Реферат по предмету "Культура и искусство"


Воскресенский Горицкий девичий монастырь

Министерствообразования Российской Федерации
Санкт-Петербургскийгосударственный
Инженерно-экономическийуниверситет
Кафедра экономикии управления
Контрольнаяработа
по дисциплине«Культурология»
Тема:«Воскресенский Горицкий девичий монастырь»
г. Вологда
2006

Содержание
 
Введение
1.      Архитектура Горицкогомонастыря
2.        История Горицкогомонастыря
3.        Горицкиймонастырь сегодня
Заключение
Литература

Введение
Какизвестно, и в странах западной Европы, и в России монастыри с древнейших времендо наших дней играли значительную роль в формировании истории и культуры тогоили иного государства. Традиционно они являлись своеобразными очагами письменности,благодаря которым современные ученые могут описать различные историческиепериоды многих стран. Помимо своего прямого предназначения – поддержаниядуховной, социально-культурной жизни в регионе, многие монастыри становилиськрепостями или тюрьмами для неугодных власти персон. Не стал исключением и ВоскресенскийГорицкий девичий монастырь.
Данныймонастырь находится в селении Горицы, в семи километрах от города КирилловаВологодской области. Монастырь расположен на левом берегу реки Шексны, уподножия горы Мауры среди живописной зелени лугов, перелесков, озер. Летом небольшойпоселок живет за счет круизных судов, которые делают здесь обязательнуюостановку и туристы отправляются отсюда на экскурсию в Кирилло-Белозерский иФерапонтов монастыри. Горицкий монастырь гораздо менее известен, чем егознаменитые соседи; население его весьма невелико, но, не смотря на это, ониграет важную роль в жизни Кирилловского района. В обитель приезжает множествопаломников, число которых резко возрастает в летний период. Насельницы активнообщаются с местными жителями, ведут просветительскую и социально-педагогическуюработу.
Сейчасв обители возрождается монашеская жизнь.

1. АрхитектураГорицкого монастыря
 
Летопись Горицкого монастыря,составленная в XIX веке и цитирующая более ранние источники, сообщает, чтоновая каменная церковь возводится на месте более древней «Великого князяоброчной Воскресенской церкви», которая, в свою очередь, соседствует с«ружной» Введенской. Из чего следует, что на этом месте достаточнодавно существовал культовый центр в виде погоста или монастырька (пустыни).
Исследование истории возникновенияи становления ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря неразрывно связано ссоборным храмом во имя Воскресения Христова. Монументальный Воскресенский собор- самое старое здание монастыря. Первоначально собор имел две главы (четыребоковые с железными барабанами — поздние). Верхние части соборных стен украшеныхарактерным северным декором. Декоративная отделка не доминирует, что придаетсобору некоторую строгость. Колокольня Воскресенского собора, возведенная в1611 году, полностью перестроена в XVIII веке. Собор является древнейшейкаменной постройкой обители и фактически вплоть до начала XIX века определялоблик и силуэт всего архитектурного ансамбля. Спокойные и пологие линии егокровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня образуютдостаточно компактный и статичный объем, который во многом определяет общуюпанораму ансамбля монастыря. Существующий облик памятника, сложившийся в концеXVIII века, не претерпел кардинальных перемен до настоящего времени. При этомпланировочная структура соборного комплекса практически не изменилась с XVIвека. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезнойв XIX веке несли в себе чисто функциональные изменения в использованиисооружений комплекса или новые вкусовые пристрастия. Они не затронули основногоядра собора.
Основа соборного комплекса, егосмысловой центр — храм во имя Воскресения Христова. Остальные постройкигруппируются вокруг него, осваивая пространство по спирали. К северному фасадухрама примыкает придельная церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии,которая в XVI веке являлась теплым зимним храмом. Трапезная палата полностьюзакрывает западный фасад Одигитриевской церкви и на две трети — западный фасадВоскресенского собора, оставляя крайнее южное прясло для примыкания южной папертитрапезной. Следует упомянуть обширную одноэтажную трапезную XIX века, котораязакрыла весь южный фасад комплекса, а с учетом подъема кровли (на высоту,превышающую уровень пола основного яруса собора) — и колокольню, поставленную вконце XVII века над западной стеной трапезной палаты. Исследования, проведенныев рамках подготовки проекта реставрации соборного комплекса, подтвердилиединство практически всей плановой структуры обширной постройки, за исключениемранее упоминаемой поздней пристройки XIX века. Об этом свидетельствуют какархивные находки, так и специальные исследования кладочных растворов с целью ихидентификации. В связи с этим следует отметить особенность состава кладочныхрастворов XVI века. Наполнителем в них служит не песок, как обычно, а молотаяизвестковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI векав Белозерье больше не встречается.
Построенный на высоком подклете,как, впрочем, и весь комплекс, соборный храм во имя Воскресения Христоваотносится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом. Следуетотметить, что восточная пара столбов не только сильно смещена к алтарнымапсидам, но, сливаясь с простенками между ними, в верхней своей частивоспринимается как пилоны. В них устроили арочные проемы, соединяющиевнутренние пространства алтаря. Алтарная часть, в свою очередь, была отделенаот наоса каменной алтарной преградой, следы от нее сохранились на боковыхплоскостях восточных столбов на высоте около 2,5 метра. Необходимо отметитьтакже существование каменной скамьи «Горнего места» в центральнойалтарной апсиде. Пространство храма, как уже упоминалось, достаточнонерегулярно. Это характеризуется и смещением подкупольного пространства квосточной стене основного объема и сужением его в направлении север — юг.Следует также отметить, что барабан центральной главы опирается в основном наподпружные арки между западной и восточной парой столбов. Неправильная формаоснования барабана, как бы сжатого в поперечном направлении, позволила сделатьпереход от подпружных арок к основанию барабана правильным по всему периметру.Кольцо перехода, играющее роль парусов, имеет различную кривизну и уголнаклона. Возможно, арки были рассчитаны на более низкий подъем, но, определивначало криволинейной образующей арки и уложив три-четыре ряда кладки свода,строители как бы изменили кружало и с полученной точки, как с новой пяты,возвели более высокие арки. Подобный прием встречается в этом же памятнике, нов подклете трапезной палаты, где также в процессе строительства был измененподъем свода и, как следствие, произошло изменение кривизны образующих егоарок.
К своеобразию облика собора, но ужене конструктивному, а архитектурному, можно отнести расположение порталов.Количество их достаточно традиционно — три, но располагаются они в следующемпорядке: два — на западной стене, в центральном и южном пряслах, и один — наюжной, в центральном прясле. Северная стена лишена была первоначальнокакого-либо проема. Это связано со строительством придельного храма иустройством в толще стены лестницы, ведущей на его свод. Таким образом, главныйвход в собор извне расположился в южном прясле западной стены и вел в неф, гдебыл устроен придел во имя Кирилла Белозерского.
Церковь во имя иконы Божьей МатериОдигитрии имеет общую стену с Воскресенским собором и представляет достаточносвоеобразный по своей структуре объем. Ее основной ярус представляетбесстолпный храм, перекрытый лотковым сводом с распалубками и не имеющийсветового барабана. Если бы не слабое скругление восточной стены, топространство можно было бы отнести к типу закрытой паперти. Сохранившиесяостатки оконных проемов с двойной внутренней четвертью подтверждают, чтопомещение было теплым. Реконструкция интерьера и внешнего облика храмазатруднена утратами первоначальных элементов во время позднейших переделок иразрушений.
Рассматривая Одигитриевскуюцерковь, необходимо помнить, что она является трапезной церковью и находится внепосредственной связи с обширной трапезной палатой. Широкиеархитектурно-археологические и технологические исследования подтвердилиединовременность постройки всех составляющих объема комплекса Воскресенскогособора, следовательно, стена между церковью и трапезной палатой первоначальна,а существующая ныне арка относится к XIX веку.
Первоначальный вход в трапезнуюпалату осуществлялся с двух сторон. Порталы, ведущие с папертей внутрь объема,располагались по диагонали: в восточной части южной стены и в западной частисеверной стены. Они имели архитектурную обработку внешней части, аналогичнуюпорталам собора и трапезной церкви. В дальнейшем была проведена перестройка, врезультате которой вход, располагающийся на северной стене, сместился ближе кзападной стене и получил архитектурное оформление со стороны внутреннегопространства палаты. Это могло быть связано с тем, что после появления в 1611году на северной паперти нового придельного храма и колокольни изменился самхарактер движения внутри храмового комплекса.
В первой половине XIXвека над могилами инокинь Ефросиньи и Юлиании был возведен Троицкий собор; кэтому же времени относится Покровский больничный храм и низкая оградаспускающаяся к самой реке. Украшением монастырской ограды служат угловыеконусовидные башенки, напоминающие оборонительные сооружения более известныхсоседних монастырей. Введенская церковь, в которой сегодня проходят основныебогослужения, не входит в ансамбль монастыря, так как находится за его оградой.
Поискиконкретного строителя комплекса Воскресенского Горицкого монастыря неувенчались успехом: нет прямых указаний на это в тех архивных источниках,которые выявлены на данный момент. Скорее всего, в строительстве участвовалиместные каменщики или артели из другого провинциального центра, не имеющиесвоего узнаваемого почерка и поэтому вынужденные использовать готовые формы внесколько эклектичной манере. Но это не умаляет роли и значениярассматриваемого памятника, ибо создание столь сложного как в композиционном,так и в идейно-смысловом плане комплекса главного монастырского соборапозволяет оценить быстроту становления местных строительных традиций, хотякаменное зодчество Белозерья имело к тому времени лишь полувековую историю
 
2. История Горицкого монастыря
ВоскресенскийГорицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней ЕвфросиниейАндреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого,родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбраламесто в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерскогомонастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревяннаяВоскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была замененакаменной.
 В1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозныйвидел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. Идонос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именемЕвдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней былипострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре,княгиня занялась обустройством обители. Кроме этого она перенесла из своегоимения золотошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также ипрочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменьеймонастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых.
 Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. поприказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария, инокиняАлександра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утопленыопричниками в Шексне. Согласно преданию, они были посажены в богато украшенноесудно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило открутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколькодней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основаниемпочитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили заалтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIXстолетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественныйТроицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды инеоднократно явлены были чудесные исцеления.
Трагическаясудьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители.Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова,сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. К 1569 году числосестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от знатных ибогатых родов: в числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были двесупруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна КсенияГодунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие… С 1739по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова — дочь А. Г.Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявленаневестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смертицаря семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили вмонастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобожденаиз заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.
Горицкиймонастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также ицарскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, послецаря Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последнийпредставитель родя Рюриковичей.
Позавещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре былавозведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделомцаревича Димитрия, её сына, и колокольня.
СудьбаГорицкого монастыря была полна суровых испытаний. Так, пятого декабря 1612 годаобитель была разорена польско-литовскими «лихими людьми». Скрывшиесяна время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, котораясуществовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другиеблагодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские,Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские,Стрешневы, Ошушковы и др.
В1693 г. случился сильный пожар, в котором погибла большая часть монастырскогоимущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство — иконостасы, утварь, облачения, книги — сгорели дотла. Такая же участь постиглавсе деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловойобители.
ВXVIII веке, во время царствования Петра I и последующее времямонастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особеннопосле учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежнихпривилегий.
Необычныйсостав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразиеустава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительнымиосновами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имеласобственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.
Связьмежду старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинениемодной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих старицдолжна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью.Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. Освоем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редкихслучаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалосьнебольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствиемгосударственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.
Возрождениеначалось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева — очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срокпривести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела вмонастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Этопозволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичноестроительство.
ПомощницейМаврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах.На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную изолотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия еемастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдовегероя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.
Насельницы, поначалу относившиеся кней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживатьразличные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофаниябыла пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыряИннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария НикитичнаКрымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мариявместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице.Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей вПетербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкиймонастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ оее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива созданияженской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург стремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединилисьеще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в санигумении.
Русские цари и царицы уважалитрудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обительвеликолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. ИмператорНиколай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица МарияФеодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрицаЕлизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.
Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле былаположена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении еедуши и просили помощи у праведницы.
На начало XX века Горицкиймонастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четырехрама и три скита — Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре искитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.
После революции 1917 года на баземонастыря была организована сельхозартель «Колос», в которойпродолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в серединетридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестоврасстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически:нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Беломозере, остальные — расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы влагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственнойдействовавшей церкви — Покровской Подгородней.
После Великой Отечественной войны встенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал до1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другиестроения по большей части были переданы музею. В Троицком соборе разместилсясельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская,в Покровском храме – правление совхоза. Воскресенский собор, являющийся памятникомархитектуры XVI века, не был передан совхозу.
3. Горицкиймонастырь сегодня
Возрождение монастыря после длительногопериода запустения связано с именем нынешней настоятельницы — монахини Евфалии(Лебедевой). Десять лет назад в 1996 г. по приглашению владыки Максимилианаматушка Евфалия приехала в Горицы из Покровского Красногорского монастыря г.Золотоноша Черкасской области.
Восстановление обители началось сВведенской церкви; официальный статус монастырь получил в 1990 г., а уже в 2000г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходскойобщиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью сталотреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн.Параскевой Хованской.
На сегодняшний день населениемонастыря составляет 15 человек: 5 монахинь, 3 послушницы, а также трудницы.
Хозяйство монастырявесьма обширно: гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотныйдвор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производитсясвоими руками, в том числе хлеб, сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективепредполагается устройство пасеки.
Активно ведутсяремонтно-восстановительные работы: помимо храмов сделан ремонт монастырскихстен, ворот и башен; оборудована кухня с просторной трапезной, сестринскийкорпус и больничные кельи; восстановлено здание бывшей мельницы и оборудованопод гостиницу и столярную мастерскую, выстроены небольшая звонница игараж-ангар для автотехники. Расчищаются пруды.
Сегодня ГорицкийВоскресенский монастырь передан Вологодской епархии. Такое решение принялаобластная межведомственная комиссия по согласованию с Министерством культурыРФ. Монахиням, поселившимся в руинах святыни, передаются почти все храмы истроения обители. Необходимо переселить несколько семей, живущих в монастырскихкорпусах, и закончить строительство сельского дома культуры, который по сиюпору пребывает в стенах Троицкого собора.

Заключение
Монастырь играет большуюкультурно-социальную роль в жизни Кирилловского района и всей Вологодскойобласти. Летом в обители гостят воскресные школы из самых разных мест, а такжедети из детских домов области. Они живут небольшими группами со своимируководителями, участвуют в богослужениях и послушаниях (огород, сенокос, дроваи пр.).
На Рождество и Пасху вмонастыре проводятся праздники, на которые приходят все дети села Горицы и егоокрестностей. Сестры организовывают концерты, викторины, устраивается сладкийстол и раздаются подарки. Стараниями монастыря ведется просветительская работа:в Алешинской школе уже третий год преподаются «Основы православнойкультуры», в Горицкой школе сестры проводят музыкальные уроки и ведутзанятия по программе «Истоки», в Кирилловской школе проходяттематические беседы, при Кирилловском центре досуга молодежи действует клубправославных вожатых «Ровесник», при доме-музее Бриллиантовых — клуб«Православная беседа». Издается информационный листок, готовится кизданию новый буклет о монастыре. Собирается библиотека (уже более 2 тысячтомов), в которой кроме богословской и духовно-просветительской литературыимеются книги и по сельскому хозяйству. Гордостью книжного собрания считаетсяподборка литературы по пчеловодству, начиная с 1902 г.
Сестры, как и встарь,занимаются рукоделием — шьют церковные облачения и монашеские одежды,реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогаютвернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотическойзависимостью.
Прибывающие в монастырьпаломники могут прикоснуться к святыням обители — мощам Киево-Печерских святых,святых Феодосия и Лаврентия Черниговских, преподобного Феодосия Тотемского иАлександра Свирского, блаженной Матроны Московской. В монастыре два чтимыхобраза Святителя Николая: один принесен по благословению Святейшего Патриархаиз Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно.Особо чтится обновившаяся икона Богоматери Тихвинской, по молитвам возлекоторой женщины обретают радость материнства (известно 20 случаев). Возлеобители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, ккоторому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.
Таким образом, ГорицкийВоскресенский монастырь, следуя многовековой традиции, является региональнымцентром духовно-религиозной жизни, ведя просветительскую, воспитательную исоциально-педагогическую работу.

Литература
 
1.        Еремина Т.С. Миррусских монастырей: История, предания. -М., 2002.
2.        Комеч А.И. Русскиемонастыри: История и культура Х-ХVIIстолетия. – М., 2001
3.        ПодъяпольскийС.С. Собор Белозерского Горицкого монастыря// Древнерусское искусство.Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.
4.        Русскиемонастыри: искусство и традиции. – СПб., 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.