныечерты. Это манипури, типера, гаро, наго, миза и др. Они говорят на языкахтибето-бирманской группы. Исключение составляют кхаси, язык который относится кмон-кхмерской семье[2, с.48-49].

2. Многообразиерелигиозно-философских учений
В Индии очень высокого развитиядостигла философия. Индийская философия — это истинно «живые плоды»,продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийскаяфилософия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказалатакого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия — этоне только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которыепомогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, нозаниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических.Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннемумиру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то,вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести[4, с.46].
Ведическая культура– ранняя стадия формирования индийской религии, из которой впоследствииобразовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел отслова веды (санскр. веда – «знание»). Веды – это собрание священныхтекстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древнихарийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройстважизни последователей ведической традиции. Вед существует четыре: Ригведа,Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
Веды были созданыдревними ариями. По своему классу источник возникновения вед относятся к классушрути – «услышанное». В течении многих веков веды передавались изпоколения в поколение изустно и хранились в жреческих родах. Брахманы (жрецы)разрабатывали сложную систему заучивания текстов, которая исключала малейшиепогрешности. Тексты вед продолжали храниться в устной традиции даже тогда,когда в Индии распространилось письмо. Основа ведической культуры, описанная введах – жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом. Наиболее почитаемымибогами ведийского пантеона были Индра, Варуна, Агни и Сома.
Ведическая культура вИндии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев.Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийскойземле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них.Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь виндуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) сталаразрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон[8,с.91-106].
Продвигаясь на восток,к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён,но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, ижрецам приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людейот новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны — маги, знавшиезаклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Онимогли научить любым заговорам, знали, как приворожить приглянувшуюся девушкуили красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни и согласия сродственниками, благосостояния и здорового потомства. Эти заговоры и составилисодержание Атхарваведы — более поздней, чем другие веды, но отразившей болеедревние религиозные представления, в том числе и доарийские. Вероятно, именнопоэтому Атхарваведу долго не признавали каноническим ведийским текстом.
Постепенно из национальнои культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально исоциально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала всебя кроме пришельцев много индийских народов и племён, стоящих на разныхступенях развития.
В поздневедическийпериод наряду с новыми сборниками гимнов появляется и другая ведическаялитература — прежде всего упанишады. Сам термин «упа-ни-шад» означает«сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям иоткровениям. В упанишадах, основная часть которых возникла в VIII — VI вв. дон.э., обнаруживаются первые формы философского мышления. Упанишады содержатновое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытиявыступает Брахман. Но это не бог — творец, это высшая абсолютная реальность,абстрактный принцип, предназначенный для постижения вечной, вневременной инадпространственной сущности мира. Каждая индивидуальная душа — Атман — является проявлением, частью Брахмана[6, с.207-208].
В упанишадах былоположено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индииконцепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции — сансары — в том,что смерть — это не конец, не достижение блаженства или успокоения. Душачеловека вновь и вновь возвращается в мир, вселяясь каждый раз в новое тело. Сконцепцией сансары тесно связано положение о карме. Сумма злых и добрых делкаждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения.
Круговорот жизни вечен,все в мире ему подчиняется. Но тот, кто осознает единство, тождество Атмана иБрахмана, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится наджизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается в Брахман, где остаетсявечно, выйдя из-под влияния кармы. Это есть путь богов (деваяна). Такой путьбыл возможен для аскетов-отшельников, отрекающихся от мирской жизни. Следуетотметить, что в индийской культуре с древнейших времен получила распространениепрактика отшельничества. Аскеты (или шраманы) удалялись от мира и проводилидолгие годы в благочестивых размышлениях, поисках истины.
Ведическиетексты позволяют делать выводы о развитии научных знаний в астрономии,математике, медицине. Еще в ведический период были разработаны: календарь,состоящий из 12 месяцев (по 30 дней); способы построения различныхгеометрических фигур, способы лечения болезней глаз, сердца (в текстахупоминается около 300 наименований органов человеческого тела); учение одолголетии («аюрведа») [12, с.58-62].
Выросший из религии ведбрахманизм не мог долго соответствовать многоукладному индийскому обществу. Ктому же в V в. до н. э. в Индии появились новые религии — джайнизм и буддизм.Они нанесли сокрушительный удар по притязаниям брахманов на интеллектуальную идуховную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери длявсех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.
Стараясь удержать своипозиции, брахманы приспосабливались к новым условиям, вбирая в своё вероучениепрежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглисьпереработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений —буддизма и джайнизма. Таким образом к концу I тысячелетия до н. э. сложилсякомплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явноепротиворечие с ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.
Одновременно возрасталозначение исконно индийских, древнейших богов и верований, сохранявшихся ещё совремён Хараппской цивилизации. Так постепенно образовывалась та совокупностьтечений, школ, групп, обрядов и богов, которую позже стали называть индуизмом.Как реки и ручейки вливаются в море, так и в индуизм входили новые верования,образуя в нём разные течения. Одним из таких течений был бхагаватизм. Онсложился как синтез брахманической религии с живыми народными верованиями[11,с. 417].
Индуизм по числупоследователей занимает, пожалуй, первое место в Азии. Эта религия зародилась вИндии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения.
Основные концепциииндуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразногосплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. В индуизмесохранилось много элементов первобытных верований (поклонение«священным» животным, явлениям природы, культ предков и т.д.).Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения досмерти.
Отличительной чертойиндуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем средичетырех основных каст существует деление по подкасты.
Для индуизма характернопредставление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основаиндуизма — учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемоепочитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная создана Брахмой.Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма — верховноебожество Вишну и шиваизма — верховное божество Шива. Индуизм так же проповедуетбессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можнодобиться полного слияния с повсюду существующим «святым духом»,-мудрость, вера и действие.
У каждого из богов естьсупруга, обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супругипередвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символическиепредметы, по которым их легко можно распознать.
Многочисленныеиндусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов,посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии — храмы вМатхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны — храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Изшиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе,Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии — в Танджавуре, Чидамбарамеи Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индииих всего лишь несколько.
Кастовые традициистрого соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовыебраки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаевпринадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещаетразводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законыотменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает ихпридерживаться. Тела умерших индусысжигают на погребальных кострах[3, с.58-65].
Число последователейбуддизма в Индии не превышает 5 миллионов, хотя Индия место зарождения этойрелигии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когдаГуатама — по рождению принц — достиг просветления — стал Буддой. Он также и неявляется и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможностьдостичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм непризнает института касты, его последователем может стать каждый, принявший егодоктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов — махаров Махараштры. После смерти Будды образовались две буддийские школы — хинаяна (узкая колесница) — монашеский буддизм, предполагающий индивидуальныйпуть к спасению — нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом вкоторой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всегомирского монаха, а активное религиозное воздействие монахов на мирян. Особоезначение в махаяне имеет культ бодхисатв — существ, обладающих способностьюстать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы — небожители, но постояннозанимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану изсострадания к людям. В махаяне будды и бодхисатвы становятся объектомпочитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийскомискусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм вИндии получил быстрое и широкое распространение после того как егопоследователем стал император Ашока[9, с.59]. По мере расширения империи Ашокираспространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда — одно из воплощенийбога Вишну.
Основу учения буддизмасоставляют так называемые «четыре благородные истины»:
1. Жизньесть страдание.
2. Имеетсяпричина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.
3. Возможноизбавление от страданий.
4. Имеетсяпуть, ведущий к избавлению от страданий.
Это – так называемыйвосьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьми этапов. Прошедшийвосьмеричный путь Будды достигает нирваны — особого бытия, где нет рождения исмерти, где господствует покой и невозмутимость. Нирвана – это освобождение откармы и выход из колеса рождений[2, с.53].
Весьма колоритная индийскаяфилософия уходит корнями в древность. Наиболее известнаяшкола древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали противосновных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения»и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственноевосприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическоеучение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Однимиз крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепциейвсеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложившийосновы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользоваласьидеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистическиеконцепции.
Джайнистская школа возникла в VIвеке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной изнеортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время сбуддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождениидуш и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгиеправила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка землиможет повлечь за собой уничтожение живых существ — червей, насекомых, средиджайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники,ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости,сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизмаполучила свое название по имени одного из основателей — Вардхамана, по прозвищупобедитель («Джина»). Цель учения джайнизма — достижение такогообраза жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главнымпризнаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степеньсознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себяс телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности еебезграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованнаятелом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств имыслей. Причина ограниченности души — в ее привязанностях и страстях. И здесьогромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, отматерии. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина — Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание — этоне только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Йога опирается на Ведыи является одной из ведических философских школ. Йога означает«сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.до н.э.). Йога — это философия и практика. Йога — есть индивидуальный путьспасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, впервую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в богарассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условиепрактической деятельности, направленной на освобождение от страданий.Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. Приуспешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е.состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических ипсихических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себяи правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунамматериальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунахневежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (преждевсего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимостьвыработки терпимости по отношению к другим учениям.
Ислам – вторая пораспространенности религия в Индии. Ей следуют 13,4% населения или около 160млн. чел. (2008 г.). По количеству мусульман Индия находится на третьем месте вмире после Индонезии и Пакистана.
Ислам прибыл в Индию в8 веке н.э. вместе с торговцами с Ближнего Востока. Широкое распространениеновая религия получила в первую половину второго тысячелетия после приходамусульманских завоевателей, которые силой обращали население Индии в ислам.
Ислам оказал огромноевлияние на культуру и жизнь средневековой Индии. Индийская музыка, архитектура,литература, социальный уклад – все это и многое другое приобрело современныеформы во многом под влиянием исламской культуры. На территории Индии находитсянесколько значимых исламских святынь, таких как гробница великого суфияМоинуддина Чисти в Аджемере (штат Раджастан).
Большое число мусульманв Индии живут в штате Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном, в районе Дели идругих центральных областях, территории которых в древние времена входили вДелийский султанат, в штате Западная Бенгалия, в Керале и некоторых др. штатахИндии.
Последователи исламаделятся на две большие группы – сунниты и шииты. В Индии, как и в большинстведругих стран с мусульманским населением, преобладают сунниты. Разница междусуннитами и шиитами – в основном в трактовке значимости преемников ПророкаМухаммеда. Сунниты выступают за непосредственное постижение божественного черезбуквальное следование Корану и Шариату, а шииты – за приобщению к божественномучерез имамов, или наместников Аллаха на земле.
Вкратце, учение исламасводится к соблюдению заветов основателя религии – Пророка Мухаммеда(Магомета), которые записаны в священном писании мусульман Коране и сводеисламских законов – Шариате. По всей Индии построены мечети, где мусульманесобираются на молитву в специальное время, наступление которого громковозвещается с минаретов. Прилежные мусульмане совершают намаз (молитву) пятьраз в день[7, с.89].
3. Музыкальностькультуры. Особое почитание любви
Музыка в Индииизначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь кединению с божественным началом. В древних трактатах философско-мистическоетолкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явленийфизического и духовного порядка. Транцендентальное значение ритма отразилось вобозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующимобразом: первый слог — та — исходит от тандава (неистовый космический танецШивы), а второй — ла — от ласья (его женская противоположность — пленительныйтанец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписываласьспособность сильного воздействия как возвышающего характера, так иразрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой,музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветоврадуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковыхпереходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовойгаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее — соответствие времён года,внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональнымсостояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима впереходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время(сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия,отводилось для медитации и молитв (сандхья-вандана). Основу ведической музыкисостовляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение,развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся вмузыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основегимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределыритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась еёкомпозиционная структура и мелодический язык (вплоть до употреблениясформировавшейся позже раги), но при этом, по-прежнему, сохранялся издревлеприсущий ей стиль и характер строгого песнопения гимнов. Стотра была основнымжанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй пландругими, более сложными жанрами. Однако, это совсем не означало её полногоисчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но оставаясь всёже нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертномисполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той«живой нитью», которая протянулась от Самаведы — главногомузыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийскоймузыке[3, с.68].
Из всех стилейиндийского классического танца Бхарата-натьям считается самым древним. Егоотличают динамичность, четкость движений, сложная ритмика и статичность поз.Этот танец зародился в индусских храмах дравидийского юга Индии.
Согласно легенде, егопервым исполнителем был сам Шива, который обучил ему свою супругу Парвати.Впоследствии Парвати передала это искусство людям. Исполнительницами Бхарата-натьямбыли храмовые танцовщицы девадаси. Постепенно танец вышел за пределы храма истал средством увеселения состоятельных людей. В своем первозданном виде онсохранился только в отдаленных районах Тамилнада. Секреты танца передавались изпоколения в поколение, и, когда в конце XIX века в Индии началось движение завозрождение собственных культурных традиций, именно девадаси помогливосстановить Бхарата-натьям. Благодаря их усилиям знаменитый танец,запечатленный в храмовых барельефах и скульптурах, наконец, ожил, и сейчас егоможно увидеть таким, каким он был три с половиной тысячи лет назад.
В отличие от такихстилей, как Катхак или Одисси, Бхарата-натьям почти не изменился за всю своюисторию. Не случайно его название иногда переводят как индийский танец".Считается, что слово «бхарата» состоит из речевых слогов следующихслов: «бхава» (чувство), «рага» (мелодия) и«тала» (ритм). Существует и другая версия, по которой свое названиеБхарата-натьям получил в честь легендарного мудреца Бхараты, автора «Натьяшастры»,написанной приблизительно во II веке н. э. Этот труд вместе с другим древнимтекстом «Абхиная Дарпана», датируемым 1000 годом н. э., являетсяосновным теоретическим пособием по танцу.
Бхарата-натьям вобрал всебя целый ряд выразительных средств, которые демонстрируются исполнителем встрого определенной последовательности. Сначала идет алариппу. Этот танец — своеобразное вступление. Он отличается мягким и четким рисунком и включает всебя динамическую работу ног и движения глаз, шеи и рук. Далее исполняетсяджатисварам, который представляет собой каскад блестящих и сложных движений ввокальном и инструментальном сопровождении. Третья часть — шабдам — выразительный эпизод, позволяющий средствами танца и пантомимы осуществлятьинтерпретацию текста песни. Темой для шабдамов, как правило, служатмифологические сюжеты. Варнам соединяет в себе все аспекты танцевального стиля,сложную ритмическую технику и мимику. Различные пластические средства позволяютвыразить самые сложные эмоции. В основе падама лежат романтические песни натему любви, божественной и человеческой. Тиллана представляет собой сочетаниевиртуозных ритмических комбинаций и разнообразных поз. Этот танец исполняется вбыстром темпе и требует от танцовщицы высокого мастерства.
Все движения вБхарата-натьям исполняются по строгим геометрическим траекториям, что придаеттанцу некоторую линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуюткруги, прямые линии и треугольники.
В древности этидвижения носили характер магического действия, но что они обозначают сегодня,никто объяснить не может. Основные позы исполняются в позиции араиманди,«полусидя», или мураманди, «полностью сидя», что должновыражать притяжение к земле.
Жесты рук могутменяться, но в нритте (чистом танце) они не несут смысловой нагрузки,приобретая определенный смысл в нритье (сюжетном танце). Нритта и нритья — основные аспекты всех форм классического танца Индии. Нритта включаетритмическую работу ног и движения рук, шеи, головы. Нритья соединяет мимику ижесты, что позволяет языком танца рассказать о конкретном событии из жизнилегендарных героев.
Традиционный костюмтанцовщицы почти не отличается от того, в котором выступали девадаси. Яркоеоднотонное сари с широкой каймой обернуто вокруг талии и собрано в складки,которые раскрываются, как веер, когда исполнительница принимает какую-нибудьпозу. Свободный конец сари уложен складками на груди и переброшен через правоеплечо. Он закреплен на талии при помощи пояса. Волосы танцовщицы заплетены вкосу и украшены живыми цветами. Традиционное головное украшение проходит попробору и окаймляет лицо. Две больших круглых заколки по обе стороны проборасимволизируют солнце и луну. Золотые серьги, браслеты, ожерелье с подвеской всередине и колье искрятся красными, белыми и зелеными камнями. На ногахтанцовщицы колокольчики-гхунгру, своим мелодичным звоном подчеркивающие ритм.Глаза ее увеличены и удлинены специальной черной краской каджалом, что делаетих более выразительными. Танцовщицы иногда красят красной краской кончикипальцев, рисуют круги или другие узоры на ладонях и проводят линию вдольступни.
Традиционная формаисполнения танцев в стиле Бхарата-натьям — сольная, но в настоящее времяпрактикуются массовые представления, где задействовано несколько танцоров, чтопридает классическому танцу большую зрелищность. Кроме того, на сцене все чащепоявляются мужчины, хотя прежде они могли только обучать искусству танца, асами не принимали участия в выступлениях.
Рожденный на юге Индиитанец Бхарата-натьям стал популярен на всей территории страны. Он сохранил своюсамобытность, традиционную технику исполнения и костюм. Этот танец — живаяистория, связующее звено между древней и современной Индией[3, с.71].
Особенно яркомузыкальность отразилась в самобытном искусстве Индии. Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет всебе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, посколькусоздавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст вуста от брахманов их ученикам.
Во-вторых, в древнейИндии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить нетолько автора, но и приблизительное время создания.
В-третьих, Индиямногонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшиесвою мифологию, свою литературу.
В развитии искусстваИндии можно условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистскойкультуры, период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей:греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусствопо большей части жило прошлыми традициями.
Индийскому искусствуприсущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.
Во-первых,традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оносохраняет свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.
Во-вторых,динамичность. В отличие от других восточных художественных традиций, егопронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде вовсех видах искусства. Особенно явственно это выступает вархитектурно-скульптурных ансамблях.
В-третьих,чувственность.
Представляя весь мир,как результат божественной любви, сначала индийская мифология, а потом ифилософско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют чувственнуюформу любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великоетворческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.
В-четвертых,символичность.
Искусство соединяетрелигию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связантысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целыймир значения и смысла.

Заключение
культуракастовый этнос философский
Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, аостается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В нейудивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды.Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, нои переосмысления их с позиции современности.
Индия так же являетсястраной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Теобычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни вкакой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становлениекультуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, иислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитиекультуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции,которые существуют там. И это сделало культуру Индии непохожей ни на однудругую культуру в мире.
Главной особенностьюкультуры Древней Индии является её самобытный характер, что можно объяснитьотносительной изоляцией, в которой долгое время развивалась Индия. Древнеиндийскаякультура обладает разнообразием, характерной чертой её была развитаядуховность. Это проявлялось в преобладании интереса к внутреннему миручеловека, отсутствовали однозначные решения тех или иных проблем, наблюдалсяслабый интерес к вопросам мироздания.
Но в центр множестваучений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, егопуть к самосознанию и самосовершенствованию, несмотря на то, что вся восточнаякультура не знает проблемы человека, как предмета для анализа. Поэтому в Индии,как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизничеловека и общества, такое большое значение имеют традиции.
Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, аостается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В нейудивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды.Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, нои переосмысления их с позиции современности.
Индийская культура,представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине рекиИнд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальнадаже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами,вышедшими " из единой праиндоеаропейской общины".
Духовная культура Индиисоединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего состремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективнуюпричину его существования. Во многих религиозных системах Индии соединяются фатализми представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этомпрактически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизнисамого человека.
Индийские мыслители создалипервую в истории Востока сравнительно цельную систему философских взглядов,выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в Индии встречаютсякак идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.
В центр множества учений,начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путьсамосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культуране знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многихпоследующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества,такое большое значение имеют традиции.
Таким образом, кспецифике индийской культуры можно отнести следующие общие черты:
· Многообразиерелигиозно- философских течений,
· Спецификуформирования индийского этноса,
· Музыкальностькультуры.

Список использованнойлитературы
1. БыстроваА.Н. Мир культуры (Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", Новосибирск: ООО " Издательство ЮКЭА", 2000
2. ВасильевЛ.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994
3. ВасильевЛ.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. М., 1988.
4. ГуревичП.С. Культурология. — М.: Гардарики, 2001.
5. ДрачГ.В. Культурология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
6. КарминА.С. Культурология. — СПб.: Лань, 2003
7. КостинаА.В. Культурология. — М.: КноРус, 2005
8. Культурология.Учебное пособие Под ред. С.В. Лапиной.-Мн.: ТетраСистемс, 2003
9. Культурология:теория и история культуры. Под ред. И.Е. Ширшова.-Ин.: БГЭУ, 2004
10. Культурология.История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой.-М.: Юнити,2008
11. Мифологическийсловарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991
12. ШишоваН.В. История и культурология. — М.: Логос, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.