Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности народной музыки Китая

ОСОБЕННОСТИНАРОДНОЙ МУЗЫКИ КИТАЯ
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение. 3
Глава 1.  Характерные особенностикультуры Древнего Китая. 5
Глава 2. Отличительныеособенности народной музыки Древнего Китая. 11
2.1. Основные виды иидейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства ДревнегоКитая. -
2.2. Характерные чертыдревнекитайской народной музыки. 14
Глава 3. Китайский театр каквоплощение народной музыкальной культуры средневековья. 19
3.1. История возникновения,национальные особенности и эстетические принципы китайского театра. -
3.2. Особенности музыкальнойстороны китайской оперы… 23
Заключение. 25
Источники и литература. 28
 

ВВЕДЕНИЕ
Китай – это многонациональнаястрана с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящиетрадиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской культуры длянародов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы.Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом дляЯпонии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть донаших дней науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Оказала влияниена соседние народы и китайская традиционная музыка.
Более, чем какая-либо древняякультура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием изамкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без измененийпросуществовавшей вплоть до XVII в. н.э.
Господствовавший в течение трехтысячелетий феодальный строй замедлил экономическое, политическое и культурноеразвитие китайского народа, поэтому традиционные черты культуры и искусстваКитая вплоть до середины XIX века сохраняли своеобразиеи особенности, свойственные древнейшему периоду китайской культуры. Это важноеобстоятельство позволяет нам установить особенности музыки Древнего Китая и наосновании народных песен, записанных в сравнительно недалеком прошлом.
О китайской народной музыке можно сказать, что она сохраниласвою самобытность с глубокой древности вплоть до наших дней, обогатившись впериод средневековья народными традициями китайского музыкального театра.
В процессе длительного развития постепенно сформировалосьпять основных видов традиционной китайской музыки: песни; танцевальная музыка; музыкапесенных сказов; музыка местных опер; инструментальная музыка. Все онипродолжают жить в современной китайской музыкальной культуре, постепеннозавоевывая мировую известность и популярность.
Современный Китай сегодня переживает период бурного расцветав экономике, общественной и духовной сферах жизни. Современный Китай заняллидирующие позиции на международной арене.  Идет мощный процесс экспансиикитайской культуры в мировую культуру. Россия, как ближайший сосед Китая,особенно чутко реагирует на этот процесс. У нас в стране китайская культура иее многовековые традиции сегодня очень популярны. Народное искусство Китая, втом числе и музыкальное, в современной России завоевывают умы и сердца ихпочитателей. Этим обусловлен мой интерес к теме особенностей народной музыкиКитая и актуальность выбранной темы.
Объект исследования – народная музыка Китая.
Предмет исследования – отличительные особенностикитайской народной музыки.
Целью исследования является рассмотрение национальныхособенностей китайской народной музыки.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
Øрассмотреть особенности культуры Древнего Китая;
Øохарактеризовать основные виды народной музыки Китая;
Øраскрыть идейно-эмоциональное содержания древнекитайскогомузыкально-поэтического искусства;
Øрассмотреть историю возникновения, национальные особенности иэстетические принципы китайского театра;
Øохарактеризовать особенности музыкальной стороны китайской оперы.
Глава 1.  Характерные особенности культуры ДревнегоКитая
Хотя культурная история Китаявосходит к рубежу III-II тыс.до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно.В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и егоединственным земным воплощением, тем самым сохранялась преемственность всакрализации власти правителя, как это наблюдалось в Шанский период, исоздавались основы для этнического самосознания. «К середине Iтысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекссредних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве надостальной периферией «варваров четырех стран света»[1].
Период формирования культурноготипа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху«Воюющих царств» V—II в. дон.э., когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших»,эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. дон.э. стал Цинь ши хуанди — первый император Цинь), эпоху Хань (когда императорыстаршей и младшей династий Хань смогли сохранять единство, могущество ицелостность Китая вплоть до 220 г. н.э.). Эпоха Хань в полной мере реализовалакультурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох — Чжаньго.Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный,неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматриватькак разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственногоуправления, т.е. централизованной властью и бюрократической системойуправления, сакрализацией власти императора — Сына неба.[2]
Создание единой системыирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти, котораяобеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного иадминистративного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период,чем это было в гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения вполитической и культурной жизни Китая произошли к середине Iтысячелетия до н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвигив развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в осевое время и, хотяего знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в создании гидротехническихсооружений), это было время рождения личностного, рефлексивного сознания, егоперехода от магического к рациональному, создания системы рациональногоуправления, организации строительных работ, обоснования социально-политическихсистем и индивидуального образа жизни.
Культ Неба и сакрализация властиправителя шли от культурной архаики, но уже создание административной системыпредполагало рациональный принцип ее формирования, а не опору на существующиедворцовые и храмовые хозяйства, как это было в ближневосточных культурах.«Поскольку в Древнем Китае культ верховного божества — Неба — принял в основномформу почитания «Сына Неба», т.е. священной особы чжоуского правителя, аважнейшие культы предков были сосредоточены внутри патриархальной семьи, здесьне создалось сколько-нибудь значительных храмовых хозяйств, которые стали быосновой для создания гражданско-храмо-вых общин. Не выработалось здесь игородской автономии в тех масштабах, как в Средиземноморье и даже на БлижнемВостоке»[3].
Китай не заложил основызамкнутой касты жрецов и сановников, хотя и создал тип городской рациональнойкультуры, но он рационализировал административное управление, сформировалрациональный тип чиновника-управленца. Рационализм как культура управления былнеискореним в истории Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализацияобщественного поведения («китайские церемонии»).
Синтез прежней архаическойкультуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Онвоплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах, но в то жевремя стал частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежалопризнание естественного порядка как единства социального и природного порядков,как полноты и самодостаточности бытия, как органического,самовоспроизводящегося порядка. Задачей разума было не его изменение иразрушение, а следование всеобщему Пути (дао), распознание этого порядка каквычитывание его в книге человеческой жизни, в природе, приобщение человека кнему, гармоническое единство человека и Неба.[4]
Соответственно, Императорудерживал мировой порядок, «смотря па все четыре стороны света» и не вмешиваясьв события, где естественный порядок должен лишь поддерживаться. И долг каждогочеловека (а император подобен главе большой семьи) следовать должному.Значимость этого культурного образца запечатлена в словах великого китайскогомудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец —отцом, сын — сыном»[5].
Несмотря на деспотический строй,достижения древнекитайской культуры и искусства, в том числе музыкального, былизначительны.
Достижения китайской культуры,оформившейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени иполучившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: этошелк, бумага, компас, порох и т.д. Но Китай не только в области культуры добилсяуспехов, без которых немыслим сегодняшний мир, ему принадлежит честь созданиянауки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет«организмической» в отличие от европейской «механистической».[6]
Можно также подчеркнутьсвойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы какживого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом даетуникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в еемалейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной системе стремится не кподчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональнойустроенности.[7]
Практические потребности вызвали появление письменности испособствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокойдревности. Уже в надписях на костях (II тысячелетие до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.
Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно систорией древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письмеопределились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентовслов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево»,«верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затемполучать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева даютпонятие «лес»).
В дальнейшем (в конце II — начале I тысячелетиядо н. э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путемсоединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классуявлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части,указывающей на его произношение.
С установлением первой централизованной монархии Циньписьменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением новогоматериала для письма — шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянныхдощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сихпор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы донедавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальнымстрокам.
Составление календаря, необходимого для ведения сельскогохозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайскимученым удалось добиться больших успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайскиеученые установили факт предварения равноденствия, т. е. передвижения точкивесеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен одиниз первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен дляпрактических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцамбыла известна периодичность солнечных затмений.[8]
Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайскиеученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойстваквадратного и кубического корней. До наших дней дошли сочинения по агрономии,содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатсяприемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений,советы земледельцам.
Высокого совершенства достигли китайские ремесленники визготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака исамоцветов.
В области изобразительного искусства китайские мастерасоздали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений,скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектурыуказывают на высокое мастерство древних мастеров.
Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведенияхудожественной литературы. В конце IV—начале III века до н.э. жил и творил первыйвеликий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу-Цюй Юань.Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановникуи аристократу веру в могучие силы народа. Проза Сыма Цяня и мастераисторического портрета Бань-Гу в течение тысячелетий сохранили значениенепререкаемого образца. В их произведениях (Шицзин, Цяньханьшу) обработанынародные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывковнародных песен.
Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски,пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкойпопулярностью.                 
Глава 2. Отличительные особенности народной музыкиДревнего Китая2.1. Основные виды и идейно-эмоциональноесодержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая
До наших дней дошли многие суждения ученых и философов ссущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественнойроли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей былмогучий и яркий талант китайского народа, который на протяжении своей историисоздал огромное количество  трудовых, лирических и обрядовых песен,своеобразные инструментальные и танцевальные наигрыши.
В процессе длительного развития постепенно сформировалосьпять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыкапесенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.
Значительное место в этом ценнейшем наследии занимаюттрудовые производственные песни, нередко связанные с земледелием, а также песнигородской бедноты, рабочих, кули, лодочников и ремесленников. Во многих песняхотображены исторические события. Разнообразны также жанры бытовых и лирическихпесен., отображающих обычаи, образ жизни трудового люда, отношение к семье,любовь к родной стране. Встречается немало и шуточных песен, пронизанныхнародным юмором.
К древним видам бытующихкитайских песен относятся песни и инструментальные пьесы обрядового характера.Многие мелодии культовых песен проникли в народ.
Большое место в китайской песнезанимают картины природы. Это связано с отмечавшимся выше гилозоизмом – видениемприроды как живого организма, одухотворением природы. Как отмечалось выше, человекв этой культурной системе стремится к жизни во всей ее природной полноте ирациональной устроенности.
Среди песен, отражающихгилозоизм древних китайцев, «Свечи под ветерком» (для хуциня), «Когда растаютна полях последние снега» (для ансамбля пипаистов), «Летающие куропатки» (солодля флейты ди), «Весна на озере», «Когда золотистыми искорками играют ветвиивы», (соло для флейты сяо) и т. п.
Широкое распространение музыки в повседневном быту отраженов древнекитайской поэзии. Без музыки не обходятся ни свидание, ни разлука, ниописание пейзажа.
Я слышу, флейта далеко
Звучит печально над рекой[9], —
 
начинает Вэй Ин-у строки,посвященные разлуке с другом.
Поэт Ли Бо, услышав весенней ночью «звуки яшмовой флейты»,несущиеся издали, повествует о «мелодиях печальных и тоскливых».
Тринадцать  струн  тоскоюсердце  мучат, —
восклицает поэт IX века н. э. Бо Цзюй-и, воспевая чжэн[10] певицы:     
 
Прошу   вас, друг, скажитеей,  пусть перестанет
Играть свою мелодию она,
Не то совсем от скорби белойстанет
Цзянчжоуского старца голова.
Особенно ярко характеризует силу воздействия музыки БоЦзюй-и в поэме «Чжэн», где образно воспроизведена вдохновенная импровизацияисполнительницы:     
                  Касается струн, повернувши колки,
Три звука слышны из-подлегкой руки,
Хоть песня еще не звучит наструне,
Но чувства певицы сквозят всесильней.
Она прикрывает струну за струною,
Исполнены думой все звуки.
Как будто счастье судьбой недано ей,
А в жизни бывали лишь муки.
Нахмурила брови, доверясьруке,
И связно поет об извечнойтоске;
И в песне своей выражает все,
Что в  сердце   безмерно огромном  несет…
… И низкие струныгудят-гудят,
Как дождь проливной,торопливый.
Высокие струны звенят-звенят,
Как шепот веселый, счастливый.
Образы древнекитайской поэзии дают косвенное представление омногообразии идейно-эмоционального содержания музыкально-поэтического искусстваДревнего Китая.
«Шицзин» — древнейший памятник народного песнетворчестваКитая, классическая «Книга песен». Некоторые историки полагают, что составление305 стихотворений «Шицзина» принадлежит Конфуцию (551—479 до н. э.), которыйотобрал их из огромного числа народных песен.[11]Замечательные образы трехсот пяти песен «Шицзина» охватывают все сторонынародной жизни. В них присутствуют характерные для устного творчества народасопоставления образов природы и глубоких человеческих переживаний. Краснойнитью через всю «Книгу песен» проходит тема труда.
Музыкальная запись древнейших песен «Шицзина» отсутствует.Однако само строение стихов, ритмика, тоническая повторяемость ударных слогов,строфическая форма говорят о распевности чтения стихов «Шицзина».
До нас дошли записи напевов «Шицзина», относящихся к VI—I векам до н. э. Изучение этихзаписей позволяет установить, что наряду с мелодиями в бесполутоновом ладупентатоники[12]мелодии некоторых песен включали также IV и VII ступени, приближающие пентатонику к лидийскому илидорийскому ладу.[13]2.2. Характерные черты древнекитайской народноймузыки
Дошедшие до нас записи ибытующие в устной традиции образцы китайской народной музыки позволяютустановить ее основные характерные черты.
Мелодика китайских песен богатаи своеобразна. В ней широко используются различные интонационные, ритмические итембровые средства выразительности. Китайская мелодика отличается гибкостью,чуткостью, большой силой выразительности; интонации то развертываются мерно,сурово-сдержанно, то охватывают широкий диапазон, не избегая шагов на такиенеобычные  в  европейской   музыке  интервалы,  как  септима[14], топредставляют собой остроумное комбинирование путем перестановок зеркальныхобращений узорчато-орнаментальных попевок.
Немалую роль в китайскойнародной музыке играют быстрые переходы из высокого регистра в низкий инаоборот. Тембровому многообразию способствует также использование фальцета (пережиткадревнейших традиций, связанных с обрядом ряжения — неизменного атрибутаархаических плясок).
Своеобразен и метро-ритм. Всветских напевах древнекитайской музыки, в отличие от культовых, употребляетсясвободный ритм; часто друг друга сменяют четные и нечетные, пяти-, семидольныеразмеры.
Значительную выразительностьпридает китайской песне н продуманная, применяемая с большим мастерством структура:девятитактовое строение периода, вариантное повторение мелодии, дальнейшееразвитие первоначального мелодического образа в заключительной фразе:
Передай моей любимой, что я уже три дня и три ночи
Ничего не ем, не пью, не говорю ни с кем.
Я пожелтели иссох оттого, что беспрерывно тоскую по ней...
 
Одной из важных особенностейкитайской музыки является неразделимое единство поэтического текста и музыки, атакже связь музыки с жестом и пляской. Вот почему китайские напевы полной силысвоего воздействия достигают не при самостоятельном исполнении, а в «контакте»с другими видами временных искусств или в условиях театрализованногопредставления.[15]
Особого внимания заслуживаетвзаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи.
Китайская фонетика оченьмногогранна: часто смысловое значение определенного слова меняется взависимости от интонации[16].И музыка путем применения специфически музыкальных закономерностей усиливаетсмысловое значение речевого произношения.
Это объясняет господство вкитайской музыке одноголосной мелодики: только при одноголосии может быть доконца выявлено эмоционально-смысловое интонирование текста, чутко улавливающеемельчайшие оттенки фразировки.
Не случайно и то, чтовстречающееся иногда многоголосие представляет собой «вариантно-подголосочную»полифонию, в которой второй и третий голоса воспроизводят обороты основной мелодии,лишь незначительно варьируя ее.
Своеобразно и сочетаниевокальной музыки с инструментальной. Инструменты то создают шумовой фон, накотором «стелется» мелодия; то неотступно следуют за вокальной мелодией, словноее «тень», образуя как бы инструментальное отражение мелодии; то их роль(особенно в музыке театральной) сводится к тому, чтобы создать своего рода«заставку» или «концовку» для вокальной мелодии.
Значительное своеобразие  китайской  музыке (народной и профессиональной) сообщает пятизвуковаямузыкальная система — пентатоника, которая была установлена китайскимимузыкальными теоретиками около IV века до н. э.[17]
Преобладание пентатоники напротяжении многих тысячелетий и вплоть до наших дней в самых разнообразныхжанрах китайской музыки подтверждается и записями песен и гимнов эпох Чжоу иХань, и музыкой традиционного китайского классического театра, и сборникамистарых и новых народных песен.
Этот хроматический звукоряд былразработан китайскими теоретиками на основании законов акустики и получилназвание «люй-люи».
Каждая из двенадцати ступенейсистемы «люй-люи» путем сложной символики была связана с определеннымипредставлениями из жизни природы, общества и т. д. Так, каждая из двенадцатиступеней звукоряда символизировала один из двенадцати месяцев, один издвенадцати часов и т. д. Каждому звуку соответствовал определенный цвет.
Музыкальный теоретик периодадинастии Минов Чжоу Цзай-юй в 1584 г. развил принцип этого двенадцатиступенногозвукоряда и применил его практически для построения духовых инструментов.
Своеобразие китайской музыкипроявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов. Многообразиематериалов (камень, глина, медь и ее сплавы, кожа, древесина, тыква, шелк),применяемых для изготовления китайских музыкальных инструментов, отражается нахарактере их звучания и обусловливает красочность звуковой палитры. Китайскиемузыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов всовременной их классификации.
Значительнее место занимаютвсякого рода барабаны и гонги. В музыке, исполняемой на них преобладают высокиерегистры и подчас резкая звучность.
Старейшими из струнных щипковыхинструментов являются «сэ» и «чжэн» — оба из семейства настольных гуслей.
Широко распространен в Китае ичетырехструнный щипковый инструмент «пипа» — китайская модификация арабскойлютни, а также смычковые инструменты семейства так называемых «хуциней», «эрху»(двухструнный), «сыху» (четырехструнный) и другие. е менее  распространен  в народе   струнный   щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный «сансянь»,которым пользуются для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере(на севере часто еще и с барабаном дату).
Любимым в Китае струнным ударныминструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» былиизвестны в Китае в III веке до н. э.   
  Еще в I в. до н.э. в Китаебыло известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В 1978 г.во время раскопок в уезде Суйсянь провинции Хубэй был обнаружен огромныймузыкальный инструмент, существовавший свыше 2400 лет назад в эпоху Воюющихцарств. Это был набор ударных из 64 бронзовых колоколов с широким диапазоном впять октав. Каждый колокол может издавать одновременно и независимо два звука сдиапазоном в три интервала. Инструмент отличается красивым звучанием и можетменять тона. Это свидетельствует о высоком уровне музыкальной культуры тоговремени.[18]                                                                        
Из язычковых инструментов особоеместо принадлежит «шэну». Этот язычковый пневматический инструмент состоит изрезервуара (деревянного или металлического, а простейшие — из высушеннойтыквы), в который вставлены обычно 12—17 бамбуковых трубочек, снабженных навнутренних концах настроенными каждый на определенный тон металлическими(бронзовыми) язычками. Звук извлекается вдуванием и втягиванием в себя воздуха;он очень приятен (несколько мягче, чем у наших гармоний).
Особо характерен для китайскоймузыки богатый набор пластиночных, перепоночных (мембранных) и самозвучащих[19]инструментов. По способу звукоизвлечения это ударные инструменты.
Ассортимент барабанов,занимающих ведущее место как в народной музыке, так и в оперных оркестрах,исключительно разнообразен. Без барабана в Китае не обходится ни один танец, ниодно шествие, ни одно зрелище.Глава 3. Китайский театр как воплощение народноймузыкальной культуры средневековья3.1. История возникновения, национальныеособенности и эстетические принципы китайского театра
Европейцев, посещавших Китай в XIX веке, привлекал иодновременно поражал уникальный вид народного искусства, соединявший музыку,пение, пантомиму и акробатику. В представлениях почти не использовалсяреквизит, но актеры были одеты в великолепные костюмы и причудливые маски.Поскольку в этих спектаклях драма смешивалась с пением, как в привычной имопере, европейцы называли их Пекинской оперой. Исторически она берет своеначало из средневековья.
Начало средневековой эпохи вКитае, так же как и в Западной Европе, было связано с нашествием «варваров» —различных кочевых племен. Китай оказался раздроблен на множество мелкихгосударств. Объединение Китая в единое могущественное феодальное государство произошлопри династиях Тан (618—907) и Сун (960—1279). Начиная с VIIIвека в Китае развивались города, становившиеся крупными экономическими икультурными центрами.
В IXвеке насчитывалось свыше 2000 городов. Некоторые из них, например Кантон иХанчжоу, имели по миллиону жителей.[20]
В средневековом Китае интенсивноразвивались науки — математика, астрономия, география, история. Существовалодаже высшее научное звание «Хань Линь», которое присваивалось выдающимсяученым-литераторам. Многие библиотеки Китая того времени насчитывали сотни тысячрукописей.
Достигли большого расцветалитература, живопись, гравюра, ксилография, производство изделий из фарфора,бронзы, слоновой кости, дерева и камня.
При Танской и Сунской династияхпроисходит дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основенародной песенной и танцевальной музыки.
Появляются профессиональныемастера музыки, чему немало способствует организация так называемой«Консерватории грушевого сада» (название связано с тем, что она помещалась вимператорском грушевом саду). В пору ее расцвета количество учащихся — будущихмузыкантов, актеров и танцовщиков — доходило до 1000 человек.[21]
Уже эта школа подготавливалаисполнителей, которые должны были владеть искусством пения, танца, пантомимы,игры на музыкальных инструментах. Чтобы выдержать строгие экзамены, учащиесядолжны были усиленно заниматься.
Наряду с музыкой народной,развивалась и дворцовая, храмовая, в исполнении которой участвовали громадныеколлективы. Количество оркестров Сунской империи при императорском дворедоходит до 10.[22]
Возникают первые росткимузыкально-театрального искусства; это произведения в форме диалогов сопределенным сюжетным стержнем, насыщенные песнями и плясками. Такиепроизведения известны с середины VI века. В VIII веке складывается искусство балета.
XII  и XIII  века  ознаменованы  зарождением китайской «оперы»,классического китайского театра,  сохранившего  свои  основные  эстетическиепринципы до наших дней.
Уже в середине XIIIвека было написано свыше 60 пьес для так называемой «Северной оперы» на основесеверокитайской народной музыки. На юге Китая на основе южнокитайской народноймузыки возникла «Южная опера».
Наибольшую известность из всехтрадиционных форм китайского театра получила пекинская опера. Не будучи связанас какой-либо одной провинцией, пекинская опера объединяла достижения целогоряда местных театров. Она включала более разнообразные и богатые мелодии,пользовалась большим количеством различных инструментов, нежели другие театры.Пекинская опера представляла собой классическую оперу.
Китайский театр был в полномсмысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен былкомпозитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целымколлективом музыкантов-исполнителей и актеров — «поющих, говорящих,танцующих...». Не было в старом Китае и авторов-постановщиков. Все театры былипередвижными.
Несмотря на то, что китайскийклассический театр сочетал воедино сложный комплекс приемов драматического,музыкально-вокального мастерства и акробатической техники, — в основетеатрального представления лежало музыкальное начало.
Важно указание знаменитогокитайского артиста Мэй Лань-фаня о том, что разговорный диалог в пекинскойопере, как правило, рифмован и подчинен ритму музыки и поэтому скорее похож напение, чем на разговорный диалог. Таким образом, наиболее подходящимопределением сущности китайского театра является название — музыкальная драма.[23]
Подавляющее большинствоспектаклей китайского театра, возникшего в средние века, — как бы зрелищноеизложение наиболее любимых народом исторических и сказочных романов и легенд.
Герои спектаклей во многихслучаях — исторические личности, народные герои Китая, защищавшие страну отнашествия врагов, герои крестьянских войн, легендарные «сто восемь богатырей»[24].
«Китайский народ обогащалисторические былины и народные сказания своим творчеством и создавал вразличных операх и музыкальных драмах образы любимых героев. Симпатии народныецеликом на стороне угнетенных и обездоленных.
В китайской музыкальной драме, вкоторой нет ни декораций, ни мизансцены, проявилась не только великая силареализма, сила народной морали, стремление народа к свободе в условияхфеодального режима; показаны такие положительные черты народного характера, каксмелость, трудолюбие, доброта и природный ум»[25].
Отсутствие декораций и мизансценыпредполагает наличие огромного мастерства, выразительнейшей игры в сценическомдействии «с несуществующими предметами» и свободно позволяет менять местодействия столько раз, сколько это необходимо. Таких смен на протяжении одногоспектакля бывает даже более пятидесяти.
«Несуществующими предметы» — особый прием китайского театра. Так, например, палка с несколькими пучкамиконского волоса в руках артиста означает, что он едет верхом;  артист   берет    весло и делает небольшой прыжок — он уже в лодке. Зеленая веткаозначает, что действие происходит в саду. В старом классическом театресуществуют и пантомимические жесты, определяющие общественное положениеперсонажа, его поведение, манеры (таковы образы богатого, знатного, бедного,глупого, коварного и т. п.). Достаточно актеру сделать резкий поворот головы —и китайский зритель понимает, что герой силен и решителен.
Помимо выражения мысли словами,актер китайского традиционного театра пользуется языком пантомимических жестов.Это сценическое своеобразие китайского театра метко определил С. Образцов вследующих словах: «Герои имеют право проходить друг перед другом, стоять рядомна. расстоянии нескольких сантиметров, громко петь и говорить и в то же времяне имеют права друг друга замечать, так как для зрителя они находятся всовершенно разных местах действия. Для того, чтобы им встретиться или вступитьв общение, необходимо либо одному перешагнуть воображаемый порог, выйти наулицу, либо другому, перешагнув тот же порог в обратном направлении, войти вкомнату»[26].Китайский зритель, привыкший к этим традиционным приемам, сам воссоздаетмысленно реалистическую картину действия.
Огромную роль в китайскомтеатре, возможно восполняющую отсутствие общепринятой в европейском театремизансцены, приобретают замечательный подбор цветов, мастерски продуманнаякомбинация красок.3.2. Особенности музыкальной стороны китайскойоперы
Музыкальная сторонаклассического театра отличается неразрывным единством звука, слова и танца,связанных между собой воедино как практикой народного музицирования, так ипридворным храмовым церемониалом. Все движения актеров подчинены единому ритмуи порой переходят в танец, интонирование же слов нараспев — в пение.Инструментальное сопровождение пения и танца оттеняет наиболее драматическиеместа.
Круг образов, настроений,приемов актерской игры характеризуется определенным типом мелодики, ритмики,составом оркестра, оживляющих действие.
Особенно велика была рольударных инструментов. Она состояла в том, чтобы усиливать сценическую игру ивыразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей.Важнейшая роль отведена барабану. Его удары строго согласуются со всемидействиями актеров на сцене. Велико было значение гонгов в сценах сражений.Своеобразные «лейтмотивы» поясняют сценическое действие или предваряютопределенные события.
Мелодика старинного музыкальноготеатра восходит в своих истоках к народной песне. С течением временинародно-поэтическая основа музыкального театра все более искажаласьпрофессиональными актерами в угоду высокородной публике, которая стремилисьиспользовать традиционный интерес народа к театральному искусству длявоспитания народных масс в духе повиновения чиновникам и помещикам. Поэтому стечением времени основная идейная направленность старинных опер резкоизменилась: положительными героями становятся император, помещики, тогда каклюди из народа представлялись злодеями.
В более демократическойобстановке развивался так называемый «провинциальный музыкальный театр». Он былближе народу, отличался большей реалистичностью актерской игры и сценическогооформления. Лучшие произведения провинциальной оперы возвышались до подлинногодраматизма, вызывали слезы и глубокое сочувствие зрителей.
Большую роль в развитииреалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекиевремена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом.Носителями этого жанра были маленькие странствующие труппы самодеятельных актеровиз крестьян. В таких излюбленных народом трудовых песнях, распевавшихся в днинародных празднеств и обычно сопровождавшихся танцами, нередко проявлялся духпротеста против своих помещиков, подымавший крестьянские массы на борьбу противугнетателей.
Постепенно эта распространеннаяв быту форма музыкально-театрализованных действий закрепила своеобразныетрадиции народного музыкально-театрального представления.
Заключение
Итак, китайская культурахарактеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Она почтибез изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э.и это  позволяет нам, в частности, установить особенности музыки Древнего Китая.
Музыка играла большую роль в жизни древних китайцев. Впроцессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видовтрадиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыкаместных опер и инструментальная музыка.
Для китайской народной песни характерен гилозоизмом,леджащий в основе культуры и мировоззрения китайцев, выражающийся в видении природыкак живого организма. Человек в этой культурной системе стремится к жизни вовсей ее природной полноте и рациональной устроенности.
Образы древнекитайской поэзии дают косвенное представление омногообразии идейно-эмоционального содержания музыкально-поэтического искусстваДревнего Китая. «Шицзин» — древнейший памятник народного песнетворчества Китая,классическая «Книга песен». В ней присутствуют характерные для устноготворчества народа сопоставления образов природы и глубоких человеческихпереживаний. Красной нитью через всю «Книгу песен» проходит тема труда. Строениестихов, ритмика, тоническая повторяемость ударных слогов, строфическая формаговорят о распевности чтения стихов «Шицзина».
Характерные чертыдревнекитайской народной музыки – богатство и своеобразие мелодики; быстрыепереходы из высокого регистра в низкий и наоборот; использование фальцета;  своеобразныйметро-ритм; продуманная, применяемая с большим мастерством структура: девятитактовоестроение периода, вариантное повторение мелодии, дальнейшее развитиепервоначального мелодического образа в заключительной фразе.
Одной из важных особенностейкитайской музыки – неразделимое единство поэтического текста и музыки, а такжесвязь музыки с жестом и пляской, взаимосвязь вокальной музыки с фонетикойнародной речи.
В китайской музыке господствует одноголоснаямелодика, встречающееся иногда многоголосие представляет собой«вариантно-подголосочную» полифонию, в которой второй и третий голосавоспроизводят обороты основной мелодии, лишь незначительно варьируя ее.
Своеобразно и сочетаниевокальной музыки с инструментальной. Инструменты либо создают шумовой фон, либоследуют за вокальной мелодией, либо создают своего рода «заставку» или «концовку»для вокальной мелодии.
Значительное своеобразие  китайской народной музыке сообщает пятизвуковая музыкальная система —пентатоника, которая была установлена китайскими музыкальными теоретиками околоIV века до н. э.
Своеобразие китайской музыкипроявляется и в использовании разнообразных музыкальных инструментов,выполненных из разнообразных природных материалов. Китайские музыкальныеинструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной ихклассификации.
В период средневековья происходитдальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основе народной песеннойи танцевальной музыки. Возникают первые ростки музыкально-театральногоискусства.
 XII  и XIII  века  ознаменованы  зарождением китайской «оперы»,классического китайского театра,  сохранившего  свои  основные  эстетическиепринципы до наших дней.
Китайский театр был в полномсмысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен былкомпозитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целымколлективом музыкантов-исполнителей и актеров.
Музыкальная сторонаклассического театра отличается неразрывным единством звука, слова и танца. Кругобразов, настроений, приемов актерской игры характеризуется определенным типоммелодики, ритмики, составом оркестра, оживляющих действие. Особенно велика былароль ударных инструментов, которые призваны усиливать сценическую игру ивыразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей.
Мелодика старинного музыкальноготеатра восходит в своих истоках к народной песне. Большую роль в развитииреалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекиевремена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом.Постепенно эта распространенная в быту форма музыкально-театрализованныхдействий закрепила своеобразные традиции народного музыкально-театральногопредставления.
Источники и литература
1.  ГруберР.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965. 
2.  ГуревичА.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
3.  Драч Г.В.Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебноепособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. А.В.Незнамова. Воронеж: «Воронежское Черноземное издательство», 2001.
4.  Древниецивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
5.  ИсторияДревнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.
6.  Китай.История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др.М.: Юристъ, 2001.
7.  Музыка //Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске //http://www.chinaconsulate.khb.ru
8.  ОбразцовС. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957.
9.  РедерД.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985.
10. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936.
11. Фань   Вень-лань.  Древняя история  Китая от первобытнообщинного строя  до   образования   централизованного   феодального   государства. М.,  1958. ШаповаловВ.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998.
12. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мировогомузыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособиедля учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.