Реферат по предмету "Культура и искусство"


Развитие культуры ХХ века в России. Музыка

Введение
В 1922-1991 года Россиявходила в состав Союза Советских Социалистических Республик. Строилсясоциалистический строй.
На протяжении всего ХХвека культуру в России правительство пытались как-то контролировать. В началевека ее ставили в строгие рамки, она была под полным контролем. Правительстводиктовало свои правила и делало культуру такой, какой хотела ее видеть.
Поэтому на протяжениимногих годов этого века культура была на тему войны. Правительство уравнивалавсе права каждого человека, не выделяя никого.
Это также касалось имузыки ХХ века, музыка была народной, и редко кто-то выделялся из массы.
Но уже в конце ХХ века,когда Советский Союз рухнул, и запрет был снят, культура достигла высот. Чтокасается музыки, то в России появились рок- и поп-музыка.
Мы считаем, что тема«Культура ХХ века в России. Музыка», является актуальной, особенно в наше время.Хочется выделить тему «Музыка», так как она является неким «идолом» многоймолодежи. Многие готовы покланяться своим кумирам, идти на все, ради того чтобыпосмотреть хоть одним глазком на знаменитость, подражать им. А что касаетсярок-музыки в ее эпоху, то можно сказать, что она подчинила себе умы молодыхлюдей. С рок-музыкой связаны многие беды России, такие как наркомания,проституция, преступность.
Конечно же, если поменятьсвое отношение к музыке, то можно ею наслаждаться, даже рок-музыкой.
Исследованием культуры ХХвека занимаются многие ученые. В данной работе приведены мнения ученых такиекак, А.С.Орлов, А.А.Радугин, и многие другие.
Поэтому цель работы,исходя из ее актуальности: проанализировать культуру ХХ века и этапы развитиямузыки в России.
Исходя из цели, мыпоставили следующие задачи работы:
— изучить ипроанализировать литературу по данной теме;
— исследовать этапымузыки в России ХХ века.
Структура работы –обусловлена целью и задачами изучения данной проблемы и состоит из введения,двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Развитиекультуры ХХ века в России
Культура — совокупность производственных,общественных и духовных достижений людей.
Начало ХХ века, это времярасцвета русского театрального искусства, связанного с именами К.Станиславского,Ф.Шаляпина, М.Ермоловой. Музыкальное творчество А.Скрябина, и С.Рахманинова определилоразвитие мировой культуры ХХ века на многие десятилетия. Русскоеизобразительное искусство «серебряного века» составило целую эпоху. [3;273].
Одну из важнейших задач вобласти культуры Советское правительство видело в ликвидации культурнойотсталости населения. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось вруки Наркома просвещения. Его возглавляли А.В. Луначарский – видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист.
С первых днейсуществования Наркома одним из направлений его деятельности стала работа поохране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственныйсовет по заведению музеями и дворцами республики. В его обязанность входилконтроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. Кработе совета были привлечены многие деятели искусства в частности, художникиА.Н.Бенца, А.М.Васенцов и В.Д.Поленов, архитекторы Р.И.Клейн и В.О. Щуко. Приих участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров,предприятий фотокинопромышлености. Государственными музеями объявлялись Зимнийдворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, музей изящных искусств.
Революционные события1917 века и гражданская война не остановили процессы художественного развития.Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческойдеятельности. [2;381].
20-30-е годы. Начиная совторой половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно изсредств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этимобъяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазнымитеориями» в сфере художественной жизни.
Регламентацияхудожественного творчества сдерживала, но не остановила развития, литературы,живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих летбыла предоставлена произведениями Д.Д.Шостаковича (оперы «Нос» и «КатеринаИзмайлова»), С.С.Прокофьева (опера «Семен Катко»).
На рубеже 20-30-х годов влитературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие изних участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэтыВ.И.Лебедев-Кумач, М.В.Исаковский, А.А.Прокофьев. В песенном жанре работаликомпозиторы И.О.Дунаевский, братья Покрасс, А.В.Александров. [2;296-297].
Противоречивые и сложныепроцессы в общественно-политической и экономической сферах, положение СССР намеждународной арене оказывали существенное воздействие на культурное развитиеХХ века. От этих факторов зависели финансирование культуры, международныеконтакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения ккультурной жизни широких масс населения.
Характерной чертойразвития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательствапартийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества.
На рубеже 40-50-х годовЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии иязыкознания. Участие в них наряду с представителями науки принималируководители партии.
Малейшее отклонение втрудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть нанаучные вопросы рассматривались, как нарушение принципа партийности внауке.[2;478-479].
Административное вмешательствов творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазнойидеологией», политические оценки художественного творчества и научной работывызвали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.
Художественный процесс60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он былтесно связан с известными политическими процессами, происходившими в стране. Незря этот процесс называют политической и культурной «оттепелью». Наформирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурноеразвитие научно-технического процесса, определившее многиесоциально-экономические этого периода. Экологическое изменение в природе,миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни ибыта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании инравственности людей, что и стало предметом изображения в художественнойкультуре, в драматургии, в поэзии.
В 60-70-е года по-новомузазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе.[3;289].
Подлинным явлениемсоветской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой«деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовалиособые художественные потребности у крестьянства, которые значительноотличались от потребностей других слоев советского общества. Содержаниебольшинства произведений В.Астафьева, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина идругих не оставляли равнодушными никого, ибо речь в них шла о проблемахобщечеловеческих.
Писатели деревень нетолько зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенскогочеловека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихсяизменениями связи поколений, передачу духовного опыта старших поколениймладшим.
Подлинным открытиемтеатральной культуры того времени являлось создание молодых театров студий«Современник» и «Тоганка».[3;289-290].
В целом художественнаякультура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущныхпроблем попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.[3;290].
На рубеже 80-90-х годовпроизошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Этовыразилось в частности в отказе органов руководства культурой отадминистративных методов управления литературой, искусством, наукой.[2;486].
В конце 80-х годовнесколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателейСССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичноеобъединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»).Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР.
Начавшая «перестройка»вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологическогонажима.
Культурная жизнь в России90-х годов. Становление новых социально- экономических отношений оказывалоглубокое воздействие на развитие российской культуры.
Исчез идеологическийдиктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственныхоснований на нужды культурной сферы.
Во всех сферах культурнойжизни прочно утвердилась частное предпринимательство.
В таких условияхпроисходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая вгоды «перестройки» альтернативная система. Действовали на ряду сгосударственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи.
Новые моменты появились вхудожественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализмспособствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи,скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культураповседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новымявлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовойподдержке зарубежных инвесторов.
В 1999-2000 годахнаметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголкахстраны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Возобновилосьпроведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участилисьзарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены –певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.
Преодолевая материальныетрудности, борясь с диктатом рынка и с вестернизацией культуры, деятелилитературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшее традициикультурного наследия России.[2;490-492].
Подводя итоги: В начале ХХ века культура в Россиибыла под контролем правительства. А уже к концу ХХ века, культура получиласвободу, не было контроля со стороны правительства.
Музыка ХХвека в России
Музыка — искусство, отражающее действительностьв звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этихпроизведений. (Словарь Ожегова).
В русской музыке началаХХ столетия (10-20-е года) соеденились разные стили и направления. В это времяработали и композиторы, развивавшие традиции «Могучей кучки» и позднегоромантизма, и молодые мастера, стремившиеся к созданию новых форм. В Россиибыли знакомы со всеми важнейшими явлениями западного искусства: на гастроли вразличные города – Москву и Петербург приезжали известные композиторы, дирижёрыи исполнители-виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также возросинтерес к России, что позволяло русским музыкантам выстапать за рубежом с концертами,ставить оперы и балеты в лучших европейских театрах.
После революционныхсобытий 1917 года немало мастеров культуры эмигрировало. Но для тех, ктоостался в России, на первых порах открылись новые возможности. До конца 20-хгодов сохранялась насыщенная концертная жизнь. Многие композиторы стремилисьрасширить число слушателей классической музыки, работали над произведениями,которые были бы, с одной стороны, доступны любому человеку, с другой – основанына последних открытиях в музыкальном искусстве.
На рубеже 20-30-х годовситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти воктябре 1917 года, стремилась контролировать не только экономику, политику иидеологию, но и культурную жизнь страны. Современную зарубежную музыку почтиперестали исполнять, признаки новых западных направлений в сочинениях советскихкомпозиторов объявлялись «буржуазным формализмом» (формализм – это повышенноевнимание к форме в ущерб к содержанию). Ситуация трагически обострилась послевыхода постановления ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года («Об опере В.И.Мурадели «Великая дружба»»), в котором «формалистами» были названы все крупныекомпозиторы. Этот документ повлек за собою травлю мастеров в прессе.
Однако, не смотря наидеологический диктат, музыкальное искусство в 30-40-е года достигло высотмирового уровня. Композиторы, обвиненные официальной пропагандой в«формализме», создавали шедевры, не уступающие по глубине и значительностипроизведениям западных музыкантов. Сложились выдающие школы исполнителей (особенносреди пианистов, скрипачей и певцов).
С конца 50-х годов всоветскую музыку пришел неофольклоризм, он перевернул сознание многихкомпозиторов. В 30-40-е года народная музыка часто искажалась, обработкиприближали ее к авторским массовым песням, отличившимся показной жизнерадостью.Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительноэмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучаниюклассических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию – реалистичность. Влияниенеофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских композиторов, нои в музыке других народов, входивших в состав СССР (особенно Прибалтики иЗакавказья).
В 60-790-е года в России сложилсямузыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стилиполучив в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько назвуковые эксперименты, на поиски нового образного содержания. Серьезноевоздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейскогонеоклассицизма, с которыми широкая публика познакомилась с опозданием. Большойпопулярностью в авангардных кругах в 70-80-е года стали пользоватьсядревнерусские распевы и григорианские хоралы. [1;204].
В начале 20-х годов вРоссии царствовал джаз. 70-90-е года – эпоха рок-музыки. В 90-е года в Россиипоявилась поп-музыка.
Подводя итоги: Несмотря на то, что музыкальноеискусство было под натиском государства, все же было достижение высот. Ипоэтапно в России появилась рок-музыка и поп- музыка. Но, а так в России преобладалджаз, так как он был разрешен в России.
Джаз
Джаз — оригинальная импровизационнаямузыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской иафриканской традиций. (Словарь Ожегова).
Джазовая музыка, до тогокак стать обитательницей престижных ресторанов и элитарных клубов, появилась вбеднейших городских районах, где проживали афроамериканцы.
В советский союз джазпришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951).
Вскоре джазовые оркестрыпоявились и в Ленинграде (ныне Санкт — Петербург). Весной 1927 года в зале Академическойкапеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Егоорганизовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградскойконсерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965). В качестве исполнителейон пригласил известных академических музыкантов. Программа состаяла изамериканских джазовых стандартов и обработок произведений классических композиторов:Н.А.Римского-Корсакова, Ш.Гуно, А.Г.Рубинштейна и Ф.Листа.
В 20-30-х годов немалодля развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938).Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружилсяс местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражскихансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».
Одним из популярнейшихисполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982).[4;382].
В 1932 году композиторнаписал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На егооснове два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советскихкомедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.
Заметную роль встановлении отечественного джаза в 30-е года сыграл Александр ВладимировичВарламов (1904-1990) – один из первых советских профессиональных композиторов,работавших в этом виде музыкального искусства. В 1993 году он организовалнебольшой ансамбль, который исполнял в основном танго.
Патриархом отечественногоджаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (родился в 1916). Вот ужесвыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстремродился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал вХарбине (1934). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстремастал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт болееопытных артистов.
В начале 60-х годовотечественные исполнители джаза начали выезжать за границу. Одной из первых в1962 году отправилась в Варшаву группа во главе с пианистом Вадимом Сакуном.
Один из наиболеепопулярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллективИосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001). В него вошли ведущие джазовыеинструменталисты Ленинграда.
В последние годы интереск джазовой музыке в России растет; можно сказать, что джаз сейчас в моде.[1;385-388].
Подводя итоги: Благодарю тому, что джаз был не подзапретом, поэтому он развивался и делал успехи, принося России статусразвивающейся страны.
Поп — музыка
Поп-музыка — (англ. pop music, от popular music- популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанрыразвлекательной эстрадной музыки. Это музыка, которая захватывает большойспектр молодежи, а также людей пожилого возраста. Она для широкого кругаслушателей.
Современная российскаяпоп-музыка начала складываться в 90-х годах, на заре становления отечественногошоу-бизнеза.
Первоходцами в областимассовой поп — культуры считают группы «Ласковый май» и «Мираж», которыетиражировали примитивную электронную музыку. Творчество этих коллективов имелонеобычайный успех. Группа «Мираж» дала отечественной поп – музыке плеяду певиц:Наталья Гулькина, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко в разноевремя пели в «Мираже». Примерно в это же время появились такие исполнители, какОлег Газманов и группа «Любэ». Они эксплуатируют в своем творчестве новые дляроссийской аудитории темы казачества и просторечно-жаргонное обращение кслушателю.
С возникновением в Россиимузыкальных каналов телевидения и прессы, публикующей списки популярности,попасть в звезды отечественной поп-музыки стало проще.[1;389-390].
Расцвет отечественногошоу-бизнеза был обусловлен появлением в стране новой профессии – продюсера.Именно продюсер определяет репертуар артиста, его облик, рекламную стратегиюпродвижения музыкального продукта на рынке. Наиболее известные российскиепродюсеры – Барии Алибасов, Игорь Матвиенко, Александор Шульгин, Игорь Крутой.
Наряду с новымиисполнителями удерживают свои позиции и мэтры советской эстрады. ТворчествоАллы Пугачевой пользуется неизменным успехом. Она также внесла неоценимый вкладв развитие отечественной популярной и рок-музыки.
Новое явление дляотечественной поп-музыки – мюзиклы. В 2000 году на сцене Московского театраоппереты был поставлен бродвейский мюзикл «Метро» (музыка Януша Стоклоса;русская версия Юрия Ряшенцева и Галины Полиди).
На становлениеотечественной поп-музыки большое влияние оказала западная культура, европейскаяи американская. И это не случайно, ведь поп-музыка как явление сложилась наЗападе.
Подводя итоги: Поп-музыка была принята в России иполучила широкое распространение среди масс. Она не имела особых препятствийдля своего развития.

Рок-музыка
Рок — обычно эксцентрическая эстраднаямузыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрыхритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов).
В 1922-1991 годах Россия входилав состав СССР. Фактически страной руководила Коммунистическая партия СоветскогоСоюза (КПСС), а выборы в государственные органы проводились для придания этойвласти законности. Государства с иным общественным строем — капиталистическим — считалось враждебным для Советского Союза. Современную культуру западных стран:изобразительное искусство и архитектуру, литературу и музыку — коммунистическаяпропаганда оценивала как чуждые явления советскому человеку.
На музыкальной эстрадестраны были представлены военные песни, романсы, джаз и так называемаясоветская песня. Советская песня рассказывала, как правило, о счастливой,радостной жизни советского человека. Исключения составляли песни о неразделеннолюбви, где допускались легкая печаль в музыке и текстах. А на рок- и поп-музыкубыл наложен запрет.
Однако, если явлениекультуры достойно интереса, она преодолеет любые барьеры. Вначале джаз, а затемрок- и поп-музыка, проникли в СССР в виде записей на пластинках.
Первые рок-музыкантыпоявились в Советском Союзе в 60-е года. Точнее, это были исполнители рок-н-ролл.
Главным толчком, послекоторого развитие отечественной рок-музыки уже невозможно было сдержать, сталопоявление пластинок британской группы «Битлз».
Творчество первыхроссийских групп не выходило за рамки старательного копирования западныхобразцов, в основном песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Однако постепенно пришлопонимание, то необходимо иметь собственный репертуар. Одним из первых понялнеобходимость создания русскоязычного репертуара Александр Градский. Егосочинения озвучила группа «Скоморохи», образованная в марте 1966 года.
Практически с самогоначала деятельности российских рок-музыкантов возникли неофициальные структуры,которые занимались организацией концертов. Эта деятельность былапротивозаконной и могла повлечь за собой уголовное преследование. Официальноэти коллективы считались не профессиональными, а любительскими.
Интерес к западной иотечественной рок-музыке не осталось не замеченным комсомольскимиорганизациями, призванными отвечать за моральный облик молодежи, иМинистерством культуры.
Желая отвлечь молодежь отрока, власти предприняли попытку создать официальные музыкальные группы. Термин«рок» воспринимался руководящими органами со знаком минус, и вновь образованныеколлективы получили наименование вокально-инструментальные ансамбли.[1;337-340].
В начале 70-х годовроссийские рок-группы накопили достаточный опыт, чтобы появился отечественныйарт-рок. Ярчайший представитель этого направления в наше стране – московскаягруппа «Високосное лето». [1;343].
Своему быстрому успеху иповсеместному распространению в начале 80-х годов ленинградский рок во многомобязан Андрею Тропилло.
В первой половине 80-хгодов ситуация с рок-музыкой в Советском Союзе была двоякой. С одной стороны,могло показаться, что эта музыка уже разрешена. Некоторые группы легальновыступали, гастролировали, полуили официальный статус.
С другой стороны,партийных идеологов и чиновников от культуры подобное положение абсолютно неустраивало. Они пытались повернуть вспять процесс легализациирок-музыки.[1;355].
Годы поле распадаСоветского Союза принесли много нового – и положительного, и отрицательного – вмир отечественного рока.
С одной стороны,повысился технический уровень исполнителей. Исчезли запреты на острые тексты,на темы, связанные с общественными конфликтами. На первый план вышли личныепереживания: психология отдельного человека – вместо проблем всего общества.
С другой стороны, прошлаэпоха «бескомпромиссного рока» — времени, когда рок-музыка была вселенной длямолодежи, их способом жизни и их надеждой.[1;378].
В отечественном рокесодержанию песен и качеству текстов придают большое значение, чем в западном.Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности поэзии, вжизни России. Кроме того, менталитет россиян предрасполагает к философскомувосприятию окружающего мира и к чувственному восприятию Идеи и Слова.[1;381].
Подводя итоги: Рок-музыка носила своеобразныйхарактер. Она контролировалась правительством, и какое-то время былаподпольной. Но не смотря на все это, она получила свободу.

Заключение
Культура — совокупность производственных,общественных и духовных достижений людей.
Музыка — искусство, отражающеедействительность в звуковых художественных образах, а также сами произведенияэтого искусства. Исполнение таких произведений на инструментах, а также самозвучание этих произведений.
Джаз — оригинальная импровизационнаямузыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской иафриканской традиций. В начале ХХ века в России джаз, так как имел зарубежноенаправление, был под запретом, но именно джаз был разрешен правительствомофициально.
Поп-музыка — (англ. pop music, от popular music- популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанрыразвлекательной эстрадной музыки. Поп-музыке было проще завоевать вниманиеслушателей. Она появилась уже в конце ХХ века, во времена перестройки, когдамногое разрешили, в том числе и музыку. А также она была создана для широкогокруга слушателей.
Рок — обычно эксцентрическая эстраднаямузыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрыхритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов). Эпоха рок-музыкибыла в 70-90-е годы. Именно в эту эпоху рок-музыка получила широкоераспространение в России. Хотя она была не разрешена правительством и былачасто гонима. Но существовало, так скажем, подпольное распространение.
Таким образом, какзадачи, так и основная цель данной работы были достигнуты в ходе ее проведения.

Списоклитературы
1. Энциклопедии длядетей. Т.7. Искусство: музыка, театр, кино. Главный редактор Виктор Володин.2005.
2. История России.Учебник. А.С.Орлов и др. — М.: ООО «ТК Велби», 2003.-520 с.
3. Культурология: Учебноепособие. А.А.Радугин. — М.: Библионика, 2005.-304 с.
4. Музыка нашихдней. Современная энциклопедия: «Аванта плюс», Москва, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :