Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русский народный танец

Содержание
Введение
1. Русский танец какхудожественное целое
1.1 Общие признаки исхема жанра
1.2 Музыка и костюм каксоставные части целого
2. Основные жанрырусского танца
2.1 Хоровод
2.2 Пляска
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: оченьинтересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которыеформировались в течение многих веков на его основе, это и классический, иисторико-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смоглиповлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь оннесёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранитпамять о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем,показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизнилюдей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому видуискусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этогокрая, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе необязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие людипосвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написаномножество книг.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себевопрос: «А что же входит в понятие „танец“? Может быть, этопросто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсьотыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое
 
1.1 Общие признаки и схема жанров
Танец — это яркое, красочное творение народа, являющеесяэмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой,многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину ихчувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен.В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные иконкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразнымпластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так ипутём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальныхобразов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органическойсвязью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Танец в специфической художественной форме выражает ираскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходеразвития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение,стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красотеи рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёныекадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далееговорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеетсвои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокиенациональные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Этосамостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русскогонарода. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся сопределенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты ипревратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.
Связь русского народного танца с конкретными обрядамибыла характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, переплясили одиночная пляска с обрядами связанны не были.
Русский народный танец в каждом регионе отличаетсялексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких,замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании счётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого можетслужить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественноготворчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)
Русские народные танцы классифицируются не по временамгода, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общимустойчивым признакам. Вот некоторые из них.
Стиль – характерные черты и свойства (особенности)выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.
Танцевальная лексика является самым важнымвыразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы,корпуса, ног — её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собойнаиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом,поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, районупринадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённымобразом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально –подражательной.
2. Естественно – пластическая – подсказанная самимдействием, развивающимся в танце.
3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся впостоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни,отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манеройисполнения, но и богатством танцевальных движений.
Интонация – это совокупность выразительных средств.Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражатьразличное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть,задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер исодержание действия.
1.2 Музыка и костюм как составные части целого
Музыка – душа танца. Она является одним из еговыразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные чертыи особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией,внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличаетсявыразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы былисвязанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы,исполняемые только под музыку.
Поскольку каждый народный танец имеет множествовариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодииимеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танцемузыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Костюм и народный танец находятся в постояннойзависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, онорганически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой».В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаётему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюманеобходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани,орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, нехарактерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижаетубедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце,многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
Праздничный мужской костюм был более устойчивым иоднотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительныеизменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста илишёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску илиёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. Внекоторых районах иногда костюм довершала шляпа.
Праздничная женская одежда делится на два комплекса:северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь надевичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, иженщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда(замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имеласвои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и вотдельных уездах, сёлах.
Приведём в пример два вида русского женского костюма:северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных вприложении.
Северно-русский женский костюм на примереАрхангельской области
Северно-русский женский костюм состоит из рубахи исарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой избатиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямыхполотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольныекуски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратныеластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие,образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковымикромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоскойткани.
В каждом районе костюмы отличаются по цвету,материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан.Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском,Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубогосарафана – «штофника», поверх которого надевается «коротена»(душегрея без рукавов из парчи). На голове «повязка» — полукокошникили малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полоспозумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами.Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра исерьги из перламутра.
В Пинежском районе поверх «коротена» обязательнонакидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило,находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок вМезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге оналишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольскомрайоне области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшаетсязолотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо».На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник – «венец»,унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. Нашее – бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивнойткани – «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет,на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером,стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы исерьги.
Южный женский костюм на примере Курской области
Основной распространённый костюм в Курской области –это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани,или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывалсялибо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска»– передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафаннадевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты – много рядовразноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.
Красочный и замысловатый женский головной убор состоитиз кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветнымшёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные,павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди,пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головнойубор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.
В каждом районе, городе или селе Курской областикостюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, ввышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более яркихрасцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов болеестрогие, однообразные.
Конечно же, народный костюм в современной обработкешьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используютсяукороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, формаголовного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танецтеряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

2. Основные жанры русского народного танца
 
2.1 Хоровод
Одним из основных жанров русского народного танцаявляется хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний видрусского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговаякомпозиция – подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берутначало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихсямогущественному богу солнца – Яриле.
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают иразыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно иорганично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большоечисло участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народноготанца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значениеязычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которыеотражают социальные, бытовые и другие темы.
Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют своиформы и правила исполнения, определённые отношения между участниками,подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается всамостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. Вхороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участникиего, как правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто заплаток, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построениязависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание ипод какую песню, быструю или медленную он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая областьвносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере иманере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное,определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка,участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На примеркруг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построенииможет разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действиеучастников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения кпроисходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным.Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболеечасто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.
Орнаментальные хороводы.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нетконкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участникихоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры –орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишьмузыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного творчествас жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множестварисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяныузорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкиеузоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигурыхоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всегосвязаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективнымтрудом народа, его бытом.
Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе,в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чащевсего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются,перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан вприложении («Северный хоровод с шалями»).
Игровые хороводы.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет,конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители спомощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев.Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называютсюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета,столкновение характеров и интересов действующих лиц.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы,называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровыххороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовыепроцессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальныххороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальныхфигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных иигровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярноготанца России. Но в различных районах существуют свои местные особенностиисполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, соспецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенностипроявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме,и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местностиманере исполнения.
2.2 Пляска
Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчасжанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа.Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самоеценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый,культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок,и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходилисьбез плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов,которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорити отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движениев пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства,раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемыедвижения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения.Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можновыражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила,выход энергии исполнителя.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводнуюцепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека,усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песнюплясовой и различным музыкальным сопровождением.
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки,голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможностьраскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеруисполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляскесвою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным,виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хороводаболее богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себясильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку»,различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимообогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразиярисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки,разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущиетолько пляске.
Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные,устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русскогочеловека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповаятрадиционная пляска.
Групповая традиционная пляска.
В групповой пляске может участвовать много народа, ночаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Внекоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и,если кто — либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввестинового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весьрисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Онавобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошлифрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее частоиспользуемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.
В каждой области есть своя традиционная, самобытнаяпляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными.Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов,создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможностьпоказывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых пляскахсохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальнойпляске или переплясе.
Групповые пляски создавались на основе народныхтрадиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережнопередавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть свояопределённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательностарался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Этоделалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли,идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.Пример групповой традиционной пляски указан в приложении («Танок с поясами»).

Заключение
 
Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можнообнаружить общее и различия.
Основой фигурного построения танца является круг и линейноепостроение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень частов этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основныепостроения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи междухороводом и пляской.
Но, все же существуют и различия в фигурах двух основныхжанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они какбы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линиииспользуются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легчепроследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурнымперестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себеразные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и дляраскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являютсяразличные фигуры и перестроения.
Поэтому для постановки танца даже для младших групп детскиххореографических студий нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляскии простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом»," круг в круге", " восьмёрка", «гребень», «улитка»,«змейка», «колонна», «улица», «ворота»и т. д… Для плясок это " шен", «звёздочка», «карусель»," челнок", «ручеёк», «волна», «цепочка»и т. д.
Итак, танец, это не только набор движений, соединённыхмежду собой. Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразныедвижения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею.Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Список литературы
1. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областныеособенности русского народного танца. – Орел, 1999.
2. Климов А. Основы русскогонародного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
3. Устинова Т. А. Избранные русскиенародные танцы. – М.: Искусство, 1996.

Приложение
 
Основные фигуры хороводов.
Фигура может начинаться из линии, но чаще являетсяразвитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него,начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другиеисполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.
«Круг»
Число участвующих в круге не ограничено, но их должнобыть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру кругаи взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряженияотходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу вхороводе идёт «посолонь» – по солнцу, или по часовой стрелке, номожет идти и против.
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от другаили совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так ипротив неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или вразные стороны.
«Круг в круге»
Один круг большой, а внутри него круг поменьше.Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и впротивоположном направлении.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кругов (круг в круге).Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равноеколичество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки,образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, ичерез головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар – не менеечетырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этогопарни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их заспины.
«Восьмёрка»
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом.Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременноразрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой.Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». «Восьмёркуисполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждомкруге должно быть одинаковым.
»Улитка"
Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрываетобщий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый кругвнутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание»фигуры может быть разным.
1 — вый вариант. Продолжая движение, ведущий делаетразворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь пообразовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенноувеличивающимися кругами до образования первоначального круга.
2 – ой вариант. Хоровод останавливается, участникистоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками однойпары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет изпоследнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.
3 – ий вариант. «Развивает» «улитку»второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участникиначинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании».Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.
«Змейка» (рис. 7).фигуру «улицу».Эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другаяидёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могутсостоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.
«Колонна»
Это построение рядами. Каждый ряд состоит изнескольких человек (не менее двух). В каждом ряду
должно быть одинаковое количество участников, стоящихна небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну».Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» – представляет собойвытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.
«Улица»
Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии,лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из однихдевушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могутбыть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяетсяпостановщиком, фигуры исполняются в движении.
«Ворота»
1 – вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица»)парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их,образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены сруками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят черезпротивоположные воротца.
2 – ой вариант. Все пары одной линии, соединив иподняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия сразъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».
3 – ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущийразрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любойпаре, все проходят через воротца, которые она образует.
4 – ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу.Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно парыначинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие парыпроходят под ними и наоборот.
5 – ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждыедве пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться покругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другиепары проходят под ними и наоборот.
«Гребень»
Две линии, выстроившись, друг против друга, движутсянавстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг сдругом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левымплечом.
Основные фигуры групповой традиционной пляски.
В групповых плясках кроме фигур, перешедших из хороводов,существуют свои различные построения – фигуры, типичные для групповых плясок. Срединих не только традиционные, давно вошедшие в пляску. Встречаются фигуры, сочинённыенедавно. Различные построения для плясок продолжают сочиняться и в профессиональныхи в самодеятельных коллективах до сегодняшнего дня.
«Шен».
Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем парыодновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левыеруки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая другдругу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся сосвоим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни – впротивоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами итройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.
«Звездочка»
Фигура «звездочка» может быть построена изодинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из однихдевушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек.Наиболее распространенная «звездочка» – состоит из четырех человек:два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правымиплечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенныеправые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левымируками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т.д.
«Карусель»
В основе этой фигуры лежит «звездочка». Впостроении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав другдругу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые рукидевушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юношидержат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут бытьсоединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.
«Челнок»
Эту фигуру может исполнять любое четное число пар.Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие нанебольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень идевушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и впараллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии,располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоятспиной друг к другу, а парни – лицом. Может быть и наоборот, в зависимости отусловий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу,и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняютсяместами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь межтеми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, кругеили их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.
«Ручеек»
Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии другот друга, в затылок друг другу – колонной. Каждая пара, взявшись за руки,образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегкасогнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся«ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т.д., до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек»может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратныйручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходитьпод «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.
«Волна»
Исходное положение фигуры «волна» являетсяпостроение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка,повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота».Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар,которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем всенечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пари т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах,поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.
Другое исполнение этой фигуры – «волна» спродвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны.Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередьодновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая парапроходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Втораяпара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперьвключаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая,четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами»первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами»пятой, а вторая пара – под «воротами» четвертой. Третья пара стоит наместе в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары.Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за нейв том же порядке возвращаются и остальные пары.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Н. Островского "Бесприданница" Цель урок
Реферат Филиппо Брунеллески
Реферат История старчества Оптиной пустыни
Реферат Теория вероятности и математическая статистика. Задачи
Реферат Зенон
Реферат Художественное своеобразие пьес Бернарда Шоу
Реферат Статистика основних виробничих фондів
Реферат В органическом синтезе в реакциях гидрирования участвуют любые молекулы, имеющие ненасыщенные связи. Синтезы Фишера-Тропша. Обратная гидрированию реакция - процесс дегидрирования в промышленном органическом синтезе и в процессах нефтепереработки.
Реферат История Джорджии
Реферат Genetic Engineering The Frontier Essay Research Paper
Реферат No Name Woman Essay Research Paper Eastern
Реферат Mother Nature Essay Research Paper Nature has
Реферат Экономический эффект "влипания"
Реферат Род несклоняемых существительных и методика их изучения
Реферат Changes In Hester Prynne Essay Research Paper