Реферат по предмету "Культура и искусство"


Духовная культура эпохи Просвещения

Донбасский техническийуниверситет
Кафедрасоциально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа покультурологии
«Духовная культураэпохи Просвещения»
г. Алчевск

Содержание
1. Эпоха Просвещения, еехарактерные черты и особенности развития в Англии, Франции, Германии
2. Философия эпохиПросвещения
3. Стилевые и жанровыеособенности искусства эпохи Просвещения (архитектура, живопись, музыка,литература)

1. 18 век – важный этап вэволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитиелитературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всехвидах художественного творчества. 18 век отличается от предыдущего ипоследующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе иизвестным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке – ееродоначальником считается английский философ Д. Локк (1632–1704)– однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения всвоих политических, философских, культурологических взглядах отстаивалимогущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества,заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитковфеодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозившихразвитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий послеВозрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнутысредневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокойступени мировосприятия.
Путьпреодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы,равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Ониотвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Ихидеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм,критическое отношение к любым авторитетам.
Просветителипочитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов илабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого кругаученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство. Во второй половинестолетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен безсоответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. ЭпохаПросвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук,создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветителиверили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия иобщественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.
Англия быластраной «первого эшелона» капитализма, она перешла к этой прогрессивной системехозяйства раньше других государств. Развитие товарного производстваспособствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции.Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционныхрелигиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англиястала родиной эпохи Просвещения.
Наибольшеевлияние среди английских просветителей имели идеи Джона Локка(1632–1704). Родившийся в семье адвоката и получивший строгое религиозноевоспитание, Локк, тем не менее, выступал за изменение английской воспитательнойсистемы, утверждая, что воспитание должно прежде всего обогащать человеческийразум и подготавливать людей к активной политической жизни и практическойдеятельности. Им была доработана система естественного права, основы которойбыли заложены еще античными мыслителями. К неотъемлемым правам он относил правона жизнь, свободу и собственность: при рождении каждому человеку дается правона жизнь и свободу, а право на собственность есть результат его труда.
Локк отвергтеорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных правчеловека необходимо, по его мнению, создание специального органа – государства.Локк – сторонник происхождения государства на основе общественного договора.Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционнуюмонархию и разработал теорию разделения властей – исполнительная власть, включаясудебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право неподдерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическаятеория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысльЕвропы.
Локк разобралэмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей,полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма).Признание ощущения источником нашей мысли – огромное достижение Локка.
Идеалистическоенаправление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом.Джордж Беркли (1685–1753) не принимал идеи материализма иобосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишьпостольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективностиреального мира и признание высшей духовной субстанции – Бога.
ДавидЮм(1711–1776) – философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма.Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания.Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию.
Яркимиталантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение.
Особое местосреди французских мыслителей 18 века занимает Жан Мелье (1664–1729),провозвестник материалистического мировоззрения. Священник, хорошо знавшийжизнь народных низов, он подверг острой критике общественные отношенияфеодальной Франции и ее государственное устройство. Мелье считал тиранами техправителей, которые путем обмана и насилия довели народ до нищеты. Мелье –активный противник частной собственности, в ней, утверждал он, начало всехсоциальных зол. Основой идеального государственного строя он полагал общиннуюсобственность и обязательный для всех труд. По своим философским взглядам Мелье– материалист и атеист. Он признавал бесконечность материального мира,несотворимость материи и движения.
Имя ШарляЛуи Монтескьё (1689–1755) – одно из первых в ряду просветителей,которыми гордится вся Франция. Аристократ по происхождению, он был советником,а затем президентом бордоского парламента.
Он понималсвободу, которую понимал как право делать все, что дозволено законами. Однакосвобода достижима только там, где нет злоупотребления властью. Монтескьёпредложил систему государственного управления и разделения властей:исполнительной, законодательной и судебной. Он выделял три формыгосударственного устройства: республику, монархию, деспотию, отдаваяпредпочтение конституционной и отвергая деспотию. Он полагал, что формаправления определяется размерами государства, т.е. географической средой.Монтескьё признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира.
Выдающийсяпредставитель Французского Просвещения Вольтер (1694–1778)отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическимипознаниями. Вольтер – поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист,политический деятель.
Всю своюжизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободувероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественныйпорядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидявсякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил всилу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавалцерковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог –перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Боганужна как основа морали и узда для народных масс.
Жан –Жак Руссо (1712–1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения,сменил много профессий.
По мнениюРуссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека сталовозникновение частной собственности. Вся история человечества после этого –дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабыхсильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личномтруде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссополагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишнейроскоши.
Он не былматериалистом, считая, что материальный мир вторичен, что материальный мирвторичен, порожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческогосознания существование материи, Руссо исключал возможность познания мира.
Что касаетсяГермании, политическая раздробленность и слабость буржуазии обусловили болееограниченный характер Немецкого Просвещения. Немецкое бюргерство уходило отвопросов действительности в область чистой теории, в философические заоблачныевысоты, в эмоциональный строй музыки.
Крупнейшийпредставитель Немецкого Просвещения – Иммануил Кант (1724–1804).Он рассматривал эпоху Просвещения как более высокую, чем прежде, ступень вразвитии человеческого общества: человек стал освобожден от внешнего давления иможет свободно пользоваться своим разумом.
Главнаяпроблема, которая Канта волновала как философа, была связана с возможностьючеловека познать мир. Позиция Канта двойственна. Он признавал объективносуществующую «вещь в себе», но утверждал, что она непознаваема. Кант был однимиз первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства. Функциигосударства, по Канту, состоят в выработке и принятии законов, регулирующихповедение людей в обществе и обеспечивающих торжество права и свободы. Безгосударства невозможно ограничить произвол одних по отношению к другим.Совершенствование правовых норм и изменение государственного и общественногостроя должны проводиться путем последовательных реформ, а любое грубое насилиенедопустимо.
Вывод. 18 век стал векомпросветительского движения. Он возвысил авторитет и роль разума и науки, сделалисключительно актуальными идеи гуманизма.
Просветительскоедвижение по своему социальному составу было широким: аристократы-дворяне,представители духовенства, служащие, торговцы, промышленники. В странах Европыпросветительское движение не было одинаковым – оно зависело отсоциально-исторических условий страны и имело ярко выраженные национальныеособенности.
2. Философия в эпохупросвещения развивалась в довольно благоприятных условиях.
Прослеживая иосмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольностройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этойконцепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природычеловека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» ит.д.
Согласноданной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния»,покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало«природе человека».
Последняя, помнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств иценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство,братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают егоот всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаютсявместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и гонеотъемлемыми, неотчужденными правами. Без них и без права на них человекперестает быть человеком.
Периодестественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытноеобщество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, былотмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и другихпринципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались,находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служилинедостаток любви и избыток соперничества между людьми.
В концеконцов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возниклогосударство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не волеБога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» междулюдьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдениепринципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнееестественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появлениеозначало также рождение цивилизации.
По мнениюпросветителей, последующая эволюция человечества показала, что государствоплохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходилоот установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, рослинеравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализмс его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой инепримиримой критике.
Ониутверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума иестественного права и посему должен уступить место новому обществу, в которомуказанные принципы вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возвратв прошлое, в «золотой век», невозможен. Поэтому предполагаемая ими грандиознаяпрограмма построения нового общества носила ярко выраженный футуристическийхарактер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра» – говорясловами французских просветителей, – в котором вновь восторжествуют Свобода,Равенство, Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой Французскойреволюции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».
На пути к«светлому будущего» просветители видели два главных препятствия: деспотизм,выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которогобыла религия и Церковь.
В качестваосновных средств построения нового общества выдвигаются просвещение ивоспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек, по мнениюпросветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественныймонарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всейих безнравственности.
Поэтомупросветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха,«государя-монарха», «мудреца на троне», который будет способен сознательноизбавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающаяроль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении ввозможности создания справедливого общества
просветителиполагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечномусамосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.
Вывод. Вся идеологияПросвещения была созданием философов-просветителей. Философия 18 векаразвивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием.Просветители отрицали феодальным строй и стояли за права человека: свободуличности, слова, совести, равенство перед законом, право на борьбу противугнетения, а также за неприкосновенность частной собственности.
3. Художественная культураэпохи Просвещения развивалась весьма успешно. Искусство 18 века выступает вомногом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнемуостаются классицизм и барокко. В то же времянаблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущеечисло тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми.Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.
В целом искусство18 века – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким ивозвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Онодемонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалосьблагородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливается эпикурейскоеначало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с темискусство становится более естественным, ближе к реальной действительности.Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику,становится ангажированным.
Классицизмпредставляетв первую очередь французский художник Ж.‑Л. Давид (1748–1825).В его творчестве нашли отражения большие исторические события, темагражданского долга. Известная его картина «Клятва Горациев» звучит как призыв кборьбе против абсолютизма. Это произведение отличается строгой композицией,четким ритмом, ярким и сочным колоритом. Другое его полотно – «Смерть Марата» –посвящено Великой Французской революции, в которой Давид принял активное участие.Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописныхсредств. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «КоронацияНаполеона l»
Барокко18века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большимстилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине18 века его все больше теснит стиль рококо, который иногда называютвыродившимся барокко.
Наибольшеераспространение рококо получило во Франции. Одним из самыхизвестных его представителей является художник О. Фрагонар (1732–1806).Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственномвосприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телеснымформам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающаянастоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же времяизображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушнымии даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность,изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духенаписана картина «Качели».
Сентиментализм, возникший во второйполовине 18 века, явился первой оппозицией просветительскому обожествлениюразума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним изоснователей и главных фигур сентиментализма стал Ж.‑Ж. Руссо.Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибиться, чувство –никогда!» В своих произведениях – «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. –он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспеваетприроду, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальныйкрестьянский быт.
Самые великиехудожники 18 века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французскийхудожник А. Ватто (1684–1721) и испанский живописец Ф. Гойя(1746–1828).
ТворчествоВатто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гениемэпохи рококо. В то же время его произведениях ощущается влияние Рубенса и ВанДейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма ипервым великим романтиком в живописи. Ж. Кокто сравнивает Ватто сМоцартом. все это делает творчество французского художника исключительносложным и многозначным.
Главнымитемами его произведений являются природа и жензина, любовь и музыка. Ватто сталодним из самых великих живописцев человеческой души, ее незримых глубин итончайших переливов. Он создал удивительную музыкальную живопись, как бывибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетаетсяреальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине«Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвященоитальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считаетсякартина «Паломничество на остров Киферу».
Не менеесложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством онпродолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можнообнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с темего искусство органически слито с испанской живописью – в особенности сискусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которыхимеет ярко выраженный национальный характер.
Гойя успешнотворил практически во всех жанрах живописи. Будучи придворным художником, онсоздал великолепные портреты членов королевской семьи. Среди них можно выделить«Портрет королевы Марии-Луизы». В портретном жанре им также созданы такиешедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». На многих полотнахГойи изображены простые люди – труженики, сцены из народной жизни, прекрасныеиспанские пейзажи.
Особеннонеобходимо выделить музыкальное искусство, переживавшее в 18 веке невиданныйподъем и рассвет. Если 17 век считается веком театра, то 18 век можно по правуназвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что онавыходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.
Музыку эпохиПросвещения представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк,Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристальноговнимания заслуживают И.С. Бах (1685–1750) и В.А. Моцарт(1756–1791).
Бах являетсяпоследним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всехмузыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного определила свое время,предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Бахасоставляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыкисамым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею»,повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при жизнипринесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки дляклавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированныйклавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки 17–18веков.
Австрийскийкомпозитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мировогоискусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличаютклассическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако еготворчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В егопроизведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. Вних также присутствуют изящество, легкость, изысканность и нежность галантногостиля.
В то времяМоцарт являлся предшественником романтизма – первым великим романтиком вмузыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступаетсмелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы.Наиболее известными среди них являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебнаяфлейта». Особого внимания заслуживает также «Реквием». Однако настоящая славапришла к Моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности,непревзойденной гениальности, беззаветной преданности искусству.
Что касаетсяархитектурного искусства, то в эпоху Просвещения оно претерпело значительныеизменения. Если в 17 веке основное внимание архитекторов было обращено нафасадную часть здания, то теперь главным становится интерьер. Прямую линию вочертаниях предметов, которая стала казаться слишком строгой, заменилакудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо. Этот стилькультивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, маскиголовки амуров. В убранствепомещений большую роль играют рельефы и живописные панно, а такжемногочисленные зеркала.
Прогрессивныетенденции в изобразительном искусстве нашли выражение в увлечении античностью.Архитекторы Габриель, Суфло, В. Луиво второй половине 18 века создали грандиозные постройки в античном стиле. ЭтоПантеон в Париже, театр в Бордо, Малый Трианон в Версале. Для них характерныпростота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции.
Вывод. Эпоха просвещения имеетфундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она сталавременем дробления искусства на растущее число тенденций и направлений. В этовремя было создано много различных шедевров мирового искусства в различныхстилях (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм). С одной стороны,искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего, нов то же время оно предстает более легким, воздушным и поверхностным.
Заключение.18 векозарен величайшими творениями западно-европейских композиторов, писателей,художников. Быстро и плодотворно развивалась также и научная мысль – как вобщественных, так и в точных науках. В передовой стране западного мира – Англии– начался промышленный переворот, который привел к формированию на Землеобщества нового типа – индустриального, организованного более эффективно ирационально, чем общество традиционное. Поистине 18 век в историизападноевропейской цивилизации был «веком разума и Просвещения».

Списокиспользованной литературы
1. Д.А. Силичев, «Культурология»,Москва, 2004 г.
2. Под редакцией А.А. Радугина,«Культурология, курс лекций», Москва, 2001 г.
3. Под редакцией Н.О. Воскресенской,«Культурология. История мировой культуры», Москва, 2003 г.
4. Под редакцией А.Н. Марковой,«Культурология», Москва, 2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без родителей
Реферат Brit And Patriot Soldiers Essay Research Paper
Реферат Разрешение земельных споров 2
Реферат Государство и экономический кризис
Реферат Эбоникс как афроамериканский вариант английского языка
Реферат Гармония речи и основные законы современной риторики
Реферат Методика изучения элементов математического моделирования в курсе математики 5-6 классов 2
Реферат Niels Bohr Essay Research Paper October 21
Реферат Leonardo Di Vinci Essay Research Paper Other
Реферат КЗОТ и меры ответственности за несчастные случаи
Реферат Формирование и распределение прибыли на предприятии
Реферат Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова
Реферат Ефективність застосування комплексних вправ при підготовці зв’язуючого гравця у волейболі
Реферат Кометы происхождение и состав
Реферат Прибуток в економічній системі