Реферат по предмету "Культура и искусство"


А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг.

КУРСОВАЯ РАБОТА
А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографическийуказатель за 2000-2009 гг.
 

Оглавление
Введение
Глава 1. Методика составления библиографического указателя
1.1 Библиографическийуказатель как система и как модель
1.2 Методикасоставления библиографического указателя
Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографическийуказатель за 2000-2009 гг.
Заключение
Библиографический список

Введение
Библиографическийуказатель занимает важное место в библиографической деятельности, ведь онявляется одним из инструментов, который используется библиографией длявыполнения своей основной функции – функции информационного управления.
Именно поэтому указателюкак виду библиографического пособия уделяется так много внимания: теоретическиеработы, в которых раскрывается понятие «библиографический указатель», егофункции, основные принципы составления появляются с конца ХIХ века – и на протяжении всего ХХвека библиографы не оставляют тему. Но несмотря на ее явную разработанность,многие вопросы и споры сохраняются до сих пор, особенно это касается методикисоставления библиографического указателя.
Мы не ставили целью нашейработы давать сравнительный анализ различных методик; здесь освещена методикабиблиографа А.А. Гречихина[1], однако был учтены опытыразработки данной темы такими библиографами, как Фомин А.Г.[2],Садофев А.Ф.[3], Астапович Е. Г.[4].
Таким образом, структураданной работы выглядит так: первая часть – теоретическая, посвященная сущностибиблиографического указателя как явления и методике его составления; вторая же– практическая, представляющая собой собственно библиографический указатель,который включает в себя новейшие публикации о творчестве и жизни композитора А.Г. Шнитке. Обоснование выбора именно этой темы для указателя, а также егоособенности и принципы составления, изложены в предисловии к нему.
 
Глава 1. Составление библиографического указателя
 
1.1 Библиографическийуказатель как система и как модель
Библиографическийуказатель (далее – БУ) — библиографическое пособие значительного объема сосложной структурой и научно-справочным аппаратом. Это первоначальное определение,которое дает нам ГОСТ. Нам кажется, что оно нуждается в раскрытии и некоторомуточнении. Кроме того, без понимания таких понятий, как библиографическиеинформация, продукция, жанр, запись и некоторые другие понятия, невозможно вполной мере уяснить себе и сущность БУ, а значит, и грамотно подойти к его составлению.
Люди, накапливая опыт вразличных областях знания, создавали произведения литературы. Со временем,когда число конкретных произведений стало увеличиваться, общество быловынуждено создать также и особые инструменты, чтобы управлять литературой какособым социальным институтом и использовать эти произведения в разнообразныхцелях. Так начала появляться библиографическая информация.
Согласно ГОСТ 7.0-99,библиографическая информация – «информация о документах, необходимая для ихидентификации и использования»[5].
Однако здесь необходимовспомнить один из принципов библиографии – принцип коммуникативности, которыйпредполагает, что эта библиографическая информация не может существовать внематериальной формы, то есть она обязательно должна фиксироваться в знаковойформе на каком-либо материальном носителе. Так возникает библиографическоепособие:
— библиографическоепособие (далее — БП) — упорядоченное множество библиографических записей. [6]Здесь же мы сразу должны пояснить и термин «библиографическая запись» (далее –БЗ), чтобы избежать в дальнейшем разночтений в его понимании: БЗ — элементбиблиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения одокументе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание вцелях библиографического поиска.
Существуют различные видыБП, одним из которых и является БУ как упорядоченная совокупность БЗ, имеющаясложную структуру.
БУ можно и нужнорассматривать как систему, обладающую наличием качеств и свойств, которые неприсущи отдельным ее частям, но возникают в результате их связи, взаимодействияв указателе.[7] Об этом нужно сказать подробнее,ведь при дальнейшем составлении БУ мы должны будем добиться, чтобы результатомбиблиографической деятельности стала именно система: именно тогда указательбудет действительно указателем, а не простым списком библиографических записей.
Связи между элементаминазывают системообразующими, или интегративными; к ним относят единство содержания,целевое и читательское назначения, временной признак. Именно эти связинеобходимо создавать при составлении БУ (подробнее речь об этом пойдет вследующем параграфе), ведь именно они определяют главное – отбор литературы дляуказателя.
Отметим, что БУ, равнокак и БЗ, появились как «заместители» конкретных произведений, а свойствомзамещения обладают модели. Таким образом, БУ можно назвать информационноймоделью некоторого множества публикаций, какой-либо части документного потокаили массива. Но БУ, являясь сложной структурой, системой, дает о публикацияхинформацию через более простые модели — опознавательные, которыми являются БЗ всоставе БУ.
Как модель указательслужит средством разыскания объекта моделирования, то есть литературы, давая оней новую информацию, однако знания о литературе, полученные через БУ,адекватны самой литературе, поскольку, подчеркнем еще раз, указатель «замещает»документный поток.
БУ является открытойсистемой, то есть на нее действует внешняя среда, что составитель-библиографдолжен учитывать. Влияние среды обусловлено тем, что само появление указателясвязано с развитием литературы, которое, в свою очередь, определяется развитиемнауки, искусства и т.п.
БУ нельзя назватьсаморазвивающейся системой. Его развитие зависит от деятельности составителей.Но он должен двигаться в направлении все более эффективного исполнения своихфункций (информационной, эвристической, подытоживающей, пропагандисткой ит.д.). Это развитие и должно обеспечиваться библиографами.
Подход к БУ как кинформационной модели и целостной системе так важно, потому что это открываетбольшие возможности для упорядочивания структуры и содержания указателя иповышения его эффективности. Кроме того, осознание того, что библиографическаяработа включает в себя моделирование как научные процесс, позволяет подвеститеоретическую базу под методику его составления, тем самым улучшая ее. А.Ф.Садофев подчеркивает, что «теоретическое понимание библиографического указателякак информационной модели позволяет разработать идеальный образец указателя».[8]
Однако до сих порбиблиографами не был создан «идеальный указатель». Одной из причин этомуявляется то, что и сейчас не разработано единой доказательной методики егосоставления, несмотря на многочисленные глубокие научные работы по данномувопросу. Даже в действующих ГОСТах нет необходимой четкости по данному вопросу.
В следующем параграфе мысделаем попытку некоторой систематизации различных методик составления БУ,учитывая его свойства как системы и как модели.
1.2 Методикасоставления библиографического указателя
Для составления БУнеобходимо знать общую методику составления БП, хотя имеются и некоторыеособенности составления БУ разных типов. Не будем останавливаться подробно и натипологии БУ, так как это могло бы стать темой для отдельной работы, но считаемнеобходимым определить тип нашего БУ, выделяемый по различным критериям. Дляэтого приведем определения соответствующих типов из действующего ГОСТа 7.0-99,которые характеризуют наш указатель:
1. Научно-вспомогательноеБП — библиографическое пособие, предназначенное в помощьнаучно-исследовательской деятельности;
2. Аннотированное БП — библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографическихзаписей включают аннотации
3. Отраслевое БП — библиографическое пособие, отражающее документы по определенной отрасли знанияи (или) практической деятельности; аннотированное БП – библиографическоепособие, в котором все или большинство библиографических записей включаютаннотации, отобранные по какому-либо критерию.
4. Ретроспективное БП — библиографическое пособие, отражающее массив документов какого-либоисторического периода
Выбор именно этих типовбудет обоснован в предисловии к указателю, сейчас мы их коснулись толькопотому, что типология информационных изданий, к которым относится и БУ,является основой для создания научной методики подготовки пособия[9].
После этого вводногозамечания обратимся к собственно методике составления БУ. Подход к этомупроцессу изменялся с течением времени. Так, в 60-х- начале 70-х гг.теоретические положения составления БУ основывались на методике отдельных,локальных процессов; сама методика (начиная с изучения темы и заканчиваясоставлением вспомогательных указателей) рассматривалась, например, М.А.Брискманом, с точки зрения его жанра, читательского и целевого назначения идругих характеристик[10].
Далее, к концу 70-х гг.была предложена общая аналитико-синтетическая структура процесса производствабиблиографической информации (библиографирования). Так, например, О.П.Коршунов, стал выделять 4 основных этапа подготовки БП; эти этапы выделялись наосновании принципа абстрагирования как метода: подготовительный, аналитический,синтетический и заключительный.
В 1986 году С.Г.Астапович предлагает свою методику, которая стала итогом анализа составления БПразличными органами (ГБЛ, БАН СССР и ГПНТБО СО АН СССР)[11].Он составил блочно-унифицированный перечень наименований библиографическихпроцессов. Однако, на наш взгляд, эта методика не является совершенной; впредложенном плане работы много внимания уделяется предварительному,подготовительному этапу, в то время как принципы поиска литературы для будущегоБП явно не разработаны.
В нашей работе мы будем восновном ориентироваться на методику, предложенную А.А. Гречихиным[12],так как она представляется нам наиболее продуманной и обоснованной.
Составление БП, поГречихину, предполагает шесть основных этапов.
1) Подготовительный этап.Он включает в себя выбор темы и предварительное ее изучение, а такжесоставление проспекта БП. При выборе темы надо помнить, что она должна бытьактуальна, ведь именно выбранная тема будет обеспечивать значимость и общественнуюполезность будущего БП.
Так, например, указатели,содержащие произведения по вопросам науки, должны содержать, в первую очередь,самую новую литературу, ведь именно она отражает последние достижения научнойдеятельности людей. Однако на практике это невозможно, литература неизбежноустаревает к моменту печати. Возникает противоречие: указатель как«заместитель» конкретного массива литературы, как его модель должен отражать егосодержание, а вместе с ним и развитие науки (получается своеобразная цепочка),но сделать этого не может. А.Ф. Садофьев предлагает снять это противоречиевключением в пособие информации, дополняющей содержание представленных в немматериалов новыми сведениями, имеющимися в распоряжении в период работы надуказателем[13].
Это возможно только в томслучае, если библиограф хорошо разбирается в выбранной теме или для составленияуказателя привлечены специалисты. Привлечение специалистов обеспечивает такжепринцип научности.
Когда тема выбрана,необходимо ознакомиться с библиографией вопроса, выяснить библиографическуюоснащенность темы. Это может оказать значительную помощь при составлении БУ, атакже позволит избежать дублирования.
Когда библиографокончательно определился с темой, разрабатывается план-проспект – это основнойдокумент, который регламентирует дальнейшую работу. Он должен содержатьобоснование темы с указанием идейного замысла, определение типологическихособенностей издания, характеристику структуры издания, а также примерныерешения, касающиеся конкретной методики составления БУ на всех этапах.
2) Этап поиска. Библиографначинает непосредственную работу над составлением БУ. Ему необходимо подобратьлитературу по своему вопросу – «это значит, руководствуясь определеннымикритериями и методическими принципами, выделить из бесконечного множествапроизведений соответствующие теме материалы». [14]. Выделяют два методаразыскания с целью подбора материала: сплошной и эпизодический. Сплошной методпредполагает просмотр всех без исключения пособий и источников. Разумеется, этообеспечит наиболее совершенное содержание будущего указателя. Однако «трезваяреальность заставила библиографов идти по другому пути»[15].При эпизодическом разыскании просматривается не весь массив литературы, отбираютсяисточники для просмотра и уже в ее пределах осуществляется сплошное разыскание.Отбор источников для просмотра определяется темой будущего БУ.
На этом же этапенеобходима предварительная систематизация найденных материалов, а также ихбиблиографическое оформление. Возможно создание картотеки, причем в нее должнывключаться и первичные, и вторичные просмотренные материалы, которые вдальнейшем составят список используемых источников информации.
3) Этапбиблиографирования. На этом этапе библиограф осуществляет три процесса: общийбиблиографический анализ, библиографический отбор и составлениебиблиографических записей.
Цель анализа — подготовканеобходимого материала для последующих операций составления. Необходимо изучитькаждый найденный документ по теме, внимательно исследовать также критическиестатьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научныхдискуссий и т.п. Это во многом облегчает оценку и рекомендацию отобранных вконечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание БУ.
Цель библиографическогоотбора — оформление круга наиболее ценных документов. Выделяют два вида отбора:ограничительный и качественный. Ограничительный отбор выступает в двухразновидностях: формальный и содержательный. Формальные ограничения могут быть:
а) пространственными – фондбиблиотеки, издательский репертуар, книготорговый ассортимент;
б) формально-издательскими– вид издания, тираж, объем;
в) хронологическими — учетный период, время написания или издания;
г) территориальными, языковыми,авторскими.
При этом не затрагиваетсясодержание документов, поэтому на практике этот формальный вид отборасочетается с его содержательной разновидностью. Содержание, тематикапроизведений слишком разнообразна, чтобы выявить четкие и единые содержательныеограничения; в каждом конкретном случае вырабатываются собственные критерииотбора.
Суть этапабиблиографирования реализуется в составлении библиографической записи. Причем длярекомендательного БУ недостаточно только библиографического описания, котороеявляется простым отражением конкретного документа; необходимо давать аннотацию(общую или аналитическую). Общие правила составления библиографической записи ианнотации зафиксированы в ГОСТе 7.1-2003[16].
4) Этап систематизации. Наэтом этапе собранный материал, находящийся в форме библиографических записей,преобразуется в библиографическое произведение. Но для этого библиографомосуществляются такие операции, как индексирование и предметизация,библиографическая группировка, составление предварительных замечаний,составление вступительной статьи. При индексировании, проводящемся покакой-либо системе классификации, в аппарате библиографической записиуказывается классификационный индекс, а в ходе предметизации для нее определяетсяпредметная рубрика.
Важна рольбиблиографической группировки. Она включает три основные операции: разделениевсего массива записей на определенные группы по избранному признаку;определение последовательности разделов, подразделов, рубрик и т.д.; выборспособа расположения записей внутри рубрик (подрубрик), т.е. внутри такназываемых последних делений[17].
Группировка бываетформальной, содержательной и рекомендательной. Формальная группировка обеспечиваетпоиск конкретных документов по их внешним признакам (расположение в алфавитезаглавий документов или фамилий их авторов, по месту издания или хранения ит.п.). Классификация содержательнойгруппировки базируется на тематикедокументов. При этом одно и то же произведение, посвященное нескольким темам,может быть отражено в разных предметных рубриках пособия, для чего используетсяособая система отсылок. И наконец, рекомендательная группировка. Она всегдасодержательна. В отличие от всех других она носит ценностный характер.
Ранее мы ужеговорили о необходимости вступительных замечаний к разделам. Их составлениетакже относится к этапу систематизации.
Важна такжероль вступительной статьи, которая венчает этап систематизации. Она даетпредставление об указателе. Во вступительной статье должны содержатьсяследующие положения: задачи указателя, круг лиц, для которых он предназначен,хронологические границы содержащегося в БУ материала, объем материала, принципотбора, список просмотренных изданий с обязательным указанием того, соблюден либыл принцип de visu, структура БУ, расположение материала. Можно так жедать краткий обзор истории развития и современного состояния литературы повыбранной теме.
5) этап разработкиаппарата. Справочно-поисковый аппарат информационных изданий включает:содержание, предисловие, руководство по пользованию изданием, классификационнуюсхему, систему ссылок, список использованных источников, список сокращений. Всеэти элементы необходимы, поскольку даже самая совершенная группировка необеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому илииному библиографическому пособию.
6) заключительный этап.Предполагает два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописии редактирование библиографического пособия. Однако включение редактирования вэтот этап является условным, так как эта деятельность функционально иорганизационно специализирована.

Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество ижизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.
 
Предисловие
А.Г. Шнитке являетсязнаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественноемузыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности,отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличаетнекоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура игармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творенийделают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможностидля разнообразных исследований его творчества.
Сейчас интерес к этомукомпозитору все возрастает, появляются новые научно-исследовательские работы.Именно поэтому мы решили составить настоящий указатель, посвященный творчествуи жизни А.Г. Шнитке, ограничив хронологию входящих в него публикаций последнимдесятилетием, поскольку мы хотели показать, что сделано в области исследованиятворчества этого во многом загадочного композитора в XXI веке, когда можно говорить, что общественное инаучное сознание практически полностью отошло от советского взгляда надействительность и, в частности, на искусство. Кроме того, существующие библиографическиепособия по музыке представлены изданиями 1970-1980-х гг., которые, естественно,не отражают современный уровень науки о музыке. Практически та же ситуациянаблюдается и среди справочных изданий по музыкальному искусству.
В указателе два раздела.Первый раздел включает в себя произведения научного типа. Внутри разделабиблиографические записи разбиты на тематические рубрики; внутри них документырасполагаются в хронологическом порядке (по мере выхода в свет указанныхпроизведений), что обусловлено научным характером данного раздела:хронологический порядок позволит читателям видеть развитие научной мысли.Второй раздел содержит литературу научно-популярного характера;библиографические записи в нем приводятся также в хронологическом порядке,чтобы не нарушать единообразие указателя, однако не распределены натематические рубрики: в этом нет смысла в связи с небольшим объемомлитературного массива.
Разделение материала наиздания научного и научно-популярного типа проводилось на основанииопределений, данных в «Справочнике библиографа»[18].
В указатель вошлипрактические все произведения научного характера, вышедшие за указанный периодна русском языке, однако издания научно-популярного типа не представлены вуказателе в полном объеме, так как настоящий указатель в большей степени ориентированна специалистов, и составители сочли возможным не включать максимально полноиздания этого типа.
В указателе отражаютсякак отдельно изданные произведения, так и статьи из периодических ипродолжающихся изданий.
Настоящий указательпредназначен для специалистов в области музыкального искусства, а такженепрофессионалов – любителей музыки. Но при кажущемся довольно широкимчитательском адресе круг читателей указателя ограничен по двум причинам.Объективной причиной является тот факт, что литература, содержащая исследованияпо теории музыки, анализ музыкальных произведений как художественного явленияво взаимосвязи с прочими видами искусства, с религией, интересна узкому кругуспециалистов (это искусствоведы, музыканты-профессионалы, теоретики музыки,преподаватели высших музыкальных учебных заведений, аспиранты, студенты) и ужев определенной степени подготовленному читателю-неспециалисту, имеющему знанияпо теории музыки. Субъективной же причиной выступает тот факт, что творчествоА.Г. Шнитке остается многими непонятым; в то же время у этого композитора естьи истинные ценители, любители и исследователи (подтверждением этому служитналичие сообществ, сайтов, посвященных творчеству и жизни композитора).
Для составления указателяиспользовалось издание Музыка: библиогр. информация / РГБ; Науч. муз. библ-каим. С.И. Танеева Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – 1973 —. –М., 2010 —. – 6 раз в год. Были просмотрены все выпуски, начиная с 2001 года изаканчивая 2009. В указатель включены также некоторые издания, найденные насайтах, посвященных Шнитке, не отраженные, однако, в библиографическом пособии«Музыка: библиогр. информация».
Представленные вуказателе документы не были просмотрены нами de visu, поскольку у нас нет оснований не доверятькомпетентности составителей библиографического пособия «Музыка...».
Библиографическиеописания, приведенные в указателе, составлены по стандарту ГОСТ 7.1-2003;аннотации преимущественно носят справочный характер, перенесены из пособия«Музыка...», даны не ко всем изданиям, так как в некоторых случаях заглавиепубликации и так очень конкретно.
Нумерациябиблиографических записей в указателе сплошная.
Указатель снабженсправочным аппаратом, представленным оглавлением, именным указателем авторов, атакже списком периодических изданий, в которых были опубликованы материалы отворчестве и жизни Шнитке.

Содержание
Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке
1.1 . Теория музыкипо произведениям композитора
1.2 . Связь различныхвидов искусств, философии и религии с творчеством А. Шнитке
1.3 . Прочие научныеработы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по историитворчества композитора
Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А.Шнитке

Раздел 1. Научные исследованиятворчества А. Шнитке.
1.1  Теория музыкипо произведениям композитора.
 
2000
1. Вартанова Е. К вопросу о феномелогии музыкальногомышления А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В.Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-воСарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 3-12. – ISBN 5-292-025536-4.
2. Вартанова Е. Ободном свойстве полистилистики А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос.консерватории им. А.В. Собинова: теорет. и истор. Музыкознание иисполнительство. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 1. – С.8-10. – ISBN 5-292-025536-4.
3. Васильева Н. В.Хоровое творчество А.Г. Шнитке: проблемы фактуры: автореф дис. … канд.искусствоведения / Санкт-Петерб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. –СПБ., 2000. – 24 с.
4. Ивашкин А.Глубина бархата // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В.Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-воСарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 12-19. – ISBN 5-292-025536-4.
5. Казурова А. А. Шнитке:композиция, драматургия, музыкальный язык // Ученые записки Саратовской гос.консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со днярождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 129-144. – ISBN 5-292-025536-4.
Анализ особенностей стиля А. Шнитке и восприятие его музыкисовременниками.
6. Кивалова Л.Тонально-ладовые аллюзии в гармонии А. Шнитке // Ученые записки Саратовскойгос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со днярождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 38-50. – ISBN 5-292-025536-4.
2001
7. Демченко А.Смысловые ориентиры полистилистики А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Изсобраний «Шнитке-центра». – М., 2001. — Вып. 2. – С. 100-110. – ISBN 5-93532-006-1.
8.  Дьячкова Л.Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых пластов,скрытых смыслов муз. произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собранийШнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 82-100. — ISBN 5-93532-006-1.
9. Томина М.Четвертая симфония А. Шнитке: особенности драматургии и стиля // АльфредуШнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С.150-165. — ISBN 5-93532-006-1.
10.  Эфендиева Р. Шнитке.Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979): К вопросу интерпретации //Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А.Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000.– Вып. 2. – С. 144-152. – ISBN5-292-025536-4.
2002
11. Акишина Е. М. Символическая сторона музыки А. Шнитке //Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1-й Рос. науч.-практ.конф. 4-5 дек. 2002 г., Москва / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского;отв. ред. и сост. В.Н. Иолопова. – М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 102-114. – ISBN 5-93716011-8.
12. Волохова И. О смысловых ракурсах антисимметрии в кантате А.Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрениисовременной молодежи: преемственность и новаторство: мужвуз. сб. науч. ст. поматериалам регион. науч.-творч. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос.Консерватория. – Саратов, 2002. – С. 31-33. – ISBN 5-94841-005-6.
Особенности «парадоксальной логики» А. Шнитке в сюжетно-композиционнойструктуре кантаты.
13. Кривошеева И.В.Звуковой образ современности в Первой симфонии А. Шнитке: к проблеме «Человек имир» на пороге 3-го тысячелетия // Человек в культуре России: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / Рос.ин-т культурологи; ред. Баранов А.А., Винокуров В.И. – Ульяновск, 2002. – С.44-46. – ISBN 5-7432-0364-4.
14. Криполова В.А. Три стороны музыкального содержания вКонцерте для хора А. Шнитке // Взгляд в XX век: из прошлого: Из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалыII регион. науч.-практ. конф.(Кемерово, 25-28 марта 2002 г.) // Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки,Кемер. муз. училище; ред.-сост. Щитова Л.Л. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2002.– С. 61-65. – ISBN 5-202-00583-0.
Символика стиля, жанра, словесной программы и воплощение еемузыкально-риторической фигуры.
2003
15. Акишина Е.М.Семантические аспекты творчества А. Шнитке: автореф. дис. …. канд.искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М., 2003.– 38 с.
16. Аникина Е. О специфике эмоционального содержания в музыкеА. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск.гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.162-173. – ISBN 5-85285-5745-9.
Выявление специфики эмоционального плана в музыкальномсодержании произведений А. Шнитке. Религиозные эмоции как выражение сакральногоначала.
17. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке – творец и философ //Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-тмузыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.126-148. – ISBN 5-85285-5745-9.
Опыт интерпретаций Концерта для фортепиано и струнногооркестра А. Шнитке.
18. Диксон Г. Взаимодействие структуральных концепций в Четвертойсимфонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» /Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.196-227. – ISBN 5-85285-5745-9.
Программные идеи и структурные модели Четвертой симфонии А.Шнитке: виды и результаты их взаимодействия.
19. Дзют Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опытинтертекстуального анализа: автореф. дис. …канд. искусствознания/ Моск гос.консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – 19 с.
20.  Кюрегян Т. Cantus perpetuus А. Шнитке – «метафизическая песнь»продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» /Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.118-126. – ISBN 5-85285-5745-9.
Пьеса А. Шнитке «Cantus perpetuus».История создания и анализ музыкальной формы.
21. Николаева Ю. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке //Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыкиим. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 51-66. – ISBN 5-85285-5745-9.
Контрапунктические формы в произведениях А. Шнитке1970-1980-ч гг.
22. Паршина М. Первая соната для скрипки и фортепиано А.Шнитке: додекафония и символизм // Музыкант. – 2003.- №10. – С. 22-24.
23. Понамарев С. Седьмая и восьмая симфонии А. Шнитке //Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-тмузыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 66-88. – ISBN 5-85285-5745-9.
Взаимосвязь тембра и формы в симфонических произведениях А.Шнитке. Особенности тембровой драматургии и тембровой композиции седьмой ивосьмой симфоний А. Шнитке.
24. Тиба Дз. Методика интертекстуального анализа и музыкаАльфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» /Моск. гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. –С. 181-187. – ISBN 5-85285-5745-9.
25. Хирун-Джавахишвили Ф. Сосуществование тональности идодекафонии в Первой скрипичной сонате А. Шнитке: их интеграция внутрициклической структуры //VАльфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-тмузыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 227-245. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
26. Звонкович О. Система звуковысотной организации в музыкеА. Шнитке// Ежегод. октрытая науч.-практ. конф. Студентов, аспирантов исоискателей по специальности «Музыкальное искусство», Казань25-26 марта: тез.Докл./ Казан. гос. консерватория; сост. Дулат-Алеев В. Р. – Казань, 2004. – С.13-15. – ISBN 5-85904-051-8.
27. Паршина М. Фортепиано в камерных сочинениях А. Шнитке1960-1970-х гг. // Фортепиано. – 2004. — № 1. – С. 22-26: ил..
Фортепиано в творческом наследии композитора. Фортепианныйстиль в 1-й и 2-й сонатах для скрипки и фортепиано, Квинтете и 1-й сонате длявиолончели и фортепиано. Изменения в трактовке возможностей фортепиано впоздний период творчества А. Шнитке.
28. Тиба Д. Путь к последним симфониям // Муз. академия. –2004. — №4. – С. 32-38: нот. – ISSN0869-4516.
Характеристика позднего периода творчества А. Шнитке.Симфонии № 6,7,8. Особенности формы и стиля, тематизм и его символика.
29. Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке: опытинтертекстуального анализа / Д. Тиба. – М.: Композитор, 2004. – 160 с. – ISBN 5-85285-784-Х.
30. Чигарева Е. О позднем стиле (инструментальноетворчество)// Муз. академия. – 2004. — №4. – С. 17-23: ил., нот. – ISSN 0869-4516.
Феномен «позднего стиля» и его отражение в творчестве А. Шниткепоследнего периода, проблема ощущения времени. Балет «Пер Гюнт», виолончельныеконцерты № 1 и №2, симфонии №6, 7 и 8 А. Шнитке.
30. Франтова Т. Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения кпреобразованию// Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф./ Рост.гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону: РРК, 2004. – С. 271-278.– ISBN 5-93365-033-1.
31. Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции вмузыке второй половины XXвека. – Ростов-на-Дону, 2004. – 404 с. – ISBN 5-87872-270-4.
Полифония и музыкальная форма второй половины XX века. Творчество А. Шнитке. Контрапунктическоеписьмо, фактура, канон. Связь и взаимодействие традиционного и нового в музыке XX века.
2005
32. Франтова Т. «Порядок из хаоса»: контрапункт в контекстеинтегративной техники композиции у А. Шнитке// Гармония: проблемы науки иметодологии: Сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова.– Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2. – С. 241-277. – ISBN 5-98254-040-4.
33. Шибунова И. «Вариации на один аккорд» А. Шнитке:додекафонная техника//Гармония: проблемы науки и методики: сб. ст./ Рос. гос.консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2.– С.220-240. – ISBN5-98254-040-4.
Анализ фортепианного произведения А. Шнитке «Вариации на одинаккорд» (1965).
2006
34. Альфреду Шнитке посвящается… / Моск. гос. ин-т музыки им.А. Г. Шнитке / Ред-сост.: Богданова А.В., Долинская Е.Б. – М.: Композитор,2006. – Вып. 5. – 345 с. – ISBN5-85285-846-3.
35. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции вмузыке второй половины XXвека: автореф. дис. …д-ра искусствоведения/ Моск. гос. консерватория им. П. И.Чайковского. – М.2006. – 45 с.
2008
35. Вартанов С. Я. Концепт перепада в интерпретациифортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов»// Литературно-художественныйавангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность:сб. ст. Участников Междунар. нуч. конф./ Отв. ред. Иванюшина И.Ю. – Саратов:Наука, 2008. – С. 261-274. – ISBN978-5-91272-571-5.
Анализ сквозных мотивов и ритмоформул, сонорных эффектов,инструментальных средств воплощения.
36. Кондаков И. Плюрализм культурной памяти в эстетикероссийского постмодернизма (феномен Альфреда Шнитке) // Ис-во как сферакульт.-истор. памяти. Сб. ст. / Отв. ред. Лиманская Л.Ю. – М.: Рос. гос.гуманит. ун-т, 2008. – С. 84-102. – ISBN 978-5-7281-6975-4.
Роль полистилистики в эстетике Шнитке. «3-я симфония», «Concerto grosso №1».
37. Мухамадеева А.Ф. Визуальные кинопартитуры А. Шнитке:некоторые вопросы методологии исследования// Актуальные проблемы истории,теории и методологии современного музыкального искусства и образования: Сб. науч.тр./ Оренбург. гос. ин-т искусств. – Оренбург, 2008. – Вып. 3. – С. 53-60. – ISBN 978-5-7410-0723-5.
38. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы А. Шнитке «Джезуальдо»:лабиринты смыслов// Музыковедение. – 2008. — №7. – С. 42-48: портр.
Сюжет, атмосфера оперы, многовариантность прочтения смысладействия: композиция, структура и символика сочинения. Черты эстетики посмодернизмав опере А. Шнитке «Джезуальдо».
39. Чигарева Е. «Суперполифония» А. Шнитке// Муз. академия. –2008. – №2. – С 190-191. – Рец. на кн: Франтова Т. А. Шнитке и новые тенденциив музыке второй половины XXвека. – Ростов-На-Дону: СКНЦ ВШ АПСИ, 2004. – 403 с. – ISSN 0869-4516.
Киномузыка А. Шнитке: музыка к фильму Э. Климова «Прощание»,«Увертюра» из музыки к фильму А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня», музыка кфильму И. Галанина «Отец Сергий».

1.2 Связь различных видов искусств, философии и религии с творчествомШнитке
 
2000
40. Козляков В. «Три духовных хора» А. Шнитке в свете2000-летней истории христианской музыки // Культура и образование на рубежетысячелетий: мат. междунар. науч.-практ. конф. (дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 265-266. – ISBN 5-89016-016-8.
41. Митта А. О музыке Шнитке для кино // Культура иобразование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 187-190. – ISBN 5-89016-016-8.
42. Попова Е. Смех Гоголя в музыке А. Шнитке: «Ревизскаясказка»: музыка к спектаклю Театра на Таганке // Культура и образование нарубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. – Тамбов, 2000. – С. 110-142. – ISBN 5-89016-016-8.
43. Савостьянова Л. Традиции христианской символики вквартетном творчестве А. Шнитке (на примере второго и третьего квартетов) //Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А.Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000.– Вып. 2. – С. 50-60. – ISBN5-292-025536-4.
44. Христиансен Л. К проблеме «второй религиозности»:творчество А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В.Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-воСарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 60-64. – ISBN 5-292-025536-4.
45. Чигарева Е. Два полюча в творчестве А. Шнитке // МузыкаХХ века. Моск. форум: мат. междунар. науч. конф. – М., 1999. – С. 142-148. –(Науч. тр. Моск. гос. консерватории, сб. 25).
Религиозно-философские постижения смысла и природапротивостояния добра и зла (Бога и дьявола) как константа художественногомышления композитора в 80-90-ее гг. ХХ века.
2001
46. Вобликова А. Картина мира в симфониях А. Шнитке:особенности метафорической поэтики // Мир искусств: альманах / Гос. ин-тискусствознания Мин-ва культуры РФ. – СПб.: Дмитрий Буланин. – 2001. – Вып. 4.– С. 420-432.
47. Кочанова Е. Кантата А. Шнитке «История доктора ИоганнаФауста»: к вопросу трактовки «вечного сюжета» // Худож. Мир музыкального произведения:межвуз. сб. ст. / Уфимский гос. ин-т искуссв. – Уфа, 2001. – С. 90-106. – ISBN 5-93716-008-8.
2003
48. Бевз С. «Итория доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: откантаты к опере // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» /Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.88-118. – ISBN 5-85285-5745-9.
Тема Фауста в творчестве Шнитке, источники фаустическойтематики и история самой фаустианы. Опера А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
49. Клочкова Е. Тема апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А.Караманова // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск.гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.148-156. – ISBN 5-85285-5745-9.
Творческая эволюция обоих композиторов. Сходные черты ипроникновение в облась религиозной темы, апокалипсические идеи.
50. Якубова Р.Х. Роман Достоевского «Идиот» и музыка//Якубова Р.Х Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура/ Башк. гос.ун-т. – Уфа: Гилем, 2003. – С. 105-121. – ISBN 5-7501-0407-9.
Звуковая особенность художественных текстов Достоевского и еепродолжение в музыке А. Шнитке.
2004
51. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский//Музыковедение. – 2004. — №1. – С. 28-35: нот. – (Прилож. к журн. «Музыка ивремя»).
Анализ пьес фортепианного цикла А. Шнитке 2»Пять афоризмов» споэтическим комментарием из стихов И. Бродского.
52. Денисов А. Отражение «Фауста»// Муз. академия. – 2004. — №4. – С. 24-31. – ISSN 0869-4516.
Легенда о Фаусте в музыке, ее литературные источники. Кантата«История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: «Народная книга» И. Шписа и ее претворениев сочинении, смысловые аллюзии и семантическая организация, роль гротеска,влияние мистериального театра.
53. Денисов А.В. Кантата А Шнитке «История доктора ИоганнаФауста»: диалог Средневековья с XXвеком//Наукао музыке: слово молодых ученых: материалы Междунар. Всерос. конкурса науч.работ молодых ученых в обл. муз. ис-ва/ Казан. гос. консерватория; ред.Сорокина Е.Г. – Казань, 2004. – С. 126-149. – ISBN 5-85401-054-2.
54. Скребкова К. Ю. О литературном прообразе контаты А.Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»// Современное музыкальное искусство: извека в XX в век XXI: материалы междунар. науч.-практ. конф. 9-10 апр. 2004 г./ Том. обл. муз. училище им. Э.В. Денисова; ред.-сост. Чабовская Н.И. – Томск: Дельтаплан,2004. – С. 13-17. – ISBN5-94154-089-2.
55. Шнитке А. Стати в связи с постановкой «Пиковой дамы» вПариже, 1977 г.// Муз. жизнь. – 2004. — №11. – С. 36-37. – ISSN 0131-2383/
Композитор о своем участии во внесении некоторых изменений впартитуру оперы П.И. Чайковского.
2005
56. Поспелова Н. Знаки повседневности в творчестве А.Шнитке// Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. «Повседневностькак текст культуры». Киров, 27-29 апр. 2005. – Киров: Изд-во ВотГГУ, 2005. – С.364-368. – ISBN 5-93825-25-4.
Музыка Шнитке как перемешивание повседневности, возвышенноенад бытом, осмысления быта как бытия, мезальянс высокого и низкого, надвременногои преходящего.
2006
57. Керечашвили Т. К вопросу об интеграции музыкального икинематографического искусства// Музыка и время. – 2006. — №1. – С. 37-41.
Сущность и основные характеристики воплощения идеи синтезаискусств в кинематографии. Роль музыки в создании фильма. Характеристика киномузыкиД. Шостаковича, А. Шнитке. Параллели в кинематографических и музыкальныхмеханизмах мышления.
58. Ковалевский Г. В. Фаустовский миф в творчестве А. Шнитке:автореф. дис. …канд. искусствоведения / Нижегор. гос. консерватория (академия)им. М.И. Глинки. – Ниж. Новрогород, 2006. – 26 с.
Монографический портрет А. Шнитке сквозь призму фаустовскогомира, сыгравшего ключевую роль в концепциях и языке его произведений.
59. Труханова А.Г. Духовная тематика в русской хоровой музыкеконца XX века: автореф. дис. … канд.Искусствознания / Сарат. гос. консерватория. – Саратов, 2006. – 26с.
Творчество Н. Ведерникова, С. Трубачева, архим. Матфея, Г.Свиридова, А. Шнитке, Н. Каретникова, В. Рубина и др.
2007
60. Ковалевский Г. В. «Moz-Art» АШнитке: проект диалога с ушедшим миром// Моцарт в России: сб. ст. – Ниж. Новгород:ДСКОМ, 2007. – С. 72-74. – (Австрийская библиотека НГЛУ).
Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке. Пьеса «Moz-Art» для флейты и арфы (1990).
61. Чигарева Е. Рецепция Моцарта в творчестве отечественныхкомпозиторов творой половины XXвека// Моцарт в России: сб. ст. – Ниж. Новгород: Деком, 2007. – С. 83-88. –(Австрийская библиотека НГЛУ).
Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке (Третья симфония,1981), Э Денисова (Вокальный цикл «Веселый час», 1961), В. Сильвестрова(«Реквием», 1997-1999) и др.
2008
62. Макаров И. В. Эстетические метаморфозы в контекстеонтологического восприятия музыки ХХ века // Христианство и культура: сб. науч.тр. / Санкт-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2007. – Вып. 3. – С. 355-372. – ISBN 978-5-88996-751-4.
63. Немков О. Католические жанры в отечественной музыке XX века // Муз. академия. – 2008. — №2.– С. 108-113. – ISSN 0869-4518.
Образ Богоматери в творчестве композиторов второй половины XX века.
1.3 Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективныхсборниках и общие работы по истории музыки
 
2001
64. Чигарева Е. Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шниткепосвящается. Из собраний «Шнитке-центра». – М., 2001. — Вып. 2. – С. 71-82. – ISBN 5-93532-006-1.
Влияние на А. Шнитке композиционного метода А. Шёнберга. Рольавстро-немецкой традиции в творчестве Шнитке и Шёнберга. Монограммы Шёнберга,А. Веберна и А. Берга как тематические элементы в Третьей симфонии Шнитке.
2003
65. Григорьева Г. Шнитке – теоретик, публицист, критик //Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-тмузыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 7-50. – ISBN 5-85285-5745-9.
Обзор литературного наследия А. Шнитке: о творчестве Г.Григоряна, А. Караманова, Р. Леденева, Р. Щедрина, С. Прокофьева, о «Московскойосени-83».
66. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсепостмодернизма: автореф. дис.… канд. искусствоведения / Нижегор. гос.консерватория им. М. И. Глинки. – Ниж. Новгород, 2003. – 30 с.
Специфика отечественного постмодернизма в творчестве А.Шнитке, В. Сильвестрова, А. Кнайфеля. Постмодернизм в музыкальном театре.
67. Пенгров А. Шнитке: Таганский реквием: (муз. А. Шнитке кспектаклю «Живаго» (Доктор) // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний«Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. –2003. – Вып. 3. – С.173-176. – ISBN5-85285-5745-9.
Постановка в театре на Таганке, 1993 г.
68. Сысоева Е. Из истории создания оперы А. Шнитке «Жизнь сидиотом»// Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск.гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.176-180. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
69. Голубков С.В. Современный композитор и фольклорные истоки«русского авангарда»и «поставангарда» // Музыкант-классик. – 2004. -№11-12. –С. 28-31.
Фольклор в творчестве композиторов А. Волконского, Э.Денисова, А. Шнитке, А. Лемана и др.
2005
70. Долинская Е. Б. Моцарт и XX век: избранные параллели//Музыкант-классик. – 2005. — №12. –С. 21-23: ил. – ISSN 0131-2383.
Моцартианский тематизм и тенденция перенесения его в новуюзвуковую среду на примере произведений «Moz-Art»А. Шнитке, «Силуэты для флейты, ударных и двух фортепиано» Э. Денисова,«Реквием» С. Слонимского.
71. Франтова Т. Музыка Альфреда Шнитке в свете новойпарадигмы искусства XXI века// Музыкаи музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: материалы Междунар.науч-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 29нояб.-4 дек. 2004 г.): сб. ст./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону, 2005. – С.203-218. – ISBN5-7509-0275-7.
2007
72. Леденев Р. Неделя современной музыки//Р. Леденев: Статьи.Материалы. Исследования/ Ред.-сост. Катунян М.И. – М.: Моск. гос.консерватория, 2007. – С. 194-198. – (Перепеч. Из журн. «Современная музыка»,1968, № 1). – ISBN 978-589598-176-4/
Стенограмма выступления на «круглом столе» по итогамконцертов Недели современной музыки 1967 года. Высказывания о творчествекомпозиторов А. Карамазова, Э Денисова, Р. Щедрина, А. Шнитке, Б. Тищенко и др.
Обсуждение проблемы пропаганды сочинений российскихкомпозиторов.
73. Макаров И.В. Эстетические метаморфозы в контекстеонтологического восприятия музыки XX века // Христианство и культура: сб. науч. тр./ Санкт-Петербург. гос.ун-т. – СПБ.: 2007. – Вып. 3. – С. 355-372. – ISBN 978-5-88996-751-4.
Философско-теоретические взгляды на музыку композиторов XX века, в том числе И.Стравинского, А.Шнитке, С. Рахманинова
2008
74. Васирук И.И. Монограммы-шифры в фугах отечественныхкомпозиторов второй трети XXвека// Изв. Рос. ун-та им. А.И Герцена. Аспирант. тетр.: Науч. журн. – 2008. — № 24. – С. 41-44. – ISSN 1992-6464.
Примеры из произведений А. Рындина, И. Алеева, А. Шнитке, Б.Тищенко.
75. Свиридова И.А. Феникс из пепла// Муз. жизнь. – 2008. — №3. – С. 40-42. – ISSN 0131-2383/
Духовные концерты: исторические истоки, развитие в XVIII-XX вв. и возрождение жанра в наши дни в творчестве А. Шнитке,И. Сидельникова, Г. Дмитриева, И. Воробьева, Д. Смирнова, В. Довганя.
2009
76. Васильева Н.В. Криптограммы и их классификация в музыке//Искусствои образование. – 2009. — №3. – С. 18-25.
На примере сочинений В.А. Моцарта, А. Шнитке, Г. де Манго.

Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А.Шнитке
2003
77. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. Ивашкин А. В. – М.:Классика XXI, 2003. – 316 с. – ISBN 5-89817051-0.
Записи бесед с А. Шнитке, которые автор вел на протяжении1985-1994 гг.
78. Диденко С. Соприкосновение // Альфреду Шниткепосвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 256-269. – ISBN 5-85285-5745-9.
Воспоминания об А. Шнитке.
79. Кириллина Л. Жизнеописание А. Шнитке // Муз. академия. –2004. — №2. – С. 199-202; рец на кн.: Холопова В. Композитор А. Шнитке. –Челябинск: Аркаим, 2003. – 256 с. – ISSN 0869-4516.
80. Комарденкова-Шнитке И.Мой старший брат // Альфреду Шниткепосвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 278-288. – ISBN 5-85285-5745-9.
Воспоминания сестры А. Шнитке.
81. Липс Ф. Кажется, это было вчера // Альфреду Шниткепосвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.272-278. – ISBN 5-85285-5745-9.
Баянист о своих встречах с А. Шнитке.
82. Мусский С. А. Самые знаменитые композиторы России / С.А.Мусский. – М.: Вече, 2003. – 480 с. – (Самые знаменитые). – ISBN 5-9533-0055-7.
Очерки жизни и творчества выдающихся российских композиторовот Д.С. Бортнянского и А.А. Алябьева до А.Г. Шнитке и Д.Ф. Тухманова.
83. Потапова Н. И жутко, и смешно…//Муз. жизнь. – 2003. — №12. – С. 8-9: ил. – ISSN0131-2383.
Премьера оперы «Жизнь с идиотом» А. Шнитке по рассказу В.Ерофеева в Новосибирском оперном театре. Режиссер-постановщик Г. Бараговский(Польша), дирижер Е. Волынский, солисты: Ю. Комов, Ф. Хусанов, О. Колобова.
84. Холопова В. Композитор А. Шнитке / В. Холопова. –Челябинск: Аркаим, 2003. — 256 с. – (Биограф. Ландшафты). – ISBN 5-8029-0269-8.
Первая на русском языке биография Альфреда Шнитке (1934-1998).Данная книга, жанр которой можно было бы обозначить словами «Альфред Шнитке,каким я его знаю, каким я его вижу», — это взгляд современника, находившегосявблизи Шнитке на протяжении всей его жизни в Москве, сохранившего много личныхматериалов и воспоминаний.
85. Чигарева Е. Годы учения у Альфреда Шнитке // АльфредуШнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.240-245. – ISBN 5-85285-5745-9.
2004
86. Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: книга для чтения / О. И.Аверьянова. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2004. – 139 с. – (Стили, композиторы, эпохи). –ISBN 5-353-00531-7.
Творческие биографии Р. Щедрина, Э. Денисова, А. Шнитке.
87. Заднепровская Г. Около четверти века назад исполнение егомузыки в СССР находилось под официальным запретом…// Музыкант-классик. – 2004.- №11-12. – С. 33-36.
Очерк жизни и творчества композитора А. Шнитке. Московскиймузыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора: концерты и исполнители(октябрь 2004г.).
88. Ивашкин А. Будущее равнодушно к страстям ушедших времен//Муз. академия. – 2004. — №4. – С. 15-17: ил. – ISSN 0869-4516.
Характеристика творчества А. Шнитке, истоки его музыки,восприятие сочинений в России.
2005
89. Андрушкевич А. Фестиваль Альфреда Шнитке // Муз.академия. – 2005. — №1. – С. 51-57: ил., нот. – ISSN 0869-4516.
Беседы со скрипачом О. Крысой, альтистом Ю. Башметом,скрипачом Г. Кремером об исполнении сочинений А. Шнитке, творчестве композитораи его месте в современной музыке.
90. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. Ивашкин А.В. – М.:Классика XXI, 2005. – 320 с. – ISBN 5-89817-088-X.
Запись бесед с композитором на протяжении 1985-1994 гг.:происхождение, семья, отношение к русской, немецкой, еврейской культурам,музыка прошлого и настоящего.
2006
91. Холопова В. Вселенная музыковеда. Мир творчества имечтаний: [Беседа] / Вел Петров А.// Муз. академия. – 2006. — №2. – С. 53-57. –ISSN 0869-4516/
Музыковед о проблеме музыкальных исследований в современныйпериод, о свих работах, посвященных творчеству С. Прокофьева, Д. Шостаковича,А. Шнитке.
2007
92. Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XXвека / И. Барсова. – СПб.: 2007. – 240 с. — ISBN: 978-5-7379-0336-7.
2009
93. Алфеевская Г. История отечественной музыка XX века: С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов,А.Г, Шнитке, Р.К. Щедрин: учеб. Пособие. – М.: Владос-Пресс, 2009. – 159 с. –(Учебники для вузов). – ISBN978-5-305-00219-5.

Вспомогательныеуказатели
Указатель авторов
Аверьянова О.И. 86
Акишина Е. М. 11, 15
Алфеевская Г. 93
Андрушкевич А. 89
Аникина Е. 16
Барсова И. 92
Бевз С. 48
Вартанов С. Я. 17, 35, 51
Вартанова Е. 1, 2
Васирук И.И. 74
Васильева Н. В. 3, 76
Вобликова А. 46
Волохова И. 12
Голубков С.В. 69
Григорьева Г. 65
Денисов А.В. 52, 53
Диденко С. 78
Дзют Т. 19
Диксон Г. 18
Демченко А. 7
Долинская Е.Б. 34, 70
Дьячкова Л. 8
Заднепровская Г. 87
Звонкович О. 26
Ивашкин А. 4, 77, 88, 90
Казурова А. 5
Качанова Е. 47
Керечашвили Т. 57
Кивалова Л. 6
Кириллина Л. 79
Ковалевски         й Г.В.58, 60
Клочкова Е. 49
Кондаков И. 36
Кривошеева И. В. 13
Кривополова В.А. 14
Кюрегян Т. 20
Комарденкова-Шнитке И. 80
Козляков В. 40
Леденев Р. 72
Лианская Е. 66
Липс Ф. 81
Макаров И. В. 62, 73
Митта А. 41
Мусский С.А. 82
Мухамадеева А.Ф. 37
Немков О. 63
Николаева Ю. 21
Паршина М. 22, 27
Пенгров А. 67
Понамарев С. 23
Попова Е. 42
Поспелова Н. 56
Потапова Н. 83
Савостьянова Л. 43
Свиридова И.А. 75
Скребкова С.Ю. 54
Сысоева Е. 68
Тиба Дз. 24, 28, 29
Томина М. 9
Труханова А.Г. 59
Шибунова И. 33
Шнитке А.Г. 55
Ханнанова Е.Н. 38
Хирун-Джавахишвили Ф. 25
Холопова В. 84, 91
Христиансен Л. 44
Чигарева Е. 30, 39, 45,61, 64, 85
Франтова Т. 30, 31, 32,35, 71
Эфендиева Р. 10
Якубова Р.Х. 50
Указатель периодическихизданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.
Музыкант 22
Музыкант-классик 69, 70,87
Музыковедение 38, 51
Музыкальная жизнь 55, 75,83
Музыкальная академия 28,30, 39, 52,63, 79, 85, 88, 91
Музыка и время 56
Фортепиано 27

Заключение
Библиографическийуказатель является моделью массива литературы, объединяя в себебиблиографические записи, которые, в свою очередь, являются моделями конкретныхпроизведений. Такое моделирование изначально носило интуитивный характер, сегодняже библиографы разрабатывают теоретические основы для составления указателя,осознавая его как сложную систему.
Методика А. Гречихина,примененная нами при составлении указателя в рамках этой работы, лишний раздоказала свою состоятельность: она позволяет грамотно и рационально составитьбиблиографический указатель, каждый из шести этапов составления по-своемупозволяет раскрыть сущность данного вида библиографического пособия. Эти этапыподробно рассмотрены и применены нами в настоящей работе. Однако в заключениехотелось бы еще раз кратко обозначить основные черты БУ, которые являютсяопределяющими для данного вида библиографического пособия: заглавие указателядолжно описывать тему содержащихся в нем документов и выделять иххронологические границы; в предисловии объясняются эвристические принципыиздания, а также принципы группировки документов; далее следует собственносписок документов, сгруппированных таким образом, чтобы максимально облегчитьпоиск и работу с БУ; в конце указателя обычно помещают вспомогательныеуказатели.
В нашем указателе литературыо творчестве и жизни А.Г. Шнитке мы постарались воплотить все указанные черты.
Но не стоит забывать, чтонаучные дискуссии по проблеме составления БУ продолжаются, а значит, необходимоследить за развитием библиографической научной мысли.

Библиографический список
1. Астапович Е.Г. Типизация и унификация технологиисоставления библиографических пособий // Сов. библиография. – 1986. — №3. – С. 15-25.
2. Берков П.Н. Статьи по библиографической эвристике / П.Н.Берков; сост. В.Н. Лученкина; ун-т Рос. академии образования. – Изд. 2-е. – М.:Изд-во УРАО, 1997. – 160 с. – ISBN5-204-00062-3.
3. Брискман, М. А. Составление библиографических пособий:практ. пособие / М. А. Бриксман, М.П. Бронштейн. — М.: Книга, 1964. — 299 с.
4. Гречихин А. А. Информационные издания. Типология и особенностиподготовки / А.А. Гречихин, И. Г. Здоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книга,1988. — 271, [1] с. — (От рукописи к книге). — ISBN 5-21200-003-3.
5. Гречихин, А. А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А.Гречихин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУП, 2000. — 588 с. — ISBN5-8122-0099-8.
6. Кунце Х. Составление вспомогателных указателей / Х. Кунце.– М., 1977. – 64 с.
7. Садофьев А. Ф. Библиографический указатель как система //Сов. библиография. — 1979. — № 2. – С. 32-39.
8. Справочник библиографа: док. поток, информ. ресурсы,создание библиогр. записи, библиогр. обслуживание, проф. среда, библиогр.исследования / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. — 3-е изд., перераб. идоп. — СПб.: Профессия, 2006. — 591 стр. – (Серия «Библиотека»). — ISBN5-93913-094-1.
9. Фомин А.Г. Методы составления библиографических указателей// Избр. / А.Г. Фомин. – М., 1975. – С. 35-50.
10. СИБИД [Электронный ресурс]. Информационно-библиографическаядеятельность, библиография. Термины и определения / Мин-во промышленности,науки и технологии; Гос. система научно-технич. информации; Норматив. базаГСНТИ. – Электрон. дан. – [Б.м.], 1998-2003. –
URL:http://www.gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_0.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Посл. Дата обновления: 3 дек. 2004.
11.    СИБИД [Электронный ресурс]. Библиографическая запись.Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Викитека.Электрон. дан. – [Б.м.], [б.г.]. — URL: ru.wikisource.org/wiki/ГОСТ_7.1—2003, свободный. – Загл. сэкрана.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Страхование средств автотранспорта и перспективы его развития в РБ
Реферат Преступления несовершеннолетних и их квалификация по уголовному законодательству
Реферат Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
Реферат Технико-экономическое и оперативное планирование на горном предприятии ГОАО "ш/у Октябрьское"
Реферат Облагается ли неустойка НДС?
Реферат Стальной вертикальный цилиндрический резервуар емкостью 5000 м3
Реферат Реформаторская деятельность С.Ю.Витте замыслы, реализация, влияние на процессы развития России
Реферат Мастерство Михаила Лермонтова в создании образа героя
Реферат Curfew Worth It Or Not Essay Research 2
Реферат Экономическая сущность и методы определения эффективности использования оборотных средств
Реферат Hadrian Essay Research Paper Hadrian
Реферат Мінеральні ресурси світу та України
Реферат Рембрандт Ван Рейн Возвращение блудного сына
Реферат Формирование двигательной активности детей 2-3 лет через использование нестандартного физкультурного оборудования
Реферат Джерела сімейного права України