Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности

Оглавление
Введение
1. Место искусства в культуре
1.1 Красота
1.2 Представление об искусстве вкультуре в целом
1.3 Выражение человеческих страстей
1.4 Художественный дар
1.5 Искусство как эстетическаядеятельность в контексте культуры
2. Функции искусства
Заключение
Библиографический список
Введение
 Искусство– специфическая форма общественногосознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражениеокружающей действительности в художественных образах.
Предметом искусстваявляется человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами.
Специфика искусства:
1. оно являетсяобразным и наглядным;
2. для негохарактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, атакже средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
3. воображение ифантазия познающего субъекта.
Искусство исследуетчеловека в целом и является особой формой познания окружающей действительности.Искусство, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурныхценностей, и с другой – в процессе создания нового духовного богатства.
 Роль искусства в развитии />культуры противоречива. Оно конструктивнои деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. Вцелом же />искусствоблагодаря субъективации, способно поддерживать открытость системыценностей, открытость поиска и выбора ориентации />в культуре, что в конечном счетевоспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для />культуры этоважный потенциал и фактор ее развития.
Цель данной контрольнойработы – определить место искусства в культуре и обозначить функции искусства.
1. Место искусства в культуре1.1 Красота
Что является истокомкультуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность илинеукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Нов уединении нельзя победить биологические потребности[1].
Первый вопрос, которыйрождает осмысление искусства, — это явление красоты. Красота — одно из наиболееизвестных человеческих свойств. Она — неотъемлемая часть человеческого мировосприятия,поскольку ощутима, осязаема и очевидна. Однако в истории искусства икультурологии это простое слово вызывало множество споров и противоречивых постиженийсамого понятия. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Нефертити,Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы.
Один исследовательрассказывал, как он разглядывал ярко розовый цветок наподобие сирени. Ученыйосторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Каквыяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал вприроде. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленойверхушкой. Мир природы, затейлив и изобретателен.
Когда мы видим передсобой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга.Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошозаметно, как они играют там друг с другом и ветром.
Мы говорим о красотепроизведений искусства… Экспедиция медленно двигалась по полузасыпаннымпеском улицам Города мертвых. Входы в гробницу частью провалились, частью былизанесены песком и угадывались скорее интуитивно, чем по каким-то ориентирам.Надписи и изображения на камнях гробниц и входных блоках были сильно попорчены,местами непоправимо. И вдруг после очередного поворота как чудо, как мираж впустыне нашим взорам предстала базальтовая стена с изображением какого-товельможи.
От ветра из пустыни стелуприкрывал край циклопического сооружения, от которого осталась лишь грудакамней. Однако эти камни и стали защитным барьером для небольшого по размерам,но очень выразительного камня. В лучших традициях древнейшего искусстваизображение сочетало в себе жизненную выразительность с какой-то непередаваемойодухотворенностью, пронизанной тонкой, как шелест ветра, печалью.
Голова фигуры былаповернута в профиль, а грудь и руки — в фас. Взгляд был устремлен куда-товдаль, может быть, даже и не в этот мир, а руки с развернутыми ладонями чем-тонапоминали крылья птицы, готовой улететь вслед за взглядом, за зовом души. По краюстелы шла иероглифическая надпись с именем изображенного. «Хенену» — разобралимы имя изображенного. Это было священное имя.1.2 Представление об искусстве в культуре в целом
Понятием «искусство»обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство,музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности,которые отражают мир в образах[2].
Образ — это сгустокхудожественного видения и переживания, которому искусство придаетвыразительность и художественную ценность.
Феномен прекрасного,который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидныхсторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, какрелигия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, какнаука. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Насокружают великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописнымиполотнами, для нас звучат аккорды музыки.
И все же в течение многихвеков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэтНиколай-Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не быловыразительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. Ивот у поэта родились строчки:«… что такое красота /И почему ее обожествляютлюди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?»[3].
Тем не менее в течениемногих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Поначалукультурологи считали, что искусство рождается потребностью в подражании.Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своемсознании образ животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое,похожее. Он вносил в свое произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовалптицу.
Однако у нее человеческоелицо. Разве можно считать это только подражанием?
Легко заметить, однако,что даже самые радикальные теории подражания не были нацелены на то, что бысвести произведения искусства лишь к механическому воспроизведению реальности.Все они в той или иной степени должны были допустить творческую способностьхудожника. Оба эти требования нелегко согласовать друг с другом: еслиподражание — истинная цель искусства, то ясно, что творческая сила художника —скорее разрушительный, чем созидательный фактор.
Чтобы достичь высшейкрасоты, важно не только воспроизвести природу, но и отойти, отдалиться от нее.Определить меру, правильные пропорции этого отдаления или уклонения одна изважнейших задач теории искусства. Аристотель писал о том, что для созданияпоэзии предпочтительней убедительная невозможность, нежели неубедительнаявозможность. Художник обязан создать нечто лучшее, чем сам образец.1.3 Выражение человеческих страстей
Совсем другое пониманиеискусства сложилось во второй половине XVII I в. в европейской культуре в связис именем Жан-Жака Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссополностью отбросил классическую традицию в описании и осмыслении искусства. Дляфранцузского философа искусство — это не описание внешнего мира, а прежде всеговыражение человеческих страстей и эмоций. Вскоре последователями Руссо вГермании стали философ Иоганн Гер дер и поэт Иоганн Гёте. Главной цельюискусства они считали уже не воспроизведение красоты и показ внешнейреальности, а изображение внутренней жизни человека.
Искусство долго формируется,прежде чем соответствовать меркам красоты, и все равно это подлинное, великоеискусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое. Ведьчеловек по природе своей созидатель, и этот врожденный дар пробуждается в нем,коль скоро его существование обеспечено… Так дикарь расписываетфантастическими красками кокосовые орехи, перья и свое тело. И пусть формытаких изображений совершенно произвольны, искусство обойдется без знания исоблюдения пропорций, ибо наитие придаст ему характерную цельность[4].
Верно ли, что искусствовыражает только эмоции? Нет, ибо даже в лирической поэзии эмоция не единственнаяи не решающая черта. Конечно, великие лирические поэты способны на глубочайшиеэмоции, художник, не наделенный сильными чувствами, никогда ничего не сможетсоздать, кроме поверхностного и легкомысленного искусства. Из этого, однако, неследует, что функция лирической поэзии и искусства вообще может быть адекватноописана как способность художника освободить душу от чувств.
По мнению Э. Кассирера,подобно -всем другим символическим формам, искусство не есть лишьвоспроизведение готовой, данной реальности. Это один из путей, ведущих кобъективной точке зрения на вещи и человеческую жизнь. Этоне подражаниереальности, а ее открытие. Однако искусство открывает природу не в том смысле,в каком ученый использует термин «природа». Художник открывает формы природы,тогда как ученый открывает факты или законы природы. Великие художники всехвремен хорошо знали эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий егоспецифику.1.4 Художественный дар
Говоря о роли искусства вкультуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку.Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказываетсякомпозитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно только самому художнику.Когда известного скульптора Родена спросили, как он создает свои произведения,он ответил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все лишнее…Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.
Это может решить толькосам художник. В прошлом году я побывал в селе Бояна, которое находится вБолгарии, недалеко от Софии. В ослепительный солнечный день вошел в церковь ипопал в мир обворожительной стенной росписи. Нет, не сцены и не сюжетысредневекового искусства поразили меня. Их символика оказалась довольнотрадиционной, типичной для далекого XIII века. Но сквозь привычные каноны,отвлеченные зрелищные формы неожиданно проступил лик живого человека.Характерный прищур глаз. Клинообразная бородка. Узнаваемый образ человеческогодостоинства. Выражение глубочайшей, безмерной скорби… В каждой композициибезвестный художник отразил яркую и сложную индивидуальность. Какойзахватывающий диалог через частокол веков!
Боянский живописецпроявил интерес к переживаниям сильным, драматическим. Разрушая трафареты, онотрешился от подробностей бытового плана, передавая движение острой ломанойлинией. И вот етранный эффект: с одной стороны, аллегории, обезличенныесимволы. Но в них же — с другой стороны — предельное обострение чувств, такаяиндивидуализация, что, наблюдая за игрой световых ликов, я вдруг поразилсядогадке: да ведь это портрет!.. Сомнений нет — прекраснейший памятниксредневековой Болгарии отражает судьбу реального человека. В каждом случае —иного. И его рок, разгаданный безымянным автором, превращается зконцентрированный образ[5].
Художник и скульптор —великие учителя в области видимого мира. Ведь познание чистых форм вещей —отнюдь не инстинктивная способность, не дар природы. Можно тысячу разсталкиваться с данными предметами в жизни, «не видя» их формы. Но однаждыобрести столь захватывающее впечатление!
Художник открывает неновые факты, как историк, и не новые законы, как ученый, — он творит новыехудожественные формы.
Это понимал, например,итальянский художник Леонардо да Винчи (1452-1519), который называл живопись искульптуру «мудростью видения». Художник открывает многообразные формы, вкоторых он может отраяить мир, раскрыть глубину его восприятия человеком.
Человек искусства мыслитобразами. Это специфическая, присущая искусству форма отражениядействительности. В искусстве рождаются обобщенные художественные образы.Например, французский писатель Оноре де Бальзак создал образ Гобсека —олицетворение жадности, жестокосердия и жажды накопления денег. ПисательницаЭ.Л. Войнич сумела нарисовать героический образ Овода — пылкого ицелеустремленного революционера. Литературные типы — весьма впечатляющиепримеры огромного воздействия художественного образа на людей.
Некоторые мыслителиполагали, что красота заключается в самой природе. Дар художника состоит тольков том, чтобы отобразить все прекрасное. Но были и такие исследователи, которыеотрицали всякую связь между красотой искусства и красотой природы. Красотакакого-нибудь ландшафта в реальности отличается от той красоты, которая запечатленана полотне художником. Искусство — это средство, позволяющее творить мир позаконам красоты. Реалисты XIX в., стремившиеся дать правдивое художественноеотражение действительности, обладали более глубоким пониманием целей искусства.
Они доказали, чтохудожественный уровень произведения искусства не зависит от величия илиничтожества самого изображаемого предмета. Французский писатель Эмиль Золя(1840-1902) показал, что описания железной дороги, магазина мод или парижскогорынка могут стать подлинно художественными произведениями.
Описание природы ухудожника и географа совершенно различны. Искусство, конечно, помогаетпознавать мир. Но это познание обладает спецификой: оно дает более богатый,более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различныеспособы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию иглубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то,что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а можетвыбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.
1.5 Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры
От Платона до Толстогоискусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка игармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питаетнаш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая то, чему безфантазии надлежало бы засохнуть. Толстой видел в эмоциональном воздействииискусства источник заразительности. Но ведь эстетический опыт — это опытсозерцания. Это достижение такого состояния духа, которое отличается отхолодных, взвешенных теоретических рассуждений.
Существует множествоестественных красот, у которых нет специфически эстетического характера.Органическая красота пейзажа — не то же самое, что мы чувствуем в произведениивеликого пейзажиста. Да, мы, зрители, знаем эту разницу.
Я могу прогуливаться попрекрасной местности и чувствовать ее очарование: радоваться мягкости воздуха,свежести лугов, разнообразию и яркости красок, тонкому благоуханиюцветов. Но ямогу увидеть этот ландшафт глазами художника, способного создать картину. Яживу отныне не в непосредственной реальности вещей, а в ритме пространственныхформ, в гармонии и контрастах цветов, в равновесии света и тени.
Катарсис — целебныйпсихологический взрыв, очищение души[6].
Первоначально — этотермин, выражавший глубину воздействия искусства на человека; в древнегреческомсловоупотреблении: освобождение души от «скверны», тела — от вредных веществ.Пифагорейцы, последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (ок.570 — ок. 498 гг. до н.э.) полагали, что душа страдает от вредных примесей, отпагубных страстей. К таковым они относили гнев, вожделение, властолюбие,фанатизм, страх, ревность. Очистить душу от этих аффектов способна, по мнениюпифагорейцев, специально подобранная музыка/Пифагор, согласно легенде, исцелялмелодиями не только душевные, но и телесные недуги.
В отличие от Пифагора,Платон не рассчитывал на помощь искусства в исцелении души, но полагал, чтоможно очистить душу от чувственных вожделений, от всего телесного, от того, то может исказить красоту идеи. Он утверждал, что идеипребывают в природе как бы в виде образцов. Вещи же сходны с ними ипредставляют собой их подобия.
Платоновское истолкованиекатарсиса было развито затем древнегреческим философом Плотином (205-270),основателем неоплатонизма, позже приверженцами патристики (совокупности теологических,философских и политических доктрин христианских мыслителей II—VII I вв.,которых называют «отцами церкви» и представителями эстетики).
Катарсис — важнейшиймомент развития действия античной трагедии, предполагавшей эмоциональнуюразрядку. У Аристотеля находим эстетическое определение катарсиса. В «Политике»он писал, что под влиянием музыки и песнопений психика человека начинаетпреображаться. В ней рождаются сильные чувства — жалость, страх, энтузиазм,сочувствие. Так слушатели получают некое очищение и облегчение, связанное судовольствием. В «Поэтике» Аристотель показал катарсическое действие трагедии,определив трагедию как особого рода подражания посредством не рассказа, адействия, в котором благодаря состраданию и страху происходит смещение подобныхаффектов.
Цель трагедии —обеспечивать катарсис души, «очищение от страстей». Трагедии великихдревнегреческих мыслителей (V-IV вв. до н.э.) — Еврипида, Эсхила и Софоклазаканчиваются гибелью героев и самым, казалось бы, безнадежным отрицанием жизни.Однако трагедия не вселяет в нас отчаяние, а, напротив, очищает душу ипримиряет с жизнью. Как, каким образом безобразное и дисгармоничное,составляющее содержание трагического мифа, может примирять с жизнью?Достигается это той таинственной силой, которая скрывается в искусстве, —силой, претворяющей в красоту жизненный ужас и делающий его предметом нашегоэстетического наслаждения. По Аристотелю («Поэтика», гл. VII), зритель, следяза событиями трагедии, испытывает душевное волнение: сострадание к герою, страхза его судьбу. Это приводит зрителя к катарсису — очищает его душу, возвышает,воспитывает его.
Вывод: Искусство — важныйаспект культуры. Это особый вид творческой деятельности, который создаетобразные и символические структуры. Искусство обладает художественными,познавательными и коммуникативными функциями. Являясь важной частью духовнойкультуры, искусство с первых страниц истории человечества явилосьисключительным средством осознания мира и духовного развития личности. Каждаяисторическая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места вкультуре. Современные культурологические исследования пытаются истолковатьискусство в системе других феноменов культуры. Так возникают характерныеоппозиции национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой иэлитарной. В современной культуре наметилась тенденция снижения эстетическихстандартов.
2. Функции искусства
Функцииискусства в его отношении к человеку. Поскольку человеком является и индивид, ивид — человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства кчеловеку имеет два масштаба — исторический и биографический. Анализисторического процесса формирования художественной потребности человечествапозволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его отисходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическимии утилитарными практическими нуждами. Изучение первобытного искусства, места,занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там играло,показало, что искусство действительно с самого начала одухотворяло,облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первыхпорах духовные потенции[7].
Но и вдальнейшем, на протяжении всей истории культуры, степень приобщенности кискусству характеризовала общий уровень духовности, эмоциональной«чувствительности», эстетической восприимчивости людей, их способность неограничиваться удовлетворением одних только физиологических и утилитарныхпотребностей. Это дает нам основание утверждать, что функция искусства поотношению к человеку как таковому — это развитие его духовного потенциала, его— в буквальном смысле слова — очеловечивание.
Разумеется,не одно искусство решает эту задачу, но и все «инструменты» духовной культуры,особенность же искусства состоит здесь в том, что в отличие от всех другихвидов деятельности, формирующих человеческое сознание односторонне (наука,например, развивает мышление, мораль — нравственное сознание, политическаядеятельность — социальные взгляды, религия — отношение к трансцедентному),искусство развивает духовность человека всесторонне — целостно — в единствемыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического,нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве егосознания и самосознания. Таким образом, функция искусства по отношению к«человеку вообще», т.е. к человечеству, не является чисто эстетической, носостоит в его целостном духовном возвышении, которое включает в себя какнеобходимый, но частный момент развитие эстетического сознания на всех егоуровнях — эстетической потребности, способностей эстетического восприятия,эстетического вкуса и эстетической установки.
Тем более,что потребность в искусстве отдельно взятой личности является, прежде всего,эстетической, поскольку выражает стремление человека испытывать радость,удовольствие, наслаждение от совершенства художественных творений. Значениеданной потребности столь велико, что индивиду (как каждый хорошо знает пособственному опыту) вообще не нужны те области и произведения искусства,общение с которыми не доставляет ему удовлетворения, и общество не считает себявправе вторгаться в эту интимную сферу отношений личности к искусству — неможет обязать меня ходить в филармонию или в музей, если это не вызывается моейвнутренней эмоциональной потребностью. Следовательно, первая функция искусствапо отношению к личности — удовлетворять эту ее потребность, доставлять ейвысокие эстетические радости, а тем самым — оказывать мощное обратноевоздействие на данную потребность, развивать ее и совершенствовать.
И все же былобы поверхностным сводить художественную потребность личности к эстетической.Научный анализ обнаруживает в нашем отношении к искусству потребность иногорода, менее явную, как бы скрытую в глубинах психики индивида и порождающуюпоэтому столь же глубинное, незаметное непосредственному взору наблюдателянаправление функционирования искусства. Оно отвечает более или менееосознанному стремлению человека к духовному самоопределению, к обретению своегосамосознания, к утверждению своей неповторимой индивидуальности, в которомпроявляется диалектика приобщения личности к социальному целому и ееобособления в рамках этого целого.
Нарушениеданного процесса ведет либо к стандартизации, обезличиванию людей, либо краспаду социальных связей между ними. Искусство активнейшим образом помогаетприобщать человека к человеку и одновременно предоставляет возможность каждомуиз них «находить» себя, «обретать» себя и утверждать себя какнеповторимую человеческую индивидуальность.
Эту своюфункцию искусство реализует благодаря способности обращаться в человеке не кбезличному мышлению, к которому обращается наука, позволяя всем людям одинаковопонимать ее истины, а к тем сокровенно личностным механизмам психики, с помощьюкоторых образы по-своему интерпретируются и «сотворчески»[8]обогащаются воображением каждого читателя, слушателя, зрителя, т.е. соотносятсяс его личным опытом, окрашиваются его личностными ассоциациями, становятсячастью его самосознания. Потому-то если таблица Менделеева или теория Эйнштейна«одна для всех», то у каждого есть свой Гамлет, свой Базаров, свой Мелехов,свой Живаго...
Такпроисходит расширение реальной сферы человеческого общения благодаря созданиюновых партнеров общения — выдуманных художниками персонажей, которых мывоспринимаем, однако, как реальных людей и эмоционально участвуем в их судьбах,сочувствуем им, сострадаем, приобщаемся к опыту этих «искусственных людей»,населяющих художественные миры, рождающиеся в романах, картинах, фильмах… Ибосуть дела состоит в том, что наш практический, жизненный опыт ограничен впространстве и во времени, искусство же способно раздвинуть его границы, даваявозможность каждому человеку «прожить» множество жизней — хотя бы в воображении!— и тем самым безгранично расширить свой реальный жизненный опыт, дополнитьнаше бытие небытием, которое становится нашим квазибытием.
Механизм этой«жизни в искусстве» мы только что видели — читая роман, воспринимая спектакль,фильм, картину, человек психологически переносится в иллюзорный мир образов,развернутый перед ним художниками, погружаясь в него всей целостностью своейдуховной жизни — силами воображения, переживания, размышления, воспоминания,предчувствия, — и начинает «жить» в этом мире вместе с его героями — с Отелло иДездемоной, с Моцартом и Сальери, с семействами Карамазовых и Турбиных… Врезультате личность органически приобщается к определенным ценностям культуры,вбирает в себя опыт, накапливаемый человечеством в ходе его развития, иформируется по меркам, которые предлагает ей общество. Поскольку же обществоисторически меняется, поскольку оно развивается во множестве различныхнациональных форм, поскольку, наконец, на протяжении длительного этапа своейистории оно разделялось на антагонистические сословия, классовые,профессиональные группы, имеющие противоположные идеалы, интересы,психологические и идеологические установки, постольку и направлениесоциализации человека постоянно менялось вместе с изменением конкретных общественно-историческихусловий его жизни, и личность всегда находилась под «перекрестным огнем»различных, а подчас и диаметрально противоположных духовных воздействий. Так,аристократическое и демократическое направления европейского искусстваXVII—XVIII вв. заключали в себе в корне различные программы духовногоформирования личности, равно как в XIX в. творчество А. Пушкина и Ф. Булгарина,произведения представителей «натуральной школы» — гоголевского направления — ипропагандистов идей «православия, самодержавия, народности».
Уже здесьобнаруживается связь воздействий искусства на человека и на системучеловеческих взаимоотношений, образующую общество.
Функцииискусства в его отношении к обществу. Как всякая саморегулирующаяся система,человеческое общество — и любая его часть — испытывает потребность в постоянномукреплении своей целостности, которая обеспечивается прочностью сцепления егоэлементов. Опыт истории показал, искусство способно удовлетворять этупотребность, служить мощным средством укрепления общественных, связей междулюдьми. Эту свою социально-организационную функцию оно научилось выполнятьдвояко: с одной стороны, придавая эстетическое, эмоционально-действенное«облачение» различным социально-организационным действиям людей, а с другой, —формируя сознание каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеаламэтого общества.
Уже впервобытной культуре складывается, как мы видели, сложная и разветвленнаясистема обрядов, регулировавших нравственно-религиозные и предполитические(поскольку политика в развитой ее форме возникает лишь в классовом обществе)отношения людей, — охотничьи и земледельческие танцы и иные ритуальные действа,связанные с заклинанием сил природы; церемонии «дипломатического» общенияродоплеменных вождей по поводу войны и мира; обряды посвящения юношей идевушек, достигших совершеннолетия; свадебные и похоронные церемонии и т.п.Обряды эти представляли собой своего рода драматизованпые действа, придававшиеэстетический «ореол» оформлявшимся ими социальным процессам и вызывавшие к нимопределенное эмоциональное отношение.
С тех пор ина протяжении всей истории общества, вплоть до наших дней, художественнаяобрядность придавала самым разным социальным отношениям эстетическуюпривлекательность, величественность, поэтичность: так, религиозный культовыйритуал реализовался с помощью разносторонних художественных средств —архитектуры и прикладных искусств, создававших предметную среду в храме;поэзии, ораторского искусства и музыки, на языке которых проходил сам процессбогослужения; живописи и скульптуры, представлявших в этом процессепотусторонних персонажей, героев мифов.
Целая группаискусств – монументально-декоративные отрасли живописи и скульптуры, бытовыеформы музыки и танца — ориентирована непосредственно на эмоциональнуюорганизацию группового поведения людей в тех или иных жизненных ситуациях,благодаря возбуждению у них общего настроения, самочувствия, душевногосостояния, соответствующих данному случаю, скажем, свадьбе или похоронам,религиозной или дипломатической церемонии, судебному процессу или концерту ит.д. В церемониях политического, дипломатического, юридического, военного,этического характера стойко сохранялась, хотя и постоянно меняя конкретные своиформы, художественная структура обряда — игры, включенной в реальную жизнь. Всвое время Н. Евреинов специально исследовал этот момент театральности вобыденном бытии людей. И в самом деле, подобно актерам на сцене, мы действуем иговорим в соответствии с той или иной ролью в разных жизненных ситуациях, частодаже переодеваясь и украшаясь специально для этой цели[9].
Второепроявление социально-организационной функции искусства отвечает потребностидуховного приобщения личности к социуму. Эту подфункцию искусства мы назвали бысоциализацией индивида, т.е. формированием человека как носителя ансамбляопределенных социальных ролей. Ибо если освоение культуры индивидуализируеткаждого человека, то его включение в систему общественных отношений типизируетего: «социальные роли» и являются плодами такой типизации, ибо исполнениефункций гражданина, отца, мужа, католика, учителя и т.д. и т.п. включаеткаждого индивида в определенные групповые общности, в соответствии с тойструктурой социума, которая сложилась на данной ступени его истории. Искусствостановится одним из инструментов, с помощью которых решается эта задача.
Наиболеенаглядно это проявляется в создаваемых искусством образах положительных героев,которые должны играть роль образцов для подражания, прямых «моделей социальногодействия», воплощающих ту систему требований, которые данное обществопредъявляет человеку, тот тип его сознания и поведения, который оно хотело бысделать реальным и всеобщим. Такие художественные модели «героев своего времени»средневековое искусство создавало в образах рыцарей «без страха и упрека» и вобразах отрекшихся от мира и посвятивших себя Богу отшельников-аскетов, аискусство Возрождения им на смену привело жизненно полнокровных героев Боккаччои Шекспира, Рафаэля и Тициана; искусство нашего времени, отражая расслоениеобщества, предлагает ему в качестве «героев нашего времени» и бизнесменов, иреволюционеров, и интеллектуалов-эстетов, и суперменов-сыщиков или бандитов, икаждый волен выбирать себе «модели собственного потребного будущего» в этоммногообразии характеров и судеб — от Сталкера А. Тарковского до Эдички Э.Лимонова...
Правда,искусство нередко пытается в наши дни уклониться от решения этой задачи,замкнуться в эстетской «игре в бисер», однако такая позиция оказывается косвенными часто неосознаваемым своеобразным ее же решением — представлением в качествеидеальной самой этой асоциальной личности, художника, делающего свое творчествовоплощением такого идеала.
Так илииначе, но социализация каждого члена общества есть объективная, историческивозникшая необходимость: если животное получает уже при рождении «правила»своего поведения, поскольку они записаны в генетическом коде, то человек припоявлении на свет ничего не знает, ничего не ценит и ничего не умеет, и толькообщество и культура формируют наше мировоззрение, наши идеалы, принципыповедения. Искусство является одним из проводников этого воздействия, делающегокаждого из нас «общественным животным» — zoon politikon, как говорилАристотель.
Функцииискусства в его отношении к природе. Искусство способно воздействовать нетолько на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не толькоизображает ее, но и преображает, преображает и в воображении, и в ее реальномматериальном бытии, как это делает «зеленая архитектура» — садово-парковоеискусство.
Как и вседругие функции искусства, преображение природы во имя повышения ееэстетического потенциала порождается определенной потребностью. Несомненно,однако, что потребность эта принадлежит не самой природе, а культуре — именноей нужно оптимизировать отношения человека с природой, а для этого пробуждать иразвивать у людей особое, эстетически-поэтическое, бескорыстно-духовное,любовное к ней отношение. Эту задачу и выполняет искусство — с одной стороны,изображая природу в художественно-одухотворенной, образной форме, а с другой, —внося в природу новую красоту и поэзию (это прекрасно показано в книге Д.Лихачева «Поэзия садов»).
Именнопотому, что данная функция искусства опосредована социокультурнымипотребностями, она существенно меняется на протяжении всей его истории: скажем,презрение к природе, культивировавшееся христианством в Средние века, ивосхищение ею, принесенное Возрождением, определили и разные позиции искусствапо отношению к природе. Точно так же грубо утилитарный взгляд на природу,характерный для первого этапа истории капиталистического общества и приведший кэкологическому кризису нашего времени, сменяется отношением к природе всовременном обществе, обусловленным глубинной потребностью в установлениидиалогических, гармонических отношений между природой и человеком.
Поиски путейвыхода из состояния экологического кризиса, которые все более настойчивопредпринимаются в наше время, приводят к выводу, что в разрешении противоречиймежду необходимостью сохранения природы и интересами развития материальногопроизводства огромная роль принадлежит эстетически целенаправленнойхудожественной деятельности. Вот почему если в недавнем прошлом на развитиехудожественной культуры благотворное воздействие оказали идеи так называемойтехнической эстетики, то в наши дни возникает потребность в осознании новойпрограммы художественной деятельности в русле, если можно так выразиться,экологической эстетики.
Говоря оспособности искусства украшать природу, мы должны иметь в виду, что физическимсвоим бытием и человек принадлежит природе. Хотя людям свойственно считатьсамих себя наиболее совершенными ее творениями, они всегда испытывали известнуюнеудовлетворенность собственными эстетическими качествами и стремились, начинаяс первобытных времен и по сей день, так или иначе, совершенствовать своиприродные данные в соответствии со своими представлениями о красоте. Этомуслужили, с одной стороны, различные косметические средства, а с другой —средства гимнастические. И те и другие расценивались в древности чрезвычайновысоко как формы подлинного искусства, родственные в одном случае искусствамизобразительным, в другом — танцу. Все хорошо знают по современному опыту, какповышают эстетические качества тела танец и художественная гимнастика, какимивозможностями в этом же отношении обладает искусство грима. В наше время всеболее популярной становится татуировка тела, уже не чисто декоративная, а«картинная», претендующая на то, чтобы быть родом изобразительного искусства. Какбы ни расценивать этот способ эстетизации тела, характерны само егоиспользование, потребность в нем современной молодежи, отнюдь не толькокриминальной. В будущем же, несомненно, средства пластической хирургии, которыеуже вошли в обиход, и еще только прогнозируемые по отношению к человекувозможности генной инженерии будут использованы самым широким образом дляэстетического улучшения природы человека, для дальнейшего совершенствования еготелесной, физической красоты.
Функцииискусства в его отношении к культуре. Если функции искусства по отношению кприроде в какой-то степени осознавались в. истории эстетической мысли, топроблема функций искусства по отношению к культуре вообще не попадала в полезрения ученых. Между тем, важность постановки данной проблемы становится темочевиднее, чем большее значение приобретает в наше время разработка общихвопросов теории культуры. Она приводит к выводу — это уже было показано впервой части нашего курса, — что культуре, как всякой развивающейся системе,нужны два «механизма», способных обеспечить ее развитие: механизм «сознания»,дающий информацию о том, что происходит вовне, в окружающей среде, в мире, имеханизм «самосознания», дающий системе информацию о ее внутренних состояниях —о ее конкретном содержании, о соотношении разных ее подсистем, о взаимодействиистабилизирующих и динамизирующих ее факторов и т.д. Если функцию сознаниякультуры выполняет философия (не случайно философию часто называютмировоззрением: она действительно формулирует представления о мире,выработанные данной культурой), то функцию самосознания культуры выполняетискусство, которое, благодаря образно-синкретической своей природе, способнобыть «зеркалом» культуры как целого, в единстве и взаимосвязи всех еекомпонентов[10].Культура «смотрится» в это зеркало и совершенствуется в зависимости от того,что она в нем видит.
Втораяфункция искусства по отношению к культуре выражает его способность быть «кодом»каждой конкретной культуры в процессе ее общения с другими культурами. Именнопотому, что художественное творчество запечатлевает бытие культуры целостно, вовзаимосвязи всех се сторон, факторов, компонентов, оно оказывается способным«представлять» культуру, к которой оно принадлежит, в «диалоге культур» (В.Библер), «открывая» одну культуру другим. Ни одна иная сфера деятельности,материальная или духовная, не может обеспечить такого прямого доступа в самуюсердцевину культуры народа, скажем, древних греков или современных индусов, каких искусство, взятое во всей полноте его проявлений, в конкретном соотношенииего видовых, родовых и жанровых форм, в структуре и взаимосвязи его методов истилей. Каждый человек знает по своему собственному опыту, что приобщение киной культуре, далекой в историческом, этническом или классовом отношении,осуществляется в первую очередь через «ворота» искусства, войдя в которые, онначинает ощущать ее своеобразие, ее специфический дух, «аромат», еенеповторимое обаяние. Вот почему так велико значение искусства в современноммире, в котором контакты разных культур, их сближение и взаимное оплодотворениестановятся жизненно необходимыми для духовного объединения человечества.
Функцияискусства в его отношении к собственным потребностям. Если во всехрассмотренных нами выше отношениях исследовалось воздействие искусства на теили иные внешние для, него объекты, то сейчас речь пойдет о процессахсаморегуляции художественного развития, обусловленных его относительной;самостоятельностью, т.е. о воздействии искусства на самое себя.
Воздействиеэто также диктуется некоей потребностью, которую мы назвали бы потребностьюэстетического самосовершествования. Как и во всех других областях человеческойдеятельности, генетически не программируемой, успешность действий зависит нетолько от способностей человека, но и от его умений, а они приобретаются иоттачиваются в ходе освоения опыта, накопленного в данной области культуры.Опыт этот передается и в прямом процессе обучения ученика учителем, и присамостоятельном изучении человеком различных пластов культурного наследия, и вовзаимных влияниях современников, в обмене опытом мастерства.
Так протекаети развитие искусства. Объективным законом его функционирования является стремление,так или иначе, воздействовать на ход собственного художественного развития, натворчество современников и потомков. Вспомним, какое громадное и длительноевлияние на этот процесс оказало античное искусство, или же ту роль, которую вистории русской литературы сыграло творчество А. Пушкина, Л. Толстого, Ф.Достоевского, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского… В конечном счете самопонятие «классика», столь важное в истории искусства, означает не что иное, какпризнание потомками непреходящей ценности данного этапа художественногоразвития, в котором искусство последующих эпох черпает художественный опытбольшой эстетической силы.
Характеризуяэту функцию искусства — быть эстетическим регулятором собственного развития, —нужно отметить две ее существенные особенности. Первая состоит в том, чтодругие функции искусства требуют от него постоянного обновления, самоизмененияв соответствии с непрерывно обновляющимся жизненным его содержанием, тогда каксаморегуляция художественного движения выражается в равнении на классику, восвоении уже имеющегося профессионального опыта; отсюда — вечное противоречиемежду запросами современности и традициями классики, между тем, что искусстводолжно сделать, и тем, что оно умеет делать. Вся мировая историяхудожественного развития показывает, как сталкивались и нередко весьмаожесточенно боролись друг с другом эти две тенденции — традиционалистская иинновационная, стабилизирующая и революционизирующая, удерживающая творчество напутях, уже опробованных и исхоженных, и влекущая к открытиям еще неизведанныхпутей.
Чем резчелюбая из этих тенденций противопоставлялась другой, тем более опасныепоследствия это имело для искусства, — об этом убедительно говорит, с однойстороны, опыт академизма, консервативно-эпигонского по отношению к классикепрошлых эпох, а с другой — опыт Модернизма, порвавшего со всеми традициямихудожественной культуры и алчущего «абсолютной новизны». Оптимальным дляразвития искусства является, несомненно, диалектическое единение традиционностии новаторства, опора на прошлое при соответствии духу современности — неслучайно антимодернистский поиск такой связи с классическим наследиемоказывается в наши дни, как мы увидим в дальнейшем, одной из характерных черт постмодернизма.Вторая особенность рассматриваемой нами функции искусства состоит в том, чтовлияние одного этапа его развития на другой, одной национальной школы надругую, одного современного течения на другое имеет эстетический характер.Именно это отличает передачу опыта в сфере художественной практики от передачиопыта в сфере научной деятельности, или технической, или педагогической, илимедицинской, равно как и от тех влияний, которые оказываются на искусствоизвне, — из сферы философии или политики, религии или техники. Влияниеискусства на самое себя не может проявляться в прямых внеэстетических —идеологических или технических — воздействиях, ибо каждая эпоха предлагает емусвое духовное и материальное содержание, оно реализуется поэтому на том уровнехудожественной деятельности, на котором внеэстетическое переливается вэстетическое, выражая этим специфику художественного творчества. Наиболее яркийпример — обращение искусства начала XX в. к первобытной художественной культурев сфере музыки и танца, живописи и скульптуры: очевидно, что ни Пикассо, ниосновоположники джаза не восстанавливали языческое и магическое мировосприятиедревнего негритянского искусства, но осваивали и развивали его эстетическуюструктуру.
Заключение
искусствокультура эстетический
Искусство — важный аспекткультуры. Это особый вид творческой деятельности, который создает образные исимволические структуры. Искусство обладает художественными, познавательными икоммуникативными функциями. Являясь важной частью духовной культуры, искусствос первых страниц истории человечества явилось исключительным средствомосознания мира и духовного развития личности. Каждая историческая эпохахарактеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Современныекультурологические исследования пытаются истолковать искусство в системе другихфеноменов культуры. Так возникают характерные оппозиции национальной иглобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной. В современнойкультуре наметилась тенденция снижения эстетических стандартов.
Библиографический список
1.  Специальная литература
1.1. Гуревич, П.С. Культурология /П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. – 432с.
1.2. Касьянов, В.В. Культурология /В.В. Касьянов. – М.: Феникс, 2010. – 576с.
1.3. Культурология / под ред. Г.В.Драча. – М.: Феникс, 2009. – 576с.
1.4. Маркова, А.Н, Культурология /А.Н. Маркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496с.
1.5. Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В.Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – М.: Эксмо, 2010. – 432с.
1.6. Юлдашбаева, З.Б. Культурология /З.Б. Юлдашбаева. – М.: Высшая школа, 2009. – 296с.
2.  Периодические издания
2.1. Коломин, Г.Г. Искусство какспособ бытия в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства / Г.Г.Коломин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. — №7. –С. 158-162
2.2. Огородников, Ю.А. Сущностьискусства в контексте культуры / Ю.А. Огородников // Вестник Московскогогосударственного педагогического университета. – 2009. — №1. – С.47-59
2.3. Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М.Искусство в культуре общества / Ю.В. Осокин, Т.М. Афасижев // Вопросыкультурологии, 2005. — №3. – С.21-46


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :