Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сибирский кинематограф (1896-1917 гг.)

Е.Н. Косых, К.В. Фадеев
Сибирскийи российский кинематограф конца XIX — начала ХХ в. — интересная ималоисследованная страница истории культуры. Начало изучению кинематографиидореволюционной России положил Б.С. Лихачев монографией «Кино в России.Материалы к истории русского кино»1. Это первая попытка проанализироватьисторию отечественного дореволюционного кинематографа в его взаимодействии с зарубежным,охарактеризовать тенденции развития кинорепертуара в связи с политическимивзглядами кинодельцов, показать политику царизма в области кино. В конце 1930-хгг. вышла в свет книга В. Россоловской «Русская кинематография в 1917году», в ней содержится описательный обзор российского игрового идокументального кино в период между Февральской и Октябрьской революциями.Тогда же был написан и большой труд Н.М. Исзунтова «История русскойсоветской кинематографии», первая глава которого «Киноискусстводореволюционной России» была опубликована в конце 1950-х гг.2 Но развитиепредреволюционного кино рассматривалось им лишь в той мере, в какой оноповлияло на киноискусство Советской России.
В1950-1990-е гг. новый фактический материал ввели в научный оборот И.В. Вайсфельд,С.С. Гинзбург, Н.А. Лебедев, В.С. Листов, Л. Погожева, Р.П. Соболев, Р.Юренев3. В частности, в 1963 г. появилась обстоятельная монография С.С.Гинзбурга «Кинематография дореволюционной России»4. На громадномфактическом материале автор дал подробный обзор и анализ демонстрировавшихсяфильмов, попытался выяснить, как отражалась на кинематографии политическаяборьба в России, как кинорепертуар зависел от запросов зрителя.
Дореволюционныйже кинематограф Сибири до сих пор не стал предметом специального изученияисториков и искусствоведов, если не считать статью Е.Н. Косых из историитомского кинематографа и обобщающих публикаций по раннему периоду кино СибириВ.А. Ватолина5.
Учитываянеразработанность темы и ее актуальность, а также чувствуя себя не вправевдаваться в искусствоведческий анализ, авторы статьи избрали определенныйтематический охват и угол зрения: с точки зрения расстановкиобщественно-политических сил в Сибири в данное время. Отсюда и аспект:рассмотрение кинематографа не столько для выяснения его внутреннихзакономерностей и особенностей, сколько для того, чтобы определить егополитическую направленность, количественные и качественные характеристики.
Территориальноисследование охватывает собственно Сибирь без Дальнего Востока и части СреднейАзии, которые относились к региону до установления советской власти.
Источниковойбазой статьи являются опубликованные документы и материалы, периодическаяпечать, в том числе специальные кинематографические журналы — «Сине-фоно» и «Вестник кинематографии». В качествеисточника для нас служит также часовой научно-популярный фильм «Синема вРоссии» (М., 1979), где приведены фрагменты игровых, хроникальных, видовыхфильмов, демонстрировавшихся в 1896-1917 гг. К источникам же могут быть отнесеныи многочисленные кадры из фильмов, иллюстрирующие исследовательские работы(например у С.С. Гинзбурга — 85 кадров).
Кино- это сравнительно молодой вид искусства, так как синематограф братьев Люмьервпервые демонстрировался в Париже в 1895 г. На следующий год он проник и вРоссию, одновременно кино появилось в Сибири. Известно, что на Нижегородскойвыставке в 1896 г. новониколаевский предприниматель Ф.Ф. Махотин приобрелкинематографический аппарат и демонстрировал его в Сибири6. Но вплоть до концапервой русской революции сеансы кинематографа здесь оставались непривычным,экзотическим зрелищем, диковинкой, и только после организации в Омске иИркутске (1908-1910 гг.) специальных фирм по прокату фильмов, что, естественно,уменьшило стоимость демонстрировавшихся лент, появились первые стационарныекинотеатры.
Ужев феврале-марте 1908 г. в Иркутске открылись кинематографы «Мираж» и«Иллюзион»7, 24 августа того же года в Томске —  «Метеор»,который размещался в специально выстроенном деревянном здании на Обрубе8.
Кначалу Первой мировой войны в городах Сибири сложилась разветвленная сетькапиталистических предприятий-кинотеатров — «Гигант»,«Глобус», «Иллюзион», «Новый», «Фурор»,«Мир», «Заря», «Иллюзион-Глобус» — в Томске;«Художественный», «Большой», «Малый театр»,«Прометей», «Олимп», «Мираж» — в Иркутске;«Русь», «Одеон», «Прогресс», «Гигант» — в Омске; «Гигант», «Диана», «Москва»,«Иллюзион», «3аря», «Модерн» — в Новониколаевске;«Кино-Арс» — в Красноярске; «Модерн» — в Тобольске;«Иллюзион», «Триумф», «Каскад», «Новый мир»- в Барнауле. Их насчитывалось до 5-7 на крупный сибирский город.
Владеликинотеатрамими, как правило, средней руки промышленники, купцы. Бывали иисключения. Так, в Томске — тогдашнем культурном центре Сибири — наиболееизвестными и посещаемыми были, пожалуй, кинематографы «Новый»(владелец — миллионер А.Ф. Громов) и «Глобус» (владелец — активныйобщественный деятель инженер Я.И. Первак).
Междукинематографами как капиталистическими предприятиями шла беспощаднаяконкурентная борьба за зрителя. Какими способами она велась? Во-первых,необычностью объявлений в периодической печати, в которых постоянноподчеркивалось, что данная трагедия или комедия идет только в этом«кинемо», что трагедия или комедия произвели сенсацию в столицах идемонстрируются одновременно с Москвой и Петербургом. Для рекламы фильмаиспользовались и имена артистов. В объявлениях утверждалось, что если в даннойленте снимались звезды западного кино Аста Нильсен, Женни Портен, Макс Линдер,русские — И.И. Мозжухин, В.В. Максимов, Вера Холодная, В.А. Коралли, то«качество фильма вне сомнения». Привлекали техническими новинками,вроде гремевшего в то время «Кинетофона» Эдисона. Так, инженер Я.И.Первак первым в Томске применил этот аппарат, дающий примитивное звуковое сопровождениедля специальных лент, присылавшихся из Москвы. К примеру, 10 августа 1914 г. вего «Глобус» завлекали  публику «поющие и говорящиекартины»: «Москотта» — сцена из оперетты «Красноесолнышко» и «Три барабанщика» — французская песенка в исполненииартистов московского театра «Летучая мышь»9. Зрителя привлекала иоригинальность музыкального сопровождения немых лент. В том же«Глобусе» в дополнение к традиционным пианино и скрипке долгое времяиграл духовой оркестр вольно-пожарного общества, а в 1915 г. его сменил оркестриз военнопленных чехов. В «Новом» немые кинокартины сопровождалсобственный оркестр миллионера А.Ф. Громова, достопримечательностью«Фурора» являлся оркестр слепых.
Репертуарнаяполитика провинциальных кинотеатров подвергалась цензурному контролю со стороныкак центральных, так и местных органов власти. Ведущим органом в этом отношениистало Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. В своемциркуляре N11505 от 13 декабря 1908 г., разосланном всем губернаторам, оноуказало на то, что «при разрешении публичного демонстрирования при помощикинематографов картин необходимо всякий раз сообразоваться как с сюжетомразрешаемых к демонстрированию картин, так и с теми основными указаниями, коисодержатся в действующих узаконениях. Исходя из сего не могут быть разрешаемы,например, к демонстрированию картины, противные нравственности иблагопристойности (ст. 45 Уст. о нак. и 1001 Улож. о наказ.), картиныкощунственные (ст. 73-74 Угол. улож.), возбуждающие к учинению бунтовщическогоили иного преступного деяния (ст. 129 Угол. улож.) и, согласно ст. 138 Уст. опред. и пресеч. преступ., картины, публичное демонстрирование которых будетпризнано неудобным местным условиям»11.
Кинематографическийсеанс обычно длился 40 минут, за это время зрителю предлагались драма, комедия,хроника, так называемый видовой (географический, этнографический илинаучно-популярный) фильм. Как и в других местах России, состав зрителя былразнообразным, здесь можно было встретить и рабочего, и ремесленника, и мелкогобуржуа, и интеллигента 12.
Причинапопулярности кинематографа у столь разнообразной публики (в 1916 г. в Россиибыло продано не менее 150 млн входных билетов) состоит в относительнойдешевизне зрелища — за сеанс, как правило, платили 25 коп.13 Главное же состоялов том, что содержание фильмов отвечало запросам посетителей, отражалоэстетические вкусы публики, ее представления о жизни и о морали. Но в то жевремя на примере развития кинематографа в Сибири наглядно видно, как искусствонавязывало аудитории выгодные самодержавию и крупной буржуазии идеи,представления и нравственные ценности. Проанализируем содержаниедемонстрировавшихся в тогдашних иллюзионах кинофильмов.
Гвоздемпрограммы являлся драматический игровой фильм. Он, согласно нормам буржуазногосознания того времени, почти всегда был посвящен тому или иному уголовному,мистическому или порнографическому сюжету, носившему налет сенсационности.Страницы буржуазных газет («Сибирская жизнь», «Иркутскаяжизнь», «Сибирский листок», «Алтайское дело»,«Омский телеграф», «Енисейский край», «Сибирь»)пестрят такими названиями, как «Сонька — золотая ручка»,«Сашка-семинарист», «Антон Кречет». Очень охотно буржуазнаяи иная публика смотрела уголовно-приключенческие ленты иностранных фирм:«Под гипнозом миллионов», «Вампиры», «ТайныНью-Йорка», «Ультус-мститель». «Золотая ручка» — картина, идущая в кинематографе «Фурор», привлекает огромноеколичество зрителей, наполняющих зрительный зал и фойе. Напором публикивыдавлена одна дверь, поломана касса и одному студенту нанесены поврежденияруки", — отмечало издание «Утро Сибири» в Томске14.
Частодемонстрировались фильмы-иллюстрации, вольно трактовавшие содержание популярныхпесен, романсов, стихотворений, рассказов, повестей. В частности, электротеатр«Модерн» в Тобольске в середине мая 1916 г. демонстрировал 4-актнуюинсценировку популярной песни «Запрягу я тройку борзых темно-карихлошадей» в постановке известного режиссера Якова Протазанова16.
НачалоПервой мировой войны характеризуется не только быстрым расширением отечественногопроизводства кинокартин (вследствие сокращения импорта), но и появлениемоткрыто шовинистических фильмов с натуралистическими сценами жестокостигерманских офицеров и солдат. Изнасилования, по словам очевидцев, стали чуть лине центральным материалом в подобных фильмах17. Рецензируя«классический» фильм на эту тему — «Ужасы Калиша» (ондемонстрировался буквально по всей Сибири), некто М. Ланский писал:«Калишские зверства» привели меня в кинемо: Масса любит кинематограф,и надо сказать, что простота воспроизведения и несложность замысла обеспечиваюткинемо успех у широкой публики, у массы, падкой на зрелища. Фабула ивоспроизведение «Калишских зверств» крайне грубы и элементарны, новпечатление у невзыскательной публики остается… зверства, ужасы, мутящиерассудок«18.
Этойже цели служили патриотические „фильмы-лубки“, шовинистическиеагитки. В Иркутске, Красноярске, Томске, Омске, Барнауле на экранахкоммерческих кинематографов мелькали: „Подвиг казака Кузьмы Крючкова“и „Бой в воздухе — подвиг русского авиатора“, „Подвиг рядовогоВасилия Рябова“ и „Геройский подвиг сестры милосердия РиммыИвановой“, „Слава нам, смерть врагам“ и им подобные ленты19.Тема войны широко эксплуатировалась в безвкусных комедиях, фарсах:»Тетушка огерманилась", «Тоже война», «Воваприспособился», «Вова на войне».
Российскийкинематограф периода Первой мировой войны, отвечая запросам буржуазной культурыи буржуазного сознания, производил развлекательные фильмы-комедии — ленты типа:«Довольно неприличное положение», «Затруднительнаясвадьба»,
«НынешнийСамсон», «Секреты одной гостиницы», «Я замуж хочупоскорей», «Без рубашки», «Секрет любви», «Отец,сын и она». Эта «рядовая» кинопродукция однообразно итенденциозно эксплуатировала половой вопрос, низводя отношения мужчины иженщины до заурядной «роковой» страсти. Тот же М. Ланский в отзыве наколоритный по названию фарс — «Омут Парижа» назвал эту кинокомедию«развратом, проиллюстрированным ярко и вульгарно, с прянойприправой»20.
Эротизированная«клубничка» проникла даже в видовые фильмы. Богатыйкинематографической информацией журнал «Сине-фоно» поместил на своихстраницах письмо педагога, в котором, в частности, сообщалось:«Демонстрировали мы картину „Извержение Везувия“. Принимая ее,просмотрели некоторые части. Все в порядке: красочно, эффектно и строгоакадемично. На сеансе неожиданно в полутемном зале, переполненном гимназисткамии гимназистами, раздается громкое гоготание. Взглянул на экран: из кратера споследней лавиной взлетает балет из нагих танцовщиц и канканирует самыеоткровенные па:»21. Бывали такие случаи и в Сибири.
Всевозможныеблаготворительные, родительские и иные комитеты, организации не раз призывалиместную администрацию запретить показ подобных лент. Вот, к примеру,высказывание барнаульского президиума родительских комитетов средних учебныхзаведений: «Признавая за кинематографами вообще культурное значение,заседание констатировало, что при существующей постановке дела кинематографы неотвечают своему назначению и посещение их не только учащимися, но и взрослымиявляется вредным, даже инсценировки классических произведений русской ииностранной литературы принимают в кинематографических постановках неприличныйхарактер»22.
Справедливостиради надо отметить, что в отличие от игровых лент, видовые в своем большинствеимели воспитательное, культурно-просветительное значение.
Вкинотеатрах городов Сибири демонстрировались и картины, воссоздающие на экранеживописные ландшафты нашей Родины  и зарубежья: «По Волге», «ПоКавказу», «Виды Праги», «Красота побережья Франции»,«Виды города Джибути», «Поездка в Занзибар», «Корфу иего окрестности» и др. В некоторых фильмах отражены трудовые процессы:«Завод рыбных консервов в Астрахани», «Рыбные промыслы в Норвегии»,«Охота на тюленей», попадались и научно-популярные ленты:«Пчелы», «Собирание меда», «Природа Булонскоголеса», «Изделия из бамбука», «Фабрикация спичек»,«Гусеницы»23. Физическую культуру пропагандировали фильмы:«Молодое поколение Голландии», «Коньки в Норвегии»,«Медвежья охота», «Автомобильные гонки в Одессе»,«Переход через Кавказский хребет», «Изучение человеческоготела». Здесь кинематограф выступал как прогрессивное явление, ибодействительные духовные ценности всегда несут в себе элементы общечеловеческогосодержания.
Бумкинопредпринимательства по инерции продолжился и с началом войны, так каккинематографический труд казался настолько простым и выгодным, что в негоустремилось множество самых разных людей. Но большинство из них ждалоразочарование. Так, в 1915 г. в строительное отделение Томского губернскогоуправления поступило несколько проектов на строительствотеатров-кинематографов. Крестьянин В.Ф. Борисов из г. Тайги хотел построить насвоей усадьбе по Алексеевской и Гондатьевской улице кинотеатр «Заря».С аналогичным проектом по строительству каменного здания театра-кинематографа вЦентральной части Новониколаевска обратился и крестьянин В.И. Ежев. Однакоиз-за материальных трудностей, связанных с войной, оба эти проекта не былиреализованы24.
Авот еще один интересный документ 1915 г. — прошение крестьянина с. Щеглово Н.Герасимова губернатору «Ввиду того, что я, ратник 2-го разряда призыва1904 г., могу быть призван на действительную военную службу по мобилизации, иимею семейство из жены и 5 дочерей, самой старшей 8 лет — так что рабочих рукнет, ввиду этого желаю обеспечить свое семейство в будущем, прошу ВашегоПревосходительства разрешить поставить кинематограф в селе  Щеглово. Театрнебогатого содержания. При сем предоставляю проект о постановке здания подкинематограф»25.
Буржуазнаяпечать пропагандировала как «просветительные», так ихроникально-документальные сюжеты. Ими, как правило, заканчивался киносеанс.Эта часть кинопродукции была далеко не безобидна. Хроника внесла заметный вкладв развертывание шовинистической кампании, начавшейся в первые месяцы мировойимпериалистической войны. Со второй половины 1914 г. французские фирмы«Пате», «Гомон», «Эклер», русские — А.Ханжонкова, А. Дранкова начинают выпускать документальные короткометражки,изображавшие царя, русскую армию, союзников, германского кайзера и его войска.Появились и сюжеты из фронтовой жизни. Монопольное право на производствовоенных съемок в действующей армии получил благотворительный Скобелевскийкомитет, руководимый сестрой генерал-адъютанта М.Д. Скобелева княгиней Н.Д.Белосельской-Белозерской26. Хроникально-документальные ленты трактовализахватническую войну как войну справедливую, ведущуюся во имя защиты народов(Сербии, Черногории) от германского империализма.
ВСибири широко шли хроникальные фильмы: «Под русским знаменем»,«Священная война», «Трофеи наших войск», «Отступлениеавстрийцев», «Похороны военного летчика Нестерова в Киеве»,«Бой в воздухе», «Западный театр войны у союзников»,«Песнь победы великой французской армии», «Вступление кавказскихвойск в Турцию», «Страница черной книги германских зверств»,«Пребывание государя императора в действующей армии»27.
Послепоражения русской армии на фронте летом 1915 г. либеральная «Сибирскаяжизнь» достаточно откровенно отмечала: «Настроение в массе нервное, умногих — подавленное. Нужна бодрость, уверенность в будущем, спокойноеотношение к переживаемому. Сейчас… поднят вопрос о создании „психологиитыла“28. И местные иллюзионы усердно создавали угодную правительству»психологию". Во время Великого поста, когда «увеселительныезаведения» временно закрывались, по городам Сибири проводились недели  «патриотического»кино. Так, в Иркутске в середине марта 1916 г. в кинематографе«Большой» шла хроникальная лента «Государь император и наследникв Одессе», в те же дни в Тобольске демонстрировались «Патриотическийжурнал» и «Пребывание генерала Жоффра на фронте». Аналогичныесообщения можно встретить в омских и новониколаевских газетах29.
Вмногомиллионной сибирской деревне стационарных иллюзионов почти не было,впрочем, как и во многих губерниях Европейской России. Частные кинематографывне городов были, как правило, передвижными.
В1914 — начале 1917 г. в сибирской прессе постоянно отмечался коммерческий,морально растлевающий дух многочисленных кинематографов и ставился вопрос остроительстве «народных» кинемо со специальным подбором научных,географических, этнографических и «высокохудожественных» лент. Норост цен в период Первой мировой войны довел перед Февральскойбуржуазно-демократической революцией стоимость одного кинематографическогоаппарата распространенной в то время в России модели «Кок»французской фирмы братьев Пате (без лент) в Сибири до серьезной суммы в 2 тыс.руб.
Несколькообщественных кинематографов содержалось в сельской местности Сибири наиболее крупнымикооперативами или их объединениями, делавшими отчисления на неторговую(культурно-просветительную) деятельность среди своих членов. Но передреволюционными событиями 1917 г. система внешкольного образования(просветительной деятельности среди трудящихся) в Сибири не смогла осуществитьлиберально-буржуазные и умеренно-социалистические идеи о «народном»,«общедоступном» и «высокохудожественном» кинемо из-заотсутствия на то необходимых денежных средств.
Такимобразом, можно констатировать, что первоначально кинематограф в Сибири появилсякак конкурент цирку и ярмарочному балагану и воспринимался как некийтехнический «фокус». Но дальнейшее развитие кинопроизводства резкораздвигает рамки  репертуара, углубляет его, перераспределяет прежние иформирует новые функции кино в общественной жизни. Со временем киноленты сталииспользоваться как составная часть учебного процесса, как средство информации иформа художественного творчества. Вот поэтому одним из определяющих явленийначала XX в., наложившим свой отпечаток на социально-культурные процессы,многие исследователи считают формирование экранной культуры. В тесномвзаимодействии с социальными процессами экран сыграл решающую роль вдемократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказавших значительноевлияние на самые широкие слои населения.
Список литературы
1Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1926). Материалы к истории русского кино. Л.,1927.
2Вопросы киноискусства. М., 1958. С. 252-307.
3Вайсфельд И.В. Так начиналось искусство кино. М., 1972; Лебедев Н.А.Кинематограф в дореволюционной России. М., 1958; Листов В.С. Россия. Революция.Кинематограф. М., 1995; Очерки истории советского кино: в 3 т. М., 1956. Т. I.С. 18-21; Русское кино. 1908-1918. М., 1969; Соболев Р.П. Люди и фильмырусского дореволюционного кино. М., 1961.
4Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.
5Косых Е.Н. Кинематограф дореволюционного Томска (1908 — октябрь 1917 гг.) // Изистории Томской области. Томск, 1988. С. 73-80; Ватолин В.А. Кинематограф в дореволюционнойСибири (история, место в жизни современников) (начало XX в.) // Музей иобщество на пороге XXI в. Омск, 1998. С. 109-111; Ватолин В. Синема в Сибири:Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917) // Киноведческие записки.2002. N61. С. 359-379.
6Сибирская советская энциклопедия. М., 1931. Т. II. Стб. 658. В то время ФедотМахотин был артистом цирка-зверинца Ф.О. Эйгуса, и киноаппарат приобретен не имлично, а труппой вскладчину, так как стоил не меньше 500 руб. См.: Ватолин В.А. Синема в Сибири: Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917 гг.).Новосибирск, 2003. С. 8-19, 50-51.
7Сибирь (Иркутск). 1908. 17 февраля, 12 марта.
8Сибирская жизнь (Томск). 1908. 26 августа; Голос Томска. 1908. 1 августа.
9Фотографии из книг: Томские зодчие прошлых веков. 400 лет городу Томску. Томск,2004. С. 28; Томск: история города в иллюстрациях. 1604-2004. Томск, 2004. С.369.
10Сибирская жизнь (Томск). 1914. 10 августа.
11Алисов Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX — нач. XX вв. Омск,2001. С. 130.
12Сибирская жизнь (Томск). 1914. 15 октября; Жизнь Алтая (Барнаул). 1916. 9августа.
13В конце 1915 г. в России был введен так называемый военный налог на зрелища.Цена билета на сеанс в частных кинотеатрах поднялась в среднем на 40 коп. Этоне могло не отразиться на посещаемости. Так, газета «Степной край»(Омск) от 7 февраля 1916 г. отмечала: «Увеличение казенного налога набилеты увеселений и зрелищ, в общей сумме выражающейся в 10 и 20 коп. на каждыйбилет, отразилось на сборах кинотеатров и сократило количествопосещений:».
14Утро Сибири (Томск). 1915. 10 января.
15Ватолин В.А. Синема в Сибири:
16Сибирский листок (Тобольск). 1916. 15 мая.
17Вестник кинематографии. 1915. N9. С. 22.
18Сибирская жизнь (Томск). 1914. 15 октября.
19Алтайское дело (Новониколаевск). 1916. 13 марта; Омский телеграф. 1915. 25февраля; Сибирский листок (Тобольск). 1916. 24 марта; Иркутская жизнь. 1916. 19марта.
20Сибирская жизнь (Томск). 1914. 15 октября.
21Сине-фоно. 1916. N8. С. 54.
22Жизнь Алтая (Барнаул). 1916. 26 ноября.
23Алтайское дело (Новониколаевск). 1916. 19 января; Иркутская жизнь. 1916. 24марта; Сибирь (Иркутск), 1915. 16 августа; Сибирская жизнь (Томск). 1915. 9октября; Сибирский листок (Тобольск). 1916. 25 сентября; Омский телеграф. 1914.26 ноября; Енисейский край (Красноярск). 1917. 21 января.
24ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1567. Л. 2-12; ГАТО. Ф. 3. Оп. 42. Д. 2193а. Л. 1-5.
317
25ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1607. Л. 1.
26Лебедев Н.А. Указ. соч. С. 47.
27Сибирь (Иркутск). 1914. 14, 16 октября, 28 декабря; 1915. 1, 9 января;Сибирская жизнь (Томск). 1914. 30 октября, 20 декабря; 1915. 9 октября, 8ноября; 1916. 14 января, 12 марта; Утро Сибири (Томск). 1916. 18 июня, 30ноября; Омский телеграф. 1914. 28 ноября; 1916. 28 февраля; Голос Сибири (Новониколаевск).1917. 3, 13 января; Жизнь Алтая (Барнаул). 1916. 14, 23 августа, 16, 29 ноября;Сибирский листок (Тобольск). 1916. 2 февраля, 3 марта.
28Сибирская жизнь (Томск). 1915. 7 ноября.
29Иркутская жизнь. 1916. 18 марта; Сибирский листок (Тобольск). 1916. 24 марта;Омский вестник. 1917. 8 (21) февраля; Алтайское дело (Новониколаевск). 1916. 13марта
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта new.hist.asu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.