Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Шри-Ланки

Контрольнаяработа по культурологии на тему:
ИскусствоШри-Ланки

План
 
1.Культурадревнейших городов Шри-Ланки
2.АрхитектураШри-Ланки
3.Скульптураи живопись Шри-Ланки
4.Списоклитературы

1.Культура древнейших городов Шри-Ланки
Индияоказала огромное влияние на развитие своего островного соседа — Шри-Ланки(Цейлона). В V— II вв. до н. э. выходцы из Индии — племена сингалов итамилов — создали на острове первые государства. Со времени посольства,отправленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н.э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётсяосновной религией Шри-Ланки. Традиционно искусство Шри-Ланки делят на несколькопериодов в соответствии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э.— X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI—XIV вв.); 3)период Канди (XIV—XIX вв.).
Город Анурадхапура –древняя столица Шри-Ланки, видевший на своем веку 113 королей. Его главнаясвятыня – старейшее на земле дерево Бо, которому две тысячи лет. Согласнопреданию, это островок того самого фикуса, под которым в 6 веке до н.э. принцГаутама просидел десять лет в позе лотоса, достиг просветления и стал Буддой.
Точная дата основаниягорода неизвестна. Согласно индоарийской астрологической традиции город былназван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха. В 380 г. до н.э. корольПандукабхая утвердил Анурадхапуру столицей первого сингальского государства. Кзападу от города он построил резервуар Басавак Кулам для снабжения водойрастущего населения города. В период своего расцвета город занимал площадь 52кв. км, а население составляло несколько десятков тысяч человек. Были построеныводопровод (I в. н.э.) дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больницы икладбище. Анурадхапура оставалась столицей в течении 1400 лет.
История Анурадхапуры –история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад вразвитие города и сингальского государства. Но постоянные интервенции состороны государств Южной Индии привели к тому, что в 993 г. город был разрушен,а столица перенесена в Полоннаруву.
И хотя последующиеправители восстановили многие великие памятники Анурадхапуры, город не смогвернуть былое величие и, придя в упадок, зарос джунглями. Английский охотникобнаружил руины руины города в 1820 г., но только в 1912 г. начались серьезныеархеологические работы.
Анурадхапура – это нетолько древняя столица, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершаютпаломничество по святым местам, которых на территории города восемь: дерево Бои семь дагоб (ступ). Также в древнем городе обнаружены руины несколькихмонастырских комплексов.
Город Полоннарува. Напротяжении многих лет Полоннарува была резиденцией правителей Анурадхапуры, гдеони любили отдыхать. Во времена тамильских нашествий Полоннарува служила имукрытием. Когда в 993 г. Чолы захватили Анурадхапуру и Полоннаруву и островстал провинцией могущественного южноиндийского государства, оккупанты назначилиодного их своих принцев вице-королем Ланки в Полоннаруве, которую, как онисчитали, легче охранять, чем Анурадхапуру. Чолы правили из Полоннарувы до 1070в., когда ланкийский контроль Виджаябаху I, правитель Рухуны, центра,сингальского национального движения, захватил Полоннаруву, изгнал захватчиков сострова и восстановил сингальский университет. В 1073 г. он формально взошел напрестол в Анурадхапуре, но утвердил Полоннаруву административной столицейострова. Город сохранял этот статус до 1293 г. Находится на берегу водоемаПаракрама Самудра (море Паракрамабаху), включающем в себя 3 небольших озераобщей площадью более 15 кв.м. Одиннадцать каналов отводили воду в разныхнаправлениях, снабжая город водой и орошая окрестные поля и плантации. В центреводоема на маленьком острове сохранились руины старинной ступы.
Город Канди.
Город Канди – столицаШри-Ланки в 16-19 веках, «Великий город» Канди, дольше всех сопротивлялсязахватчикам-англичанам. Этот город для буддистов – место святое. Здесь, в ХрамеЗуба Будды под золотым куполом в нескольких золотых ларцах хранится зуб БуддыГаутамы. Согласно буддийскому ритуалу, Зубу следует помолиться, потом умытьсяводой из специального чана, очиститься от грехов в благовонном дыме и метнутьнесколько рупий к основанию купола. Выходить из храма следует пятясь – чтобы нив коем случае не повернуться к святыне спиной. Ежедневно в храме проходитцеремония поклонения Зубу и раз в году – десятидневный праздник с ночнымфакельным шествием Зуба на слонах, с барабанщиками, акробатами, танцорами исотнями тысяч паломников.
2.Архитектура Шри-Ланки
Древнейшимипамятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы— да'гобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды своротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады — небольшие сооружениякубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» — проходы,символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стелой срельефами. Расположение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточнаясимволизирует его рождение, южная — просветление, западная — распространениебуддизма, северная — нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты иизображения священных животных были непременным скульптурным дополнениемступы-дагобы. В III в. до н. э. возводились гигантские сферические иликолоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа,Абхаягири.
Кромедагоб на острове возник и другой тип ступы — сравнительно небольшой,установленной на платформе, к которой с четырёхсторон ведут лестницы. Характерная деталь оформленияподобных ступ — так называемый Лунный Камень, находящийся перед лестницей.Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный полосами рельефов,которые располагаются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая названиечетия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В нейпаломники и монахи находили также защиту от непогоды. Примером подобнойпостройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).
Бодхи-гхараи асана-гхара представляют собой ещё два типа буддийской архитектуры Шри-Ланки.Бодхи-гхара — сооружение, возведённое вокруг дерева Бо, символа просветленияУчителя. В асана-гхаре почитался пустой трон — символ первой проповеди Будды.Эти буддийские символы играли очень важную роль в искусстве Индии, но лишь вШри-Ланке были воплощены в архитектуре.
Вконце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений — так называемый ДомСтатуи, который предназначался для скульптурных изображений Будды. Дома Статуинельзя считать храмами—скорее это места, где верующие не молились, а размышлялио буддийском учении.
ВАнурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских построек — в основномдворцов правителей острова.
Знаменитые комплексымонастырей
Монастырь Абхаягирия (Анурадхапура).Монастырь расположен в северной части древнего города и занимает площадь около235 гектаров. Построен в I в. до н.э. для группы монахов, изгнанных за ересь измонастыря Махавихара и создавших новое течение буддизма – Махаяну (направлениебуддизма, не отрицающее богов). К сожалению, монастырские записи несохранились, поэтому история северного монастыря большей частью неизвестна.
Главнаядостопримечательность комплекса – Абхаягирия дагоба – была построена в 124 г.Первоначальная высота ее была 115 м, сейчас же размеры ступы не превышают 79метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Согласно легендам Будда прибыл на острови, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в севернойчасти Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни вАнурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем имонастырь. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но неменее важные ступы. Одна из них – Ланкарама – была построена королемВалагамбаху и какое-то время служила его убежищем во время оккупацииАнурадхапуры тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ассамблей вШри-Ланке, Саннипатасала, расположен напротив южного входа главной ступы.Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет 4 входа. Восстановленонесколько монашеских келий монастыря. Центральная комната здания, гденаходилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалась вкачестве комнаты для занятий. В угловых комнатах жили монахи-ученики. Кирпичныестены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамическойплитки, черепки которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжалисьгорячей и холодной водой, также существовали туалеты с уникальной дренажнойсистемой. В трапезной монастыря обнаружен каменный котел, вмещающий 5000 плошекриса. Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, снабжавший водой большую частькомплекса.
Другое интересноесооружение монастыря – Бассейны Близнецы с уникальной очистной системой, вкоторой вода проходит через ряд небольших углублений, грязь оседает на дно, ачистая вода поступает в бассейны.
Монастырь Джетаванарама.Этот комплекс во многом схож с монастырем Абхаягирии. На центральной платформекомплекса возвышается гигантских размеров ступа (120 м). В эпоху распадаРимской империи (IV в. н.э.) ступа являлась третьим по величине монументом вмире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичнаякладка фундамента уходит на 12-метровую глубину. Ступа представляет собойидеальный круг. Все ступы, включая построенные в наше время, содержат реликвии(фрагменты физических останков Будды) или построены на месте, где произошливажные религиозные или исторические события. Известно, что в древности наместе, где построена дагоба, располагались Сады Нанданы, где в течении семидней Арахат Махинда читал проповедь. С тех пор пошло название Джетавана,измененное Джотивана – «место, где засияли лучи освобождения». Из литературныхработ XIII в. стало известно, что фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда,замурован в ступе. Каким образом и когда реликвия появилась на острове –неизвестно.
Самый большой домобраза Будды находится западнее ступы. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8м в высоту, это было впечатляющих размеров здание.
Среди другихзначительных сооружений – колодец в форме лотоса, несколько древнихпереходов. Южнее ступы каменная ограда – интереснейший образец буддийскойархитектуры. Три перекладины ограды символизируют «три драгоценности» буддизма:Будду, его Доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятсяк IX – X вв. Предметы, представляющие большой исторический интерес, выставленыв археологическом музее Анурадхапуры.
Дерево Бо.Один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире. Оновыросло из саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым принцГаутама достиг прозрения. Саженец был привезен на остров монахиней Сангамиттой,дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском паркеАнурадхапуры. Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – этосамое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.
Храм Исурумуния.Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы храмявлялся самого древнего монастырского комплекса Шри-Ланки – Иссирамана.Основанный в III в. до н.э., комплекс включает в себя буддийский храм в скале,со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов,сохранившиеся в своем первоначальном виде. Как считают исследователи, здесьсовершались ритуалы, вызывающие дождь. На стене у входа в святилищевеликолепный барельеф, изображение которого приведено во многих историческихмонографиях, — девушка на коленях у своего возлюбленного воина. Работадатируется VII в. Согласно местной легенде, здесь изображен сын короляДутугемуну, Салия, и его возлюбленная, девушка из низшей касты, ради которойСалия отказался от трона.
Южный монастырь(Полоннарува). Древнее название этого уникального монастырскогокомплекса неизвестно. Акустика здания на центральной платформе, окруженного 4ступами, великолепна, несмотря на обвалившуюся крышу. Величественная скульптура3,6 м в высоту находится в 100 метрах севернее монастыря и представляет собойобразец высокого мастерства древних скульпторов. Принято считать, что статуя изображаеткороля Паракрамабаху Великого, который держит в руках символ королевской власти– ярмо. По другой версии, это статуя мудреца, держащего в руках пальмовыйманускрипт «ола».
Здание Министерскогосовета Нисанкамалы – одно из самых интересных строений Полоннарувы.Сохранившиеся на колонах надписи сообщают о системе государственногоустройства.
Полоннарува являласьстратегическим укрепленным городом, и Цитадель представляла собой внутреннийфорт и последнюю линию обороны. Мощные стены крепости достигали 11-метровойвысоты. Трехэтажные руины большого здания – все, что осталось от семиэтажногоКоролевского Дворца (Royal Palace) Паракрамабаху с 1000 комнат. Большую частьнижнего этажа занимает зал для аудиенций (31х13 м). С левой стороны сохранилисьчасть лестницы, а с правой туалет. Кирпичная кладка, окружавшая колонны, былаукрашена богатой росписью. Границы дворца обозначены остатками сторожевой башнив юго-западном углу крепости.
Зал Министерскогосовета построен на мощной платформе, украшенной барельефами слонов, львов икарликов. С обеих сторон двухъярусных ступенек изображения драконов и львов –знак защиты короля сингалов. Южнее здания расположена туалетная яма с глинянымиканализационными трубами. Каменные ступеньки на западной стене форта ведут к Королевскомубассейну, окруженному цветущим садом. Вода, поступавшая по подземным трубам изводохранилища ароматизировалась жасмином. В саду также был оборудован душ, водав который подавалась по трубам специальным приспособлением.
Храм Вишну Девале(Канди) стоит напротив главных ворот храма Наты. ПоклонениеВишну первоначально было сконцентрировано в Дондре, на юге острова. Но во времясражений с португальцами статуи бога были перевезены в Канди в целяхбезопасности. Согласно мифологии, Будда доверил богу Шакре (правителю богов)задачу сохранения своего учения на острове Ланка, а Шакра передоверил этумиссию Вишну, которого считают будущим Буддой. У храма двойная крыша икрасочный вход в виде мифического дракона. Храм Паттини Девале (Pattini Devale)– небольшое простое святилище на обычной каменной платформе с крышей вкандийском стиле. Храм построен в честь богини целомудрия и здоровья Паттини.Богиню стараются умилостивить, когда болеют дети, а также во время засух инеурожая. Всего в кватрале отсюда находится Катарагама Девале (KataragamaDevale) – один из самых популярных индуистских храмов города, посвященный богувойны Сканде. Построен этот храм в XVI в. и состоит он из четырех помещений. Впервом находится статуя самого бога, во втором, где также есть его статуя,совершаются службы. В третьем находится паланкин, который используется во времяЭсалы Перахеры, а в четвертом – помещения для барабанщиков. Храм действующий,службы в нем проводят индуистские брахманы.
В соборе Св.Павла,построенном в 1846 г. южнее храма Зуба Будды, находится старинный действующийорган. Службы проходят на английском и сингальском языках. Так называемыйКоролевский Павильон у подножья гор, севернее собора, построен в 1834 г. исейчас является официальной резиденцией президента Шри-Ланка в Канди.
 
3.Скульптура и живопись Шри-Ланки
СкульптураШри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма.Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основные мотивы скульптуры Шри-Ланки.Наибольший интерес представляет КаменныйХрам, самый знаменитый храм на Шри-Ланке. Четыре статуи Будды в различных позахвысечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальныеразмеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третьястатуя, изображающая Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Этапоза широко распространена в Индии. Считают, что целью скульптора древностиявилось желание умалить божественную натуру Будды, подчеркнув его человечность.Статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаясяперед входом в вихару (общежитие буддийских монахов) — Это изваяние огромныхразмеров (более пятнадцати метров в длину), рядом с которым находится статуястоящего ученика Будды — Ананды.
Влияниеиндийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова. Этоцарская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один изцарей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение — огромный сидящийлев упирался мощными передними лапами в равнину. Образ льва использовали вкомплексе не случайно. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азиисимволизировал царскую власть, а в буддизме — самого Будду. В Сигириисохранился торжественный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которыхкогда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки царскогодворца.
Наибольшийинтерес представляет Каменный Храм. Четыре статуи Будды в различных позахвысечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальныеразмеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третьястатуя, изображающая Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Этапоза широко распространена в Индии. Считают, что целью скульптора древностиявилось желание умалить божественную натуру Будды, подчеркнув его человечность.
Сигирияшироко известна своей живописью. Поверхность скалы украшена великолепнымиросписями — фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны,движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естественны. Яркий растительныйорнамент придаёт изображениям ещё большую воздушность и нарядность. КомплексСигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представляетсобой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, оказавший влияние наискусство Юго-Восточной Азии.

3. Список литературы
1. Глеб Таргонский «Шри-Ланка: Место, где былрай»
2. ФорбсЭ. Шри-Ланка
3.Мировое искусство и культура


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.