Реферат по предмету "Культура и искусство"


Определение понятия "культура"

Определение понятия «культура»
Орлова Э.А.
Понятие«культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Этопонятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в.благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. Вэтот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде вистории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурныхценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; кдискуссиям о правомерности культурного многообразия.
Совторой половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной(а не только философской) категории. Оно практически утрачиваетпрогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения, иперестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура»стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономическойформации, глобальной регионолизации. Его стали определять как «биологическиненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотиповповедения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных»универсалий и т. п.
ВXX в. из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающиеим сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобожденияот бремени повседневности. Как отмечал Ж- П. Сартр, культура никого и ничего неспасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет своеотражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он можетувидеть свое лицо 1.
Понятие«культура» употребляется сегодня во множестве значений. Однако несмотря накажущееся разнообразие определений есть некоторые общие позиции, которыеприсутствуют или ясно подразумеваются в каждом из таких определений.
Исходныеобщие представления, существующие в культурной антропологии, не дают ответа навопрос «что в реальности есть культура?», но налагают ограничения на процессы иявления, включаемые в сферу изучения, служат основанием для поиска иинтерпретации связей между материальными и идеальными толкованиями человеческихдействий на уровне микро- и макровременных процессов социокультурной жизни. Сэтой точки зрения понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющуюпоступательно двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, нотакое теоретическое поле для их толкования, которое предупреждает неадекватныйредукционизм либо только к материальным, либо только к идеальным феноменам.
Говоряо современной концептуализации понятия «культура», целесообразно отметить, чтоона осуществляется по двум различным, хотя и взаимосвязанным направлениям.Первое из них было достаточно подробно разработано в пределах школы Т.Парсонса. Здесь культура считается всего лишь одной составляющей наборааналитических конструктов, предназначенного для анализа социального действия.Категория обеспечивает «аналитическую плоскость» структурирования для ценностейнаряду с биологией, выполняющей ту же роль для требований организма, спсихологией — для индивидуальных потребностей и обществом — для институтов.Второе направление возродилось в работах К. Леви-Стросса. Культура считаетсяособой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой«природному». «Природное» рассматривается как материал для «культуры» —реализованной способности человека специфичным образом «метить» окружение каксвою «среду».
Различиямежду этими толкованиями не абсолютны. Речь идет об акцентах в выборе предметаи объекта изучения при наличии более общих разделяемых представлений окультуре. В данной работе (см. вниз — источник текста!) культура понимается вовтором смысле, широко, как общее различие между искусственным и естественным всовместной жизни и деятельности людей.
Культуракак содержательный аспект социальной жизни. Под культурой понимается содержаниесоциальной жизни людей. На то, что категория «культура» акцентируетсодержательный аспект совместного существования людей, указывал еще Ч. Моррис.В его работах постоянно присутствуют свидетельства того, что одни и те же«естественные» процессы (например, отношения полов, поглощение пищи) в разныхобществах имеют разные внешние социально санкционированные формы; члены одногои того же общества, существующие в рамках одних и тех же социальных структур, могуториентироваться на различные эталоны поведения, действий, взаимодействий, оценок2. Сторонники концепции культурной системы — Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер идр. говорили об обществе как о структурном аспекте рассмотрения совместнойжизни и деятельности людей, а о культуре — как о содержательном наполнении этойструктуры. Многие культурологи отмечали, что культура материализуется вмногочисленных объективированных формах прошлого и настоящего, но ее реальноесуществование проявляется только во взаимодействии, информационномсодержательном обмене между людьми. Это означает также, что каковым бы ни былопроисхождение культурных объектов, понятие подразумевает, что речь идет осоциальном, а не об индивидуальном специфичном явлении.
Искусственностькультурных явлений. Культурные явления искусственны. Они созданы людьми. Противопоставлениекультурных явлений природным, естественным можно считать классическим. А.Гелен,Дж. Вико, Ш. Монтескье рассматривали культуру как природу, преобразованную впроцессе человеческой деятельности. Б. Малиновский связывал представление окультуре с искусственными средствами удовлетворения и регулирования природныхчеловеческих потребностей. М. Вебер полагал, что культура подразумеваетразумный и имеющий значение разрыв «бессмысленной бесконечности происходящих вмире событий». Культура рассматривается как биологически ненаследуемаяинформация, а также способы ее организации и хранения. Как заученное поведениеее определяли К. Кун, Д. Бидни, Р. Линтон 3. Наряду с широким толкованиемискусственности культурных объектов существует более узкое (гуманитарное), вкотором ее искусственное содержание ограничивается знаковым, символическимуровнем.
Вещи.Культура включает в себя вещи. Предметный мир культуры всегда был основнымматериалом для ее изучения. В археологии даже сложился специальный термин«материальная культура», обозначающий разного рода строения, средствапередвижения, орудия труда, предметы быта и т. п.
Образцычеловеческих отношений. Культура включает в себя образцы человеческихотношений. В свое время Дж. Хонигман при определении культуры выделял два родаявлений. Во-первых, социально стандартизованное поведение в сообществах.Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого родаскладываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы(«паттерны»), которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиесяспособы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Они могут бытьуниверсальными для данной культуры (например, государственные торжества), амогут быть специфичными для региона (например, способ обработки земли) илигруппы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальныхдействий и отношений или же воображаемых представлений; к числу последнихотносятся идеалы, то есть желаемые, но недостижимые положения дел 4. Какотмечал Л. Уайт, «культуру следует объяснять в специфичной для этоготерминологии. И сколь бы парадоксальным это ни казалось, непосредственнымобъектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура.Наиболее реалистичной и научно-адекватной интерпретации культуры можно достичь,лишь отвлекаясь от существования человека и обращаясь к продуктам егодеятельности 5.
Технологии.В культуре значительное место занимает технология. Значимость выделениятехнологий, или специально организованной деятельности, ориентированной надостижение определенных результатов, в особую предметную область культурысегодня не вызывает сомнения. Принято даже разделять технологии в зависимостиот типов объектов, на создание которых они ориентированы- создание физическихобъектов; организация социального взаимодействия; порождение и трансляциясимволов 6.
Символическиеобъекты. Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности инормы. В свое время, определяя понятие «культура», А. Кребер и К. Клакхонписали: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющихповедение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает врезультате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах.Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся иакцентуированные) идеи, особенно те, которым приписывается особая ценность.Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результатыдеятельности людей, а с другой — как ее регуляторы» 7. Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культура представляет собой организацию явлений, видови норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей(веры,, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных всимволической форме»8. А У. Гудинаф полагал, что «культура общества состоит изтого, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобыдействовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли»9.
Обобщаявсе наиболее значимые характеристики, которые выделялись в приведенных, весьмаавторитетных, высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформулироватьнекоторое интегральное определение, объединяющее эти характеристики.
Категория«культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющеесобой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты(артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальныхобъектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими;устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев,имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная средасуществования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействияи поведения.
Короче,обращаясь к определению культуры в одном из сравнительно недавнихантропологических словарей, следует выделить надбиологичные и социальнотранслируемые феномены, включая эстетические, идеологические, религиозные, социальныеобразцы и технику освоения среды 10.
Список литературы
1 См.: Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. Санкт-Петербург, 1992. С. 25.
2 Morris С. Signs,Language and Behavior N. Y., 1946. P. 205.
3 Conn C. S. The Thecry of Man. N. Y., 1954. P. 5; Bidney D. TheoreticalAnthropology. N. Y., 1964. P. 131; Lint on R. Tree of Culture. N. Y., 1955. P.29.
4 Hоnigman Y. Y. Cultureand Personality. N. Y., 1954.
5 White L. The Science of Culture. N. Y., 1949.P. 141.
6 Витаньин. Общество, культура, социология. М.,1984.
7 Kroeber A. L., Kluckhohn С. Culture. A Critical Concepts and Definitions // Papers of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. 1952
8 White L. A. Culturological and psychologicalinterpretations of human behavior // American Sociological Review. December.1947.
9 Goodenough W. Cultural anthhropology and linguistics// Language in Culture and Socicly: A Reader in Linguistics and Anthropology.N. Y., 1964. P. 36.
10 Winick Ch. Dictionary of Anthropology. Wittlefield., 1975. P. 144.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.