Реферат по предмету "Культура и искусство"


Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии

Европейскаякультура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии
 

Содержание
 
1.Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии
1.1Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры
1.2Европейская культура раннего средневековья
1.3Европейская культура зрелого и позднего средневековья
1.4Культура Византии: этапы и тенденции развития
Списокиспользованных источников
средневековая культуразападноевропейская византия

1. Европейскаякультура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии
В конце V в. наразвалинах Западной Римской империи начал зарождаться новыйкультурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IVв. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственномукультурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленнуюархаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формированияобщественно-политических систем, между средневековой Западной Европой иВизантией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальныхотношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточноеправославие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).
Появление двуххристианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовноеразмежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних вековбыстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразныемировоззрения, складывались отдельные (суб)культуры и культурные центры,художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением кхристианскому единству и тягой к национальной самостоятельности сталаотличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находиласькак бы в стороне от этой борьбы.
В истории культурногоразвития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннегосредневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднегосредневековья (XIV–XV вв.). В Италии и Нидерландах позднему средневековьюсоответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, чтообъясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизациив различных странах Европы.

1.1 Ментальные основыи характерные черты западноевропейской средневековой культуры
Духовной основойсредневековья, отразившейся на всех сферах жизни, стало христианство. Онообусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Системаофициальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога.Божественный мир – вершина космической и социальной иерархии. Природа,общество, человек рассматривались как единое целое, поскольку считались божьимитворениями. Смысл жизни средневекового человека заключался в обнаружениизнамений Творца всего сущего в своей душе и окружающей действительности.
Еще одна важнаяособенность средневекового мировосприятия – спиритуализм. Земной, природный мирпредставлялся лишь отражением небесного и заполнялся таинственными духами имистическими энергиями. Это нацеливало на постоянный поиск путей установленияконтакта с Богом.
В средневековой культурене осталось места для античной гармонии духа и тела. В официальной догматикематериальное, телесное противопоставлялось духовному и трактовалось как нечтонизменное. Такой взгляд повлиял на формирование нового представления очеловеке. Он, с одной стороны, заключал в себе образ и подобие Бога, с другой –выступал как носитель плотского начала. Человек подвержен дьявольскимискушениям, и они испытывают его волю. Жизнь проходит между ослепительнойбездной благодати и черной бездной погибели. Только постоянноесовершенствование духовного начала и жертвенное служение Богу способны помочьчеловеку избежать адских мучений.
Обостреннаячувствительность, граничащая с экзальтацией, обусловила важную особенность средневековогоменталитета. Духовность связывалась не с рациональной деятельностью, а снапряженной эмоциональной жизнью, экстатическими видениями и чудесами,воображаемыми явлениями потустороннего мира.
Другая важная чертасредневекового мировосприятия – символизм, преодолевавший античную установку насозерцание чувственно-материальной формы. Человек стремился к тому, чтонаходилось по ту сторону последней, – к чистому божественному бытию. При этомпотенциально любая вещь с необходимостью представлялась, прежде всего, егознаком, образом, символом, который не смешивал привнесенный смысл и земнуювещь, но предполагал их общее божественное происхождение.
Итак, вещи-символыобладали способностью отражать божественную реальность, но в разной степени. Изэтой идеи вытекала следующая особенность средневековья – иерархизм. Природныймир и общественная реальность здесь были глубоко иерархичны. Место явления илипредмета в универсальной иерархии связывалось со степенью их близости к Богу.
Данными особенностямисредневекового мировосприятия определялась и художественная культура, главноеместо в которой занимали атрибуты христианского культа. Целью художественноготворчества того времени являлось не эстетическое наслаждение как таковое, аобращение к Богу. Впрочем, Фома Аквинский и некоторые другие религиозныефилософы представляли Бога и как источник вселенской гармонии и идеальнойкрасоты. Неотъемлемый атрибут средневекового искусства, проявившийся особенно взрелом и позднем средневековье, – монументализм. Он отражал величие Бога, передлицом которого человек уподоблялся песчинке. Средневековому искусствусвойственен тот же символизм. Религиозно-художественное произведение в целом илюбой его элемент рассматривались как знаки сверхъестественной реальности.
Средневековая архитектураявляла собой своеобразный синтез искусств, объединявшихся вокруг духовногоцентра – собора, воплощавшего в себе Небесный Иерусалим, Царство Христово,Вселенную. Базиликальный тип храмов был символом корабля, Ноева ковчега иобители Церкви. Вот что говорил относительно храмовой символики Петр Карнатскийиз Шартра (XII в.): «В основании храма полагается камень с изображением храма и12 других камней в знамение того, что Церковь покоится на Христе и 12Апостолах. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимаютсходящихся с четырех стран». Алтарь символизирует небо и рай, само пространствохрама и притвор – землю. Восточная часть храма соотносилась с областью света ирайского блаженства, поэтому место алтарю определили с восточной стороны.Западная (менее сакральная) использовалась для изображения картин ада ирасписывалась сценами Страшного суда. Глубоко символична и икона. Жест в иконе –это условный знак, несущий особый духовный импульс: благословляющий жестХриста-Спасителя, молитвенный жест Богоматери-Оранты, жест архангела Гавриила,передающего Благую весть. Символичен в иконе также цвет: благородный золотой –знак сияния Божественной славы, символ Небесного Иерусалима.
Использование вхудожественных произведениях символов – «следов» непрекращающегосябожественного промысла – обусловило каноничность и аллегоризм средневековогоискусства. Художники должны были заострять внимание на духовном содержанииобразов, прибегая к условностям и стилизации, обращаясь к аллегориям иассоциациям. Таким образом расшифровывались и представлялись в виде нагляднопредставленных канонизированных моральных формул смыслы сакральных символов.
Важная чертасредневекового искусства – умозрительность, уводившая от мирского, чувственногоначета. Бесплотность тел, отсутствие интереса к конкретно-чувственным деталямна иконе не отвлекали внимание от духовного постижения Бога. То же и в духовновозвышенной музыке, которая освобождала от власти повседневности.

1.2 Европейскаякультура раннего средневековья
В период раннегосредневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса иподъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затемвсе более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ценностей,норм, идеалов, совершаемого на перекрестке христианских, варварских и античныхтрадиций.
Начиналась новая эпоха вусловиях глубокого тотального кризиса, разразившегося после падения ЗападнойРимской империи. Средневековое общество обретало свой путь в обстановкеэкономического и политического хаоса, среди обломков культуры разрушенногоантичного мира. Уменьшилось количество городов, которые недавно определяликачественное своеобразие античной культуры. Выживали и медленно рослипреимущественно по берегам больших рек города и городские резиденции королей. Вэкономике этого времени господствовали натуральное хозяйство и аграрнаяэкономика, начинался рост крупной земельной собственности. Торговые связиотдельных местностей осуществлялись главным образом по рекам и редко становилисьустойчивыми. Жители обменивались самыми необходимыми товарами или предметамироскоши (соль, вино, масло, дорогие ткани, пряности). Расчет с использованиемденег был затруднен из-за их дефицита в обращении. Золотые монеты чеканились восновном для поддержания власти сюзеренов.
Такова картина первогоэтапа развития раннесредневекового общества. Произошел заметный упадок городовкак культурных центров. Не случайно некоторые функции последних временноперешли к монастырям, расположенным в сельской местности, ставшим не толькосредоточием религиозной духовности и интеллектуальной культуры (библиотеки,скриптории), но и хранителями традиций художественных ремесел и прикладногоискусства.
Церковь, крупныйземельный собственник, быстро сосредоточившая в своих руках нитиперераспределения продовольствия и милостыни и выполнявшая роль посредника впереговорах между варварскими государями, уже в раннем средневековье не хотеладовольствоваться только духовным лидерством в культуре. Ее то скрытая, то явнаяборьба за политическую власть наблюдалась не только на этапе раннегосредневековья, во и в последующие периоды развития западноевропейскойсредневековой цивилизации.
Объединительной работецеркви противостояла тенденция к частичной «варваризации» христианства. Сначалавосприятие христианских ценностей оказывалось поверхностным и в сознании людейони видоизменялись до неузнаваемости; христианская обрядность нередко мириласьс языческими, архаичными по своей природе культурными формами.
Особенно тяготели кязычеству, «народной мистике» составлявшие большинство населения Европыкрестьяне. Обычаи трупосожжения, ритуальные пиршества с песнями и плясками,поклонение силам природы, сельскохозяйственные ритуалы, заговоры, народныеигрища еще долгое время были спутниками сельской жизни. По мере роста влиянияхристианства церковь все более решительно боролась с проявлениями язычества.Порой христианизация носила принудительный характер.
И все же церкви где-топриходилось считаться с народными традициями и даже идти на компромисс. Так, наместе старых капищ строили христианские алтари, помещали мощи святых для того,чтобы облегчить переход новообращенных к христианству. Культ мощей получил вэто время повсеместное распространение. Происходило закомуфлированноеприспособление некоторых языческих культов, а также ритуальных праздников кнуждам христианской идеологии путем их новой интерпретации.
Ценности варварскойкультуры сохранялись не только в религиозной сфере. Истоки вассальныхотношений, ставших атрибутом социального устройства средневекового общества,следует искать в жизни христианизируемых племен. Служение здесь не былослужением государству вообще, как в античности, оно являлось служениемвождю-индивиду, причем не божественному царю, как на Востоке, а герою. Вождьявлялся харизматической фигурой, всеми почитаемой за заслуги личностью.
Раннее средневековьесохранило также и некоторые культурные формы, созданные античностью (преждевсего, Римом). Например, образование в епископальных школах (с VIII в.)продолжало строиться как позднеантичная система «семи свободных искусств»:сначала изучали грамматику, риторику и диалектику, потом – геометрию,арифметику, музыку, астрономию. Разумеется, на первом месте находилисьбогословские предметы.
В наступившую эпохуобразование служило в первую очередь средством для обеспечения богослужебнойпрактики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности риторика,полностью изменили свой смысл. В раннем средневековье последняя стала областьюскорее письменного, чем устного слова, практикой искусного составления деловыхдокументов, а не искусством красноречия. Математика преимущественно формироваланавыки счета и решения задач и менее всего связывалась с познанием сущностимира, как в Древней Греции.
Зарождавшеесясредневековое богословье, тем не менее, обращалось к античным авторам.Христианство вынуждено было отстаивать свои идеалы, обращаясь к культуре сглубоко развитой системой интеллектуальных традиций – со своей онтологией,гносеологией, логикой, с развитым искусством полемики. Впоследствии патристика,тяготевшая к гармоничному синтезу христианской идеи откровения и философскойтрадиции античного рационализма, сменилась схоластикой (XI–XIV вв.), основнаяпроблематика которой была связана сугубо с христианским вероучением.
С зарождениемКаролингской империи, возникшей из Франкского государства, наступила фазаподъема европейской средневековой культуры переходного периода,характеризующаяся активизацией интереса к античному интеллектуальному ихудожественному наследию. На первом этапе правления франкской династииКаролингов Карлом Великим (768–814) была предпринята первая попытка воскреситьбылую мощь Римской империи на новом христианском фундаменте. Им было положеноначало так называемому «каролинговскому ренессансу».
На Рождество 800 г. Карлбыл коронован Римским Папой как император Священной Римской империи. Благодаряего политике дарения земель в Европе широко распространились вассальныеотношения, происходило формирование рыцарского сословия. Экономические реформыКарла стимулировали развитие торговли, способствовали зарождению купечества.Карл поощрял ученость и образованность, при нем увеличилось количествоцерковных школ, была создана «придворная академия», которая объединила наиболееобразованных людей империи. Алкуин Йоркский (ее глава), Рабан Мавр написалитруды, соединявшие религиозные воззрения с зачатками научных знаний.
В 843 г. империяразделилась на три государства, которыми стали управлять сыновья КарлаВеликого.
В религиозном искусствераннего средневековья преломлялись элементы художественного стиля варваров –фольклорные мотивы, орнаментализм, фантастичность образов и т.п.
Подчеркнутым динамизмомотличался «звериный стиль», в котором стилизованные изображения животныхсочетались со спиралевидным растительным орнаментом. Изображение людей получилораспространение в конце VII в. (рельеф из Хорнхаузена). Среди сохранившихсяархитектурных построек того времени заслуживают внимания гробница Теодо- риха вРавенне (достроена в 20-е гг. VI в.) – образец примитивного подражания римскойархитектуре – и дворцовая капелла в Ахене (788–805).

1.3 Европейскаякультура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетиестало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границзападного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь болеебезопасной, что позволяло переключиться на совершенствованиесельскохозяйственных технологий, укрепление торговли, развитие ремесел.Ускоренными темпами происходил рост городов, сопровождавшийся имущественной исоциальной дифференциацией общества. В XI–XIII вв. окончательно оформилисьосновные черты средневековой культуры и зародились первые ростки будущегоновоевропейского культурного типа.
Одной из характерныхособенностей культуры этого периода стало противоречие между раздробленностью,дивергенцией в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни,с одной стороны, и объединительным пафосом идеальных образов общественногоустройства, предлагавшихся религиозными мыслителями, – с другой. В социальнойсфере идеал единого христианского общества уживался с функционированиемсамостоятельных социальных групп, сословий. Но, создавая свою культурную среду,европейский средневековый человек не мог выстроить равноправные отношения спредставителями других культурных миров, цивилизаций, также желавших оставатьсянезависимыми. Считалось, что истина только одна и она нуждается в защите. Вреальности такая установка оборачивалась тотальным вытеснением инакомыслия,чужого обычая в пользу своего мировоззрения. Эта своеобразная экспансиясредневекового догматизма нашла практическое экстремальное воплощение в кострахинквизиции, в миссионерски агрессивных прорывах в географические просторы«нехристей» (Крестовые походы).
В обстановке феодальнойраздробленности за преобладающее влияние на личность конкурировали разныесоциокультурные группы и институты. В такой ситуации личная и социальная сферыразмежевывались. Притязание на тотальное подчинение личности породило прямопротивоположную тенденцию к обособлению внутреннего мира человека.
Среди многочисленныхгрупп, составлявших социальный организм средневековой Европы, особую роль вразвитии культуры зрелого средневековья сыграло рыцарское сословие. Церковь ещев IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и идеалвоина-христианина, призванного спасти веру. Теперь жизнь рыцаря была включена втеоцентрическую систему средневековых ценностей, у него появилось данное Богомпредназначение. В итоге старые и новые традиции воинского братства смешались стребованиями христианского служения.
Рыцарская культураотражала ценности феодального общества – владение землей и личные связи,скрепленные принципом вассальной зависимости. Однако уже в XII в., свозвышением роли городов, в Европе появились ростки нового культурного типа,который полновесно заявил о себе позднее – в эпоху Ренессанса. Бюргерский городориентировался, прежде всего, на экономику и мирную жизнь, на рациональныесредства ведения хозяйства. Его жители создали систему социальных институтов(выборное самоуправление, корпоративные и торговые привилегии), выделившихгород из вассальной иерархии.
В становлениисредневекового города решающую роль сыграли подъем сельского хозяйства, ростцехов и ремесленных корпораций, формирование купеческого сословия. В средневековыхгородах сходились крупные торговые пути, а окружающие плодородные равниныдавали избыток сельскохозяйственной продукции. Экономической прерогативойгородов было ремесленное, а затем и мануфактурное производство. Благодарягородам развивалась денежная система. В период зрелого и позднего средневековьяв образовавшихся государствах преобладал тип торговли, ориентировавшийся восновном на местный рынок и местные источники товаров. Но зарождались и внешниеторгово-экономические связи.
Таким образом, на рубежеXIII в. уже не монастыри и рыцарские замки, а города определяли экономическое икультурное развитие Европы. В XIV–XV вв. в нем усилились демократическиетенденции.
Городская среда порождалаи смеховую народную культуру, достигшую апогея в период позднего средневековья.Ярчайшим выражением особого городского фольклора стали карнавалы – способпраздничного существования и мышления, расшатывавший сословную структуруфеодального общества и отличный от серьезной официальной, направляемойцерковью, культуры. Карнавал дарил идею свободы, возможность выйти на какой-томомент из привычного иерархического порядка вещей в особое пространство, гдевозможны любые превращения. Другая черта карнавальной культуры – безудержноевеселье, смех, победа жизни.
Образование. Новоеотношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло неотразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все большесветских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платныеначальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился вXII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.
Школу в городе моглиоткрыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесьуделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике,естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родномязыке.
Университеты, возникшие вXII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишивцерковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важныхкультурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых,которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду сцерковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействиекоторой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось.Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новыйсмысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения.В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированиемустановки на рациональное постижение теологической премудрости появлялисьзачатки научных знаний.
Литература. Литературазрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоевобщества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.
Большое распространениепо-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи,проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательныеистории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений –истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потустороннимисилами.
Еще в X в. во Францииначала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов,знакомых как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. НаXI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучуюнравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлениисыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народнойи античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы –большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всегонародными героическими эпосами. Центральное место в них занимали внутренниепереживания рыцаря, а также его подвиги во славу любви, чести и духовногосовершенствования (цикл романов о короле Артуре – «Ланселот, или Рыцарьтелеги», «Персеваль, или Повесть о Граале» Кретьена де Труа и др.). Пользовалсяпопулярностью в литературе того времени рыцарский героический эпос,повествовавший о событиях далекого прошлого («Песнь о Роланде», «Песнь оСиде»), любовная лирика («Тристан и Изольда», поэзия трубадуров, труверов,миннезингеров). Осуществлялись своеобразная интерпретация древней эпическойпоэзии и переработка языческих мифов («Песнь о Нибелунгах», цикл исландскихсаг). Одним из самых известных примеров городского фольклора является «Роман оЛисе», в котором мир рассматривается с позиций изворотливого, находчивогогорожанина. Французская городская литература дала жанр фаблио – небольшихнравоучительных стихотворных новелл с элементами сатиры и игровой эротики.Элементы фольклора содержали немецкие шванки – назидательные поэтическиепроизведения, противопоставлявшие трудолюбивого крестьянина, сметливогопростолюдина паразитирующему феодалу, глупому, чванливому священнику иличиновнику. Своеобразным продуктом университетской среды стала поэзия вагантов –бродячих школяров, которые прославляли в своих стихах вольную студенческуюжизнь, полную простых радостей, наслаждений, любовных приключений и высмеивалиханжество церкви и аскетические запреты.
Архитектура иизобразительное искусство. В период зрелого средневековья появились два ведущихстиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, –романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являласьархитектура.
В средневековой культуреXI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской и раннехристианскойархитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенностьформ, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священныхперсонажей.
Романские культовыесооружения представляли архитектонический монументальный стиль в архитектуре.Здесь формировались основные приемы скульптурных и живописных изображений,нормы и правила построения художественных образов, заданные церковнойэстетикой. Светское романское искусство развивалось в замках феодалов, которыеотвечали одновременно требованиям обороны, жилья и представительства как впланировке, так и в привязке к местности (крепость Каркасон в Провансе, XII–XIIIвв.).
В монастырских комплексахведущая роль принадлежала храму. Он имел форму базилики, т.е. приобрел вид католическогокреста, создаваемого пересечением продольных и поперечных нефов (последниеназывались трансепты). Планировка и внешний облик тяжеловесного романскогохрама были рассчитаны на привлечение большого количества людей разных сословий(базилика аббатства Клюни в Бургундии, 1088–1107; собор в Вормсе, 1171–1234).
Скульптура в простых посвоей конструкции романских храмах находилась как внутри, так и снаружи – нафасаде в обрамлении портала. Важнейшие темы, часто включавшиеся в романскийрельеф, – Апокалипсис и Христос во славе. Пластика в храмах была не самоцелью,а только частью общего художественного решения. Скромно представленнаяскульптура и изображения, выполненные в технике рельефа, черпали сюжеты изБиблии (главный портал церкви Сен-Мадлен в Везеле, ок. 1120 г.).
Романское изобразительноеискусство было подчинено архитектуре. Живописные изображения, создававшиесяпреимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовыекомпозиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительнуюторжественность. Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорнымимотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция).
Со второй половины XII в.в искусстве средневековой Европы началось становление готического стиля. Термин«готика» появился в эпоху Возрождения и происходит от наименования племени«готы», островерхие жилища которых напоминали крутые скаты готических соборов.Период готики оказался более сложным, а сам стиль стал изысканным идекоративным в сравнении с романским. Он определялся главным образом культуройгородов, постройки которых утрачивали оборонительное значение. Развивалосьсветское строительство (ратуши, крытые рынки, госпитали, жилые дома). Подвоздействием нового мировосприятия формировались основные особенности готическогоискусства. Оно вплотную приблизилось к человеку. В изображениях Христаподчеркиваются человеческие черты, облик «грозного Судьи» сменяется образом«страдающего рога». Готический человек находился в эмоционально напряженныхотношениях с воображаемой сферой. В культуре того времени проснулся интерес ккрасоте реального мира, земным чувствам и переживаниям.
Главным конструктивнымновшеством готической архитектуры явились стрельчатая арка (две обращенные другк другу под острым углом дуги) и стрельчатый свод на нервюрах (соединениекаменных ребер распорами). Они увеличивали высоту грандиозного сооружения ипозволяли перекрывать пространства любого плана.
Для распределениядавления бокового распора на мощные опорные столбы – контрфорсы – тяжесть сводапереносилась на столбы с помощью аркбутанов – прочных полуарок, которыеодновременно связывали другие части каркасной конструкции. Благодаря этомустены собора перестали выполнять функцию опоры и теперь могли быть тонкими,даже «сквозными» (отсюда – огромные цветные окна и арочные проемы). Готикаотказывалась от тяжеловесности, предпочитала великое разнообразие деталей,которые не разрушали целостного единства монументальных сооружений. Впросторном готическом соборе, заполненном мягким льющимся сквозь витражи светом,прихожанин переставал ориентироваться в привычном пространстве и словнопереносился в мир потусторонних образов. Такое не раз испытывали люди,переступавшие порог величественного раннеготического собора ПарижскойБогоматери (начало строительства – 1163).
В разных государствахготический стиль имел свои яркие особенности, связанные с зарождениемнациональных художественных школ. Самые крупные из них – французская, немецкаяи английская.
Развитие пластики в эпохуготики было неразрывно связано с зодчеством. Скульптура усиливала эмоциональноевосприятие архитектуры, содействовала изобразительному воплощению не толькорелигиозных чувств и верований, но и обоготворенной человеком природы.
Главенствующая роль здесьпринадлежала круглой пластике и рельефу. Готическая скульптура – неотъемлемаячасть собора. Она включалась в архитектурную композицию и разнообразила ееоблик. Статуи всегда сохраняли связь со стеной, вписывались в многочисленныеконфигурации сложной конструкции собора, подчеркивая вертикальный ритм архитектурногоцелого. Славятся своей скульптурой соборы Шартрский (1135– 1155), Реймский(начало строительства – 1210), Амьенский (начало строительства – 1218), вкоторых насчитывается до двух тысяч фигур.
Значительная роль вхудожественном решении готического собора отводилась цветовому и световомупостроению. Эту задачу выполняли вит- Ражи, заполнявшие оконные пространства.Их огромные площади позволяли показывать в величественных образах значимыенебесные и земные явления, прославлять божественные персонажи, воспроизводяфрагменты христианской картины мира. Наиболее знамениты витражи Шартрскогособора «Богоматерь с младенцем» (середина XII в.) и «Каретник» (начало XIIIв.); уникален витраж главной розы на тему «Прославление Богоматери» собораПарижской Богоматери (1220).
Готика предложила новыепринципы синтеза искусств, позволившие полнее отразить эмоционально обостренноевосприятие человеком связи небесного и реального миров, обращение к земному.Она создала необходимые предпосылки для возникновения гуманистической культурыВозрождения.

1.4 Культура Византии:этапы и тенденции развития
Крупным средневековымкультурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. натерриториях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римскойимперии, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбул),основанный в 330 г. императором Константином. Государство просуществовало до1453 г., когда Константинополь был захвачен турками. Византия на этапестановления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенновидоизменила традиции античной культуры. Мало затронутая нашествиями варваров,она приняла от Рима форму централизованного государства с императором ицерковью во главе. Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем встранах Западной Европы, контролировалось государством. Для Византии характернызамедленный ход культурных преобразований и позднее оформление феодальныхотношений. Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностныеоснования позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565)отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима,преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.
В экономике раннейВизантии (IV–VII вв.) формировались уклады раннего феодализма. Сокращалосьиспользование рабского труда (рабы становились лично зависимыми колонами),развивались товарно-денежные отношения, шла торговля между провинциями,наблюдался упадок малых и рост больших городов. В аграрной сфере рыночный обменпроизводимой продукции дополнял натуральное хозяйство. Наряду с колонатом здесьшироко распространялась земельная аренда, создавались свободные крестьянскиеобщины.
Крупные города(Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, Фивы, Коринф и др.) оставалисьремесленно-торговыми и культурными центрами, в которых начали строитьмонастыри. Здесь сосредоточивались античные произведения искусства, вбиблиотеках монастырей и церквей хранились древние рукописи. Византийскиегорода долгое время придерживались остаточных форм самоуправления, характерныхдля эллинистических полисов. Их обитатели разговаривали на греческом языке,обогащали традиции античного театра и литературы, проводили спортивныесостязания.
В IV–VII вв. уже вполнепроявилось своеобразие религии Византии с ее отчетливо выраженнымфилософски-созерцательным отношением к христианским канонам. Для византийскойцивилизации характерно органичное слияние светской и религиозной власти в лицеимператора, символизировавшего единое управленческое начало. Возникшее вЗападной Европе противостояние светской (императорской) власти духовной(папской) временами перерастало в открытые конфликты. Церковная же организацияВизантии целиком регламентировалась государством и находилась в полномподчинении у императора.
Литература раннейВизантии носила двойственный характер, причудливо сочетая в своей основехристианское миропонимание с постантичным пафосом гражданственности и разумноговыбора. Среди церковной литературы особую популярность получил жанр жития.
Псевдо-Дионисий Ареопагит(V–VI вв.) через языковые противопоставления и разработку концепциихристианской символики отражал идею мира как до конца не постигаемой тайны.Леонтий Неапольский (590–668), Иоанн Мосх (VII в.) писали сказания о жизнисвятых и мучеников живым народным языком, создавая легендарные, запоминающиесяобразы. Мощное влияние на западноевропейскую и древнерусскую житийнуюлитературу оказала появившаяся в V в. в Сирии легенда о Житии Алексия,утверждавшая превосходство духовного богатства над материальным. Фабула еетакова. Сын богатых родителей Алексий в ночь своей свадьбы бежал из Рима впоисках истинной веры. Он стал нищим и спустя годы, изменившийся донеузнаваемости, вернулся в родной дом, где его приняли за чужого и подвергливсяческим унижениям, которые он стойко перенес благодаря духовной крепости.
Мощный подъем искусстваранней Византии был связан с правлением Юстиниана. В крупных городах, преждевсего в Константинополе, велось интенсивное строительство. Возводилисьтриумфальные арки, дворцы, сооружались акведуки, термы, ипподромы, цистерны дляхранения воды. Однако основная роль в архитектуре принадлежала культовымзданиям – храмам и монастырским комплексам. В архитектуре V–VII вв. применялисьдва типа храмов: базиликалъный и крестово-куполъный. Храм Святой Софии вКонстантинополе (532– 537) – жемчужина византийской архитектуры – удачносочетает обе архитектурные формы.
Базилика представляласобой вытянутое, прямоугольное в плане сооружение, разделенное внутри рядамиколонн на несколько частей – нефов. Так, трехнефная базилика Сант-Аполлинаре вРавенне (532–549) в интерьере разделена двумя рядами колонн с арками. Среднийнеф, более высокий, возвышается над остальными соответственно высоте окон,прорезающих верхнюю часть стен.
Однако более распространеннымв то время стало упомянутое сочетание купольной и базиликальной конструкций,создававшее впечатление легкости, воздушности стройного сооружения. Образцомдля купольно-базиликальных церквей послужил храм Святой Софии вКонстантинополе. Храм своим куполом на «парусах» опирается на четыре столба, ивнутреннее пространство оказывается разделенным на четыре разветвления, образуяформу креста.
Изобразительное искусствои архитектура V–VII вв. сочетали церковные и светские жанры. Упор делался намонументальные творения. Одновременно действовало несколько местныххудожественных школ, формировавших на основе поучений Священного Писаниясистему живописных изображений, в дальнейшем канонизированных церковью. Главнаязадача состояла в том, чтобы изображать не единичное явление, не чувственныймир, а его идею, одновременно максимально приближаясь к божественномупрототипу.
Распространенной техникойстенной живописи V–VII вв. была мозаика. Стены, покрытые узорами изразноцветных кусочков стекла (смальты) и камней, создавали праздничноевпечатление. Они сверкали, словно украшенные драгоценными камнями. Не верилосьв материальность изображений, которые казались созданными не по законамчеловеческой логики, а по божественному вдохновению. Известны мозаики церквейХосиоса Давида (V в.) и Святого Дмитрия (VII в.) в Салониках.
Кроме мозаикраспространение получили также фрески, сюжеты которых художественноинтерпретировали христианское учение (росписи базилик Санта-Мария Антиква вРиме, Санта-Мария и Кастельспио близ Милана, конец VII – начало VIII в.).
VIII в. – первая половинаIX в. стали временем испытаний для Византийской культуры и цивилизации, котораяпересматривала свое отношение к античному наследию. Сокращались свободныеремесленные и торговые корпорации, упразднялась наемная армия, резкосократилось количество городов. Потеряло актуальность переписывание античныхкниг, и лишь немногие интеллектуалы еще поддерживали традиции античнойобразованности. Сфера образования переживала упадок (закрылась даже патриаршаяшкола при храме Святой Софии), резко снизилась грамотность населения.Одновременно возвышалась роль патриархов, христианская церковь стремиласьпогасить последние очаги язычества.
Литература этого периоданосила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийныйжанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненныеестественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетическойгимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью.Яркие представители этого жанра – Андрей Критский (ок. 660 – ок. 740), ИоаннДамаскин (ок. 675 – до 753), Косьма Маюмский (вторая половина VII – перваяполовина VIII в.), Иосиф Песнопевец (IX в.).
На данный период развитиярелигиозной культуры Византии приходится движение иконоборчества. М.Холлингсворт отмечает: «Период иконоборчества начался в 726 г., когда императорЛев III Исавр издал эдикт, запрещающий поклонение иконам. Многие произведенияхристианского искусства были тогда уничтожены и в украшении церквей наметилсявозврат к орнаментально-декоративным композициям с пейзажами, зверями иптицами». Иконоборцы отказывались от антропоморфных изображений в культовомискусстве, считая их проявлением язычества и идолопоклонства. Их противники –иконопочитатели, опираясь на тезис о богочеловеческой сущности Христа,утверждали, что он имел телесный облик и, следовательно, может быть изображенна иконе. При этом подчеркивалось, что икона являет его первообраз. В конечномитоге в 843 г. иконоборчество было объявлено ересью, а иконопочитаниеканонизировано.
Вторая половина IX – XIIIв. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельнойаристократии.
Экономика. К середине Xв. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Западаони базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством.Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальнымипоместьями, которые соперничали с централизованной системой государственнойвласти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и непоявились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободнымиремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жесткоконтролировалось государством.
Мировоззрение того временисочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую иодновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес кантичному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилосьсветское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшаяшкола в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени ЛевМатематик.
Литература. Во второйполовине IX – XIII вв. получили распространение различного родасистематизированные обзоры.
Симеон Метафраст (X в.)создал компиляцивные «Жития святых»; Михаил Пселл (XI в.) в «Хронографе» описалисторию Византии X в.; в придворных кругах были очень популярны прозаические иособенно стихотворные романы («Любовь Исмены и Исмения» Евстафия Макремболита,XII в.); развивался жанр рассказа-новеллы на бытовые и сказочные темы, часто вформе притчи.
Архитектура иизобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащениестиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству сего большими монастырскими комплексами и величественными храмами.
Главным типом культовойпостройки стал крестово-купольный храм, опирающимся на барабан и «паруса». Всюконструкцию перекрытий держали четыре внутренних столба (церковь Успениябогоматери в монастыре Дафни вблизи Афин, конец XI в.; церковь Святых Феодоровв Афинах, ок. 1070). Крестово-купольные постройки отражали устоявшийся вВизантии особый тип средневекового мировоззрения. В них внутреннее и внешнеепространства символизировали единое гармоничное целое; объемность имассивность, монументальность подчеркивали стабильность и укорененностьрелигиозной духовности в этом мире, отражали идею фундаментальногобожественного порядка, подчиняющего земную жизнь человека.
Со второй половины IX в.большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась,но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемыхпосредством символических образов. Лаконизм композиционного построения,сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIIIвв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.
Купол символизировалнебо, именно под ним размещалось изображение Христа Пантократора(Вседержителя), барабан отводился ангелам, апсида – Богоматери Оранте, столбы –апостолам и мученикам (росписи и мозаики церкви Успения Богоматери монастыряДафни вблизи Афин). Такая система не только сохранилась в дальнейшем, но ираспространилась за пределы Византии. Например, мастера Киевской Руси,Полоцкого княжества за основу своих росписей взяли именно эту композиционнуюсхему.
После победыиконопочитателей над иконоборцами значительно возросла роль иконы. Она сталаведущим видом культовой живописи в Византии. Иконы писались в техникеэнкаустики (живопись по воску) и темперы в соответствии с системой каноническихизображений – типов (сводов). Шедевром византийской живописи первой половиныXII в. является икона «Богоматерь Владимирская», выполненная поиконографическому канону «умиление».
После опустошительныхпоходов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. началсязаключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлениемдинастии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессиейи филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами вКонстантинополе).
В 1453 г. Византия былазавоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системыфресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение иразвитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, ДревнейРуси, Беларуси и Закавказья.
Европейское средневековье– по-разному интерпретируемая страница в истории развития культуры. В оценкеего роли в европейской культуре существует достаточно широкий разброс мнений.Так, гуманисты Возрождения впервые осуществили критическое осмыслениепредшествовавшего интеллектуального и художественного наследия, выразив ставшеештампом однобокое негативно-пренебрежительное отношение к средневековью.Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ееособенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. Исегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многихмировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более позднихэпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображениямира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многиеценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение впоследующие столетия.

Список использованныхисточников
1. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс,2007.
2. Культурология. Учебное пособие Подредакцией А.А. Радугина – М., 2001.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.