Реферат по предмету "Культура и искусство"


Развитие театра Европы начала – середины XX века

Министерство образования и науки Украины

Контрольная работа
По предмету: «История» На тему:
«Развитие театра Европы начала –середины XX века»

Одесса– 2010
 

План
 
Введение
Первая половина XX века вистории и культуре Западной Европы
Европейский театр в XX веке
Явления в драматургии
Выводы
Литература
Введение
Драматическая поэзияполучила свое название от греческого слова «драма», что значитдействие, так как сущность драматической поэзии состоит в изображении событий, какбы совершающихся перед глазами зрителей.
Драматическиепроизведения пишутся для театра. Пьеса только в том случае может произвестинадлежащее впечатление, когда она поставлена на сцене. Декорации, костюмы,грим, декламация актеров и их мимика — все это сторицей восполняет то, чего нетв наличности в драматическом произведении, то есть описания и рассказа от лицасамого автора.
Драматическая поэзиязародилась в Греции из обрядовых песен в честь бога Диониса, иначе Вакха. Вчесть Диониса были учреждены праздники, совершались богослужения, приносилисьжертвы, сопровождаемые пением гимнов, или религиозных од, которые называлисьдифирамбами и были двоякого рода: мрачные и радостные. В первых вспоминалисьстрадания любимого бога, во вторых — его торжество.
Во время жертвоприношенияпредводитель хора рассказывал о приключениях Диониса, а хор в песнях выражалили сочувствие страждущему божеству, или радость по поводу его торжества надврагами. С течением времени рассказ о приключениях Диониса стали вести два лица,вследствие чего явился драматический диалог (разговор). Затем мало-помалурассказ стал заменяться наглядным изображением похождений Диониса — явилосьдраматическое действие.
Наглядное изображениесудьбы Диониса так нравилось грекам, что они с удовольствием стали смотретьподобное же изображение событий из жизни других богов, полубогов и вообщевеликих людей, а впоследствии и обыкновенных смертных. Поэты, постепеннорасширяя содержание драматических произведений, стали заботиться обудовлетворении уже не религиозного чувства, а эстетического, то есть тогочувства, которое мы испытываем, когда наслаждаемся прекрасным, и драмамало-помалу из области религиозных обрядов перешла в область поэтическихпроизведений. Вместе с развитием драматической поэзии в Греции началиустраивать театры, то есть зрелища, для драматических представлений.
Высшей степени своегоразвития древнегреческая драма достигла в блестящий век Перикла, когда в Афинахжили величайшие поэты-трагики: Эсхил, Софокл и Еврипид, а также знаменитейшийсоздатель комедий — Аристофан.
Из Греции драматическиепредставления перешли к римлянам. Но в области драматической поэзии римляне несоздали ничего оригинального: греки увлекались театром, римляне — цирком.
В средние века вхристианском мире были забыты древнегреческие и римские драматическиепредставления. Но взамен их стали разыгрываться религиозно-нравственные,содержанием для которых служили события из библейской истории Ветхого и Новогозаветов. Представления эти (мистерии) разыгрывались сначала в церквах священно-и церковнослужителями, в церковных оградах, а потом на площадях городов. Здесьмистерии значительно изменили свой характер, так как предназначались уже не дляпоучения христиан, а для развлечения. Явились драматические писатели. У всех образованныхнародов Западной Европы создался театр на национальной почве. Английскийдраматург Шекспир вознес у себя на родине национальную драму на значительнуювысот)'.
Русская драма возникла неиз элементов народного творчества, то есть обрядов и песен, а из подражаниядраме западноевропейской. Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский составилипроизведения в роде мистерий; таковы, например, «Комедия о блудномсыне» первого и «Рождество Христово» второго. Ложно-классическоенаправление переносит к нам и упрочивает надолго Сумароков, основатель русскоготеатра в Петербурге и автор многих трагедий и комедий («Хорев»,«Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец»). По этому же путиследуют Княжнин, Озеров, Фонвизин, Капнист и отчасти Грибоедов. Наконец, Пушкинпод влиянием творчества Шекспира создает новую трагедию «БорисГодунов», а Гоголь — вполне самобытную комедию «Ревизор». Послеэтого русская драма уже развивается по собственному национальному пути.
Первая половина XX века вистории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот периодзавершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход кпостиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического вгосударственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многиеиз которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само егосуществование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабукризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований.Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежаниеего повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьмауспешно было проведено в США. Осуществленные реформы не избавляли капитализм отпротиворечий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволялипротиворечиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимыйминимум социального равновесия.
Благодаря реформампоявились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления,которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оносложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах — в 60-е годы. Вцелом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модусвивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы. К числу важнейшихсобытий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десяткимиллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвалиглубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявшихфундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мирраскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, — противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единогоцелого.
Отмеченные и другиефакторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первойполовине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. Врассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в концеXIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике былаоткрыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. 
Первая половина XX века в истории икультуре Западной Европы
Первая половина XX века вистории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот периодзавершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход кпостиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического вгосударственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многиеиз которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само егосуществование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабукризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований.Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежаниеего повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьмауспешно было проведено в США. Осуществленные реформы не избавляли капитализм отпротиворечий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволялипротиворечиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимыйминимум социального равновесия.
Благодаря реформампоявились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, котороемогло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось вСША к концу 50-х, а в других европейских странах — в 60-е годы. В целомгосударственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модусвивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы. К числу важнейшихсобытий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десяткимиллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвалиглубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей,составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировойвойны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, — противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.
Отмеченные и другиефакторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первойполовине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. Врассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в концеXIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике былаоткрыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности.
В химии были открытызакономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологииначинается становление генетики. В космологии разработана концепциянестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимисядостижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М.
Планк, А. Пуанкаре, Н.Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. В сфере познания с егодифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук,которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ.
Все это усиливаеттенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутрикакой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов поповоду одного и того же явления. Что касается религии, то ее положениепродолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказаласьсамой безрелигиозной Запада. В отличие от религии философия находилась в лучшемположении.
Основными философскиминаправлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает отимени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики,языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р.
Карнап, Л. Витгенштейн.Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Онсосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемахсвободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М.Хайдеггер. В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развиваласьхудожественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занималаведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурнойстолицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. Влитературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р.Роллан, Р. Мартен дю Гар.
Первый создал рядисторико-философских романов, один из который – «Боги жаждут». Второму мировуюизвестность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношенияхгения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «СемьяТибо», дающего широкую панораму Франции. Значительным явлением в духовной жизнистало творчество писателей-экзистенциалистов — Ж.-П.
Сартра и А. Камю.Основными темами их произведений являются свобода и ответственность,абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы«Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума», «Миф оСизифе». Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура.
В данный период еепредставляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого – «Геракл»,«Пенелопа», «Сафо» — созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женскиестатуи второго – «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» — отмечены удивительнойгармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.
Значительных успеховдостигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т.Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М.
Ремарка. Главной фигуройнемецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философскиероманы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейскийсюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своимиисторическими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западномфронте без перемен», «Три товарища» и др.
Ремарк выразилмироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчествоБ. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность емупринесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др. Настоящийподъем переживает английская литература.
Из множества великих именследует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первомумировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах».
Второй известен как авторромана «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классикоманглийской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах – драме,романе, новелле. На высоком уровне остается американская литература.
Этим она обязана в первуюочередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своихроманах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др.
Фолкнер сочетаетреалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбекизвестен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеейжизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым.В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как отрагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь исудьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.Европейский театр в XX веке
Во Франции театр всегдаимел первостепенное значение. Достаточно вспомнить такие имена, как Корнель,Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют вжизни и живут на сцене».
Драматургия Ж. Ануя и Ж.Жироду. О творчестве драматурга Ж. Ануя французы говорят «вселенная Ануя». Нонесмотря на действительно «вселенский характер» его творчества, в которомлитературоведы выделяют «черные пьесы», «розовые пьесы», «блестящие пьесы»,«скрипящие пьесы», его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности.Такова Антигона, героиня его пьесы «Антигона» (1944). В пьесе Ануйпротивопоставляет друг другу двух персонажей: Кроена, который волею судьбытолько что получил власть, принятую им без радости, а не только потому что ончувствовал «ужасную ответственность власти», и Антигону, которая отказываетсяему повиноваться. Она предала тело брата земле, несмотря на запреты короля.Отказ у Ануя — высший двигатель драматического действия. Антигона отказываетсяПовиноваться, отказывается от жалости, отказывается от любви, отказывается отсамой жизни. В пьесе чувствуется влияние экзистенциализма: этот мир трагичен всвоей абсурдности, единственным величием становится сознательное бегство изнего. Написанное в годы войны произведение имело выраженную антифашистскуюнаправленность.
Другой замечательныйфранцузский драматург XX в. — Ж. Жироду (1882- 1944) дипломат, министринформации в начале войны 1939 г., он был плодовитым писателем-романистом,критиком, тонким блестящим эссеистом, но после встречи с великим французскимактером Жуве полностью посвятил себя театру. Его пьесы весьма разнообразны:современные и античные, трагические и фантастические, ужасные и вызывающиеулыбку. На античные сюжеты написаны знаменитая «Электра» и «Троянской войны небудет».
Творчество П. Валери.Теоретиком французского театра в период между двумя войнами был выдающийся поэти мыслитель П. Валери (1871-1945). Он писал о двух типах театра: о восходящем кХраму и театре типа Гиньоль. Второй тип — это «торжественная мистерия»,способная «передать жар и свежесть мгновения, сохраняющая в себе «магиюстановления'». Такой театр уже существовал во Франции, поэтому Валери попыталсясоздать театр подобия литургии.
В сотрудничестве скомпозитором Онеггером он написал балет «Амфион», премьера которого состояласьв Парижской опере 23 июня 1931 г. Балет был поставлен Идой Рубинштейн(1885-1960) и, по словам самого Валери, явился «воскрешением литургическойусловности». Такую условность Валери называл условностью высшего порядка,отмечая, что в театре-Храме все движимо величественными законами.
В пьесе «Душа и танец»Валери устами героев раскрывает свое понимание балета, отмечая, что его сила втом, что танец, исполненный танцовщицей- балериной, проникает в гущу наших мыслей,исподволь их одну за другой, пробуждает, вызывает их из мрака наших душ к светув самом лучшем порядке, какой только возможен.
«Бог создал все изничего, но это ничто проглядывает отовсюду», — писал Валери в «Нехорошихмыслях».
Драматургия Ж.-П. Сартраи А. Камю. Драматургами были философы Ж.-П. Сартр и А. Камю,экзистенциалистские взгляды которых проявились и в драматическом творчестве. Впьесах «Мухи», «Мертвые без погребения», «Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог»и других Сартр представляет новую трагедию, трагедию человека, «погруженного всвободу».
Альбер Камю (лауреатНобелевской премии, 1957), основавший «Театр Труда» и игравший сам втеатральной труппе «Радио Алжира» перед Второй мировой войной, половину своихпроизведений написал для сцены; представления «Недоразумения» в 1945 г. и«Калигулы» в 1944 г. сделали его знаменитым. Камю не видел лекарства от абсурдаи страданий мира. По его мнению, существует только «скромная мудрость», которуюнужно постепенно приобретать и которая состоит в том, чтобы «любитьограниченный и великолепный мир… работать, культивировать, подобно Кандидусвой сад день за днем, отказываться убивать, чтобы не быть соучастникомабсурдной судьбы, искать, напротив, средства уменьшения мировых страданий,верить в то, что подъем всеобщего благополучия не может быть осуществлен ценойжизни одного ребенка.»
Пьесы Б. Брехта. ПослеВторой мировой войны театральные эксперименты в Европе продолжил немецкийдраматург Б. Брехт (1898-1956), предложивший концепцию эпического театра. По этойконцепции спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя ивнушить ему активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Ондолжен быть публицистичным и социально направленным. Его пьесы «Трехгрошоваяопера» (инсценировка «Оперы нищих» Дж. Гея, 1728), «Жизнь Галмея» (1939),«Карьера Артура Уи» (1941), «Мамаша Кураж» (1971), «Кавказский меловой круг»(1949) и другие — пример гротескной, антивоенной направленности критикисовременного общества.
«Новый театр». Начиная с1950 г. во Франции появляется так называемый «Новый театр», первоначальнопроигнорированный публикой. Это театр «драмы абсурда», созданный С. Беккетом,Э. Ионеско, А. Адамовым, жившими в Париже и писавшими по-французски. Это была,с одной стороны, попытка обновить структуру и язык театра, а с другой, — «Новыйтеатр» явился отражением ужаса, вызванного жестокостями войны и страхом атомныхразрушений. Пьеса Беккета «В ожидании Годо», поставленная в 1952 г., — самаяизвестная пьеса театра абсурда, представляющая жизнь лишенной смысла. Вбольшинстве пьес Ионеско проводится идея бесполезности языка как средстваобщения.
Изложенное, на нашвзгляд, дает основание утверждать, что ни о каком кризисе, по крайней мере,применительно к театру XX столетия говорить неправомерно. Правда, нельзясбрасывать со счетов одно явление XX в., которое можно считать проявлениемкризиса, но не культуры. Рост благополучия благодаря научно-техническойреволюции подавляющего большинства, населения Европы, утверждение в жизнидемократических тенденций привели к фактической власти в этой жизнинетворческого большинства, неспособного жить идеями и идеалами подлиннойкультуры, неспособного подняться над миром повседневности, и этаантиэлитарность большей части населения, не ориентированного на творчество,разрушительна для культуры.
Проявлением этойтенденции, начиная с 60-х годов XX в. во всей Европе, в том числе и во Франции,является развитие шоу-бизнеса. Массовые тиражи пластинок, кассет «диска»,«фолк», «рок» музыки, с утра до вечера гремящей в наушниках транзисторов,повсюду сопровождают юношей и девушек. (Врачи отмечают рост расстройства поэтой причине слухового аппарата у молодых людей.)
Однако наряду сраспространением шоу-бизнеса и другими негативными явлениями в области духовнойжизни Европы в XX в. продолжает существовать и развиваться возвышающая человекакультура, что и является критерием ее подлинности, независимо от жанра.
Поиски новых театральныхформ. Последние два десятилетия театральная жизнь Франции, как и Европы вцелом, стала более разнообразной. В одном Париже в настоящее время свыше 50театров, в которых зритель может найти постановки на любой вкус:
от вечных творенийклассиков — Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова — в «Камеди Франсез» и «.Одеоне»до современных драматургов Беккета и Ионеско в авангардистских театрах иостроумных комедий в «театрах бульваров». Ежегодно в Авиньоне, Оранже, Ниме идругих городах Франции на древних римских аренах или в средневековых замкахпроходят театральные фестивали, привлекающие тысячи зрителей из многих стран.
Подобные зрелищныемероприятия практикуются в Италии: на развалинах Форума, Колизея, ТермКаракаллы проходят поражающие своей грандиозностью спектакли, постановкиклассических итальянских опер на античные сюжеты. Так, постановка оперы Верди«Лида» в Термах Каракаллы создает захватывающее ощущение присутствия зрителя вгуще происходящих событий.
Все это является поискомновых театральных форм, доступных массе зрителей. Примером такого сочетаниямассовости и классики являются грандиозные постановки Р. Оссейна на аренепарижского Дворца спорта спектаклей «Собор Парижской богоматери», «Дантон иРобеспьер», «Человек из Назарета», «Броненосец Потемкин».
Клад Каррер в содружествес известным английским режиссером Питером Бруком в парижском театре «Буф дюНор» поставили древнеиндийский эпос «Махабхарата». О масштабах этого спектакляговорит тот факт, что он шел либо в течение трех вечеров, либо двенадцать часовподряд с 12 часов дня до 12 часов ночи. Зрители, приезжавшие из многих странЕвропы, запасались термосами с кофе и бутербродами и «героически высиживали доконца», как писали парижские газеты в 1986 г., когда этот спектакль былпоставлен.Явления в драматургии
С движением свободныхтеатров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана,цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазномумиру.
Центральной фигуройтеатральной жизни рубежа XIX— XX вв. был Генрик Ибсен. В творчестве великогонорвежского драматурга с особой силой выразились антибуржуазные устремленияпрогрессивной драмы. В пьесах Ибсена дано острокритическое изображение нравовбуржуазного общества с позиций художника-демократа и реалиста, наиболеепоследовательно и глубоко воплощены принципы критического реализма. Ибсенсоздал тип социально-психологической драмы.
Наряду с ростомпрогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетияXIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейно-творческого кризисатеатральной культуры.
Если раньше чертынадвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы, внатуралистическом перерождении критического реализма, то в конце века театрприобретает иное свойство — он становится выражением кризиса всей духовнойкультуры буржуазного мира. Многообразные проявления этого кризиса в областиэстетической мысли и в различных видах искусства получают свое выражение вдекадансе и символизме. У этих направлений были различные и даже противоречивыеидейно-творческие тенденции, от агрессивных нападок идеологов реакции, открытопорвавших с традициями народности, гуманизма и жизненной правды (декаданс)» доявлений, свидетельствующих о пессимизме и растерянности тех слоевинтеллигенции, которые, не принимая буржуазную действительность, в то же времяне видели выхода из нее (символизм).
Искусство декаданса,лишенное всякого интереса к гражданским целям творчества и имевшее философскойосновой учение Ницше о «сверх-человеке», не подчиненном никаким моральнымнормам, проявляло повышенный интерес к патологическим состояниям психики, кболезненной жажде насилия, к эстетизации эротики, жестокости и аморализма.Наиболее показательным в этом отношении было творчество итальянскогодраматурга-декадента Г. Д'Аннунцио.
Искусство символизма былопроникнуто страхом перед жизнью, перед неведомыми силами, враждебными человеку.Одиночество, обреченность, стремление уйти в мир субъективных переживаний или вобласть «чистого искусства», противопоставленного грубой жизни, — таковыосновные идейные мотивы символизма. Объявляя мир непознаваемым, символистскоеискусство логически приходило к отрицанию реализма. Отсюда же учение о символекак об условной форме обозначения скрытой от человека сущности мира ивнутренней затаенной жизни самого человека.
Родоначальником символистскойдрамы был бельгийский драматург Метерлинк. В его творчестве критика буржуазногообщества велась с позиций абстрактно-гуманистического идеала, а поиски новыхсредств художественной выразительности порой смешивали поэтику символизма сформами декадентской эстетизации. Но в лучших своих произведениях Метерлинкдостигал не только большой поэтической силы, но и сохранял гуманистическую верув жизнь.
При всей противоречивостисимволизма многие деятели театра, творчество которых отмечено его печатью, воспринималиэто направление как бунт против застывшего в рутинных формах современногобуржуазного театра. Для ряда драматургов и режиссеров (Метерлинк, Гауптман,Антуан, Люнье По, Поль Фор, Рейнгардт и другие) борьба против буржуазноготеатра была неотделима от поисков нового содержания, новых выразительныхсредств, форм.

Выводы
Первая половина XX века вистории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот периодзавершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход кпостиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического вгосударственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многиеиз которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование.
Во Франции театр всегдаимел первостепенное значение. Достаточно вспомнить такие имена, как Корнель,Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют вжизни и живут на сцене».
Теоретиком французскоготеатра в период между двумя войнами был выдающийся поэт и мыслитель П. Валери(1871-1945). Он писал о двух типах театра: о восходящем к Храму и театре типаГиньоль. Второй тип — это «торжественная мистерия», способная «передать жар исвежесть мгновения, сохраняющая в себе «магию становления». Такой театр ужесуществовал во Франции, поэтому Валери попытался создать театр подобиялитургии.
Драматургия Ж.-П. Сартраи А. Камю. Драматургами были философы Ж.-П. Сартр и А. Камю,экзистенциалистские взгляды которых проявились и в драматическом творчестве. Впьесах «Мухи», «Мертвые без погребения», «Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог»и других Сартр представляет новую трагедию, трагедию человека, «погруженного всвободу».
Начиная с 1950 г. воФранции появляется так называемый «Новый театр», первоначальнопроигнорированный публикой. Это театр «драмы абсурда», созданный С. Беккетом,Э. Ионеско, А. Адамовым, жившими в Париже и писавшими по-французски. Это была,с одной стороны, попытка обновить структуру и язык театра, а с другой, — «Новыйтеатр» явился отражением ужаса, вызванного жестокостями войны и страхом атомныхразрушений. Пьеса Беккета «В ожидании Годо», поставленная в 1952 г., — самаяизвестная пьеса театра абсурда, представляющая жизнь лишенной смысла. Вбольшинстве пьес Ионеско проводится идея бесполезности языка как средстваобщения.
Все это является поискомновых театральных форм, доступных массе зрителей. Примером такого сочетаниямассовости и классики являются грандиозные постановки Р. Оссейна на аренепарижского Дворца спорта спектаклей «Собор Парижской богоматери», «Дантон иРобеспьер», «Человек из Назарета», «Броненосец Потемкин».
С движением свободныхтеатров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана,цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазномумиру.
В конце XIX и в начале XXвека, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, ив частности музыку и театр, проходит тема ожидания великих перемен, которыедолжны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не всекомпозиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовалией, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинствомузыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, ипотому связи между ними были довольно слабыми.
Литература
театральный драматургияабсурд творчество
1. Вишгеншшейн Л.Философские исследования // Витгенштейн Л. Избр. философские работы. — М.,1994. — Ч. 1.
2. Бартли У. Витгенштейн// Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. — М., 1994.
3. Руднев В. Морфологияреальности: Исследование по «философии текста». — М., 1996.
4. Л. М. Баженова,Л. М. Некрасова, Н. Н. Курчан, И. Б. Рубинштейн, Мировая художественная культура.XX век. Кино, театр, музыка// Питер, 2008
5. Юшкова Е.В.Пресса России о пластическом театре (XX век). Материалы к спецкурсу дляотделения журналистики. Вологда. 2001.-32 с. (1,5 п. л.).
6. . Юшкова Е.В. Вритмах человеческого духа //Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3 (36).С.51—56 (0,75 п.л.).
7. Юшкова Е.В.Невербальная коммуникация и художественный образ //Человек в информационномпространстве: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж-Ярославль, 2004.С.112-114 (0,5 п.л.).
8. Юшкова Е.В.«Преодоление» как эстетический принцип пластического театра// Сборникматериалов всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» 27 февраля 2004 г. Вологда, 2004, ВоГТУ, с. 409-410 (0,4 п.л.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.