Реферат по предмету "Культура и искусство"


Информационная культура в современном обществе

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙСООБЩЕНИЯ
 
Кафедра
«Философии исоциальных наук»

РЕФЕРАТ
по дисциплине«Информационная культура»
на тему:
«Информационнаякультура в современном обществе»
Выполнил:
студент первого курса
Факультета управление процессамиперевозок
(Д-09-4) Паутов В.А.
 
Иркутск, 2009
Содержание
Введение
Основные результаты исследования
Становление информационного общества
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Нынешний период развитияобщества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействиячеловека и информации.
Впервые за всю историючеловечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению ктаким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменованпереход от индустриальной к информационной цивилизации. Построениеинформационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задаччеловечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимсяобществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина впостоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видовдеятельности.
Эта тенденция обусловилапостановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникланеобходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям,происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшемуобъему информации, стремительному развитию информационно — коммуникационныхтехнологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловилосмену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом —«образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами,характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация наразвивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования кпродуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность ивариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющейновой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающеговсе формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки такназываемого формального образования.
Понимание необходимостинепрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякоезнание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращениезнаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.
Реализация идеинепрерывного образования направлена на преодоление основного противоречиясовременной системы образования — противоречия между стремительным темпом ростазнаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком впериод обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, преждевсего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неенеобходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владетьосновами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готовтранслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуруличности.
Смена парадигмыобразования имеет весьма существенные следствия не только для образовательныхучреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет нареализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание долисамостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любоговида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкоевнедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуруинформационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, —все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не толькотрадиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваиватьметоды обучения пользователей навыкам работы с информацией.
Таким образом, и дляобразовательных учреждений, и для библиотек организация информационногообразования и повышение информационной культуры личности представляют задачупервостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекаристановятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможностьреального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.
К сожалению, в нашейстране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепцияинформационного образования и формирования информационной культуры. Информационнаякультура в последнее время ассоциируется преимущественно стехнико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы сперсональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамкахкоторого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основамбиблиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютернойбезграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п.Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имеялокальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему вцелом — формирование информационной культуры личности. Особую сложность создаетотсутствие дифференциации в обучении различных категорий пользователей. Вбольшинстве программ, пособий, руководств либо вообще отсутствует обозначениекатегории пользователя, либо она указана не вполне четко. Ситуация усугубляетсяотсутствием специально подготовленных педагогических кадров и необходимойучебно-методической литературы.
В качестве рациональногоспособа решения проблемы информационного образования нам представляетсянеобходимым внедрение в образовательных учреждениях всех уровней интегративногоучебного курса «Основы информационной культуры личности». При этом ведущая рольв освоении курса отводится учителю, закладывающему основы информационнойкультуры личности, без которой невозможна реализация главной идеи непрерывногообразования — «образование в течение всей жизни».
В результате многолетнихисследований на факультете информационных технологий Кемеровскогогосударственного университета культуры и искусств была сформулирована концепцияформирования информационной культуры личности. В основу ее положена следующаятрактовка понятия « информационная культура личности».
Информационная культураличности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупностьинформационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающихцеленаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворениюиндивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных,так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культураявляется важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональнойдеятельности, а также социальной защищенности личности в информационномобществе.
В рамках выдвинутойконцепции разработана модель курса «Основы информационной культуры личности».Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ поосновам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых:учащихся общеобразовательных ученых заведений; учителей; студентов и аспирантоввузов культуры и искусств. Все разработанные учебные программы, независимо откатегории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели—облегчить положение потребителя информации в условиях современного«информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа исинтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания».Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в которомиспользуются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения ибиблиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теориитекста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
В основу построениямодели курса «Основы информационной культуры личности» положеныобщеметодологические принципы информационного образования: принципкультурологического подхода, принцип системного подхода, принципинтегративности; принцип деятельностного подхода, принцип технологическогоподхода, принцип непрерывности. Реализация принципа деятельностного подходаозначает, что курс «Основы информационной культуры личности» строится не спозиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснитьшкольнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба иликомпьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической,информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителяинформации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходесвоей учебной или профессиональной деятельности.
Сформулированные принципыбыли положены в основу разработанного комплекса учебных программ по основаминформационной культуры, рассчитанных, соответственно, на учащихсяобщеобразовательных учебных заведений, учителей, студентов, аспирантов исоискателей ученых степеней вузов культуры и искусств. В состав каждойпрограммы вошли следующие основные разделы: «Информационные ресурсы иинформационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задачи алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источниковинформации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельнойучебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской)деятельности потребителей информации».
Эти разделы являютсяобязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решениеследующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации винформационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности имногообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмамипоиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации,преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных;научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной,научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Вариативная, меняющаяся взависимости от категории обучаемых часть курса «Основы информационной культурыличности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль иуровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры,информационные потребности и другие факторы.
Это проявляется как в отборесодержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в спискирекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемыеучебные программы носят строго профилированный характер (учащиесяобщеобразовательной школы, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера ихприменения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода иимея в качестве основы, «ядра» курса инвариантную часть, можно получить самыеразнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры.Например, на основе программы для старшеклассников не составляет принципиальнойсложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальныхзаведений, а по аналогии с программой для студентов вузов культуры и искусствпостроить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных,медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами,рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателейгуманитарного вуза.
Стремление обеспечить напрактике не только понимание разработанной концепции формированияинформационной культуры личности, но и ее претворение в жизнь обусловиловыделение в составе настоящего издания двух частей: теоретической иучебно-методической. В первой части раскрываются теоретические основыформирования информационной культуры личности и, прежде всего, сущностьконцепции формирования информационной культуры личности. Разработка концепциистала возможной в результате упорядочения понятийно-терминологического аппаратав сфере информационной подготовки, выявления информационной природыкардинальных преобразований в современном образовании, понимания неразрывнойсвязи качества образования с уровнем информационной культуры личности.
Вторая часть состоит изтрех глав, содержащих учебные программы курса «Основы информационной культурыличности» для различных категорий обучаемых: учащихся общеобразовательныхучебных заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.Все три главы второй части объединены концепцией деятельностного подхода,прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленногопониманием информационной культуры как целостного явления.
Основные результатыисследования
Рубеж тысячелетия совпалс переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной),которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиницииинформационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, чтоего сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
v  электронные информационные ресурсы становятсяважным ресурсом и подлинно ведущей силой социально-экономического,технологического и культурного развития;
v  формируется рынок электронныхинформационных ресурсов как фактор производства наравне с рынками природныхресурсов, труда и капитала;
v  развитая информационная инфраструктурапревращается в условие, определяющее национальную и региональнуюконкурентоспособность;
v  развитие и активное внедрение во все сферыдеятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий существенноменяет модель образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В информационном обществедеятельность людей все в большей степени зависит от их способности эффективноиспользовать электронные информационные ресурсы. Для свободной ориентации вэлектронных информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатыватьи использовать электронные информационные ресурсы с помощью компьютера,телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культурыпризвана дисциплина «Информационная культура», которая должна изучаться со школьнойскамьи, затем приобретать более целенаправленный характер. Это дисциплина новая,своим появлением она обязана бурному развитию информатизации общества.
Культура, как известно, принадлежитк числу наиболее сложных и многоликих социальных явлений, поэтому она понимаетсявесьма неоднозначно, так как часто выступает в качестве составляющейчеловеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная,культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.).
Информационная культура соотноситсяс областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всейсовокупности информационных процессов, используемых человеком.
Таким образом, основным капиталомXXI века станет не природно-ресурсный потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный(в том числе научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциали информационная культура. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстроотставать и превратятся в сырьевые колонии или придатки других стран, либо в«экономически грязные» цеха мировой экономики.
Научно-образовательный, информационныйи интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокиетехнологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать,даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование,профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современнымиинформационными технологиями.
При информатизации обществаосновное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полногоиспользования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всехвидах человеческой деятельности.
В начале 90-х годов нарядус иными особенностями этого периода наступило осознание информатики в предельношироком социокультурном контексте. Такие феномены, как информация, информатизацияобщества и другие, теперь прямо соотносятся с культурой человечества и с основнымитенденциями её дальнейшего развития.
В этом плане, вчастности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особойграни человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение техаспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупностьинформационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включаеттакие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новыеинформационные технологии.
Учитывая, чточеловечество приступило к созданию информационного общества, в данной статьерассмотрим информационную культуру с учетом формирования данного общества на базеновых информационных технологий и телекоммуникационных средств.
Между тем подавляющее числопубликаций в этой области посвящено только технике, как будто техникасуществует сама по себе и только для себя. Иногда в пылу информационныхпреобразований все-таки вспоминают о человеке, преподнося мрачные сведения о влиянииПК на его здоровье. Азы информатики и массовый переход на «ты» с компьютерами ужедают о себе знать, т.е. мы являемся живыми свидетелями перехода общества из индустриальногов информационное, что влечет изменение в культуре поведения человека, т.е. он долженнаучиться жить по правилам информационного общества. Хотя в Законе «О Национальнойпрограмме информатизации» (раздел 1 ст. 1) приведено содержание основныхтерминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре покане упоминается, как и в других нормативных документах по вопросам информатизации,но в научной литературе такое понятие существует. Однако его содержаниеполностью не раскрыто.

Что же такоеинформационная культура?
Более общим по отношениюк данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагаетналичие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитиесистемы хозяйствования, формируются вне экономики — в сферах морали, политики,права, идеологии, религии. Вырабатываемые здесь образцы сознания и поведениядалее ассимилируются системой хозяйствования и становятся ее частью.
Влияние на систему хозяйствованиявнешнего культурного окружения, а также ценностей и норм, рождающихся внутри еесамой, приводит к тому, что хозяйствование как бы насыщается культурой, пропитываетсяею. Вследствие этого его развитие начинает зависеть от качества воспринятой имкультуры. Соотношение этих понятий позволяет показать различные виды и разновидностикультуры, понять связь между ними. Наиболее точным понятием культуры, на нашвзгляд, представляется такое.
Культура – исторически определенныйуровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовныхценностях.
Информационная культураявляется продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляетсяв следующих аспектах:
v  конкретных навыках по использованию техническихсредств (от арифмометра до персонального компьютера и компьютерных сетей);
v  способности использовать в своей деятельностисовременную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющейкоторой являются многочисленные программные продукты;
v  умении извлекать информацию из различныхисточников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлятьеё в понятном виде и уметь эффективно использовать;
v  овладении основами аналитическойобработки информации;
v  умении работать с различнойинформацией;
v  знании особенностей информационныхпотоков в своей области деятельности;
v  использовании правовых актов,обеспечивающих информационные процессы;
v  владении основами эргономической иинформационной безопасности.
Какие же части различных отраслейнауки и техники имеют непосредственное отношение к информационной культуре и каковыв соответствии с этим элементы информационной культуры?
Термин «информационная культура»объединяет десятки требований (правил), распространяемых на всех пользователей кибернетическихорудий труда. В зависимости от происхождения и характера эти требования не одинаковы.В одних случаях они имеют моральное содержание, в других – юридическое, в третьих– техническое. Не вдаваясь в оценку и анализ происхождения сущности ипрактического значения всех элементов (это задача соответствующих отраслейнауки и техники), отметим точки соприкосновения требований отдельных элементов наукиуправления с собственно информационной культурой.
Элементами информационнойкультуры являются определённые требования и правила, обусловленные принципами инормами морали, права, техническими нормами и иными обстоятельствами.
Моральные нормы информационнойкультуры в сфере управления производством играют значительную роль. Будучи болееобширными и обстоятельными, чем другие нормы, они применяются к более широкомукругу общественных отношений. Мораль регулирует поведение личности, ее отношениек другим людям. Ее основное назначение – обеспечить социальное поведениечеловека, предотвратить нарушение им интересов общественного долга.
Юридические (правовые) требованияинформационной культуры отражены в государственно-правовых нормативных актах (положениях,правилах и постановлениях). Если правовой нормативный акт указывает, что работникдолжен соблюдать при исполнении служебных обязанностей требования, прописанныеопределённым нормативным актом, например, по обеспечению информационнойбезопасности, значит налицо правовое требование.
Эстетическое восприятие являетсяодним из наиболее распространенных типов восприятия действительности, причем егоосновная особенность состоит в том, что ответ постигается эмоционально в неразрывномединстве его сущности и явления, внутренней и внешней, количественной икачественной стороны. Непосредственным результатом эстетического восприятия,эстетического переживания, в котором в эмоциональной форме выражаетсяэстетическая оценка воспринимаемого объекта.
Эстетическое восприятие винформационной культуре определяется подачей меню пользователям, внешним видомсоздаваемых сайтов и web-страниц и т.д.
Требования технической эстетикиконкретизируются в эстетические требования применительно к среде, в которой осуществляетсяуправление. Требования эстетики распространяются на предметы материальногомира, «мира вещей», в окружении и с помощью которых осуществляется управленческийпроцесс. В данном случае информационная культура выражается в оформлениикомпьютеризированного рабочего места пользователя, используемого техническогоего оснащения.
Архитектурные требованияинформационной культуры преследуют цель создания наиболее рациональных поконструкции и внешней планировке помещений, в которых располагаются компьютеризированныерабочие места пользователей органов управления и производства. Требования экономическогохарактера (стоимость, рентабельность, производительность труда, эффективность трудаи т.п.) на первый взгляд выступают против информационной культуры, так каксоблюдение надлежащего её уровня требует затрат, а чем меньше расходы, тем экономичнееуправление. Однако в действительности разумное вложение средств винформатизацию процесса управления и производства совершенствует, упрощаетвыполнение управленческих операций, дает положительный эффект с точки зрениякультуры управления.
Психологическиетребования информационной культуры имеют свои особенности, которые нужно учитыватьпри общении пользователей через ПК, Интернет, что обеспечит выработкуправильных решений, облегчит процесс управления.
В частности, следует учитыватьтакие психологические факторы, как строгое внутреннее единство указаний, даваемыхисполнителям, индивидуальный подход к людям, способность зажигаться новой идеейи пр.
Санитарно-гигиенические требованияимеют непосредственное отношение к информационной культуре. Такие эргономическиетребования, как нормальное освещение и вентиляция, создание оптимальной температурнойи влажной среды воздуха в служебных помещениях, правильное расположение техникина рабочем столе, удобная рабочая мебель нужных размеров улучшают физическое самочувствиеслужащих, положительно сказываются на информационной культуре.
Учет элементов информационнойкультуры, многообразие деятельности органов хозяйственного управления позволит поднятьуровень управления и управленческого труда и упростить процесс управления,улучшить условия труда, сделать более четкой и слаженной работу всего персонала,повысить государственную и трудовую дисциплину.
Основными принципамиинформационной культуры являются:
1. Комплексный подходк решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросовсовершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельновзятой науки.
2. Общее упорядочениеинформационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированныхсистем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процессупорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура ипотоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.
3. Философия определяетсявзаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.
4. Поиск постоянно повторяющихсяхарактеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявленияпочтительности, манеры поведения.
5. Правила игры,которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.
6. Уважение правличности, поощрение свободного обмена информацией.
7. Достаточные удобствадля многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся сэлектронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны бытьобеспечены с учетом эргономической безопасности.
8. Обеспечение безопасностии защиты информации в компьютеризированных системах. Становление информационного общества
информационноеобщество культура
Информационное общество — общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качествомнакопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим терминомприято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. Посравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потреблениетоваров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания,что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способностьк творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда исокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческойсоставляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип«человеку — человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становитсяпроизводство информационного, а не материального продукта. Материальный же продуктстановится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайнаи маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного обществаХХI века, по мнению специалистов, будет ориентацияна использование знаний и сетевых технологий.
Заключение
Идея информационногообразования и повышения информационной культуры личности в настоящее времяпереросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующийвхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи сэтим особое значение приобретает целенаправленная работа по организацииинформационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачивозлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательныеучреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональнуюготовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности поформированию информационной культуры личности.
Мы глубоко убеждены, чторезультативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельныхинициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей иориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии,систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним изтаких средств может служить предлагаемая в данной книге концепция формированияинформационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс учебныхпрограмм для различных категорий обучаемых: учащихся 1—11х классовобщеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры иискусств.
Впервые в отечественнойпрактике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемыхопределено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом ихпсихофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашлоотражение в разработанной универсальной модели формирования информационнойкультуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса«Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела:«Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типыинформационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическаяпереработка источников информации», «Технологии подготовки и оформлениярезультатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической,научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительнойособенностью разработанной модели формирования информационной культуры личностиявляется ее универсальность и возможность варьирования применительно кспецифике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступеньюобразования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.
К числу научныхнаправлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспеченияцелостности и продуктивности формирования информационной культуры, на нашвзгляд, следует отнести теорию чтения (применительно к различным видам текстови формам их представления, в частности, электронным, экранным; теориювосприятия различных видов информации; теорию медиаобразования.
Отдельную проблемупредставляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качествеосновных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культурыличности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методическихразработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы синформацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационныхпродуктов.
Определяя перспективыдальнейших исследований, подчеркнем, что развитие прикладных исследований вобласти информационной культуры, с нашей точки зрения, должно быть направленона подготовку комплектов учебнометодических материалов для изучения курса«Основы информационной культуры личности» различными категориями обучаемых.Этот комплект должен включать: учебное пособие для изучения содержательной(теоретической) части входящих в программу модулей; комплекс заданий,упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п., выполнение которыхпредполагает углубление теоретических знаний, выработку практических умений инавыков по изучаемым темам; средства компьютерной поддержки изучениятеоретической и практической частей учебного материала; комплекс тестов,позволяющих диагностировать уровень информационной подготовки обучаемых.
Масштабность этой задачипредполагает объединение усилий теоретиков и практиков, педагогов ибиблиотекарей, специалистов других областей знания, изучающих феноменинформационной культуры
Список используемой литературы
1. Формированиеинформационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделированиесодержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечногосотрудничества, 2006. – 5-10 с.
2. Винарик, Л.С[Текст]: учеб. пособие / Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева. – М.: Школьная б-ка,2002. -89 с.
3. Паршукова, Г.Б.Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (напримере Новосибирской области) [Текст]: Монография / ГПНТБ СО РАН. —Новосибирск, 2003. — 158-163 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.