Реферат по предмету "Культура и искусство"


Борис Чайковский - путь в искусстве

Введение  2
1. Борис Чайковский. Свойпуть в искусстве. 3
2. Детские и юношеские годы   4
2.1. Первые произведения  4
2.2.Годы учебы   4
3. Общая характеристикамузыки Бориса Чайковского  5
Заключение  12
Список литературы   13
 Введение
Творчество этого художникаполноводным потоком влилось в русло советской музыкальной культуры в начале50-х годов и продолжает сегодня свое глубоко самобытное и неуклоннорасширяющееся движение. В каждом из музыкальных жанров, к которым обращаетсякомпозитор, он произносит неповторимо яркое, оригинальное слово. И слово это поправу получает подлинно всенародный резонанс. Ведь наряду, например, смужественным пафосом Второй симфонии – «Симфонии о Родине» как метко назвал ееодин из критиков- живут в сознании людей и давно полюбившиеся детвореозвученные Борисом Чайковским сказки Андерсена или истории о маленьком слоненкеД. Самойлова, одухотворенные его чудесной, поэтичной, пронизанной тонкимюмором музыкой. А рядом с известными камерными ансамблями камерными только вжанровом плане, ибо воплощают они мир серьезных иважных раздумий, — будто самисобой возникают в памяти замечательные откровения вокальной «Лрики Пушкина»1.Борис Чайковский. Свой путь в искусстве.
Борис Чайковский – яркий исвоеобразный мастер, в творчестве которого органично сплелись оригинальность,неповторимость и глубокая почвенность музыкального мышления. В течениинескольких десятилетий композитор, вопреки соблазнам моды и прочим привходящимобстоятельствам, бескомпромиссно идет своим путем в искусстве. Самые простые,порой даже примелькавшиеся попевки и ритмоформулы пройдя сквозь фильтр егопоразительного звукоощущения, умения сопрягать, казалось бы, несовместное егосвежей, прозрачной инструментовки, графически четкой, но колористически богатойфактуры, обычнейшая интонационная молекула предстает перед слушателем словнозаново родившийся, обнаруживает свою суть, свою сердцевину.2.Детские и юношеские годы 2.1. Первыепроизведения
Борис Чайковский родился10.09.1925г. в Москве, в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия егосыновой, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Бориссочинил первые фортепианные пьесы. Некоторые из них до сих пор входят врепертуар юных пианистов. В прославленной школе Гнесиных он занимался по классуфортепиано у одной из ее основательниц с Гнесиной и у А. Головиной, а егопервым педагогом по композиции был Е. Месснер – человек, воспитавшиймногих прославленных музыкантов.2.2.Годыучебы
В училище и в Московской консерваторииБорис Чайковский занимался в классах прославленных советских мастеров-В. Шебалина, Д. Шостаковича, Н. Мясковского. Уже тогдаМясковский отметил следующие черты Бориса Чайковского своеобразный русскийсклад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника. ОдновременноБорис Чайковский занимался в классе замечательного советского пианистаЛ. Оборина. Композитор и сегодня выступает интерпретатором своихсочинений. В его исполнении записаны на грампластинки фортепьянный концерт, трио,скрипичная и виолончельная сонаты, фортепьянный квинтет.3.Общая характеристика музыки Бориса Чайковского
Трудно писать о музыке,которая волнует и трогает, заставляет по-новому осмысливать некоторыепроявления современного мироощущения в музыкальном языке. Такова музыкаБ. Чайковского. Она выразительна, порой непритязательна, но в этой –тонепритязательности и кроется некая загадка, которую непросто понять и объяснитьинструментом анализа.
В безбрежном море нынешнихнаправлений, стилей техник и методов искусство Б. Чайковскоговоспринимается как своебразное, ни на что не похожее художественное явление.Искренность, эмоциональная открытость – его покоряющие свойства, при этомкомпозитор счастливо избегает «общих мест» –в его произведениях никогда неуслышишь спепных мелодических оборотов, хотя многие темы кажутся на первыйвзгляд подчеркнуто обычными.
Концерты, симфонии, квартеты.Тема и восемь вариаций, «Лирика Пушкина», кантакта «знаки зодиака» на стихиТютчева, Блока, Цветаевой, Заболоцкого, вокальный цикл «Последняя весна»,Соната для двух фортепиано, симфонические поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток» …Не названо еще многое из созданного композитором. И порядок перечислениядостаточно вольный. Но едва ли не каждое сочинение Б. Чайковского можетуспешно репрезентировать авторский стиль. Взятые вместе, они, естественно,укрупняют наше представление о целостном, удивительно органичном мирехудожника.
Яркая оригинальность звучания,сочетающаяся с подлинной общезначимостью художественного содержания,интеллектуальная насыщенность мысли- с ясностью музыкального языка. Эти чертыприсущи стилю Б. Чайковского. Они постоянно сопрягаются. Каждый новыйрезультат этого сопряжения- всегда неожидан…
Найти главное позволяетобостренно развитый нравственный слух. Нравственный слух побуждает композитораосмысливать значение в искусстве «человеческого фактора».
Как сохранить человеческое вчеловеке, как противопоставить человеческий фактор любым проявлениямбездуховности, пошлости, безвкусия Эти вопросы широко обсуждаются в творческойсреде. О роли художника в современном обществе, о судьбах культуры размышляютписатели и живописцы, поэтыи музыканты. Да, все мы сегодня призваны думать и обохране природы, и об охране духовного мира человека – для будущих полений. Однаиз главных задач писателя – ставить диагноз нравственного состояния общества,предвидеть эволюцию в духовной атмосфере времени, — утверждаетЧ. Айтманов. – Художнику наших дней предстоит проповедовать и внушатьчеловеку мысль о необходимости чувствовать, думать, понимать другого как самогосебя, обращаться ко всему свету, доходить словом до каждого сердца. Человекусвойственно жить сиюминутной жизнью. Литература и искусство призваны сохранитьвеликие идеи, перевести их из глобального в личный план, чтобы каждый человекбыл озабочен проблемами мира как своими собственными. И разве не переведено «изглобального в личный план» содержание.
«Севастопольской симфонии»Б. Чайковского Уже само название – глубоко символическое, подымает изтайников исторической памяти величественный образ легендарного русского города.Без громогласия, без лишних слов утверждается в музыке великая нравственнаясила человека- защитника Родины, выставляющего в жесточайших битвах с врагом.
Вторую симфониюБ. Чайковского, удостоенную Государственной премии СССР, критика точнонарекла симфонией о Родине, в которой «истинно русская природа его стиля нашласвою полную и всеобъемлющую реализацию» Основной конфликт первой части \как ивсего цикла\ — между образами гармонии, красоты и отчужденного интеллекта»,«разорванного сознания», хаоса – разрешается в кульминации. Здесь композиторвоспользовался сильнодействующим средством, процитировав фрагменты музыкиМоцорта, Бетховена, Баха и Шумана. Этот свободный выход к мировой традиции непротиворечит «истинно русской природе» Б. Чайковского. Наоборот, оноказывается удивительно плодотворным, свидетельствует о том, что художник незамыкается в узконациональных рамках. Мыслит широко. Чужой текст вступает внеожиданное, но естественное соотношение с авторским, обостряя его новизну,углубляя его коренные связи с родной почвой.
В концерте для скрипки соркестром многоликость окружающего преломляется сквозь призму личного взглядана мир. Сочинение захватывает внутренним напряжением мысли и чувства,противостоянием живой эмоции и холодного. В «Лирике Пушкина» избранныегражданственные, философские и интимно- личные стихи поэта фокусируют главнуюидею цикла: художник сам себе высший судья. Наконец, глубоко закономернообращение Б. Чайковского к роману «Подросток» Достоевского. Сначалакомпозитор создал музыку к фильму, затем – самостоятельную Поэму для оркестра.Хрупкая и одновременно внутренне устремленная к образу идеальному,возвышенному, основная тема Поэмы таит в себе большую не только эмоциональную,— нравственную силу. Не случайно именно она – главный герой Поэмы.
Пожалуй, напряженноепротивостояние одухотворенной мысли и внешних враждебных ей сил присутствует вовсем, что создано композитором, вне зависимости от жанра, малого или большого.
Творчество каждого художникаэволюционирует. Это закономерно.
И эволюционируетиндивидуально. Можно, хотя и достаточно условно, обозначить свои вехи на путиБ. Чайковского, хотя определенная. Высота им взята уже в молодые годы:приведенный отзыв Н. Маякоского не требует комментариев. Например- смолодубыла избрана инструментальная музыка как область наиболее близкая,незавершенная опера «Звезда» по Э. Казакевичу и два романса на стихиЛермонтова \1940 \ были скорее эпизодическими пробами пера. Вспомним первыесимфонические опусы: Первая симфония \1947 \, Фантазия на русские темы \1950\,Славянская рапсодия \1951 \, Симфониетта \1953 \. Параллельно шла работа вкамерной сфере: Первый и Второй квартеты, два Трио-струнное и фортепьянное,фортепьянные сочинения, наконец, масштабный фортепианный квинтет, с егоподлинно симфоническим разворотом музыкально- психологической драмы, во многомподготовивший крупные работы – Виолончельный концерт \1964 \ и Вторую симфонию\1967 \. В этой художественной эволюции привлекает какая –то особаясерьезность, углубленность, основательность – несомненно, черты человеческогохарактера.
Следующим рубежом оказалсявокальный цикл «Лирика Пушкина» \1972\ Долгое время оставшийся на сугубо«инструментальных позициях», Б. Чайковский обратился не просто к слову, нок поэту, который помог просветлить, очистить, а главное – классическиуравновесить мысль и эмоцию, к чему, собственно, и стремился, как кажется,композитор. За «Лирикой» последовали Тема и восемь вариаций \1973\, кантата«Знаки зодиака» \1974 \, Третья симфония цикл «Последняя весна» \1980\. И хотяк некоторым жанрам композитор обращался неоднократно, результаты всегда былиоригинальны, подчас неожиданны. Так, непохожи друг на друга четырехчастныйВиолончельный концерт \ автор во многом отталкивался от опытаД. Шостаковича – и интонационного, и концептуального\ и одночастныйСкрипичный. В первом случае перед нами многофигурная композиция, конфликтноепротивоборство образов лирико-драматических \сонатное \, саркастических и гротесковых\ вторая и третья части\ и ярко жанровых. В скрипичном — образный строй многостроже. Живой музыкальный процесс устремлен как к некоему примирению в финалесоместа и оркестра, поначалу игравшего роль бесстрастного наблюдателя.
Столь же оригинален пятичастныйцикл фортепьянного концерта, с его совершенно неожиданным драматическим, дажеоттенком трагического, финалом. После динамичной напористой токкаты следует
Одухотворенно созерцательная,типа ноктюрна, вторя часть и два своего рода скерцо: «проход» гротесковых,механистических персонажей — марионеток, достигающий своего апогея в эпизодесолирующих большого и малого барабанов, с неуклонной настойчивостью выбирающихритм \4 ч\. В таком контексте финал воспринимается как подлинный, хотя инеобычный катарсис музыкальной драмы. Главная ее тема волнующе значительна.Может быть, более тесное родство существует между квартетами…
В симфонических концепцияхБ. Чайковского едва ли не ведущую роль играет лирическая образность –лирическая стихия, доведенная до обобщения символа.
Нередко лирический образстановится драматургическим центром композиции. « Острота переживания высокого,вечного» выразилась во Второй симфонии в сопряжении с сильно действующим«словом» классиков. Лирическим центром Третьей симфонии стала своя тема –удивительной красоты, широкого дыхания, по –русски окрашенная мелодия – песнясолирующей альтовой флейты, в кульминации обрастающая голосами Флейт, гобоев,кларнетов, к которым подключается пронзительно щемящий тембр солирующей трубы-, а со следующей, самой высокой волной – и струнные.
К названным примерам можнодобавить и лирическую вариацию из Темы и восьми вариаций, и весь скрипичныйконцерт, многие страницы квартетов, вокальных циклов. Господствует в нихлирическая образность во множестве градаций – от хрупких, открытоэмоциональных, остродраматических, даже трагических тонов.
Можно сказать, что Квинтет,квартеты, трио, как сквозь увеличительное стекло, позволяет увидеть черты,знакомые по симфониям, концертам. Многие страницы камерных сочиненийБ. Чайковского ассоциируются с картинами природы и одновременноодухотворены человеческой эмоцией, пронизаны чувством сострадания. Композиторпытается глубоко осмыслить Философскую идею красоты и быстротечностичеловеческой жизни и запечатлеть в музыке и этот образ красоты, и это состояниеускользающего мига, мгновения…
Стиль Б. Чайковскогопроявляется в лирическом отношении к самому звуку, к музыке, которую онполагает высшей ценностью духовной культуры человека…
Буквально всем своимтворчеством он неразрывно связан с исторической судьбой народа, родной страны.И тогда, когда обращается к страницам героической летописи Севастополя, как вТретьей «Севастопольской» симфонии. И тогда, когда образной музыкальной речьюповествует о пямятных веках истории и современности великого края Родины вовдохновенной симфонической поэме «Ветер Сибири». А симфоническая поэма«Подросток», выросшая из музыки к фильму, она представляет собой уже не сюиту,но новое самостоятельное произведение, навеянное чтением повести Достоевского,судьбами ее героев. Фактически создавая музыку, Борис Чайковский пропускаетчерез себя и боль и горе, и радости своего народа. Иначе он не может.Собственно так творили все выдающиеся композиторы отечественные и зарубежные.Только такая музыка прочна и долговечна, тесно связана и с прошлым, и снастоящим, и с будущим.
Язык Бориса Чайковскогоотличен от всех других, индивидуально узнаваем. Это его собственнаякомпозиторская речь, с которой он вошел в музыкальное искусство, его голос,проявившийся сразу, еще в ранних произведениях. У него своя гармония, своеоркестровое письмо, своя мелодика, наконец, без которой и не может бытьнастоящей музыки.
Мелодии его прекрасны, онинапевны и бесконечны, как это было всегда в русской музыке. Протяженная,главная инструментальная мелодия, подобная главной теме «Подростка», так жебесконечна в своем развитии, как и человеческая мысль.
В своих сочинениях этоткомпозитор затрагивает вечные проблемы бытия, решает спор между добром и злом.Но и в самых трагических моментах -–что очень важно — всегда с позиции добра. Вэтом – оптимизм его творчества.Заключение
Органично впитав некоторыечерты творческого метода Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, отчастиБартока, отдедельные «приметы» классического стиля прошлых эпох, композиторпредстает перед требовательным, современным слушателем как большой мастер,мыслящий ясно, оригинально. Его музыка обладает неоспоримым и важнымдостоинством, она обращена к самой широкой аудитории, ибо образный строй ее,при всей сложности и профессиональной «изощренности», апеллирует кестественному чувственному восприятию мира звуков. Она дышит человечностью иэмоциональной глубиной.
Мы слущаем музыкуБ. Чайковского. Она действительно звучит сегодня – не для одного человека,а для многих. И многие понимают, что хочет сказать композитор.Списоклитературы
А. Б. ЧайковскийГражданственность и духовность Муз. жизнь,1985,№17, с.8
Григорьева Г. Музыкачеловечная и глубокая \тв-во Б. Чайковского\-Сов. музыка.1977, № 6,с.15—19
Григорьева А.,Головин А. О музыке
Б. Чайковский – сов.музыка,1985,№10, с.8-15
Григорьева Г.Инструментальные концерты Б. Чайковского \ \ Музыка
И современность — м.1976. —13.10-с.17-32
Келле В. Путь к гармонии:\Б. Чайковскому –70 лет \
Музыкальная жизнь. — 1998.№10-11 – с.4-5
Келле В.Б. Чайкоский \\ Муз. жизнь 1980, с.5
Лихт Б. С открытой душой.\ о композиторе Б. Чайковском \ — Муз. жизнь.,1984,№ 13, с.9-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.