Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ансамбль древнего Казанского Кремля

ПЛАН.
Введение… 3
1.Архитектурный ансамбль древнего Кремля… 5
1.1.Кремль… 5
1.2.Спасская башня… 6
1.3.Тайницкая башня… 8
1.4.Башня Сююмбеки… 9
1.5.Благовещенский собор… 18
2.Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур… 19
Заключение… 22
Литература… 23/>Введение
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого.Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждаютубедитель­ность и достоверность исторических событий, связывают воедино векапрошедшие с сегод­няшним днем. Безмолвные свидетели прошло­го, они — яркиеписьмена каменной летописи нашей Родины.
Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Непотому ли идет о них слава, как об одном из замеча­тельных архитектурныхансамблей Поволжья?
Живописно, широко и раздольно раски­нулся Казанский кремль на высокомхолме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни,церкви. Ве­щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башняСююмбеки.
История архитектуры Тата­рии до настоящего времени ос­тается одной измало исследо­ванных областей науки. Осо­бенно, это касается памятников рядовойгородской застройки XVIII — начала XX b.
В результате многочисленных войн были разрушены практически всеархитектурные соору­жения   Булгарии   и   Казанского ханства.   До   нас  дошли   лишь самые  скудные сведения о монументальных      средневековыхпостройках и немногочисленные руины, которые и до настояще­го времени неизучены в доста­точной    степени   специалистами. Все   это не позволялоисследо­вателям  зодчества уверенно су­дить  о чертах культовой архи­тектуры    средневекового     По­волжья   и   связно   представить себе   этапы  развитияна протяжении   последних   пяти   веков.
Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля городаКазани.
Перед нами ставятся следующие задачи:
-    дать краткоеописание казанскому кремлю;
-    дать описаниебашням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
-    дать описаниеБлаговещенскому собору;
-    выявить влияниеразличных культур на архитектуру Казани.
В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интереснакнига Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но ивсех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощадиКазани, а также подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русскойархитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочныеособенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада,социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани.Выявлены национальные и интернациональные особенности.
В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробноавтор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновениябашни, автор предлагает несколько вариантов раскопок./>1. Архитектурный ансамбльдревнего Кремля/>1.1. Кремль
Побывав в кремле, мы несомненно испы­таем эстетическое воздействие еговеличе­ственной и строгой архитектуры.  Кремлевский холм — колыбель Казани. От­сюданачинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1.
В начале XVI века кремль был пример­но вдвое меньше современного и лежалв северной части холма. Стены до девяти мет­ров толщиной опоясывали крепость, ав 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен,с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше пачемеры, подобен ка­менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а вгородне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVIвека. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля возвышался богатый хан­ский дворец, пять каменных мечетейгробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими имногоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати,караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка­зани, сделанноекнязем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зелоглубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казаньреки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палатыцарские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цариклались чис­лом памятимися пять их”.
Четырехугольные в плане мечети, пере­крытые куполами, минареты,орнаментиро­ванные сложной вязью узоров,— все эти со­оружения украшали кремль.
Деревянные стены и башни старого крем­ля в значительной степени былиразрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз­ный, отлично понимая выгодностьрасполо­жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решилзаново от­строить кремль, сделать его неприступной крепостью.
 «Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера —лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегосяархитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора ВасилияБлаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске,Благовещенского собора в Казан­ском кремле1.
Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличенана 120 метров в длину, общая же планировка не из­менилась. Строительныйматериал был неда­леко —»белый известняк выламывался на противоположномберегу Волги. Первоначаль­но из прочного волжского камня соорудили только частьстен — южный участок со Спас­ской башней в центре и северный, примы­кающий кТайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными,дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
Стены кремля представляют собой до­вольно сложное военно-инженерноесооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты.Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутреннейстороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек испециальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней./>1.2. Спасская башня
 Важную роль в системе оборонных соору­жений кремля играли башни. В XVIIвеке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба­шен, 5 из них когда-то имеливорота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни —Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчиненфункциональному назначе­нию: массивность, монументальность, строгость линий,почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостнымсооружениям1.                
Наибольший интерес вхудожественном отношении представляет, несомненно, Спас­ская башня.Первоначально она была двухъ­ярусной постройкой почти кубической формы. Стеныее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшойдозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставляласьикона с изображением Христа-Спасителя. От­сюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорцияхвосьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, аколенчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во­рот, окованных железом,дополнялся желез­ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сихпор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка.Проходившая по верху второго яру­са площадка и два ряда бойниц в стенахпозволяли надежно оборонять башню.
 Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние,построенные в то  время, когда башня уже начала утрачивать  своевоенно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю­щиеуглы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго ярусаи так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: ихциферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работаютэлектрические часы. Колокол отбивает время — часовые и полу­часовые удары.Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура,сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во времябоя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируютюго-восточная и юго-западная круглые баш­ни. Их первоначальный облик можнолегко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие.Завершались башни ров­ной площадкой, окруженной зубчатым пара­петом./>1.3. Тайницкая башня
От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти кТайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получилаот баш­ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход кисточнику питье­вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построеннаяна ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.
Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь­ник,по верху первого яруса которого прохо­дит круговая терраса, окруженная каменнымпарапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы,сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво­ды — все это живо доноситдо нас дыхание XVI века1.
С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама нареку Казанку и заречные районы. Наше внима­ние несомненно привлечет необычныйпамятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам,павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник былсооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамидавысотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные вдорическом стиле.
Центральная часть внутреннего помеще­ния занимала церковь, в углахпирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет всклеп, расположенный под центральной частью памятника.
Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В1830—1832 го­дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшитажелезом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин­терьер./>1.4. Башня Сююмбеки
Нa крутом спуске холма возвышаетсябашня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века1.
Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича,Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она назабитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этомубашня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 годупри реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, котораязначи­тельно ухудшила ее вид.
Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники,заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний яруспрорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатымпарапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмяполуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатыхвыступов.
Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальнымивпа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольнымиуглубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок.Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг наддругом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях,встречается и на татарских ме­четях1.
Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков,имеет некоторые аналогии с Черной палатой «в Бул­гарах.
Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Еесилуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов,посвященных истории города.
»Башня Сююмбеки" — семиярусная, чтоозначает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. Встенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки,свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов,раскрывающих, культовое значение «Башни Сююмбеки».
Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­коезначение, явля­ется    железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она донасто­ящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она можетрассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка былапоставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата.Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, чтоверхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки спомощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железнаясетка «Башни Сююмбеки» никак не мог­ла быть предназначена дляоборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее моглисвободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалосьособых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому жесолидной величиной — несколько метров по окружности.
Железнаярешетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь«крылышек». Концы всех «крылышек» согнуты только в однусторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого ярусабашни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется«звездчатая» решетка.
 Входим под «звез­дный» купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мывсту­паем в «Страну Вечности». Однако над выходом из арки Башнитакого оформления нет. Возможно, что через «звездчатые» ворота мывходим в «Страну звезд». Если так, то «звездная вуаль»будет выполнять роль занавеса, за которым открывается «СтранаВечности». Иначе говоря, «Звездчатые ворота» служат границей«Страны негаснущих звезд», переступив которую ока­зываешься на«том свете». Очень важным является то, что «Башня Сююмбеки»с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и вдругих памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях(склепах) древнего Булгара1.
Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четкимсоблюдением определенных религиозных ка­нонов и обычаев. Одним из такихканонов, непремен­но, являлось расположение двери со стороны «Странызвезд», с северной стороны.
 Входящий в эту дверь тоже как бы ока­зывается в«Стране звезд». В этом смысле символика звезд «Чернойпалаты» совпадает с символикой звезд «Башни Сююмбеки».
Эти башни и Булгарскиемавзолеи имеют квадрат­ные основания, что тоже символично.
«Квадрат,один из распространенных мифологичес­ких символов. Мифопоэтическоеиспользование квад­рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры.Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания привыборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев,римлян), „сонников“ и сборников примет (от Древнего Востока и доМартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой»семантической" геометрии, в которой свойства гео­метрических фигурсоотносились с «добродетелями», геральдики и этикета и т. п.,выявляется связь квадра­та с такими отправляющимися от геометрической спе­цификиквадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота,единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля.Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан­те), как и соотносимый с нимикруг, образуют гори­зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этомособенно выделяются углы и середины сторон, обо­значающие четыре или восемьосновных направлений".
Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть «Звез­дного купола».С одной стороны, восьмиконечные звезды означают «Страну звезд», сдругой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда­ния,единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня «БашниСююмбеки» имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную.Если пред­положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углыэтажей с четвертого по седьмой ори­ентированы на восемь сторон света. Поэтомувосьми­конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятоми седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже­ний.
Казанский зиккурат,возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гиходнотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте «квадратной»символики.
«Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себеклассификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир(верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср.четырехчленные системы типа „огонь — вода — земля — воздух“) собразом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующейв себе основные параметры космоса.
Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний(зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь,рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­нияне только пространственного состава вселенной (страны света, направления,центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года,четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого рядачетырехчленных классифи­каций в социальной сфере».
Обратим внимание на еще однуособенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковыватьсякак «граница», «рубеж». Круг и квадрат, как мифологическиезнаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.
«Звездчатыйкалфак» «Башни Сююмбеки» обещает раскрыть еще многонеизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос:  Если, какутверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения«за передвиже­ниями татар», зачем строителям нужно было учитывать всеперечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
Нет основанияутверждать, что «Башню Сююмбеки» с ее широко распространенной в мирекультово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традицияегипетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как вИталии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочновспомнить «Черную палату» Великих Булгар.
Много тайн можно обнаружить в «Стране негасну­щихзвезд». В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий,голословных утверж­дений о «Башне Сююмбеки» и сегодня много. Люди имверили и верят. То, что долгое время тайна «звез­дного калфака»оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником,принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятниковговорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числеи к «Башне Сююмбеки». Это значит, что мы можем ожидать новых открытий,новых находок1.
Археологические раскопки натерритории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которыхкогда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущаяпо лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела втораядверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть «БашниСююмбеки». Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывалследующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (илисарко­фаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюденияряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь,в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режимвоздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроеныспециальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картинеЭ. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и напротивоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал «с натуры» ив 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в началеXIX века" вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
Известно, что «БашняСююмбеки» была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев(губернаторский) двор.
/>
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Оченьвозможно, что основными причина­ми наклонения «Башни Сююмбеки» моглибыть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, —постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые современем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башнистроительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней былустроен «комму­нальный колодец» для сточных вод1.
Можно надеяться на то, что призасыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Ихлегко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведенияраскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторыерасхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах иобещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологическихисследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку взатянувшихся дискуссиях о «Башне Сююмбеки».
«Башня Сююмбеки» в на­родной памяти имеет и дру­гое название —«Мечеть хана» В исторической ли­тературе о происхождении названиядостаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь вподробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что «Башня Сю­юмбеки»построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов,считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­нымидаже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но,что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовыхдокументов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения.Не числитсяоно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века этаБашня от­мечается как «азийское» со­оружение. Ответственные люди17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже вмыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотряна неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословныеутверждения.
Необходимоучесть и то, что «Башня Сююмбеки» в 1549-1551 годах была построенаускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом)название («Хан межиде») не успело укрепиться в народных массах, незаняло должного места в доку­ментах. Страшная война 1552 года распорядиласьиначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом соору­жении толькопонаслышке стали называть сооружение «Башней Сююмбеки», «Мечетьюхана» («Хан мечете»).
Последующие поколения перенялиэти названия «баш­ни», не вдаваясь в их смысловое значение. В такойформе они дошли до нас.
Семиярусная «Башня Сююмбеки» символизирует и семь небесныхсфер, и семь раев. Седьмой рай — «Дарас-Салям» — самый высший ижеланный. Такого воз­несения и признания благородных деяний желают Сафа-Гиреюего близкие и подданные.
«Башня Сююмбеки» построенапо таким же зодчес­ким традициям, как «Башня Бабила»(«Вавилонская башня»), и является «родственницей» древнихегипетс­ких пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городищеТити-Кань (в Мексике). «Башня Сю­юмбеки» — это памятник тех времен,когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай —джаннат.
«Башня Сююмбеки»— это одновременно и модель мира, и компас, исолнечные часы, и «Страна звезд», и памятник, призывающий к верностигуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальницавеликого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являютсясимволами некоторых городов и государств./>1.5. Благовещенский собор
К числу наиболее древних построек кремля принадлежит зданиеБлаговещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах.Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1.
В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольнойпостройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами сшлемовидными глава­ми. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранстваносят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразнаятрактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичныеорнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее времяединственном) купольном барабане.
В течение веков собор неоднократно пере­страивался, расширялся. Отпервоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшегоханского дворца архитектором К. А. Тоном был по­строен губернаторский дворец.
Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVIIве­ке на фундаменте татарской мечети Нур-Али.  Другие здания, расположенные вкремле (бывшие присутственные места — приземис­тое длинное, однообразное имонотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкер­ское училище и т. д.),строились в XIX веке и большой художественной ценности не пред­ставляют.
2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарскойкультур
Архитектура Казани, крупней­шего российского города,гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской.Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень ихслияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашегоисследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской ирусской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются взолотоордынское время и в период Казанского ханства1.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия всерединеXVI в. здесь уже существовала развитаяархитекту­ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва­ющих ктому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границахмусульманского    мира,   своеобразная булгаро-казанская архитектурапредставляла собой самую север­ную ветвь средневекового вос­точного зодчества.Традиции та­тарской архитектуры воздейст­вовали на сложение своеобраз­нойархитектуры Казани, проя­вившись   в  ряде     градострои­тельных,композиционных и де­коративных особенностей ее русской   части.   В   свою  очередь, русское   зодчество   воздейство­вало  на  архитектуру  феодаль­ной  верхушки   татарского  об­щества, находившейся в тесной связи с русскойадминистрацией. Середина XVIIIв. стала пере­ломным моментом, началом ка­чественно нового этапа развитиятатарской архитектуры. Его характерной чертой  было вступ­ление в тесныйконтакт с рус­ской культурой и, как следст­вие,  активное  восприятие эле­ментовпрогрессивной западно­европейской культуры. Решаю­щую роль в формировании сти­левого  и   образного   решения зданий стали играть русские ар­хитекторы, татарамотводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия   и  воздействовавшего   на творческий процесс проектиро­вания.  
Архитектурное окружение, национальная принадлежностьза­казчика и сама земля, где воз­никали эти постройки, способст­воваливыявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воз­действовали на сознание зод­чихи заказчиков также и сох­ранившиеся памятники средне­вековой архитектуры,почитав­шиеся местным населением как священные1. В то же время экономическаяи политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи­ческойжизни страны с неиз­бежностью разрушали межна­циональные перегородки, спо­собствоваливзаимодействию на­циональных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считатьзда­ние, специально для данного наро­да предназначенное. Любое талантливое иоригиналь­ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве исоциально для данного народа предназначенное, со вре­менем непременно станетчастью данной национальной культуры, в каких бы взаи­моотношениях с местнымитра­дициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обреластилевые характеристики барок­ко и классицизма, сохранив традиционныеособенности пла­нировки. В культовой архитек­туре местные традиции прояви­лисьв сохранении традиционно­го типа мечети и выражения ее отдельных элементовчерез формы         булгарского         зод­чества.
В    деталях    декора   частично применялись  мотивы татарского народного  искусства. Таким об­разом,    присущие    русской    ар­хитектуре  этого   периода  стиле­вые особенности были восприня­ты и своеобразнотрансформиро­ваны архитектурой татарской од­новременно   с   русской,   ступив­шейна путь западноевропейской ориентации.      Классицизм     был принят   татарским обществом в той его   части, которая не проти­воречила   егоэстетическим и ре­лигиозным   чувствам, и частично отвергнут.     Образцовый проект 1829   г.     на   татарскую   мечеть оказался    тупиковым путем раз­витиядля   монументального зод­чества,   не     прижились  в  архитектуре домовпортики, колоннады, изображения людей и жи­вотных.  Совокупность общих,особенных и единичных признаков содержания и формы элемен­тов городскойзастроили казан­ских татар второй половины XVIII — первой трети XIX в. можно квалифицировать как со­вокупность признаковсвоеоб­разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своимвнешним обликом и внутренней организацией отра­жавшей сильное русское влияние иобладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамкахобще­российских архитектурно-ху­дожественных направлений того времени./>Заключение
Широкой публике неизвестны ни стили­стические особенности город­скихзданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио­нальных традиций спривнесен­ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова­тельно, икритерии оценки со­хранившихся архитектурных па­мятников в условиях современ­ногогорода, необходимые при решении, проблем сохранения ха­рактерных участковзастройки и отдельных уникальных соору­жений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степенинационального свое­образия памятников архитекту­ры казанских татар находитсясудьба многих памятников ста­рины. Решения его ждут архи­текторы и художники,от рабо­ты которых зависит облик со­временной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со време­нем непременно становятся ча­стьюданной национальной куль­туры. История зодче­ства есть также история взаимо­отношенийлюдей — архитекто­ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно­шенияопределяли условия ра­боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарскогозаказчика с неиз­бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные идекоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловленосвоеобрази­ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бур­ные исторические катаклизмы иактивные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятниковархитектуры. Период  расцвета  средневеково­го   булгаро-татарского   зодчест­ва  после   разгрома  Казанского ханства     сменился    временным упадком    традиций     монумен­тального   зодчества.   Новая   та­тарская   архитектура  формиро­валась на корнях местных тра­диций,    вбирая    в    себя   чертыкультур    многих    народов    По­волжья./>Литература
1.        Бобченко Т.,Гарзавина А., Синицына К. Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.
2.        Гафаров И. А.Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.
3.        Казань. Временсвязующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.
4.        Памятники древнейистории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.
5.        Халитов Н. Х.Памятники архитектуры Казани XVIII-началаXIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.
6.        Ханзафаров Н. Г.Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.
7.        Ханзафаров Н. Г.Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 12-16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.