Реферат по предмету "Культура и искусство"


Многообразие культур

Введение
В Древнем Риме, откудапришло слово «культура», под культурой (cultura) понимали, преждевсего, возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры— понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XIX веках дляевропейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствованиечеловеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного вманерах поведения. В современном языке термин «культура»употребляется очень часто преимущественно в двух значениях— «широком»и «узком»,
В широком смысле к культуреотносят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы,институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культурысовпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством,нравственностью, интеллектуальной деятельностью. Культура — комплекс,включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иныеспособности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этомопределении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура— совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В нейвыражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этомуобщества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа —это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовныепредставления, верования, язык и многое другое. В культуру входят такжесоциально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости иприветствия, походка, этикет, гигиенические привычки, домашняя утварь, одежда,орнамент, фольклор, надписи в подъезде и на заборах… и т.д.
На Земле удивительноемногообразие культур. Чем же это объясняется?

Многообразие культур
Когда мыговорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многообразие конкретныхвариантов культур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать сдругими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась однакультура. Столько разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть,как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Нопочему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведьвзаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новоедля себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которыеобнаруживаешь в нормах, традициях, способах деятельности, принятых упредставителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает кизменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном вкультурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно.Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это для социолога важноеоснование для предупреждения: есть свидетельство неспособности данной системы кразвитию, налицо признаки застоя.
Чем богачемногообразие культур, тем выше вероятность, что человеку удастся подобратьнужный вариант ответа на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представлений,норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут бытьиспользованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитойадаптационной способности, способности к развитию той или иной системы.Безразлично, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе.Вместе с тем, нельзя и абсолютизировать принцип дифференциации, внутреннегомногообразия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобы ставить под угрозусохранения целостности системы.
Философскийанализ культуры не может обойти такой аспект взаимосвязи культуры и общества —вопрос о многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразныхлокальных, региональных, национальных, этнических различий. Следуядиалектико-материалистической методологии, источник этих различий надо искать висторических условиях формирования тех или иных культур. В докапиталистическихобществах многообразие культур складывалось в условиях относительнойобособленности различных регионов планеты. Такое их сосуществованиепродолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций.Но в процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. И хотя «диалогкультур» происходил уже в глубокой древности, по мере того как историястановилась всемирной, возможности взаимовлияния культур неизмеримо возрастали.
Выработанное в ходеисторико-культурного развития разнообразие форм деятельности, мышления, видениямира все в большей степени включалось в общий процесс развития мировойкультуры.
Вместе с тем имеютглубокие корни и различия культур, отражающие особенности бытия той или инойсоциально-исторической или этнической общности в их целостности и внутреннейвзаимосвязи с природной и социальной средой. Сложившись, культура каждойобщности сама становится активно действующей исторической силой. Поэтомуособенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальномразвитии.
Культурные различия — один из источников многообразияисторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждаякультура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость,незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разныекультуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры,а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менееразвитые, менее распространенные и сильные культуры. Но именно неповторимостьнациональных, региональных особенностей той или иной культуры ставит ее насоизмеримый с другими уровень.
Будучи важнейшим факторомразвития мировой культуры, межкультурное взаимодействие обладает некоторойсамостоятельностью, но все-таки оно является частицей общественно-историческогопроцесса и зависит от общественных отношений. Так, в период своей колониальнойэкспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и простоуничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая своюкультуру. Перенося на социальную и культурную почву колониальных и зависимыхстран машинную технику и товарное производство и разлагая тем самымтрадиционные социальные структуры, связанную с ними культуру, он осуществлялмиссию, которую К.Маркс назвал «цивилизующей функцией капитала». Новместе с тем капитализм тормозил, а иногда и необратимо разрушал самобытныесоциально-культурные формы развития племен и народностей своей колониальной периферии.
Это противоречие со всейочевидностью дало себя знать в наше время, когда народы бывших колоний вступилина путь самостоятельного политического развития. Здесь проявились и ихтехнико-экономическая отсталость, преобладание архаических социальных структур,и тот факт, что преодоление отсталости возможно лишь на путях органическогоосвоения современной науки и технологии, на путях установления связей ивзаимодействия между качественно различными культурами.
Задача эта являетсячастью общей проблемы интернационализации мирового культурного процесса, ворбиту которого все шире включается существующее в мире многообразие культур.Как следует оценивать этот процесс и относиться к нему?
Многообразие культур — объективная реальность, и к нейможно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры,либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из нихстимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие сдругими культурами. Для марксизма естественна первая точка зрения, ибо она вытекаетиз признания единства исторического процесса, универсальной природы труда,человеческой деятельности вообще.
Согласно марксистскомуподходу, любые локальные и национальные культуры в своей особенной формевыражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Тем самым теоретическиобосновывается необходимость и возможность взаимодействия, взаимообогащения,взаимопонимания, синтеза культур. Правильность этой точки зрения подтверждаетсяреалиями современной эпохи.
Однойиз причин многообразия культур является распространение культуры. Один из самыхсущественных и важных моментов в развитии культуры — распространение культурныхобразцов. История развития общества показывает, что технический прогресс,открытие новых средств массовой информации сыграли главную роль в делераспространения культурных образцов и ценностей. Действительно, первоначальнообразцы культуры и ценности обычно не выходили за рамки семьи, рода илиплемени. Каждое племя использовало свою собственную систему символов, своиобычаи, традиции и систему верований (например, племенных тотемов). Развитиеязыка и письменности позволило распространять культуру на значительныерасстояния, и с этого времени культура начала переходить границы различныхобществ, стран, государств. Самым ярким примером такого распространениякультуры может служить проникновение идей христианства, которые с помощью«Евангелий» и «Деяний апостолов» охватывали различныеобщества и государства. Дальнейшие изобретения и открытия в области средствмассовых коммуникаций стерли все физические границы для передачи информации исоздали условия для глобального распространения любых культурных образцов.
Каковыже последствия распространения культуры? В настоящее время исследователикультуры полагают, что каждый культурный элемент или комплекс начинается соткрытий и изобретений, сделанных отдельными индивидами (конечно, сиспользованием коллективного опыта). После этого вновь созданный образецкультуры последовательно распространяется и принимается в малых группах, а вслучае его полезности затем с помощью средств массовой коммуникации переходит вболее крупные социальные общности. В ходе такого распространения и принятиякультурный элемент изменяется, и потому его можно считать продуктомколлективного творчества людей.
Французскийисследователь культуры А. Моль разработал универсальную модель, по которойможно определить различные этапы распространения культурных образцов и барьеры,возникающие на пути этого процесса. Модель (см. рис. 3) представляет собойзамкнутый цикл, который начинается с индивидуального творчества и заканчиваетсяслиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества (68, с.94)
Всоответствии с моделью А. Моля любое распространение культурных образцовначинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основесвоей умственной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создает продуктили произведение культуры, по своим качествам пригодный для использования внекоторой социальной группе. При демонстрации нового культурного образца в малойгруппе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраиваетчленов малой группы, он принимается, и это считается первым распространениемкультурного образца в микросреде. На этом распространение культурной нормы илиценности может закончиться. Очень часто можно наблюдать нормы, которыехарактерны только для определенной семьи или какого-либо рабочего малогоколлектива и не распространяются на большую социальную совокупность.
Длядальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он,во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества;во-вторых, он должен быть растиражирован в доведен до массовой аудитории спомощью средств массовой коммуникации. Но для того чтобы получить такуювозможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны вполезности. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурныхобразцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельностилюдей. При этом выход нового культурного образца на средства массовойкоммуникации во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией ичисто техническими условиями.
Средствамассовой коммуникации доводят новую ценность либо социальную норму до широкойпублики, или до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея,распространяемая средствами массовой коммуникации, может стать частью массовойкультуры. Мы получаем ежедневно огромный объем информации и отбираем из неелишь незначительную часть для усвоения. Если новая культурная норма или ценностьпринимается широкой аудиторией, макросредой как необходимая, полезная частькультуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры данногообщества, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использованиякультурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть виндивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.
Гибкостькультуры, ее способность изменяться и приспосабливаться к окружающей среде вомногом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурныхобразцов.
Культурное своеобразиепроявляется не только в удовлетворении биологических потребностей иестественных привычках поведения.
Этнографы давно подметилилюбопытный факт:
Народы, живущие в сходныхусловиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северянетрадиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдольулицы. Балкарцы, истины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг кдругу. Но первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, атретьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно былобезошибочно определить, из какой местности происходит человек. По одеждерусской крестьянки XIX века можно было точно установить, в какой местности онародилась. Культурные и национальные особенности находят выражение и в способеупотребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русскийстудень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячей кашей.Во Франции чай пьют редко, англичане же употребляют его с молоком. В Европекофе пьют больше, чем в России.

Заключение
Многообразие культур — объективная реальность, и к нейможно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры,либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из нихстимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие сдругими культурами.
Удивительное многообразиекультур на Земле объясняется тем, все люди разные и каждый придерживаетсякакой-то своей точки зрения, каких-то своих принципов, стереотипов. Если бы наЗемле была одна культура, то все бы думали одинаково. Но, разве это возможно? Вкаждой стране существуют свои отличительные от других порядки, традиции,мировоззрения и т.д., и у каждых «своя культура».
Вариант 4
1. Форма культуры,связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира,воспроизводящая мир в образах и символах, называется:
а) наукой
б) религией
в) искусством
г) моралью
2. Фетишизм – это:
а) комплекс обрядов
б) запрет на что-либо
в) вера в духов
г) культ неодушевленныхпредметов
3. Леонардо на Винчи –
а) выдающийся итальянскийживописец
б) выдающийся испанскийживописец
в) выдающийся французскийживописец
г) выдающийся немецкийживописец
4. Культура, создаваемаяанонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:
а) элитарной
б) народной
в) массовой
г) духовной
5. Культурно — информационный обмен в древнейшем и древнем мире осуществлялся в наибольшейстепени в результате:
а) дипломатическихконтактов
б) войн и завоеваний
в) торговли
г) путешествий
6. Что подразумеваетсяпод античной культурой?
а) Культура Римскойимперии
б) Культурареспубликанского Рима
в) Культура Древнего Римаи Древней Греции
г) Культура ДревнейГреции
7. Преобразовательнаядеятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности,называется:
а) материальной культурой
б) культурой потребления
в) духовной культурой
г) культурой производства
8. Теория культурыизучает:
а) человека в егоразвитии
б) отношения междуэтническими группами
в) экономические связиобщества
г) культуру как понятие(систему и процесс) и явления культуры
9. Что такоеантикультура?
а) одна из творческихальтернатив культуры
б) система устаревшихценностей
в) противопоставление доминирующейкультуре
г) деструктивныйсоциальный феномен
10. Что относится ккультурному наследию?
а) произведения искусства
б) садово-парковыеансамбли
в) все предметыматериальной культуры и опредмеченные духовные ценности
г) здания, строения,оставшиеся от прошлого
11. Происхождениеискусства исторически связано:
а) с ритуалом и культом
б) с развитием природы
в) с политическойдеятельностью
г) с сокращениемчисленности животных, на которых охотился первобытный человек
12. Какая черта характеризуетисключительно массовую культуры:
а) связь с творчеством
б) сложность ипротиворечивость
в) общедоступность
г) высокий уровенькоммерциализации
13. Какой язык оказываетсамое значительное влияние на речевую культуру современного мира?
а) арабский
б) французский
в) немецкий
г) английский
14. Какоеобщество лидирует в сфере навязывания своих культурных стереотипов всему миру?
а) российское
б) американское
в) немецкое
г) японское
15. Появление в типологииделения культуры на городскую и сельскую связано с:
а) оттоком крестьян вгорода в поисках работы
б) ростом образования
в) процессом урбанизации
г) развитием средствмассовой информации
16. Какое определениекультуры наиболее точно отражает ее сущность в системе прочих социальныхпонятий?
а) Среда, искусственносозданная человеком
б) Способ трансляциисоциального опыта
в) система информации омире
г) совокупностьматериальных и духовных ценностей
17. Обряды, связанные сверой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей иявления природы в первобытном обществе — это:
а) колдовство
б) магия
в) ритуалы
г) фетишизм
18. «Мыльные оперы»относятся к произведениям:
а) массовой культуры
б) элитарной культуры
в) народной культуры
г) материальной культуры
19. Неосознанная иглубокая реакция индивида при столкновении с чужой культурой – это:
а) культурный лаг
б) культурный ареал
в) культурный феномен
г) культурный шок
20. К. Линней ввел внаучный оборот термин «феральные люди», что он обозначает?
а) люди, неохваченныесоциализацией
б) люди, живущие вфедерации
в) люди, не соблюдающиенормы и правила
г) люди с умственнымиотклонениями


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Економіко-математичні методи і алгоритми
Реферат Розголошення інформації що становить таємницю досудового слідства
Реферат Укрепление государственного строя Сефевидского Ирана при правлении Аббаса I (1587-1629 гг.)
Реферат Лица, осуществляющие функции по делопроизводству в аппарате мировых судей
Реферат Immanuel Kant Essay Research Paper Meetesh Patel
Реферат Стратегическое управление человеческими ресурсами
Реферат Современные концепции и методика анализа кредитного портфеля коммерческого банка
Реферат Обеспечение безопасных условий труда
Реферат The Theme Of Lonliness In Ethan Frome
Реферат Clinical Trials Information For Patients Essay Research
Реферат Аналіз ефективності інвестицій у людський капітал України
Реферат История права
Реферат Учет и аудит денежных средств организации
Реферат Обморожение скорая помощь
Реферат Функции и возможности текстового редактора