Реферат по предмету "Культура и искусство"


Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья. "Иезуитский орден"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Кафедра экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ
 
по курсу«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
тема: Монашеские ордена, историяих возникновения и роль в структуре средневековья, «Иезуитский орден»
Студентки 2 курса, 3 потока, группы Б
Факультет непрерывного
образования, заочного отделения
№ з/к 05-227
Прохор Надежды Борисовны
адрес: ул.Социалистическая 36-30
231900, г.Волковыск
Гродно 2006

План
 
Введение
1.  Причины создания ордена Иисуса.
2.  Основатель ордена иезуитов — ИгнатийЛойола:
·  жизнь Лойолы до обретения веры;
·  рыцарь св. Девы Марии;
·  проповедник Лойола.
3.  Устав ордена.
4.  “Мораль” иезуитов.
5.  Орден Иисуса во главеконтрреформации.
Заключение
Используемая литература

Введение
Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные чертысредневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. Спобедой христианства связана полная переориентация всех духовных устремленийкультурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм.
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась нес возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуациирасцвета монастыря изамка.
История Средневековья это борьба:
· городов сфеодальными синьорами;
· за самоуправлениеили независимость;
· за судебныйиммунитет и освобождение от податей;
· за признаниегорожанина свободным человеком.
Основные компоненты средневековой культуры: культурарелигиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
A. Религиозно-церковнаякультуранаиболее развитая в ней нашло отражение христианское миросозерцаниесредневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным повертикали и полным противоположностей: земного и небесного, священного имирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Бог — первоначало,«несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть — царство низменного,греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполовправославных церквей и шпилей готических соборов.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятникахархитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей.
Б. Культура светская, феодальная, рыцарскаяопределяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразныйнравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову,вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно кженщине, остаются значимыми и в современной культуре.
В. Культура народная. Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертиянародная культура противопоставляет идею бессмертия телесного.
Этапы развития средневековой культуры:
1. Культураварварских государств (V — IX вв.).
2. Культура временигосподства романского стиля (X — XII вв.)
3. Культура готики (XIII — XVI вв.).
Особенность культуры варварских государств – слияниекультуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римскойантичности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценныхкамней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля — господство церкви;создание монастырей — очагов культуры; строительство крепостей. Появлениероманского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а такжеи рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики - развитие городов; появление новойсоциальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарскойкультуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов — «из камней феодализма и обломков римскогоправа складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г.Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma — Рим) и указывает на его связь сантичной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего воФранции (XI в.).
XIII — XIV в.в. — время расцвета готическогостиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов,культуры, литературы.
Черты духовной культуры Средневековья:
1) доминированиехристианской религии(новая мировоззренческая опора сознания);
2) традиционализм,ретроспективность (анонимностьпроизведений, ограничение свободы творчества рамками нормированногомировоззрения);
3) символизм (текст,Библия, — повод для размышлений);
4) дидактизм (деятели средневековой культуры — проповедники, преподаватели богословия);
5) универсальность,энциклопедичность знания;
6) рефлексивность, (роль исповеди в духовной жизничеловека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь»Августина);
7) историзм (идея неповторимости событий, ихединичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).
Особенности культуры Средневековья:
1. догматизм,авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика — учение отцов церкви, основноерелигиозное направление переходной эпохи).
2. противоречивость — эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходекоторого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только кБогу.
3. двойственностьонапроявлялась и на уровне отдельного человека (носителямипротивоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).
4. разделение мирана: мир Бога и мир человека.
5. рыцарскаякультура.
6. появление новыхформ и жанров литературы: роман, сатира и т.д.
7. появлениенациональных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

1. Причинысоздания ордена Иисуса
В первой половине XVI века католицизму в рядезападноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная иподчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную властьнад всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в историиполучили название “реформационные”.
Однако самыми страшными — и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира — была народнаяреформация: движение низов — части городского плебейства и крестьян. Эти массы,выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплотыкрепостничества — монастыри и замки светских феодалов.
События, разыгравшиеся вЗападной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому временикатолическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не тольков Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своихсторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.
В центре феодальнойреакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерноеукрепление своей власти. Однако церковь понесла большие экономические иполитические потери. Католицизму не удалось восстановить свое влияние вбольшинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующееположение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические иантифеодальные массовые движения все еще вспыхивали.
Эпоха реформации показаламассам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьейкары может быть отнята у церкви, но что и “священное писание” не безупречно –об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить.
Чтобы решить такиеобширные политические и идеологические задачи, требовались новые силы,специально подобранные и обученные. В этом отношении папство не могло уверенноопереться на прежние монашеские ордена. Они, во-первых, были плохоприспособлены к столь “высокой” политике, а во-вторых, своим невежеством,алчностью и прочими неблаговидными качествами давно успели осрамить себя внароде.
В XVI веке для решения этих задач сталисоздаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден,названный “Обществом Иисуса”. Он отличался от всех орденов католической церкви.Иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путемпроникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесносвязаться с влиятельными политическими деятелями, с земледельческой ифинансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественнуюжизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелойреакции – таковы цели, которые поставили иезуиты.
 
2.Основатель ордена иезуитов — Игнатий Лойола
Основателем орденаиезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола. Его биографами являютсяиезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян.Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и теотдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который,по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимсясвязям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свитуФердинанда III. Праздная жизнь среди богатыхпридворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую,чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это былмолодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военнойславы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвоватьвсем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. Вцарствование Фердинанда IIIвоенные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав всвою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, чтобезумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя — герцога ипользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук КарлосI, впоследствии объявленныйимператором Карлом V. В 1520 годуКарл V решился начать войну против Франции.
Испанские войскадвинулись из Кастилии в Капитонии, быстро покорили южную Наварру. Крепостьважнейшего города Наварры, Памплун, защищал от французов тридцатилетний Лойола.В бою его тяжело ранило в обе ноги. Пощаженный противником, он был с переломамиотправлен на излечение домой, и вскоре с ужасом узнал, что одна костьсрастается криво. Это несчастье оказалось невыносимым, потому что не оставлялонадежд на возвращение к военной жизни. Призванные хирурги нашли необходимымсломать кость, чтобы срастание шло успешнее. Легко вообразить, как мучительнабыла операция при тогдашнем уровне хирургии; однако Лойола выдержал все. Костьсломали, и она срослась опять, но когда лубки сняли вторично, возле коленаобнаружили выдававшийся кусок кости, который мешал ходить. Больной настоял,чтобы этот кусок отпилили. Когда оказалось, что, благодаря ранам, одна ногастала короче другой, то Лойола, надеясь их сравнять, согласился, чтобы емувытягивали ноги особенным воротом. Новая пытка стоила предыдущих, но изуродованнаянога осталась короткой на всю жизнь.
Эту любопытную историюприводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, волии попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким онвпоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала передиезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно,нельзя – это была волевая натура.
Прошло время острыхстраданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидаяокончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, ноприходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовалрыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына,подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение егозаинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы подвлиянием этого чтения совершился внезапный перелом – он пришел к уверенности всвоем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то нибыло, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставилаЛойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога,Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.
Приняв твердое намерениеначать новую жизнь, Игнатий Лойола в марте 1522 года тайком покинулродительский дом. Свои новые планы он начал осуществлять так, как подсказывали“жития” и рыцарские романы: переночевал в часовне богородицы, которую избралсвоей покровительницей, оставил оружие, затем сменил офицерский мундир налохмотья, стал нищенствовать и расположился в пещере недалеко от Манресы.Именно в ней он написал книгу “Духовные упражнения”, которую иезуиты сделалиодним из главнейших своих практических руководств. В это время, по словамиезуитских биографов, у него были сверхъестественные “озарения” и “видения”.
В феврале 1523 годаЛойола, объявив своим друзьям – о своем намерении отправиться на поклонениегробу Господню в Иерусалим и затем обратить в христианство всехсарацин-мусульман, покинул Манресу.
В Иерусалим он прибыл всентябре 1523 года. Там находилось представительство ордена францисканцев.Когда Лойола явился туда познакомиться, его подняли на смех. Францисканцыпопытались объяснить, что затея его бессмысленна – что его не смогут выслушать,что содержание его будущих проповедей сомнительно с католической точки зрения.Вполне вероятно, что францисканцы были к тому же недовольны появлением этогокрасноречивого конкурента. Как бы то ни было, напуганный и растерявшийся Лойолапустился в обратное плавание.
Нисколько непоколебимыйгодом неудач, Игнатий Лойола понял, что с его скудными познаниями не достигнутьцели и, вернувшись в Барселону, прежде всего засел за латынь, о которой имелсамое туманное представление, тогда как на этом языке средневековой ученостибыли написаны богословские и богослужебные книги. Параллельно с учением Лойоластал приводить в исполнение свой другой план – вербовки сотоварищей; мало того,он не оставил старой привычки исправлять согрешивших поучениями и проповедями,подавая пример строгим образом жизни. В городе скоро заговорили о суровомпроповеднике нравственности, и вокруг него стал образовываться кружокревностных последователей. Лойола выбрал себе четырех учеников и этим положил основудуховному товариществу. Молодые дворяне не переставали зубрить латинскуюграмматику. Через два года, не окончив курсов, они отправились в Алкалу, чтобыпоступить в университет.
Лойола поступил на курсыв университет и повел тот же образ жизни, какой он вел в столице Каталонии.Вокруг него стали собираться кающиеся, о нем заговорили по городу. Здесь Лойолабыл арестован “святейшей” инквизицией: на него донесли как на еретика –настолько странное впечатление производили его речи даже в Испании, видавшей всякиеобразцы проповеднического рвения. Однако все обошлось благополучно – у него неоказалось за душой ничего, кроме фанатизма, слепой преданности папе итщеславия.
В Саламанке, куда Лойолаотправился после того, как ученики отреклись от него чтобы получить обучение,произошло то же самое. Записавшись на университетские курсы, Лойола вел тотстрогий образ жизни, что в Алкале. После ареста Лойолы была рассмотрена егокнига “Духовные упражнения”, в которой не было найдено ничегопротивохристианского в духе католицизма, к тому же книгу оценили как неумелонаписанную.
В январе 1528 года Лойолаприбыл в Париж. Как совершил он свое путешествие, что случилось с ним дорогою,остается неизвестным, хотя ко времени своего появления в Париже он во многихотношениях изменился. Оставаясь прежним ревнителем своеобразно понимаемогохристианства и нравственности, Лойола практически поумнел, перестал подвергатьсебя публичному осмеянию. Только в Париже и смог Лойола по-настоящему увидетьтрудное положение церкви. Это были годы подъема антифеодальных и реформационныхдвижений. В Париже печатались сочинения против протестантов, проникали сюдатакже протестантские книги против католицизма и папства; один богословскийдиспут сменялся другим.
И Лойола пришел к мысли,что настало время для “подвижничества” совсем особого, что нужен орден ещенебывалый, который стал бы надежнейшей опорой пап в борьбе с врагамикатолической церкви. Понадобилось несколько лет, пока Лойола обдумал этотзамысел, завербовал группу последователей и собрал сумму денег, нужную дляначала.
15 августа 1534 года Лойола и шестеро его приверженцевсобрались в одной из парижских церквей и принесли монашеские обеты, прибавив кним новый обет беспрекословного повиновения папе. Этот день, собственно, иследовало бы считать первым в истории ордена иезуитов.
На римском престоле в этовремя был Павел III. Он не былсклонен увеличивать число духовных орденов и ссылался на то, что уже имеетсядостаточно орденов и что вообще устройство новых орденов запрещено курией.Папа, разумеется, одобрял фанатическое рвение последователей Лойолы, которые ктому времени уже успели отличиться в словесной борьбе с протестантизмом. Павелеще долго колебался, и орден иезуитов был официально утвержден лишь 27сентября 1540 года.
В планах Лойолы Павел III увидел возможность исполнить своедавнишнее желание – создать нечто вроде отряда папских янычар, которыебезоговорочно служили бы своему повелителю в борьбе с ересями и с церковниками,требовавшими ограничить власть пап. Он считал важным то, что Лойола стоварищами отдавали себя в его полнейшее распоряжение, и не упустил указать этов учредительной булле, где подчеркнул, что они “посвятили свою жизнь на вечноеслужение… Христу, нам и преемникам нашим – римским первосвященникам”.
Именно поэтому, решившисьутвердить новый орден, названный “Обществом Иисуса”, Павел III заспешил и даже не стал дожидаться,пока будет окончательно написан устав. Лойола только начал составлять уставпочти через год. Надо было писать по-латыни, но так как он не смог выучитьсяофициальному языку католической церкви, то сочинял по-испански, а другиепереводили на латынь.
Своеобразие иезуитскогоордена сразу бросалось в глаза. Старые ордена имели свои монастыри – у иезуитових не было. Прочие монахи обязательно носили рясы – иезуит мог ходить и всветской одежде, если этого требовали интересы церкви; он мог даже скрыватьсвою принадлежность к ордену. Но главное различие заключалось не в этих внешнихчертах.
Старые ордена тожестремились укрепить пошатнувшийся престиж католической церкви. В свое времяпапы пытались прикрыть сребролюбие, чревоугодие и разврат церковной верхушкигрубыми рясами монахов нищенствующих орденов и строгостью монастырских уставов.И все-таки охватившее церковь разложение нагляднее всего проявилось именно вмонастырях. Ко времени Лойолы они повсеместно стяжали недобрую славу какбезжалостные эксплуататоры крестьян, оплоты дикого мракобесия.
О том, как хорошо понялЛойола новые требования папства, свидетельствуют многие документы, написанныеим самим или при его участии. Прежде всего это орденский устав, затем ещераньше написанная Лойолой книга “Духовные упражнения” и им же законченные в1555 году “Конституции” ордена. Уже эти три основных документа являютсяубедительным доказательством остроты дворянского классового чутья Лойолы и егосподвижников.
31 июля 1556 года главаордена, создавший грандиозный по своему значению институт, скончался. Следующимгенералом стал бывший соратник Лойолы Лайнес.
3.Устав ордена
Устав предписываетстрожайшую субординацию, требует слепого повиновения старшим, рассматриваетглавные стороны деятельности ордена. Лойола дал иезуитам название “воиновхристовых”. Быть “воином христовым” значило быть по-военномудисциплинированным, больше того — быть рабски послушным. Столь крайняя степеньдисциплины основывалась на возвеличивании авторитета начальника. Наконец,Лойола требовал, чтобы ради укрепления церкви и власти римского папы иезуиты неостанавливались даже перед совершением тягчайших грехов.
Члены иезуитского орденаобязаны быть безразличными и решительно разорвать все свои родственные связи.Устав возбраняет иезуитам какую бы то ни было духовную или светскуюдеятельность, если она не разрешена орденским начальством. Иезуиту запрещеновладеть личной собственностью, чтобы он не отвлекался “мирскими” интересами отинтересов ордена.
Лойола ценил аскетизм какдисциплинирующее и закаляющее средство, а потому он охлаждал пыл тех своихпоследователей, чье увлечение аскетизмом начинало вредить интересам ордена.Так, вопреки всем церковным правилам, больных иезуитов Лойола заставлял есть впост мясное и сам подавал в этом пример, хотя в обычных условиях не могло бытьи речи о нарушениях поста.
Молитва по нескольконочей подряд, самоистязание, долгое воздержание от пищи считались у иезуитов“душеспасительными” занятиями, но Лойола не позволял переходить меру. Онполагал, что иезуит, слишком много думающий о собственной душе, становитсянеполноценным как член воинствующего ордена.
Организационноеустройство и внутренние правила ордена тщательно обдуманы во всех подробностях.Каждому иезуиту положено пройти многолетний “искус” — несколько степенейпосвящения. За это время проверяются его качества и способности. Здесь всерассчитано так, чтобы до пределов развить в молодом иезуите фанатизм, самообладание,физическую выносливость и так далее.
Вступление в орденначинается долгой муштрой в специальных учебных заведениях. Лишь немногие членыордена, зарекомендовавшие себя как самые отъявленные враги науки, культуры ивсякого прогресса, могут достичь звания професса. Но и эта отборная иезуитскаяверхушка делится на разряды: переходя во второй, последний разряд, професс попримеру первых иезуитов в дополнение к обычным монашеским обетам дает особыйобет — повиноваться папе.
Переход члена ордена от однойстепени посвящения к другой возможен лишь при том условии, что начальники всовершенстве знают и одобряют все его помыслы и склонности и убеждены в егопреданности иезуитскому делу. Отбору надежных для продвижения на высшую ступеньпомогают внушаемое иезуитам доверие, а также система обязательного шпионажа идоносов всех на всех.
Что касается внутреннегоуправления ордена, то во главе его стоит генерал избираемый верховным советом иутверждаемый папою. Деятельность главы ордена заключается в непрерывномруководстве и контроле всех действий членов.
Для удобства управлениядеятельностью иезуитов, разбросанных по разным странам, орден разделил весь мирна особые районы — провинции. Во главе каждой из них стоит так называемыйпровинциал, которому подчиняется местная орденская иерархия.
Первым генераломиезуиты избрали Лойолу. Сначала он счел нужным публично показать пример смирения и отказатьсяот должности. Лишь после нескольких голосований он соблаговолил дать согласие.По уставу генерал зависит от своего тайного совета — “генеральной конгрегации”,состоящей из ближайших его помощников. Члены этого совета формально вправе приизвестных обстоятельствах даже низложить генерала и избрать нового. Но за всюисторию иезуитского ордена такого случая не было. Генерал властенсамостоятельно изменить статьи устава, обеспечивая себе полную безнаказанность.
В сравнении с другимиорденами “Общество Иисуса” вначале было малочисленно. Быстрого увеличения числаиезуитов, очевидно, не ждали: учреждая орден, папа Павел III даже запретил принимать в него больше60 человек, но вскоре ограничения отменили, и в год смерти Лойолы орден имелуже около тысячи членов разных степеней.
Самым важным делом дляордена была “обработка” влиятельных представителей господствующего класса. Серьезноезначение Ватикан придавал также вмешательству иезуитов в международнуюполитику. Еще один путь — миссионерство, которым занимались и почти все другиеордена, чтобы превращать в католиков тех, кто никогда ими не был, а главное — улавливатьпротестантские души и возвращать их под папское ярмо.
С самых первых летсуществования “Общества Иисуса” где бы не появлялись иезуиты, они стремилисьтотчас же устроить свои школы — коллегии. В них преподавали начатки арифметики,геометрии, астрономии; латинская и греческая грамматика, а также риторика идиалектика. Над всем этим стояло, разумеется, богословие.
Особое значение иезуитыпридавали высшим школам. Университеты были охранителями реакции в науке, подвидом научных проблем изучались вымыслы богословов, подменявших исследованиеприроды бесплодными умствованиями.

4.  “Мораль” иезуитов
 
Иезуиты разработали“систему морали”, которую следует назвать системой оправдания безнравственныхцелей и средств.
В те времена действовало- где фактически, а где и официально — правило: “чья власть, того и вера”, онотребовало “обращать” подданных в веру их властелина и юридически оправдываловсе совершавшиеся при этом насилия. Иезуиты отлично поняли.
Что при такихобстоятельствах можно многого достичь, постаравшись “завоевать” прежде всегосамого феодала, чтобы затем напустить его на подвластных “еретиков”.
Для народа былиприготовлены в случаях сопротивления на выбор либо крестильная “святая” вода,либо орудия пытки и казни.
История распространенияиезуитов по любой стране Западной Европы в этом смысле однообразна.
Ее начальный период вездеи всюду — борьба за влияние на королей, аристократию, дворянство вообще.
Добившись ихблагосклонности, иезуиты действовали с помощью их денег и солдат.
Иезуиты тщательноразработали теорию пробабилизма, суть которого состоит в том, что приразногласии авторитетов о дозволенности или недозволенности какого-либопоступка можно избрать любое их мнение и руководствоваться только им.
Более того: в однихусловиях допустимо основываться на одном из противоречивых мнений, в других же- на любом ином, даже если оно во всем противоположно первому.
“Система морали”,согласно которой можно грешить и одновременно делать грех недействительным,стала в руках иезуитов гибким средством к “уловлению душ”, к развращениюмножества людей, к укреплению влияния иезуитского ордена и к поддержкепошатнувшейся власти римских пап.

5.Орден Иисуса во главе контрреформации
орден иисусиезуит культура
В мировую политикуиезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католическойреакции. К топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищренияпробабилизма и человеконенавистническую проповедь. Все это должно было освятитькровавый разгул карателей, придать ему легкий “возвышенный” смысл.
Однако в католическоммире не было полного единства в отношении к папской политике. Даже средицерковников не существовало общих взглядов; духовенство некоторых странстремилось создать национальные церкви, часть церковников требовала подчинитьпап воле соборов.
Пытаясь укрепитьмеждународные позиции Ватикана, папы одновременно хотели навести строгиепорядки в собственном, церковном доме. Требовалось прежде всего связать рукитой части духовенства, которая желала ограничить власть пап.
Это было сделано вовторой половине XVI века, исделали это иезуиты. Полем битвы стал церковный собор, созванный папой Павлом III в 1545 году в тирольском городеТриденте.
Чтобы отстаиватьпервенство папского престола Павел III прислал множество своих приверженцев под видом легатов а, кроме того,просил Лойолу командировать на собор лучших богословов. Иезуиты явились вТридент и стали вмешиваться во все учено-богословские споры. Временамиразногласия доводили чуть ли не до рукопашной. Заседания прерывались на годы.Закрылся собор только в 1563 году.
Тридентский соборзакончился победой папской группировки. Он помог папам сплотить и двинуть внаступление силы католической реакции. Он облегчил распространение иезуитов постранам Западной Европы, но это не значит, что орден иезуитов совершал тамтриумфальное шествие.
Напротив, “ОбществоИисуса” постоянно сталкивалось с серьезными препятствиями — следствие крайнейсложности классовых, национальных, международных и религиозных отношений тоговремени. Например, исключительные трудности испытывали иезуиты, пытаясьобосноваться в Испании. К первым иезуитам, прибывшим в страну в 1543 году, КарлV отнесся с крайней неприязнью. Онотказался взять к себе в духовники члена “Общества Иисуса”. Ободренные этим,старые ордена резко выступили против новоявленных конкурентов.
В Португалии иезуитамповезло с самого начала. Король этой страны Иоанн III, искавший верных средств к истреблению ереси,обратился к папе с просьбою прислать иезуитов. Лойола избрал для этой миссиидвоих иезуитов. После 1543 года у большинства аристократов Португалиидуховниками были иезуиты. Вскоре они проникли в Бразилию, в 1549 годуутвердились там.
Проникнуть во Франциюиезуитам стоило больших трудов. Когда еще зарождался их орден в этой стране двадесятилетия распространялось лютеранство. Позже туда проник кальвинизм.Политика сторонников укрепления королевской власти и территориального единстваФранции породила галликанизм — движение за создание французской национальнойцеркви, независимой от Рима. Попытки легализоваться, первоначально предпринятыеиезуитами во Франции, окончились неудачей. Парижский парламент и Сорбоннаосудили последователей Лойолы. Генерал иезуитов предложил притаиться. В 1547году на престол вступил Генрих II,муж знаменитой Катарины Медичи; благодаря итальянской принцессе, иезуитынахлынули во Францию и пользовались политическим влиянием.
В Нидерландах иезуитампротивостояло мощное национально-освободительное движение народа, религиейкоторого были, главным образом, кальвинизм и лютеранство. Первые шаги иезуитовв стране были осторожны. Но постепенно число их возросло, были основаныколлегии в Антверпене, Мастрихе, Брюсселе, Генте и в других больших городах.
Особое внимание иезуитовпривлекла Германия — родина реформации. Первые этапы религиозной и политическойборьбы прошли без участия иезуитов. Настоящее наступление на Германию началосьв 1542 году. Орден Лойолы с большой ловкостью использовал сложнейшую обстановкув этой стране, где религиозный вопрос имел первостепенную политическуюважность. В землях католических князей иезуиты основывали свои коллегии,захватывали университеты. Вскоре к ним стали прибывать подкрепления из“Германской коллегии”, которую папа и Лойола учредили в Риме. Нарушения правпротестантов все учащались. Затем начались форменные гонения: закрытиепротестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное “обращение”населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и другихземлях католический лагерь, в котором видную роль играли иезуиты, перешел внаступление. Хотя католики во всей Германии составляли не больше третинаселения, их лагерь обнаружил больше сплоченности, чем протестантский.
Таковы были первые годыжизни ордена иезуитов, созданного Лойолою. В 1549 году умер Павел III и на престол вступил Юлий III; этот папа также покровительствовалордену и дал ему еще несколько привилегий. Юлия III сменил Марцелл в 1555 году, проживший на престолевсего 23 дня, и затем папою был избран недруг Лойолы, кардинал Караффа подименем Павла IV. Новый первосвященник относился кордену сдержанно. Больной генерал скончался 31 июля 1556 года, не назначив себепреемника. Претендентами на главенство в ордене явились Паланка, Бобадилья иЛайнец. Последний одержал верх на выборах 2 июля 1558 года, и Павел IV признал его вторым генералом иезуитов.
 

Заключение
 
Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитииЕвропы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальныеязыки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру:развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты,искусство во всех основных его видах.
 В заключении хотелось бы кратко охарактеризовать Ордениезуитов с указанием их основных целей. Основан в 1540 году, стал одной излучших в мире шпионской сетью. Слово «иезуит» стало нарицательным, обозначаяжестокого коварного лицемера и предателя.
Не менеепечально знамениты и воинственные монашеские ордена — Тевтонский,Ливонский, орден Меченосцев и их крестовые походы на славянские земли, вкоторых они жгли и мучили невинных людей.
В это жевремя создаются нищенствующие монашеские ордена, члены которых ходили поЕвропе, прося подаяние и ведя разнузданный образ жизни. Много молодежи,прельщенной столь вольной жизнью, последовало за ними, погубив свою жизнь.
Итак,дальнейшее отступление привело к появлению:
—монаха-инквизитора, палача;
—монаха-воина, завоевателя;
—монаха-шпиона;
—монаха-вымогателя.
Анализируявышеизложенное мы ни в коем случае не должны забывать о том, что монастырислужили центрами подлинной духовности и центрами книгописания, что средимонахов много было искренних, глубоко верующих миссионеров, которые несли СловоБожье людям. Но весь ужас состоял в том, что за монахом-миссионером шелмонах-воин и монах-инквизитор. Приобщение людей к истине нередко достигалось спомощью грубой военной силы. Многие монастыри в Западной Европе сталисредоточением содомии, омерзительных нравов и грехов.
Если мыпроанализируем, сравним христианское монашество с монашеством восточныхрелигий, мы найдем при различных внешних формах практически идентичноесодержание. Как в христианстве, так и в восточных культах монастыри объединялоследующее:
1. Цель их появления — отказавшись отмирских благ, покинув греховный мир заработать спасение и вечную жизнь(получить совершенство и слиться с божеством — на Востоке).
2. Достижение спасения(совершенствования) умерщвлением греховной плоти.
3. Истязание плоти изнурительнымипостами, ночными бдениями, ношением грубой одежды и обуви (или ходили босиком влюбое время года), самобичеваниями (люди добровольно заковывали себя в колодки— руки, ноги и шею так что нельзя было двигаться и лежать, а только сидеть внеудобной позе до потери сознания, сидели в клетках месяцами, а порой и годами,так, что нельзя было ни сесть, ни встать, ни вытянуться во всю длину своеготела и пр.).
4. Добровольное лишение свободы, отказот семьи, домашнего очага.
5. Отношение к политике — как правило,в большинстве своем, обладали политической властью, проповедуя невмешательствов мирские дела, на деле играли активную роль в политике, смещая и назначаямирских владык, больших и малых.
6. Обладание собственностью, нередкоэто были крупнейшие феодалы в Европе, на Востоке (они владели также деревнями,реками, землями).
7. Они являлись военной силой.
8. Они имели аппарат борьбы синакомыслием (инаковерием), иными словами, присвоили себе право обладать исовестью людей, и их волей, и их свободой выбора, данными человеку Самим Богом.
9. Проводили активную миссионерскуюдеятельность, огнем и мечом насаждая ту или иную религию.
Как видим,сходство поразительное, и эти пункты можно продолжать. Этому не стоитудивляться, ибо автор идеи монашества, отречения человека от человеческой жизниодин и тот же.
Также к монашескиморденам можно отнести и Орден доминиканцев. Основан в 1215 году Домиником(1170—1221). С 20 мая 1233 года в руки монахов-доминиканцев была переданаинквизиция. Служители своего ближнего, ученики Христа, как себя называлидоминиканцы, стали самыми страшными в истории человечества палачами. Ими были разработаныруководства для инквизиторов, системы и способы самых жестоких, нечеловеческихпыток, допросов. Имена инквизиторов-доминиканцев Торквемады и Диего Децанавечно вошли в историю как символы изощренной жестокости. Лично ими былосожжено 8800 и 2592 человека соответственно. Костры, уничтожавшие миллионылюдей, зажженные монахами-доминиканцами, пылали по всей Европе много столетий,в Испании еще и в 19 веке.
«Трибунал,называемый инквизицией, свиреп и жесток до последней степени, неуступчив ибеспощаден, так что на нем ничто нельзя выдвинуть в поддержку и на пользуистины. Выслушивание свидетелей происходит с вопиющей и варварскойнесправедливостью. Все это тем более опасно и противоречит разуму ичеловечности, что инквизиторы — люди невежественные, кровожадные, скупые,лишенные истинного познания Бога, христианской религии и ее Основателя ИисусаХриста, и что они, подобно ястребам, живут продуктом их хищений». Кстати, авторцитируемой книги был секретарем испанской инквизиции.
 

Использованная литература
 
1.  Д.Е. Михневич “Очерки из историикатолической церкви (Иезуиты)”, Москва, 1953 г.
2.  С.Г. Лозинский “История папства”, 1986 г.
3.  М.М. Шейнман “Папство”, 1961 г.
4.  А.А. Быков “И. Лойола, его жизнь иобщественная деятельность”, 1890 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.