Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мусульманская архитектура и зодчество

Контрольнаяработа по культурологии на тему:
Мусульманскаяархитектура и зодчество

План
1. Понятиео мусульманском искусстве
2. Архитектураи зодчество Ислама
3. Списоклитературы

1.Понятие о мусульманском искусстве
МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО- условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства,развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единойидеологией и религией – исламом. Понятие мусульманского искусства близко, но несовпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм иислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнегоперсидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течениевеков региональное – арабское и религиозное – исламское началавзаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру. Арабскоеискусство складывалось в V– VII вв.; мусульманское, охватывая болеезначительные территории, достигает апогея в XIV-XVI вв. Главной особенностьюмусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображениеживых существ. Однако в Коране, главной духовной книге мусульман, об этом прямоне говорится. Запрещение изображать живые существа содержится в хадйсах(арабск. hadis – новость, рассказ, известие), сборниках преданий о словах иделах пророка Мухаммада (VII-IX вв.). Этот запрет заимствован из иудаизма ираспространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств –идолов. В IX-X вв. в комментариях к Корану запрет был ужесточен из политическихсоображений:
Идеологически«нейтральные» орнаментальные формы позволяли успешнее объединять художественныеи эстетические традиции разных народов, принимавших ислам. Длительный процессинтеграции многообразных художественных форм в общую средневековуюарабо-мусульманскую культуру требовал предельно емких, обобщенных,абстрагированных схем. Сложные и не всем понятные сюжетные композицииисключались; более всего поставленной цели отвечал геометрический орнамент.Однако привлекает внимание факт осознания мусульманами невозможности достижениявсеобщей гармонии даже в формах геометрического, регулярного орнамента, посколькуидеал – всемогущество Аллаха – не может быть ограничен им самим созданнымизаконами. Тем не менее, восторженное, религиозно-мистическое отношение корнаменту сохранялось в течение многих столетий: «Европейцев тревожитбеспорядочность, а мусульман удивляет регулярность», – писал Г. фон Грюнебаум,подчеркивая различия между стремлением европейского мышления к отражению мира вгеометрических формулах гармонии и пониманием той же гармонии в эстетикеислама, где она трактовалась «как привычки божества, от которых оно в любоевремя может отказаться». Мусульмане-сунниты, представители наиболееортодоксального течения ислама, требовали неукоснительного соблюдения запретаизображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шииты,обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. Онииспользовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры,искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные –перерабатывались. Так греческий меандр превратился в причудливый мотив плетенияи гирих. Из коптских мотивов сохранились изображения уток, зайцев и восточныхпальметт. Из Византии мусульмане заимствовали вышивку по шелку «волоченымзолотом», раппбртный принцип декорирования тканей с мотивами барсов и грифонов.Орнаментальные завитки арабесок и моресок, ислими сочетались с аятами (арабск.a'jat – знак, чудо, знамение) – краткими фразами, стихами, строчками из Корана,написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне,майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах,оружии, татуировались на теле. Основу эстетики мусульманского искусствасоставляет понятие калама (арабск. kalam – письмо). «Высший калам» – мировойразум, который «пишет на дощечке судьбу мира» (сравн. скрижали). Соединениедвух начал мусульманского искусства, в частности, в искусстве Ирана –семитского и арийского (одним из проявлений первого являются росписи синагоги вДура-Европос), к концу XVI в. явственно сформировало две традиции. Одну выражаетграфическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее начертаниямимагических фраз состояние космоса. Вторую – живописное, пейзажное искусство,представляемое в основном мастерами не арабского происхождения. Они рисоваликрасоту земли, гюлистана – райского сада. Теория двух каламов, однако, несводится к противопоставлению аскетического суннитского и более свободногошиитского отношения к изобразительному искусству. Оба калама, по убеждениюмусульман, созданы Всевышним. «Первый калам – растительный, тростниковое перокаллиграфов. Второй калам – животный, кисть живописцев». Перо каллиграфасвязано с «сакральными и космическими основаниями Бытия, а животный калам,кисть живописца, своим священным происхождением призван онтологизироватьвоображаемый мир изображений». Оба начала дополняют друг друга аналогично тому,как, к примеру, в искусстве Византии конкретное изображение рассматривалось вкачестве символа неизобразимого. Способы дополнения изобразимого инеизобразимого в христианском и мусульманском искусстве различны, но смысл одини тот же: увидеть сквозь неустойчивые формы бренного материального мираистинную реальность. Обороты поэтической речи, изысканные извивы философскоймысли и изобразительно-орнаментальные формы мусульманского искусства развивалисьпараллельно, впитывая различные национальные элементы. Отсюда особенная «наукаукрашения» («илм-ад-бади») страницы книги, стены здания, поверхности сосуда.Эти формы нельзя называть декоративными, поскольку они представляют собойрезультат особенного образного мышления мусульманина, в котором архитектоникаслова и изображения идентичны.
Высшим авторитетом, втом числе и в искусстве (здесь уместны аналогии с Византией), считался имамат(«цикл имамов»). Имам – институт власти, «божественное установление» (отарабск. апаша – «стоять впереди»). Первым имамом был пророк Мухаммад, затем –его наместники халифы. Этот институт, однако, не был замкнутым. В IX-XIII вв. всвязи с образованием арабского халифата мусульманские торговцы уходили далекоза его пределы, они достигали Скандинавии, торговали в славянских землях. Всвою очередь русы привозили товары в Багдад, там они встречали своихсоотечественников, служивших переводчиками или воинами в войске халифа (приэтом все, кроме правоверных арабов, считались людьми второго сорта). Греческиеи римские писатели называли мусульман сарацинами. Один из самыхраспространенных сюжетов мусульманского искусства (исключение, допускаемое дажев ортодоксальном исламе) – путешествие пророка Мухаммеда в сопровождении ангелаДжебраила (Гавриила) на небо. Согласно 17-й суре Корана, ночью Мухаммед насказочном коне Бураке (арабск. alburaq – «Блистающий»), «крупнее осла, номеньше мула», был чудесно перенесен из Мекки в Иерусалим, на гору Мориа, откудавознесся к престолу Аллаха, беседовал на небе с патриархами и ангелами, а затемвозвратился в свой дом, где «постель его еще не остыла, а вода из опрокинутогокувшина еще не пролилась». На иранских миниатюрах XV-XVII вв. частоизображается сцена вознесения пророка на белом коне с человеческим ликом,длинными, как у осла, ушами, хвостом павлина и маленькими крыльями на ногах. ВИерусалиме сохраняется камень – место вознесения, называемый седлом Бурака. Вмистической философии белый крылатый конь трактуется как символ «божественнойлюбви и сердечной чистоты».
Помимо книжнойминиатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу(гипсу) и дереву, с XII в. – по терракоте. В XIII-XIV вв. стены мечетей исводы, ниши – михрабы – инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой иполудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморныерешетки на окнах (сравн. Индии искусство). Поливные изразцы, с глазурью яркихкрасного, голубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, присоединении они образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа.Принцип комбинаторики простейших геометрических форм, получивший стольизысканное выражение в мусульманском орнаменте – окружности, квадрата,шестиугольника, – обнаруживается и в планировке зданий, где используетсямодульная сетка. В этом проявляется зрелость, целостность художественногомышления. «Мусульманская архитектура, столь причудливая по внешнему виду, –писал О. Шуази, – в сущности – геометризованная конструкция. Только с помощью простогозакона можно было внести порядок в сложность ее планов». Одна из священных«заповедных» территорий ислама (ал-харам) — Мекка, город близ побережьяКрасного моря (ныне территория Саудовской Аравии). С VII в. – центрпаломничества мусульман всего мира, место, где жили (согласно исламу) Адам иЕва, родина пророка Мухаммеда. В Мекке (арабск. Makka) находится главная мечетьМас-джид ал-Харам. На Мекку ориентированы все другие мечети мусульманского мира(ал-Кибла – «то, что находится напротив»). Молитвенные ниши мечетей(соответствующие христианским алтарям) – михрабы — указывают направление наМекку (арабск. mach'rab от Makoraba – древнейшее название Мекки). Характернаячерта мусульманской архитектуры высокие башни (минареты)
Их происхождениесвязывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов(661-750) минареты строили квадратными в плане, в Иране – цилиндрическими.Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте — сочетание многогранников,меняющееся на каждом ярусе. Как предполагает О. Туази, такое чередованиемногогранников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийскогомаяка, который еще существовал в то время и представлял собой «восьмиугольник,поставленный на квадрат». С 1250 г. Египет находился под властью династииМамлюков (арабск. mam'luk — «тот, кем владеют»), потомков рабов-воинов,достигших в арабской армии высокого положения. Региональную разновидностьмусульманского искусства представляют собой памятники Средней Азии XIV-XVI вв.Архитектурные памятники Средней Азии отличают геометризация форм, симметрияпланировочных решений, колористическое богатство за счет применения сверкающихна солнце облицовочных изразцов. Выбеленная солнцем однообразная плоскостьпесчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют яркихкрасок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а ихповерхность отражает солнце. Форма куполов – органическая, она неконструктивна, а изобразительна и напоминает гигантские кактусы. Изредкавстречаются ребристые купола, заимствованные из древней персидской архитектуры.«Рёберный» купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде послужил прототипом куполамечети в Санкт-Петербурге – оригинальном памятнике северного модерна.Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадратадиагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоровгеометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, теченияжизни:
Весь мир – поток
Метафор и символов узор
Омар Хайям.
В изделияххудожественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построенийдополняется эффектным контрастом материалов. К примеру, курсий – небольшойстолик-ларец для хранения Корана – делали из латуни, инкрустировали серебром счернью. Так же декорировали оружие, рамы зеркал, дорогие ювелирные изделия.
2.Архитектура изодчество Ислама
Первоначально наВостоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Но быстропоявились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурныхсооружений. Одной из наиболее распространенных стала четырехайванная постройка,развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве(дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольнымвнутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатыйайван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов,поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самыйкрупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведенна главном фасаде здания. Наряду с четырехайванной композицией распространениеполучили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутыйкуб здания, увенчанный куполом. Воздвигались также стройные круглые минареты,мавзолеи с шатровым покрытием.
Огромная рольпринадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости.Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток,был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку ни красочной керамическоймозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличалсяобилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма,звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве топасине-голубого неба и золотисто-охряной земли.
Израиль.Мечеть Скалы в Иерусалиме — одна из главнейших святынь мусульманства —расположена на месте, которое имелo огромное религиозное значение еще задолгодо возникновения ислама. Когда в начале I тысячелетия до н.э. в Иерусалимевоцарился Давид, он попробовал провести перепись населения, но вызвал этим гневГосподень. Яхве наслал на народ эпидемию, и во искупление своего греха царьДавид построил на этой скале алтарь. Он был сооружен на том месте, где Авраамготовился принести в жертву своего сына Исаака. Скала — вершина горы Мориа —издревле почиталась многими как центр мира. Позже царь Соломон воздвиг на этомместе огромный Храм, в котором хранился Ковчег Завета. Еще и сегодня можноувидеть часть каменного основания, на котором стоял этот храм, пока его неразрушили войска Навуходоносора. В VII веке арабский завоеватель ИерусалимаОмар ибн-Хатиб восстановил скалу в прежнем виде и построил рядом мечеть. Позжехалиф Абдуль эль-Малик объявил ее местом паломничества мусульман, ибо здесьбудто состоялась «ночная скачка» Мухаммеда: его разбудил архангел Гавриил и накрылатом коне перенес в Иерусалим. Здесь пророку дозволено было вознестись нанебеса, где Господь доверил ему заветы мусульманской веры. «Куполом Скалы»отмечено то место, с которого Мухаммед вознесся на небо. Паломники могут видетьздесь отпечаток его ноги и три волоска из бороды пророка.
Мечеть «Купол Скалы»была выстроена между 688 и 692 годами. Она является самой древней в мире изсохранившихся мусульманских построек, хотя ее и называют «немусульманской»,потому что в ее форме чувствуется влияние архитектуры раннего христианства.Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней ислама, но исамым величественным архитектурным памятником Ближнего Востока. И действительно,мечеть, воздвигнутая над скалой, является как бы куполом, прикрывающим этосвященное место. Говорят, что изначально купол мечети был сделан из золота, ноисторические документы рассказывают, что купол был покрыт свинцовой крышей, анаружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохраняласьвплоть до 1964 года, когда в ходе произведенного в мечети ремонта покрытиекупола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путем придали цветзолота. Диаметр его составляет 20 метров, а высота купола — 34 метра, он хорошовиден почти со всех точек Иерусалима. Расположен купол на основании,поддерживаемом каменными колоннами. Внешние стены мечети представляют собойвосьмигранник и выполнены с аркадами. Изначально они были покрыты стеклянноймозаикой, но в XVI веке ее заменили на плитки в мусульманском стиле. Внутримечеть двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяетпаломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центрескалы. Под камнем расположена пещера, в которую ведут одиннадцать ступеней. А впотолке пещеры имеется отверстие, через которое стекала кровь жертвенныхживотных.
Мечеть Скалы имеетчетыре двери, ориентированные по четырем частям света. Северный вход называетсяВратами рая, восточный — Вратами Давида. Южный вход считается центральным, анапротив него высится фасад другой мечети — Аль-Акса. Внутри мечети Скалынаходится изумительная мозаика с узорами, которые выполнены под явным влияниемвизантийского искусства. Стены ее украшены орнаментами с письменами —непременным декоративным элементом исламской живописи. Одна из надписейнапоминает о строителе мечети — халифе Абдуль аль-Малике из династии Омейядов.Живший позднее халиф из династии Аббасидов поставил строительство мечети в заслугусебе и изменил надпись.
Средняя Азия.В истории искусства всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписалоискусство Средней Азии. Став с 1370-х гг. центром огромной империи Тимура,Средняя Азия пережила в 14—15 вв. расцвет архитектуры и искусства. Жестокий игрозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой играндиозностью другие города мира. Здесь наряду с местными мастерами работалихудожники и строители, привезенные Тимуром из покоренных им стран— Ирана,Азербайджана, Афганистана, Ирака, Сирии, Индии. Дошедшие до нашего временимонументальные здания Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках,принадлежат к замечательным памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья.Среди них комплекс усыпальниц, (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда (14—первая половина I5в.). Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеипредставляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие похарактеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенныйпоэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства.Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов,покрытых разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм сизощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимоеочарование.
Гордостью Самаркандабыла соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая внароде название Биби-Ханым. Ее строительство было закончено в 1404 г. Тимуртребовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все зданиямира. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурныйансамбль, включающий стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозныевходные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зодчества. Нодаже в руинах он оставляет неизгладимое впечатление. Главным зданием ансамбля,противостоящим входу, была мечеть с огромной аркой, поддерживаемойвосьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом.Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался интерьер.Мечеть Биби-Ханым свидетельствует о смелости замысла и вдохновенном мастерствесоздавших ее зодчих. Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов—Гур-Эмирв Самарканде (нач. 15в.). В этом здании господствуют простые архитектурныеобъемы: восьмигранник основание, цилиндрический барабан и огромный ребристыйсине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стеныоблицованы мрамором, резным стуком, покрыты орнаментальными росписями, вокругнадгробий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двериотличаются тончайшей ювелирной работой. Строгой красотой выделяется надгробиеТимура из темно-зеленого нефрита.
Зодчество Средней Азииконца 14 — начала 15 в. находилось в тесном взаимодействии с архитектуройсоседних стран и оказало на нее большое влияние. В 15 в., несмотря па то чтоимперия Тимура распалась па ряд феодальных самостоятельных государств,культурно-художественные связи между пародами Среднего Востока продолжалиукрепляться. В первой половине 15 в. застройка Самарканда, Бухары и другихгородов Средней Азии была продолжена внуком Тимура Улугбеком, который былвыдающимся ученым-астрономом своего времени. На площади Регистан в Самаркандебыло воздвигнуто медресе Улугбека (1417—1420). Планировка медресе взначительной мере объяснялась замкнутым характером высшего мусульманскогоучебного заведения, в котором студенты не только учились, но и жили. Открытыйпрямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи дляучащихся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стенывысятся четыре айвана, служившие местом для занятий. Медресе Улугбекаотличается стройностью пропорции, единством архитектурных форм и изысканнойкрасотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всюпрелесть и свежесть чистых красок.
Строительствопродолжалось в Средней Азии и в последующие столетия. Значительные сооружениявоздвигались в Бухаре в 16 в. В Самарканде в 17 в. был создан знаменитыйансамбль площади Регистан. Величественный ансамбль господствует над низкойжилой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из трех медресе,расположенных симметрично па трех сторонах почти квадратной площади: с западнойстороны находится уже упомянутое медресе Улугбека, с востока и юга — медресеШир-дор и Тилля-карн, сооруженные двумя столетиями позже. Фасады медресерасположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как открытый содной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Геометрическичеткие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешиваетсясвободным взлетом стрельчатых арок порталов, мощными вертикалями минаретов. Вспокойном величии застыли архитектурные колоссы, стены которых, купола, пилоныи минареты сверкают под южным солнцем яркими красками изразцовых узоров инадписей.
Испания.Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра, основная частьпостроек которого относится к 14 в… Дворец расположен на высоком холме. Онокружен крепостной стеной красного цвета (по-арабски «красная» — «ал-хамра»).Дворец поражает богатством интерьеров, предназначенных и для пышных приемов идля интимной жизни восточного властелина. Основные помещения группируютсявокруг двух больших открытых дворов — Миртового и Львиного. Но планировкаАльгамбры, в которой нет строгой симметрии, отличается свободой. Расстановказаполняющих дворы тонких колонн кажется случайной. Сталактиты, словногигантские соты, спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизахразвертываются сложные, построенные на сочетании голубого, красного и золотого,орнаментальные узоры. В убранстве интерьеров применены разноцветные мрамор икамень, раскрашенный алебастр, мозаика и люстровые керамические изделия. Вархитектуру дворца органически включены вода и зелень. Бьющие из фонтановсверкающие струн воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Ихотражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатлениелегкости и хрупкости архитектурных форм. Альгамбра переносит человека в мирволшебной восточной сказки, покоряет строгим спокойствием, внутренней гармониейи чувством меры.
Строительство мечетиначалось по распоряжению султана, которому было тогда 19 лет. По преданию, онхотел из-за некоторых грехов юности умилостивить Аллаха. К тому же он подписалс одним из правителей династии Габсбургов договор, в котором признавал тогоравным себе. Это, видимо, и было решающим моментом: султан счел себя обязаннымпублично проявить свою веру и особую приверженность исламу. АрхитекторМехмед-ага завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Миновав трое ворот вовнутреннем дворе мечети, можно подойти к внешней колоннаде из гранита, на крышекоторой 30 маленьких куполов. Большой внутренний двор мечети окружен пор тиками.В центре его располагается шестиугольный фонтан, опоясанный шестью колоннами сострельчатыми арками. Такие фонтаны часто встречаются в мечетях и имеют вполнепрактическое значение: здесь верующие совершают омовение. В мечети (со стороныплощади Атмейдан) имеется въезд, через который султан, не слезая с коня, могпопасть в свои покои в мечети.
Основание мечети —прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Купол диаметром у основания 33,6 метралежит на барабане, который опирается на 4 полукупола. Все это поддерживаетсячетырьмя мраморными столбами, диаметр каждого из которых равен пяти метрам.Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которыеувеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создаетсявпечатление необыкновенного простора. Очень интересно в мечети расположениекуполов. Большой центральный купол окружен четырьмя полукуполами, а под ниминаходятся еще четыре купола. Эта структура полностью раскрывается только внутримечети. Четыре больших, стоящих на слоновьих ногах колонны держат всю купольнуюконструкцию. Почти ослепляющий эффект многих тысяч плиток мог бы статьнавязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объемным, а свет неструился бы из 260 окон.
Стены почти от пола доверхнего ряда окон покрыты цветной майоликой, среди которой преобладаетголубая. Это дало мечети Ахмеда второе название — Голубая мечеть. Михраб изцветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что измрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) врамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша,обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаныиз белого мрамора. Пол мечети покрыт толстым, в основном выдержанным в красныхтонах ковром, однако доминирующее впечатление создается голубизной плиток,которые в количестве более 200 000 украшают мечеть внутри. Здесь встречаются вомножестве оттенки голубого и синего, и только при ближайшем рассмотрении можноразличить и многочисленные другие цвета.
Индия.Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра,который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи.Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии ВеликихМоголов к своей жене — красавице Мумтаз Махал (в девичестве — Арджуманад БануБегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийскогоправителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. В 1612 годув девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшегозатем падишахом Шах-Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозныйДжангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены — «Украшением дворца»(Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач,философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет,отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодуюжену, что «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». А ведь унего, как у любого восточного правителя, был гарем — и большой.
В 1629 году, через годпосле восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился наюг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено,наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда неразлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках, родив емучетырнадцатого ребенка. Горе его было настолько велико, что он хотел покончитьс собой. Сначала Мумтаз похоронили в городе Бурханпуре (территория нынешнегоштата Мадхья-Прадеш), поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишьчерез шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над еемогилой вознесся мавзолей, который (по замыслу Шах-Джахана) должен был статьсимволом красоты его усопшей супруги. Строительство пятикупольного зданиямавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда вИндии, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 год). ВысотаТадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В Основании памятника лежитквадратная платформа со сторонами более 95 метров. По углам мавзолеяподнимаются четыре минарета. Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором,снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках —ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенеслана камень 14 из 114 сур Корана.
В строительстве этогограндиозного сооружения участвовало до 20 000 человек. Имя архитектора,воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают созданиеэтого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучениеархитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в немвоплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместес монументальным искусством древней Индии. «Создатель Тадж-Махала, даровавсвоим искусством, бессмертие Шах-Джахану, сам не пожал славы, хотя и создалтворение, которое является самым значительным во всей истории индийскойархитектуры. В те времена мастера оставались безымянными», — с горечью говорилиндийский исследователь С.Н. Канунго. Но другие ученые автором этого шедевраназывают разных, но вполне конкретных лиц. Однако наиболее широкораспространено мнение, что в разработке проекта Тадж-Махала приняли участиелучшие зодчие Индии и других стран Востока во главе с агрским архитекторомУстад-Исой. Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавшийнезаурядным художественным вкусом.
Вокруг Тадж-Махала вАгре Шах-Джахан посадил великолепный сад, построенный по принципу Чар Бага: научастке земли, разделенном на четыре части. В центре находится мраморныйводоем. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центресада, Тадж-Махал расположен в его начале. Вдоль оросительного канала сфонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполамичетырех минаретов. Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахандумал возвести еще одну гробницу — для себя. По замыслу, его мавзолей долженбыл воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а изчерного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Однако планы изамыслы Шах-Джахана не осуществились. Когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос,кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дара-шикол, былединомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира синдусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы ивельможи стеной стояли за второго сына — Аурангзеба, жестокого и мрачногомусульманского фанатика. Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками.Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождатьтрон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать. Сколькоеще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его вкрепость.
… Шел 1659 год. Утюремного окна стоял Великий Могол Шах-Джахан, властитель Индии, величиекоторого было безграничным… Имя которого повергало в трепет… Взглядкоторого был страшнее молнии… Теперь у него ничего не было. У тюремного окнастоял больной немощный старик, у которого в жизни остались только две радости:похлебка, которую приносили только вечером, и узкое окно-бойница в стене. Окноне вмещало в себя ни рыжих пропыленных долин, ни темных кущ манговых деревьев ухрамов, ни глиняных кубиков деревенских домиков. Из тяжелой каменной рамы окнабыл виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены. Тяжелобольной, отстраненный от власти, Шах-Джахан часами смотрел из агрской крепостина Тадж-Махал, где покоилась Мумтаз Махал, которую он так любил. А после смертии он был погребен в этой же гробнице, в одном склепе с Мумтаз Махал. Сейчаспрямо над склепом, в центральном зале, украшенном орнаментом из золота исеребра, лежат две каменные плиты: одна — над могилой Мумтаз Махал, другая —над могилой Шах-Джахана. О Тадж-Махале сложено много легенд. А многие юноши,страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой,что на том свете добьются расположения возлюбленной. Потом входы на минаретызакрыли, чтобы охладить влюбленных, жертвующих жизнью.
Тадж-Махал в Агре сталодним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества. Мрамор стен, агатыи алмазы, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы,днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны — таковТадж-Махал, воспетый сотнями поэтов.

Список литературы
 
1. ВласовВ.Г. Мусульманское искусство
2. Большой энциклопедический словарьизобразительного искусства


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.