Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурное развитие Беларуси в советский период

Культурноеразвитие Беларуси в советский период

Содержание
1. Культурноеразвитие Беларуси в советский период
1.1 Становлениеи развитие советской системы образования и науки
1.2 Успехии проблемы развития белорусской советской литературы
1.3 Архитектураи изобразительное искусство
1.4 Театрально-музыкальноеискусство и кино Беларуси
Списокиспользованных источников

1. Культурное развитие Беларусив советский период
наукаискусство литература советская
В 1917–2010 гг. Беларусипроисходили эпохальные события, не раз менявшие векторы ее культурного ицивилизационного развития.
Культурно-национальноестроительство с самого начала проходило в сложных и противоречивых условиях,которые неоднозначно оцениваются отечественными и зарубежными историками.Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Вторая мировая война, другиепереломные события и связанные с ними перемены вызвали глубокие ментальные,культурные сдвиги и цивилизационные преобразования в белорусском обществе,заставили национальную интеллигенцию переосмыслить и где-то пересмотретьмировоззренческие и духовные ориентиры. При советской власти многие деятелибелорусской культуры были поставлены (особенно в годы культа личности И.Сталина) перед выбором: либо полное приспособленчество, либо трудное (в силуобъективных обстоятельств и субъективных факторов) следование идеямнационально-культурного самоопределения белорусского народа и общенациональногогуманизма.
И все-таки белорусскаякультура в советские десятилетия сделала огромный шаг вперед. Значительноокрепла ее материально-техническая база, вырос творческий потенциал, сложиласьсистема культурно-массовой работы, громко заявили о себе творцы национального имирового масштаба.
С обретениемнезависимости на этапе экономической стабилизации белорусское государствополучило возможность создать собственную национальную модель развития.Переходный период, несмотря на все трудности, открыл перспективы качественногообновления трансформационного общества.
Мы переживаем важныймомент в культурно-цивилизадионном развитии и находимся на рубеже судьбоносныхперемен. После окончания советского периода и короткой фазы неприемлемыхлиберальных реформ страна вступила на путь эволюционного развития –органической перестройки изнутри взаимосвязанных экономической,государственно-политической, культурной систем. Уже есть определенныепозитивные сдвиги в нашем обществе, намечаются качественные изменения вхозяйственно-экономических укладах, системе управления, несмотря на известныесложности, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, растетжизненный уровень населения, что создает благоприятные условия для прогрессаотечественной культуры. Она вышла на новые рубежи, и достижения ее запостсоветский период неоспоримы.
1.1 Становление иразвитие советской системы образования и науки
В первые годы советскойвласти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом,накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов,немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздействие напреемственные процессы в культуре оказывали также вначале политика «военногокоммунизма», а затем новая экономическая политика, индустриализация,коллективизация сельского хозяйства и собственно культурная революция.
При этом нельзя непризнать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Изсоциальных низов выдвинулись талантливые управленцы, военные, организаторыпроизводства, профессиональные деятели культуры и искусства. Происходилоширокое приобщение трудящихся масс к культуре (правда, с известнымиограничениями), значительный рост их образовательного уровня. Художественное,научное, техническое творчество стало доступно людям из социальной толщи.
Политика белорусизации.Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны,завоевать доверие разных народов подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг.начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги вреализации одного из направлений этой политики (позже оно получила название«белорусизация») были сделаны после окончания Гражданской войны: открылисьбелорусские театры, высшие учебные заведения, научные учреждения, началфункционировать Институт белорусской культуры. Работали издательство «СоветскаяБелоруссия», Государственный музей и Центральный архив, Республиканская иведомственные библиотеки. Государственными были объявлены белорусский, русский,польский и еврейский языки. Для выходцев из национальных меньшинств создавалисьшколы, в которых преподавание велось на их родном языке.
Официально политикабелорусизации стала проводиться с июля 1924 г. во исполнение решения II сессииЦИК Белорусской ССР. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалосьмногостороннее развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства набелорусский язык, выдвижение уроженцев Белоруссии на ответственные должности ит.п.
Важнейшей частью культурыи в то же время коренным условием ее развития является язык, поэтому родномуязыку отводилось центральное место в политике белорусизации. Он вводился всфере управления. Активно готовилось издание словарей, учебников и пособий побелорусскому языку, соответственно велась разработка научных терминов. Ввыполнении этой задачи велика заслуга Б.А. Тарашкевича (1892–1938), Е.Ю. Лесика(1883–1940), Е.Ф. Карского (1861–1931), П.А. Бузука (1891– 1938), И.В.Волк-Леоновича (1891–1943). Учебник «Беларуская грама- тыка для школ» Б.А.Тарашкевича (1918) вводил уточненные нормы дореформенной редакции белорусскоголитературного языка.
Всего за пять лет(1924–1928) официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг набелорусском языке (для сравнения: в 1917–1920 гг. – только 42). К 1927 г.белорусским языком владели 80 % служащих республиканских органов и 70 %служащих окружных и районных учреждений. Несмотря на то что обучение в школахреспублики велось на восьми национальных языках, белорусский язык как языккоренной нации имел в те годы приоритет.
Правописание белорусскогоязыка требовало изменений, и ученые-филологи подготовили проект языковойреформы. 26 августа 1933 г. вышло постановление Совнаркома БССР «Об измененияхи упрощении белорусского правописания», ориентирующих на существенные новации вязыке. Результаты проведенной реформы не раз становились предметом дискуссий,но сегодня их необратимость уже не вызывает сомнений.
Начавшиеся в СССРпроцессы «интернационального» нивелирования снизили внимание к белорусскому языку.В конце 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришлаконтрбелорусизация.
По сфабрикованному делу отак называемом «Союзе освобождения Белоруссии» (1930) было осуждено свыше 100человек – известные государственные деятели, ученые и представители творческойинтеллигенции. Среди жертв репрессий – председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков(1892– 1937), директор издательства «Беларусь», писатель Тишка Гартный (Д.Ф.Жилунович, 1887–1939), президент АН БССР В.М. Игнатовский (1881–1931). Культурномустроительству республики был нанесен ощутимый ущерб.
Реформа и развитиеобразования. Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампанияпо ликвидации неграмотности и малограмотности. Этого в послеоктябрьский периодтребовали планы хозяйственных и культурных преобразований. Осуществлениеполитики ликбеза в республике началось с конца 1920 г. после отражения польскойэкспансии. Работа предстояла немалая: 52,6 % жителей республики в возрасте от 9до 49 лет оставались неграмотными.
При ПолитсоветеНаркомпроса БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия поликвидации неграмотности. Открывались школы и специальные пункты по борьбе снеграмотностью, а также школы рабочей молодежи, группы индивидуальногообучения. В мае 1926 г. возникло общество «Долой неграмотность», которое возглавилпредседатель ЦИК БССР А.Г. Червяков. К 1932 г. оно насчитывало 156 тыс. членов.
Проводились конференциипо проблемам ускоренной ликвидации неграмотности и малограмотности,конкурсы-смотры ликпунктов и школ, месячники «За грамотность». Борьбе снеграмотностью посвящались организуемые комсомольцами культпоходы,культэстафеты и другие мероприятия. Но это нужное дело страдало от ряданедостатков: парадности, спешки, кампанейщины, высокого отсева обучаемых, невполне качественных учебных программ и т.п.
С 1926 г. сталисоздаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеменачальной школы. В результате всех принятых мер грамотность населенияБелорусской ССР в 1939 г. возросла до 78,9 %. Массовая неграмотность, посуществу, была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республикеформировалась комплексная система образования и воспитания. В нее вошлидошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы сельскоймолодежи, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные иобщеобразовательные курсы, рабфаки, техникумы, средние школы и высшие учебныезаведения.
Уже в октябре 1923 г. вреспублике начался переход к обязательному школьному обучению. В результатеБССР первой из союзных республик в основном решила задачу обязательногообучения детей начиная с восьмилетнего возраста. Со второй половины 1932 г.была выдвинута на перспективу новая задача в области образования – всеобщееобязательное обучение молодежи в объеме семилетней школы.
Отмечая перечисленныедостижения БССР в сфере образования и воспитания, нельзя не сказать онедостатках и ошибках. Некоторые из проводившихся педагогических начинаний иэкспериментов были скороспелыми, не до конца продуманными, не все учителя имелиспециальную подготовку, не хватало хороших учебников, немало классов былоперегружено (60–75 человек). Кроме того, репрессии 1930-х гг. коснулись иработников образования.
Перевод хозяйства нановые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельскогохозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленныхкадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в1918–1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты былипреобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческийинститут в Горках (с 1925 г. – Белорусская сельскохозяйственная академия),открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусскийгосударственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многиеиз них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов. Развивалосьсреднеспециальное образование: за годы второй пятилетки техникумы подготовили19 678 специалистов.
Иначе обстояло дело натерритории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопрекиобещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, велоактивную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознаниябелорусов, принижало самобытность их культуры. Закрывались белорусские школы,гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учрежденияхи органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В1937 г. была прекращена деятельность Товарищества белорусской школы и Союзабелорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные правабелорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитиибелорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921–1939 гг.
Война, развязаннаягитлеровской Германией против Советского Союза, нанесла тяжелый уронбелорусскому народу, в том числе в сфере образования и науки. На оккупированнойфашистами территории закрылись тысячи учебных заведений. Но и в суровыхусловиях войны велась учебная работа. Около 20 высших и средних специальныхучебных заведений были эвакуированы. Весной 1943 г. на станции Сходня подМосквой возобновил деятельность Белорусский государственный университет. В1943/44 учебном году на шести его факультетах обучалось 289 студентов.
На оккупированнойтерритории детей учили в подпольных и лесных школах, было организовано тайноедомашнее обучение. Часть детей посещала так называемые «народные школы»,созданные под контролем оккупантов. Среди работавших здесь учителей были ипатриоты, с риском для жизни препятствовавшие «онемечиванию» учебных программ ипродолжавшие гуманистические образовательные и воспитательные традиции.
После освобожденияреспублики от оккупантов началось восстановление материально-технической базынародного образования и самой системы обучения и воспитания. Гитлеровцыразрушили 6808 школьных зданий, сожгли и разграбили оборудование, библиотеки,вузовские аудитории, лаборатории и учебные кабинеты, уничтожили пособия. Всястрана помогала БССР возрождать систему образования, готовить кадры учителей. С1949/50 учебного года республика смогла наконец перейти ко всеобщемусемилетнему обучению. Лучшим выпускникам средних школ стали вручать золотые исеребряные медали.
В послевоенных условиях,при острой нехватке образованных кадров в республике выход был найден вналаживании сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи. В 1950/51 учебномгоду действовали 230 школ рабочей молодежи (30 784 учащихся) и 714 школсельской молодежи (23 401 учащихся).
В 1958 г. в Белоруссии всоответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшемразвитии системы народного образования в СССР» началась образовательнаяреформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение уступило место обязательномувосьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников.Появились школы-интернаты, школы и группы продленного дня,учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы,начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло числодетских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершен переход ковсеобще му среднему образованию молодежи.
Количество среднихспециальных учебных заведений увеличилось со 102 в 1960 г. до 139 в 1985 г., ачисло учащихся в них соответственно – с 62,6 до 160,4 тыс. человек.
В послевоенные ипоследующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшееобразование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. ОткрылисьБелорусский государственный театрально-художественный институт, Минскийгосударственный педагогический институт иностранных языков, Белорусскийинститут механизации и электрификации сельского хозяйства, Минскийрадиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестскийинженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другиевузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодежи припоступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения,школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированныешкольные олимпиады.
Развитие науки. Задачииндустриального строительства и научно-технической модернизации, вставшие передновым обществом в послеоктябрьский период, требовали глубоких систематическихнаучных исследований. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание вфеврале 1921 г. Научно-терминологической комиссии при Наркомпросе БССР,основная задача которой заключалась в разработке белорусской научнойтерминологии. За два года комиссия выработала около 3 тыс. терминов длягуманитарных, естественных и математических наук.
Новым шагом в становлениибелорусской науки стало открытие в начале 1922 г. Института белорусскойкультуры (Инбелкульта), который должен был координировать научные изыскания вобласти культуры на территории республики, в том числе этнографические,заниматься целенаправленным изучением литературы, языка, национальнойэкономики, истории и др. По приглашению руководства республики в БССР приехалиработать известные ученые В.Н. Ивановский, И.И. Замотин, М.В.Довнар-Запольский, В.Н. Перцев, Н.М. Никольский, Н.М. Щекотихин.
С накоплением опытаисследований к науке предъявлялись новые, более высокие требования, в том числепо внедрению исследовательских разработок в практику. В стране начиналасьиндустриализация, в обществе нарастали социальные и культурные изменения. Набазе Института белорусской культуры 1 января 1929 г. была открыта БелорусскаяАкадемия наук. Ее первым президентом стал историк В.М. Игнатовский. В 30-е гг.в Академии наук был создан ряд научно-исследовательских институтов (философии,экономики, физико-технический, биологический), открылся в качестве одной из ееопытно-экспериментальных баз Центральный ботанический сад. Активизироваласьподготовка научных кадров в академических институтах и высших учебныхзаведениях, в том числе через аспирантуру. В АН БССР научные исследованияпроводили видные ученые: химик Н.А. Прилежаев, почвовед Я.Н. Афанасьев, генетики селекционер А.Р. Жебрак. Они занимались и преподавательской деятельностью,воспитывая способных учеников.
К сожалению, с конца 20-хгг. творческие достижения белорусских ученых тормозились необоснованнымиобвинениями и репрессиями. Жертвами беззакония стали С.М. Некрашевич, В.Ю.Ластовский, В.М. Игнатовский, И.3. Сурта. В 30–40-е гг. было репрессировано 143сотрудника АН БССР. В условиях периодически проводившихся репрессий приходилосьзакрывать целые институты (философии и советского строительства,физико-технический).
В суровые годы войныдеятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученыеразъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. В апреле 1943 г.основной научный состав АН БССР сосредоточился в Москве.
Главное вниманиеэвакуированных ученых в военное время было направлено на решение актуальныхвоенных задач. Так, авиаконструктор П.О. Сухой (1895–1975) создавал боевыесамолеты, конструктор С.А. Косберг (1903–1965) – авиационные двигатели. Б.В.Ерофеев и М.М. Гудимов разработали технологию и организовали производствобронестекла для самолетов, за что в 1946 г. были удостоены Государственнойпремии СССР.
После окончания ВеликойОтечественной войны научные учреждения республики вернулись в белорусские городаи широко развернули исследовательскую деятельность. Число таких учрежденийвозросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежалаакадемическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования,жесткую регламентацию научных исследований и другие помехи, белорусские ученыедобивались весомых результатов.
Дальнейшее развитиеполучила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция спроизводством, однако внедрение научно-прикладных достижений во многих случаяхпроисходило медленно, что подчас отрицательно сказывалось на развитиинароднохозяйственного комплекса, оборачивалось экономическим застоем.
1.2. Успехи и проблемыразвития белорусской советской литературы
Первые годыпослеоктябрьского периода ознаменовались возникновением, ростом и идейнойборьбой разных художественных течений. Особенно ярко она проявилась влитературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды ииз деревни. Различие интересов, целей, мировоззрений, разница в образовании,образе жизни и культуре, свое видение проблем развития литературы в условияхстроительства общества нового типа – эти и другие обстоятельства сыграли своюроль в создании множества литературных объединений, деятельность которыхотразилась на культурной жизни республики и общем состоянии отечественнойлитературы.
В 20-е гг. писателигруппировались в объединениях «Маладняк» (1923–1928), «Узвышша» (1926–1931),«Полымя» (1927–1932). Их активными участниками были А. Дудар (А.А. Дайлидович),Я. Пуща (И.П. Плащинский), Я. Купала, Я. Колас, А.И. Александрович, В.Н.Дубовка, К. Крапива (К.К. Атрахович), В.А. Жилка, А.А. Бабареко, П.Р. Головач,Б.М. Микулич и многие другие демократически настроенные писатели и поэты. Онипубликовали свои новые произведения в журналах, вели литературную полемику.Процесс деления старых и создания новых объединений прекратился в июне 1934 г.,после Первого съезда белорусских писателей, на котором был создан Союзписателей БССР.
Несмотря намногочисленные реорганизации и разногласия, 20-е гг. оказались весьмаплодотворными для молодой белорусской советской литературы, представителикоторой находились во власти революционно-романтических умонастроений,испытывали духовный и творческий подъем и веру в национально-культурноевозрождение.
Наряду с молодымилитераторами активно трудились писатели старшего поколения. Так, из-под пера Я.Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений.
Среди них – статья«Незалежнасць» (1919), стихотворения «Паустань» (1919), «У вырай» (1920),«Перад будучыняй» (1922), «За усё» (1926), «Акоу паломаных жандар» (1926).
Я. Колас закончил работунад эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатымиеще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии«На ростанях» и повесть «У глыбi Палесся».
К бурным событиямОктябрьской революции и Гражданской войны обращались в своих произведениях Т.Гартный, М. Лыньков, П. Трус, М. Чарот. Кроме того, создавалисьсоциально-бытовые рассказы о жизни деревни и эпические произведения,происходило становление жанра белорусского романа («На ростанях» Я. Коласа,«Сын» Р. Мурашки, «Зямля» К. Чорного).
Значительных результатовдостигла белорусская драматургия. Оригинальные пьесы предложили театрам Т.Гартный и Я. Купала («Тутэйшыя», 1922). Росли мастерство и популярность К.Крапивы. Его басни «Дзед i баба» (1925), «Дыпламаваны баран» (1926) разоблачалиобщественные недостатки, создавали пародии на новоявленных бюрократов,высмеивая их низкий образовательный и моральный уровень. В Западной Белоруссии,несмотря на гонения польских властей, создавали яркие произведения М. Танк, П.Пестрак, В. Тавлай.
Исключительно важную рольв формировании новой генерации белорусских писателей сыграла в 20-е гг. газета«Савецкая Беларусь», где работали Я. Купалы, Т. Гартный, М. Чарот, А. Гурло, Я.Журба, 3. Бядуля. В интенсивном творческом развитии национальной поэзии и прозыпериода поисков и экспериментов во многом проявлялись особенности техобновленческих процессов, которые были характерны для передового направлениясоветской литература в целом.
Но по мере свертыванияновой экономической политики время относительных демократических свобод вкультуре закончилось. С насаждением культа личности И. Сталина в конце 1920-хгг. связаны начавшаяся критика национально-патриотических деятелей иограничение свободы творчества. Часть белорусских литераторов обвинялась внационал-демократизме, пренебрежительно названным «нацдемом», и подвергаласьарестам, высылкам. Жертвами первых репрессий стали В. Жилка, А. Адамович, В.Дубовка, Я. Пуща, М. Горецкий, А. Гурло. Развернувшаяся «критика» не обошластороной Я. Купалу и Я. Коласа, над которыми нависла тень преследований. Неизменяя своим убеждениям, классики национальной поэзии вынуждены были внешнесмириться со сложившейся обстановкой.
Временем тяжелыхиспытаний для белорусской литературы явились 30-е гг. И все-таки вопрекинараставшим преследованиям и репрессиям писатели продолжали плодотворноработать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и созданиеподлинных художественных ценностей и гуманных нравственных ориентиров.Белорусскую литературу 30-х гг. невозможно представить без творчества КузьмыЧорного – творца эпической и философской прозы, отличавшейся аналитичностью иисторизмом. Им были написаны проблемные социально-философские романы«Бацькаушчына» (1931), «Трыццаць гадоу» (1934), «Трэцяе пакаленне» (1935).
Новые произведениянаписали П. Бровка («Праз горы и стэп»), 3. Бядуля («Сярэбраная табакерка»), В.Вольский («Цудоуная дудка», «Дзед i жорау»), П. Головач («Праз гады»), Я. Мавр(«Палескiя рабiнзоны»). В этих произведениях революционная романтика сочеталасьс напряженным поиском национального пути развития, на котором, по ихубеждениям, должно произойти органичное сочетание демократических народныхтрадиций с принципами социальной справедливости и гуманизма. Расхождениенациональных идеалов с суровой действительностью наложило неизгладимую печатьна довоенную белорусскую литературу.
Для 30-х гг. характерноформирование так называемой производственной прозы и поэзии. Герои такихпроизведений варили сталь, строили новые объекты, создавали колхозы и совхозы.Чтобы лучше узнать явления новой жизни, литераторы ездили на новостройки,бывали в цехах, на колхозных нивах и фермах. Так, М. Лыньков выезжал наБеломорканал, Я. Купала – в совхоз на Любаныцине, П. Бровка – на Добрушскуюбумажную фабрику «Герой труда». Партийное руководство литературой создавалоограничительные рамки для творчества писателей, подталкивало их к упрощенчествуи приукрашиванию действительности. Искусство рассматривалось как часть «великойбитвы» за светлое будущее. Прозаикам и поэтам отводилась роль «литературныхпропагандистов» социалистических преобразований, что вызывало у наиболееталантливых и честных авторов внутренний протест. Однако даже они быливынуждены идти на определенные уступки сложившейся политической системе. И всеже далеко не всем удалось избежать нахлынувшей в 1937 г. волны жестокихрепрессий.
Партийная цензура всеболее ограничивала и регламентировала творческий поиск литераторов. Писателейразделили на пролетарских, крестьянских, «попутчиков», «нацдемовских»,пробуржуазных. Литературных героев отныне полагалось создавать только«положительными» или только «отрицательными». Беспощадно критиковались те авторы,которые высказывали свой непредвзятый взгляд на актуальные общественныепроблемы. Логическим итогом такой политики стало одностороннее отражениесобытий, связанных с Октябрьской революцией и Гражданской войной, методовсоциалистического строительства, а также неумеренное восхваление существовавшихв стране порядков, ретушированное изображение советского человека – счастливогохозяина новой жизни с точки зрения социалистического реализма.
Великая Отечественнаявойна изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудникамивоенных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К.Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в возобновленных на новомместе белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории (Я. Брыль,В. Тав- лай и др.) участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов,боевых листков. В суровых условиях военного времени писатели активизировалисвою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу сврагом, укрепляли веру в грядущую победу.
Уже 23 июня 1941 г. вгазетах «Звезда» и «Советская Белоруссия» было напечатано стихотворение Я.Коласа «Шалёнага пса – на ланцуг». Как трибун и борец выступал в печати Я.Купала. Его публикации «Зварот да беларускага народа» и выступления навоенно-патриотические темы («Паднялася Беларусь», «Германский фашизм – злейшийвраг белорусского народа», «Узнiмайся, народзе мой, на вялiкую расплату») сталияркими документами военного периода, призывавшими к сопротивлению врагу и разоблачавшимидействительные намерения гитлеровцев. Большой популярностью пользовалосьстихотворение поэта «Беларуск1м партизанам» (1941).
Проблеме героическойборьбы народа с ненавистным врагом посвятили свои произведения П. Бровка, А.Кулешов, М. Танк, П. Глебка, П. Панченко и другие известные писатели. В 1943 г.в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне»тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны сталироманы К. Чорного «Пошукi будучынi», «Вялiкi дзень», «Млечны шлях».
Даже в тяжелые военныегоды людям нужен был смех. Газеты и журналы не обходились без колонок сатиры июмора, в этом жанре успешно работали К. Крапива («Фрыцавы трафе1», «СонИтлера»), Я. Колас, В. Тавлай.
В послевоенный периодбелорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркимиталантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шемякин, А.Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р.Бородулин, Г. Буравкин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место.Победоносно завершившейся борьбе с врагом посвятили свои произведения И.Шамякин («Глыбокая плынь»), А. Мовзон («Канстанцiн Заслонау»), К. Губаревич(«Брэсцкая крэпасць»), К. Крапива («3 народам»).
В 50-е гг. жизньналаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое.В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкуюпанораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции вначале XX в.
Важным проблемамсоциальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятилисвои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годомгод»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М.Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное времядоктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считалсяединственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когдав 1952–1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включенряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительныеидеи.
С наступлением хрущевской«оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган идругие опальные литераторы. Они принесли свое видение проблем сталинизма, путейобновления жизни общества и демократизации страны.
В 60–80-е гг. развернулсяталант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста ВладимираКороткевича (1930–1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своегонарода («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972;«Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтическиесборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).
В творчестве некоторыхбелорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей.Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах»,«Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ»получила в творчестве Василя Быкова (1924–2003). Переведены на иностранныеязыки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965),«Знак бяды» (1984).
Прозу, прославившуюБыкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, напередовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальныхусловиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь.Война – это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставитчеловека перед выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.
Литературная жизнь В.Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказеот принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Нопрошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. Забольшие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма имужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР(1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964,1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В отмеченный периодпроизошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии.Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедииставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальнойдраматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал»(1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев – авторостросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя»(1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик,первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах СоветскогоСоюза.
Развитие отечественнойлитературы на протяжении всего послеоктябрьского периода проходило в сложныхусловиях. Каждый этап имел свою специфику. 20-е гг. оказались благоприятнымидля литературного творчества, они характеризовались национально-демократическими духовным подъемом. В 30-е гг. труд писателей строго регламентировался иконтролировался партийной цензурой, что отрицательно сказалось на качественаписанного. К тому же на это десятилетие пришлись самые жестокие репрессии.Тем не менее, даже в этот тяжелый период были созданы произведения высокогоуровня. Работая в условиях войны, белорусские писатели внесли свой важный вкладв приближение великой Победы. В 50–80-е гг. в белорусскую литературу пришлоновое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести,стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно во всеймногогранности отразить ключевые события истории и жизни белорусского народа,высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.
1.3 Архитектура иизобразительное искусство
Противоречивыеэкономические, социально-политические и культурные процессы, происходившие натерритории Беларуси в послеоктябрьский период, вызывали уреволюционно-романтически творческих работников стремление искать новыехудожественные формы, экспериментировать, воплощая оригинальные идеи в жизнь.Это нашло отражение в архитектуре и изобразительном искусстве. Молодость,революционная романтика, мечты о социально гармоничном обществе – вот татриада, на которой первоначально строились художественные пробы и утопииноваторов «левого искусства».
Архитектура. Важнейшейзадачей, решавшейся народным хозяйством Белорусской ССР в первые годы послеГражданской войны, было восстановление и дальнейший рост промышленныхпредприятий, учреждений быта и культуры. Архитекторы работали надмногочисленными проектами восстановления и строительства сооружений различногоназначения. Они искали свежие решения. Развивалось типовое проектирование.Набирала силу плановая реконструкция городов и деревень. Определялись путиформирования архитектурных ансамблей городских центров. Увеличивались масштабыи темпы строительства. В возведении зданий стали использовать железобетонные иметаллические конструкции, благодаря чему стиль этих сооружений приобрелпростоту и функциональность (архитектоничность).
Архитектурные стили вдовоенный период, с одной стороны, предопределялись установками настроительство монументальных знаковых объектов, а с другой – детерминировалисьпотребностями массового градостроительства.
В 1930-е гг. появился рядзданий республиканского значения, которые и сегодня играют важную роль вархитектурном ансамбле Минска. Среди них: минская гостиница «Беларусь»(архитектор А. Воинов), в настоящее время – гостиница Краун Плаза),Республиканский Дворец пионеров (архитекторы А. Воинов и В. Вараксин), Домправительства, главный корпус АН БССР, Дом Красной Армии, Государственный театроперы и балета (все – по проекту архитектора И. Лангбарда) и другиемонументальные здания и сооружения.
Реконструкция значительноизменила облик многих городов и населенных пунктов республики. В строительствегосподствовали конструктивизм и функционализм, новаторство соединялось страдициями предшествующих архитектурных школы. Координировал работу и определялстратегию застройки республики Союз советских архитекторов Белоруссии,созданный в 1934 г. Вместе с тем не всеми новыми зданиями можно быловосхищаться, некоторые из них отличались сухостью геометрических форм,упрощенностью фасада, чрезмерным рационализмом, унифицированным обликом.
Для зодчества Беларусипослевоенного времени характерен монументализм, который проявился, например, взастройке главной улицы Минска – нынешнего проспекта Независимости, а такжепривокзальной площади столицы. Многие здания возводились по индивидуальнымпроектам, их украшали скульптурами, декоративной отделкой. Наиболее известнымиархитекторами, осуществлявшими послевоенное восстановление и застройкубелорусских городов, были В. Король, А. Воинов, М. Парусников.
Постепенно внедрялисьиндустриальные методы. В 60–80-е гг. особое внимание уделялось экономиистроительства, использованию сборного железобетона, стандартизации и типизации.Архитектура огромных жилищных массивов жестко ограничивалась строительнымпроизводством. По типовым проектам строилось 90–95 % жилых домов и 90 % сооруженийкультурно-бытового назначения. К сожалению, некоторое забвение национальногостиля происходило даже при сооружении общественных зданий, не говоря уже остроительстве новых жилых микрорайонов и городов-спутников.
В 60–70-х гг. в Минскестроились микрорайоны Зеленый Луг, Чижовка, Серебрянка, Курасовщина. Здесь, каки в других городах, преобладали крупнопанельные дома с квартирами разныхгабаритов. Бурное развитие промышленности республики на данном этапе привело кпоявлению новых городов – Солигорска, Новополоцка, Светлогорска, Белоозерска.
С 70-х гг. в архитектуреначал постепенно преодолеваться жесткий рационализм. Индустриальная базакрупнопанельного домостроения Минска пополнилась четырьмя домостроительнымикомбинатами. Это ускорило строительство новых жилых районов с более высокимиархитектур- но-планировочными и композиционно-художественными решениями(Восток, Зеленый луг-5, Юго-Запад в Минске). Значительно изменили облик столицыкрупные общественные здания: кинотеатры «Октябрь» и «Москва», Дворец искусств,здание архитектурно-строительных факультетов Белорусского политехническогоинститута, гостиница «Планета», Театр музыкальной комедии, многоэтажнаягостиница «Беларусь». Новым направлением приложения искусства зодчих сталопроектирование и строительство Минского метрополитена, первая очередь котороговступила в строй в 1984 г.
В целом в послевоенныйпериод в градостроительной архитектуре республики на долгие годы утвердился такназываемый интернациональный стиль, не отмеченный национальным колоритом.Первые попытки преодолеть этот перекос проявились в ходе реставрации комплексастроений XIX в. Троицкого и Раковского предместий, Верхнего города столицы.Аналогичные работы по возрождению архитектурных памятников проводились вГродно, Витебске, Могилеве. Городам (пока локально) возвращали их историческийоблик и национальное своеобразие.
Живопись и скульптура. Впервые послереволюционные годы центром «левого», новаторского изобразительногоискусства, местом теоретических поисков, расцвета авангарда, лабораторией дляпроведения эстетических и художественно-педагогических экспериментов сталВитебск – «белорусский Париж» того времени.
На первый планвыдвинулась живопись. По инициативе Марка Шагала (1887–1985), одного изоригинальнейших живописцев XX в., в декабре 1918 г. на базе мастерской Ю. Пэнаоткрылась Народная художественная школа. Кто тогда думал, что это событиевойдет в историю мирового искусства? По приглашению М. Шагала в Витебскприехали работать переполненные идеями талантливые художники разных авангардныхтечений и стилей: А. Бразер, К. Малевич, Л. Лисицкий, Р. Фальк, В. Ермолаева идр. Они с энтузиазмом участвовали в организации и оформлении городскихпраздников, рисовали плакаты, афиши. Возникали новые художественные учебныезаведения, открывались мастерские, формировались новые профессиональныеобъединения вокруг авторитетных мастеров живописи.
С большими надеждамиприехал в Витебск основоположник супрематизма Казимир Малевич (1878–1935).Прежнюю живопись он считал отжившей, предметами внимательного изучения ихудожественного изображения избрал квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, аосновными красками – черную, белую, красную. Своеобразным символом мастерастала картина-загадка «Черный квадрат» (1913).
В 1920 г. К. Малевич и В.Ермолаева основали УНОВИС – одно из самых боевых и последовательных в поискахновых форм и средств творческих объединений (полное название – «Учредителинового искусства»). Оно сыграло заметную роль в развитии европейскойхудожественной культуры, повлияв на архитектуру, живопись, искусство дизайна.
На базе Народнойхудожественной школы открылись свободные художественные мастерские,Художественно-практический институт (просуществовал всего несколько месяцев), ав 1923 г. – Витебский художественный техникум.
После Гражданской войнымногие художники покинули Витебск, некоторые известные мастера эмигрировали.Уехал и М. Шагал, навсегда сохранив теплое отношение к родному городу. ВоФранции он много лет спустя воскрешал на холстах ветхие домишки и кривые улочкиВитебска. Интересно, что в Париже в одно время с Шагалом работал другойвсемирно известный белорусско-еврейский художник – уроженец Смилович,прекрасный колорист, классик авангарда Хаим Сутин (1894–1943).
Особое таинственноепостижение природы отличает творчество талантливого художника и скульптора,родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Язепа Дроздовича(1888–1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусскихживописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне»,1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далекимпланетам художник придавал облик родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н.Орды Я. Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества и сказочнойприроды, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панорамуизвлечений из национально-исторической памяти.
С Витебском связанахудожественная деятельность основателя белорусской советской историческойживописи Валентина Волкова (1881–1964). Он отзывался на наиболее важные событиясовременности создавал картины на революционные и военные темы («Баррикады»,1923; «Партизаны», 1928), писал портреты известных исторических деятелей – К.Калиновского, М. Богдановича, В. Ленина и др.
Немало мастеров искренневерило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса,венцом которого станет общество социальной справедливости, где только ивозможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, чтопуть к такому обществу не может пролегать через диктатуру. Художники М.Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П.Сергиевич, М. Севрук в своих произведениях отражали новые явления общественнойжизни, характерные для времен «оттепели» и «застоя».
Развитие изобразительногоискусства в довоенный период (и после войны) происходило в условиях господстваметода социалистического реализма. Это стесняло свободу выбора темы и объектаизображения, сужало поле стилевого разнообразия; художник должен был исходитьиз текущей обстановки и политической конъюнктуры. Появлялись помпезные картины,подчас тенденциозно отражающие революционные события, Гражданскую войну, ходсоциалистического строительства, роль И. Сталина в достижениях страны.
В период военноголихолетья художники республики как истинные патриоты боролись с захватчиками.Одни сражались в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, другие работали вофронтовых изданиях, в составе художественных бригад готовили агитационныелистовки, плакаты, рисунки. Сегодня это правдивые документы художественнойлетописи войны.
Особое место вбелорусском изобразительном искусстве военного времени занимала боеваяполитическая и сатирическая графика.
Уже в июле 1941 г. вГомеле вышел первый номер сатирического издания «Раздавим фашистскую гадину», ввыпуске которого участвовали 3. Азгур, В. Казак, А. Шевченко. В дальнейшем длянего работали И. Ахремчик, А. Волков. Рисунки И. Ахремчика, П. Гавриленко, Е.Зайцева, М. Филипповича создавали боевой настрой сатирического листка «Партизанскаядубинка».
Особенную историческую ихудожественную ценность представляют фронтовые зарисовки батальных и жанровыхсцен, портреты с натуры и по памяти, выполненные художниками, которыенепосредственно участвовали в боевых операциях (Н. Тарасиков, Н. Воронов, Н.Обрыньба). Здесь дышат огнем эпизоды боев, пахнет порохом фронтовой ипартизанский быт. Художники по-своему документировали зверства оккупантов,воспевали мужество и героическое самопожертвование советских людей.
Но даже война с ееиспытаниями не могла отучить людей любоваться природой, вызывающие тонкиедушевные переживания пейзажи по-прежнему занимали важное место в творчестве В.Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, В. Цвирко, А. Шибнева. Их картины излучалилюбовь к родине, несли заряд бодрости и оптимизма.
После войны продолжалосьнегативное воздействие на сознание людей культа личности Сталина.Догматизированная стилистика социалистического реализма отрицательно сказаласьна творчестве даже небесталанных мастеров. Для ряда полотен, созданных по «социальномузаказу», были характерны напыщенность, нарочитая монументальность, надуманностькомпозиции, парадность и официозность. Тех же, кто уклонялся от ретушипроизведений при помощи социалистической патетики, клеймили за «эстетство» и«формализм».
Изображению «души» роднойприроды посвятил свой талант художник-пейзажист, академик живописи ВитольдБялыницкий-Бируля (1872–1957). Его работы входят в экспозиции ряда белорусскихи зарубежных музеев мира, они украшают и залы Национального художественного музеяв Минске, Могилевского художественного музея («Лед прошел», «Ранняя весна»,«Набежала туча», «Сирень цветет»). В 1996 г. в Могилеве состоялся первыймеждународный пленэр, посвященный В. К. Бялыницкому-Бируле.
В годы «оттепели»художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никтоне отменял. И все-таки в это время складывались.новые художественныетенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили осебе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшиев последующем свои школы.
Первые картины МихаилаСавицкого были мирными, ласкающими глаз («Песня», «Хлеб»). Однако художникасделали знаменитым главным образом суровые, шокирующие неприкрытой правдойполотна о войне (цикл картин о партизанах, триптих «Агрессия», цикл «Числа насердце»). Он писал мужественные образы бойцов и партизан, светлое и скорбноелицо партизанской мадонны, изображал ужасы фашистских концлагерей. ПалитраСавицкого скромна, но в выборе красок – ничего случайного. Цвет служит основнойидее картины. Немало произведений написано художником на тему труда («Урожай»,1966; «Рабочие», 1968).
Белорусская скульптуратакже прошла испытание временем. В течение довоенных лет она находилась подвоздействием жестких директивных установок и требований, продиктованных методомсоциалистического реализма. Не случайно в первые послереволюционные годы частьскульптур делалась из недолговечного материала – гипса, фанеры, стекла,цемента. Многие не прошедшие профессиональной школы молодые скульпторы ивпоследствии спешили отреагировать на только что свершившееся событие,выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали овысоком предназначении искусства ваяния.
В этом видеизобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А.Бразер, 3. Азгур. Важным событием в 1933 г. стало открытие в Минске памятникаВ. И. Ленину по проекту М. Манизера. Он и сегодня не утратил художественнойценности.
В скульптуре в военные ипослевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин,Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитниковродины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).
В 50–80-е гг. наблюдалсявсплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве.Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные темегероизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилосьсооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии ипартизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов,С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).
К более поздним периодамотносятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969–1971), Курган Славы подМинском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск –город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевогосодружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебскойобласти (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному(1980), М. Богдановичу (1981).
Весьма важным в жизниреспублики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честьматери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе сврагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.
Плодотворно работал вобласти портретной и монументальной пластики талантливый скульптор АнатолийАникейчик (1932–1989). В созданную им галерею образов входят скульптурныепортреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а такжемемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения,посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С.Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.
Таким образом,архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигливесомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку напульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальныесобытия и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всехэтапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило пониматьи ценить красоту, любить и защищать родную землю.
1.4.Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси
Театральная жизнь. Послепобеды Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусскогосоветского театрально-музыкального искусства. Продолжали дело И. Буйниц- кого вновых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок.Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедиипросуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович(1883–1944) основал Белорусский народный театр.
После освобождения Минскаот польских захватчиков в сентябре 1920 г. здесь открылся Белорусскийгосударственный театр, переименованный в 1926 г. в Первый белорусскийгосударственный театр, или БГТ-1. Художественным руководителем этого театра с1921 по 1931 г. являлся талантливый режиссер Евстигней Мирович (1878– 1952).Сегодня на родине и за рубежом его знают как Национальный академический театрим. Я. Купалы. За короткое время труппа Мировича показала зрителям около 30пьес, среди которых были «Паулiнка» и «Сон на кургане» Я. Купалы, «На Купалле»М. Чарота, «Кастусь Калiноускi» Е. Мировича. 16 ноября 1926 г. состояласьпремьера пьесы Я. Купалы «Тутэйшыя». Уже на следующий день пьеса была снята срепертуара и запрещена. Новая премьера этого спектакля произошла много летспустя, 17 октября 1990 г.
В ноябре 1926 г. вВитебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г.носит имя Я. Коласа. Костяк труппы составили выпускники Белорусскойдраматической студии, образованной при МХАТе. БГТ-2 воспитал такиезамечательные таланты, как А. Ильинский, П. Молчанов, C. Станюта. Театрориентировался на достижения мирового театрального искусства, в том числе и врепертуарной политике. Яркие, выразительные, высокопрофессиональные спектаклибыли рассчитаны на подготовленного зрителя, открытого для философских раздумий,идущего на откровенный диалог. Официальная критика объявила эти спектаклиформалистскими и эстетскими. С конца 20 – начала 30-х гг. театр вынужден былпереориентироваться на освоение советской (классовой) тематики.
Белорусский национальныйтеатр, который был создан В. Голубком, до 1926 г. имел название «ТруппаГолубка». Большинство пьес для него были написаны им самим. Но театр былзакрыт, а его руководитель в 1937 г. репрессирован.
На рубеже 20–30-х гг.развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как«Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи.
В 30-е гг. сеть театроврасширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле –Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). На сценахреспублики ставились новые пьесы К. Крапивы «Хто смяецца апошнiм» (1939) и Н.Погодина «Человек с ружьем» (1938); национальная и классическая тематика вданных театрах сочеталась с революционной.
Началась война, и театрыреспублики были эвакуированы: БГТ-1 – в Томск, БГТ-2 – в Уральск, а затем – вОрехово-Зуево. Всего в начале 1942 г. в тылу оказались более 400 артистов.Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами напередовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественнуюсамодеятельность. Чтобы поддержать тружеников тыла, они давали спектакли иконцерты во время посевных и уборочных кампаний и, помогая армии, вносилиденьги в фонд обороны. К примеру, на личные средства сотрудников БГТ-1 былизготовлен для фронта боевой самолет.
Тематика спектаклейбелорусских театров тогда была связана главным образом с войной. На сценепрославлялись героизм и подвиг народа, его мужество и оптимизм, утверждаласьвера в человека-борца, показывались богатство его души, чувство юмора. Зрительтакже с восторгом принимал пьесы с традиционными белорусскими персонажами,например, спектакль «Несцерка» (режиссер Н. Лойтер, БГТ-2) шел в Уральске около100 раз и был удостоен Государственной премии СССР (1946).
В послевоенное времяразвернулась кампания за «чистоту» репертуара, под флагом борьбы противбуржуазного влияния и космополитизма. Драматическим театрам предписывалосьежегодно ставить не менее 2–3 новых, идейно выдержанных спектаклей напредписанные темы. Репертуар утверждался Бюро ЦК КПБ. Несмотря на эти и имподобные регламентации, драматическим театрам республики удавалось каждый сезонрадовать зрителей творческими находками, открытием новых актерских талантов.
В разные годыпопулярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Трибунал» и«Зацюканы апостал» А. Макаенка, «Плач перапёлкi» И. Чигринова, «Амнiстыя» и«Мудрамер» Н. Матуковского, «Парог» и «Радавыя» А. Дударева (Белорусскийгосударственный академический театр им. Я. Купалы); «Снежныя зiмы» И. Шамякина,«Званы Вцебска» В. Короткевича, «Выклiк багам» А. Делендика (Белорусскийгосударственный театр им. Я. Коласа); «Возвращение в Хатынь» по А. Адамовичу,«Пойти и не вернуться» по В. Быкову, «Макбет» В. Шекспира (Государственныйрусский драматический театр им. М. Горького).
На театральной сценерасцвел талант многих белорусских актеров. В их числе: С. Станюта, Г. Макарова,3. Стома, 3. Броварская, Н. Еременко, Л. Давидович, М. Захаревич, Г. Гарбук, А.Климова, Р. Янковский, Ф. Шмаков, Г. Овсянников, Б. Платонов, Г. Глебов.
В 1970-е гг. главныедраматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливыережиссеры В. Раевский («купаловский») и Б. Луценко («горьковский»).
Драматические театрыприобщали зрителей к лучшим образцам национальной и мировой театральнойкультуры, прививали им высокий эстетический вкус, просвещали, пробуждалигражданские чувства.
Музыкальное искусство. Всередине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусскогосоветского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностьюразвивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Ониработали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах.Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский,Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйскедействовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а такжемузыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой длясоздания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестраБелорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г.в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождениетруда» Н. Чуркина.
В 1932 г. открыласьБелорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы ибалета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония,в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.
Первой хореографическойпостановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессораМосковской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советскийбалет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П.Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блисталинародные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.
В 1938 г. композиторыобъединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры вреспублике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертныхзалов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущахПолесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.
Белорусские советскиекомпозиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, каквокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов,Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Ихмногогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывалобогатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризациипрофессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композитороввыступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали изаписывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями.Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропагандезападнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.
В годы военного лихолетьяглавное место в творчестве белорусских музыкантов занималагероико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразилимузыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивалиразные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся»создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г.Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественнозначимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А.Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и другихкомпозиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусскогомелоса.
В 50-е гг. в развитиибелорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался болееглубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаныоперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956),«Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусскогогосударственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестящеисполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем опернаясцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко,Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н.Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.
В 60–80-е гг. Ю. Семеняконаписал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «ЗоркаВенера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения«Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г.Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и длябалета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТстал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.
Важным событием вмузыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальнойкомедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, нои ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шлиспектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса.Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю.Лозовский.
В песенном жанреплодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В.Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли«Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А.Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливыеэстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестящепоказал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки»(с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль«Чаровницы».
Кино. В советский периодшироко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое дляБеларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по деламкинематографии «Киноресбел».
Впервые киносъемки вреспублике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носилихроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм особытиях Гражданской войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем(1885–1967).
В дальнейшем на экранывышли фильмы «Убитая жизнью» (1927) А Фрелиха, «До завтра» (1928) Ю. Тарича, «Вогне рожденная» (1930) и «Искатели жемчуга» (1936) В. Корш-Саблина, «Балтийцы»(1937) А. Файнциммера. Первым белорусским звуковым фильмом стала кинопрограмма«Переворот», поставленная в 1930 г. Ю. Таричем. Фильм был показан в первомзвуковом столичном кинотеатре «Красная звезда».
В конце 30-х гг. в Минскпереехала созданная в Ленинграде киностудия художественных фильмов «СоветскаяБелоруссия».
Главное место вкиноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В.Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в составефронтовых киногрупп отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументычастично вошли в ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск подМосквой», «Народные мстители», «Бой за Витебск», а также в киноэпопею «ВеликаяОтечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина и М. Садковича былснят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии»,который заканчивался показом парада белорусских партизан в освобожденномМинске.
В 50–80-е гг. увеличилсявыпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведенийбелорусских писателей.
На экраны вышликинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин),«Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище»(1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшимфильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета»(1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте»и «Дыхание грозы» (1981–1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э.Климов).
Зритель поверилталантливым художникам. Полюбившиеся фильмы помогали ему находить ответы нажизненно важные вопросы, касавшиеся исторического прошлого и современности.
С 1962 г. деятельностьработников кино координировал Союз кинематографистов БССР. Были созданыобъединения хроникально-документальных и научно-популярных, телевизионных имультипликационных фильмов. С большой художественной силой события ВеликойОтечественной войны отражены в документальных циклах В. Дашука «Женщина изубитой деревни» (1975–1978) и «У войны не женское лицо» (1981–1984), а также втелефильме В. Рыбарева «Свидетель» (1985). Литературной основой этих кинолентпослужили произведения С. Алексиевич и В. Казько.
Перечисленные и другиекиноленты продемонстрировали возросший уровень киноискусства Беларуси, открылидля него союзный и мировой экраны. Преодолевая каноны «социалистическогоупрощенства», новое белорусское кино за 60 лет с момента основания значительноповысило свой художественный уровень.

Список использованных источников
1. Культурология. Учебное пособие Подредакцией А.А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс,2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе
Реферат Body Image
Реферат American Transcendentalism Essay Research Paper TranscendentalismHenry David
Реферат Manifest Destiny Essay Research Paper MANIFEST DESTINYManifest
Реферат Цветок под ногою
Реферат Аннотации к образовательным программам по приоритетным направлениям деятельности профсоюзных организаций Учебно-методического центра фппк для обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива: Профессиональные союзы в системе социально-тр
Реферат Edgar Allan Poe
Реферат Ветеринарно-санитарная экспертиза молока
Реферат Регион как социально-экономическая система
Реферат Теоретичні та методичні основи професійної підготовки з інформаційних технологій майбутніх менеджерів-економістів
Реферат Формирование факторных доходов на торговый и ссудный капитал
Реферат Soccer Night In Canada Essay Research Paper
Реферат Монголо-татарское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси
Реферат Изменение адаптационного потенциала под действием однократной статической нагрузки у юношей и
Реферат Центральноафриканская республика