Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и искусство XVII–XIX веков

Реферат
по предметуКультурология
Тема:Культура и искусство XVII –XIX веков

Содержание
 
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчественемецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников

1. Культура иискусство XVII-XVIIIвеков
 
С наступлением новойэпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения,продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозныевойны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусствосредневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливаявзор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлениемвозродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культурапродолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиямии пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько нарелигиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшиеэпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.
 
1.1 Эпоха абсолютизма
В XVII в. художественная культура Италиизначительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовнойкультуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусстваформируется не без влияния со стороны новых политических и экономическихусловий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который сталобъединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправлениесменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в своиправа новое гражданское общество.
Наряду с прогрессивнойролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первуюочередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизникрестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило кмногочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевскойвластью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению спредшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражалаинтересы двух классов дворянства и буржуазии.
Упрочившийся абсолютизм(в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщейрегламентации и регулирования всех сторон жизни — от экономики и политикидо культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы исвободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялсяс государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться.Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловноеподчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивидаограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению спредшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободыповедения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаосэгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализмареализовать свои интересы.
 
1.2 Эстетика классицизма
Существенно изменилсяхарактер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделениетруда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства.Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики,химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основныепринципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились кследующему:
1)не принимать за истинное то, в чемсомневаешься;
2)любое затруднение разделить намножество небольших;
3)начинать познание следует от простогок сложному;
4)чтобы избежать упущения, необходимопоследовательно изложить свои рассуждения о предмете.
Эти принципы послужилифилософской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полноеотражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложившийсвои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:
«Так пусть же будет смыслвсего дороже вам,
Пусть блеск и красотулишь он дает стихам!»
Прекрасное, согласноклассицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональныпо своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражениядолжны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармониячастей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическомискусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.
Много внимания П. Буалоуделял моральной ответственности художника, его долгу ипрофессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним изосновных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлосьтребование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию.Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались,в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественнымихарактерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизнифранцузского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Августи Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересыгосударства выше собственных.
Подобное требование имелои свою положительную сторону оно способствовало социализации личности,ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел ещеШекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всехпротив всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только неограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокоепредназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.
Спецификаизобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основнымипринципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикойклассицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным ирационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строгоустановленными правилами и др. Таким четким правилом для драматическогоискусства было требование трех единств места, времени и действия,которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. Вживописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритоми краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публикусилой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена,живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий»,воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манереклассицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашиваниеи некоторая абстрактность.
Прекрасноеидеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоемдуховном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась имивыше красоты природного мира, а произведения искусства — выше творений природы.Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости,очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Нопоскольку разум связан с абстрактным мышлением — понятиями, отражающими общее,то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.
Характеры героев вдраматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться ибыть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольераотличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своегохарактера. В них не появляется что-то новое — на протяжении всей драмы ониостаются прежними: скупой — скуп, а глупый — глуп. Таким образом, основная идеяэстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгойрегламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек долженподчиниться обществу.
 
1.3 Искусство барокко
Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции,доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямопротивоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившеенаибольшее распространение в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрожденияо неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья,тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настройввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился всвоеобразии стиля искусства барокко и рококо. Для искусства барокко былихарактерны следующие особенности — это извилистые и нервные линии в живописи,вычурность и нагромождение множества отдельных деталей в архитектуре, а такжеопределенная тематика литературных произведений, стремившихся изображатьмучеников за христианскую веру, сцены самоубийства. От искусства классицизма,которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикойразума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность ичувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго — теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли своеотражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавалпроизведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.
1.4 ТворчествоРембрандта и Эль Греко
Несмотря на влияниехудожественных принципов искусства барокко и классицизма, существовалихудожники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенномунаправлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм иправил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своемтворчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко поправу занимают среди них достойное место.
Гениальный голландскийпортретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом,оставившем после себя в мировой живописи шедевры портретного искусства.Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием,концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностьюего творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработкечеловеческого лица и рук. Незабываемые образы созданы кистью другого мастераэтого жанра — Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаряособой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдаетпредпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианскиххудожников-колористов — прежде всего, у Тициана). Кроме того, изображаемыелица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясьвертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием.
Если в эпоху Возрожденияидеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма — личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинаютобращать внимание на моральное совершенствование индивида. Несмотря нато, что вера в безграничные возможности человеческого разума стала доминироватьв мировоззрении эпохи Просвещения во всех странах Запятой Европы вновь обрелиценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждогонарода и отдельной личности.
Поиски человеческойгармонии средствами искусства продолжались и в XVII в., и в XVIII в. Но вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке таки не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривалиотношение между телом и духом как величину раз и навсегда данную и неизменную,в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении«естественного» и «цивилизованного» человека.
Симпатии французскихпросветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро) были целиком на сторонеприродного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделалчеловечество цивилизованным, то он и способен вывести общество из противоречий,в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного«неразумения», — считали просветители. Что касается культуры, то онарассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, какестественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически.
Немецких просветителейбольше волновали идеи не столько политического преобразования общества игосударства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. Историяи культура рассматривались через постижение лежащих в их основаниизакономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжилрационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветителивпервые стали смотреть исторически, подчеркивая прогрессивность ееразвития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе в области культуры,был немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы иистории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явленийв мире, Гердер рассматривал Бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народовГреции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, онпытался представить «общую картину человечества».
Идеи просветителей былиотмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего вбудущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять накультуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннемэтапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано страдициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется насобственные эстетические принципы.
Дидро провозглашаетнеобходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос овысоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан.Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусствоможет улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целуюпрограмму революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях онвидит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодностьи высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, котораясчиталась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ восновного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теориидрамы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школойнравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневныезаботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии.
Идеи французскогоПросвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовалскромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своихжанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычнымидомашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображалих в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеаламПросвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное вискусстве — это содержание, а не форма.
Английский художник У.Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явилсяпредтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастеромкомпозиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминаютсценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манеромрусского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации илюдские характеры.
Гордостью английскогопортретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый — мастер парадныхпортретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мересвойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кромепортретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены.В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающийпарадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собойгармонию холодных тонов — от разнообразных оттенков голубого досеребристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом,создается впечатление легкости и воздушности, словно художник используетпастельные краски.
Таким образом, воплощаяидеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIIIвв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи.Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях ичувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не стольковысокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописипишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.

2. Культура иискусство XIXвека
Сохраняя связь севропейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта,И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумногочеловека». Этот идеал плохо согласовывался с событиями и характерами реальнойдействительности и вступал с ними в противоречия — скорее, он был обращен вбудущее, чем отражал настоящее. Пытаясь критически осмыслить идейное наследиепросветителей, немецкие философы выдвинули свои концепции, исходя изпотребностей времени, а не из абстрактных потребностей «естественного»человека, как это делали просветители.
 
2.1 Философия Канта
По мнению Канта, — основателя немецкой классической философии, природа сама по себе не содержитникакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном теченииона слепа и безразлична к человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысланеобходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существомразумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается в способностичеловека действовать независимо от природы, т.е. свободно. В противномслучае, человек становится марионеткой в руках природы и обстоятельств. Разум,считает Кант, дан человеку не для того, чтобы он заботился о собственномблагополучии и удовлетворял свои чувственные потребности, наслаждаясь жизнью.
Действительное назначениеразума заключается в его влиянии на волю, благодаря которой человексумеет подчинить нравственному закону свои чувства, мысли и поступки.Совершенствуя данные от природы способности и умения, человек создает культуру.Сущностью культуры является то, что человек обретает способность действоватьнезависимо от природы.
Вслед за Руссо Канткритикует цивилизацию, которая безжалостна по отношению к отдельному человеку,однако представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческомуроду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовоегосударство, человечество ожидают тяжелые испытания и опустошительные войны,которые могут поставить под угрозу само существование культуры и цивилизации.Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования нравственностичеловека, которая является высшим проявлением его культуры.
Идеи о связи культуры инравственности до Канта высказывали английские и французские просветители(правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются вцентре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества изестественного состояния и его переходом в «моральное состояние» развертываетсявся мировая история и культура. Подняв человека над грубостью и его животнымсуществованием в природе, культура не только развивает его способности изадатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистическиеинтересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либопревращается в физически совершенное и моральное существо, либо гибнет. ТеорияКанта носит открытый «характер» — он считает, что процесс культурного развитияобщества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем должен бытьпродолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные сложности. Содной стороны, эти трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой — человеку необходимо научиться преодолеть собственные эгоистические интересы,уметь согласовать в себе чувственную и разумную природу.
 
2.2 Теория Шиллера
Вслед за И. Кантом Ф.Шиллер ищет в культуре средство для достижения единства между чувственной иморальной сферами человеческой жизни. Переход от «естественного», природногосуществования человека к нравственному возможен через отыскание третьегосостояния, каким является, по его мнению, эстетическое сознание. Поэтомузадача культуры состоит в гармоническом развитии и примирении чувственной инравственной природы человека, индивидуального и всеобщего, действительности иидеала, наслаждения и долга. Эту задачу культура может решить посредствомискусства и эстетического воспитания, способного восстановить целостность вчеловеке, когда люди будут свободны как от физического, так и от моральногопринуждения.
 
2.3 Эстетические идеив творчестве немецких романтиков
Эстетические идеи опреодолении противоречий действительности средствами искусства нашли своевыражение в творчестве немецких романтиков. Доктрина романтизма быларазработана Ф. Шлегелем и Новалисом, которые дополнили друг друга своими подчаспротивоположными рассуждениями. Для Новалиса субъективный мир поэта являлся темдействительно реальным миром, который только и заслуживает внимания. Ф. Шлегельразработал концепцию иронического, соединив ее с романтическим. Ироническийчеловек никогда ничем не довольствуется, все отрицает, наслаждаясьнеограниченной свободой, и поднимается все выше, переходя от одной формы кдругой. Мир при этом разрушается, превращаясь в чарующий хаос.
Источником вдохновениядля романтиков (поэтов, художников, композиторов) становились не столькопроисходящие в действительности события, сколько субъективные переживания игрезы.
Отвергая современную имцивилизацию как состояние, враждебное человеку, романтики противопоставляли еймир таинственных и загадочных образов и поэтических символов, фантастическихгрез, сотканных воображением. В этом придуманном мире человек мог отрешиться отвсего земного и обыденного, подчиняясь лишь власти поэтического вымысла иинтуиции.
Романтическое искусствоутверждало полную свободу творческого самовыражения художника, его суверенностьи автономию от внешней необходимости и земных забот. Все это вполнесогласовывалось с идеями Канта о прекрасном как о рожденной рассудком свободнойигре воображения.
 
2.4 Творчество Гете
Поистине неоценимо нетолько для Германии, но и других стран творчество Гете. Предметом отдельногоизучения могут стать как гениальные его творения, так и философские иэстетические рассуждения, а также судьба самого автора. Гете не простососредоточил внимание на индивидуальных субъективных переживаниях, как этоделали многие его современники, но стремился найти в них объективноесодержание, соответствовавшее правде самой жизни.
Гете те суждено былоговорить языком философов, ибо мир для него был необъятным космосом. Творческоевоображение поэта не сводилось лишь к простой игре рассудочно-эмоциональногоотношения к миру, а смогло подняться до высот великого Духа, царящего надВселенной. По мнению Гете, именно любовь создает красоту, окрыляя воображение.Именно она посвящает человека в таинство жизни, поднимает выше ее будней и темсамым возвышает человека. Вершиной творчества Гете явился «Фауст», ставший символомвсей европейской культуры. Не случайно ее так и называют «фаустовской»,подчеркивая трагедийность уже пережитого и предвидя то, что еще предстоитпережить европейской культуре — об ном размышляли также А. Шопенгауэр и Ф.Ницше.
Поэтическая идеализацияпрошлого в романтическом искусстве вызывала интерес к своеобразию егоконкретных исторических форм, что позволило романтикам подняться дофилософского осмысления действительности и ее противоречий и связать философиюкультуры с историей культуры. На это обстоятельство обратили вниманиепредставители немецкой классической философии и прежде всего Гегель.
 
2.5 Философия Гегеля
Гегель осуждалодносторонний, как ему казалось, субъективизм романтиков. Действительной цельючеловеческой истории он считал переход от «естественной простоты» человеческогоприродного существования к всеобщности разума — этому переходу и призванаспособствовать культура. Культура помогает отдельному человеку осознать своюпричастность к целому. По мнению Гегеля, культура осуществляет переход человекаот его природной, непосредственной жизни к жизни духовной. В рамках гегелевскойфилософии культура и искусство рассматривались прежде всего как сфера духовнойдеятельности.
 
2.6 Импрессионизм
Одним из заметныххудожественных направлений в европейском искусстве второй половины XIX в. явился импрессионизм (чтоозначает «впечатление»), перевернувший своим новаторским искусствомскладывавшиеся веками традиционные каноны. Импрессионизм смело отказался отклассического наследия и утвердил свое ни на что не похожее представление отом, каким должно быть новое искусство. Не случайно он возникает наканунебурного и стремительного XX в.,по-видимому предвидя те глобальные изменения в мировой культуре и цивилизации,которые еще только предстоит пережить человечеству. Однако великим художникамвсегда удавалось заглянуть в будущее.
Стремление передатьтекучесть и изменчивость мира и самого человека сформировали особую творческуюманеру живописцев. Главное внимание А. Дега, К. Моне, П.-О. Ренуара, Э. Мане идр. художников-импрессионистов было сосредоточено на цвете. Отказавшись приэтом от рисунка, контуры изображаемых предметов намечались с помощьюстремительных мазков, передающих динамику жизни и ее дыхание. Произведенияискусства рождались на лоне природы, а не в мастерских, где обычно привыклиработать художники. Любимыми жанрами импрессионистов были уже не историческиеполотна, натюрморты или парадные портреты, как в XVIII в., а пейзажи и портреты, написанные в непривычнойманере необычными для зрителя средствами. Не случайно на первой выставкеимпрессионистов разразился грандиозный скандал, вызванный тем, что уважаемуюпублику «не уважают», представляя на ее суд безобразные полотна, которые она«не понимает». Однако страсти со временем улеглись, и импрессионизм,зародившийся сначала во французской живописи, становится на протяжении рядадесятилетий одним из ведущих художественных течений также и музыке илитературе.
 
2.7 Постимпрессионизм
Однако жизнь не стояла наместе, и на рубеже ХIХ-ХХ вв. в искусственаходят отражение новые противоречия духовной жизни быстро меняющегосяобщества. Они обнаруживаются и в искусстве, по-своему реагирующем на этиизменения. Продолжая традиции импрессионистов, постепенно складывается новоетечение постимпрессионизм в лице таких художников, как В. Ван-Гог, П.Гоген, А. Тулуз-Лотрек и др. Манера их письма становится более импульсивной инервной. Прозрачные, наполненные воздухом полотна импрессионистов создавалисьлегкими мазками. Произведения постимпрессионистов совершенно иные и повосприятию, и по технике исполнения: мазки плотные, образы нередко трагические(Ван-Гог «Автопортрет», «Виноградники в Арле» и др.). Наметившийся в культурекризис европоцентризма и обращение к Востоку находит свое отражение втворчестве П. Гогена. Декоративность его полотен и своеобразная манера письмасвидетельствуют об искреннем интересе художника к культуре Востока, питавшемего творчество.
Обращение к Востокуговорит об определенном кризисе духовных ценностей европейской культуры,который наметился уже во второй половине XIX в., а заявил о себе в полную силу в будущем столетии.Наблюдалось не только крушение традиционных христианских представлений омироздании и человеческом бытии, питавшем западноевропейскую культуру напротяжении многих веков, но и кризис рационалистического способа познания. Еслив течение ряда веков рационализм господствовал в философии и науке, то уже вконце XIX в. он все больше сдает позиции,обнаруживая свою односторонность.
Новые тенденции вкультуре утверждали себя в противоборстве с традиционными классическимипредставлениями, которые продолжали существовать, что приводило к противоречиямв духовной жизни. Крушение прежних идеалов вызывало у мыслителей идеи о гибеликультуры и закате Европы. Поиску «новых ценностей» человеческого бытияпосвятили свои философские труды А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, взгляды которыхоказали существенное влияние на духовную и интеллектуальную атмосферу всего XX в. И прежде всего знаменитоевысказывание Ф. Ницше «Бог умер».

Список использованныхисточников
 
1. Мамонтов С.П. Основы культурологи.– М., 1993.
2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация,общество. – М. 1990.
3. Лотман Ю.М. культура и взрыв. –М., 1992.
4. Межуев В.М. Культура и история. –М., 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.