Реферат по предмету "Культура и искусство"


Проблема "Возрождения" в культурологи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: ПроблемаВозрождения в культурологи. Истоки и основания культуры Ренессанса. Сущностьгуманизма эпохи Возрождения
Выполнила студентка 33 группы
Жолобецкая Нина
Киев 2009

 Проблема «Возрождения»вкультурологии
Для каждойкультуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают какее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,— это титаны и гении духовной культуры.Что же возрождала эпоха Возрождения? Что делает ее такой значимой в культуремира? Что принесла она в мир культуры?
В Ренессансепроблематично многое: определение времени его возникновения и существования,пространственные границы, особенности протекания в различных странах,классификация периодов и так далее. Когда речь шла о Средневековье, то все-такибыла отправная точка, позволяющая датировать окончание периода античности иначало средневековья. Для Ренессанса такой отправной точки нет, поскольку однипроцессы, вылившиеся в торжество духа и мысли, красоты и гармонии, начиналисьгораздо раньше него, другие заканчивались гораздо позже. Так, Данте и Джоттоначали свою деятельность в XIIIвеке, который определяется, скорее, как Предвозрождение, а Шекспир создавалсвой великий театр в конце XVI—началеXVII века.
/>

Кроме того,Возрождение связано с традициями и ценностями античности, а античная культурасуществовала лишь на территории Греции и Рима, именно поэтому Ренессанс началсяи проявился наиболее ярко в Италии. Культура других европейских стран испыталасильное влияние идей, форм жизнедеятельности, духовных ценностей итальянскогоВозрождения, но ей не присущи столь сильно выраженные черты этой эпохи: в товремя, когда разворачивалась античная культура, они переживали периодварварства, так что им нечего было возрождать. Поэтому речь пойдетпреимущественно об Италии.
Существуютстойкие представления о Ренессансе как об идеально прекрасном мире, где жилититаны духа, а человек был гармоничным и свободным. Нет, Ренессанс, как идругие эпохи, насыщен кровавыми столкновениями и разорительными войнами,монархи, тщеславные и жадные, преследовали тех, кем сейчас восхищается мир. Этоже время ознаменовалось кровопролитной борьбой протестантов и католиков,расколом христианской церкви в Европе, жестоким искоренением свободомыслия.Недаром во многих исследованиях Ренессанса официальной датой, завершающей этуэпоху, считается 1600 год — год сожжения на костре Джордано Бруно запроявленное им инакомыслие по отношению к официальным церковным установлениям.
Главноепротиворечие эпохи Возрождения — столкновение необъятного нового с еще крепким,хорошо устоявшимся и привычным старым. Только теперь, с вершины прошедших вековмы видим, как зарождались, формировались и осуществлялись новые тенденциибуквально во всех сторонах действительности, что послужило причинами ихпоявления и какие они имели последствия. Но в то время для истово верующихлюдей совершенно непонятны были столкновения папского Рима со светской властьюили требования реформаторов церкви. Это было воистину время открытия мира,вдруг стремительно раздвинувшего свои границы и так широко, как не могли себепредставить и крестоносцы: новые континенты и народы, новые сведения и знанияпотрясают ограниченного обывателя и обостряют его представления о дьявольскихискушениях, еретиках, колдунах и ведьмах. Лучше всего о противоречиях этойэпохи сказал французский поэт XXвека Поль Валери (1871—1945): в Италии происходило “… кипение жизни иидей, в котором проявились всемогущество и анархия, богатство и благочестие,ощущение вечности и чувственность, утонченность и насилие, наибольшее простодушиеи наибольшее дерзание интеллекта — в сущности, все крайности жизненной иумственной энергии в их единстве” [351, с. 266].
Тем не менее,при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпохаВозрождения подняла общество на качественной новый уровень осознания себя,своей деятельности и ее целей. Выделим основные особенности этого времени.
1. Сам термин“Возрождение” означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое,возродить его былую славу и отмести его ошибки. Одна из главных идей Возрождения— связь времен, возобновление всего, что не успела завершить античность.Величие Рима-города и Рима-государства, его характеры, действия сильных изначительных людей, художественные традиции — все это как бы вдруг открылосьуму и взгляду пытливых искателей. Л. М. Баткин высказывает мысль о том, чтоРенессанс из идеи “подражания” древним, ориентации на прошлое, преклонения и любвик античности вынес совершенно новые принципы жизни и деятельности, буквальноизобрел “новый стиль” в каждом своем деянии. Сущность этого шага в новоесостояние обозначил Франческа Петрарка (1304—1374) в письме к Боккаччо:“… тот, кто подражает, должен постараться написать похоже, но не то же самое,и этому сходству надлежит быть не таким, какое бывает между портретом ичеловеком, изображенным на портрете..., а таким, как между сыном и отцом” [24,с. 33].
2.Возрождение “открыло” миру индивидуальность человека и показало путь кличностному состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали какбиологическую особь, отделенную от других на том основании, что человечествосостоит из людей [там же, с. 4]. Термина “индивидуальность” в его современномзначении [49] тогда практически не было, поскольку понятие individual, individuumобозначает человеческую биологическуюединицу, проявляющую себя лишь как часть коллективного целого. И толькоРенессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческойдеятельности, только Ренессанс сделал значимыми его эмоциональный мир, страстии аффекты, своеобразие отношения к действительности, и только в эпохуРенессанса главным героем своего времени становится человек действующий. Онраскрывает для себя меру своей разумности и ответственности перед миром, меруволи, свободы и личного достоинства. Ренессанс пришел к мысли о богоподобиичеловека и вывел из этого идею о беспредельности его возможностей, котораяреализовалась в деятельности титанов Возрождения. Она же составляет одну изосновных черт Возрождения — гуманизм (лат. "humanus" “человеческий”, “человечный”.Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободноеразвитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений).
/>
/>

3. ГуманизмВозрождения рождает “ясное стремление к бунту”, для этого периода культурыхарактерна “программа разрыва со старым миром с целью утвердить иные формывоспитания и общения, иное общество и иные взаимоотношения между человеком иприродой” [69, с. 34]. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, носоздает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния. “Возрожденцыудивительным образом умели сочетать самые возвышенные, самые духовные… идеис таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым и игривым настроением,которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным” [180, с. 50].
4. В качествеобщего для всего Возрождения в его временном и пространственном отношенияхследует считать и особое ощущение того, что эта эпоха — “золотой век” в жизничеловечества. “Наш век — век воистину золотой. Он возродил свободные искусства,которые уже погибли,— грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись,скульптуру, архитектуру, музыку и древние напевы орфеевой арфы”, — писал одиниз гуманистов этого времени Марсилио Фичино (1433—1499) [81, с. 17].
Итак,Возрождение — переходный этап истории человечества, культуры, политической иэкономической жизни. В его истории выделяются три периода: раннее Возрождение— Треченто (XIV век), высокое Возрождение,период его расцвета — Кватроченто (XV век) и позднее Возрождение — Чинквеченто (XVI век).
В период Тречентов Италии появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формыэксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса смолодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны(такие, как Флоренция), где не было крепостной зависимости, и главную роль вних играли не аристократы, а торговцы и ремесленники. В искусстве — это эпохаФранческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу,“центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях с егосложной внутренней жизнью” [290, с. 16].
В эпоху Кватроченторазгорается жестокая война между сторонниками римского папства (гвельфами)и императорской власти (гиббелинами), в городах-коммунах к властиприходят олигархи, жестоко подавляя выступления “тощего люда”. Но в это жевремя расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду — высокомуВозрождению. В XV веке начинаетработать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело.Вспыхивает интерес к гуманитарному знанию (studiogumanitatis), даже в церквях в праздничные дни вместо проповедичитались стихи Данте и лекции по античной литературе и философии. Именно в этовремя Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.
Самымтрагическим был период Чинквеченто:невиданный расцветискусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального ирелигиозного характера.
Всем тремэтапам предшествовал краткий период кануна Возрождения, предвозрождение (втораяполовина XIII века) — Дученто, когда толькоскладывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а вискусстве работали Данте и Джотто.
 Истокии основания культуры Ренессанса
Впервые(1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств ДжорджаВазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этоговремени. Мы уже отмечали, что истоки Возрождения можно найти в греческой иримской античности, но уже в культуре средних веков столкнулись христианские иязыческие, античные тенденции. Их взаимодействие, продолжавшееся почтитысячелетие, разрешилось возвращением к античности в новом качестве.
Основаренессансного переворота — переход от религиозного сознания к сознаниюэмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными”интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовалодля своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой,гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию.Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда жепоявились университеты. Все это пробило брешь в теологическом мышлении ивозродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но намировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им подуху и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоевателиМексики или хищники-ростовщики, или те, “у которых необузданный индивидуализмперерастает в неслыханное злодейство” [121, т. 3, с. 21], их легендарные илиреальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир — на излете эпохи.В это же время обострилось восприятие противостояния гения и злодея, началисьпоиски смысла бытия человека, живущего не в созданном фантазией художника мире,а в реальной действительности. Выбор личности понимался совершенно конкретно:либо стремление к гармонии и богоподобию, либо злодейство. Серьезное значениеприобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе. “На этом путиформируется человек, всеми своими достижениями обязанный только самому себе.Критерием же того, что он правильно распорядился своими внутренними ресурсами… оказывается успех внешней деятельности” [157, с. 13].
Среди истоков и предпосылокстановления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества отвласти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх,объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал своювласть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городскимнаселением, устанавливало республику, как, например, во Флоренции. Этоосвобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировалисьторгово-купеческие капиталы.
/>
/>
“Речь идет не о внезапном появлениинеких готовых буржуазных отношений, за которыми механически должно следоватьВозрождение и новая, раннебуржуазная идеология — гуманизм. Истоки его — внаиболее раннем процессе ослабления феодальной экономики и феодальнойидеологии, обусловленной всей предыдущей историей страны. Возрождение — этосложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма —экономических, политических, культурно-идеологических” [290, с. 16].
/>
/>

Если главным основанием культурыВозрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именновокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи, например, проблемыгосударственности, экономики (появляется первый труд по бухгалтерии и бухгалтерскомуучету математика и геометра Луки Пачоли). В политической культуре огромноезначение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу“Государь” Никколо Макиавелли (1469—1527). Богатство проявлений человекаи государя реализуется не только в позитивном, созидательном начале, онообнаруживает себя и в тех отрицательных примерах, которыми богата политическаяжизнь общества. Величию титанов Ренессанса прямо противостоят его не менееяркие и могущественные злодеи. “Падение политического веса феодальнойаристократии… освободило государя от ее опеки и от пагубного влияниявраждующих придворных клик. Его личность смогла проявляться беспрепятственно.Не случайно почти все правители в XVI веке… обладали сильными характерами с ярко выраженными индивидуальнымичертами” [290, с. 14]. Это привело к поляризации морали и аморальности.Политические цели правителя утратили религиозные ограничения и поэтому сприсущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты властьимущих. “Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открытозаняли главное место.… Воплощением политической и моральной беззастенчивостибыли не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII, Елизавета, Франциск I, Екатерина Медичи и другие. Пышность и блеск придворнойжизни, меценатство, увлечение античной мифологией приобрели небывалый размах идействительно резко отделили “ренессансный” двор от века предшествовавшего, вкотором лишь богатейшие бургундские герцоги могли позволить себе нечтоподобное” [там же, с. 14—15].
И все жегуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной,духовной сфере и особенно в искусстве.

 Сущность гуманизмаэпохи Возрождения
Для того,чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шаговназад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этотпериод была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителясправедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, былов различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь каклюбовь к Богу и его — всеобъемлющая и всепрощающая — к людям. Любовь земнаявыглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало толькоСвященное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкованиесвященных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Человек длясредневекового менталитета — лишь тварь, то есть сотворенное, вторичное, атакже раб, должный почитать Всевышнего. Но, как ни странно это покажется,именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно новогоотношения к человеку.
В первойглаве уже упоминалось имя Франциска Ассизского, сделавшего основанием религии иверы любовь. И хотя для него это слишком абстрактное чувство, обращенное, какупоминалось, к божественному началу, одухотворенное и возвышенное, хотя оно ненесет в себе никаких страстей, но идея уже сформулирована, слово прозвучало.
Другоймыслитель средневековья Фома Аквинский (1225/26—1274), рассуждая о путяхи способах познания мира, замечает, что человек может познавать неповторимостьвещей реального мира чувственным образом. И, хотя другие его размышления все жеуводят познание общего в мире к божественной воле, начало поиску роли изначимости человека и его чувственности было положено.
Конечно, этоеще далекие предвестники ренессансного взгляда на человека, и только в эпохуВозрождения они обретут свою полноту и определенность.
Кромерелигиозных философов, свою роль в становлении гуманизма сыграло и появлениекуртуазии, придавшей чувственности (а значит, и внутреннему миру) всеобъемлющуюзначимость в жизни человека. Й. Хёйзинга пишет: “Именно из чувственной любвипроистекало благородное служение даме, не притязающее на осуществление своихжеланий… Элемент духовности приобретает все большее значение в лирике; вконечном счете следствие любви — состояние священного знания и благочестия, lavitanuova”[1][306, с. 113].
Не последнееместо в возникновении нового взгляда на человека имело возникновение университетов,постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоитна земле, не столь пристрастно обращена к небу; науке, которой мало словесныхпостроений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира. В этойнауке человек может быть кем угодно, но он уже не раб, более того, в периодвысокого Возрождения он оказывается подобен Богу в своей творческой способностиделать то, чего до него не было в мире. Поскольку же человек Ренессанса — это,как уже было сказано, человек, активно действующий в мире, то особое местозанимает этика, рассматривающая вопросы земного предназначения человека, обосновывающаяновое понимание его индивидуальной и социальной ценности.
Это былановая этика, освобожденная от церковной зависимости. В ее центре, по мыслисовременников, должна находиться поэзия, в которой “раскрывается… богатствочеловеческой практики. Через познание “человеческого” к познанию мира — этотпринцип, выдвинутый Петраркой, знаменовал начало новой, гуманистическойкультуры.” [290, с. 28]. Для Петрарки, поэта и мыслителя, одной из главныхдобродетелей человека стало знание, образованность. Его современник Салютами(1331—1404) говорил: “Ничего нет для тебя почетней, ничего прекрасней,ничего похвальней, чем посредством… учености подняться на ступень наддругими и столь почтенными трудами возвыситься над самим собой” [157, с. 23].Как и знание, поэзия должна указывать людям путь к счастью. Этика и литературанового времени должны были решать практические проблемы жизнедеятельности человека,и тот идеал, который они предлагали, не имел ничего общего с задачами средневековойлитературы.
Наиболеезначимыми для совершенствования земного человека считались в XIV—XV веках гуманитарные науки, в которых воплотился весь опытчеловеческой культуры. Они изучались в разных городах, особенно во Флоренции, —в кружках (studiohumanitatis), призванныхформировать нового человека, обладающего высоким свойством гуманизма,сочетающим добродетель, ученость и практический опыт [290, с. 29].
В порусредневековья человек был элементом семьи, христианской общины и государства, иего положение в мире понималось как предопределенное божественной волей.Главные авторитеты — Священное писание и духовные отцы отказывали человеку всамостоятельности в любом деле. Он должен был иметь в качестве образца дляподражания поступки Христа и его апостолов: не поддаваться искушениям иследовать заветам Бога-отца. Гуманисты же в центр мира поставили человека — небогоподобного, но свободного в своем выборе и деяниях.
Одним изсамых главных проявлений свободы называли любовь, полагая ее высшей формойосуществления человеческих возможностей. Появляется множество трактатов олюбви, любовь для человека этой эпохи — не только чувство, страсть, Эрос, но икрасота, на которой зиждется искусство. В любви объединяются эстетическое инравственное. Рассуждая о красоте, итальянский мыслитель, прозванный “вторымПлатоном”, Марсилио Фичино писал: “Когда мы говорим о любви, ее надо пониматькак желание красоты… Красота же является некоей гармонией, которая рождаетсяпо большей части от сочетания как можно большего количества частей. По природесвоей она трояка.Ведь гармония в душах возникает от сочетания многихдобродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшаяже гармония в звуках — из согласия множества голосов”. И далее: “Мы восхвалимкрасоту тела, мы оценим красоту души и будем стремиться всегда сохранить ее,чтобы любовь была столь же сильной, сколь велика красота. Там же, где телопрекрасно, душа же — нет, мы будем любить красоту лишь немного, как тень изыбкий образ красоты. Где же прекрасна душа, мы страстно возлюбим неизменнуюкрасоту духа. Но с еще с большей силой восхитимся мы соединением и той, идругой красоты” [222, с. 53, 55].
Такимобразом, величайшим открытием Возрождения был сам человек: его внешний облик,его внутренний мир, его разум, его деяния. Петрарка говорил, что людиудивляются многим природным явлениям, однако ничему не следует удивлятьсяболее, чем человеческой душе, с которой ничто более не может сравниться,поскольку главную роль и в счастье, и в несчастье человека играет егособственная воля. После автобиографических и философских трудов Петрарки вмировоззрении мыслителей Ренессанса в качестве главного объекта рассмотрения ипознания надолго утвердился человек.
/>
/>

Архитектор итеоретик Леон Баттиста Альберти (1404—1472) рассматривал человека какрезультат его собственной деятельности, направленной на самосозидание. Онговорил о том, что высшее блаженство человека заключается в достижении всегособственными силами и добродетелью. Человек должен не только сам творить добро,но и побуждать других к этому. Поэтому высшая гармония человека — не толькогармония внешнего, телесного и внутреннего, духовного, но и гармония личного иобщественного. Альберти был убежден, что человек сам должен выстоять в борьбе ссудьбой, Фортуной: “Фортуна одерживает верх только над тем, кто ей покоряется”.
Такутверждалась идея активности человека, способного весь этот опыт вобрать в себяи реализовать в деятельности. Гуманисты считали, что свою земную жизнь каждыйчеловек должен построить сам, изучая природу и весь предшествующий человеческийопыт через философию и искусство, преодолевая все случайности и превратностимира в процессе самосовершенствования. В отличие от восточных теорийсамосовершенствования, предполагавших пассивное, созерцательное медитирование,человек Ренессанса должен строить себя сам. Любое найденное им в активнойдеятельности знание должно стать руководством к действию.
Еще одно,сложившееся в период Кватроченто, направление гуманизма изложил ЛоренцоВалла (1405 или 1407—1457). Опираясь на учение Эпикура, он отождествилнаслаждение с полезностью, поскольку это соответствует гармонии человека иприроды, индивида и общества. “Полезность — естественная цель действийчеловека, всей его жизни и в то же время — важнейший критерий его поступков.Жить добродетельно — значит жить с пользой для себя. Но это не исключаетвзаимной любви людей, ибо и она — источник наслаждения. По мысли Валлы, люди,если они не злодеи и не глубоко несчастны, не могут не радоваться благудругого” [290, с. 31]. Эти отношения должны определять и всю системугосударственности, считает Балла.
Ренессансчыйчеловек, согласно взглядам гуманистов, связывает себя с окружающим миром. Онвидит себя и частью природы, и частью общества, обращая свои достоинства наблаго мира. Джордано Бруно (1548—1600) представлял человека титаном,энтузиастом, вечно стремящимся к высоким целям, к осуществлению своихспособностей. Его цель не может быть оправдана средствами, поскольку онсознательно и ответственно совершает моральный выбор. Вершину раскрытия лучшихкачеств человека Бруно видит в героической любви, которая может преодолетьубогость повседневности, отдаваясь “более высоким деяниям” [46, с. 106.]
В начале XVI века перед гуманистами встает вопросо познании мира. Географические открытия, новые системы в астрономии, развитиеинженерного дела и другие моменты движения общества к появлению нового в практическойдеятельности людей потребовали от личности, чтобы ее гармоничность заключаласьне только в этике, но и в интеллектуальности. Для ренессансного человека знание— добродетель, стремление человека к счастью — это его стремление к знаниям.Знания нужно добывать в окружающем мире, как полагал Томас Мюнцер, доверяя неавторитетам, а лишь собственному разуму. Вырабатывается новый способ мышления,в центре которого стоит человек, и равной ему видится природа. Только человекможет употребить все свои силы и на выявление особенностей бытия природы, и наконструирование нового, что является уделом только человека. В своейсозидательной деятельности он выступает как бог, творец, создатель. И этимопределяется его особенное отношение к художникам и мыслителям.
Многиегуманисты владели по большей части умозрительным знанием, против чего выступилЛеонардо да Винчи. “Он подчеркнул решающее значение практики и опыта в познаниимира. Он считал лишенной ценности мысль, ограниченную возможностями чистогосозерцания, не соединенную с действием и не подтверждаемую критерием практики(опыт — лучший учитель, его не заменят никакие книги). Однако практика, по егоубеждению, в свою очередь, “должна быть основана на хорошей теории”. Опытоткрывает путь к проникновению в законы природы, но в конечном итоге они познаютсяразумом, ибо сама природа устроена разумно, полагал Леонардо, веря внеизменность “принципов”, лежащих в основе вещей и явлений” [290, с. 36].Именно ему принадлежит мысль о том, что “там, где природа кончает производитьсвои виды,— там человек начинает из природных вещей создавать с помощью той жесамой природы бесчисленные виды новых вещей” [112, с. 328].
В этих своихпроявлениях гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие. Онвозвеличил человека в единстве его природного и духовного, в богатстве егомышления и чувственности, величия разума и кипении страстей.

 
Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обучение умственно-отсталых детей
Реферат Методологічні та гносеологічні основи вивчення феномена безсмертя
Реферат Инвестиционный процесс и его участники
Реферат Юридическая ответственность за налоговые правонарушения в Российской Федерации
Реферат Роль руководителя в системе управления
Реферат Князь Ярослав Мудрий. Колективізація на Україні причини, суть, методи, наслідки
Реферат Фразеологизмы в обзорах Михаила Идова журнал Сноб
Реферат Основні етапи матеріально-технічної підготовки проекту
Реферат Життєвий цикл лікарських засобів
Реферат Abs, 4 Air-Bag, гур, климат-контроль, сигнализация, иммобилайзер, центральный замок, cd-проигрыватель, dvd-проигрыватель, tv, 4 эл стеклоподъемника, эл
Реферат Понятие и строение человеческой деятельности
Реферат Американская трагедия. Драйзер Теодор
Реферат Основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию
Реферат Особенности развития детей-билингвов
Реферат Математические методы экономики