Реферат по предмету "Культура и искусство"


Живопись второй половины ХІХ века

Содержание
Введение
1.Русская бытовая живопись второй половины 19 века
2.Живопись как источник по истории России
3.Живопись как источник по истории России на примере И.Репина «Отказ от исповеди»
Заключение
Списоклитературы
Введение
Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазныереформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в странесоздали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русскойнациональной культуры.
Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивыепроцессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в этовремя невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденцийв просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельнотребовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследованийи технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченностьправительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, котороепыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавшихпрочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденцийпронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.
Цель работы рассмотреть живопись как источник по историиРоссии на примере И.Репина «Отказ от исповеди». Задачи раболтырассмотреть:
1. Русская бытовая живопись второй половины 19 века
2. Живопись как источник по истории России
3. Живопись как источник по истории России на примереИ.Репина «Отказ от исповеди» 
1. Русская бытовая живопись второйполовины 19 века
В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжалсяпроцесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутиннымиканонами казенного официального искусства (носителем которого была в это времяАкадемия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочныепозиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамскимотказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академииими была создана «Артель художников» — демократическое объединение,членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.
Осенью 1870 г. Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.Мясоедовосновали «Товарищество передвижных художественных выставок»,просуществовавшее до 1923 г. Картины «передвижников» регулярновыставлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интересдемократической общественности.
Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русскогохудожника И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход вКурской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картиныВ.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.
Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М.Антокольский,А.М.Опекушин, М.О.Микешин. Большую роль в развитии русского изобразительного искусствасыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М.Третьякова вМоскве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницейнациональной живописи.
Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижныххудожественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представителипередвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков,В.Д.Поленов и др. В конце XIX в. И.И.Левитан пишет свои знаменитые пейзажи.Почетное место в изобиловавшей талантами русской художественной средепринадлежит В.А.Серову – гениальному мастеру, проявившему себя самым блестящимобразом в различных областях живописи. Исторической тематике посвящены полотнаН.К.Рериха. В 1904 г. трагически оборвался жизненный путь крупнейшего русского художника-баталистаВ.В.Верещагина, погибшего вместе с адмиралом С.О.Макаровым на броненосце«Петропавловск».
В конце 90-х годов XIX в. в русской художественной среде складываетсямодернистское течение, представленное группой «Мир искусства». Ееидейным вождем являлся А.Н.Бенуа, одаренный и тонкий художник и историкискусства. С «Миром искусства» было связано творчество М.А.Врубеля, талантливейшегоживописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русскойживописи и абстракционистское направление (В.В.Кандинский, К.С.Малевич).
Одним из основоположников русского символизма в живописистал В. Э. Борисов-Мусатов, чьи исполненные элегической грусти, подернутыедымкой нереальности, сна произведения воплощали тоску по уходящему в прошлоемиру дворянских усадеб, старых парков, тихому и задумчивому течению жизни.Творчество В. Э. Борисова-Мусатова положило начало еще одному художественномуобъединению – «Голубая роза», члены которого также работали в эстетикемодерна.
Возникновение художественных объединений является общейтенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства. Помимоназванных большую роль в развитии изобразительного искусства начала ХХ в.сыграли «Союз русских художников», основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В.Добужинский, К. А. Сомов); «Бубновый валет» (1910 г.), объединявший художников, работавших в стилистике постимпрессионизма (в это объединениевходил, например, известный художник П. П. Кончаловский); «Союз молодежи»(1909 г.) и др.2. Живописькак источник по истории России
Изучение живописи как источника по истории открываетудивительные связи: оказывается, реальная жизнь языка прямо связана сполитикой, идеологией, экономическими преобразованиями.
Пути развития русского искусства II половины XIX в. вомногом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейныхбоях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительноеискусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших вобщественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеикритического реализма.
Одним из первых мастеров этого направления был ВасилийГригорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельскийкрестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенныеязыком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением вживописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты иширокой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перовапроявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода кизобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимоэстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное,гражданственное звучание.
В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60–70-м гг.относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С.Тургенева.
Новое направление утверждалось в борьбе с официальнымискусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавскогоэпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современногообщества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н.Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскуюартель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г. Перов,Н. Н. Ге, и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижныххудожественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге,Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников вразное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин,А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.
Общепризнанным идейным лидером этого объединения был ИванНиколаевич Крамской (1837–1887). «Художник есть критик общественныхявлений, какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится егомиросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное – та неуловимая идея,которая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен», –считал Крамской.
Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина,художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего ужасывойны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный трудпростых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская серия» 1877–1881 гг.).
Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достиглов творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Начальные навыки живописи ИльяЕфимович Репин (1844–1930) получил у украинских живописцев Харьковскойгубернии, откуда он был родом. Впоследствии в годы учебы в Петербурге большоевлияние на формирование Репина как художника оказал Крамской. Талант Репинамногогранен. Одна из первых больших работ мастера – картина «Бурлаки наВолге» (1873 г.) имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картинепоистине монументальное величие. Каждый из изображенных персонажей наделениндивидуальной характеристикой. Художником подчеркивается трагизм низведениянеповторимой человеческой личности (личности-лица бурлаков составляют смысловойцентр картины) до элементарной функции – тянуть вверх по реке баржу. В целомкомпозиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготытрудового народа, дремлющие в нем силы и образ России. На протяжении всей жизниИ. Е. Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников:русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф.Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Срепетовой.Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестныйход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.), «Торжественное заседание государственного совета» (1903 г.).
Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение втворчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника болеевсего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности. Первоепроизведение, принесшее В. И. Сурикову славу, – «Утро стрелецкой казни»(1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание,воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких,противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру.Контраст положен в основу многих картин Сурикова. «Меншиков в Березове»(1883 г.) – богатые одежды «полудержавного» светлейшего князя,сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создаютдиссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшеговнутреннего напряжения. «Боярыня Морозова» (1887 г.) – фанатичный взгляд и темные одежды неистовой староверки противопоставлены ярко разодетойтолпе народа, частью с сочувствием, а частью просто с любопытством взирающей вследпростым крестьянским розвальням, увозящим в заточение непокорную боярыню. Кпозднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Взятиеснежного городка» (1891 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).
Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал В.М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный,сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось вграндиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).
В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественноеобъединение, получившее название «Мир искусства». Во главеобразовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев.Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мирискусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. Вобъединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И.Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е.Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мираискусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивалисвободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признаваласькрасота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоинвнимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своихработах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ векасоциальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место вих творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкцияисторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедшихвеков». Острые коллизии и значительные исторические деятели гораздо меньшеинтересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины. Ведущимв работах многих художников, входивших в «Мир искусства», сталисторико-бытовой жанр.
Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некотораятеатральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами дляработ А. Н. Бенуа («Прогулка короля» 1906 г.), Е. Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).
Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П.Рябушкина («Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г., «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой, просветленнойкрасоты создал в своих работах М. В. Нестеров. Его картины «Видение отрокуВарфоломею» (1890 г.), «Великий постриг» (1898 г.), «На Руси» (1916 г.) создают настроение душевной гармонии, умиротвореннойсозерцательности. М. В. Нестеров расписывал храмы. В поздний период творчествауже в советское время им была создана целая серия портретов деятелей науки иискусства (портреты академика И. П. Павлова, скульптора В. И. Мухиной, хирургаакадемика С. С. Юдина).
Значительную роль в развитии русского модерна сыгралАбрамцевский художественный кружок, в котором были объединены представителимосковской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известныйпредприниматель и меценат С. И. Мамонтов, оказывавший материальную поддержкухудожникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художникисобирались в подмосковном имении С. И. Мамонтова Абрамцево, где им были созданыусловия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. иА. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов,В. А. Серов. Членом абрамцевского кружка был один из интереснейших русскиххудожников М. А. Врубель. Таинственность, мистичность, загадочность полотенВрубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленениеобъема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазоксближает творчество художника с установками представителей символизма. 3. Живопись как источник по историиРоссии на примере И.Репина «Отказ от исповеди»
/>
Рис. 1. «Отказ от исповеди»(1885)
Картина «Отказ от исповеди» считается лучшей средивсего народовольческого цикла И.Е.Репина.В ней художник достиг, пожалуй,максимальной концентрации и цельности замысла. Картина была первоначальнозадумана как иллюстрация к стихотворению Н.Минского «Исповедь осужденного»,и на первых набросках в камеру вместе со священником входил палач, как на этоуказывается в авторской ремарке к стихотворению. Однако художник очень скороотказался от подобных деталей, сосредоточившись только на двух фигурах. И точнотак же он пренебрег здесь какими-либо разъясняющими указаниями на евангельскиепараллели, ибо они были у всех на слуху. Достаточно было картины страданий и гибеличеловека, идущего на смерть за свои убеждения, чтобы воображение интеллигентныхзрителей легко нашло и соответствующие прототипы.
В 1879 году в Петербурге был казнен революционер-народоволецВиттенберг. Тогда же в нелегальном издании «Народная воля» появилосьстихотворение молодого поэта Н.Минского «Последняя исповедь» — монолог осужденного на казнь революционера, отказавшегося от исповеди.
Много позже, в 1905 году, Минский возглавил газету«Новая жизнь», которую предоставил в распоряжение большевиков. Онастала в ту пору единственным легальным большевистским изданием, где активносотрудничал В.И.Ленин. Сам поэт написал «Гимн рабочих». В концедекабря 1905 года газету закрыли, а Минский выехал во Францию.
В искусстве нередко случается так, что какое-либопроизведение, даже не самого высокого уровня, становится стимулом для созданияшедевра. Так, рисунки забытого архитектора В.А. Гартмана вдохновили М.П.Мусоргского на всемирно известные «Картинки с выставки». И.Е. Репин,человек широких интересов, прочитав стихотворение Минского, обратился креволюционной теме. Надо сказать, это не было для него случайностью. Художниквсегда называл себя сторонником Добролюбова и Чернышевского, никогда не скрывалсвоих взглядов. В революционной теме для Репина главным было раскрытиеборющегося непокорного духа, непримиримости позиций персонажей. Таковы картины«Арест пропагандиста», «Под конвоем» и другие. В полнуюсилу в этом цикле звучит героическое начало, утверждается образ положительногогероя как активно действующего лица современной истории. Репин отличалсябыстротой реакции на меняющуюся действительность, умел увидеть самое важное вкалейдоскопе событий и «мелочей жизни». Именно в этом он особенноблизок великим писателям-современникам. Появление картины «Отказ отисповеди» не удивило людей, близко знавших Илью Ефимовича и тех, кто зналего творчество по выставкам и публикациям. Эта картина логично продолжалаграндиозную панораму репинских полотен, посвященных жизни народа иинтеллигенции.
Работа над картиной началась в том же 1879 году, закончена в1886-м. Репин благополучно преодолел главную опасность, которая заключалась виллюстративности; она погубила великое множество картин русских и зарубежныхмастеров. Он отбросил все внешнее — здесь нет деталей, нет ничего отвлекающегоот освещенного лица революционера. Даже священник на картине почти нейтральнаяфигура, показанная со спины. Он пришел не убеждать, на что и не способен, апросто исполнить свои формальные обязанности. Здесь нет даже противостояния,настолько безлична эта фигура.
Революционер покоряет зрителя силой своей убежденности; емунезачем исповедоваться, потому что на его стороне правда. Репин — живописец, ане доктринер или иллюстратор, и он убеждает нас мощью и силой своей живописи.
Мы можем без особого труда прочувствовать и пережитьбиографию безымянного героя. Перед нами картина, рассказывающая о многом оченьнемногими, но чрезвычайно выразительными средствами. Здесь ни жестов, нидвижения фигур — только внутренняя психологическая выразительность, толькоработа мысли и души. Положительные герои до Репина были, в основном, статичные,позирующие.
Здесь же перед нами образ борца, хотя никаких атрибутов,указывающих на его происхождение и профессию, нет. Это не фразер, а человекдела, идущий до конца.
Простая, убедительная композиция, строгая, благородная, стонкими нюансами живопись, контрасты света и тени, психологическаядостоверность — во всем этом ощущается «рембрандтовская» мудрость ичеловечность. А также чувствуется огромное личное уважение к мятежникуИ.Е.Репина, человека, который и государственных деятелей не раз писал, а воттакого искреннего уважения, пожалуй, больше нигде не выразил. 
Заключение
Культуру традиционно делят на материальную и духовную. Внекоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии.Однако деление это весьма условно. В любом процессе материального производствавсегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные ичисто словесные проявления духовной культуры материальны, т. к. материаленязык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладногоискусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовнаякультура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести ихтолько к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальныйобъект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией,культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это –явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможнопотрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, безтелевизора, передатчика и пр. Поэтому в современной культурологии не принято «делить»культуру на материальную и духовную части. Выделяются два аспекта еерассмотрения: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностныйаспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание формдеятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный –нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.
Весьма важной проблемой является установление соотношенияпонятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границыобыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки,книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своявнутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значениепонятия «искусство».

Список литературы
1.        Дмитриенко В.П. История Отечества ХХ век. М.: Дрофа, 2003.-796с.
2.        История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 2001.-694с.
3.        Ключевский В. О. История. М.: Мысль, 2002.-569с.
4.        Костомаров Н. И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейшихдеятелей. М.: ИНФРА, 2002.-653с.
5.        Фроянов И.Я… История России от древнейших времен до начала XX в.Учебник истории для ВУЗов. М.: ИНФРА, 2003.-729с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.