Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образ Наполеона в картинах французских художников

Содержание
 
Введение
1. НаполеонБонапарт
2. ЖакЛуи Давид
3. ЖанОгюст Доминик Энгр
4. ЖанАнтуан Гро
5. ФрансуаЖерар
6. ПольДеларош и закат карьеры Наполеона
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
НаполеонБонапарт всегда был, и до сих пор является, фигурой мирового значения. Иинтерес к нему никогда не пропадёт. Вся его жизнь и карьера были разобраны ирасписаны во многих трудах. Кажется, что про него уже всё рассказано.
Основнаязадача этой курсовой работы — взглянуть на жизнь Бонапарта по-новому, ещё черезодну лазейку, оставленную нам великими предшественниками — через картины.Многие художники из разных стран писали его портреты и во время жизни и посленеё. Но чтобы получить более полное представление именно о жизни Наполеона,естественно нужно всматриваться в картины, написанные в этот период. В связи сэтим круг рассматриваемых художников сократится.
Также важно рассмотреть данную тему ещё и потому что Наполеон изменилгосударственное устройство страны и заложил основу современного французскогогосударства, а как известно искусство отражает эпоху, её события, культуру.Т.е. анализируя портреты Наполеона французских художников можно заглянуть нетолько в его жизнь, но и в жизнь целого государства 18-19 веков. Историческийжанр живописи тем и интересен, что иллюстрируя факты, он даёт место дляразмышления и домысливания, тем самым интригуя зрителя. Несомненно, именночерез картины можно получить наиболее полное представление о каком — либовременном отрезке истории. Ведь сухое описание исторических фактов не можетзаинтересовать так же сильно как, например, портрет правящего короля. Так многоможно в нём прочесть и узнать. Сразу возникает множество вопросов: о чём думалэтот человек в момент написания портрета? На сколько комфортно он себячувствует в данной должности и как он её достиг? На сколько художник приукрасилпортретируемого и как он к нему относится? Всё это будоражит воображениезрителя и порождает интерес к истории.
Вчастности портреты важных исторических деятелей в их рабочей среде или вапартаментах, с семьёй или на поле боя являются самыми яркими иллюстрациямиистории. Они рассказывают нам не только об историческом событии как таковом, нои о среде в которой жили они, об облике страны и эпохе.
Темсамым раскрытие темы исторического жанра, на примере портретов Бонапарта важноне только с точки зрения искусства, но и с точки зрения истории в общем. Потомучто через такую важную сферу жизни общества, как искусство, мы доносим досовременного человечества его богатую историю, таким образом просвещая его иобогащая.

1. Наполеон Бонапарт
Преждечем начать анализировать картины французских художников логичным будетрассказать о самом Наполеоне Бонапарте. Но не как о великом полководце,императоре и государственном деятеле в общем, а как о личности. И, конечно же,представить эпоху, в которой он жил. Но при этом, говоря о Бонапарте нельзя несказать о знаменитых событиях в истории Франции.
Ссамого детства Наполеон был нетерпеливым и неспокойным. Рос угрюмым ираздражительным ребёнком. Возможно, на формирование его характера ещё с самогодетства оказали события, происходящие на его родном острове — Корсике. Это инескончаемая межклановая борьба с родовой кровной местью и тщательноскрываемая, но упорная вражда к французам.
Позже, учась во французском Бриенском военномучилище, он оставался патриотом своей родины. И стоит отметить, что учился онпревосходно. Уже на тот момент он читал очень много различной литературы. Вчастности увлекался математикой, историей и географией. Светскому образу жизнии появлению на различных мероприятиях, он предпочитал книги. Он сам делалразличные литературные наброски, в том числе и очерк истории родной Корсики. Ивообще, хотел прославиться на литературном поприще. Помимо работ на военныетемы, были у него сюжеты и на злобу дня. Память у него была исключительная.Способность к упорнейшему умственному труду и к долгому размышлению сказалась внем уже в этот ранний период. «Если, кажется,что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чемчто-либо предпринять я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что можетпроизойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно открывает мне, что именно мнедолжно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными длядругих, но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю вовремя обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать»,-так говорил он неоднократно впоследствии.[4 с.12]
«Трудно установить, когда именно появляются в немпервые признаки того отвращения к идеологам революционной буржуазии и еефилософии, которое так для него характерно. Во всяком случае, на тот моментвремени Наполеон пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тожекоренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новомучеловеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным инетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще незнает и что может дать пищу его собственной мысли.» [4 с.11]
Рассматривая Бонапарта на разных этапах его карьеры,можно очень многое узнать о его темпераменте. Пожалуй, это и есть ключевойисточник характеристики.
«Когда он был назначен командующим военными силамитыла во время вандемьеровского восстания в нём — угрюмом, хмуром молодомчеловеке и Баррасу и другим руководящим деятелям очень импонировала та полнаябестрепетность и быстрая решимость, с которой Бонапарт пошел на такое до техпор не употреблявшееся средство, как стрельба из пушек среди города в самуюгущу толпы. Если дошло до битвы, подавай победу, чего бы это ни стоило. Этогоправила Наполеон всегда без исключения придерживался. Он не любил попустутратить артиллерийские снаряды, но там, где они могли принести пользу, Наполеонникогда на них не скупился. Полная беспощадность в борьбе была характернойчертой Бонапарта. «Во мне живут да разных человека: человек головы и человексердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей.Я даже довольно добрый человек. Но с ранней моей юности я старался заставитьмолчать эту струну, которая теперь не издаёт у меня уже никакого звука»,- так водну из редких минут откровения говорил он одному из людей, к которомублаговолил,- Луи Редеру.» [4 с.26]
Что касается карьерного роста Бонапарта, то этотдень сделал его известным не только в военных кругах, где его отчасти знали попрошлым, сравнительно небольшим заслугам, но и во всех слоях общества, дажетам, где до той поры о нём и не слышали. На него стали смотреть как на человекарешительного и распорядительного. Политики благосклонно взирали на молодогогенерала. Они полагали, что на него можно будет и впредь положиться в ситуации,когда может понадобиться пусть военную силу против народных волнений.
Но сам Наполеон мечтал о другом. Его тянуло на театрвоенных действий, он хотел самостоятельно командовать одной из французскихармий.
В следующем этапе истории Бонапарта он получилкомандование войском. И во время приступов откровения называл своих солдатпушечным мясом. Не было любви, но была большая забота о солдате. Наполеон умелпридавать ей такой оттенок, что солдаты понимали всё как именно внимание полководцак их персоне, в то время как он всего — лишь хотел иметь в руках исправный ибоеспособный материал.
Конечной целью Наполеона во всех его политическихпредприятиях было установление полного своего владычества, и средства для достиженияэтой цели были самые разнообразные. « Я бываю то лисой, то львом. Весь секретуправления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»,-говорил Наполеон [4 c.79]. «Правильносказал о Наполеоне поэт Гёте: «для Наполеона власть то же самое, что и музыкальныйинструмент для великого артиста. Он немедленно пустил в ход этот инструмент,едва успел завладеть им.» Во время властвования Бонапарта проявилась ещё однаего черта. Полнейшая беспощадность к преступникам. У него всегда всякая винабыла виновата, смягчающих обстоятельств он не знал, и знать не хотел. Еслиможно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством,которая для правителя вредно, недопустимо.»[4 с.82] Великие военные дарованияБонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческойдеятельности ( 1796-1809гг). Чего-то не возможного он не признавал. Энергия идеятельность его, казалось, не признавали границ.
Не стоит обманываться попытками, которыеприсутствуют в большом количестве литературы о Наполеоне,- попыткамипредставить его «полуреволюционером». Никогда он им не был. На самом деле онбыл по натуре деспотом и самодержцем. Некоторые труды о Наполеоне написаны вдухе идеализации и прославления, в других же только исторические факты.
Не смотря на то, что центром всех планов Бонапартабыл он сам, его влияние на Францию нельзя приуменьшать. Он хотел упорядочитьвнутренние отношения и умиротворить страну, при этом подавлял всяческиепроявления общественной свободы. Желал полного господства над церковью. Можносказать, что религией Наполеона была «вера свою счастливую звезду» Мнение, чтохорошо можно править только «в ботфортах и со шпорами» рисует образ правителя-полководца.
Даже после его падения, во время пребывания наострове Эльба, о Наполеоне распространялись легенды, повсюду появлялись егопортреты, медали и статуэтки.
Подытожив всё вышесказанное, можно констатироватьодно — о Наполеоне невозможно говорить хладнокровно. О людях такого масштабаговорят либо плохо, либо хорошо, равнодушных не остаётся. Комбинация еголичностных особенностей, амбиций, достижений породило немало стереотипов. Идаже сформировало, так называемый, «комплекс Наполеона», объясняющий стремлениенизкорослых мужчин к славе, богатству и успеху.
2.Жак Луи Давид
 
Эстетические воззрения Наполеона при всей егорешительности и непоколебимости не отличались постоянством. Иногда он требовалоткровенной идеализации. Иногда же, особенно когда речь шла о батальныхкартинах, требовал справедливости деталей. Но как бы там ни было, художникимогли показывать правду лишь до тех пор, пока она не противоречила желаниямНаполеона. Легче всего представить себе официальный заказной портрет концаXVIII — начала XIX века, обратившись к портретам самого Бонапарта. Прижизненнаяиконография Наполеона огромна. В ее создании приняли участие почти всесколько-нибудь значительные живописцы и скульпторы того времени. ПонравившиесяНаполеону портреты размножались как создававшими их художниками, так и ихпомощниками. Популярный в начале XIX столетия Робер Лефевр, например, тридцатьсемь раз повторил написанный им в 1806 году «Портрет Наполеона-императора».[14]
Извсего многообразия репродукций с изображением Наполеона сузим круг до работ,написанных при его жизни и наиболее выдающимися художниками того периода.Каждый из живописцев изображал Бонапарта в различные периоды его жизни, поэтомужесткую хронологию по двум параметрам: художник и период карьеры, составить неудастся. Следовательно, можно рассмотреть образ Наполеона по репродукциямотдельно взятых мастеров.
И начатьстоит с художника наиболее приближенного во временном отрезке к Бонапарту.
ЖакЛуи Давид родился в 1784 году. Один из наиболее известных живописцев конца 18начала 19 веков. Он был лидером «неоклассицизма» и кумиром начинающиххудожников того времени. С 1804 года был «первым художником» Наполеона. Так жекак и в портретах многих других живописцев, в работах Давида всегда можно сбольшой точностью определить отношение автора к изображаемому герою. Взаказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных покомпозиции картинах ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям,однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. [10]
Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привалеСен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматическойвыразительностью (портрет остался незаконченным). Чтобы получить наиболееполное представление о том, как складывались отношения Наполеона и Давида,стоит отдельно остановиться на истории создания этого наброска. Живописецпросил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет.Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому! «Сабинянки» не моглинасытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальнойдействительностью. Бонапарт согласился, хотя без особой радости. Обещалприехать в мастерскую в ближайшие дин. Давид вернулся к себе, воодушевленныймыслью о будущем портрете. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помоств ателье. Бонапарт, однако, не являлся. Художник послал ему несколько записок.Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании.
В конце концов он вес же приехал, вызвав в Лувречудовищный переполох: из всех мастерских выскочили художники, провожая глазамизнаменитого гостя. Дюсеи, ученик Давида, вбежал и ателье, дрожа «отвосторга, и провозгласил, словно актер, играющий трибуна во французском театре:«Вот он — генерал Бонапарт!»
Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщеесмятение, два офицера его сопровождали. Генерал был одет просто, как дляобычной верховой прогулки: синий редингот поверх белого колета, высокий черныйгалстук. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо. Он бросил треуголку в кресло,раскланялся с Давидом. Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантомдетали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательноразглядывал «Брута». Лицо его при этом оставалось совершенно бесстрастным.Потом он надел мундир и занял место на помосте.
Давил принялся за работу. Композиция портрета былаготова вего воображении, он даже успел набросать ее на холсте. Художникрешил изобразить генерала без шляпы, с развевающимися волосами, держащим в рукемирный договор с Австрией. Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. Проложилтоп мундира, воротника, каштановых волос, на которых тускло серебрилась пудра,смуглого лица. Сходство появилось сразу: воспоминания о первом впечатлении вЛюксембургском дворце, сделанный там набросок, размышления минувших днейпомогли Давилу. С едва тронутого красками холста смотрело сухое властное лицо спрезрительным ртом и острым, выступающим подбородком. Глаза внимательновглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля.
Сеанс продолжался около трех часов. Бонапарт.прервал его вежливо, но решительно. Почти не взглянув на холст, он сталпрощаться с Давидом.
— Напрасно вы не согласились приехать о мою армию, –сказал он. — следует ли избегать живописцу современности? Ваш ученик Гро сталнастоящим солдатом и видел войну. Быть может, меня ждут еще более чудесные места,Поедемте. Я отправляюсь в страну, которая славится своим чудесным небом иценнейшими памятниками древности,
Давид ответил ни к чему не обязывающей фразой, он непонял, о какой стране идет речь, и не стал расспрашивать. Быть может, знай он,о чем говорит Бонапарт, он согласился бы ехать. Неведомо для самого себя Давидодним из первых во Франции услышал о намерении Бонапарта отправиться в Египет.[1]
Совсемв ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привалеСен-Бернар. В это время Давид видел в Наполеоне только героя-победителя ипринял заказ изобразить его спокойным на вздыбленном коне. Однако позироватьБонапарт отказался, мотивируя это тем, что мало кого интересует реальноесходство, достаточно выразить суть гения. Сходство Давид сохранил. У негоостались наброски, да и без них он помнил генерала. Для фигуры позировалистарший сын и художник Жерар. Портрет понравился зрителям, восхищаясьБонапартом, восхищались Давидом. Труднее всего упрекнуть живописца захолодность, тем более, когда она скрыта блеском кисти лучшего мастера Франции. Давидвыполнил пожелание и создал произведение, похожее в большей степени напамятник, а не на портрет полководца. [2] Давид представил серую в яблоках лошадь.Подобно изваянию высится она на фоне холодного серо-голубого неба и заснеженныхгор. Движение ее кажется заторможенным, раз навсегда остановившимся. ОбразНаполеона решен в героико-приподнятом плане. В картине нет благороднойестественности. Давид сознательно «сгущает краски»: плечи Наполеона окутываеткрасный плащ и ветер поднимает его край, отчего плащ становится похожим накрыло огромной птицы. Рука театральным жестом направлена в небо, коленисудорожно прижаты к коню. Из-под надвинутой на лоб треуголки смотрят горящиеглаза, пряди волос падают на бледное лицо, губы плотно сжаты. Перед зрителемпоистине байронический герой. Созданный Давидом образ Наполеона предвосхищаетте образы императора, которые будут варьировать на все лады художники романтическойпоры — авторы живописной и графической «наполеоновской эпопеи». Как и в рядедругих, более ранних портретов, Давид вводит в композицию надписи, только здесьэто не распоряжения о благе народа или решения, свидетельствующие о борьбе смонархией, а сопоставление имени Наполеона с начертанными на камне именамиГаннибала и Карла Великого. Не только трактовкой образа, которую можноуподобить конному памятнику, но и надписью Давид вносит имя своего героя висторию. Показателен и такой композиционный прием, как сопоставлениевеличественной фигуры полководца на коне с маленькими фигурками солдат,бредущих вдали. Первый консул был весьма удовлетворен портретом и сразу жезаказал несколько повторений. [1]
После того, как Давид стал живописцем Наполеона, тотв свою очередь изъявил желание, чтобы в произведении искусства было, преждевсего, отражено восхваление империи, и тогда Давид по его заказам написал двекрупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и«Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804г.» (1810). Получить заказ на такую большую и сложную работу было счастьем ичестью для Давида. Он даже написал Наполеону письмо, которое начиналось сблагодарственных строк: «Государь!
С тех пор пан пито количество мне оказало честьизбрать меня для написания картин, посвященных церемонии коропояпппи, янамеревался отдать свою кисть всецело на службу вашему величеству и сделатьсвою семью счастливой тем, что принесет мне мое работа.» [7 с.240]
 Напервом полотне художник стремился представить коронацию так, как онапроисходила в действительности, с максимальной объективностью. Каждое лицоизображено с большей экспрессией и психологичностью; идеализированы толькообразы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. И по просьбе императора вкомпозицию была добавлена, на самом деле отказавшаяся присутствовать накоронации, мать Наполеона. «Коронование…» характеризуется новой, более яркойцветовой гаммой ( здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные изолотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краскитакими, какие они есть на самом деле, и несоответствием между реалистическимпортретом и театрально напыщенной и вялой композицией.[2] Приступая к основнойработе, Давиду пришлось убедиться, что работа предстоит еше более запутанная,чем можно было предположить. Чуть ли не все участники церемонии претендовалибыть изображенными в картине не на том месте, где они действительно стояли, а всоответствии с иерархией чинов и званий. Обидам, уговорам, прямым приказаниямне было конца, композицию то и дело приходилось менять. Где тут думать опрекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. Мелкиеуколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. Пий VII категорическиотказался позировать Давиду. «Праведное небо! Наместник бога на земле станетпозировать богоотступнику и цареубийце, кровожадному монтаньяру. Да и вообщеписать папу римского великая честь.» [5 с.64] Но в итоге Папа Римский позировалДавиду. Потом шли десятки других портретов: члены императорской фамилии, высшиесановники, маршалы, фрейлины, иностранные послы. Турецкого посла тоже пришлосьуговаривать, чтобы он согласился позировать. — коран запрещает изображениелюдей.
Картинабыла настолько велика, что не помещалась в ателье. Давиду предоставили часовню,кое-как оборудованную под мастерскую, С помощью своего ученика Руже Давид началработать. Перспективное построение архитектурной части чертил декоратор Даготти— оно оказалось настолько сложным, что при всей своей опытности Давид боялсяошибиться. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. [5] Почтикаждый раз, бывая в Париже, Наполеон находил время встретиться с Давидом и датьему несколько советов относительно его работы над картиной. Если и в бытностьсвою консулом Бонапарт не стеснялся судить об искусстве без всякого смущения,то теперь и подавно он не стеснялся ничего. Впрочем, происходило это не потому,что Наполеон почитал себя знатоком живописи, просто он видел в картинах толькоудобное средство собственного возвеличивания и решительно ничем, кроме этого,не хотел интересоваться.
Наполеоностался недоволен, что Давид изобразил Пия VII сидящимсо сложенными на коленях руками. «Я не для того пригласил его сюда, чтобы онничего не делал», — сказал император, и Давиду пришлось переписать фигуру папы:теперь, подняв руку, он благословлял императорскую чету. Кажется, Давиду былотруднее кончить «Коронацию», чем Наполеону покорить Пирону. Во всяком случае,он писал картину медленнее, чем император вел войны.
Толькочерез три года после коронации, в 1807 году, окончил Давид полотно, равногокоторому по размеру не писал никогда. Он мог гордиться: груд, завершенный им,был велик, и ожидавшие почести тоже, вероятно, будут велики, но радости он неиспытал. [5]
Стоитотметить, что данное событие в ту пору вызвало очень много негодования иразногласий, ведь до Наполеона титул императора был получен впервые КарломВеликим после коронации его в 800 году. И в самый ответственный моментцеремонии, когда Папа Римский Пий VII вознёс в руках корону над головойбудущего императора, Наполеон выхватил её и собственноручно водрузил на своюголову, а затем взял вторую корону и короновал свою жену Жозефину. Это былочень символичный момент. Наполеон не хотел, чтобы папскому жесту было преданноуж очень большое значение в данном событии. Он не пожелал принимать корону изчьи-либо рук, кроме своих. Этот знаменательный момент и изобразил Давид насвоём знаменитом полотне.
Вработе «Наполеон в рабочем кабинете», написанной в 1812 году, Давид отходит отидеализации образа Бонапарта и изображает реального человека. По свидетельствамсовременников именно на этом полотне передан самый правдивый образ Наполеона.Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты,стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов,часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов.Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнулмаленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо. [10] Правы теисследователи, которые не отождествляют эту приземленность с ординарностью. Какникогда раньше, Давид передает в портрете напряженную работу мысли, умНаполеона. В портрете «Наполеон в рабочем кабинете» Давид завершает традицию,сложившуюся во французском искусстве еще во времена Возрождения, когда вофициальном портрете внешняя репрезентативность, представительность сочеталисьс правдивостью. [14]
Подытоживая,можно сказать, что в работах Давида видны профессионализм и отношение кНаполеону как к мировой личности. Какими бы сложными не были их отношения, всвоих картинах Давид показывает только то, что хочет император, но при этом вего работах мы не видим сухого подчинения приказам и безжизненного исполнениезаказа. Мы видим исторические события и конкретные сцены такими, какими ихвидел Наполеон, что важнее, чем просто хладнокровная констатация фактов.
3. Жак Огюст Доминик Энгр
Двигаясьдальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать отаком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан ОгюстДоминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинающихживописцев кумиром был Жак Луи Давид. В последствие обстоятельства складываютсятак что, Энгр уезжает во Францию и поступает в мастерскую Давида, который позжеотзывается о нём, как о лучшем своём ученике. Через небольшой промежутоквремени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способензарабатывать на жизнь своими портретами. Среди работ того периода стоитотметить портреты Наполеона. На одном из них (1804) Наполеон — Первый консул.Молодой человек в красном бархатном мундире и при шпаге сурово смотрит вперед,как бы предвидя свою великую судьбу. Этот портрет в полный рост Энгр намеревалсявыставить в Салоне, но к этому времени Наполеон объявил себя императором, ипортрет консула потерял актуальность.
Энгрявно не поспевал за стремительной карьерой своего героя. Два года спустя оноперативно увековечил Наполеона-императора, и снова неудачно. Бросается в глазапоразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцемс картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида».
Молодойхудожник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Осенью 1806года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. В его отсутствие портрет Наполеона,показанный в Салоне, подвергся суровой критике за „готичность“ и»варварство". Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Но это придалоему и хорошей художнической злости. До сих пор неизвестно, было ли заказанокупленное Законодательным корпусом накануне Салона 1806 года полотно, или амбициозныймолодой художник написал его по собственной инициативе. Императоризображен анфас, сидящим на троне. Он одет в туникуи большую коронационную мантию. В руках у Наполеона регалии:скипетр Карла V, жезл правосудия, отреставрированный по случаюкоронации ювелиром Бьенне, на голове лавровый венец из золотыхлистьев, на груди — Большая золотая цепь ордена Почетного легиона,украшенная бриллиантами.
Надрапировке, которая служит фоном композиции, можно различить,по обе стороны от трона, большие гербы Империи (слева)и королевства Италии (справа). Оригинальность портрета, написанногоЭнгром, заключается, прежде всего, в композиции, которая идет вразрезс другими официальными портретами монархов.
Ккаким бы источникам вдохновения художник ни обращался,в его пристрастии к архаизмам просматривается сильное стремлениеотойти от современной ему традиции официального портрета и найтиновый образ имперской власти.
Выставленнаяв Салоне картина не принесла того успеха, на который рассчитывалавтор. Неизвестна реакция Наполеона, увидевшего себя в таком облике.
Скартины не делали копий или гравюр. После закрытия Салона картинуперевезли в Законодательный корпус, где поместили недалекоот портрета императрицы, заказанного художнику Летьеру. В 1832году картину тайно передали в хранилище Дома Инвалидов, созданноепо ходатайству постояльцев этого учреждения. Сегодня картина «ПортретНаполеона на императорском троне» считается одним из шедевров портретногоискусства XIX века. [8]
Рассмотревтакие выдающиеся портреты Бонапарта, как Наполеон-имрератор и Наполеон-консул,можно сделать вывод, что Энгра интерисовал Наполеон скорее как историческаяличность, а точнее как человек, который достигал поставленных перед собой елей.Живописец рскрывал в своих картинах не Бонапарта — хладнокровного завоевателя,или Бонапарта-деспота, это был Бонапарт-герой Франции. Но опять же не состороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Энгр не былбаталистом, он писал перадные портреты, поэтому в его работах мы можем узнатьБонапарта как человека, изменившего Франию в политической сфере. Это можноувидеть и в одежде, в которой он предстаёт перед нами на полотнах, и в мимики,которую передаёт Энгр. Нельзя назвать работы Энгра беспрестрастными, так же каки нельзя сказать, что он изображал сугубо личное отношение к Бонапарту. Именнотондем правдивости, сдержаной эмоциональности и парадности, сделали картиныЭнгра столь великими.
4. Жан Антуан Гро
Следующийвеликий живописец, о котором нельзя не упомянуть, говоря об образе Наполеона вофранузской живописи,- это Жан Антуан Гро (1771—1835). Не тратя время на рассказего биографии, стоит сразу перейти к интересующей теме. Как жизненный путь ЖанаАнтуана пересёкся со стезёй великиого полководца.
Гробыл учеником вышеупомянутого Давида. Позднее он говорил своему ученику:«Вы оживили мои статуи». [10] Что говорило о большей эмоццинальности работНаполеона кисти Гро, чем Давида. Будучи вынужденным поступить на военнуюслужбу, живописе оказывается в армии Бонапарта, вскоре достигает офиерскогочина. Супруга полководца, Жозефина, находясь в Генуе, обратилавнимание на портреты работы молодого офицера и повезла его в Милан, чтобы оннаписал портрет Наполеона. Художник исполнил прекрасный эскиз, изображающийглавнокомандующего итальянской армии на Аркольском мосту. В награду за этотэскиз Гро был назначен членом комиссии для собирания в побежденных городахпроизведений искусства для Луврского музея. [11] Духом героики пронизаны ранниеработы Гро. Не смотря, на то, что Жан Антуан писал очень эмоциональные, живыекартины, став официальным живописем Наполеона I, он не мог избежать подачипафоса и льстивой идеализаии в своих работах. Но тем не менее Гро написал смелыйи энергичный портрет Наполеонна Аркольском мосту. В великом полководце Грообрел и покровителя, и главную тему своего творчества.
Вэтой картине живописец изобразил конкретное историческое событие: 17 ноября1796 г. в битве при Арколе генерал Бонапарт первым устремился на штурм моста,занятого австрийской армией, увлекая за собой отступавших солдат. В конечномитоге героический поступок Наполеона привел к победе французов. Картина,сочетающая батальную сцену и парадный портрет, написана на основе личныхвпечатлений художника, который сопровождал Бонапарта в Итальянской кампании ибыл очевидцем происходящего. В образе Наполеона Гро воплотил характерный длянеоклассицизма идеал сильной, волевой личности. Стремительный порыв вперед,хладнокровное спокойное лицо и напряженный взгляд подчеркивают решительность имужество героя. Темпераментная живописная манера, динамика цветовых исветотеневых контрастов, пересечение разнонаправленных диагональных движенийсообщают картине романтический пафос. Картина «Наполеон на Аркольском мосту»принесла художнику успех. [10] Захваченный энтузиазмом, царившим вокругмолодого победоносного генерала, Гро стал вдохновенным летописцемнаполеоновской эпопеи, запечатлевшим важнейшие ее вехи. Он писал множестворабот с Бонапартом. В 1801 он написал картину Битвапри Назарете, в 1804 – картину Наполеон в госпитале чумных в Яффе , ав 1806 – картину Битва при Абукире. В 1808 Гро создал одну из самыхизвестных своих работ – Битва при Эйлау(1808). Наэтом полотне император, разбивший соединенную русско-прусскую армию, предстаеткак милосердный победитель, отдающий приказ об оказании помощи раненым врагам.В этой сцене немало фальши, однако трагизм войны передан без прикрас: небочерно от дыма, на переднем плане громоздятся замерзшие трупы, среди которыхшевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступаютгрязно-желтые пятна — тоже груды тел, припорошенные снегом.В его более поздних произведениях – СдачаМадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва приПрейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальныхкомпозиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения. [13] Снаступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчествамастера. Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом.
Можносказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе»(1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр). Оба полотна посвященылегендарным, обросшим всякого рода красивыми дополнениями эпизодам, связанным сНаполеоном. Первый произошел во время египетского похода, когда Наполеонпосетил госпиталь чумных больных, второй — после битвы при Прейснш-Эйлау, однакохудожнику лучше удались персонажи второстепенные, через образы которых Гросумел сказать правду о войне. В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тенина первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием:слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистаябледность лиц — все это передано сильно и смело.
РаботыГро нравились всем. Одних привлекал сюжет, особенно самого Наполеона,самолюбование которого доходило до того, что он даже пожелал заменить фигурувыигравшего битву маршала на собственную (мы имеем в виду эпизод, связанный скартиной «Битва при Абукире» (1800, Версаль,.Музей), главным действующим лицомкоторой был Мюрат). Нравились картины и художникам, в частности будущимромантикам, оценившим новую, не свойственную неоклассикам патетическуюинтерпретацию военной темы, а также правдивость отдельных образов. В дальнейшемГро-баталист явно выдохся, особенно в годы Реставрации, когда он поставил своюкисть на службу Бурбонам. [2]
Также нет смысла растекаться мыслью по древу, говоря об остальных произведенияхавтора с участием Наполеона. Ведь восстановив некоторые события, изображённыена картинах Жана Антуана и тщательно всматриваясь, изучть менеру письма,различные построения композиии, сами темы, выбранные художником, можно не точтобы понять и осмыслить, а почувствовать отношение автора к Бонапарту.Взглянуть на генерала глазами Жана Антуана Гро.
5. Франсуа Жерар
Однимиз старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837).Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды,и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце XVIII — началеXIX в. казалось бы, подтверждали, что этим надеждам суждено оправдаться. Жерарумел нравиться заказчикам! И с каждым годом его творчество становилось всеболее внешним, идеализирующим. Вскоре он сделался излюбленным портретистомевропейских монархов, аристократов, дипломатов, светских дам. Недаром егопрозвали «живописцем королей и королем живописцев». Портреты фактическиоттеснили на второй план историческую живопись, которой, особенно вначале,Жерар уделял большое внимание, умея приспособиться ко вкусам времени. [2]Талант мастера привлёк внимание Наполеона, когда тот пришёл к власти воФранции. Выставленные в 1799 г. портреты матери Наполеона, графини Реньо деСен-Жан д’Анжели и Жозефины Бонапарт окончательно подтвердили его портретноемастерство. «Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, вкотором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой иестественностью передачи облика портретируемого. Годом позже Наполеон поручилЖерару украсить сценами из Оссиана дворец Мальмезон, в 1802 г. мастер сталкавалером ордена Почётного Легиона, а в 1806 г. – придворным живописцемимператрицы Жозефины. Один из самых известных портретов кисти Жерара изображаетНаполеона в коронационной одежде. В этой работе художник передаёт величиеНаполеона с помощью одного изобразительного средства — это одежда длякоронации. Нет на картине никакого действия, динамики. А оно здесь и нетребуется. Основная задача Жерара была не запечатлеть коронацию или какие-либодействия связанные с ней, а скорее, показать время после неё. Выражаясьметафорически, можно сказать, что на картине изображено будущее Франции. Налице императора выражение полного спокойствия и уверенности. Всем своим видомимператор как — будто даёт понять, что власть полностью в его руках на сколькоон решительно настроен. При этом данная работа Жерара достаточно традиционныйпарадный портрет, который на самом деле несёт в себе не просто информацию окаком-либо событие, а передаёт настроение портретируемого.
6. Поль Деларош и закат карьеры Наполеона
Ипоследний в списке художников, рассмотренных в данной работе, но не последнийпо значению, знаменитый французский художник Поль Деларош. Рамки курсовойработы ограниченны только французскими художниками, работающими при жизниНаполеона, и Поль Деларош не входит в их число. Его работы с изображениемБонапарта написаны после смерти императора. Невозможно о них не упомянуть. Этокартина «Наполеон пересекает Альпы» 1848 года и «Наполеон после отречения вФонтенбло» 1840 года, она как нельзя лучше завершит рассказ о Бонапарте вкартинах французских художников. На ней изображён отрёкшийся и изгнаный правитель.На его лице яркое выражении усталости и, возможно, смирения, а может быть излости. Слишком богата гамма эмоций, отображённых на лице Бонапарта, чтобы такпросто перечислить её. Портрет написан не с натуры, и поэтому его ценностьтолько возрастает. Ведь стоит только представить себе каково это писать уже несуществующего человека и при этом настолько живо передать такое сложноевыражение эмоций и черт характера. Эта картина, можно сказать, является подводящейфинальную черту в цикле работ с изображением Бонапарта и иллюстрацией к концуего карьеры.
Послезнаменитых «Ста дней» 22 июня 1815 года составленное по новой конституциисобрание приняло его второе отречение и провозгласило императором егомалолетнего сына Наполеона II. У Наполеона созрело решение отплыть в Америку надвух фрегатах, предоставленных ему французским правительством. Его слишкомдлительное пребывание в Мальмезоне позволило ему избежать ловушек Бурбонов.Униженные Наполеоном, они бы поступили с ним так же, как он поступил с герцогомЭнгиенским, и расстреляли бы его, как позже расстреляли маршала Нея. 15 октября1815 они отправили Наполеона на остров Святой Елены в Атлантическом океаненеподалеку от побережья Африки.
ЗаключениеНаполеона не отличалось суровостью. При нем находилась небольшая свита, которойтолько и оставалось, что спорить из-за пустяков. В глазах англичан он не был ниполубогом, ни падшим героем, ни даже бывшей коронованной особой (Великобританияникогда не признавала империи), но просто знатным пленником, «генераломБонапартом».
КогдаНаполеон умер 5 мая 1821, особой вспышки сострадания в Европе не наблюдалось.Но его посмертное послание достигло Франции и Европы как раз вовремя. Священныйсоюз и консервативная политика, которую он пытался навязать Европе, равно как иреставрация Бурбонов во Франции, потеряли свою привлекательность. Европа сноваобратилась к его либеральным идеям. В итоге Наполеон предстал как мученикреакционных монархов. Наступила эпоха романтизма, и Наполеон превратился водного из гигантских мифических героев наряду с Фаустом, Дон Жуаном иПрометеем.[3]

Заключение
Ипосле смерти Наполеона еще долгое время в изобразительном искусствепродолжалась тема «наполеонистики». Многие художники писали великогоимператора. О некоторых из них хотелось бы сказать отдельно, т.к. они не вошлив рамки курсовой работы, но говоря об образе Наполеона в изобразительномискусстве, их работы невозможно игнорировать вовсе.Аппиани Андреа – итальянскийживописец, писал Бонапарта ещё при его жизни. У него есть как портретные работы,так и метафоричная работа под названием «Апофеоз Наполеона». Такая известнаяличность во французской батальной живописи, как Орас Верне, конечно же не мог всвязи со своей направленность в живописи, не запечатлеть Наполеона на своихполотнах. А в частности у него есть работа из серии наполеоновских войн «Битва при Йене иАуэрштедте». И Карл Верне не обошёл тему Бонапарта. Об этом свидетельствуют,например, картина «Портрет Наполеона со свитой» и «Отъезд Наполеона I на Неман».Вообще, тема встречи двух императоров была довольно популярной средихудожников, и изображалась в различных техниках. Так, например, существуетгравюра выполненная Куше по оригиналу французского живописца Жана-ФрансуаСвебаха. И ещё многие воплощали эту тему в своих творениях: Жан Франсуа Дэбре, ЛуиджиСчьявонетти, Даниэль Арноде, и другие художники различных национальностейнесколько меньшего масштаба, чем те, о которых говорилось в основной частиданной работы.Французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель, ученик Жака Луи Давида — Анн-Луи Жироде-Триозон написал портрет Наполеона в полномимператорском обмундировании. Великий баталист Жан-Луи-ЭрнестМесонье, конечно же не обошёл Бонапарта стороной.
Подытоживаявсю проделанную работу можно прийти к выводу, что данная тема практическинеисчерпаема, но в обусловленных рамках курсовой работы раскрыта. Иактуальность её не угаснет, потому что фигура Наполеона относится к личностям,чья известность достигает мирового масштаба, и является важной ступеньюразвития общества. Есть события и вещи в истории человечества, которые нельзявычеркнуть или недооценить их значимость. А когда сталкиваются такие яркиеявления, как искусство и история, создавая симбиоз сфер жизни общества, онипредставляют собой огромную важность, как для настоящих, так и для будущихпоколений людей на планете. Это бесценное наследие нашего прошлого. К тому же,и Наполеон Бонапарт и художники, описываемые в данной работе, были гениальны иисключительны, а такие люди и их деяния навсегда остаются в истории и разумахлюдей.

Список литературы
 
1. Герман М. Давид.- М.: ЦК ВЛКМС «молодая гвардия». 1964 выпуск (381)
2. Калитина Н.Н.Французское изобразительное искусство конца 19-20 веков. — Л.: изд-воЛенинградского университета. 1990
3. МанфредА.З. Наполеон Бонапарт, 5-е изд. — М.: 1989
4. Тарле Е.В. Наполеон.- М.: Наука, 1991
5. Историяклассического искусства. — М.: Искусство. 1980
6. Наполеон:Энциклопедия. — Екатеринбург.: У — фактория. 2004
7. Речи и письмаживописца. Л. Давид — Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ Москва. 1933
8. www.art-catalog.ru
9. www.artclassic.edu.ru
10. www.art-data.ru
11. www.artfrance.ru
12. www.art-spb.ru
13. www.museums.in.ua
14 www.smirnova.net

ПРИЛОЖЕНИЕ
/>
Жак Луи Давид.
Портрет генерала. 1797г.
/>
Жан Антуан Гро.
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту.1797г.

/>
Франсуа Жерар.
Портрет Наполеона. 1804г.
/>
Поль Деларош.
После отречения в Фонтенбло. 1840г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.