Реферат по предмету "Культура и искусство"


Картина Куинджи А.И. "Лунная ночь на Днепре"

Институт Специальной Педагогики и Психологии им.РауляВалленберга
РЕФЕРАТ
Тема: “КартинаКуинджи А.И. “Лунная ночь на Днепре”

Куинджи Архип Иванович(1842-1910)
“Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великимУчителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшиеего ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу домасвоего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собиралисьвокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих:голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицыслетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойдиближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этогоседого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останетсясреди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи былапомогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние.Неповторима была вся жизнь его…” Николай Константинович Рерих, ученик А. И.Куинджи.
“Иллюзиясвета была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чудаживописи” Илья Ефимович Репин.
Имя Архипа Ивановича Куинджи всю жизнь сопровождалось множеством легенд.Мало изучены происхождение, учеба и становление этого художника. Загадкипреследовали его от рождения до смерти. А.И. Куинджи — русскийживописец-пейзажист, родился 15 января 1842 года (по другим данным — 1841) вместечке Карасу под Мариуполем в семье бедного сапожника-грека. Рано лишилсяродителей и жил в большой бедности. Свидетельств о детстве Куинджи почти несохранилось. Достоверна одна подпись, по-детски крупная, исполненная с трудом,вследствие небольшой грамотности. Куинджи умел писать замечательные полотна и струдом — буквы. Выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некотороевремя посещал городское училище. Он считал себя русским, предками своиминазывал греков, которые со времен античности населяли Причерноморскоепобережье. Его дед был ювелиром, это обстоятельство нашло отзвук в переведеннойна русский язык фамилии родного брата — Спиридона Ивановича Куинджи-Золотарева.В виде на жительство 1870 года фамилия Куинджи приведена в первоначальномзвучании Куинджи (по-турецки «золотых дел мастер»). В 1845 году неожиданно умирает отец, а вскоре и мать.Осиротевшие дети, в том числе и трехлетний Архип, воспитываются попеременно убрата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Будущему художнику не удалосьполучить регулярного образования. В школе Архип учился плохо, зато рисовалпостоянно. Не окончив школу, он был определен к строительному подрядчику, затемк хлеботорговцу. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовалвезде, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому, в 1855году, Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски. Вскоре, он возвратился в Мариуполь. Далее сведения обиографии Куинджи еще более отрывочны. Известно, что он переселяется в Одессу,где художественная жизнь была интенсивней, чем в Мариуполе. Здесь он работаетнесколько лет ретушером в фотоателье. Куинджи едет в Петербург смечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать ученикомАкадемии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзаменыи оба раза безрезультатно. Но ничто не могло остановить упорного и настойчивогоюношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину«Татарская сакля», за которую получил звание не классного художника.В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию, а осенью 1870 годасовет Академии художеств присвоил ему звание художника первой степени. Куинджиокунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М.Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским — идеологом передовых русскиххудожников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы вкартинах Васильева, эпичность полотен Шишкина — все открывается передвнимательным взглядом молодого художника. Куинджиначинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 годукартина «Осенняя распутица» (ГРМ) своей реалистическойнаправленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи непросто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающимилужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудомидет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становитсяпечальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.
В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину«Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получаетбронзовую медаль. В 1870-1873 годы Куинджи провел на Ладожскомозере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожскоеозеро» (1872, ГРМ), «На острове Валаам» (1873, ГТГ).Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природеострова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густымилесами, упавшими деревьями. Эту картину можно сопоставить с былинным эпосом,живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристо-голубоватый тонкартины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После выставки 1873года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе,отмечая его самобытный и большой талант. В 1873 году картина «На островеВалааме» была окончена и экспонирована на академической выставке. И.Е.Репин информировал П.М. Третьякова о новой работе Куинджи: «Всем онаужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он отнее в восторге». «На острове Валааме» — первое произведениеКуинджи, приобретенное П.М. Третьяковым. В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытуюдеревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт». В 1874году Куинджи пишет картину «Забытая деревня» (ГТГ), которая поостроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русскойдеревни перекликалась с картинами передвижников. В следующем году Куиндживыставил три картины: «Чумацкий тракт в Мариуполе» (ГТГ), «Степьв цвету» и «Степь вечером» (местонахождение неизвестно). Вкартине «Чумацкий тракт» художник изобразил нескончаемый потокобозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода,сырости усиливается колористическим решением полотна. Совсем иные по настроению «Степь вечером» и«Степь в цвету». Художник утверждал в них красоту природы, восхищалсяживительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новыйэтап творчества вполне сложившегося художника. Стремясь расширить знания,Куинджи предпринимает заграничную поездку. Пребывание за границей, знакомство сискусством Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркимивпечатлениями и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, вверности избранного пути. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджипредставил «Украинскую ночь» (ГТГ). В 1878 году «Украинскаяночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. «Куинджи, — писала французская критика, — бесспорно, самый интересный между молодымирусскими живописцами.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем удругих». С огромной поэтической силой открылась удивительная красотаукраинской ночи… На берегу небольшой речушки примостились озаренные луннымсиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлитыв природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для тогочтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд,художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине всепостроено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовыхсочетаний. В 1875 году Куинджи принимают в члены Товариществапередвижных художественных выставок. Однако в конце 1870-х годов отношенияКуинджи с передвижниками резко ухудшились, едва вступив в Товарищество, Куинджив марте 1880 года вышел из него. Поводом для этого была ничтожная причина. Вгазете «Молва» появилась анонимная статья, в которой о Куинджи былосказано, что он перезеленяет свои картины. Имелись в виду «Украинскаяночь» (1876) и «Березовая роща» (1879). Может быть, статьяпрошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М.К. Клодт — конкурент и ненавистник Куинджи. Расценив статью как враждебный выпад, Куинджипотребовал исключения Клодта из Товарищества. Однако большинство членов,видимо, не намерены были исключать Клодта. Этот инцидент был только поводом длявыхода Куинджи из Товарищества. Истинная причина заключалась в другом. Куинджиранее других художников исчерпал передвижническое направление. Он вынужден былизменить ему, чем вызвал устрашающую реакцию ортодоксальных передвижников.Куинджи сделал попытку обрести ту форму творческой свободы, котораяспособствовала бы проявлению его таланта, удовлетворила бы его творческиесклонности. В 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массуспоров и создавший много подражателей. В1879 году художник пишет три пейзажа: «Север», «Послегрозы», «Березовая роща» (все в ГТГ). Разные по мотивам, ониобъединены большим поэтическим чувством. Картина «Север» продолжаласерию северных пейзажей, начатых «Ладожским озером». В ней Куинджиотошел от изображения определенного уголка природы. Его полотно — обобщенныйпоэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий,размышлений о величественной и суровой природе. Картина «Север»завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии.На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной исредней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природыпейзаж «После грозы». Но наибольший успех на выставке выпал на долюкартины «Березовая роща». Толпы людей часами простаивали у этогополотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала,освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучихдеревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболеевыразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев,размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного,«списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — такподчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел,избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этогослова. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзиюприроды, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. Выход из Товарищества словно придал Куинджи силы. В 1880году он завершает картину «Лунная ночь на Днепре». Художниквыставляет ее в залах Общества поощрения художеств на Большой Морской улице втемном помещении, где направленный луч электрического света высвечивает глубинупространства. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Цветдоведен до физической ощутимости. Художник становится кумиром времени.Невиданный триумф Куинджи порождал завистников, распространявших о художникенелепые слухи. Казалось, все они не готовы были воспринять его новаторство.
Возможно, это обстоятельство отчасти послужило уходу Куинджи от активнойтворческой деятельности, затворничеству в стенах мастерской. В начале 1880-хгодов не нашлось профессиональной среды, способной оценить новую волнуроманического искусства, выраженную в невиданной форме декоративной живописи.Коллеги, видевшие в творчестве Куинджи лишь иллюзорный цветовой эффект, немогли поддержать романтического поиска художника. Период«молчания» был занят интенсивной творческой работой. Эта работауделялась поискам новых пигментов и грунтовой основы, которые сделали бы краскистойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость. Куинджипользовался асфальтом, что со временем вело к потемнению красок. В Европемногие художники производили опыты с красками. Кроме того, Куинджи завершалкартины, начатые еще в 1870-х — 1880-х годах. Так произошло с его произведениями«Радуга», «Вечер на Украине», «Дубы». Давновынашивая идею, художник смог воплотить ее только в новых условиях, на уровнедругого мировоззрения, чем она представлялась при зарождении. В последнеедесятилетие своей жизни он все довел до конца. В 1881 году художник создал картину «Днепрутром» (ГТГ). В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекаетспокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительнотонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серыхтонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннегостепного утра.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу»,имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своейсмерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никомуи не показывал. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понималипричин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: "… Художнику надовыступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как толькоголос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я сталАрхипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что большетак не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: былКуинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда осталсяодин Куинджи". По сравнению с десятилетиемактивного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделалсравнительно немного. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годовКуинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер наУкраине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и«Березовая роща», которыми они были восхищены. Но Куинджи былнедоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведенийзаставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В немтакже чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть еевеличавую и торжественную красоту.
С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшегохудожественного училища при Академии Художеств. В 1897году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня поддомашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с ученикамихудожник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсныеработы. В 1901 году Куинджи решилсяпоказать некоторые свои работы специально приглашенной публике. Понятно, какрискованно было художнику, не экспонировавшему свои произведения в течение 20лет, предстать перед ценителями искусства. И. Е. Репин в письме И.С. Остроуховуписал: «А про Куинджи слухи совсем другие: некоторые люди даже плачутперед его новыми произведениями — всех они трогают». Начало XX векаознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживалстуденческую кассу вспомоществования для нуждающихся учащихся. В 1901 годувыделил капитал в сто тысяч рублей в премиальный фонд весенних академическихвыставок.
Художник не понуждал своих учеников к участию на этих выставках, но приего жизни они сами считали долгом на них экспонироваться. Как результат этихусилий в 1909 г. его ученики при поддержке Куинджи и на его средстваорганизовали Общество художников, которое позже стало называться Обществомимени А.И. Куинджи. По завещанию великого художника «Обществу»перешел его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, землина южном побережье Крыма и все оставшиеся после его смерти работы. Обществоимени А.И. Куинджи просуществовало до 1929 г., а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому музею. УмерКуинджи 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелой сердечной болезни, вприсутствии своих учеников Н.К. Рериха, Н.П. Химоны, В.Д. Зарубина, А.А.Рылова, К.Ф. Богаевского, которых он вызвал с мест их жительства и летнейхудожественной практики. Он умер в своей квартире в доходном доме купца Г.Г.Елисеева в Биржевом переулке, 18, в доме, в котором Куинджи провел последние 13лет своей жизни.
Похоронили художника на Смоленском православном кладбище, на участке квостоку от Смоленской церкви. В 1914 году на его могиле было установленонадгробие — гранитный портал с резьбой в стиле древних викингов, которыйобрамил мозаичное панно с изображением мифического Древа жизни, на ветвяхкоторого свивает гнездо змея. Бронзовый бюст художника — отливка сприжизненного портрета (ск. В.А. Беклемишев) — вносит элемент статичности внасыщенный строй этого памятника. Надгробие было сооружено на общественныепожертвования по проекту архитектора А.В. Щусева (в будущем — создателяленинского Мавзолея). Мозаика набрана в мастерской В.А. Фролова по эскизу Н.К.Рериха. Интересно, что после смерти художника его друзья иученики — К.Я. Крыжицкий, В.Е. Савинский, В.И. Зарубин, Л.В. Позен — завещалипохоронить себя рядом с ним. Прах и памятник А.И. Куинджи были перенесены соСмоленского кладбища на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (НекропольМастеров искусств) в 1952 году, а их полуразрушенные надгробия так и осталисьна прежнем месте. Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославилрусское искусство и внес ценнейший вклад в его сокровищницу. В 1880 году в Петербурге на БольшойМорской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрироваласьодна картина — «Лунная ночь на Днепре» (ГРМ). Она вызвала бурювосторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.Мастерство Куинджи впередаче лунного света — результат огромной работы художника, длительныхпоисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он многоэкспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскиваяверный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным,настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, тойкомпозиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.
Лунная ночь на Днепре. (1880) Славаи трагедия картины
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджиработал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи офеерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньямхудожник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публиканачала осаждать ее задолго до завершения произведения. Этакартина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходилиИ.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картинеприценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо измастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги былакуплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Это былапервая в России выставка одной картины. Работа экспонировалась в отдельном залеОбщества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался,лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более«углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным. Испустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о томпотрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины.Именно «достоявшиеся» — в выставочные дни Большая Морская была плотнозабита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и людичасами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежатьдавки, публику пускали в зал группами. Рерих еще застал живым служителяМаксима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине внеочереди.  Выступление художника с персональнойвыставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событиемнеобычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный историческийсюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать.Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своихкартин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешалисоседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственномосвещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картинусфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили вполутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунногосвета. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдальпространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почтисливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышинеони чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаткии паутину тропинок на ближнем берегу.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба иднепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своимтаинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он былтак силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найтитам фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свойзавораживающий, таинственный свет. Гладкимзеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеютстены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителейв раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел оприроде только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей талантаА.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной,казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражаязрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленныеатрибуты пейзажа — стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявыестебли татарника — поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном. Яркийсеребристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированиемон превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный,многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется впоэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-тонеобычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобыиспользовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, осекрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличитьего в фокусах, даже в связи с нечистой силой. Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджисосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, напоисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительновыразить ощущение широкой пространственности.
И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждалвсех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например,даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым идр.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора.Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играетнеобычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета,усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзиилунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджиинтенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению,из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильнопотемнело.
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием.Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристымоттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенныхместах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьямиоткликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячамиэкземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писалтогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долгозастаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме илив открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти«дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристоеотражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую,величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре»,которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди,по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотномА.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтическиечары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшимичувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великийкнязь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться сполотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев,находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этоймысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения,что картина… вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениямвоздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоялв порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.
И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину навыставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный,пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на составкрасок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луныпереданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину дажесейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. 

Список литературы
куинджи художественныйкартина выставка
1. «Сто великих картин» Н.A. Иoнина,издательство «Вече», 2002 г
2. Рогинская Ф.С. Передвижники. — М., 1997. C.87.
3. Гомберг-Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерахрусской реалистической живописи от Перова до Левитана. – М., 1961. C.64.
4. Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. — Л.: ХудожникРСФСР, 1990. — 160 с.
5. www.kuinje.ru
6. www.art-catalog.ru
 

Приложение
 
/>
Архип Иванович КуинджиЛунная ночь на Днепре. 1880
 
/>
Архип Иванович Куинджи Радуга. 1900-1905


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.