Реферат по предмету "Культура и искусство"


Остробрамская икона Божией Матери

Васильева А. В.
/>
Предание
Опроисхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существуетнесколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как вправославном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образпо-прежнему находится на своем древнем историческом месте — в надвратнойчасовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai, польск.Ostra Brama, белор. Вострая Брама) в Вильнюсе.
Согласноправославному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась вдревности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни(Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем послеодного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первойсупруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя АлександраМихайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею надсвященными останками трех первых виленских мучеников — Антония, Иоанна иЕвстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.
В1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершеназакладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце городабыли сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южнойстороны башни, ликом ко входящим в город.
Вконце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отданауниатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православныхцерквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и сноваводворен в часовне над Острыми вратами.
Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, атакже надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской ПресвятойБогородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своихбогослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св.Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворномобразе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней иконуликом к костелу и городу.
Послестрашного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесенв костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне надвратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершалиськатолические и православные богослужения.
Впервой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкаяобитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнемуосталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался введении белого римско-католического духовенства.
Интереснымфактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, котораябыла осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитомваршавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польскогоепископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого передкафедральным собором.
Внастоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворныйобраз Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностейВильнюса, неизменным объектом религиозного паломничества. Общественноебогослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается поримско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконепо-прежнему притекают и православные.
Подобноизвестному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, вВильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы подсводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворномуобразу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченнымв драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образутеснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкойОстробрамской улицы.
Празднованиеиконе Божией Матери Остробрамской совершается 26 декабря / 8 января и 14 / 27апреля в день памяти трех литовских мучеников.
Примечания:
1.Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласнопервому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императоромИоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легендагласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.
2.Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», посколькуместность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительножителями православного вероисповедания.
Иконография
Чудотворнаяикона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых доскахтолщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена попояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.
Нынешнеевнешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Мариинаходится двухъярусная корона — барочная корона Королевы Небес и рокайльнаякорона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочнойманере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляяоткрытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем — вотумом1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.
Вкатолическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматеризападного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, которыйвозник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году,во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским,специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, болеедревнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки.Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что иконаписалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа.Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданныйнидерландским художником Мартеном де Восом.
Вправославной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконойглубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконебыла выявлена древняя славянская надпись — хвалебная песнь Богородице«Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являласьчастью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался КорсунскимБлаговещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в моментявления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которогоутрачена.
Вправославном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образеуказывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия — моментпринятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по словуТвоему». Лк. I, 38). Если провести аналогию между изображенным жестомБогоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии,можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во времясвятого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную граньОстробрамского образа — участие Девы Марии в тайне совершенного на КрестеИскупления. Показательно, что подобный жест встречается также на такомбогородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», гдеБогородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Болеепоздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ееголовой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, междулучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибутытаинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великоезнамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец издвенадцати звезд» (Откр 12, 1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамскаяодновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Котораянепрестанно молится за Церковь.
Спискис иконы
Чтимыесписки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянскихземлях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церквиОстробрамской Богоматери в деревне Кяна.
Известно,что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образБожией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.
/>
Молитва
ОПресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуймя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти ивнезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякоевремя сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощныхчасех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех врагмоих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и навсякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О,Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою исохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мнехранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти;Ты и по смерти мене упокой.
Подтвою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, ноот бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы оценки успешности развития организации
Реферат Связь языкознания с другими науками
Реферат Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
Реферат Сравнение методов решения задач оптимизации
Реферат Способы ввода текстовой информации
Реферат Комплексная характеристика Узбекистана
Реферат Механізм адміністративноправового регулювання суспільних відносин
Реферат Анализ состояния алкогольного рынка Республики Бурятия по итогам 2011 год
Реферат Проект на покупку комплекса оборудования по переработке сбросных дымовых газов котельной
Реферат О западниках и славяновилах
Реферат The Choice Essay Research Paper Abortion the
Реферат Продуктивность сортов подсолнечника в зависимости от способов и норм посева в условиях Новоузенского
Реферат Iron Increases Heart Disease Essay Research Paper
Реферат Китай після другої світової війни
Реферат С видом на Кремль