Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мебель барокко и классицизма

Мебель Барокко
Барокко(«причудливый»). Конец ХVI-первая половина ХVIII вв. Родился в Италии, норазвитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходятк античности. Главное же, что отличает барокко, — это повышенная динамичностьформ, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии, овалы,спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формированиявыпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когдакусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляютсяочень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богатопрофилированные карнизы и рамки. Мотивами служат щиты, картуши, прихотливовьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперьизготавливается из ореха. В стульях появляется гнутая ножка. В декор вводитсяпозолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшаетсябахромой. Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.
На смену стилюРенессанс в ХVII веке пришел декоративный стиль барокко. Пышные динамическиеформы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли своеотражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, собилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладалилепка, витые колонны, подчеркнутой текучесть формы в отличие от спокойных ичетких линий стиля Ренессанс.
Сюжетами резьбы иросписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины,свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамическиекомпозиции.
Обивают мебельпреимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал для изготовления мебели —орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие креслаи стулья.
Мебель барокко (воФранции — стиль Людовика ХIV) называют также мебелью стиля Буль, по имениоснователя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-ШарляБуля. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями иинкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. В орнаментикеиспользовались мотивы античного Рима — пышные акантовые завитки, изображениявоенных трофеев, лавровых венков, мечей. Мебель в стиле Буль былараспространена не только во Франции, но и в других странах.
В ХVII веке в обиходепоявляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания;кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны ввиде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.
Мебель обиваютгобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сиденийи спинок, как то видно на (5). Рисунки гобеленов состояли из сложных композицийцветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами илентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двухножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными иприхотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале ХVIII века началипоявляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.
Классицизм (серединаХVIII — ХIХ вв.). Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизнипризывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода наантичность. Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах.Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются», линии выпрямляются, начинаетгосподствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декорсводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается ихфункция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низуколоннам. В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу,подчеркивается конструктивный принцип. Мягкая мебель обивается тканями сцветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нитижемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередкоупотребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотойотдельных деталей. Английский классицизм — это мебель в стилях «шератон»(матовая поверхность дерева, спинки в форме античной лиры или щита сорнаментом) и «хэплуайт» (легкость форм, отдельные детали сохраняют небольшойизгиб, спинки, напоминающие щит, делаются или ажурными, или мягкими).
Эпоху классицизманазывают «золотым веком» мебельного искусства. И это не удивительно. Возникшийв конце 18 века, в период социально-политических преобразований в странахЕвропы данный стиль в себе отпечаток господствовавших в то время идейПросвещения и зарождавшегося рационализма. В искусстве того времени происходилопереосмысление богатейшего наследия прошлых эпох. А основу любых произведенийискусства брались только лучшие образчики прошлого, отсеивалось все ненужное инаносное.
Для классицизмахарактерны чистые, геометрически правильные, непрерывные плоскости с ярковыраженной осевой симметрией расположения всех элементов. И хоть в мебельномискусстве античное наследие проявлялось наиболее сильно, архитектурныхэлементов в декоре встречается значительно меньше, впрочем, как и самихукрашений. Мебель приобретает более рациональный, строгий вид, становится болеедемократичной. В отделке чаще всего встречается маркетри, инкрустации иаппликации бронзовыми пластинками. В дизайне же интерьера в целом усиливаютсятенденции, тяготеющие к простоте форм.
Мебельное искусствоэпохи классицизма в разных странах имело свои отличительные особенности. ВоФранции вошли в моду комоды, письменные и консольные столы, женские письменныешкафчики, ширмы, почти лишенные украшений. В их качестве выступали структурныеребра, выделявшиеся на абсолютно гладких поверхностях. Орнаменты же напоминалидревнегреческие: меандр (геометрический узор в виде ломанной или кривой линии сзавитками), тесьма, цветочный венок или розетка. Мебель для сидения покрываласьнеглубокой резьбой, обивалась гобеленом, расшитой тканью, шелком. Из различныхпород дерева для украшения различных видов мебели предпочтение отдавалоськрасному, розовому, черному дереву, net и палисандру. Широко применяласьпозолота и лакировка по белой либо слегка розовой краске.
Стилистика английскогоклассицизма была также ориентирована на античные образцы. Однако развитие шлопо трем направлениям. Мебель художника Роберта Адама отличалась простотой ичистотой контуров с легким, не бросающимся в глаза профилированием. Его стульяи кресла были легки, ажурны, изящны. Спинки имели овальную форму, а ножкисужались к низу. Орнаменты же для украшения художник использовал те, что былинайдены при раскопках Помпеи.
Шератон в своей работеотдавал предпочтение строгому классицизму. Его мебель была максимальнофункциональна, отличалась предельно простыми, конструктивными формами. Но самоеглавное – именно он изобрел первые образцы удобной, многофункциональной мебели.
Хеппельвайт же былприверженцем французских традиций. И до сих пор его творения считают одним изсамых красивых в английском мебельном искусстве. Они покоряют своейэлегантностью наравне с тонкостью в отделке и декорировании. Именно Хеппельвайтсоздал так называемые «ушастые» кресла, которые имели к тому же большоеколичество разновидностей.
В Германии классицизмраспространялся значительно медленнее, чем в других странах Европы. Мебельздесь была более тяжела, грубовата в исполнении, многие формы для нее немцыпереняли из стиля барокко.
Наиболее оригинальноклассицизм проявил себя в Австро-Венгрии. Здесь он получил название «стильдевичьих кос». Именно на них были похожи стилизованные изображения, применяемыев отделке. Однако в целом стиль отличался простотой линий и гармоничностьюцветовых сочетаний. Для мебели характерны тщательная проработка деталей и тонковыполненное оформление бронзовых ручек дверец и ящиков, а шкафы изготавливалина основе рамочных конструкций. Шпонирование же изделий производилось в стилебарокко либо в виде шахматной доски.
Классицизм до сих порпривлекает дизайнеров своей относительной простотой и демократичностью. К томуже он «терпим» и к современным образчикам мебели. Даже шкаф-купе легко можетвписаться в классический стиль, если тщательно подобрать цвет его деталей всоответствии с другими элементами и общим оформлением помещения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Біографія Дмитра Павличка
Реферат Конепция терапевтического сообщества: отклонения и превратности
Реферат Методика работы с текстовой информацией
Реферат Методика преподавания темы "Закон всемирного тяготения" в школьном курсе физики
Реферат Методы исследования опорно-двигательной системы
Реферат Monroe Doctrine Essay Research Paper Monroe Doctrine
Реферат Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся
Реферат Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур Агробиоценотические основы земледелия
Реферат Группа как агент изменений
Реферат «Комп’ютерна злочинність в Україні: виникнення, сучасний стан І тенденції»
Реферат Реализация принципа наглядности при изучении темы физики "Электромагнитные явления"
Реферат Подростки и взрослые
Реферат Технология возведения подземной части здания
Реферат Качественные задачи, как средство развития познавательного интереса
Реферат О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся