Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности духовной культуры европейского Средневековья

Федеральное агенство пообразованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тюменскийгосударственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра гуманитарных исоциальных наук
Контрольнаяработа
по курсу“Культурология”
на тему:
«Особенностидуховной культуры европейского Средневековья»
Выполнил:
Ганжа Антон Аскерович
2008 год

Содержание
1.   Периодизация и истокисредневековой культуры
2.   Христианство – фундаментдуховной культуры Средневековья
3.   Рыцарская культура
4.   ФольклорЗападноевропейского Средневековья
5.   Городская культура икарнавал
6.   Создание школьной системы
7.   Первые университеты
8.   Роль латинского языка
9.   Романика и готика –великие художественные стили средневековой европейской культуры. Храмоваякультура
10.  Словарь понятий и персоналий
11.  Тест
Список использованнойлитературы

1.Периодизация и истоки средневековой культуры
Долгое времяв историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековьекак на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однакоистория культуры западноевропейского обществ была не столь однозначна.
Термин«средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Онозначает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V – XV вв., т.е. начало связано со временем исторического завершения античной культуры, аконец – с её возрождением в Новое время. Культурологи подразделяют данную эпохуна три периода:
— раннееСредневековье V – X вв.;
— зрелоеСредневековье X – XIII вв.;
— позднееСредневековье XIV – XV вв.
За этотнебольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы игосударства Европы, сложилась её неповторимая христианская культура. В еёоснову легли два истока:
— традицииугасающей Греко-римской античной культуры с её достижениями в областигосударственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии ипр.
— влияниекультуры «варварских» племён и народов самой Западной Европы (франков, саксов,готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.
2.Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья
Всякультурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степениопределялась христианством, которое уже в IV в. становится государственнойрелигией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается рядведущих положений христианского вероучения – символ веры. Эти положенияобъявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения былавера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.
Встолкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой,Греко-римским многобожием и варварским язычеством христианству удалось одержатьверх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовнаякультура Среденевековья формировалась под мощным влиянием христианской религиии Церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира исуществования человека как его же органической части. Христианство отрицалонезыблемость мира и признавало Бога как творца природы и самого человека. Вхристианском вероучении подчёркивается двуединое начало человека: тело и душа.Но Церковь требовала от верующих в первую очередь заботы о душе, стимулировалакульт аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры.
Христианствоучило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощицеркви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество былоогромным, хотя и неодинаковым в различных странах.
На Востоке, вВизантии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорскойвласти. Византийские императоры уже с V в. Играли важную роль в собственноцерковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору,который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западеже церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив,заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. Именовавшиеся папами,присвоили себе важные политические функции.
МеждуЗападной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубилисьпротиворечия, принимая всё более принципиальный характер. В середине IX в. Этобыл спор о филиокве, т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца(позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западнойцеркви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открытопровозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церквипродолжали претендовать на роль Вселенской церкви – «католической» (в западнойтранскрипции) или «кафолической» (в транскрипции восточной). С этого времениЗападная церковь называет себя римско-католической, а Восточная –греко-кафолической, т. е. Православной (ортодоксальной, правоверной).
Ко временираннего Средневековья относится возникновение ересей. Так, сторонникиеретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущностиХриста, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другоееретическое учение – монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога иотрицало в нём человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегдаактивно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с нимибыла инквизиция, которая с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд.Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари,предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях снечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего вженщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу былодостаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигалина кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании,например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.
Огромную ролькак на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себяобязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однакоуже к VI в. Монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры,владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрамиобразования и культуры. Так, в Англии в конце VII – начале VIII вв. в одном измонастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболееобразованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения поанглийской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийсяфилософ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.),сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическаяцерковь объявила Фому Аквинского вечным «авторитетом» в области религии,философии, истории, политики и права.
В начале XIIIв. Возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которыхбродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью»сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.
В XII – XIIIвв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизньобщества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III.Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны былидовольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская католическаяцерковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшимфинансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическуюдеятельность. Примером может служить продажа индульгенций – грамот об отпущениигрехов, как уже совершённых, так и будущих. Цена индульгенции зависела оттяжести преступления.
Многочисленноедуховенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоямисредневекового общества – народом и воинами-рыцарями.
3. Рыцарскаякультура
Рыцарство(благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальныйинститут Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую изособого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, уменияиграть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии(т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарскаяпоэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейскойлитературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями иискушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес киндивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героическийрыцарский эпос представлен в мировой культуре представлен в мировой культуретакими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военныеподвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию; «Повесть окороле Артуре» — стихотворный роман о британском короле Артуре; «Повесть онибелунгах» — важный памятник германской народной литературы XII – XIII вв,повествующий о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в., воснове которого лежат древние германские сказания; роман немца ГотфридаСтрасбургского «Тристан и Изольда», повествующий о пылкой любви двух молодыхлюдей; романы Кретьена де Труа «Клижес» (1176) и «Ланселот, или Рыцарь телеги»(1176 – 1181 гг.). Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французскихтрубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «новогосладостного стиля», возникшего в середине XIII в. и представленного в основномлирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянскомязыке. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли, а крупнейшиепредставители – флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти. Главнойтематикой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». Они воспевали идеальнуюлюбовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергалисьопасностям. Наиболее известные авторы – Бетран де Борн, Джауфре Рюдель, АрноДаниэль. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. были вагантыи их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Особенностью их творчествабыла постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность,лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные дляпростого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередьпреследовала и осуждала вагантов.
4. ФольклорЗападноевропейского Средневековья
Литературабыла важнейшим элементом средневековой культуры. В период раннего Средневековьяактивно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что былохарактерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты,исполняющие эти песни, пользовались у англо-саксов большим уважением.Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф»,написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всейзападноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзияСкандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшимпамятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» — сборникдревненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героическогохарактера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в., споявлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительнораньше. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландскиесаги. Одна из наиболее известных – это «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая оботкрытии исландцами Гренландии и Северной Америки.
Важнейшийпамятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде,который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы наанглийском языке.
В конце XIIIв. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это былособрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччопри создании «Декамерона».
В этот периодбыстро развивается городская литература, для которой было характернореалистическое изображение городского повседневного быта различных слоёвгородского населения, а также появление сатирических произвелдений.Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди(конец XIII в.).
5. Городскаякультура и карнавал
Развитиегородской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизнизападноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую рольв становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась кпостоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городскаякультура зародилась во Франции в XI – XII вв. В этот период она былапредставлена, в частности, творчеством жонглёров, которые выступали нагородских площадях как актёры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.Жонглёры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах ипользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т. е.инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась впомещении церкви её служителями, по мере развития городов становится все болеесветской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже нена латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роливсё чаще исполняли горожане, а пьесы всё более насыщались всевозможнымисюжетами из обыденной городской жизни.
Театральноеискусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутсяна английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особыйдраматический жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным вкоторой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В нейучаствовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, — Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.
Новым ичрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развитиягородской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частныешколы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счётплаты, взимаемой с учащихся. С этого времени идёт быстрое распространениеграмотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в.был Пётр Абеляр, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковныхшкол. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в которомразрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а онипользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знаниянад верой.
На протяжениивсего Средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителейзападноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческойкультуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные спроводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу –народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличнымишествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характеренименно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группылюдей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционныегородские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяютсоциально-противоположные слои. Низшие через праздничное зрелище приобщаются кполитике, богатству, которые они создают своими руками, но от которыхотстранены. Представителями высшего сословия демонстрируют идею общественногослужения, одновременно являясь воплощением государственного имущества.
В то же времякультура проявляла себя в виде профессионального артельно-цехового способовтворчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организацийсоздавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи игильдии превращались в закрытые монопольные организации – корпорации. Онивырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения,обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.
6. Созданиешкольной системы
Европейскоесредневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умамибыла чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления,все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все приводилосьв соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованнымклассом, и именно церковь длительный период определяла политику в областиобразования.
Средневековье– это время организации системы западноевропейского образования, включающего всебя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях иготовившие священнослужителей, предлагали «семь свободных искусств» две ступениобразования:
trivium –грамматика, риторика и диалектика;
quadrivium –арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В V – IX вв.все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковьсоставляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача былаопределена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла ииспользовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системыобразования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные отантичности. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящийпергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ,существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные дляцерковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. вАнглии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподаватели учителя изконтинентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочиненияантичных авторов.
Уровеньпреподавания в разных школах в разные периоды Средневековья был неодинаков,соответственно, менялся и уровень образования людей. После определённогоподъёма в VIII – IX вв. развитие умственной жизни в X – начале XI вв. заметнозатормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так,полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; вцентре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Землиотвергались: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне ходятна головах. Пришли в упадок скриптории – мастерские, существовавшие при церквахи монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные имонастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого.Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом сучастком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровеньпреподавания. Так, в X – XI вв. в высших школах Испании преподавали философию,математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюдаприезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней иСредней Азии.
7. Первыеуниверситеты
В XI в. вИталии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячислушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в другихстранах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167),затем – университет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским учёным АнглииXIII в. был Роджер Бэкон, который в качестве основного метода познания выдвигалне церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франциибыл Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный,медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупныеуниверситеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Средневековаяуниверситетская наука называлась схоластикой, т. е. школьной наукой. Еёнаиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, преждевсего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединениетеолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес кформально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университетыбыло огромным.
Для Византиипериода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианскойцеркви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античнуюфилософию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платономи просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие.Однако в середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, гдепреподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителемвизантийской культуры этого времени был патриарх Фотий – составитель«Мириобиблиона» — сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античныхавторов, автор богословских сочинений.
В IX – X вв.отмечен подъём в области естественнонаучных знаний. Созданы энциклопедии по различнымотраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе исоседних народах, в том числе и о восточных славянах – русаках. Составленыруководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными наукамиширокое распространение получили науки оккультные: алхимия, астрология, магия.
8. Рольлатинского языка
Преподаваниево всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимомграмотности. Единый для всех образованных европейцев латинский языкспособствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов:мыслителей, учёных, государственных деятелей, священников, придерживавшихсяопределённого образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами,для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний.
9. Романика иготика – великие художественные стили средневековой европейской культуры
Храмоваякультура.
Сильная рольцеркви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в другихобластях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясьна специфику национальных культур; это находило выражение в особенностяхархитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетанияхцветовой гаммы и пр.
В архитектуреВизантии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками.В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условностии все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – ХрамСвятой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательнойразноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.
Средневековаякультура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилейтого времени: романского и готического. Следует заметить, что стиль искусства –представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и формхудожественного мышления и творчества, характерных для определённогоисторического периода развития культуры.
Романскийстиль (от латинского romanus – римский) Средневековья – это первое единоестилевое направление в западноевропейской художественной культуре X – XII вв.Его появление было вызвано желанием государственной власти и ЦерквиСредневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи.Возникновение же термина «романский» связано прежде всего со стремлением найтиединство в развитии европейской культуры XI – XII вв. Общие черты романскогостиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняютсяримским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколькоявляются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство вмногообразии – так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единыйязык культуры, но оттенки разные.
Романскийстиль Средневековья – это время возникновения и функционированияобщеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи вэпоху наивысшего рассвета феодализма. Монумент выступает как главнаясоставляющая прежде всего архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства.Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурнымискульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы иевангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжествахристианства над тёмными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях Церквии в сознании народа сформировалась идея греховности мира, полного зла,соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжетыиносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно наэтой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал,противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшейвыразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включаялитературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такогообъединения – «строительство» души человеческой и подчинение поведенияиндивидуума идеям упорядоченного иерархического моровоззрения. Памятникироманского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них – церковь Нотр-Дамла Гранд в Пуатье (Франция XI – XIIвв.), собор в Вормсе (Германия XI – XIIвв.), собор в Шартре (Франция XII в.), цикл фресок церкви Сен Северен сюрГартан в Пуату (Франция XI – XII вв.).
Для скульптурроманского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы ичеловеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настеннаяживопись – плоскостная, отрицающая трёхмерность фигур и перспективу. Отвизантийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых,полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражаласословно-иерархические представления о мире: святые изображались боле крупнымипо размеру, чем король, а король – боле крупным, чем его вассалы и слуги.
Готика,готический стиль происходит от названия германского племени готов – второеобщеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая системахудожественно – образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейскомискусстве XII – XVI вв. Характерной чертой готического стиля является единствои целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видахискусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которойстал городской собор, отличается:
— динамизмомустремлённых вверх форм храма;
— устойчивойкаркасной системой остроконечных диагональных «рёбер», перехваченных на вершинезамочным ремнём;
— огромнымипрорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.
Цветныевитражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, вмногочисленных нишах на фасадов готических соборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорическихфигур, олицетворявших догматы и верования Католической церкви. Продуманнаяархитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию егоБожественного происхождения и оторванности от земли. Следует заметить, что храмвыполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральныхспектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которыхразмещались местные советы самоуправления – ратуши, являвшиеся символомнезависимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школыготики:
— французскую(«пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконныхпереплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);
— немецкую(«кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой изглазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау,1326-1340);
— английскую(«перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длинусоборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).
Особыйхарактер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания игородские дворцы масштабны и объёмны, включают в себя элементы, связанные сисполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворецДожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры,резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями иэмалью, художественного ткачества. Шедевром готического стиля являетсяВестминстерское аббатство в Лондоне.
Культурно-историческоезначение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозногомировоззрения, с другой – в вытеснении рационального расчета свободным полетомтворческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения.До середины XVIII в. готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся сявным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмыслениезначения готики для европейской культуры произошло в начале XIX в. в периодпредромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского иамериканского романтизма.
10. Словарьпонятий и персоналий
Богословие – учение,сменившее в VI в. Античную философию.
Ваганты (отлатинского vagantes – бродячие), в средневековой Западной Европе бродячие нищиестуденты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных,застольных песен. XII – XIII в. – время расцвета вольнодумной,антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной.Преследовались официальной церковью.
Витражи – огромныеокна, украшенные яркими разноцветными стёклами.
Городскаякультура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура),культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупныхиндустриальных и административных центров.
Готическийстиль (готика) (от итальянского gotico, буквально – готский, от названиягерманского племени готов), художественный стиль (между серединой XII и XV –XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральнойи отчасти Восточной Европе.
Греко-кафолическая,или Православная церковь (Восточная церковь – ортодоксальная, правоверная) (отгреческого katholikos – вселенский), официальное название православной церквикак особой ветви христианской церкви.
Ересь (от греческогоhairesis – отход, особое вероучение), в христианстве – течения, отклоняющиесяот официальной церковной доктрины в области догматики и культа.
Жонглер – люди,выступающие на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики,музыканты и певцы.
Индульгенция(от латинского indulgentia – милость) – грамота об отпущении грехов, как ужесовершённых, так и будущих.
Инквизиция(от латинского inquisition – розыск), в католической церкви в XIII – XIX вв.особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светскойвласти.
Кирпичнаяготика – новый архитектурный стиль, основанный на использовании для возведенияразличных строительных конструкций кирпича.
Минизингеры(от немецкого minnesinger – певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы,авторы произведений куртуазной любовной лирики.
Монашество(от греческого monachos – отшельник, монах), социальная религиозная группа,члены которой берут на себя обязательства: «уход из мира»; как правило, отказот имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных исоциальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.
Монофизитство– еретическое учение, видевшее в Христе только Бога и отрицавшее в нёмчеловеческую природу.
Моралите (отфранцузского moralite или от латинского moralis – нравственный), жанрзападноевропейского театра XV – XVI вв, назидательная драма на поучительные,религиозные и философские темы.
Несторианство– еретическое учение, отрицавшее догмат о божественной сущности Христа.
«Новыйсладостный стиль» — стиль в поэзии, возникший в Италии в середине XIII в.,прославляющий любовь к женщине.
Папа Римский– римские епископы, присвоившие себе важные политические функции.
Папство – духовноесообщество, возникшее в VIII в., активно сопротивляющееся распространениюереси.
«Пламенеющаяготика» — стиль в архитектуре, в котором здания украшали тончайшей резьбой покамню – каменным кружевом.
Римско-католическаяцерковь – Западная церковь.
Романскийстиль, стиль средневекового западноевропейского искусства X – XII вв. (в рядестран также XIII в.).
Сага (отскандинавского saga), оригинальное или переводное прозаическое произведение,особенно развившееся в Ирландии и Исландии в VIII – XIII вв., жанр европейскогосредневекового героического эпоса.
Символ веры –ряд ведущих положений христианского вероучения.
Скрипторий – мастерские,существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, атакже церковные и монастырские библиотеки.
Схоластика (отгреческого scolastikos – школьный, учёный) – средневековая университетскаянаука, школьная наука.
Трубадуры (отфранцузского troubadour – находить, слагать стихи), провансальские поэты-певцыXI – XIII вв., слагающие и сами исполняющие лирические стихи, аккомпанируя себена скрипке или другом инструменте.
Филиоква – споро том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) илиот Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви).
Христианство– одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), признающаяединого Бога — Христа.
Арно Даниэль– известный автор-трубадур европейского средневековья.
БедаДостопочтенный – один из наиболее образованных людей своего времени, живший вАнглии в конце VII — начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо — Востоке,автор первого крупного сочинения по английской истории.
Бетран деБорн – наиболее известный автор-миннезингер европейского средневековья.
БрунеттоЛатини – флорентиец, крупнейший представитель «нового сладостного стиля» впоэзии (2-я половина XIII в.).
ГвидоГвиницелли – болонский поэт, основатель «нового сладостного стиля» в поэзии(ок. 1230 – 1276).
ГвидоКавальканти – флорентиец, один из крупнейших представителей «нового сладостногостиля» в поэзии (ок. 1259 -1300).
Гвидо Орланди– наиболее яркий представитель городской литературы (конец XIII в.).
ГотфридСтрасбургский – немецкий поэт, написавший знаменитый роман «Тристан и Изольда»(умер около 1220 г.).
ДжауфреРюдель – один из наиболее известных авторов-трубадуров европейскогосредневековья (около 1140 – 1170).
ИннокентийIII – наиболее могущественный папа периода XII – XIII вв. (1160 или 1161 – 1216гг.).
Петр Абеляр –выдающийся магистр Франции XII в., философ, богослов и поэт, основавший целыйряд нецерковных школ (1079 – 1142).
Роджер Бэкон– виднейший университетский учёный Англии XIII в., который в качестве основногометода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт (ок. 1214 –1292).
ФомаАквинский – выдающийся философ, принадлежавший к Доминиканскому ордену,сформулировавший пять доказательств бытия Бога (1225 или 1226 – 1274 гг.).
Фотий –патриарх, виднейший представитель византийской культуры, составитель«Мириобиблиона», автор богословских сочинений (ок. 810 или 820 – 890-е гг.).
ЧекоАнджольери – один из наиболее ярких представителей городской литературы.
11. Тест
а)Укажите одну из существенных черт духовной культуры Средневековья:
1) преобладаниев религиозной культуре элементов светской культуры;
2) духовнаякультура Средневековья – это элитарная культура отцов церкви;
3) психологическаясамоуглубленность, поиск спасения души в исповеди и очищении;
4) смесьязыческих верований, мистицизма и религии?
Ответ:Одна из существенных черт духовной культуры Средневековья – преобладание врелигиозной культуре элементов светской культуры.
б)Как называется элемент смеховой культуры, преувеличенно смешное, искаженноеподобие чего-либо:
1) скетч;
2) эпиграмма;
3) басня;
4) гротеск?
Ответ:гротеск.
в)Укажите на одну из основных черт духовной культуры Средневековья:
1)духовная культура Средневековья – это добродетели рыцарской
культуры;
2)духовная культура Средневековья основана на разъяснении Библии;
3)главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством;
4)духовной культуре Средневековья присущ дух аристократизма и
элитарности.
Ответ:Главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством.
г)Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народнойсмеховой культуры Средневековья нашла отражение в работах отечественногокультуролога…
1)Н.Бердяев;
2)М.Бахтин;
3)Э.Ильенков;
4)С.Булгаков
Ответ:Н. Бердяев.
д)Назовите направление в западноевропейском искусстве ХII-XIY веков, являющеесяпо своей сути культовым; характеризуется господством линии, вертикальнымпостроением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры:
1)ампир;
2)романтизм;
3)барокко;
4)готика.
Ответ:готика.

Списокиспользованной литературы
1. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001, 334 с.
2. Маркова А.Н.Культурология. История мировой культуры. М.: Юнити, 1995, 223 с.
3. Кравченко А.И.Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001, 672 с.
4. Сапронов П.А.Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. С.-Пб.: Союз, 1998,560 с.
5. Миркин З., ПомеранецГ. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.
6. Иванов К.А. Многоликоесредневековье. М., 1996, 431 с.
7. Бердяев Н.А. Смыслистории. М., 1990, 174 с.
8. Радугин А.А. Введениев религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 1997,285 с.
9. Мамонтов С.П. Основыкультурологии. М., 2001, 230 с.
10. Поликарпов В.С.Лекции по культурологи. М., 1997, 588 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.