Реферат по предмету "Культура и искусство"


Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы

ДЕКОРИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАБЫТА ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ

Введение
Применение украшений, как на предметах быта, так и на другихизделиях из древесины, имеет многовековую историю. Вот наиболее распространенныевиды декорирования: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.
В современном массовом и крупносерийном производстве предметовбыта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы,выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделиярельефными элементами из древесины в том числе имитирующие резьбу по дереву, атакже плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати(в том числе имитация мозаики по дереву)[1]. Этитехнологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства.В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы,преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную частьсвоей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости иуникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки,зачастую не лучшего качества.
Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора дляукрашения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителязнания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративныхсвойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимознание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбойизделий. Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовоеизделие получается качественным с технической точки зрения и красивым иинтересным с художественной.
Тема данной курсовой работы – «Декорирование предмета быта элементамигеометрической резьбы» – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшиенациональные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, новыполнимая.
Цель работы – изготовление деревянного изделия с геометрическиморнаментом, используя традиционную технику резьбы. Основой для нанесенияорнамента стала деревянная рамка.
Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно помногим причинам. Ведь любая картина, фотография, панно и т.д. смотритсясовершенно иначе, когда она находится в раме. При видимом большом выборе рамокв магазинах потребитель по разным причинам не всегда находит подходящую. Настоящееизделие универсально, оно подходит для обрамления любой подходящей по размеру картиныили фотографии, имеет оригинальный орнамент.
Объект исследования – художественная резьба по дереву.
Предмет исследования – технология декорирования изделиягеометрической резьбой. Сохранение изученных технологических приемов, позволилоуйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующуюосвоенной технологии.
Задачи данной курсовой работы:
– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву вРоссии,
– посещение краеведческих музеев г. Задонска, г. Ельцаи г. Липецка,
– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,
– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,
– изучение литературы по данному вопросу,
– показать существующие виды резьбы по дереву и подробноосветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.
Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных идоступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.
Предполагается,что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, так и широкойаудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность русские не должнызабывать, как резать по дереву, создавать красоту своими руками в крови нашегонарода-умельца.

1. Историяразвития художественной обработки дерева в России и за рубежом
резьба лакировка изделие убранство
Художественнаяобработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашейстране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметыбыта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусстваи занимают значительное место в национальной культуре народа.
Подлинныхпамятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилосьочень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи иминиатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место средиремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь,которую украшали геометрической и контурной резьбой.
XV век сталвеком расцвета национального искусства и ремесла. Произведениядекоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеровмногих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в яснойи законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий изформ, напоминающих растительные мотивы[2].
Вдеревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия,украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побегас листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшениявыполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефнойрезьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными иклеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику,смоляные лаки.
В XV–XVI вв.во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной ирезной посуды[3]. Посудуотделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из такихпромыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.
Для русскогоискусства XVII в. характерны творческий размах, смелость,жизнерадостность, стремление к реализму[4].Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся донаших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове КижиОнежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) являетсядвадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотяэтот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции,декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он оченьблизок деревянной архитектуре XVII в.
Во второйполовине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-заграницы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются такжемастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палатеосваивают изготовление художественной мебели.
На рубежеXVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев икраснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярныхизделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либооставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностьюзакрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производствостолярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных,менее ценных пород, но облицованных ценными породами.
Начиная сXVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное,преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов.Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальнымкрестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусствегосподствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитиемэкономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительныеперемены.
В русскомискусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерныпышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничныйдекор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть ибогатство.
Развитиехудожественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительствомПетербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собранылучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшенияинтерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба,искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета[5].
Затем вРоссии наступил период классицизма, возродившего художественные идеалыантичности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоеныпрактически все способы художественной обработки древесины, все приемыдекорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самыеразнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишьповторялись с незначительными добавлениями.
В своюочередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивалисьво многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях.Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь,посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценилисьна всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В конце XIX в.в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенноприходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизнизаменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резныеларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрикии заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливыхмастеров, многие промыслы практически прекратили существование[6].
Послеоктябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности былиобъявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарямразрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться вартели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупнымипроизводственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широкораспространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школыобучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладногоискусства.
Впослевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественнойобработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство,другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однакоинтерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а впоследние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос нахудожественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.[7]Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.
 

2. Основы профессиональногомастерства
 
2.1 Видырезьбы
резьба лакировка изделие убранство
Существует много видов резьбы по дереву, которые можноподразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная;плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная;домовая (см. рис. 2, с 27).
Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и техникевыполнения на разновидности. Ниже дано краткое описание каждого вида резьбы, ноболее подробно мы остановимся на плосковыемчатой геометрической резьбе.
/>Плоскорельефная резьба имеет несколькоразновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная),резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общимпризнаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в однойплоскости на уровне украшаемой поверхности.
Заоваленная резьба выполняется в виде двугранных выемок по контурурисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются(заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся изаоваливаются круче, а со стороны фона – более отлого (см. рис. 3, с. 28).
В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остаетсяплоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечнымфоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба малоотличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется также, как и обычная заоваленная. Формы орнамента остаются плоскими, а края формкруто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнаменткак бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (см. рис. 4, с. 28).Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая.Поэтому плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах иотделывают полированием.
В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла такназываемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковномимении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву[8].Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревнеКудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской. Пример современной кудринскойрезьбы можно видеть на фото в приложении (см. рис. 5, с. 28).
Рельефная резьба выполняется путем подрезки плоского орнамента,оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этогоорнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнаментавыявляются рельефом разной высоты.
Различают барельефную резьбу – резьбу с низким рельефом и горельефнуюрезьбу – с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатуюигру светотени.
Рельефная резьба отличается большой выразительностью идекоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров – стеновыхпанелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбутакже используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенныхпанно (см. рис. 6, с. 28).
Прорезная резьба – резьба с удаленным фоном. Плоская прорезнаярезьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели (см рис. 7,с. 29).
Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнемслучае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована,пропильная резьба находит применение при серийном производстве деревянныхизделий.
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такаярезьба широко применялась для украшения деревянных изделий в стиле
барокко и рококо в конце XVII–XVIII в. в.[9] (см. рис. 8,с. 29). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефноеизображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь вскульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной ирельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне (см. рис. 9,с. 29).
Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних временчеловек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов.Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметовдомашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коняотразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путьсолнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – фантастические птицы.
С приходом христианства появились скульптурные изображения святых,которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.
Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощениев деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многихрайонах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и селаБогородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработкаповерхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц.
Домовая резьба характеризуется тем, что являетсякрупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощьютопора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.
Считают, что орнаменты резных украшений на жилые постройки перешлис деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу иногда называют такжекорабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной,прорезной (ажурной) и объемной.
Глухой рельефной резьбой – резьбой с непрорезанным (глухим) фономи высоким рельефом узора – украшали фронтоны домов, наличники окон (см. рис. 10,с. 29). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листьязавиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяютцветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображениярусалок-берегинь, львов, птицы феникс.
Примером объемной домовой резьбы является так называемый«охлупень» – фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя,большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали нагребне крыши над фронтоном, а раньше так украшали носовую часть корабля.
/>Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, чтоее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, арисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефарасположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ееуровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатаярезьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву. Онавыполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих наповерхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов,окружностей, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные ихсочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являласьсимволом солнца[10]. Шли века,развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались ворнаменты.
Самые простые элементы геометрической резьбы – двугранные выемкипрямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторениипрямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор,получивший в терминологии народных промыслов название лесенки.
Наибольшее распространение в геометрической резьбе получилитрехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размеру и техникеисполнения.
Треугольники с углублением у основания могут быть равностороннимиили вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создаютразнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, различного вида сияния (см.рис. 12, с. 30).
Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными поформе, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбеуголками. Из них получают узоры: бусы, сколышки, куличики и др. Комбинацииуголков и треугольников с углублением у основания создают новые узоры.
Треугольники можно выполнять с углублением в центре и примерноодинаковыми гранями. Узор из таких трехгранных порезок очень выразителен.
В геометрической резьбе применяют также более крупные элементы – четырехгранныевыемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические.
Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбыявляются криволинейные трехгранные выемки-лучи, образующие разнообразныерозетки-вертушки.
Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можнопостроить бесконечное множество орнаментальных композиций. Однако красота резногодекора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качествомвыполнения резьбы, ее чистотой и точностью.
На рисунке 11 (с. 29) представлены фрагменты старинныхрусских прялок, украшенных геометрической резьбой.
Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двуграннымивыемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической вконтурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья,цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой,похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почтинет. На рисунке 13 (с. 30) представлены фрагменты русских прялок,украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.
Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другимивидами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Каксамостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративныхпанно.
При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок,но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителябольшого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественноговкуса
2.2 Инструменты
 
Для резьбы по дереву применяют различной формы долота или стамески.
Прямые стамески «а» с шириной полотна 3–30 мм используют восновном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурнойрезьбе.
Полукруглые стамески «б, в, г» с шириной полотна 3 – 25 ммв зависимости от радиуса кривизны делятся на отлогие – с большим радиусомкривизны, средние и крутые с малым радиусом кривизны Это основной инструментпри выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяютлишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-клюкарзы «д» отличаются коротким полотном шириной 2 – 15 мми длинной изогнутой около полотна шейкой. Форма полотна может быть различной.Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступныхместах.
Стамески-уголки «е» шириной полотна 5 – 15 мм применяют привыборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50–60°.
Стамески-церазики «ж»шириной полотна 2 – 3 мм по формеблизки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазикиприменяют для прорезки узких жилок.
Стамески-косячки «з», называемые также резаками, могут быть двухвидов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60–70°.
 
2.3 Материалы
Лучшимматериалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород: липы, ольхии осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всехнаправлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалываниядревесины вдоль волокон. После высыхания она становится прочной и не коробится.
Классическийматериал для резьбы – липа[11]. Из неережут игрушки и скульптуру. Липа – излюбленный материал не только у резчиков,но и у токарей по дереву и столяров. Древесина липы белого цвета, иногдаслегка розоватая. Хорошо просушенная и выдержанная, она со временем приобретаетмедово-золотистый оттенок. Легкая, мягкая, вязкая древесина липы мало растрескиваетсяи почти не усыхает.
Своеобразнадревесина ольхи, имеющая красноватый оттенок – цвет редкий для деревьев среднейполосы.
У осиныослепительно белая древесина, причем эту белизну изделие из нее сохраняет многолет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива противгниения, поэтому в старину делали из нее дранку для крыши, срубы колодцев иразличную кухонную утварь.
Серебристо-сераядревесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины. Обрабатывать еенесколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы.Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Совсемминиатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена.Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.
Из древесиныхвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами.


3. Технологияизготовления изделия
 
подготовку кизготовлению изделия начинают с разработки эскиза. Можно скопировать готовыйрисунок и размеры, но предпочтительнее самостоятельная разработка рисунка.
Основа подрезьбу для данного изделия изготовлена самостоятельно. В разделе 3.2 подробноописан процесс её изготовления.
Длявыполнения резного убранства изделия выбрана геометрическая резьба. Измножества геометрических элементов для орнамента предлагается выразительноесочетание отдельных элементов крупнолучевых сияний.
Сначала налицевую часть изделия наносится рисунок узора. Узор выполнен исключительно изгеометрических элементов. Для этого требуется один инструмент – косой нож.
Далее идет процессвырезания геометрических треугольников. В ходе работы последовательно вырезаютсявсе треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы.
Готовоеизделие затонировано при помощи натурального красителя – морилки. А после покрытонесколькими слоями лака.
Послевысыхания лака подбирается подходящее по размеру стекло и картонная подложкадля того, чтобы закрепить фотографию.
Фотографиюобычно вешают на стену, поэтому на задней стороне рамки устанавливаетсякрепежная петелька.
 
3.1Разработка творческих эскизов будущего изделия
Любуютворческую работу лучше всего начинать с эскиза. Эскиз – это создание будущегопроизведения в миниатюре, и выражение его наиболее характерных черт.
Миноватьстадию эскиза в создании резного убранства изделия практически невозможно. Именнов эскизе определяется размер будущего изделия, наиболее характерные для него особенности.В хорошо созданном эскизе произведение, когда оно еще видно в самых общихчертах, уже должно «работать». Именно это и есть главная задача эскиза.
Работа надэскизом в первую очередь – работа творческая. При его создании используетсясвоего рода синтез из собственных наработок, использования научной ихудожественной литературы, и, конечно же, фантазии. Также очень интересенпрактический опыт мастеров, резчиков по дереву. Так, постепенно в сознании творцавсе составляющие «сливаются» воедино, и получается эскиз будущей работы: (см.рис. 15, с. 32).
 
3.2Изготовление основы под резьбу
Деревянная фоторамка имеет декоративное значение, иглавное ее назначение – украшать фотографию. С помощью обрамления деревяннойрамкой можно придать фотографии настроение и подчеркнуть её тематичность.
Геометрическая резьба наиболее легко, быстро и чистовыполняется на древесине липы. Для изготовления изделия используется липоваярейка. Затем на нее наносится разметка в 22,5 и 17,5 см. соответственно(размеры берутся из эскиза). Пользуясь отрезнойэлектропилой, по углом 45°отпиливаютсядве пары отрезков рейки необходимой длины. Затем плоскости, которые нужносоединить, смазываются клеем «Момент – столяр», после чего складываютсяостальные части рамки и закрепляются с помощью мебельного степлера. Чтобыизделие получилось аккуратным и соответствующим размерам, следует проводитьсклейку на ровной поверхности, желательно на стекле.
После полного высыхания изделия удаляем скобы и слегказаоваливаем грани изделия рубанком. Удаляем шероховатости и остатки клея наждачнойбумагой. Итак, у нас получилась прекрасная основа для нанесения геометрическогоорнамента, и мы переходим к разметке изделия.
Для изготовления рамки нужны также стекло икартон. Картонная подложка служит фиксатором положенияфотографии внутри рамки, а стекло сохраняет изображение от пыли.
 
3.3Разметка изделия
При разметке геометрической резьбы сначала наносятся основныелинии рисунка, а затем и мелкие детали, соответствующие узору.
Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те женезависимо от того, выполняется резьба на заготовке или на собранном изделии.
Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий,ограничивающих орнамент. Линии, параллельные продольным кромкам заготовки, наносятсядвижением к себе. Линии, перпендикулярные продольным кромкам, чертят с помощьюстолярного угольника, а линии под различными углами к продольным кромкам проводятв местах их пересечений. После нанесения линий, ограничивающих орнамент, разиваемвнутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала на квадраты,а затем – на треугольники (см. рис. 16, с. 33).
Точная, аккуратная разметка рисунка ипоследующая проверкакомпозиции этого рисунка в целом и по частям с помощью чертежных инструментов(циркуля, линейки) – одно из основных условий качественного выполнениягеометрической резьбы.
3.4 Выполнениерезного убранства изделия
Предварительно ориентируясь на каждую сторону рамки, приступаем квыполнению самой ответственной части работы – выполнению резного убранства. Декоративныйорнамент данного изделия называют снежинкой, а элементы, расположенные по углам,– сияниями.
Начиная резьбу орнамента, ставим носок косячка в центртреугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Держа резецвертикально, нажимаем на ручку и делаем надрез от центра в угол. В каждомтреугольнике необходимо сделать три таких надреза.
Затем косячок приставляется к нижнему левому углу треугольника и,наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезается нижняя грань. Боковыеграни треугольников нужно подрезать так, чтобы резьба шла по слою древесины. Выполняетсядвижение от себя, так как направление волокон горизонтальное. При срезанииправой грани косячок держат в правой руке носком к себе. Далее ставят носок внижний правый угол треугольника и, наклонив косячок вправо, срезается следующаягрань. Большой палец левой руки, упираясь в ребро косячка, помогает егодвижению. Таким же образом, наклонив косячок влево, срезают и левую грань.Срезать грани можно за два-три приема. Аналогичная техника применяется прирезьбе сияний.
Резьба начинается с вертикальных надрезов движением к себе. Носокрезака ставится в центр треугольника, затем делаются три вертикальных надреза. Такиеже надрезы последовательно выполняются и в остальных треугольниках. Затемподрезаются треугольники с каждой стороны. На некоторых участках грани могутрезаться по склеенному шву, что может вызвать некоторые затруднения. Поэтомулезвие косячка должно быть хорошо заточено, чтобы грани получились гладкими ибез сколов.
Грани должны получиться ровными и точно сходиться по линиямвертикального надреза. В местах пересечений не должно быть задиров и вырывовволокон. Линии, ограничивающие стороны треугольников на поверхности заготовки,должны быть четкими и прямыми.
Готовая рамка показана на рисунке 17 (с. 34). Красотаузора орнамента зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны бытьпрямыми и четкими, все лучи по ширине и глубине должны быть одинаковыми.

3.5Отделка изделия, тонировка, лакировка
 
Для тонировки изделия используется методморения. Это старый и широко распространенный способ. При тонировании морениемречь идет о натуральных красителях. Некоторое возможное ослабление их цвета сгодами не внесет заметную разницу в цветовую гамму художественной поделки.Перед морением рамка очищается от имеющихся видимых линий разметки при помощи ластикаи старой зубной щетки.
Очень непросто нанести морилку без полос изатеков. Покрывать поверхность следует быстро, широкой кистью, стараясь посырому «сплавлять» новые мазки с ранее нанесенными и повторно не захватыватьуже заморенные места. Первое покрытие для тренировки делают сильно разведеннойморилкой. После высыхания первого покрытия таким же образом наносят второе, а затеми третье покрытие морилкой до нужного тона.
После полного высыхания морилки приступаем к процедурепокрытия изделия лаком. Лакирование – один из самых распространённых способовотделки как окрашенных, так и неокрашенных поверхностей отдельных деталей, узлови готовых изделий из дерева[12]. Он подходитдля любой древесины.
Лак наизделие наносится в несколько слоев. Перед нанесением каждого последующего слояделают выдержку около двух часов, чтобы предыдущий слой полностью высох. Ведь сокращениесроков сушки ухудшает глянец лакового покрытия.
Для покрытияприменяется акриловый лак, так как по сравнению, например, со спиртовыми имасляными лаками, он более экологичен. Так как покрытие изделия лаком происходилов закрытом помещении, а нитро- и масляные лаки имеют специфический резкий запах,то покрытие изделия акриловым лаком – самый удобный и безопасный вариантвыполнения данной работы.
Наповерхность изделия лак наносится жёсткой кистью. Путем лёгкой растушёвкикистью поперёк и вдоль волокон древесины для более равномерного распределениялака по поверхности. Обычно акриловым лаком изделие покрывают 3 раза, для полученияболее высокого качества – 5–6 раз.
После моренияи покрытия лаком рамка приобретает свой окончательный готовый вид.

Заключение
 
В данной курсовойработе представлена технология изготовления одного изделия – деревянной рамкидля фотографии. А также подробно показана технологическая и художественнаясторона такой декоративной работы, как геометрическая резьба по дереву. Этотвид декора может быть интересен домашним мастерам в дальнейшем при изготовлениидругих изделий. Курсовая работа – первый шаг на большом пути самодеятельноготворчества.
За времяработы были выполнены поставленные задачи: изучена литература по даннойпроблеме, произошло знакомство с опытом работы резчиков по дереву и усвоилинавыки работы с деревянными изделиями, узнали о качествах древесных пород. Былаизучена история развития резьбы по дереву, её специфика, и в работе нашлоотражение сохранение традиций народных художественных ремёсел.      
Народная пословицагласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. На наш взгляд,в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов.Умение создавать нестандартные вещи, без которых порой и в быту не обойтись, ксожалению, под силу не каждому.
Самостоятельноизготовленная фоторамка, декорированная геометрической резьбой, удобна икрасива. Она вызывает неизменную симпатию, а с ней и положительные эмоции как уавтора и исполнителя проекта, так и всех окружающих. Об этой вещи можнопоговорить, обсудить качество её исполнения, возможные варианты декорирования.После хорошо сделанной вещи хочется работать ещё, просыпается жажда творческойдеятельности. В то же время накапливаются знания и навыки.
Резьба подереву – очень интересное и увлекательное занятие.

Списоклитературы
1.Айриш, Л.С. Древесные духи и лешие [Текст]/ Л.С. Айриш. – Ростов-н/Д.:Феникс, 2006.-110 с.: ил
2.Банников, Е.А. Резьба по дереву [Текст] /Е.А. Банников. – Ростов-н/Д.:Феникс, 2006. – 320 с.
З. Боб,Нейл. Стильные штучки из дерева [Текст]/ Нейл Боб. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.-88 с.
4.Бобиков, П.А. Мебель своими руками [Текст]/ П.А. Бобиков. – М.:ЭКСМО, 2007.-320 с.: ил.
5.Булавин, В.Д. Мозаичные работы по дереву [Текст]/ В.Д. Булавин. – М.:АСТЕЛЬ, 2001.-320 с.: ил.
6.Бурчевский, М.С. Ремесло за плечами не виснет [Текст]/ М.С. Бурчевский.– Архангельск: ОАО «ПРАВДА СЕВЕРА», 2001.-411 с.: ил.
7.Даниель, Райт. Искусство выжигания по дереву [Текст]/Райт Даниель. – М.: Издательскаягруппа «Контект», 2005. – 96 с: ил.
8.Джексон, А. Энциклопедия работ по дереву [Текст]/ А. Джексон. – М.:АСТЕЛЬ, 2005.-319 с.: ил.
9.Кошаев, В.Б. Композиция в русском народном искусстве [Текст]/ В.Б. Кошаев.– М.: ВЛАДОС. 2006.-120 сю: ил.
10.Емельянова, Т.И. Декоративная роспись по дереву «Золотая Хохлома».[Текст]/ Т.И. Емельянова. – М.: ИНТЕРБУК. 2001. 166 с.: ил.
11.Ивановская, В.И. Русские орнаменты. [Текст]/ В.И. Ивановская. – М.:ШЕВЧУК, 2006.-244с: ил.
12.Корбет, Стивен. Работы по дереву [Текст]/ Стивен Корбет. – М.: АСТЕЛЬ, 2009.-512 с.: ил.
13.Логачева, Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] /Л.А. Логачева.– М.: Народное творчество, 2007. – 136 с.
14.Маркин, А. Резьба по дереву для начинающих. [Текст] /А. Маркин, В. Чебан.– Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 253 с.
15.Мур, Денис. Энциклопедия резьба по дереву. [Текст] /Денис Мур. – М.: ПРЕСС. СКД,2006.-128 с.
16.Рыженко, В.И., Юров, В.И. Работа по дереву. Материалы. Технология [Текст]/ В.И. Юров. В.И Рыженко. – М.: ОНИКС, 2005.-512 с.: ил.
17.Соболев, Н.Н. Русская народная резьба по дереву [Текст]/Н.Н. Соболев.– М.: Сварог и К, 2000. – 480 с.
18.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания вначальной школе [Текст]: Рисунок; Живопись; Народное искусство; Декоративноеискусство; Дизайн; Учебное пособие для вузов (Гриф МО) /Н.М. Сокольникова.– 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 368 с. – (Высшеепрофессиональное образование).
19.Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]: Учебное издание. – М.:АСТЕЛЬ. 2006. 318 с. ил.
20.Супрун, Л.Я. Городецкая роспись [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Культураи традиции, 2006. 148 с.: ил.
21.Троекурова, Т.А. Плетеная мебель из лозы своими руками [Текст] / Т.А. Троекурова,В.И. Сергеев. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 220 с.
22. Финягин, В.В. Изделияиз бересты. [Текст]/ В.В. Финягин. – М.: АСТЕЛЬ, 2003 г. – 126.: ил.
23.Чупахин, В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву [Текст]:Учебно-практическое пособие /Чупахин Владимир Михайлович. – СПб.: Литера, 2004.– 152 с.
24.Чеванин, С.А. Резьба по дереву [Текст]: Уличная резьба. Витраж. Дизайнцоколя /Чеванин, Сергей Александрович. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 93 с. 25.Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Искусство деревянной мозаики [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов. –М.: Культура и традиции, 2005. – 208 c
26.Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Художественные работы по дереву [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов.– М.: ВЛАДОС, 2002. -304 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.