Реферат по предмету "Культура и искусство"


Определение понятий "культура" и "цивилизация"

Содержание
 
Введение
Проблема, связанная с определениемпонятия «культура» и попытки ее преодоления
Структура и функции культуры
«Культура» и «цивилизация»,проблема соотношения понятий
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Принаписании данной работы представляется особенно важными несколько моментов:прежде всего – проблема, связанная с понятием «культура», структура культуры(соотношение материальной и духовной культуры), функции культуры(познавательная, коммуникативная, регулятивная, семиотическая), соотношениепонятий «культура» и «цивилизация», различение Ф. Бродель, противопоставлениеО. Шпенглер.
Культура(от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие,почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека,выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также всоздаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляетсядля характеристики материального и духовного уровня развития определенныхисторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ,народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а такжеспецифических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура,культура быта).
Вболее узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовнойжизни людей. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способдуховного освоения действительности, как духовное производство.
Культурахарактеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслироватьдуховные ценности различных форм и типов.
Главнаяфункция культуры — сохранять и воспроизводить совокупный духовный опытчеловечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Проблема,связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Словокультура — в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятиевкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие– более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы,третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать,обеспечивать «трудовые свершении», т.е. хозяйственные задачи.
Явлениякультуры изучают множество конкретных наук – археология, этнография, история,социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, — философия,искусство, эстетика, мораль, религия.
Каждаяиз конкретных наук создает определенное представление о культуре как предметесвоего исследования. Для археологии культура связана с изучением дошедших донас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлыхэпох. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем еемногообразии и целостности. Для истории искусства культура – прежде всегохудожественная деятельность человека и ее результаты. «Образ культуры» во всехнауках представлен по-разному.
Термин«культура» восходит к латинскому cultura,которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение вприродном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличии от техизменений, которые вызваны естественными причинами.
Миркультуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствиедействий природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных насовершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственноприродой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельностичеловека, народов, населяющих планету.
Культуране существует вне человека.[1] Онаизначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремитсяискать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в которомживет. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.
Специалистыпо теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основныхопределений и сгруппировали их следующим образом:
1.Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположникакультурной антропологии Э. Тайлора.
Сутьтаких определений: культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев,верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги,картины, знание путей приспособления к социальному и природному окружению,язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
 2.Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия,доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества.К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура являетсярезультатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, чтолюди произвели и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации,общая деятельность, взгляды, верования.
3.Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм.Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4.Ценностные определения: культура — это материальные и социальные ценностигруппы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5.Психологические определения, исходящие из решения человеком определенныхпроблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособлениелюдей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всехрезультатов такого приспособления.
6.Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человекнаучился, а не получил в качестве биологического наследства.
7.Структурные определения, выделяющие важность моментов организации илимоделирования. Здесь культура представляет собой систему определенныхпризнаков, различным образом связанных между собой. Материальные инематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей,образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8.Идеологические определения: культура — это поток идей, переходящих от индивидак индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
9.Символические определения: культура – это организация различных феноменов(материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблениисимволов или зависящая от этого.
Каждаяиз перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры.Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения.Действительно, она является результатом поведения людей и деятельностиобщества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна,изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентовчеловека и передается отличными от биологической наследственности механизмами,она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. Этот переченьсвойств не дает достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеютсяв виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси илиНовгорода.
Структураи функции культуры
Принятоделить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видампроизводства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферуматериальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметыповседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи). Духовная культураохватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность,воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, этстетику, науку,искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественнопредполагает органическое единство материальной и духовной культур.
Культуравключает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, техническиесооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали),но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности(знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровеньинтеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение,способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)
Культура,если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так идуховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называютсяартефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучиматериальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное,происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, ониспользует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природыи действует в согласии с законами природы.
Всилу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, онпотребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворенияматериальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создаеттехнику, материалы, здания, сооружения, дороги.
Дляудовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственныеи эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, наукуи искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам какматериальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человекакак исходный системообразующий фактор в развитии культуры.
Человексоздает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и егороль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это местоцентра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру,воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор,строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира,«второй природой», «искусственно созданным» обиталищемчеловечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал,реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и котораябудет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Вструктуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредметчиваютсяв ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесскультурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Структуракультуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку,искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. Приэтом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую системутакого уникального явления, как культура.
Сложнаяи многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций вжизни общества и человека.
Культура– многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры являетсячеловеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны сней и даже вытекают из нее.
Иногдав истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чистослужебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынужденыбыли иногда покидать мир культуры, например, относится Руссо. Подобные личностиполагали, что культур и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересылюдей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовьи веру в человеке.
Функциикультуры:
Познавательнаяи информативная функции культуры. Роль культуры сводилась к чему-то определенномуи немногому. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее местоотводится человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей,призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств,не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограниченачеловекотворческой функцией.
Многообразиепотребностей человека послужило основание для появления самых различныхфункций. Культура – это своеобразное самопознание человека, поскольку онапоказывает ему не только окружающий мир, но и его самого. Это своего родазеркало, где человек видит себя и таким, каким он должен стать, и таким, какимон был и есть.
Результатыпознания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости,посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представителисемиотического подхода к культуре.
Вэтой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытомпредшествующих. Но это не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире ичитать современные книги, чтобы приобщиться к опыту мировой культуры.Необходимо различать понятия «культурность» и «современность». Чтобы статькультурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, «через все эпохимировой культуры».
Коммуникативнаяфункция и культура общения. Культур разных народов, как илюди – представители различных культур, взаимно обогащаются благодаряинформативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями собменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишьпо яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается подве идеи. Обмен идеями в отличии от обмена предметами взращивает в человеке еголичностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в томотклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождаютв человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человекрастет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура – это культ роста. Арост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя себя, к мудростичеловеческого рода.
Регулятивнаяи оценочная функции культуры
Человекне может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, он продолжаетвести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, сБогом или с самим собой, каким он видит себя. В таком общении он может бытьсовсем иным, чем при живом общении.
Культураживого общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагаетспособность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общениякоммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мыощущали, будучи наедине с собой. Быть самими собой и признавать право на этодругого человека – это значит признавать равенство каждого по отношению кчеловечеству его культуре.
Вкультуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общейцели: организация совместной жизни людей. Существуют нормы права и морали,нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормырегламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-тограниц, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.
Семиотическая,или знаковая функция. Важнейшая функция в системе культуры. Представляя собойопределенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Безизучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культурыневозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей,литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой.Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра.
Ценностнаяили аксиологическая функция. Эта функция отражает важнейшее качественноесостояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполнеопределенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству людичаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное иинтеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующейоценки.
Культура»и «цивилизация», проблема соотношения понятий
 
Самымкрупным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют скультурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступаютсинонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.
Впервом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшею на сменуварварству.
Вовтором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумеваялокальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западнуюцивилизации.
Ониразличаются экономическим укладом и культурой, куда входит специфическоепонимание смысла жизни, справедливости судьбы, роли труда досуга. Восточная изападная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятсяна специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А врамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей вповедении, манере одеваться, типах жилища.
Словоцивилизация произошло от латинского civilis– гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл,относящийся к судебной практике.
Затемего значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющегохорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым,общительным и любезным.
Долгоевремя культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятиянемецкий философ Иммануил Кант, а в начале ХХ века другой немецкий философ,Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсепротивопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, накоторой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация,которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечиласвоего роста»[2], — писализвестный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь свысказываниями О. Шпенглера.
Постепеннов европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершинетехнических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрениемкомпьютерных технологий и невиданных источников энергии.
Сцивилизацией ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный мирчеловека. Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, чтопризнаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры –появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов), вобласти духовной культуры – возникновение письменности.[3]
Дляантропологов цивилизации – всего лишь более сложный, или наивысший типкультуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация – этокультура людей, живущих в городах. Горожанам присуще сложный образ жизни иписьменный язык.
Цивилизацияначалась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогрессачеловечества. Возникновение земледелия
10– 12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурномразвитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резкоповысились производительность труда и размеры прибавочного продукта.
Увеличениеразмеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именнос возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим икультурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшеготворца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность нетолько духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.
Считается,что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Была необходимостьрегистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кточем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечномитоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.
Внецивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании,где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов игосударства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизациинет (там, где нет письменности, нет цивилизации). Таким образом, общество икультура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования вусловиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.
Цивилизация– определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователейпредполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровеньочеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.

Заключение
Культуракак форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развитиясвоего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее«обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в еефункциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа.Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога илиразделяет высокие идеалы гуманизма – все это он делает ради себя самого.
Современное научноеопределение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оносимволизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые влитературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; онислужат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляетсяс помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Она неприобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передаетследующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результатеусвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формированиеличности ребенка и регулирование его поведения. Культура формирует личностичленов общества, тем самым она в значительной степени регулируетих поведение.
О том, насколько важнакультура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведениюлюдей, не охваченных социализацией.
.
Списокиспользуемой литературы
1. ПолищукВ.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998 – 446 с.
2. Культурология:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). –Ростов на/Д: «Феникс», 2002. – 608 с.
3. Культурология:Учеб. Пособие для вузов. Под ред. Проф. А.Н. Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2003. – 319 с.
4. ЕрасовБ.С. Социальная культурология: учебник. – М., 2000.
5. ГуревичП.С. Культурология: учебное пособие. — М., 1996.
6. КаганМ.С. Философия культуры. — СПб., 1996.
7.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологии обслуживания файловой структуры в программе "Проводник"
Реферат Формирование конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия
Реферат Культурно-исторические туристские центры Московской области
Реферат Австралия Географическое положение и природа
Реферат Тениоз
Реферат Дисперсионный анализ
Реферат Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)
Реферат Судебная власть в субъектах РФ.
Реферат Оценка сложившегося административно-территориального устройства России
Реферат Внешняя политика России 80 начало 90 годов 19 века. Возникновение русско-французского союза.
Реферат Методы предварительных эквивалентных преобразований и итерационные методы с минимизацией невязки для решения СЛАУ
Реферат Прогнозирование моды 2
Реферат Курсовая по ТАУ
Реферат Ресурсы труда и пути улучшения их использования
Реферат Игры в практике внеучебной воспитательной работе