Реферат по предмету "Культура и искусство"


Роль библиотек в обществе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Библиотека каксоциальный институт
2. Новая роль библиотек винформационной инфраструктуре общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ
Библиотека –один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой историиее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первыхбиблиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшнихдней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: отобслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей.Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурныекомпоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Особенностьсовременной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двухреволюций, ментальной и технологической: первая связана с процессомглобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая – споследствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящиеобщественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют нетолько всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервыеставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основахсуществования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначениябиблиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельнымисоциальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностейбиблиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Все этиявления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающихжизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института вконтексте построения открытого общества знаний.
В даннойработе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современномобществе.
1.Библиотека как социальный институт
В современнойсоциальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативнойдеятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностномусамоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическимпросветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения,культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностейчеловека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехническойреализации творческих способностей людей, их духовного потенциала,осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» онепреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских иполитических правах, общественном договоре, справедливости общественногоустройства и т.д.
Социальныеинституты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательнойработы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые моделисоциального действия.
Библиотека,являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни,обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полнымоснованием может быть определена как социальный институт.
Труднопредставить себе какую-либо структуру общества, которая могла быфункционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительнобольшое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключениясоциально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров,представителей всех профессий и рода занятий.
Термин«библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где«biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». Егосодержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначнои менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизниобщества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом,книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнеепредставление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранностькниг.
Назначениемпервых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания.Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытоготипа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностноезначение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением – просвещениенарода. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализациибиблиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальныйинститут, включающий информационные и культурные компоненты.Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисныеявления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.
Применениефеноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения,происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самомобщем значении этот подход представляет собой методологическую позицию,описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственногопознания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».
Анализпрактики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктованаусилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественногоразвития.[1] Она имеет несколько аспектов:
· содействиеобращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечениясвободного доступа к нему;
· сохранениедокументированного знания как общественного достояния.
Миссиябиблиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно еетрансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальныефункции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностейбиблиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо иликосвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки каксоциального института.[2]
Социальные(внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества,способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средствоадаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуютразрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. Входе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя вкачестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – сутьфункционирования библиотеки как социального института».[3]
Социальныефункции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями каккультурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляциидокументированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, втом числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество.Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполненияконкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные историческиепериоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание взависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковымифункциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная,образовательная, социализирующая и культурная.
Мемориальнаяфункция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, вкоторых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценностимировой, национальной и местной культуры, было и остается социальнымпредназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание,объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных изнаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современногоинформационного пространства.
В фондахмногих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства:картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски сзаписями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценныерукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, –книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фондырегиональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числуобъектов культурного достояния.
Собирая исохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижениячеловеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека являетсявоплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественноенакопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качествсоциальной памяти.
Библиотекапозволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенныхаварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановитьпроизводство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественногоразвития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.
При этомбиблиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляясистематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организуетнавигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.[4]
Особенностьреализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знаниеи культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использованиявиде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но иобеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивуюзадачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, переводасохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.
В рамках мемориальнойфункции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. Вситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированнойинформации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающаясохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартовэлектронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотекастановится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладаетустойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулированиев отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.
Реализациямемориальной функции подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции.В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человекас социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование всенакопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотекавключается в сложную систему социальной коммуникации, «обеспечивающей создание,обработку, хранение и распространение документированных текстов общественногопользования».
Современнаябиблиотека создает возможности для членов общества удовлетворять своиинформационные и знаниевые потребности через совокупность документов,накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационныересурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, чтоинформационные потребности пользователей могут носить самый разнообразныйхарактер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так иповседневной жизни.
Организуядоступ к знаниям, необходимым для разных видов деятельности, библиотека темсамым содействует росту материального благосостояния общества.Информационно-знаниевые ресурсы библиотек являются основой для развитияфилософских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощьюформируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве.Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотекаспособствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихсясоциальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности,библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий иинтересов.
Организуядоступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающихустойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотекаспособствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельнойличности в частности.
Стремлениесовременной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественнозначимой информации и знаниям способствует утверждению социальнойсправедливости, снижению социальной напряженности в обществе.[5]Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующегосоциального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальнуюустойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства ипотребления информации разных категорий населения.
Современнаябиблиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своихпользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность,ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправномсотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.
Современнойбиблиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальнойработы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическимсоциальным институтом, библиотека ориентируется на ценности каждого еереального и потенциального пользователя, становится транслятором этих ценностейдля других индивидов, социальных групп и человечества в целом.
Современнаябиблиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этомотношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающихкультурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы,национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и другихдифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидацииобщества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы онимогли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчаетсоциальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.
Библиотекаиграет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людямвступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общенияс другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться отдавления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальнуюфункцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себязащищенным (предполагается, что первые два таких места – дом и работа).
Современнаябиблиотека – институт консолидации общества. Предоставляя возможности дляпроведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационнымсетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовойинформации, местными и федеральными властями, социальными службами,государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия длявиртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центромобщественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры».[6]
Коммуникационнаяфункция тесно переплетается с информационной, которая предполагает сам процесспередачи информации, т. е. процесс коммуникации. При этом понятие«коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотекислужит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия,а не способов его организации. В то же время информационная функциясопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа,пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие,включающее работу с документами на уровне его содержания, семантикипредполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний.
Техническая итехнологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функциисовременной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационногопространства. Она собирает и хранит документированную информацию и знание,участвует в формировании документального потока и проводит егоаналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оцениваетинформационно-знаниевые ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизациюдокументов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основудля многих современных информационных и знаниевых процессов.
Особенностьинформационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею втесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, сиспользованием различных каналов распространения информации. Библиотека активноучаствует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установленииопределенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступпользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации.
До недавнеговремени библиотека определялась физическим пространством, которое она занимает,документными фондами, которыми она располагает, и кругом лиц, к ней причастных.Документные фонды были организованы в пространстве библиотеки таким образом,чтобы пользователь легко мог установить местоположение той или иной единицыхранения, хотя это порождало определенные неудобства, связанные с тематическимиили иными принципами организации хранилищ. Исследователь должен был хорошознать библиотеку, «привыкнуть к ней», чтобы в полной мере воспользоватьсяпреимуществами, заложенными в ее сложной иерархической структуре.
Современная парадигмабиблиотечного обслуживания базируется не только на использовании фондадокументов конкретной библиотеки, она предполагает использование принципиальноновых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени иместонахождения как документа, так и пользователя. Для удовлетворенияинформационных, образовательных, культурных потребностей своих пользователейбиблиотека делает доступными документированные знания и информацию не только хранящиесяв ее фонде или на жестких дисках ее серверов.
Современнаябиблиотека разрушает свои физические границы, переходит из реальногопространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ кинформационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационногопространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой – создаетэлектронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованныхдокументов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами.Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации инеобходимых знаний.
Виртуализациябиблиотеки происходит при активном развитии сетевого взаимодействия библиотек.История создания библиотечных сетей насчитывает десятилетия. В России первыесети библиотек появились еще в начале XX века. Наиболее яркими примерамибиблиотечных сетей являются централизованные библиотечные сети, сформированныев конце 70-х годов ХХ века на принципах административно-командного управления,и система межбиблиотечного абонемента. На принципах сетевого взаимодействияосновывалась система методического руководства и внутрисистемного книгообмена,осуществлялась деятельность территориальных библиотечных объединений,межведомственных библиотечных комиссий.
Один изклассиков теории сетевого библиотечного взаимодействия Дж. Бекер давалследующее определение библиотечной сети. Это – формальное объединение «… двухили нескольких библиотек для обмена информацией на основе общих стандартов и спомощью коммуникационных средств, преследующих при этом функциональновзаимосвязанные цели».[7]
Сегодня визменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромноеколичество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающихдобровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерскихотношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление ииспользование документированных знаний и общественно значимой информации.
В условияхнарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширениядоступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной иинформационной функций невозможна без развития когнитивной деятельностисовременной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер.Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, онапревращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управлениязнаниями.
Ей присущитакие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов,фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотекапредоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимаяпротивопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые«метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числесистемы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторингазнаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества вцелом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни,библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира.Развитие когнитивной функции библиотеки – залог востребованности социальногоинститута библиотеки в обществе знаний.
Современнаябиблиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций иберет на себя роль другого коммуникационного института – института образования.Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности,направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современнаябиблиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляциякультурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узкомсмысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечиваяединство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального)образования, библиотека способствует становлению социально компетентнойличности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальныхинститутов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающимитехнологиями в системе организации и управления, т.е. способна бытьсознательным субъектом социальных процессов»[8].
Выполняяобразовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способовпознания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностейи уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальнаяликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания,самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.
Без обращенияк уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке,искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можноотделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредуетобращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории,обществу.
Кроме того,библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этойточки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поискуи созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическимполем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, –полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».
Библиотекаобеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая ихинформацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому ипринято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.
Современнаябиблиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационнойкультуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним изважнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного ибудущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владениянавыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами,в том числе – систематизацией. С внедрением современных информационных технологийзадача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями,«фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выборстановится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готовосамостоятельно работать в электронной информационной среде.
Деятельность,направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностямотечественной и мировой культуры, создание условий для культурной(репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функциюбиблиотеки.
Являясьнеотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшейценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собойодин из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления иприращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика рольбиблиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечениипреемственности мирового культурного достояния.
Как мощный ивместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людейбиблиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их кважнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы,традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.
Традиционноприсущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается засчет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека икаждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.
Библиотекачерез чтение способствует становлению человека как культурной, образованнойличности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферыинтеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.
Библиотекаспособствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ееретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационныхисточниках)».[9] В этом выражается еесоциализирующая функция.
Следуетотметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторымидругими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ееучастие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности.Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации втечение всего периода, пока он посещает библиотеки.2. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества
Современнуюэпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человекучерез книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- ивидеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информацияпредопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целыхсообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступаетв чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Вернали эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, инет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможныхинформационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоенииинформационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни былообщая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.
При такомразвитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойствачеловека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только однагруппа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испоконвеков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний.Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поискезнаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворениеинформационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условияхвсевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованнымиобществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы ислужбы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этомисторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило,бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения вобществе.
Наша странауже имеет достаточно сложную и развитую информационную инфраструктуру, ибиблиотеки являются ее неотъемлемой и существенной частью. Библиотеки,развиваясь в пределах этой инфраструктуры должны ей соответствовать иприспосабливаться к ней. Схема 1. поможет наглядно увидеть место библиотек винформационной инфраструктуре как части информационного цикла от ее создания доее использования.
Схема 1 Взглядна информационную структуру как части информационного циклаСоздатели Продукты Дистрибьюторы Распространители Потребители Авторы Художники Музыканты Производители баз данных Книги Журналы CD-ROM Базы данных Web-страницы Издатели Продавцы Интернет-провайдеры Школы Библиотеки Университеты Музеи Бизнес Государственные агентства Индивидуумы Исследователи Студенты Служащие/рабочие Работодатели
Из этой схемывидно, что информационная инфраструктура состоит из институтов и индивидуумов,включенных в динамический процесс создания, распространения и использованияинформации в обществе. Мы видим, что библиотека вовлечена в процессраспространения и является посредником между пользователем и созданнойинформацией. Надо заметить, что библиотека присутствует в каждом процессе этогоцикла. Так на организацию фондов влияют создатели информации, библиотекаритакже должны организовывать обеспечение информационными продуктами, они ведутпереговоры с продавцами информации и имеют непосредственное отношение кпотребителям информации.
Существует идругой способ рассмотрения информационной инфрастуктуры через представлениеразнообразных коммуникативных сетей, обслуживающие такие каналы передачиинформации как телефонные линии, автоматизированные информационные системы,кабельное телевидение и Интернет (Схема 2).
Схема 2
Основные типысетей и служб в информационной инфраструктуре
1.  Интернет
2.  Гос. Коммутаторная Телефонная Сеть
3.  Государственные Сети Данных
4.  Сотовые телефонные сети
5.  Коммерческие Спутниковые Сети
6.  Радиосети
7.  Телевизионные Сети
8.  Сети кабельного Телевидения
1.  Прямая Спутниковая Связь
2.  Информационные Центры
3.  Издательские Организации
4.  Культурно-развлекательные Информ. Службы
5.  Финансовые Информ. Сети И Службы
6.  Правительственные Информ. Сети
7.  Транспортные Информ. Сети
8.  Сети общественной безопасности
Взгляд наинфрастуктуру с этой точки зрения открывает степень участия библиотек винформационных системах самого широкого охвата. Библиотеки глубокозаинтересованы в привлечении как можно большего количества информационных сетейи служб в свою среду, так как через посредничество библиотек дополнительноколичество информации станет более доступным для населения. В связи с этимнеоценимое значение библиотеки придают Интернету, информационная емкостькоторого позволяет сочетать множество информационных сетей и систем нанациональном и международном уровне. Библиотечные работники взаимодействуют синформационной инфраструктурой и другим способом. То есть они должны бытьсведущи в многочисленных технических средствах, делающих передачу и обработкуинформации возможной и эффективной. К ним относятся сканеры, компьютеры, телефоны,факсы, компакт-диски, видео и аудиоаппаратура, радио, кабель, телеграф,спутниковая связь, оптико-волоконные средства связи, телевизоры, мониторы,принтеры, кинокамеры и др.
Современныймир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминированиеэлектронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари ибиблиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаныпонимать и развивать эти ресурсы.
Развитиеэлектронных информационных технологий ведет к необходимости выработкипринципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствованииинформационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельныеи телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия,библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подверженывлиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросыкак открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время,защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность,право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этихвопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражаютобщественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационнойполитике общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современнаябиблиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационнаяинституция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание,гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений.Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечиваянавигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательныеи культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений,действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества.Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения кпоколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов напротяжении всей жизни. Она становится не только активным участникоминформационного производства, но и необходимым инструментом управлениязнаниями.
Библиотекаявляется одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтомуизменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественнаямиссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотекасвязана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурнымпроцессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.
Происходящиев современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функцийбиблиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная,информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новымсодержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность иразвитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная,обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственностькультурного развития и использование общественного культурного достояниячеловечества.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акилина, М.И.Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2.
2. Володин, Б.Ф.Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики:Исторический опыт Германии. – СПб., 2002.
3. Гончаров, С.3.Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика икультура: межвузов. сб. – Екатеринбург, 2003.
4. Карташов, Н.С.Общее библиотековедение. – Ч. 2. – М., 1997.
5. Матлина, С.Г.Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» //Библиотековедение. – 1996. – № 4/5.
6. Сетевоевзаимодействие библиотек: материалы международ. конф. – СПб., 2000.
7. Федореева, Л.В.Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: Напримере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровскомкрае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.
8. Фирсов, В.Р.Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход //Научные и технические библиотеки. – 1985. – № 5.
9. Царева, Р.Н. Рольи место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационныйбюллетень РБА. – 2005. – № 36.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.