Реферат по предмету "Культура и искусство"


Категория "культура" в социологии

КАТЕГОРИЯ «КУЛЬТУРА» ВСОЦИОЛОГИИ
1. Что означает понятие«культура»?
Слово«культура» в переводе с латинского — «возделывание»,«облагораживание», что в Древнем Риме означало возделывание земли, атакже воспитание, образование. Становятся понятными такие выражения, как«культурное растение», «сельскохозяйственная культура», тоесть созданное, выведенное человеком.
Внастоящее время известно более пятисот вариантов использования термина«культура» в самых различных отраслях науки и практики. Наиболееудачное для социологической науки определение этого термина дано английскимэтнографом Э. Тейлором «Культура — то некоторое сложное целое, котороевключает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другиеспособности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членомобщества».
Всамом широком контексте синонимом слова «культура» является«цивилизация». Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем ввиду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека отприроды или даже не встречаются в природе. Например, изготовление орудий труда,политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегдаотмечается влияние природы.
Вузком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовнаякультура. В социологическом контексте характерный для данного общества,человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура — этоте скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец,европеец, представитель малых народов Севера — они различаются между собой,прежде всего, определенным типом культуры.
Все,что связано с возделанным, окультуренным в жизни человека, определяетсясознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности или политике, новыхтехнологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей — все этосвязано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется выражение:культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.
Поведениеживотных, насекомых при всей высоте их организация и в значительной мередиктуется программой, заложенной в генах. Человеку программа его поведения непередается по наследству. Такой генетической программой является именно культураи ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессеучебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю сознательнуюжизнь человека. Без культуры люди были бы полностью дезориентированы и несмогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему детейджунглей. Они после определенного возраста уже не могут освоить язык, научитьсядобывать средства к существованию. Дело в том, что у таких детенышей не былообщения с людьми, они не могли усвоить самую элементарную культуру.
Именнокультура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно ЗигмундФрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредныедля общества, окружающих людей склонности и побуждения человека — агрессивные,сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а толькорегламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте,сексуальные — обязательно при определенной социальной и нравственнойаранжировке.
Конечно,возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы врегулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, меняются взависимости от объективных обстоятельств, например, кризисного состоянияобщества, уровня материального состояния социальной группы или отдельногочеловека и т. п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороныобщества, государства.
Феноменкультуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей.Поэтическое выражение «Обычай — Деспот средь людей» показывает, чтолюди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются,принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как ичто мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая,которая дает нам образцы необходимого поведения.
Еслив обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которыеперестают соответствовать новь условиям, становятся неудобными илибесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие сизменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходитпо-разному. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могутбыть преобразованы относительно легко, другие — государственные законы, религиозныетрадиции экономического и политическою поведения — изменить достаточно трудно ипринятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример:экономические и политические реформы в России.
Некоторыекультурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества,становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает,что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникаютпостепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.
Тоже самое происходит и с социальными институтами. В одном обществеустанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом оноосуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматриваюткак высшую форму сознания, «мистические видения», пророчества.
Дажеповерхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленныеразличия. В одних странах правостороннее движение, в других — левостороннее, водних отношение к корове как священному животному, в других — совсем наоборот.Однако практически во всех культурах имеются вещи, которые можно было быназвать культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди нихспорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные ипохоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всейвероятности, культурные универсалии формируются на основе важнейшихбиологических потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровоепотомство и т.п.
Культуракак феномен сознания является и способом, методом ценностного освоениядействительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворениюсвоих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересамидругих людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия.Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается вотношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальномменталитете.
Культуракак способ ценностного освоения действительности выражается в практическойдеятельности людей — и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессевнутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираютсяцели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообществасоставляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура — виновниксодержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытываетактивное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств,модифицируется.
Какпоказывает анализ данных социологических исследований, в современном российскомобществе сложилось несколько основных менталитетов:
советско-социалистическийменталитет как результат прежнего общественного строя, сохранения советскихсоциалистических традиций;
прозападно-капиталистическийменталитет как результат изменения общественно-политического строя, проведениярыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америкии Западной Европы;
православно-российскийменталитет, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции;
криминально-мафиозныйменталитет, расцветающий пышным Цветом в новых социально-экономическихусловиях;
мозаично-прагматическийпсевдоменталитет, порождение массовой культуры, конгломерат осколков несколькихменталитетов.
Именнов сложившемся культурном менталитете социальной группы, нации, индивида таитсяразгадка того, почему в одинаковой ситуации представители разных народовреагируют по-разному, ведут различный образ жизни. Японский и европейскийхудожник один и тот же пейзаж изобразят по-разному. Это закономерно.Менталитет, культура — живая душа каждого народа.
Долгиегоды в отечественной науке об обществе было принято делить культуру наматериальную и духовную. Но возьмите автомобиль, самолет, мебель. Согласитесь,что это не только предмет материальной культуры, но и духовной, показательнравственной, эстетической культуры исполнителей.
2. Основные понятия социологии культуры
Первоосновойкультуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его вопределенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетаниюзвуков придается определенное значение.
Лишьчеловек способен использовать символы, с помощью которых он общается,обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями.Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями,способами совместных действий, указаниями. Без столь разработанного, богатого иразнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.
Какречь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводитграницу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменнойкультуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Ночеловеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческойпамяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной,предельно простой. Использование письменности позволило практически безграничноусложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числулюдей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводитьутерянные и разрушенные культурные ценности.
Языкнастолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественноекультурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результатепрофессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свойспецифический язык, свою языковую субкультуру.
Нетолько культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот,сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные словаявляются средством для передачи традиций, норм, ценностей. Но если людиобщаются на разных языках, то передача культурных образцов становитсяневозможной. Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык всилу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например,почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот,основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.
Помере развития языка в нем появляются слова-символы с единым уровнем абстракции.Например, в русском языке слово «снег» у многих народов нет такогоабстрактного понятия, у них слово применяется обязательно с определеннымглаголом «снег идет», «снег тает». В писательской средебытует любопытный рассказ о преподавании учителя русского языка в чукотскойшколе, прочитав детям стихи А. Пушкина «У лукоморья», он должен былдолго объяснять такие понятия, как дуб, кот, цепь, золото, потому что этих словне было в языке небольшого народа. У одних народов только человек«кто», а все остальное «что». Если человек не знает чисел,то он, по-видимому, иначе воспринимает окружающий мир. По-разному оценивают мирграмотные и неграмотные люди, письменные и бесписьменные народы.
Оказывается,у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Укаждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус.
Культурно-речевойстатус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры — высокому литературному языку, просторечию, диалекту.
Две-трифразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокоголитературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевомстатусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальномпроисхождении.
Разумеется,культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом,танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могутконкурировать с языком. Не случайно существует выражение «языктанца». Язык выполняет функции ретранслятора культуры. Здесь возникаютсерьезные проблемы. Можно ли сохранить культуру небольшого народа, не сохраняяи не развивая его язык? Насколько допустимо заимствование из других языков? Внауке и технике, любом профессиональном языке это вполне допустимые вещи.Следовательно, не стоит абсолютизировать роль родного языка для сохранения и,главное, развития национальной культуры.
Культуранакапливается в определенных знаниях, сведениях. Формации об окружающем мире:естественнонаучные, технические, политические, социальные и т.п. Убеждения — это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение,мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения — чувственно-эмоциональная волевая сторона знания.
Междузнанием и убеждениями устанавливаются сложные неоднозначные связи. Располагатьопределенной информацией " это еще не значит действовать в соответствии сэтой информацией. Все знают о вредных свойствах наркотиков, никотина, алкоголямногие употребляют их с большим удовольствием. Все понимают важность, большетого, необходимость физических упражнений для сохранения здоровья, но немногиеспешат на стадионы и спортивные залы.
Ещеболее сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями поповоду нравственных норм, социальных процессов. Знание законов не всегдаудерживает от их нарушения. Почти всегда противоречиво складываетсявзаимодействие между господствующими идеями правящей в обществе элиты,навязываемыми средствами массовой информации и реальным поведением людей.
Существуеттакже и другой тип взаимоотношений между знаниями и убеждениями. Знание можетопережать реальную действительность, и если это прогрессивное знание отвечаетинтересам общественного развития, то оно способно выполнять роль своего родаускорителя в развитии культуры, например идеи Ганди, Мартина Лютера Кинга и т.п.
Ценности.Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в различных формах:ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивыдействий, поступков. Но в основе всех этих проявлений — ориентация на ценности.
Ценности- определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо иполезно, а что — нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и обществопостоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте- это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует,упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами,ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретнымдействиям или бездействию.
Социологиюинтересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в видеопределенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества.Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности. Например,заповеди Христа.
Врамках одного сообщества ведущие ценности большинства ей в основном едины,если, конечно, оно не находится в каком-тo экстремальном состоянии — межнациональный или межнациональный или межрелигиозный раскол, гражданскаявойна, переходное состояние и т. п. Однако даже при стабильном состоянииобщества возможен конфликт по поводу сложившейся системы ценностей.Политические ценности могут не стыковаться с экономическими, экономические — ссоциальными, экономические — с экологическими, коллективистские — синдивидуальными.
Немалыеразличия могут иметь системы ценностей социальных групп и классов. В народеговорят: «У богатых свои причуды». Особенно заметно такое расхождениев поведении так называемых «новых русских»: криминализация бизнеса,финансовые махинации, престижное потребление и т. п. Социокультурные различиямогут быть и между отдельными поколениями в одном обществе, или явлениясубкультуры и даже контркультуры.
Молодежнаядемографическая группа, например, имеет свой специфический стиль поведения,выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегдамогут понять. Таким образом формируется молодежная субкультура.
Всилу специфики социальных, политических или экономических условий субкультураможет порождать образцы поведения, противоположные господствующей в обществекультуре. Термин «контркультура» применим к субкультуре техсоциальных или демографических групп, которые бросают вызов доминирующей вобществе культуре. Мафиозная группа, группа воров в законе, не лишенанравственных принципов, напротив, она имеет свои стандарты поведения, норм,чаще всего, противоположные общепринятым в данном обществе. Субкультура такихгрупп вступает в конфликт с культурой общества, в котором она паразитирует.
Особеннопоказательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультурыдвижения хиппи, очень популярного на Западе в 1960-70 гг. Молодые люди, частоиз вполне благополучных респектабельных семей, проповедовали культуру, вкоторой труд представлялся нежелательным, половая воздержанность — ненужной,патриотизм — ненормальным, стремление к материальному благополучию — недостойным. Таким образом, движение хиппи сформировало свою контркультуру,полностью противоположную основным нравственным нормам, принятым в западныхстранах.
Целостностькультуры всегда предполагает известный синтез между общечеловеческимиценностями и национальной культурой. Для России уже в течение нескольких вековхарактерен конфликт между западниками (славянофобами) и славянофилами, русофилами;между коллективистской, общинной ориентацией, нравственными принципами иставкой на индивидуализм западного, протестантского типа.
Идеология.Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основныеценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мыимеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийносложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях,традициях, обрядах. Любое достаточно развитое общество имеет определеннуюидеологию. Другое дело, что эту идеологию часть общества может не восприниматьи даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходноготипа.
Любаяидеология имеет несколько ярусов: общечеловеческое содержание, национальноесодержание, например, конституция, групповые социально-классовые ценности.
Социокультурныепроцессы. Одно из самых удивительных свойств культуры заключается в том, чтопри любом прогрессе, при любом приобщении к общечеловеческим ценностям она способна,развиваясь, сохранять свою национальную самобытность. В условиях современныхинтеграционных процессов сохраняются западная культура, в основе которой лежитхристианская религия, а также исламская, восточная культура и т. п.
Функционированиекультуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие,модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.
Стоитобратить внимание на то, что любая нация измеряет иную культуру своим аршином,удивляется иной манере поведения, стилю жизни. Например, обычай кровной мести уряда народов. При определенном темпераменте, эмоциональной возбудимостипринцип:«Чем меньше народ, тем длиннее кинжал», должен был вести кмногочисленным убийствам по пустякам. Но в условиях отсутствия сильного правовогогосударства обычай кровной мести как раз и сдерживает горячих джигитов, т. к.все знают о возможных последствиях.
3. Системный анализ современной культуры
Целостностькультуры обеспечивается социальным отбором, социальной селекцией. Любаякультура сохраняет в своем ядре лишь то, что соответствует ее логике,менталитету. Новые культурные приобретения — и свои, и чужие — национальнаякультура всегда стремится переварить в собственном котле, придать имнациональный колорит. Культура активно сопротивляется чуждым ей элементам.Например, сопротивление проникновению протестантизма и других религий в Россию.
Относительнобезболезненно обновляя периферийные, второстепенные элементы, культурапроявляет сильную реакцию отторжения, когда дело касается ее ядра. В данном случаеречь идет о православии как основе русской культуры. Здесь возможны социальныесанкции вплоть до остракизма, моральной изоляции.
Любаякультура способна к саморазвитию. Именно этим объясняется многообразиенациональных культур, национальная самобытность.
Саморазвитиекультуры возможно через стихийные, случайные, спорадические формы путем проб иошибок, когда идет поиск вариантов, но ведущее значение имеет сознательнаядеятельность по изменению культуры. Особая роль здесь принадлежит гениальнымлюдям в любой сфере деятельности: будь то наука, художественная культура,политика, духовная жизнь (Г. Галилей, И. Ньютон, К. Э. Циолковский, Ф. М.Достоевский, Л. Н. Толстой). В области морали, политики, социальныхвзаимоотношений особое место в культуре занимают пророки, обладающие уникальнымдаром предвидения, социального фантазирования: Иисус Христос, Моисей, Будда,Конфуций, Магомет. Скорее всего, это реальные люди с особым Даром предвидения,которые выдвигают свои идеи чаще в религиозной форме.
Изменениекультуры возможно в форме заимствования. Трудно себе представить культурулюбого народа без подобных провесов. Например, европейская культура как базоваядля современной цивилизации оказывает очень сильное воздействие практически навсе культуры. В японских магазинах можно увидеть манекены только европейскоготипа. Система культурных взаимодействий может строиться добровольно,вынужденно, навязываться принудительно.
Кпримеру, страны, уйдя от тоталитарной системы организации общества и не имеянеобходимого опыта демократической организации, могут добровольно егозаимствовать в других, это же можно сказать и о наукоемких технологиях. Внутриодного общества еще больше элементов добровольного культурного заимствования.Например, молодые люди из всех социальных групп многое перенимают устуденческой молодежи, ее субкультура — образец для подражания. Спецификадобровольного заимствования элементов культуры заключается в избирательности.
Практическивсе страны мира заимствовали у Запада современные индустриальные технологии. Нояпонцы, к примеру, сохранили традиционную систему моральных ценностей напроизводстве, свои образцы поведения, отношения к работе. Обилие исследованийпо японскому чуду, опыту, скорее всего, подтолкнет и Запад к использованиюяпонского опыта организации производства. В печати (Известия. 27.01.1996) былолюбопытное сообщение о том, что группа отставных менеджеров японской компании«Тойота» спасла от банкротства знаменитую немецкую фирму«Порше». Японцы за три года научили немцев работать по-японски,сократили персонал на 19 процентов, производственные площади — на 30 процентов,а автомобилей стали делать больше.
Вынужденноезаимствование культуры сочетает элементы внешней добровольности и внутреннегопринуждения. Например, беженцы, мигранты. Чаще всего в результате такоговзаимодействия происходит культурная ассимиляция, возникают некие пограничныесубкультуры.
Принудительноенавязывание культуры миссионерами, ограничения для развития национальнойкультуры, внедрение языка титульной национальности — все эти процессыразвернулись во многих странах СНГ по отношению к русскоязычному населению, даи по отношению к России со стороны некоторых западных стран. К таким процессамнадо относиться с точки зрения диалектики. Необходимо освоение периферийных зонзападной культуры, наряду с сохранением главного, что делает нашу странуРоссией, нашу культуру — российской.
Длясовременного мира свойственны открытость культурных систем, их многообразие.Жить в таком мире интересней, да и ответы на вызов времени проще находить.Сегодня можно говорить о культурных суперсистемах, их многообразии. Здесь двеосновные культурные тенденции, идущие из глубины истории, обогащающие другдруга, сохраняющие свою целостность и самобытность: Запад и Восток.
Помнению К. Ясперса, западная культура усвоила религиозность иудейства,философскую широту греков, организационную мудрость римлян. Эта культура незамыкалась в своих рамках — многое восприняла от арабов. Восточная культураКитая, Индии, Японии, напротив, замыкалась в себе, «продолжая в своейжизни свое прошлое».
Исегодня две основные культуры, суперсистемы, отличаются: в отношении кчеловеческой личности западная традиция концентрируется на индивидуальности,личность — начало и конец всего; восточная, наоборот, культивирует отказ отличности в пользу безликого абсолюта. По отношению к реальности западнаякультура подчеркивает активное отношение человека к миру, который воспринимаеткак арену его деятельности. Восточная традиция, наоборот, предпочитает уход всебя, поиск нирваны как истинного смысла бытия, отсутствие жажды жизни. Поотношению к возможностям разума для западной культуры характерна ни перед чемне останавливающаяся рациональность, прагматизм. Восточная культурапредпочитает интуитивное познание, внимание к медитации, самовнушению.
Спецификазападной и восточной культуры, их взаимодействие и взаимовлияние — самыйзначительный объект для исследования социологов: А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Я.Данилевского. Только в этом контексте можно понять Россию, ее культуру ирусскую нацию.
Культурасовременного общества — совокупность самых различных пластов культуры, то естьона состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любомобществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру(фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию такназываемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественномотношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно приее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.
Наличиесубкультур — показатель многообразия культуры общества, ее способности кадаптации, развитию. Существуют воинская, врачебная, студенческая,крестьянская, малых народов, казачья субкультуры. Например, казачество всовременных условиях — служба, охрана границ. Можно говорить о наличиигородской субкультуры, ее национальной специфике со своей системой ценностей(цыгане-в городах, ассирийцы — в Москве, немцы — в селах и т. п.)
Помнению Робина Уильямса, для американской и российской культур характерны:
личныйуспех, активность и упорный труд, эффективность и полезность на работе,владение вещами как признак благополучия в жизни, прочная семья и т. п.(американская культура);
дружескиеотношения, уважение соседей и товарищей, разрядка, уход от реальной жизни,терпимое отношение к людям другой национальности, личность лидера, руководителя(русская культура).
Современнойроссийской культуре присуще и такое явление, которое социологи назваливестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь,молодежных групп населения. Ценности национальной культуры вытесняются илиподменяются образцами массовой культуры, ориентированной на достижениестандартов американского образа жизни в его самом примитивном и облегченномвосприятии.
Длямногих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно отсутствиеэтнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают восприниматьсебя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходитлибо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любомслучае, вненациональной. Русская народная культура (традиции, обычаи, обряды,фольклор) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Отсутствиеу русской молодежи национальной самоидентификации как раз и приводит к болеелегкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.
Вомногих чертах молодежная субкультура просто повторяет, дублирует телевизионнуюсубкультуру. Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая культурав ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер.Например, из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских видеосалонах, 52процента имели все признаки боевиков, 51 — эротических фильмов, 14 — фильмовужасов, 18 — фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не былони одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только5 процентов обладали определенными художественными достоинствами. Репертуаркинотеатров на 80-90 процентов состоит из таких зарубежных фильмов.
Неменее негативные последствия можно отметить и в развитии музыкальной культуры.Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей странебыла запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена иидеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана снародными традициями, традициями политической и авторской песни? Есть и такиенаправления, как панк-рок, тяжелый металл и др., которые, несомненно, несутконтркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направленияотличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха иотчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке засчет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами ивизгами, нарочито изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосовженоподобными и наоборот.
Поповоду современной массовой культуры высказывались многие корифеи современнойкультуры от Лихачева до Солженицына, но нам важнее мнение такого авторитетногосоциолога, как Питирим Сорокин: «Современное искусство — преимущественноМузей социальной и культурной патологии. Покамест оно — ис-кусство поношения иунижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели каккультурной самоценности» (Сорокин П. Человек. Цивилизация, Общество. М.,1992. С. 456).
Иеще на одной проблеме хотелось бы остановиться. Повсеместное внедрениекомпьютерной техники в нашей стране требует анализа социокультурных последствийэтого процесса. Последствия компьютеризации для развития культуры человечествадовольно противоречивы. Они имеют как положительный, так и отрицательныйхарактер. С одной стороны, компьютер освобождает человека от монотонного труда,открывает возможности для реализации и развития творческого потенциалаиндивида, с другой — приводит к появлению множества проблем, связанных сизлишней рационализацией и дегуманизацией. В результате компьютеризациипроисходит формирование элитарно-массовой структуры общества, формируется новыйтип личности с техногенным мышлением, обедняется эмоционально-чувственнаясреда, возникают трудности в межличностных отношениях, общение с людьмизаменяется общением с компьютером, появляются профессиональные «компьютерные»заболевания.
4. Деловая культура как культура новойсоциальной общности
Деловаякультура главным образом связана с формированием новой социальной общностипредпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирномсоциальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культурупредпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы,регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности припереговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, приорганизации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику ипотребителю.
Вделовой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.
Ценностныйслой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традицияи обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется какстереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормыпрактической деятельности.
Ментальныйслой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности неэффективны и люди начинают конструировать новые.
Всовременных условиях успешным может быть только предприниматель с высокимуровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований,наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности,надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильноговорить.
Накакие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, чтоопределяет их деловую культуру?
Поисследованиям, проведенным институтом социологии РАН, это следующие ценности:
бытьнезависимым — 58,6%;
иметьблизких по духу сотрудников — 39,7%;
заработатьхорошие деньги, иметь высокий уровень жизни — 34,8%;
реализовыватьсвои личные качества — 34,2%;
работатьс высококвалифицированными коллегами — 31,2%;
создаватьсебе высокую деловую репутацию — 27,6%;
реализовыватьсвои профессиональные качества — 25,5%;
работатьнад сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторскиеспособности — 20%;
занятьпрестижную должность — 6,1%.
Приведенныеданные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западныеценности, среди которых главная — независимость.
Социологивыделяют такие особенности деловой культуры современных российскихпредпринимателей:
склонностьк манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;
решениеделовых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;
установкана сиюминутную выгоду;
управленческаянекомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;
психологическиеустановки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнерусобственные условия.
ВЕвропе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности,ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость ивзаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникаетпроблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой,проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.
Взаключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасльсоциологического знания. Исследование культуры в социологии позволяетопределить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.
Список литературы
АванесовГ. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике впрошлом и теперь // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998.№ 4.
АпресянР. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки исовременность. 1993. № 2.
БольшаковА. В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. — М., 1993.
БоревВ. Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культуры и научно-техническогопрогресса. — М., 1988.
ГуревичП. С. Культурология. — М., 1996.
ГрищенкоЖ. М. и др. Социальный портрет предпринимателя //СоцИС. 1992. № 10.
ДюркгеймЭ. Ценностные и «реальные» суждения //СоцИС. 1991. №2.
ЗиммельГ. Философия культуры. — М., 1996.
ИонинЛ. Г. Социология культуры. — М., 1996.
ИонинЛ. Г. Культура на переломе // СоцИС. 1995. № 2.
КириленкоГ. Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре //Социологические исследования. 1997. № 3.
Культураи рынок: «круглый стол» // Общественные науки и современность. 1991.№ 2.
РыбаковФ. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал. 1992. № 12.
СагатовскийВ. Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., 1994.
СоколовВ. М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС. 1993. №
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.