Реферат по предмету "Культура и искусство"


Производственная (профессиональная) практика

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Научно-методический центрпо художественному образованию

ПРИМЕРНАЯПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
дляспециальности 0517 Библиотековедение
(базовыйуровень среднего профессионального образования)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва- 2003

 
Составлена всоответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровнюподготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение
ОДОБРЕНА
Учебно-методическимсоветом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования.
Председатель– Г.В.Маяровская. Министерство культуры Российской Федерации
Составители:
Т.В. Колясова, преподаватель Московского областного колледжаискусств
Б. Лидогостер, заместитель директора по учебной работе Московскогообластного колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ
Рецензенты:
В.Л. Белякова, председатель предметно-цикловой комиссиибиблиотечных дисциплин, заслуженный работник культуры РФ
А.М. Мазурицкий, проректор по учебной работе, профессорМосковского государственного университета культуры и искусств, кандидатпедагогических наук
Редактор О.Н. Соколова

 
Пояснительнаязаписка
Производственная (профессиональная) практикастудентов является составной частью основной образовательной программыпрофессионального образования.
Производственная (профессиональная) практика поспециальности 0517 Библиотековедение имеет целью закрепление и углублениезнаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретениенеобходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемойспециальности.
Производственная (профессиональная) практика организуетсяв соответствии с Государственным образовательном стандартом среднегопрофессионального образования (ГОС СПО) в части государственных требований кминимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517Библиотековедение и включает следующие этапы:
практикудля получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную), направленную наподготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональныхи специальных теоретических дисциплин, выработку практических профессиональныхумений и навыков по избранной специальности, подготовку к прохождениютехнологической и преддипломной практики;
практикупо профилю специальности (технологическую), направленную на закрепление, расширение,углубление и систематизацию знаний, полученных в процессе изучения специальныхдисциплин, опыта работы конкретной библиотеки; для овладения целостнойпрофессиональной деятельностью; оказания помощи библиотеке-базе практики
практикуквалификационную (стажировку или преддипломную), для обобщения исовершенствования знаний и практического профессионального опыта, полученных впроцессе обучения, а также проверки профессиональной готовности будущегоспециалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Производственная (профессиональная) практикастроится в соответствии с разделами и темами теоретических курсов специальныхдисциплин.
Итоги производственной (профессиональной)практики показывают готовность студента к дальнейшей профессиональнойдеятельности, качество практических знаний, степень владения умениями инавыками, необходимыми в избранной им специальности.
Общие требования, предъявляемые кстуденту, прошедшему все этапы производственной (профессиональной) практики
Студент должен знать:
­  нормативно-правовыедокументы и руководящие методические материалы в области культуры ибиблиотечной деятельности;
­  основные направления,тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе;
­  организацию и управлениебиблиотечным делом;
­  социальные функциибиблиотек;
­  типологию читателей иособенности их чтения;
­  состав и структурубиблиотечного фонда;
­  виды и формы каталогов,систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы;
­  методику, организацию,технологию библиотечных процессов;
­  основные направлениясправочно-библиографического и информационного обслуживания;
­  состав, функции ивозможности использования информационных и телекоммуникативных технологий.
Студент должен уметь:
­  организовать,использовать, редактировать каталоги и другие элементы справочно-библиографическогоаппарата;
­  комплектовать,обрабатывать, хранить библиотечные фонды;
­  осуществлять библиотечноеи справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;
­  использовать программноеобеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации,автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессовбиблиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику ителекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографическойдеятельности.
В соответствии с требованиями ГОС СПО специалиств области библиотековедения должен овладеть следующими основными видамидеятельности:
­  технологической(комплектование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработкадокументов, их хранение, информационное и справочно-библиографическоеобслуживание пользователей библиотеки);
­  организационно-управленческой(организация работы коллектива исполнителей; планирование, организация иобеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии сменяющимися потребностями пользователей библиотеки и условиями внешней среды;осуществление контроля за библиотечными процессами);
­  культурно-просветительской(создание в сфере своей деятельности единой информационной среды,обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности, формированиемировоззренческой культуры, повышение образовательного и профессиональногоуровня пользователя библиотеки).

 
Распределениебюджета времени
В соответствии с требованиями Государственногообразовательного стандарта на весь период производственного обучения отводится11 недель (при нормативном сроке обучения – 1 год 10 месяцев), из них:
­ напрактику для получения первичных профессиональных навыков (учебную) – 2 недели(72 часа) при рекомендуемом 2 курсе обучения;
­ напрактику по профилю специальности (технологическую) – 5 недель (180 часов) прирекомендуемых 2 и 3 курсах обучения;
­ напрактику квалификационную (стажировку или преддипломную) – 4 недели (144 часа)при рекомендуемом 3 курсе обучения.
Базыпрактики
Общие требования к подбору баз практик дляспециальности 0517 Библиотековедение:
­ библиотекицентрализованной библиотечной системы;
­ наличиевысококвалифицированных кадров;
­ оснащениесовременным оборудованием;
­ близкоетерриториальное расположение базовых учреждений.
 
Практика для получения первичных навыков
Базы практики:
— национальные, краевые, областные, районные,городские, сельские библиотеки; отраслевые библиотеки; негосударственныебиблиотеки.
 
Технологическая практика
Базы практики – библиотеки централизованнойбиблиотечной системы.
 
Квалификационная практика
Базы практики – библиотеки централизованнойбиблиотечной системы.
1. Организация практики
Правильная организация и проведениепроизводственной (профессиональной) практики является одним из важнейших условийулучшения качества подготовки специалистов.
На основе примерной программы производственной(профессиональной) практики образовательные учреждения культуры и искусствасреднего профессионального образования разрабатывают рабочую программу,содержание которой должно обеспечивать дидактически обоснованнуюпоследовательность процесса формирования у студентов системы профессиональныхумений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере переходаот одного этапа практики к другому. Рабочие программы рассматриваютсяпредметно-цикловыми комиссиями и утверждаются руководителями учебных заведений.
Рабочие программы могут корректироваться взависимости от условий и специфики баз практики учебного заведения.
Производственная (профессиональная) практикаможет проводиться:
­ концентрированно(непрерывным циклом),
­ рассредоточенно(параллельно с теоретическим обучением или чередуясь с ним по дням, неделям),
­ комбинированно(сочетая элементы первого и второго вариантов).
В каждой из форм проведения практики следуетучитывать соответствие содержания теоретического обучения и конкретных этапов иразделов практики.
Последовательность прохождения студентами всехэтапов практики, сроки проведения и точное соблюдение временных нормативовустанавливаются учебным заведением и находят свое отражение в графикепроведения практики. Руководители практики составляют расписание практики играфики проведения консультаций. В соответствии с общими установками длястудентов разрабатываются программы или план-задание по тому или иному видупрактики.
Практику для получения первичных навыков можно проводитьконцентрированно, рассредоточенно или комбинированно (при обязательномсохранении в пределах учебного года объема времени, установленного учебнымпланом).
Технологическую практику целесообразно проводитьконцентрированно.
Квалификационную практику рекомендуется проводитьконцентрированно по окончании теоретического обучения. Квалификационнаяпрактика предшествует итоговой государственной аттестации.
Практическое обучение студентов на базах практикиосуществляется на основе прямых договоров между учебным заведением ибиблиотекой. В договоре должны быть оговорены следующие моменты:
­ срокипроведения практики;
­ количествостудентов, направляемых для прохождения практики;
­ обязательствасторон.
Договор составляется на срок от 1 года до 5 лет.В случае составления договора на срок более 1 года в приложение к договорунеобходимо ежегодно вносить уточнения.
Количество и состав групп студентов, направляемыхна производственную (профессиональную) практику, определяется приказомруководителя учебного заведения. В данном приказе также утверждаютсяруководители практики и устанавливаются сроки и места ее проведения.
При проведении производственной(профессиональной) практики учебная группа, по необходимости, может делиться наподгруппы численностью не менее 8 человек. Учитывая профиль подготовкиспециалистов, для лучшей организации практики учебные заведения в отдельныхслучаях могут формировать группы с меньшим составом студентов, которые, какправило, распределяются по структурным подразделениям ЦБС.
Руководителями производственной(профессиональной) практики назначаются наиболее опытные преподавателиспециальных дисциплин.
Руководитель (директор) учебного заведения:
­ обеспечивает общееруководство и осуществляет контроль за производственной (профессиональной)практикой;
­ утверждает годовой графикпрактики;
­ рассматриваетаналитические материалы по организации практики.
Заместитель директора по производственнойпрактике:
­ составляет годовой графикпрактики;
­ подбирает, совместно сруководителями практики, базы для ее проведения;
­ распределяет студентов,совместно с руководителями практики, по базам практики, оказывает методическуюпомощь, заботится об условиях труда и быта;
­ осуществляет методическоеруководство и контроль за деятельностью лиц, участвующих в организации ипроведении производственной (профессиональной) практики;
­ контролирует ведениедокументации по практике;
­ проводит, совместно спреподавателями, семинары, конференции по практике;
­ готовит материалы длятарификации преподавателей–руководителей практики, составляет смету затрат напроведение практики.
Руководители групп студентов-практикантов:
­ осуществляют инструктажработников баз практик, привлекаемых для работы со студентами;
­ осуществляют методическоеруководство и контроль за деятельностью студентов;
­ совместно сруководителями баз практик составляют индивидуальные задания для студентов наоснове рабочей программы практики и плана работы библиотеки на соответствующийпериод;
­ наблюдают за работойпрактикантов, анализируют и оценивают ее совместно с работниками баз практики;
­ совместно сруководителями и работниками баз практики составляют отзыв-характеристику ивыставляют итоговые оценки практикантам.
Руководители баз практики при проведениитехнологической и преддипломной практики в соответствии с договором,заключенным с учебным заведением:
­ осуществляют общееруководство практикой, обеспечивают необходимые условия для ее успешногопроведения, контролируют работу своих сотрудников;
­ анализируют работустудентов-практикантов и подводят итоги практики в библиотеке.
Работники баз практики:
­ знакомят студентов снеобходимой документацией;
­ осуществляют практическуюпомощь в подготовке заданий;
­ консультируютстудентов-практикантов;
­ анализируют их работу ивыставляют оценки;
­ представляютотзыв-характеристику о работе практикантов;
­ по возможности участвуютв конференциях по итогам практики.
С момента распределения студентов-практикантов набазы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннегораспорядка, действующие в библиотеке, правила пожарной безопасности.
2. Контрольработы практикантов и отчетность
Учет выполненной работы ведется каждым студентомежедневно в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждомувиду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненнойработы с анализами и выводами, а также цифровые данные, характеризующие ееобъем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. Завыполнение отдельных видов работ (организация выставки, библиографический обзори другие) руководитель выставляет оценки в дневнике практики, котораяучитывается при подведении итогов. По завершении каждого вида практики студентсоставляет отчет (статистический и текстовый), структура которогодолжна соответствовать структуре программы.
В статистическом отчете указываетсяколичество:
­ дней или часов,отработанных в том или ином структурном подразделении ЦБС;
­ обслуженныхпользователей;
­ книговыдач сраспределением по отраслям знаний;
­ обработанных документов,выполненных карточек;
­ проведенных бесед,обзоров и т.д.
Текстовый отчет должен содержать материал, использованныйстудентом во время практики (тексты обзоров, бесед, тематико-экспозиционныепланы выставок, копии и дубликаты выполненных заданий и т. д.). В текстовомотчете студенту необходимо представить анализ практики и выводы. В отчете такжеможет найти отражение работа, выполненная студентом по заданию работников базпрактики (помимо учебных заданий).
Итогом практики является ее защита, гдеоценивается уровень приобретенных практических навыков и умений, качествоведения дневника и составленного отчета. По итогам практики выставляетсяоценка.
Технологическая и квалификационная практика могутзавершаться конференцией.
Студенты, не прошедшие практику по уважительнойпричине, а также студенты, не выполнившие требования программы практики илиполучившие отрицательный отзыв, направляются учебными заведениями на практикувторично, в свободное от учебных занятий время.
3. Примерноесодержание практики
 
Практика для получения первичных навыков
Задачами практики являются:
­  развитие и укреплениеинтереса к будущей профессии;
­  подготовка студентов к осознанномуи углубленному изучению специальных дисциплин;
­  ознакомление спрофессиональными умениями и практическими навыками по избранной специальности;
­  подготовка к успешномупрохождению технологической и квалификационной практики.
­  Практика можетпроводиться в форме:
­  практики экскурсий;
­  практики наблюдений.
В процессе практики экскурсий студенты знакомятсяс опытом работы лучших библиотек региона (разных типов и видов, какгосударственными так и негосударственными), централизованной библиотечнойсистемой. Экскурсии проводятся по разработанному в учебном заведении плану.
Во время практики наблюдений студенты знакомятсяс методами и приемами библиотечного обслуживания пользователей библиотек, сконкретными профессиональными умениями и навыками.
Практика для получения первичных навыков можетпроводиться концентрированно, рассредоточенно или комбинированно.
Учебными заведениями может быть предусмотреноиное содержание практики, в соответствии со специфическими особенностями базпрактики, но в рамках объема времени, отведенного ГОС СПО на практику дляполучения первичных умений и навыков.
Примерный тематическийплан№№ Наименование видов, разделов и тем практики Коли-чествочасов 1. Ознакомительные экскурсии в лучшие библиотеки региона. 12 2 Ознакомительная экскурсия в ЦБС. 4 3 Организация библиотечного фонда. Состав, структура 6 4 Библиотечный каталог. Библиографическое описание документа. 6 5 Библиотечный каталог. Виды, формы каталогов. 6 6 Библиотековедение. Изучение читателей и чтения в библиотеке. 8 7 Библиотековедение. Библиотечное обслуживание пользователей. 6 8 Библиотековедение. Индивидуальное обслуживание пользователей. 14 9 Библиотековедение. Массовая работа библиотеки. 4 10 Библиографоведение. Организация библиографической работы. 6
Примерноесодержание практики
Название темы
Формируемые знания и умения
Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений
Примерные виды работ
Связь с учебными предметами Экскурсии в библиотеки.
Знание организации библиотечного обслуживания в регионе.
Развитие и укрепление интереса к библиотечной профессии.
Знание специфики работы библиотек разных типов и видов.
Организация библиотечного обслуживания.
Социальные функции библиотек. Типология библиотек. Знакомство с отделами библиотек разных типов и видов, с особенностями организации работы. Характеристика библиотек: основные направления деятельности, зоны обслуживания, библиотечный фонд, состав пользователей, показатели работы, техническое обеспечение, информационные технологии и т.д.
Библиотековедение. Библиографоведение
Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Экскурсия в ЦБС. Знание работы структурных подразделений ЦБ и библиотек-филиалов. Структура ЦБС.
Беседа с директором ЦБС об организации работы ЦБС, структурных подразделений ЦБ, их функциях.
Знакомство с библиотекой-базой практики, основные направления деятельности. Характеристика библиотеки: зона обслуживания, состав пользователей, библиотечный фонд, количественные показатели деятельности, материально-техническая база.
Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.
Технические средства библиотечной работы. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Состав и структура библиотечного фонда.
Знание основ формирования библиотечных фондов.
Состав, структура, функции и свойства.
Расстановка и хранение.
Процессы формирования библиотечных фондов.
Методика систематизации, расстановки, размещения фонда. Беседа с руководителем базы практики об организации работы библиотеки. Знакомство с фондом, общей характеристикой, системой расстановки, раскрытия, содержанием работы по хранению фонда. Участие в расстановке документов в фонде, проверка правильности расстановки документов в фонде. Библиотечные фонды. Библиографическое описание документа. Закрепление методики составления библиографического описания различных видов документа для алфавитного каталога, правил расстановки карточек в алфавитный каталог.
Система каталогов ЦБС.
Методика составления библиографического описания различных видов документа для алфавитного каталога. Беседа с заведующим отделом ОКиО о структуре отдела, его функциях, содержании работы. Составление библиографического описания для алфавитного каталога различных документов, поступающих в фонд ЦБС. Обработка документа, расстановка карточек в алфавитный каталог, расстановка документов в фонд. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Виды, формы каталогов. Работа с каталогами. Общая и частная методика систематизации. Система каталогов ЦБС. Текущая работа с каталогами. Участие в редактировании каталогов. Библиотечный каталог. Изучение читателей и чтения в библиотеке. Умение анализировать работу, вести деловое общение, использовать разные методы изучения читателей и чтения. Общенаучные и специальные методы изучения читателей и чтения. Библиотечное общение и библиотечная этика. Наблюдение, беседы с читателями, изучение по картотекам и формулярам профиля читателей и их интересов. Разработка вопросов для анкеты или опросного листа изучения чтения определенной группы пользователей библиотеки. Распространение анкеты, анализ ответов, составление характеристики чтения определенной группы пользователей. Библиотековедение. Этика и психология профессиональной деятельности. Организация библиотечного обслуживания. Организация стационарного обслуживания в библиотеке. Навыки индивидуального обслуживания пользователей. Изучение библиотечного фонда. Организация абонементного обслуживания пользователей и обслуживания их в читальном зале. Беседа с заведующим отделом обслуживания о функциях, особенностях работы, технологиях абонементного обслуживания пользователей и в читальном зале. Знакомство с оборудованием, учетными формами, правилами записи, приема и выдачи документов, особенностями обслуживания в условиях открытого доступа. Изучение фонда читального зала, правил расстановки и раскрытия фонда. Работа с периодикой, картотеками читального зала, выполнение запросов пользователей, учет выдачи документов, ведение статистики. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Индивидуальное обслуживание пользователей. Навыки индивидуального обслуживания пользователей на абонементе и в читальном зале. Навыки общения с пользователями библиотеки. Овладение технологическими процессами обслуживания. Методика выполнения библиотечных запросов и предоставления библиотечных услуг. Библиотечная этика. Наблюдение за работой библиотекарей. Участие в подготовке к ежедневной выдаче и приему документов, расстановке документов в фонд. Составление текста и проведение беседы при записи пользователя в библиотеку, разработка текстов рекомендательных бесед для различных категорий пользователей и использование их при рекомендации документов. Оформление выдачи документов. Консультирование в фонде, у каталогов и картотек. Участие в подведении итогов работы за день, ведении статистики, заполнении учетных форм. Организация книжно-иллюстративной тематической выставки. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Этика и психология профессиональной деятельности. Массовая работа в библиотеке. Умение анализировать, делать выводы о работе на основании изучения опыта с целью использования в дальнейшей самостоятельной работе. Формы, методика организации массовой работы в библиотеке. Ознакомление с подготовкой массового мероприятия (по планам, программам, сценариям и т.д.). Присутствие на мероприятии. Анализ подготовки и проведения мероприятия. Библиотековедение Библиографоведение. Организация библиографической работы. Организация библиографической работы в ЦБС. Структура, основные функции библиографического отдела. Беседа с руководителем отдела о функциях, особенностях библиографической работы библиотеки. Знакомство с документацией, характеризующей основные виды деятельности. Знакомство с назначением, составом СБА, его поисковыми возможностями. Библиографоведение.
 
Технологическаяпрактика
Технологическую практику (по профилюспециальности) целесообразно проводить в лучших библиотеках ЦБС.
Целью технологической практики является:
­ закрепление и углублениезнаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
­ связь практическогообучения с современной теорией библиотековедения и библиографоведения;
­ оказание помощибиблиотеке – базе практики.
В процессе практики студент знакомится сбиблиотечным обслуживанием определенного муниципального образования (город,район или микрорайон города, поселок, село) по следующим направлениям:
­ социальныйпаспорт муниципального образования (территория, население, инфраструктура,культурно-образовательный уровень населения);
­ актуальныесоциальные проблемы (система руководства библиотечного обслуживания, органыуправления библиотек, планы и программы развития библиотечного дела);
­ изучениецентрализованной библиотечной сети, наличие библиотек других ведомств;
­ анализработы библиотеки – базы практики.
Наиболее приемлемой формой организациитехнологической практики является деятельность в качестве дублеровбиблиотекарей (в соответствии со штатным расписанием).
На время прохождения технологической практикистуденты могут приниматься на работу на вакантные должности, при условиисоответствия работы требованиям программы практики.
Примерный тематический план№№ Наименование разделов, тем практики
Количество
часов 1. Организация библиотечного дела. Формы стационарного и внестационарного обслуживания. Библиотечный фонд: состав, структура. 4 2. Комплектование библиотечных фондов. 14 3. Организация и методика библиографической деятельности. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. 16 4. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей. 50 5. Экономика и управление библиотечным делом. 16 6. Библиотечный маркетинг. 6 7. Методическое обеспечение библиотек. 6 8.
Работа в качестве дублеров библиотекарей в абонементе и в читальном зале.
Индивидуальное обслуживание и массовая работа в библиотеке. 58 9. Библиотечные каталоги. 10
Примерноесодержание практикиНазвание темы Формируемые знания и умения Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений Примерные виды работ Связь с учебными предметами Организация библиотечного дела. Анализ структуры ЦБС, ЦБ, библиотеки-базы практики. Характеристика основных отделов, их функций. Структура ЦБС. Устав (Положение), нормативно-технологические документы.
Беседа с директором ЦБС об организации библиотечного обслуживания: история, структура ЦБС, структурные подразделения ЦБ, их функции, характеристика работы. Подготовка общей характеристики библиотеки-базы практики: зона обслуживания, штат, структура отделов, их функции, система стационарного и внестационарного обслуживания, использования МБА
Изучение:- библиотечного фонда;
— состава, основных групп пользователей;
— цифровых данных, характеризующих объем работы библиотеки; — информационных технологий;- номенклатуры платных и бесплатных услуг;- материально-технической базы. Знакомство с Уставом (Положением) библиотеки, с должностными и нормативно-технологическими инструкциями. Изучение плана работы библиотеки на текущий период практики и составление индивидуального плана в соответствии с программой практики и планом библиотеки. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Комплектование библиотечных фондов. Методика комплектования библиотечных фондов; аналитико-синтетическая обработка документов. Библиотечный фонд, принципы его формирования, планирование комплектования, виды, источники комплектования, прием, учет обработка и выбытие документов. Работа в отделе комплектования и обработки документов. Знакомство с планом работы отдела, спецификой комплектования, источниками комплектования, картотеками в помощь комплектованию. Участие в ведении картотек экономического профиля, текущего комплектования. Осуществление приема, обработки, учета поступающих документов, распределение их по структурным подразделениям ЦБС. Участие в работе по исключению из фондов документов, предназначенных на выбытие.
Библиотечный каталог.
Библиотечные фонды. Организация библиографической деятельности. СБА библиотеки. Умение методически грамотно организовывать библиографическую работу, знание закономерностей формирования и ведения СБА. Организация, методика библиографической деятельности библиотеки. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Общая методика библиографирования документа. Знакомство с планом работы на текущий год и отчетом за прошедший год библиографического отдела, особенностями библиографической работы, назначением и составом СБА., с локальной и региональной компьютерной сетью, применяемой программой и форматами ввода данных. Участие в подготовке и вводе данных документов, поиске информации в электронном каталоге.
Библиографоведение.
Информационные технологии в библиотечной деятельности. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей. Умение составлять библиографические пособия для разных групп пользователей, выполнять различные справки, осуществлять справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Общая методика библиографирования документов и библиографического обслуживания в библиотеке. Отраслевое библиографоведение. Составление аналитического библиографического описания произведений, опубликованных в разных периодических и непериодических изданиях. Расстановка печатных карточек в библиографические картотеки. Пополнение краеведческого каталога, тематических картотек. Выполнение различных видов справок, консультаций. Ведение учета библиографических справок в соответствующих учетных формах. Подготовка и проведение библиографического обзора (обзор новых поступлений, тематический, персональный и др.). Подготовка библиографического пособия для одной из групп пользователей библиотеки. Изучение опыта библиотеки и анализ состояния работы по библиографическому информированию групп и отдельных пользователей (выявление и удовлетворение их информационных потребностей). Подготовка и проведение библиотечного урока по основам библиографических знаний. Оказание помощи пользователям в поиске данных в электронном каталоге. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Экономика и управление библиотечного дела. Знание основ экономики и управления библиотечным делом. Умение анализировать работу на основе документации и собственных наблюдений. Управление библиотекой. Учет и отчетность. Финансирование Планирование. Изучение Устава (Положения) о библиотеке, организационно-распорядительной документации, роли коллективных органов управления библиотекой в процессе демократизации управления, экономических, трудовых, материально-технических ресурсов библиотеки, источников финансирования (соотношение бюджетного финансирования и внебюджетных источников). Ознакомление с различными видами планов библиотеки. Составление характеристики платных услуг и обслуживания. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Библиотечный маркетинг. Знание элементов маркетинговой деятельности. Реклама библиотеки и ее услуг, взаимоотношения с общественностью. Знакомство с различными видами библиотечной рекламы, создающей образ библиотеки, раскрывающей особенности ее услуг. Разработка макета рекламы для привлечения новых пользователей, активизации библиотечного обслуживания (библиотеки, ее услуг, структурных подразделений и др.) Изучение взаимодействия с общественностью, властными структурами, спонсорами. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Методическое обеспечение библиотек. Знание организации методического обеспечения библиотек. Методика организации и содержание работы научно-методического отдела. Изучение задач, содержания и организации работы научно-методического отдела. Присутствие на семинаре (занятии) по повышению квалификации библиотечных работников. Изучение инновационной деятельности (формирование и освоение библиотечных новшеств). Экономика и менеджмент библиотечного дела. Работа в качестве дублеров библиотекарей в абонементе и в читальном зале. Организация обслуживания пользователей. Методика индивидуального обслуживания. Формы и методы массовой работы в библиотеке. Предоставление всего спектра библиотечных услуг пользователям библиотеки. Методическое, организационное, технологическое осуществление удовлетворения читательских потребностей в библиотечном обслуживании в абонементе и читальном зале.
Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.
Этика и психология профессиональной деятельности. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Библиотечные каталоги. Закрепление методики составления библиографического описания документов, правил расстановки карточек в традиционные каталоги и картотеки и ввод данных в ЭК.
Текущая работа с каталогами и картотеками.
Правила библиографического описания документов, расстановки карточек. Составление библиографического описания различных изданий документов, поступающих в ЦБС. Расстановка карточек в традиционные каталоги и в электронный каталог. Редактирование каталогов, пополнение картотек.
Библиотечный каталог.
Информационные технологии в библиотечной деятельности.
Квалификационная практика
Квалификационная практика является завершающимэтапом обучения, в ходе которой осваивается многофункциональность профессиональнойдеятельности специалиста и проверяется готовность выпускника к предстоящейсамостоятельной работе.
Квалификационная практика, как правило,проводится концентрированно по окончании теоретического обучения (в том числе,последней экзаменационной сессии) и предшествует итоговой государственнойаттестации.
ГОС СПО по специальности 0517 предусматривает дваварианта реализации квалификационной практики: стажировка и преддипломнаяпрактика.
Стажировка проводится в том случае, если итоговаягосударственная аттестация не предусматривает выполнения дипломной работы.
Стажировка помогает выявить профессиональныеинтересы выпускника и точнее сориентировать его в дальнейшей самостоятельнойдеятельности в библиотеке.
Во время стажировки студенты могут выполнять:
­ обязанности заведующегобиблиотекой-филиалом, при условии, что базой практики будет определенабиблиотека-филиал, не имеющая развернутой структуры;
­ обязанности библиотекарейв различных отделах центральной библиотеки (по определенному графику).
Преддипломная практика проводится в том случае,если итоговая государственная аттестация предусматривает выполнение дипломнойработы.
Обязательной частью преддипломной практикиявляется сбор, обобщение материалов для дипломной работы и подготовка к еезащите. В остальном содержание преддипломной практики полностью соответствуетсодержанию стажировки, но при этом следует учитывать то, что достаточная частьвремени, отведенного на прохождение квалификационной практики, должна бытьиспользована студентом для подготовки дипломной работы.
 
Примерныйтематический план (1 вариант)№№ Наименование разделов, тем практики Количествочасов 1. Руководство библиотекой-филиалом 144
 
Примерныйтематический план (2 вариант)№№ Наименование видов, разделов и тем практики Количествочасов 1. Работа в конкретных отделах ЦБ 144
 
Примерноесодержание практики (1 вариант)Название темы Формируемые умения Содержание информации, необходимой для формирования умений Примерные виды работ Связь с учебными предметами Руководство деятельностью библиотеки-филиала Руководство библиотекой-филиалом Организация и содержание работы библиотеки-филиала. Ознакомление с Уставом (Положением) библиотеки-филиала, штатным расписанием ЦБС, должностными инструкциями сотрудников библиотеки-филиала, правилами пользования библиотекой-филиалом, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями по организации основных технологических процессов, нормами на основные процессы библиотечной работы. Составление плана работы библиотеки-филиала на период прохождения практики. Разработка предложений к тематико-типологическому плану комплектования единого фонда ЦБС. Участие в комплектовании и докомплектовании фонда библиотеки-филиала. Обслуживание пользователей, руководство их чтением. Удовлетворение запросов по МБА. Организация и проведение массового мероприятия. Организация СБА. Обеспечение справочно-библиографического обслуживания пользователей, их индивидуального и группового информирования. Участие в работе Совета при директоре ЦБС. Подготовка предложений по внедрению НОТ в работу библиотеки-филиала. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Документоведение. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Этика и психология профессиональной деятельности. Экономика и менеджмент библиотечного дела.
 

 
Примерное содержание практики (2 вариант)Название темы Формируемые знания и умения Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений Примерные виды работ Связь с учебными предметами Работа в конкретных отделах ЦБ. Осуществление профессиональной практической деятельности. Организация и содержание работы конкретного отдела.
Ознакомление с Уставом (Положением) библиотеки, штатным расписанием, правилами пользования библиотекой, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями по организации основных технологических процессов, нормами на основные процессы библиотечной работы. Знакомство с организацией работы конкретного отдела (отделов), его (их) структурой; условиями труда; разделением и кооперацией труда, должностными инструкциями сотрудников, технологическими процессами в отделе.
Составление индивидуального плана в соответствии с планом работы конкретного отдела. Ежедневная работа в отделе. Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Документоведение. Этика и психология профессиональной деятельности.
Учебные заведения, учитывая региональные условияи особенности баз практики в части выполнения должностных обязанностейработников библиотек, могут планировать иное содержание квалификационнойпрактики, не меняя при этом объем времени, отведенный ГОС СПО на еепрохождение.

 
4. Рекомендуемаялитература и технические средства обучения
1.  Абрамов К. И. Историябиблиотечного дела в России до 1917г.-М., 1999.
2.  Абрамов К. И. Историябиблиотечного дела в России: Учебник.-М., 2001.
3.  Библиотека и юныйчитатель: Практ. пособие.-М.: Книжная палата, 1987.
4.  Библиотековедение: Общийкурс. Под. ред. К. И. Абрамова., Н. С. Карташова.-М.: Книжная палата ,1988.
5.  Библиотечно-библиографическаяклассификация: Табл. Для дет. и шк. библиотек.- 3-е изд., испр. и доп.-М.:Либерия,1998.
6.  Библиотечно-библиографическаяклассификация: Рабочие таблицы для массовых библиотек.-М.: Либерия, 1997.
7.  Библиотечноеобслуживание: Теория и методика. Под ред. А. Я. Айзенберга.-М., МГИК, 1996.
8.  Библиотечный менеджмент:Дидактическое пособие. Под ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой.-М., 2001.
9.  Борхард П. и др.Концепция маркетинга для публичных библиотек. Пер. с нем. Е. Ястребовой.-М.: НВЦ«Библиомаркет»,1993.
10.  Диомидова Г. Н.Библиография. Общий курс: Учеб. –2-е изд.- М.: Кн. Палата,1991.
11.  Диомидова Г. Н.Библиографоведение: Учеб. для средн. проф. учебных заведений.-СПб.: Профессия,2002.
12.  Карташов Н. С., СкворцовВ. В. Общее библиотековедение: Учеб.: в 2-х частях.-М.: МГИК.- Ч. 1,1996; Ч. 2,1997.
13.  Массовая работа считателями в ЦБС: Метод. Рекомендации. Гос. биб. СССР им. В. И. Ленина / Сост.С. Г. Матлина.-М.,1988.
14.  Организация работы ЦБС:Инструкции и учетные формы. Под ред.
15.  Р. З. Зотовой.- М.:Книга,1985.
16.  Руководство чтением детейи юношества в библиотеке. Под ред. Т. Д. Полозовой: Учеб.- М.: МГИК, 1992.
17.  Руководящие материалы побиблиотечному делу: Справочник.- М.: Книга,1988.
18.  Служба деловой информациив библиотеке: Отечественная и зарубежная практика: Учеб. пособие/ Пер. с англ.–М.: НВЦ «Библиомаркет», 1996.
19.  Федеральный ЗаконРоссийской Федерации «О библиотечном деле» // Российская газета.- 1995.-17января


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.