Реферат по предмету "Культура и искусство"


Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма

Министерство образования и наукиУкраины
Одесский национальныйполитехнический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра культурологии иискусствоведения
Курсовая работа
«Античные истокиархитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма»
Студент: Крецу Оксана Васильевна
Научный руководитель:канд.философских наук
доцент кафедры культурологии иискусствоведения
Найдорф Марк Исаакович
Одесса 2010

Содержание
 
1.Введение
2.Теоретическая часть
2.1Обоснование культурологического подхода
2.2Суть моей работы или классицизм как стиль
3.Практическая часть
3.1Архитектурные памятники классицизма
3.2Новизна культурологического подхода к изучению архитектуры
4.Заключение
5.Список использованной литературы
6.Список цитируемой литературы

1. Введение
 
Архитектура – искусствообъемной музыки.
Архитектура во всевремена была значительной частью повседневности людей, воплощала представлениео богатстве и бедности. Каждая культура, совершенствовавшая свой материальныймир и заботящаяся о своём процветание, создавала свои строения, жилища, административныездания, городские ансамбли и многое другое. Носившая представления омироустройстве, культура придавала этим строениям форму – архитектуру, котораяв свою очередь создавала стиль характерный определенной культуре её породившей.Стиль – это идейная и художественная общность приёмовопределённогопериода и в отдельном произведении. Механизм идеала культуры воплощается вматерию архитектурных форм с помощью стиля.
Задача моей курсовой работыпроанализировать архитектуру с точки зрения культурологического подхода,определить место архитектуры в культуре Нового времени, наметить стилистическиеособенности классицизма, узнать какие механизмы культуры (традиции, нормы,парадигмы, идеалы и ценности), универсалии и категори были решающими факторамив деятельности связанной с архитектурой. Также задачей моей курсовой являетсярассмотрение взаимосвязи архитектуры и эпохи, я хочу выявить картину мира,которая записана в архитектурном тексте, понять смысл и значение архитектурныхформ, почему они подрожали античность. Мне интересна взаимосвязь Античности иэпохи Просвещения, что именно перенимали и чему наследовали, в том числе имотивация архитекторов к повтору и переосмыслению античных форм (это выразилосьв их образе мира). Меня также интересует категория контекста культурной эпохи,с её помощью я собираюсь проанализировать отношение общества к архитектурнымсооружениям.
Я использовалаисточники двух типов: теоретические и описательные. Теоретические – этопубликации М.И. Найдорфа « Парныекатегориикультурологии», «Ситуации смыслообразования», «Культурологическийанализ в учебном процессе: анализ одной новеллы из сборника XIII века ‘IlNovellino’», «Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии»,«Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс», Л. Уайта «Понятиекультуры», Даренская Т.В. «Категория «ОБРАЗМИРА» в современном философскомдискурсе».Эти источники помогли мне разобраться в понимание культурологического подхода,а также узнать, как следует анализировать текст культуры и какими категориями,понятиями и терминами стоит пользоваться. Эти тексты стали теоретическимиосновами моей работы: « Парные категории » и «Основные понятия культурологии»раскрывают основные механизмы, универсалии и понятия культурологии, без которыхневозможно изучение предмета с культурологической точки зрения; « Ситуациисмыслообразования» и « Культурологический анализ в учебном процессе» даютпрактические примеры применения культурологического анализа, которые позволяюториентироваться в научном подходе к исследуемой теме;« Понятие культури » Уайта и « Категория ОБРАЗА МИРА» Даренской,как теоретические работы по культурологии, дают значительную основу дляисследований.
Также я использовалаописательные источники: Грабарь И. Э. «Ранний Александровский классицизм и егофранцузские источники», Бугаева Н.И. «Ведуты и тема архитектуры в пейзаже XVII-XVIIIВВ.», а также несколько интернет сайтов искусствоведческого направления,которые дали мне описания наиболее знаменитых памятников архитектурыклассицизма, анализируемых мною. Работа Грабаря И.Е. о Александровскомклассицизме раскрывает множество аспектов культуры в которой развивалсяклассицизм, которые является интересным для моего исследования, а статьяБугаевой Н.И. повествует о том, какое место архитектура заняла в живописиданного периода, анализируя пейзажи и ведуты можно понять какие смыслы культуравкладывала в преемственность античных форм и какие идеалы воплощал классицизм вархитектуре. Проведя культурологический анализ и опираясь на данные источники,я следовала цели изучить архитектуру классицизма и открыть новый взгляд на неё,взгляд культуролога.

2. Теоретическая часть
2.1 Обоснованиекультурологического подхода
Культурология как наукав последние годы успешно собирает под свои знамена все больше ученых ипрактиков, озабоченных изучением и решением как традиционныхисторико-культурных вопросов, так и разработкой общих, методологических,ведущим среди которых мне представляется вопрос о ценностях, создаваемыхчеловеком в ходе своей социокультурной практики.
Архитектура – как видискусства тоже является продуктом социокультурной деятельности человека, каксубъекта конкретной культуры, и может быть рассмотрена в рамкахкультурологического подхода. При изучение архитектуры классицизма я будуиспользовать систему культурологических категорий: образ мира и картина мира,деятельность и алгоритм, ситуация и контекст, смысл и значение. Эти парыпонятий интересуют одновременно на процессуальную и схематическую сторонысуществования культуры как на взаимосвязанные противоположности. Более всегоменя интересуют связанные с ментальностью культурологические смыслы, которыминаделены элементы архитектуры. Отношение людей эпохи классицизма к античности ик античным элементам в искусстве и есть выражением этих смыслов. Значениеантичного искусства для классицизма является первостепенным фактором для егоформирования. Утверждая почитание форм античности, её элементов, как особозначимых, собственно и породило стиль классицизм. Итак, в данном исследованиеменя интересует, почему для людей 17-18 веков так значима была античность, насколько важны были правила подражания ей и почему отклонение от нормустановленных королевской академией строительства строго каралось илипресекалось.
В отношение картины иобраза мира я буду пользоваться таким определением: «Картинамира» является предельно широкой категорией, удерживающей все виды пространств,выработанных практикой данного общества. Это могут быть географическиепредставления, но также мифические, художественные, научные, фантастические,мистические и т.п., представления, если они актуально участвуют в образованиицелостного представления того или иного общества о себе и мире, в котором оноживет.Картинамира – коллективное достояние, она объективирована текстами, – устнымиповествованиями, пластическими, рельефными и рисуночными изображениями,ритуалами, записями и т.п., благодаря которым она может транслироваться отчеловека к человеку, из поколения в поколение. Длявыражения такого частного, в сознании отдельного человека, преломления общейкартины мира удобен термин «образ мира». Образ мира так же объективен, как икартина мира, но, будучи индивидуальным по своей сущности, он объективировантекстами индивидуального авторства [1]. Так как архитектура тоже является культурнымтекстом, я в своей работе собираюсь прочитать этот текст и осмыслить картинумира эпохи абсолютизма, а также, анализируя работы конкретных архитекторов,проследить какой образ мира существовал в их проектах. Категории деятельности иалгоритма меня интересуют с точки зрения описания архитектуры продуктадеятельности, а также, какие деятельности людей данной культуры были связанныес этим культурным феноменом. А в частности архитекторская деятельность,деятельность архитектурной академии и теоретиков стиля классицизм, а также скакой деятельностью было связанное практическое назначение исследуемойархитектуры.
Ситуации и контекст,меня будут интересовать больше контексты (ситуации по сути своей неуловимы, имоделировать их можно только с помощью контекстов). «Модели и схемы ситуацийпозволяют проанализировать состав, структуру отношения между элементами,сравнивать сходные ситуации, оценивать относительное значение каждого изфакторов. Описание (схему) ситуации называют контекстом» [1]. В своей работе я постараюсьвоссоздать контексты культурной эпохи абсолютизма связанные с выше указаннымидеятельностями.
 
2.2 Суть моей работыили классицизм как стиль
Итак, культурологическийподход в моей работе заключается в рассмотрение феномена архитектуры классицизмаво Франции в эпоху абсолютизма с точки зрения смысловой наполненности элементовреальных архитектурных построек, которые являются цитированиями античных форм иэлементов. Также меня интересует мотивировка французских зодчих в частности,почему они строили так, а не иначе, их эстетические представления, истоки архитектурыклассицизма и как архитектура выразила в себе идеи и стремления людей эпохиабсолютизма. Почему во Франции в эпоху абсолютизма обращались к формам присущимантичному искусству. Это естественно должно быть связано с общеевропейскимгуманизмом и с установлением новой системы мировидения – культуры Новоговремени, диктующей новые идеалы, ценности, смыслы и значения.
Также развитиеархитектуры связано с установлением абсолютистской монархии, которая являласьглавным заказчиком и, более того, устанавливала правила, своего рода каноны,определяющие вид, форму, назначение, символическое значение каждого сооружения,каждого здания. Существовавшая архитектурная академия регламентировала этиправила, и имела не малую власть над архитекторами и градостроителями. Академиипринадлежит создание свода искусственных догматических правил и законов. Современем классицизм в атмосфере этой академии переродился в официальныйакадемизм. Художественные произведения подвергались определенной систематизациии иерархии. Мне интересна эта академия, влияние которой, в последствии, сделаетдля классицизма характерным бездушный, надуманный академический схематизм, скоторым будут вести борьбу представители романтизма и реализма, пришедших насмену классицизму.
Предметом моего культурологическогоисследования является архитектура классицизма во Франции в период абсолютизма. «Классицизм(от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусстваXVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античномуискусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но вомногом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности иобщества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложностиискусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность,уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизмахарактерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость игеометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стенпортики, колонны, статуи, рельефы.» [2]
Меня интересуют несколько изучение элементов стиля классицизма в искусствоведческой традицииисследования и описания, а культурологический анализ тех идеалов и ценностей,смыслов и значений вкладываемый в деятельность связанную с сооружением наиболееизвестных памятников архитектуры Франции.
Генезис классицизма иего синтез с барокко на стадии зарождения и установления как правящего стиля ивзаимосвязь с рококо, часто антагонистическая, тоже является предметом интересамоего исследования. Я буду рассматривать эту взаимосвязь скорее с целью выделитьклассицизм и обозначить его границы, как значимые для культуры абсолютистскойФранции и смыслообразующие эти значения, но не проследить переходность междуэтими стилями, так как это является более объемным трудом, чем моя курсовая работапо данной дисциплине.
Архитектураклассицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанныхдостижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой.Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управлениеприродой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки техническихвозможностей Ренессанса. Вторым был фундаментальный переворот в природечеловеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества,которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющейжизненным укладам, как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогдакак технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличитьпроизводительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новыекатегории знания и исторический образ мышления, который был стольрефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности. В это время, кпервой половине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франциии Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике исоответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущаябуржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой классабуржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поискинового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы. Естественно,буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое,использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всегосоответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основупоследнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектурастали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес кантичности усилил отрицательное отношение к барокко. [3]
Происходил второй «круг» изучения и освоения античногонаследия: первый был связан с эпохой Возрождения — временем первого пробуждениябуржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями омире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.
Классицизм былвыражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса —буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуреантичных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новымсодержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились впротивовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлениймировоззрения отживающей аристократии.
Классицизм стимулировалархеологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новымзнаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологическихэкспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретическиеосновы движения, участники которого считали античную культуру вершинойсовершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты.Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшиеизображения архитектурных памятников. История искусства понимает под термином«классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическимстилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узкомсмысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусствогреческой и римской античности. Олицетворением классицистической архитектурыявляется фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтономили портиком с колоннами. В композиции целого идеталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решениехарактеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служитдля выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники.Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этомпроектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы. [3]
Для создания нового —классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этоговремени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры,а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление оримском искусстве. Из общетеоретических работ следует отметить «Речи обискусстве» (1750) Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность вискусстве.
Идейным руководителемклассицизма был Винкельман — основатель истории искусств как науки, автортрудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусствдревности», вышедших в 1750—1760-х годах и получивших всеевропейскуюизвестность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкованиесущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойнойвеличественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».
Крупнейшийпредставитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766)также способствовал укреплению позиций классицизма.Изменениеобраза мышления способствовало расцвету гуманитарных наук эпохи Просвещения.Появились первые работы по современной социологии, эстетике, истории иархеологии: «О духе законов» Монтескье (1748), «Эстетика» Баумгартена (1750),«Век Людовика XIV» Вольтера (1751) «История древнего искусства» И. И.Винкельмана (1764). [3]
Формирование классицизма,как стиля искусства, произошло ещё во второй половине XVП столетия, в то время,когда Франция стала самой могущественной абсолютистской державой в ЗападнойЕвропе, в это же время сложилась французская национальная школа визобразительном искусстве. Родиной классицизма по праву считается Францияименно в эпоху установления абсолютистской монархии. Для архитектурыфранцузского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенностькомпозиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов истрогость пропорций.
Предпосылкивозникновения архитектуры классицизма проявились во второй половине 16 века, вэпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретикаА.Палладио, а теоретических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др… Всеэти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокогоВозрождения в единую строгую систему, утвердить в искусстве ряд норм и правилантичной эстетики, что и случилось в первой половине 18 века во Франции. Идеалыэпохи Просвещения определили систему правил классицизма. Провозглашение идейгражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжестворазумной закономерности, тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв отконкретных образов современности, к установлению норм и канонов – всё этохарактеризирует и эпоху, и искусство этой эпохи.
Несмотря наприверженность идеалам античности, классицизм вовсе не следовал по ужепроторенному ею пути. Мастера этой эпохи выработали ряд принципов, на которыхосновывался не только сам классицизм, но и некоторые последующие направления.Так, классицисты провозглашали своим божеством Разум. Ему подчинено все и вся,даже сама природа является мудрым его воплощением. Именно поэтому природамногих парков в стиле классицизма как бы подчинена законам разума, т.е. имеетчеткие пропорции, прямые линии, правильную геометрическую форму.
Главнымиидеологическими задачами классического искусства были прославление монарха, какцентра разума нации, и воспевание героизма во имя исполнения долга передсогражданами. Последнее как раз и воплощалось через призму античности.
Классицизм формировалсякак антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозномуискусству барокко, классицисты считали его вычурным, излишне помпезным (этовыражается и в данном название барокко – причудливая, неправильной формыжемчужина). Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальнымискусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Этопроявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульпторовФ.Жирардона, и А.Куазевокса.
В середине 18 века нафоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новоенаправление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчествуэпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление чертреализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала“естественной человечности”. [4]
Период позднегоклассицизма – ампир — приходится на первую треть 19 века. Отличаетсяпарадностью и пышностью в архитектуре и прикладном искусстве. Этот периодвыделяют как самостоятельный. [4]

3. Практическая часть
 
3.1 Архитектурныепамятники классицизма
Начало французскогоклассицизма связано с строительством церкви Св. Женевьевы в Париже,упрощенная форма которого свидетельствует о возникновение нового эстетическогоподхода. Она была спроектирована в 1756г.
Жаком Жерменом Суффло(1713-1780),но в 1791г. В период Великой французской революции трансформировалась в «Памятниквеликой Франции». На входе Пантеона начертана надпись AUX GRANDS HOMMES LAPATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»). [5]
Ж.Ж. Суффлобылфранцузским архитектором, лидером неоклассического течения в архитектуре, егодеятельность связана также с большой исследовательской работой об античных храмахв Греции. Он несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классическойархитектуры. Суффло был один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме,решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространстваи пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью онвоспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого опираютсяна ряды колонн в интерьере. Купол в центре поднимается до высоты почти 120 м. Вплане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромныхразмеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособныподдерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть.
Поскольку дизайн церквиосновывался на классическом стиле, после революции, когда религия былаотменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон —место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел ещеболее классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время былизаложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая частьукрашений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Все это придало зданиюсуровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, так возниктот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является Пантеон. [5]
Именно Пантеон являетсяпервым, интересующим меня памятником архитектуры классицизма. Разобравшись вистории его создания можно обнаружить множество интересных для моегоисследования вещей. Начну с мотивации людей создавших этот памятникархитектуры, а также со значений и смыслов вкладываемых в него.
В 1744 году корольЛюдовик XV заболел сильной лихорадкой и слег, будучи почти при смерти, онпоклялся Святой Женевьеве покровительнице Парижа, что если выздоровеет, топостроит самую лучшую церковь в Париже на месте старого аббатства Св.Женевьевы. Из этого можно судить о укоренелости средневекового мышления уЛюдовика XV, когда в первой половине 18 века Просвещение уже стало передовым вкультуре, король Франции не надеется на развивающеюся медицину, а обращается кСв. Женевьеве. Итак, первоначальным смыслом, вкладываемый в церковь былэмоциональный порыв монарха выздороветь и в благодарность построить храмсвятой.
Людовик XV поправился,но выполнение обета заняло у него много времени. В 1755 г. король вспомнил освоем одиннадцатилетней давности обете св. Женевьеве. Он поручил Мариньи (братумадам Помпадур) рассмотреть проекты и предложить архитектора. Это было не болеечем формальность, по статусу, традиции и протоколу возведение такого сооружениямогло быть поручено только одному человеку – Первому королевскому архитектору ипрезиденту Академии архитектуры Анжу Жаку Габриэлю.
Однако же Мариньирешился поступить вопреки правилам. Для него Габриэль был «стариком»: архитекторуисполнилось 57 лет, а маркизу – только 28. И в качестве автора проекта былпредложен Суффло, тот самый, что сопровождал маркиза в поездке по Италии. [6]
Постройка церкви Св.Женевьевы сопровождалась постоянными трудностями с финансирование строительствапостоянно прерывалось, а смета пересматривалась. Так, например, архитектор былвынужден отказаться от оформления трех сторон храма портиками, сохранив колонныи фронтон только на главном фасаде.
Довершением всех бедбыли интриги. Придворные, в особенности дамы, мнили себя специалистами во всем,в том числе и в архитектуре, и предлагали бесконечные «улучшения» проекта.Суфло просто погряз в спорах о том, делать ли башенки по углам, какими должныбыть колокольни (в результате так и не построенные) и что должно быть выбито набарельефе.
Таким образом,постройка церкви обрастает придворными интригами, это хорошо раскрываеткультуру высшего общества 18 века, когда протекция и коррупция были обычнымделом — все это составляет контекст эпохи, когда абсолютизм монархии заставлялвсех придворных крутится вокруг монарха и исполнять его капризы и капризы егофавориток, каждый стремился быть в числе приближённых, а значит и влиятельныхособ. Постройка храма обретает светский характер.
Суффло вкладывает свой смыслв эту постройку. Так как Суффло, изучавший античную архитектуру, получил такиправо проектирования церкви Св. Женевьевы, в этом проекте он стал воплощатьсвои представления о прекрасном. Храм стал, прежде всего, памятником эпохи,искавшей разумных начал, чистоты и простоты, и в этих поисках обратившейся кнедавно открытой в Италии греческой античности. Тогда эта архитектура казаласьпервозданной, откровенно простой, окруженной ореолом гармонии с природой исоответствующей идеалу естественной жизни. Рационализм храма – тоже плод эпохи,когда в моде была не Вера, а Разум. Цель, которую ставил перед собой Суфло, такили иначе была достигнута – «в одной из прекраснейших форм воплотить гармониюлегкости готической конструкции и чистоты и великолепия греческой архитектуры».В Париже появилась церковь небесной покровительницы города, способнаясоперничать как с римским собором Св. Петра, так и с лондонским Св. Павла.
Суффло наследовалВитрувия и Палладио, продолжал установившуюся традицию монументальных форм,сохранивших тенденцию к барочным излишествам. Суффло осталсяеще всецело во власти старых традиций. Ближайшему поколению это здание казалосьеще совсем барочным, и автор популярного в начале XIX века курса архитектуры I.N. K. Durand не находит слов для выражения своего негодования по поводу«нерациональности» прославленной постройки.Впервой части своего курса лекций он дает любопытную таблицу, на которой с однойстороны изображен Пантеон в том виде, как он был выстроен Суффло, а с другойприведен проект того же здания, сочиненный, очевидно, самим Дюраном. Вверхулиста виднеется красноречивая надпись: «Пример преимуществ, доставляемыхобществу знанием и соблюдением истинных принципов архитектуры». ПодПантеоном Суффло стоит: «Церковь св. Женевьевы, или французский Пантеонтакой, каков он есть. – Это здание, хотя и довольно компактное, стоиловосемнадцать миллионов». Под пантеоном Дюрана читаем: «ФранцузскийПантеон такой, каким его следовало бы сделать, — стоил бы только девятьмиллионов, и был бы огромным и великолепным». Дюрановский пантеон есть,конечно, не что иное, как римский Пантеон, окруженный грандиозной колоннадойснаружи и имеющий еще одну колоннаду, поменьше, внутри. [6]
Из этого можно судить оидеалах и традициях эпохи Просвещения и абсолютной монархии. Суффло во многомподдерживал установившиеся традиции классицизма, его проект содержит всеосновные элементы, которым следовали классицисты. Кроме того он жил в периодкогда классицизм установился как законченная целостная система правил, но всёже, как было указано в самом начале, Суффло считается лидером неоклассическоготечения в архитектуре, он внёс долю новаций в свой проект, именно поэтомуцерковь Св. Женевьевы считается шедевром – она необычна тем что смоглавоплотить в себе традиции витрувианского классицизма и видение неоклассицистаСуффло.
О идеале эпохивоплощенном в этом памятнике архитектуры можно судить по надписиAUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарнаяотчизна»). Эта надпись появилась, вероятно, после Великойфранцузской революции (1789-1794), после которой церковь Св. Женевьевыпревратиласьв Пантеон. Эта надпись свидетельствует о идеалах Франции периода революции,когда культурный контекст поменялся, люди мыслят себя свободными гражданами,они не стремятся угодить монарху (который был воплощением государства в периодабсолютизма), они ломали старый порядок и уже отчизна награждает своих великихлюдей, не воля монарха. Пафосный барельеф, изваянный в 1837г. Пьером ЖаномДавидом тоже восхваляет великих людей Франции. Благодарность Родины выражаетсяв награждение лавровыми венками. Тут и Свобода, вооруженная кинжалом ирасположившаяся под простертой правой дланью, и История, записывающая судьбоносныерешения на каменных скрижалях. Среди великих людей Наполеон, Мирабо, Руссо сВольтером.
Получив новое название,строение стало нести другую функцию. Пантеонэто греческое слово означает «храм всех богов» и отсылает нас к Риму. В римскомПантеоне погребены некоторые известные итальянцы, например Рафаэль, потому этослово, оторвавшись от конкретного храма, стало означать место захоронениявеликих людей. Революция, разразившаяся во Франции в конце XVIII века,нуждалась в прославлении своих деяний и героев. И когда она потеряла первого изсвоих пламенных трибунов, графа Мирабо, он был торжественно похоронен в толькочто построенной церкви, а сама она по решению Национального собранияпревратилась в Пантеон. Чтобы здание больше соответствовало духу торжественнойгробницы, в годы революции решили затемнить интерьер и заделали практически всеокна по его периметру.
Но и на этом судьбаПантеона не завершилась. В последующие годы во Франции то восстанавливаласьмонархия, то побеждала республика, то короновался император, то торжествовалаКоммуна. Соответственно и Пантеон не раз то превращался в церковь, товозвращался к своей пропагандистской роли гражданской усыпальницы. Спиливалисьи восстанавливались кресты, менялись надписи, сбивались барельефы, заказывалисьновые росписи… Так Пантеон стал памятником архитектуры эпохи классицизма, нопереосмысленный революцией потерял статут церкви Св. Женевьевы, покровительницыПарижа (и православных студентов), это здание кардинально поменяло своёназначения, из-за смены формы общественного строя, сегодня же это здание остаетсяусыпальницей великих людей Франции, а также оно приобрело ещё один смысл – этоодно из наиболее посещаемых туристами мест Парижа.
Вторым архитектурнымпамятником рассмотрю, будет Собор Дома Инвалидов в Париже (оконченый в1700 г.), он возведен Мансаром. Высокий купол собора Дома инвалидов уже давностал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и трудно сегодняпредставить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысьмонументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями,он является крупнейшим церковным сооружением французской столицы того времени. ЖюльАрдуэн Мансар (1646—1708) —главный королевский архитектор в период правленияЛюдовика XIV. Предполагают, что Жюль Маснарпостроил собор по нереализованному плану его деда, Франсуа Мансара для часовниусыпальницы семьи Медичи). Призматический объем церкви служит основанием дляогромного купола, поднятого на высокий барабан и позже позолоченного.Определенно архитектор опирается на опыты Франсуа Мансара по наложению двухкуполов друг на друга, причем у первого имеется отверстие в центре, а второйосвещается скрытыми от взгляда проемами. Если трактовка архитектурных формосновной части здания классицистична, то в силуэтном решении купола и вэлементах его убранства ощущаются барочные черты. Сооружение это как бызавершает собой развитие монументальной архитектуры XVII столетия, архитектуры,которую можно определить как классицизирующее барокко. [7] Таким образом собордома инвалидов является уникальным памятником архитектуры, так как воплощает всебе два стиля. Вспоминая о истории его создания можно судить о механизмахкультуры эпохи становящегося абсолютизма.
В результате частыхвойн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами,вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х король ЛюдовикXIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для уволенных со службыстарых солдат-инвалидов. Из этого можно понять мотивацию монарха — сооружениеДома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах. Этобыло необходимо для укрепления абсолютной власти монарха.Строительствоприюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так в центрефранцузской столицы появился ансамбль Дома инвалидов — обширный комплекс зданий,включающий в себя приют для инвалидов, собор, церковь Св. Людовика. Онпротянулся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. ОгромнаяЭспланада, обустроенная в 1704-1720 годах, длиной 487 метров и шириной 250метров, тоже стала элементом ансамбля. А на орудийной площадке перед Домоминвалидов сегодня стоят 18 старинных, еще XVI-XVII веков, орудий так называемой«Триумфальной батареи», салют из которых производится только в честьособо торжественных событий. [7]
Всё это служилоукреплению нового режима, благодаря таким действиям абсолютная монархиязакрепила своё мироорганизующие значение, создавая упорядоченные ансамблиархитекторы устанавливали новый культурный порядок, новую картину мира, вкоторой нет места хаосу и необразованности, а есть место великому центру –личности монаха, который организовывает и упорядочевывает.
Ансамбль Дома инвалидовстал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодняМузей французской армии, а в церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) находятсягробницы маршалов Франции. Но центром всего ансамбля Дома инвалидов,безусловно, стал собор, построенный в 1679-1706 годах по проекту архитектораЖюля Ардуэна-Мансара, крупнейшего французского зодчего конца XVII столетия.Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже иосуществил несколько крупных построек в Версале. Собор Дома инвалидов сталпоследней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара — в 1708 году архитекторскончался. В своей последней постройке Мансар воплотил содержание переходнойэпохи, он начал свой творческий путь, когда царствовал стиль барокко, а к концуего жизни классицизм встал на передовые позиции, вот и мы можем наблюдатьсоединение стилей в его последних работах.
Собор Дома инвалидов — квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Фасадсобора украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном.Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием дляустремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотымигирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общаявысота собора составляет 107 метров. Интерьер собора, имеющий в плане греческийкрест, повторяет строгую простоту наружного облика. Здание включает в себяцентральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединенпроходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального залаукрашают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большоеживописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу». Вэтом воплощается центрированное представление о картине мира, где монархЛюдовик 9 Святой, помазанник божий, своей деятельностью заслужившийканонизацию, теперь он в центре свода, между евангелистов, столь значеним ондля культуры, что удостоился занимать такое место.
В крипте собора,сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробницаимператора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину.Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря1840 года. Крипта собора Дома инвалидов, украшена, по выражению А.З. Манфреда,с «языческим великолепием». Вечный сон императора сторожат «Двенадцатьпобед» — двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье,каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений,выигранных Наполеоном: Маренго, Баграм, Аустерлиц, Иена, Фриддан, Москва(имеется в виду Бородинская битва)… Названия мест сражений, выложенныезолотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружаетмозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына — «Орленка», умершего в Вене в 1832 году. Гробница Наполеона долгоевремя была местом паломничества для французов. Наполеон воплощал идеалправителя, не зря он стал императором, к тому же он воплощал образ героякультуры конца 19 века – образ великого революционера и человека, который изникого добился поразительных успехов в военном деле и политике.
Но прошли годы, исегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов,осматривающих достопримечательности Парижа. «Иная эпоха, иные проблемы,другие герои привлекают ныне внимание, — пишет А.З. Манфред. — Жизнь идетвперед и ставит новые задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умыи сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит...

3.2 Новизнакультурологического подхода к изучению архитектуры
Новизна моего подходазаключается в рассмотрение памятников архитектуры с точки зрениякультурологического подхода, использую различные категории культуры (образмира и картина мира, деятельность и алгоритм, ситуация и контекст, смысл изначение), её механизмы (нормы, традиции, идеалы, парадигмы,ценности), и универсалии культуры, в частности, герой культуры.
При своем анализе меняинтересовали искусствоведческие, исторические, биографические,антропологические данные о периоде 17-начала19 веков, касаемых культурыФранции. Таким образом в своем исследование мне удолось выделить период вкультуре Франции и погрузится в изучение его памятников архитектуры. Новизнамоего подхода в его универсальности, отображающей плюралистичностькультурологии. Прежде же архитектуру и архитектуру классицизма изучали исключительнои искусствоведческой точки зрения, что не давала возможности рассмотреть культурнуюэпоху в целом, и понять почему именно опредиленые формы строительства и отделкибыли приемлемы для культуры.

4. Заключение
 
Задача моей курсовойработы было проанализировать архитектуру с точки зрения культурологическогоподхода, определить место архитектуры в культуре Нового времени, наметитьстилистические особенности классицизма, узнать какие механизмы культуры(традиции, нормы, парадигмы, идеалы и ценности), универсалии и категории былирешающими факторами в деятельности связанной с архитектурой. Мне удалосьосмыслить понятия культурологии и применить их к анализу архитектурныхпамятников классицизма (церковь Св. Женевьевы или Пантеон, и собора домаинвалидов).
Также задачей моейкурсовой является рассмотрение взаимосвязи архитектуры и эпохи, я хочу выявитькартину мира, которая записана в архитектурном тексте, понять смысл и значениеархитектурных форм, почему они подрожали античность. Мне интересна взаимосвязьАнтичности и эпохи Просвещения, что именно перенимали и чему наследовали, в томчисле и мотивация архитекторов к повтору и переосмыслению античных форм (этовыразилось в их образе мира). Я выяснила, что взаимосвязь с античными формамипредопределена устанавливающимся новым порядком, абсолютная монархия нуждаласьв поддержание своего статуса, поэтому стимулировала развитие наук и искусств, аархитекторы того времени, как в прочем все образованные люди того временивосхищались искусством античности. К тому же это искусство было источником идейпрославления монархом, как древнеримская архитектура полна грандиозности ипафоса прославление божественных императоров, так и многие постройки стиляклассицизма копируют большинство форм архитектуры.
Меня также интересуеткатегория контекста культурной эпохи, с её помощью я собираюсь проанализироватьотношение общества к архитектурным сооружениям. Новые постройки имели особоезначение для общества, они обновляли культурное пространство, придавали емугармоничности, симметричности и правильности. Исследуемая эпоха – это эпохаустановления абсолютной власти не только монарха, но рационального подхода кмироустройству, когда всё подчинялось критерию разумности даже эстетическиепредставления. Деятельность архитекторов сочетала в себе деятельность зодчего,деятельность художника, деятельность придворного, и деятельности ученого,который ищет наиболее совершенную, симметричную форму для своих произведений, атакже изучающий античную архитектуру.
В своим исследованиемя, обратившись к методу культурологического анализа, постаралась отобразитьнаиболее полно культуру Франции эпохи абсолютизма через самые знаменитыепостройки той эпохи, хотя моя работа и не является искусствоведческой, ястремилась достичь культурологического взгляда на вещи, я, на сколько могусудить, его достигла.

5. Списокиспользованной литературы
абсолютизм классицизмфранция архитектура
1.Бугаева Н.И. «ВЕДУТЫ И ТЕМА АРХИТЕКТУРЫ В ПЕЙЗАЖЕ XVII-XVIII ВВ.»-http://archvuz.ru/numbers/2006_4/veduty-i-tema-arhitektury-v-peizazhe-xvii-xviii-vv
2.Грабарь И. Э. «Ранний Александровский классицизм и его французские источники» — www.portal-slovo.ru/art/35838.php
3.Даренская Т.В. «КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗ МИРА» В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ»-http://kollegiya.iatp.org.ua:80/text/mir.htm
4.Найдорф М.И. « Парные категории культурологии» — https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/contact-us/parnye-kategorii-v-kulturologii
5.Найдорф М.И. « Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии» — Одесса: Друк, 2005. – 192с.
6.Найдорф М.И. «Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс»
7.Найдорф М.И. «Ситуации смыслообразования» — ctheorist.blogspot.com/2009/03/blog-post_3542.html
8.Найдорф М.И. «Культурологический анализ в учебном процессе: анализ однойновеллы из сборника XIII века ‘Il Novellino’» — ctheorist.blogspot.com/2009/04/blog-post_1767.html
9. Лесли А.Уайт« Понятиекультуры»(WHITE L.A. THE CONCEPT OF CULTURE// American anthropologist. — Wash., 1959. –Vol.61. — P. 227-251.) -
https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxjbHRzdHVkaWVzfGd4OjMzMDk1ODVlY2RjNzFjYzY
10.Архитектура классицизма — www.arhitekto.ru/txt/7klass01.shtml
11.БОЛЬШОЙСТИЛЬ. СТИЛЬ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА XIV — КОРОЛЯ-СОЛНЦЕ — arx.novosibdom.ru/node/434

6. Список цитируемойлитературы
 
1.Найдорф М.И. « Парные категории культурологии»https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/contact-us/parnye-kategorii-v-kulturologii
2.Классицизм (17 — нач. 19 вв.) — visaginart.nm.ru/ART/kl.htm
3.Архитектура классицизма — www.arhitekto.ru/txt/7klass01.shtml
4.Классицизми ампир в архитектуре западной Европы — arkhi.net/?p=31
5.Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффлоhttp://www.arhitekto.ru/txt/7klfr02.shtml
6.Грабарь И. Э. «Ранний Александровский классицизм и его французские источники» — www.portal-slovo.ru/art/35838.php
7.СоборДома Инвалидов в Париже — build.rin.ru/articles/210.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Збагачення словникового запасу молодших школярів під час засвоєння граматико орфографічних знань
Реферат Военное искусство в России 2-й половины XVIII века
Реферат Моделирование производственного процесса, связанного с созданием результата инновационной деятельности
Реферат Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров
Реферат Паровые котлы ДКВР (двухбарабанные водотрубные реконструированные)
Реферат Новейшие гигантские эксплозивно-обвальные лавины катастрофических извержений вулкана Шивелуч на Камчатке
Реферат Аргентинский крах - повторение пройденного?
Реферат Лев Толстой - мастер изображения внутреннего состояния героев
Реферат Маркетинговий аналіз проекту відкриття піцерії
Реферат Газифікація с. Козіївка Харківської області природним газом одноступеневою системою, з розробкою газифікації житлового будинку та рекомендацій по забезпеченню водопостачання, водовідведення та опалення будинку
Реферат Globalization Essay Research Paper Explain what is
Реферат Понятие о документе, корреспонденции и делопроизводстве. Унификация и стандартизация документов. Система документации
Реферат Финансовое вложение как объект бухгалтерского учета
Реферат Педагогічні та психологічні особливості організації навчального процесу
Реферат Правовое обеспечение профессиональной деятельности