Реферат по предмету "Культура и искусство"


Постройки петровского времени в Петербурге

ПЛАН
1. Введение
2. Стилистические метаморфозы в архитектурегорода
3. История некоторых архитектурныхпамятников города
— История здания Двенадцати коллегий
— Летний сад
— Летний дворец Петра I
— Меншиковский дворец
— Зимний дворец
— Петропавловская крепость
— Петропавловский собор
— Кунсткамера
4. Заключение

1. Введение
Реформы Петра I привели крешительному переустройству хозяйства и культуры России. Быстро развивалисьпромышленность и торговля, техника, наука, светское искусство. Гражданскомустроительству уделялось большее внимание по сравнению с культовым. Петербургбыл заложен как крепость в 1703 г., а в 1712 г. стал столицей государства. Длястроительства нового города были мобилизованы ресурсы всей страны (Петр Iзапретил в это время возводить каменные здания где-либо, кроме Петербурга).Было приказано осуществлять застройку города по западноевропейскому образцу:ставить здания вдоль тротуаров, главным фасадом на улицу вместо традиционногоразмещения дома в глубине участка. Коридорная застройка (т. е. расположениезданий вдоль улицы) сформировалась в условиях средневековой Европы и затемстала как бы само собой разумеющейся. Русская система застройки (как ивосточная) — тыльными стенами к улице — создавала лучшие условия для жильяблагодаря его изоляции от городской среды. Но европейская застройка позволялалучше «оформить» улицу. Парадность возобладала за счет удобства.Постройки петровского времени отделывались ходовыми формами архитектурыГолландии и Дании того времени — рустовкой углов, пилястрами, филенками,обрамлением окон наличниками — формами ренессанса в их простейшем, наиболеескромном виде. Такая архитектура соответствовала вкусам Петра, его деловитостии практицизму. Это было время, когда расцвет барокко в Италии был позади, а воФранции закончился первый период классицизма, и фасады особняков сталиотделываться проще. В Европе распространялась однотипная отделка плоскимиштукатурными деталями, имитирующими каменные формы, введенные в обиходренессансом. Такая же деловито-казенная архитектура была принята дляпромышленных зданий, которые в это время строились в разных местах России:простые кирпичные постройки скупо декорировались «для приличия»стандартными накладными деталями, являющимися такой же условностью, как,например, пуговицы на рукавах современного мужского пиджака. После смерти Петранаступили изменения в жизни страны и в быту правящей элиты. Верхушка обществаполучила возможность «облегченно вздохнуть» и наслаждаться жизнью.Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции того времени. ВРоссии лучшие архитекторы строили теперь дворцы императриц и сановников. Вкусынового времени выразил архитектор Б. Растрелли. Его творчеству принадлежатЗимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин),царский дворец в Петергофе, дворец С. Строганова в Петербурге. Архитектура этихзданий не укладывается в рамки какого-либо из западноевропейских стилей.Отделка их интерьеров в стиле рококо трактована не в манерно-утонченных, а всочных, полнокровных формах. Пластический декор фасадов представляет своеобразноесочетание элементов классицизма и барокко. Большую роль в этой архитектуреиграет цвет: на красном или светло-зеленом поле стены выделяются белые детали,эта нарядная картина дополнялась сиянием золоченых крыш.Барочно-классицистическая тенденция получила развитие в творчестве архитекторовС. Чевакинского, наиболее значительным произведением, которого являетсяНикольский собор в Петербурге (1753-1762), и Д. Ухтомского, работавшего в1740-1750 гг. в Москве.

2. Стилистические метаморфозы вархитектуре города
Барокко, общеевропейский стиль,распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18в., иобладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в1700-30е г.г. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярностьпланировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые»,проекты), формирование парадно-представительного центра города фасадами дворцовзнати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралейгорода. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразованийпроявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором),специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий) верфей, фабрик,арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западноевропейскихзодчих, приглашенных Петром I настроительство Петербурга. ( Д. Трезини, А. Шмотер, Ж.Б. Леблон, Д.М. Фонтана,Г.И. Шедель, Г.Н. Маттарнови, Н. Микетти и др.) обусловило многообразиестилистических оттенков в архитектуре раннего Большого. Практическаядеятельность, освоения опыта европейской архитектуры выдвинули рядотечественных зодчих М.Т. Земцова, П.М. Еропкина, И.К.Коробова и др.Архитектура этого периода отличалась ясностью объемно-пространственногопостроения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоскихлопаток и пилястр, сдержанной пластинкой декор, деталей, употреблением высокихкровель часто с изломом, двухцветной окраской стен, колокольни церквей, башниадминистративных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра1, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский соборПетропавловской крепости, первое Адмиралтейство(1727-38г. архитекторИ.К.Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладноераспределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой(Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли. Летнийсад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, нынеЛомоносов, Стрельна и др. Для зрелого Большого (1740-е-нач.1760-х г.г.)характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалосьс идеями государственного могущества России. Торжественность композиционногорешения зданий и архитектурных комплексов сочетались с пластичной насыщенностьюи динамикой архитектурных форм. Пилястры и трехчетвертные колонны,раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавалисложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический,праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветнойокраской стен, иногда с золочеными деталями. Эффектная декорация переходила винтерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнаментмотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленнымизеркалами и живописными плафонами. Ведущими архитектором этого периода был В.В.Растрелли (Зимний дворец, Строгонова дворец, Смольный монастырь, дворцы вПетергофе, Царском селе и др.) Одновременно с ним работали С.И. Чевакинский(Никольский Морской собор), П. Трезини, А.Ф. Вист, М.Д. Расторгуев и др. Вовторой половине XVIII в., с приходом к власти Екатерины II, в России наступилпериод политической стабилизации и экономического подъема. Укреплялосьсамодержавие, крепла мощь дворянской империи. В этот период развернулись работыпо переустройству многих старых городов с учетом столичного опыта. Ихпланировка упорядочивалась путем применения геометризованных «регулярных»схем, фасады зданий оформлялись классическими архитектурными деталями.Игриво-праздничная архитектура барокко — рококо не соответствовалавеликодержавному духу, который установился в царствование Екатерины II. В этотпериод снова утвердился классицизм во Франции, которая была законодателемвкусов для русского дворянства. Непререкаемым авторитетом в вопросахархитектуры и искусства была Парижская Академия художеств, являвшаяся оплотомклассицизма. Характерными чертами официальных построек стали строгосимметричные композиции фасадов, геометризованное построение планов, украшениезданий ордерными формами.
3. История некоторых архитектурныхпамятников города
История здания Двенадцати коллегий.
Главное административное здание —центр управления огромной страной — должно было поражать своим видом, внушатьуважение к тому, что происходило в его стенах, и являться своеобразнымпамятником, прославляющим новую систему государственного управления, созданнуюПетром I. Огромных размеров постройку предполагалось сделать архитектурнойдоминантой главной площади Петербурга. Согласно проекту Д. Трезини,осуществлявшемуся с 1722 по 1742 год, вытянутый почти на 400 метров вдользападной границы площади, прямоугольный в плане, объем сооружения был разделенна двенадцать частей; отсюда и условное название здания — Двенадцать коллегий.Одиннадцать из них имели равные размеры, и только первая от Невы,предназначавшаяся для Аудиенц-каморы (приемной царя), была несколько длиннее.Каждая из частей перекрывалась отдельной высокой с переломом (мансардной) крышей,а на фасаде по краям подчеркивалась сдвоенными пилястрами и более мощнымипилонами с нишами для статуй (внутри постройки никаких стен, соответствующихвнешнему ее разделению, не было). С большого расстояния казалось, что это неодно протяженное здание, а вплотную приставленные друг к другу двенадцатьотдельных корпусов, возведенных по «образцовому» проекту. Так вовнешнем облике здания идеально воплощался основной градостроительный принциппетровского времени — застройка «единою фасадою», одинаковыми домами.Первый этаж со стороны главного, восточного фасада первоначально имел открытуюаркаду со сводами, опирающимися на рустованные пилоны. Два верхних богатодекорированных этажа объединены лопатками и пилястрами большого ордера. Центры «корпусов»,где находились залы заседаний, выделены слегка выступающими ризалитами. Надними первоначально возвышались типичные для барочных построек фронтоны сложныхкриволинейных очертаний (позднее замененные завершениями более строгих форм).Тимпаны фронтонов были заполнены лепными картушами с эмблемами учреждений, а посторонам размещались декоративные скульптурные композиции. На уровне второгоэтажа поместили балконы. Со стороны западного фасада, где была устроенаоткрытая двухъярусная галерея, членения объема здания почти не ощущались. Здесьособенно сильное впечатление производила колоссальная протяженность постройки.Фасады здания имели типичную для барочных построек двухцветную окраску. Стеныбыли оранжево-красные, а детали декора — белые. Назначение сооружения как местаразмещения определенного числа учреждений, находившихся в системегосударственного управления в равном положении, было выражено предельно ясно ипросто — равенством размеров «корпусов» коллегий, однотипностьюпланировки помещений, тождественностью архитектурной обработки их фасадов.Невиданный размах постройки, богатство декора, насыщенность цветовыхсоотношений — все придавало ее облику внушительный вид и подчеркивалоглавенствующее положение в ансамбле главной площади. Первоначальная отделкапомещений здания Двенадцати коллегий до нашего времени не сохранилась. Уцелелтолько один Сенатский зал во втором «корпусе» (с 1830-х годовназывавшийся Петровским). Это один из лучших и типичных образцов парадногоинтерьера, созданного в 30-е годы XVIII века. В нем уже гораздо сильнеепроявилась тенденция к пышности и декоративности, чем в постройках петровскоговремени. Его отделкой в 1735 году руководил Земцов. Сложные композиции лепногодекора, переходящего порой в горельеф, почти сплошь покрывают стены, создаютраму плафона и превращают отопительные устройства — камины в настоящиепроизведения искусства. Их авторами были известные в то время «квадраторныхдел мастера» братья Иван и Игнатий Росси. Большие панно с аллегорическимиизображениями написал «живописной и финифтной работы мастер» Г. С.Мусикийский. Он же по картонам крупного художника петровского времени А.Матвеева исполнил плафон, изображающий апофеоз «Премудрости», которуюолицетворяет женская фигура, сидящая среди клубящихся облаков; ее окружают «Правда»,«Милосердие», «Верность» и «Гении», держащие вруках гербы «первейших четырех государств Всероссийской империи». Современи окончания постройки здание претерпело ряд изменений. Самые существенныеиз них произошли в 1834— 1837 годах в ходе приспособления Двенадцати коллегийпод университет. По проекту архитектора А. Ф. Щедрина двенадцать входов вздание с площади были заменены одним с парадной лестницей, что выделило центрсооружения, где устроили новые большие помещения — актовый зал и церковь. Их созданиепотребовало объединения под одну крышу трех «корпусов». Второй этажзападной галереи был превращен в гигантский коридор, одновременно служивший ихранилищем книг. Была остеклена аркада первого этажа главного фасада, передкоторым разбили сад, насыпав для этого более метра земли, что исказилопропорции здания. С Петербургским университетом связаны имена крупнейшихдеятелей отечественной науки. В нем учились, преподавали и вели научную работуП. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А.С. Попов, К. А. Тимирязев, А. Е. Фаворский и многие другие. С 1866 по 1890 годздесь жил и работал Д. И. Менделеев, мемориальный музей которого находится вздании. Среди воспитанников университета был революционер-демократ Н. Г. Чернышевский.Осенью 1891 года блестяще сдал экзамены за курс юридического факультета В. И.Ульянов (Ленин).
Летний сад,
Первый профессионально выполненныйпроект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнегосада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во всехозяйственные мелочи. Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведуттри параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколькоперпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока сталиреки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками- Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки.Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носиланазвание Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеяминаходились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летнимсадом. Планировку петровского Летнего сада отличала некоторая наивность,характерная для молодого русского искусства, в ту пору еще только тянувшегося кевропейским образцам, но далеко не достигавшего высот их совершенства. Влияниетрадиций французских регулярных садов пытался внести приглашенный на службуПетром знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложивший свойплан переустройства летней резиденции царя. Но этот проект был принят Петром Iне полностью, и сад сохранил первоначальную планировку, а вместе с ней — и своюяркую индивидуальность. В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеиЛетнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка,ограниченные стенами шпалер — боскеты, были заняты разнообразными садовымизатеями. В одном из боскетов («Менажерийный пруд») находился овальныйпруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в другом помещался«Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовоегульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги, в центре журчалодноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет«Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом ицветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморныестатуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны. На берегуФонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России(1714-1725 гг., арх. А. Шлютер, Г. Маттарнови, Н. Микетти, М. Земцов). Внутриего стены были выложены раковинами и кусками туфа. Входящего в Грот встречалотаинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световойфонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаныТритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной изразличных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символикепетровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию). Большойучасток Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого былипоставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжетыэзоповых басен. Сад располагался лишь на части территории летней царскойрезиденции. Значительную ее долю занимали постройки. В северо-западной частисада, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для женыПетра Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами(1721-1726 гг., арх. С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов). К дворцу примыкалоздание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собраниепроизведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галереяявилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки недошли до наших дней. На берегу Невы находились галереи, в которых во времяторжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась«Зала для славных торжествований», возведенная по проектуталантливого русского архитектора М. Земцова. В 1730-х годах на месте этой Залына берегу Невы Ф.Б. Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновныдеревянный дворец. Во времена императрицы Елизаветы Петровны сад переживалпериод расцвета. Деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. Попроекту Ф.Б. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрическогорисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасадаВторого Летнего дворца. На южной границе партерного сада архитектором былвозведен каскад Амфитеатр, украшенный бюстами римских императоров. Основноестроительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнегосада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в1740-е годы Ф.Б. Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы. Пик расцветаЛетнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел впрошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли измоды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, откоторого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. К началу XIX века садлишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Изпрежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и полуразрушенныйГрот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.). В XIXвеке Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжаетразвиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетойпублики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большиеработы. В 1826 году остатки Грота перестраиваются архитектором К. Росси подкофейню (Кофейный домик). В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайныйдомик (арх. Л. Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх.П. Базен, Л. Шарлемань, 1826 г.). В 1839 году у южных ворот сада былапоставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короляКарла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носитназвание Эльфдаленская. В 1855 году на одной из площадок сада установилипамятник И.А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый вРоссии памятник литератору.
Летний дворец Петра I.
Летний дворец Петра I, памятник архитектуры начала 18 векав северо-восточной части Летнего сада. Построен в 1710-1714 годах наподобие «образцового»дома «для именитых» в формах петровского барокко. В отделке Летнегодворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М.Г. Земцов.Прямоугольное в плане 2-этажное каменное здание с 4-скатной крутой кровлейукрашено снаружи узким орнаментальным фризом, рустами по углам и 29прямоугольными барельефами (на мифологические темы), аллегорическипрославляющими победу России в Северной войне 1700-1721 годах; окна с мелкойрасстекловкой обрамлены широкими наличниками. Внутренние помещения Летнегодворца имеют анфиладное расположение (по 7 комнат в каждом этаже); особуюценность представляют сохранившиеся в них живописные плафоны, написанные масломпо холсту (2 из них работы Г. Гзеля), резные дубовые панно, изразцовые печи.Одновременно с дворцом строились служебные корпуса; с южной стороны быласооружена небольшая, прямоугольная в плане гавань, соединявшаяся с Фонтанкой.
После смерти Петра I (1725 г.) в Летнем дворце проживаличлены императорской фамилии и придворные. С 40-х гг. 18 в. Летний дворецсдавался на лето сановникам (в результате многочисленных переделок искаженопервоначальное убранство интерьеров, исчезли многие реликвии, связанные сПетром I). С 1840-х гг. Летний дворецпустовал (доступ для осмотра был открыт лишь высокопоставленным особам сразрешения гофинтендантской конторы). В конце 19-начале 20 вв. в Летнем дворцеустраивались исторические и художественные выставки. В 1923-25 гг. в Летнемдворце историко-бытовой музей, в дальнейшем дворец использовался для выставок.С 1934 г. Летний дворец — историко-бытовой мемориальный музей, посвящённыйэпохе Петра I. С началом Великой Отечественнойвойны большая часть экспонатов была эвакуирована, фасады дворца покрытыкамуфляжной окраской, окна закрыты специальными щитами. В результатеартобстрелов Летний дворец получил повреждения. После ремонта в 1947 г. дворецоткрыт для посетителей. В1949-53 гг. восстановлены 7 живописных плафонов, вконце 50-х – начале 60-х гг. проведена комплексная реставрация Летнего дворца, восстановленыинтерьеры начала 18 в. В экспозиции Летнего дворца – произведения живописи западноевропейскихмастеров начала 18 в., подлинные мебель, предметы быта, костюмы Петра I, токарные станки конструкцииА.К.Нартова, на которых работал Петр I, и другие реликвии. В помещении токарной находится уникальный ветровойприбор, соединённый с флюгером на крыше дворца и показывающий направление искорость ветра.
Меншиковский дворец
Меншиковский дворец на Васильевскомострове — первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Онобыло построено для светлейшего князя А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижникаПетра I.
В 1868 году малограмотный сын конюха,Александр Данилович Меншиков, стал денщиком Петра I. С 1697 он — неразлучныйдруг государя, сопровождавший его во всех поездках. Благодаря своей преданностии усердию, незаурядным военным и административным способностям Меншиковприобрел большое влияние при дворе царя и получил титул князя. В 1703 году былназначен Петром I губернатором Ингерманландии, впоследствии названнойСанкт-Петербургской губернией. В мае 1710 года после пятилетнего отсутствияМеншиков вернулся в Петербург как герой сражений на Балтике и Полтаве и занялсястроительством своей официальной резиденции на Васильевском острове, который былпожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проектуархитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором ИоганномГотфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровскогобарокко. Первоначально дворец состоял из основного корпуса, выходившего своимфасадом на Неву — главный проспект того времени, и нескольких флигелей,ограничивающих небольшой двор. На прилегающей к дворцу территории был разбитрегулярный сад, ныне не сохранившийся. Его украшали многочисленные скульптуры,изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороныНевы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда моглипричаливать прямо перед парадным подъездом.
Дворец выглядел довольно внушительно:его главный фасад украшали три яруса пилястр и резные каменные капители.Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты — изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. В архитектурномубранстве дворца смешались разные стили: строго симметричная планировка ивысокий сквозной вестибюль с аркадами, напоминающий палаццо, вызываютассоциации с Италией, а раскрашенные кобальтом кафельные плитки, которымиоблицованы стены, потолки и печи являются характерными элементами голландскогостиля.
В отделке внутренних помещенийиспользовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева,декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная исовременная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальныелюстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были неменее роскошны — стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столына золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собранияживописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.
В отличие от Петра I, предпочитавшегоскромность в быту, Меншиков любил роскошь и жил на широкую ногу. Его дворец былсамым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившимдаже царские хоромы. Поэтому именно дворец светлейшего князя часто служилместом торжественных официальных приемов, знаменитых петровских ассамблей ипразднеств.
Дворец был настолько великолепен, чтопоговаривали, что свои хоромы Меншиков построил на «сэкономленныхматериалах да на казенных деньгах», и будто бы Петр I, узнав об этом,вызвал к себе светлейшего князя и поколотил его своей дубинкой.
После смерти Петра I Меншиков помогЕкатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителемРоссии. Но в 1727 году князьям Долгоруким удалось восстановить против негоПетра II: Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослалисначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшегокнязя, составлявшее на тот момент 90 тысяч душ, многочисленные деревни, 13 млн.рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др., былоконфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии — Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводилисьновые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительныепеределки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетскогокорпуса.
Революционные события начала 20 векапагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, амузей разорен и закрыт. В советские годы в здании размещались различныеучреждения, и лишь в 1967 году оно было предано Государственному Эрмитажу.
После реставрации, осуществленной в1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа,посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первыхпосетителей.
Дворец хорошо сохранился и имеетбольшую архитектурную ценность, как одна из самых первых построек петровского времени.
Меншиковский дворец — во многомпримечательная постройка. В ней сосуществуют как исконно русские, так исвойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например,поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянскогоВозрождения, а целая «коллекция» сводов заимствована из арсеналадревнерусского зодчества. Последнее доказывает, что в Петербурге работалимастера — выходцы из разных городов России.
Зимний дворец.
Первый «Зимний дом» дляПетра I был построен в 1711 на берегу Зимнейканавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И.Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрелиначал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь(неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворецбыл построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной рекиМойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено ввиде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве,Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильныевыступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн(изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то,широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичноймощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефнаяорнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами,кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркиваетпарадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократноперестраивались. В 1892-94 обветшавшие скульптуры из пудожского известняказаменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.
С 1760-х гг. Зимний дворец –резиденция российских императоров. В 1780-90-х гг. анфилада парадных залов сокнами на Неву перестроена в классическом стиле (арх. Дж. Кварнеги, И.Е.Старов), в новом корпусе, соединившем Зимний дворец с М. Эрмитажем (арх. Кварнеги),создан парадный Георгиевский зал (др. залы — Александровский, Белый,Николаевский, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и пр.). В Зимнем дворцепроходили торжественные " выходы" императоров, приёмы, балы и другиецеремонии. В «Сокровищнице» хранились императорские регалии (корона,скипетр, держава), многочисленные драгоценности и реликвии. Главный вход вЗимний дворец — Иорданский подъезд со стороны Дворцовой набережной (через негов праздник крещения члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили кНеве для обряда водосвятия к специальному павильону – «иордани», в1920-хгг. подъезд стал главным входом в Эрмитаж и до 1930-х гг. называлсяЭкскурсионным). 2-й подъезд («Его величества») выходил на бывшуюРазводную площадь между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством, где вприсутствии императора проводились разводы караулов и смотры войск. НаДворцовую площадь выходили подъезд «Её величества» (вёл в покоиимператрицы) и Комендантский.
В 1826 в Зимнем дворце открытаВоенная галерея 1812 года. После катастрофического пожара 1837 дворец внебывало короткие сроки (1838-39) восстановлен (все основные работы завершены в1840). После убийства народовольцами Александра II император Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину, в Зимнем дворцепроводились лишь некоторые особо торжественные церемонии. С воцарениемимператора Николая II (1894) императорскаяфамилия вновь вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I в бельэтаже были заново отделаны встиле «модерн»), однако в 1904 резиденция была перенесена в ЦарскоеСело. В конце 19 века Зимний дворец окрашен в тёмно-красный цвет. С началом 1-ймировой войны в части Зимнего дворца размещён госпиталь. С1917 Зимнийдворец-резиденция Временного правительства, которое разместилось в бывшихпокоях Николая II (премьер-министрА.Ф. Керенский занял покои Александра III). В 1918 Зимний дворец переименован во Дворец искусств (название неприжилось). В 1918-45 в части помещений Зимнего дворца размещался Музейреволюции. До 1922 в Зимнем дворце находились Приёмный пункт для военнопленныхстарой армии, Общежитие детской колонии дошкольного возраста, Штаб по устройствумассовых торжеств и другие учреждения. Гербовый зал использовался длятеатральных представлений, Николаевский переоборудован под кинематограф. В 1922большая часть Зимнего дворца передана Государственному Эрмитажу. В 1920-30-хгг. проведены широкомасштабные реставрационные работы (в 1938 восстановленаРастреллиевская галерея, в 1940 раскрыт Большой зал, вместо сооруженных в конце18-начале 19 вв. 64 комнат фрейлин восстановлены 17 первоначальных залов). Вовремя блокады Зимний дворец повреждён попаданиями артиллеристских снарядов иавиабомб. Ремонтные работы начаты в мае 1942, в ноябре 1945 открыты дляпосетителей первые 69 залов (в том же году весь Зимний дворец переданГосударственному Эрмитажу). В 1946 фасады Зимнего дворца окрашены в первоначальныйбирюзовый цвет. Реставрация большинства залов и помещений осуществлена в1940-50-х гг., интерьеров Большой церкви, Александровского и Малахитового залов– в 1960-х гг. В 1971 в составе Государственного Эрмитажа созданыРеставрационные мастерские, которые ведут работы по восстановлению и сохранениюЗимнего дворца.
Петропавловская крепость.
Петропавловская крепость –историческое ядро Санкт-Петербурга, военно-инженерный, архитектурный иисторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 мая 1703 года на Заячьем острове(эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским островомИоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное названиеСанкт-Петербургская крепость, в 1914-17 – Петроградская крепость, народноеназвание Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройкиПетропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917.
В плане Петропавловская крепостьпредставляет собой вытянутый с Запада на Восток неправильный шестиугольник, науглах которого 6 бастионов. Строительство Петропавловской крепости велось «скрайним поспешанием», за ним лично надзирали Пётр I и его ближайшие сподвижники (отсюда названия бастионов:Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков).
Первоначальные укрепления Петропавловскойкрепости были земляными, в 1706-40 они перестроены в кирпиче (в 1705-34работами руководил архитектор Д. Трезини), в 1779-86 стены со стороны Невыоблицованы блоками гранита. Для обороны северных подступов к Петропавловскойкрепости в 1705-08 на южном берегу Городского острова сооружён Кронверк; дляподвоза строительных материалов и снабжения гарнизона водой внутриПетропавловской крепости прорыт канал (засыпан в 1882). В восточной стенеПетропавловской крепости – парадные Петровские ворота, в западной –Васильевские (1703, перестроены в 1729-30 и в конце 18 века, в 1850-х годахразобраны, воссозданы в 1954), в северных стенах – Кронверские (1703,перестроены в 1708-09) и Никольские (1703, перестроены в 1729, в конце 18 векаи в 1874), в южной – Невские ворота, которые вели к Невской пристани. В 1731-40с восточной наружной стороны построен Иоанновский равелин, в 1733-40 с западнойстороны – Алексеевский равелин. В 1712-33 на месте деревянной церкви Петра иПавла сооружён каменный Петропавловский собор, который стал усыпальницейроссийских императоров. В 1743-46 построен Комендантский дом, в 1748-49 –Обер-офицерская гауптвахта и так называемый Инженерный дом, в 1761-62 — такназываемый Ботный дом для хранения «дедушки русского флота» — ботикаПетра I, в 1751 – так называемыйОбер-офицерский дом (перестроен в 1843-44), в 1758 – так называемыйПлац-майорский дом (перестроен в 1843-44), в 1749 – здание Казначейства(перестроено в 1836-37), в 1796-1805 – комплекс Монетного двора, в 1801-02 –Артиллеристский цейхгауз, в 1896-1908 — здание Великокняжеской усыпальницы. Крометого, в 18-19 веках на территории Петропавловской крепости сооружены 6 жилыхзданий, здание бывшего Военно-исторического архива и каретник. В конце 18 –начале 19 веков Петропавловская крепость утратила военное значение (однако впериод Отечественной войны 1812 и Крымской войны 1853-56 вновь приводилась вбоевую готовность), с начала 18 века её казематы использовались для содержанияособо важных заключенных. К концу 18 века Петропавловская крепость сталаглавной политической тюрьмой России: в ней были заключены А.Н. Радищев, многиедекабристы, петрашевцы, революционеры 1860-х годов (Н.Г. Чернышевский, М.Л.Михайлов, Д.И. Писарев и другие). В 1870-72 воздвигнута тюрьма Трубецкого бастиона.
С 1920-х годов Петропавловскаякрепость – историко-революционый музей. В1932-33 в помещении Иоанновскогоравелина размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамическойлаборатории. В годы Великой Отечественной войны многие постройки Петропавловскойкрепости повреждены артобстрелами и бомбёжками. В 1951 начаты реставрационныеработы, в ходе которых устранены разрушения, благоустроена территория,установлены фонари, изготовленные в формах 19 века, стены облицованывлагоустойчивым кирпичом, восстановлены гранитная облицовка выходящих к Невестен, фасады и интерьеры многих зданий. С 1957 со стены Нарышкинского бастионапроизводится сигнальный полуденный пушечный выстрел (традиция, существовавшая сначала 18 века).
Петропавловский собор.
Петропавловский собор Петропавловскойкрепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33(архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703. Его доминантойявляется многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высокимзолочёным шпилем с флюгером в виде летящего ангела (общая высота 122,5 м);мотив волют на ярусах усиливает впечатление стройности её пирамидальногосилуэта. План собора нетрадиционен для русского культового зодчества:прямоугольное вытянутое здание зального типа разделено на 3 нефа массивнымипилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; соборувенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимсянебольшой главкой. В интерьере великолепный резной деревянный позолоченный иконостасв виде триумфальных ворот, выполненный в 1722-26 в традициях европейскогобарокко.
Собор являлся усыпальницей российскихимператоров, начиная с Петра I.Колокольня в 1756 пострадала от пожара и была восстановлена в прежнем видепосле 1766. В 1857-58 деревянные конструкции шпиля были замененыметаллическими. Петропавловский собор играет важнейшую роль в городском пейзажеи является одним из ведущих сооружений в панораме берегов Невы в центреСанкт-Петербурга.
В 1720-х годах на колокольнеПетропавловского собора установлены часы «с курантами в 35 колоколов»(куплены в Голландии за 45 тысяч рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776смонтированы новые часы (изготовлены в Голландии в 1757-60; мастер Б.Ф. ОортКрасс), куранты которых отбивали ¼ часа, полчаса, час, после чеговызванивали мелодию «Коль славен», а в полдень и полночь – «Боже,царя храни». В советское время куранты стали исполнять «Интернационал»,после реставрации 1952 – Гимн Советского Союза (в 6, 12, 18 и 24 часа).
Кунсткамера
Кунсткамера (от немец. Kunstkammer – кабинет редкостей, музей) –старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во времяпутешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Пополнялась отечественными ииностранными материалами и в 1719 была открыта для обозрения в Кикиных палатах.В 1724 вошла в состав Академии Наук и превратилась в комплексный музей(собрание коллекций минералов, скелетов животных и птиц, многочисленныханатомических аномалий, произведения искусства, коллекция оружия, после смертиПетра I – мемориальный комплекс, посвященныйего памяти). С 1727 Кунсткамера помещалась в специальном построенном для неёздании (1718-34, архитекторы М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.Кьявери), состоящем из двух скромных 3-этажных корпусов в формах, характерныхдля петровского зодчества, соединённых барочной многоярусной башней со сложнымкупольным завершением. Благодаря значительным размерам и высотной композициибашни здание Кунсткамеры играло в 18 веке большую роль в ансамбле центрагорода. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней частинаходился Анатомический т-р, в башне – «Готторпский» глобус иобсерватория, в западной – учреждения АН. Кунсткамера сыграла значительную рольв развитии естественных знаний в России. Здесь работали М.В. Ломоносов, П.С.Паллас, В.М. Севергин. В 1777-79 интерьеры 4 скульптурными аллегорическимигруппами, бюстами и медальонами выдающихся учёных, в 1819-25 – росписями. Ввидуобилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев:Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Ныне в зданииКунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН РФ имени ПетраВеликого, Мемориальный музей М.В. Ломоносова, Институт этнологии и этническойантропологии АН РФ.
В Петербурге наряду с русскимиархитекторами работали приглашенные из разных стран — Голландии, Германии,Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европыпереплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, чтоопределило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия,требования заказчиков и особенности культуры страны. Архитектура официальныхзданий Петербурга, выражающая идеологию самодержавно-помещичьей империи, быласоздана талантливыми зодчими, впитав в себя художественные тенденции культурысвоего времени. Петербург начала XIX в. наряду с Римом и Парижем стал одним изсамых красивых городов мира. Классицизм был яркой страницей в истории русской изападноевропейской архитектуры. Сооружения и ансамбли этого стиля, как и всевеликие произведения архитектуры прошедших веков, положительно воспринимаютсянашим эстетическим чувством. Но мы испытываем двойственное ощущение. Нашеобщественное сознание, воспитанное на демократических убеждениях, протестуетпротив идейного содержания, выраженного в архитектурных образах классицизма, ив то же время мы ценим величие, благородство и гармонию форм, созданных гениемвыдающихся зодчих.
Петербургские постройки того времени- жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения — быливначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву,был более «европейского» образца, деревянные здания попростурасписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенкисо шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывалодальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело быланаправлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось насудьбе целого ряда петербургских построек.
Петербурга в петровское времяотличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом,логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративныхэлементов.

4.Заключение
В предлагаемой работе рассмотреныосновные особенности архитектуры
Петербурга ХVIII века. Этот периодявляется начальным в истории развития города, ведь именно в восемнадцатом векегород появился на карте и начал свое блистательную жизнь. В то время Россиястремилась встать «твердой ногой» у Балтики. Победа в Северной войнепозволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей севропейскими государствами.
Петербург называют культурнойстолицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточеносамое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и посей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь быладостигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый,большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к.они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказалсяот своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и началисьактивные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множествокрестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы,начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.
Об этической стороне этого вопросарассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить,что на протяжении всего процесса исторического развития человечества нажертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точкизрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надопризнать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленнымчеловеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся сутверждением «Цель оправдывает средства». Возможно, это изречениеневерно, однако весь накопленный человеком исторический опыт подсказывает, чтотолько путем жертв и лишений совершались наиболее значимые «прорывы»в истории. И именно к таким «прорывам» относится и северная столица –настоящий русский порт на Балтике и колыбель русского флота.

Список терминов
Аллегорический – заключающий в себеаллегорию (иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли,идеи в конкретном образе).
Ансамбли — согласованность,стройность частей единого целого, а также само такое целое.
Анфилада – длинный сквозной рядкомнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах.
Апофеоз – прославление, возвеличение.
Аркада – ряд арок, составляющихархитектурное целое.
Барельеф – скульптурное изображениена плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Барокко – вычурный и пышный стильискусстве 17-18 вв.
Вычурный – излишне затейливый,нарочито усложненный, замысловатый.
Горельеф – скульптурное изображениена плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Денщик – до революции: солдат,состоящий при офицере для личных услуг.
Капитель – венчающая часть колонны,столба или пилястры.
Классицизм – направление в искусстве 17начала 19 в., основанное на подражании античным образцам.
Культ – служение божеству, обряды.
Обрамление – рамка, окружение.
Парапет – невысокая заграждающаястенка, перила.
Патетический – страстный,взволнованный, исполненный пафоса.
Пилястра – прямоугольный выступ стеныв виде вделанной в неё колонны.
Практицизм – деловитость, практическоеотношение к чему-нибудь.
Ренессанс – появление вновь, возобновление,подъём после периода упадка, разрушения.
Рококо – стиль в искусстве в 18в.,отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
Сановник – крупный чиновник,занимающий высокое положение.
Скипетр – украшенный жезл – эмблемавласти, одна из регалий монарха.
Филёнка – узкая цветная полоска,разделяющая по-разному окрашенные участки.
Фронтон – треугольная или циркулярнаяверхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобноеукрашение над окнами, дверьми.
Шпиль – остроконечный конусообразныйстержень, которым заканчивается верхушка здания.

Библиографический список
1. Канн П. Я.,Петропавловская крепость, М – П., 2 изд., Л., 1960.
2. Пилявский В. И., Зимнийдворец, Л., 1960.
3. Виппер Б. Р.,Архитектура русского барокко, М., 1978.
4. Кузнецова О. Н…Борзин Б. Ф., Летний сад и Летний дворец Петра I, Л., 1988.
5. Липман а.,Петровская Кунсткамера, М. –Л., 1945.
6. Санкт –Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. Коолегия:Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дейярев А. Я. и др. – М.:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.