Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Модерн": от рассвета к кризису

«МОДЕРН»:ОТ РАССВЕТА К КРИЗИСУ
Период истории культуры, отсчитываемый от середины19 в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разныхтипологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном,просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период вего культурное наполнение входят не только достижения этого периода, но икультурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайнопоэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на земном шареможно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического икультурного развития.
Новейшее время увеличило разрыв между стадиальноразными культурами, находящимися на разных стадиях развития. Поэтому,характеризуя культуру новейшего периода, обычно пристальнее разглядывают тедостижения, которых не было в предшествующих формациях, и которые составляютсущность новой культурно-исторической стадии. С региональной точки зрения онареализуется в Европе, Северной Америке и ряде стран Востока и в первую очередьв Японии. Разница между названными регионами в том, что:
·  в Европе новая стадия развилась на базевсех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений,
·  в Северной Америке на базебезтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации,
·  в Японии — на основе симбиозаевро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций.
Начиная с середины 19 в. в философской исоциально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущемкризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в 20 в.Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средниевека — христианством, в Новое время — с развитием промышленности. В 20 в.Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточнымстранам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы?
·  Она утратила политическое господство надмножеством колоний и полуколоний.
·  Для азиатского и восточного мираисторический опыт европейских государств не является более привлекательным.
·  Демографические процессы свидетельствуют онеобратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурногоразвития.
·  Иммигранты из других частей светапостепенно меняют картину культурных традиций европейских государств.
·  Европейские технологии и товары начинаютвытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии.
·  Американская культурная экспансия грозитизменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей,продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менееЕвропа не утратила своего целостного культурно-генетического целого. Чем жехарактеризуется современное развитие европейских государств? 1.Материально-культурное развитие Западной Европы
Если в Новое время материальное производствоосновывалось на сельскохозяйственной деятельности и ремесленном труде, томатериальное развитие Новейшего времени — это основанное преимущественно наиндустрии (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве) и преимущественногородское (по месту проживания). Начало 20 в. было ознаменовано длязападноевропейских стран появлением новых отраслей промышленности, созданиемвысокотехнологичных производств, высокой степенью концентрации производства,т.е. сосредоточением все большей части средств производства, рабочей силы ипродукции на крупных европейских предприятиях. Однако в 90-х годах один рабочийкак в Европе, так и в США в год производил примерно 15 мотоциклов, в то время,как в Японии — 200. Концерн «Тайота» производил 3 млн. машин на 3-хзаводах; «Форд» — это же количество на 20 заводах.
Уже в первой половине 19 в. европейские страны какв сельскохозяйственной, так и в промышленной областях стали сталкиваться сконкуренцией американских компаний. Отсутствие пласта традиционной национальнойкультуры в Америке (в определенной мере сдерживающего внедрение новаций вЕвропе) поточные линии, ускорить выпуск разнообразной продукции. Началосьперепроизводство товаров. С1825 г. европейские страны столкнулись с торговыми кризисами, которые сталиповторяться каждые пять лет, с 1847 г. кризисы стали повторяться через десятьлет. С 1857 г. кризисы стали проявляться в промышленности, выражаясь внедогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях вденежно-кредитной и валютно-финансовой сферах. С 70-х годов 20 в. вевропейские страны стали активнее добиваться с помощью политических средствдоступа к энергетическим (нефтяным, газовым и др.) источникам в разных, в томчисле в восточных и восточно-европейских странах.
Кризисы пагубно действовали на разные стороныэкономической и социальной жизни обществ. В частности они разрушительно влиялина крупные предприятия. Средством смягчения последствий кризисов впромышленности стало расширение круга средних, мелких и мельчайших предприятий.Численность рабочих на таких предприятиях колеблется: от 450 до 100 человек (насредних), от 90 до 20 (на мелких), и от 19 до 1 человека (на мельчайших). Впроценте к общему числу предприятий они составляют в Великобритании 49%,Франции — 60% (для сравнения в Японии — 77%). Такие предприятия дают в целомбольше новых рабочих мест, что очень важно в условиях растущей безработицы. Онискорее адаптируются к требованиям местных рынков, кроме того, они выступают вроли субпоставщиков продукции с высокими технико-экономическими показателямидля крупных монополий, позволяя им снижать затраты на производство.
Выживанию в конкурентной борьбе европейскимфирмами и предприятиям помогает опора на образование и науку. Это объясняетсятем, что в 20 в. наука стала непосредственнойпроизводительной силой, что означает прямое участие ученых вусовершенствовании производственных циклов, работу по заданиям промышленныхфирм над интересующими их проблемами. Поэтому значительная доля доходовпредприятий идет на научно-исследовательские разработки (новых технологий,оборудования и др.), которые составляют производственные тайны. Кроме того,работа в условиях все усложняющихся технологических процессов, на дорогостоящемоборудовании, требующем специальных знаний, предъявляет повышенные требования кобразованию работающих. Стало нормой считать, что успех производства прямосвязан с квалификацией персонала. Потери из-за недостаточного качестваперсонала составляют: в европейских странах — 30%, США — 15, Японии — 3%. Так возникло пониманиенеобходимости постоянного или непрерывного образования.
В 20 в. технический прогресс перешел в новуюстадию научно-техническу. За полтора века европейская промышленность прошла тристадии: механизацию, автоматизацию и кибернетизацию производств. В разныхотраслях промышленности стали все в больших объемах использовать новыетехнологии и технологические научно-технические устройства, ускоряющиепроизводственные циклы, позволяющие выпускать больше продукции за короткоевремя (полупроводники, лазер, спутниковая связь, робототехника и др.).Ускорение развития за 10 лет (с 1952 по 1962 гг.) привело к росту мировогопромышленного производства на 87%. Появились высокотехнологичные, наукоемкиепроизводства, удорожающих стоимость работ, требующих высококвалифицированныхспециалистов. В свою очередь, внедрение новых технологий и машин ведет ксокращению рабочих мест, к безработице. Так, внедрение на итальянской фирме«Фиат» 200 многоцелевых роботов привело к сокращению 28 тыс. рабочих.
Европейские страны сегодня, также, как в 18 в.Англия, уже не могут потребить все производимое внутри стран. Поэтому с каждымгодом ожесточалась борьба за рынки сбыта. Появились технологии навязыванияновой продукции потребителю, основанные на социальной психологии, социологии,дизайне. В итоге манипулирования потребительским спросом, родился социальныйстандарт жизни, ориентированный не на личное развитие, а на потреблениепрестижных, модных, рекламируемых товаров, т.н. «престижноепотребление».
Передел рынков сырья и сбыта в 20 в. осуществлялсяс помощью двух мировых войн и в послевоенное время с помощью скрытойколонизации. Характерной чертой материально-культурного развития стал вывозчастного и государственного капитала в форме займов, кредитов, экономической ивоенной помощи разным странам, валютные и торговые войны, войны цен и учетныхставок.
Характерной чертой материально-культурногоразвития является рост городов появление мегаполисов, создание проектовстроительства городов под водой, над земной поверхностью и т.п. Образ жизнииндустриального города порождает все новые и новые проблемы, влияющие насоциальную и духовную культуры государств. Рост городов, промышленное идорожное строительство привели к сокращению площадей для сельскохозяйственныхугодий, сокращению численности сельскохозяйственных рабочих, увеличению сферыобслуживания. Так, во Франции в 80-х годах 20 в. в сельском хозяйстве былозанято не более 8% населения. В ФРГ с 1950-1970 число сельских рабочихсократилось с 7,7% до 1,4%.
Безудержный рост производства породил множествопроблем в отношениях с природой: истощение запасов природных ресурсов, питьевойводы, загрязнения водной и воздушной среды, уничтожение лесов, резкогосокращения всех видов растений и животных. Процесс этот получил названия«экологической катастрофы».
Таково содержание материально-культурного развитияЗападной Европы на современном этапе развития.2.Социально-политическая культура в Новейшее время
Характерными для этого периода явились процессыреволюционных преобразований социального устройства государств. Абсолютныемонархии как формы государственного устройства были заменены либореспубликанскими, либо ограниченными конституциями монархиями (власть королейограничена конституциями). В середине 50-х годов в Европе было 11 государств — конституционных монархий, где короли лишены права управлять государствами истали выполнять только представительские функции. 26 государств-республик вЕвропе имеют либо парламентскую, либо президентскую форму правления. В ЗападнойЕвропе существует одно теократическое государство — Ватикан. Защитареспубликанских демократических завоеваний осуществляется по-разному.Республика Австрия, например, запретила всем Габсбургам (в прошлом правящаядинастия) въезжать на ее территорию без специального разрешения и подписки отом, что данный человек не будет претендовать на престол.
Исторически непреходящее значение всоциально-политическом развитии европейских стран имело появление после 1917 г.принципиально нового общественно-экономического социалистического уклада жизнив России, а с 1922 г. в СССР. После 2-й мировой войны создание в ряде странисторически уникальных социальных условий, получивших названиесоциалистического социально-экономического устройства. Его особенностью былото, что
·  Земля, ее недра, средства производства,транспорта и т.п. принадлежали государству, а в его лице народу данной страны.
·  Валовой национальный доход распределялся междуотраслями промышленности, сельского хозяйства, сферами культуры, медицины,социального обеспечения, науки и образования.
·  Были созданы условия социальной жизни,основанные на равной оплате за сходные по значимости виды деятельности.
·  Была ликвидирована безработица за счетсоздания большого числа рабочих мест вне зависимости от их эффективности.
·  Юридически и экономически для всех безисключения было гарантировано право на труд, бесплатное обучение в начальной,средней специальной и высшей школе, отдых, пенсионное обеспечение.
Появление принципиально отличной от буржуазногообщества системы привело к обострению идеологической борьбы, появлению политики«холодной войны», созданию противостоящих военных блоков НАТО иВаршавского договора. После политического переворота 1991 г. в СССР, распадасоциалистической системы, произошла реставрация капитализма в этих странах, чтоне могло не сказаться на разных сторонах жизни стран Западной Европы.
В 20 в. в ряде государств были созданыавторитарные режимы (нацистская Германия, 1933-1945 гг.; франкистская Испания,1922-1944 гг.; салазаровская Португалия, 1926-1974 гг.). Авторитарные режимыхарактеризовались открыто антидемократическими методами правления, ограничениемили полным отсутствием демократических свобод, запрещением деятельностипрогрессивных партий и организаций трудящихся; ограничением принциповвыборности; опорой на карательные органы.
В 60-70-е годы европейские страны были охваченытак называемыми «студенческими революциями», выступлениями«новых левых», движением хиппи, протестующими против войны воВьетнаме, социальной политики правительств своих стран, отсутствия перспектив инравственного застоя в обществе.
Для социально-политической деятельностиевропейских стран характерны многократные попытки объединения в союзгосударств. Идея СШЕ (соединенных штатов Европы) высказывалась в 40-60-е годы19 в. После первой мировой войны, когда государствам нужны были гарантии противгерманской агрессии, были заключены Локарнские соглашения между Англией и Францией.Европейские государства заключали соглашения в рамках Лиги Наций (1919 г).После 2-й мировой войны они совместно с США и другими странами создалиОрганизацию объединенных наций, в рамках которой с 1946 г. действует ЮНЕСКО.Цель этой организации — международное сотрудничество в области образования,культуры и науки, создание проектов по защите культурно-историческихпамятников, проведении конференций, исследований и пр. В 1957 г. рядевропейских государств объединились в Европейское экономическое сообщество(ЕЭС). Принятые этой организацией программы должны содействовать общемукоординированному развитию экономики, образования, культуры.
В течение нескольких десятилетий европейскиестраны разрабатывали региональные культурные политики, целью которых быларазработка мер по культурной интеграции, как средстве решения«внекультурных» проблем -технологических, социальных, политических.Осознание того факта, что европейские страны отстали в ряде областей от США иЯпонии, вынуждает их обратиться к проблемам «культурных измерений»,«значимости личного выбора форм занятости, способов проведения досуга идуховного обогащения». В итоге были созданы фонды для развития и поощренияразвития разных форм культурной деятельности.
Социально-политическим завоеванием в Новейшеевремя является завоевание социальных гарантий:
Социально-политические завоевания в Новейшее времяпроявляются в том, что трудящимся удалось добиться установления 8 часовогорабочего дня; выплаты различного рода пособий (по безработице, по уходу за малолетнимидетьми и др.); введения разных форм страхования и др.
В некоторых отраслях производства, напр.,химической, рабочий день сокращен до 4-х часов. Борьба рабочих за свои права,начатая еще на заре промышленной революции, сопровождается и в Новейшее времязабастовками, митингами протеста, голодовками, участием в различныхобщественных организациях. Вместе с тем, экономическое объединение европейскихстран создает много новых препятствий на пути социальных программ (снятиеограничений на перемещение рабочей силы, ужесточение требований к стандартам,закрытие многих предприятий, переориентация сельскохозяйственного ипромышленного производства на новые виды труда и многое другое). Это порождаетновые проблемы в жизни всех слоев трудящихся.3.Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейскихнародов основана нанаучном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующеговлияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религиюкак инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5%населения считает себя верующими и регулярно посещает церковь. Религиозныеритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу.Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционнымипредписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной издемократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.
Церковь, в свою очередь, все болееприспосабливается к образу жизни современного мира. Ватикан активно занимаетсяпредпринимательством, финансовой деятельностью. Он владеет строительнымифирмами, ведущими как промышленное, так и жилищное строительство, недвижимостьюв разных странах. Так, только в Риме каждый третий житель обитает в доме,принадлежащем Ватикану. Ватикан владеет пакетами акций крупнейших химических,предприятий по производству строительных материалов, пластмасс и др. Емупринадлежат предприятия пищевой промышленности, банки, туристическо-гостиничныекомплекы, полиграфические предприятия и многое другое. В телевизионном показемод в 1999 г. ватиканские монашки демонстрировали современные светские моделикостюмов. Религиозная жизнь современных западноевропейских странхарактеризуется религиозной терпимостью. Наряду с католической, пртестантской,православной религиями преимущественнол в молодежных кругах распространяютсявосточные религиозные культы, получило хождение самое причудливое сектанство.
Наука и образование в современных условиях НТР иразвития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последниедесятилетия 20 в. затраты на подготовку кадров в европейских странахувеличивались в 1.5 -2 раза быстрее, чем темпы роста национального дохода. Так,ФРГ в 1955 г. такие затраты составляли 8% государственного бюджета, а в 1978 г.- 15, 6%. Увеличились сроки обязательного обучения (в Швеции и ФРГ — до 9 лет,Англии — до 11 лет, Франции — 10 лет). Возросло число школьников в 2-3 раза.Однако в университетах могут получить образование далеко не все. Дети рабочих вуниверситетах ФРГ составляют лишь 12% от общего числа студентов, тогда как долярабочих выше 50%. В Дании число детей рабочих среди студентов уменьшилось с 10до 8% в 1976 г.
Особенностью развития образования взападноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающихтехнологий, обучающей техники. Это оказывается возможным благодаряувеличивающемуся финансовому обеспечению. В 60-е годы затраты на эти целивозросли в Англии почти в 30 раз, в Швеции — в 15 раз. В Женеве созданоМеждународное бюро образования (с 1972 г. ), которое проводит систематическоеизучение методов оценки среднего образования, применяемые в разных странах.Концепция «непрерывного образования» одобрена ЮНЕСКО и рядоммеждународных и региональных организаций. В Европе действует исследовательскаяпрограмма «Эврика», объединяющая усилия 19 стран, в целях ликвидацииотставания от США и Японии. Для ликвидации этого разрыва активно используетсяполитика "перекачкимозгов" из разных стран.
В связи с политическими изменениями в странах ВосточнойЕвропы научные, учебные и исследовательские учреждения западных стран сталипополняться учеными из бывших советских республик, стран социалистическогосодружества.
В науке все активнее идет процесс дифференциации иуглубления знаний. Энциклопедизм, характерный для ученых прежних периодов, ушелнавсегда. Растет число специалистов в узкой области знаний.
Язык. В Новейшее время изменилась языковаяситуация в западноевропейских странах. Она характеризуется тем, что в настоящеевремя языкоммеждународного общения стал английский язык, ему уступил место языкфранцузский, который с 18 в. был языком международных переговоров, соглашений,королевских дворов, светского общества, научных конференций.
Государства Западной Европы продолжают сохранятьполиэтничность. Внутри разных государств, в соответствии стерриториально-этническими особенностями, местные жители владеют несколькимиязыками. Так, в центральной части Европы в приграничных районах жителипользуются 6 языками. Во Франции по подсчетам еженедельника «Пуэн» из55 млн. французов 5 млн. говорят на местных диалектах, 10 млн. понимают ииногда используют их. На языковую ситуацию огромное влияние оказывает не толькошкольное образование, но и средства массовой информации (печать, радио, телевидение),которые делают литературные нормы языка общедоступными, внедряют в повседневнуюречь научную, художественную, юридическую, экономическую лексику. В отличие от19 в. и начала 20 в., европейские страны стали ареной распространениявысококачественной художественной литературы (Бальзак, Диккенс, Гюго,Метерлинк, Ибсен, Ж.Верн и др).
Новейшее время более характеризуется как периодразвития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино ителевидение, зародившиеся в Новейшее время, формируют новые эстетическиепотребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастныхгруппах растет число нечитателей. Этот процесс, безусловно, оказывает влиние наразвитие языка, также как темпы жизни, особенности мышления, прагматизацияотношений в разных социальных слоях и семьях.
Художественная жизнь в европейских городахопирается на давние традиции. Так, до второй мировой войны в Германии и Франциисуществовало большое число школ, курсов, ателье, студий, которые давали частныеуроки любителям живописи, рисунка и графики. Существовали сельскиехудожественные школы, школы при музеях, Академиях художеств и высшиххудожественно-прикладных училищах и институтах. В Веймаре в 1919 г. былооткрыто первое в истории учебное заведение «Баухауз», целью которогобыло обучение дизайнерских кадров для разных областей промышленности. Руководилим прогрессивный архитектор Вальтер Гроппиус. Он собрал творческийинтернациональный коллектив педагогов, в числе которых был и русский живописецВ. Кандинский, обучавший искусству росписи тканей. Баухауз заложил основыдизайнерского образования. После прихода Гитлера к власти Баухауз был закрыт.
После второй мировой войны дизайнерская профессияпрочно вошла в повседневную жизнь европейского производства, оформленияинтерьеров, промграфику и др.
Новейшее время — это время рождения и расцветакинематографа. В 90-х годах 19 в. французы братья Люмьер впервыепродемонстрировали кадры движущейся фотографии. Кино прошло путь от немого кинодо широкоэкранного, стереофонического. В ходе его развития сложились основныевиды киноискусства: игровое, мультипликационное и документальное и огромноеколичество жанров (комедии, притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.).Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие в разные периоды: Ч. Чаплин, Р. Клер, Л.Висконти, В. де Сика, Ф. Филлини, Ию Бергман, М. Форман и многие другие создалиразные по стилевой направленности фильмы, обогатившие мировуюкинематографическую культуру.
Развитие средств массовой коммуникации (радио,кино, печать, телевидение) создали предпосылки появления феномена«массовой культуры» — культуры, рассчитанной на обывателя, людей сневысокими духовными запросами. В противовес «массовой культуре»искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражениемсодержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малуюдоступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетическиеценности («мыльные оперы», поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов,комиксы и т.п.).
Развитие стилевых тенденций в современном западномизобразительном искусстве основано на трех исходных мировоззренческихпринципах:
·  реалистическом (показ действительноститакой, как она есть, с выявлением основных тенденций и противоречий),
·  на натуралистическом (подчеркнутоефотографическое изображение, гиперреализм, фотореализм), пиджионализм
·  и формалистическом ( субъективное,эклектическое соединение деталей: абстракционизм, искусство абсурда,беспредметность, кубизм, сюрреализм и т.п.).
Архитектура 20 в. отошла окончательно от античнойордерной системы, начав освоение новых материалов, конструкций, новыххудожественно стилевых принципов (модерн, кубизм, конструктивизм и др.).
Театральное искусство Новейшего временихарактеризовалось появлением рабочих театров, театров окраин, этнографическихтеатральных спектаклей. Вместе с тем, театры продолжают развиватьреалистические и не реалистические приемы сценографии и актерского искусства,разработанные в художественной практике 19 века. Особенностью современноготеатра продолжает оставаться упрочение режиссерского театра, расширениесценического пространства за счет использования новых технических приемов, кинои др.Выводы:
Наиболее значительными достижениямизападноевропейской культуры Новейшего времени следует считать:
·  внесословное социальное устройствообществ;
·  преобладание республиканских формправления;
·  освобождение многих государств отколониальной зависимости;
·  утверждение социалистических элементов всоциальной и политической жизни капиталистических обществ (социальноестрахование, пенсионное обеспечение, введение бесплатного начального и среднегоспециального образования и т.п.);
·  заботу о сохранении демократическихзавоеваний и свобод личности;
·  все более активное включение науки во всесферы жизнедеятельности;
·  укрепление экологического движения иосознание роли глобальности происходящих перемен. Списоклитературы
1.           Белова Т. Культура ивласть. — М., 1991.
2.           Вебер М.Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер. Избранные произведения. — М., 1990.
3.           История крестьянства вЕвропе. В 3-х т. Т. 3. — М., 1986.
4.           Коваль Б.И.Революционный опыт ХХ в. — М., 1987.
5.           Культурология. ХХ век.Антология. — М., 1995.
6.           Манхейм К. Диагнознашего времени. — М., 1994.
7.           Модернизм: анализ икритика основных направлений. — М., 1991.
8.           Постмодернизм икультура. -М., 1991.
9.           Самосознаниеевропейской культуры ХХ века. — М., 1991.
10.         Современныйреволюционный процесс и прогрессивная литература. — М., 1976.
11.         Согрин В.В. и др.Либерализм Запада XVII-XX вв. — М., 1995.
12.         Теория и историямировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. — М., 1995.
13.         Что есть Что в мировойполитике. Словарь. — М., 1987.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.