Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Домострой" протопопа Сильвестра как памятник отечественной культуры XVI века

Федеральное агентство пообразованию
Кафедра истории
Дисциплина:  Культурология
Курсовая работа
 
«ДОМОСТРОЙ» ПРОТОПОПА СИЛЬВЕСТРА КАКПАМЯТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVIВЕКА

Оглавление
 
Введение                                                                                                                 3
1. Русскаялитература в XVI веке                                                                  4
2. «Домострой» как литературный памятник                                               5
3. Значение «Домостроя» в жизни общества                                                 8
Заключение                                                                                                            11
Список использованных источников илитературы                                           12

Введение
Установлено, что как памятник литературы «Домострой» складывалсяпостепенно, однако, предположительно, в настоящем своем виде был составленизвестным деятелем XVI века, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопомБлаговещенского собора в Кремле Сильвестром. «Домострой», со своим нарочитоприкладным характером поучений, наказов, советов, избавлен от казуистическихоборотов церемониального, субтильного толка, характер изложения нарочито прост,даже в исправлении религиозных обрядов и молитв автор находит естественный ипрактический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исход которой вЦарство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческимивзаимоотношениями в семье и обществе. С моей точки зрения, именно простая,«мещанская» мораль этой своеобразной энциклопедии домашнего хозяйства отчастиспособствовала тому, что с середины XIX века на «Домострой» обрушился шквалпублицистических   обличений в затхлости и реакционности, причем не только какявления литературы, но и как воплощения духовного состояния России [1]. 
В своем реферате я сделала попытку рассмотреть «Домострой» и как памятник«ограничительной литературы»  с определенной идейной  установкой, заложенной внего автором, и как  произведение, выражающее   представления о нормах домашнейжизни  XVI века, определить возможные причины того, чтона протяжении многих лет текст этого памятника литературы считалсясвидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в товремя, и  объективно оценить важность этого культурного наследия для современногомне общества.

Русская литература вXVI веке
 
XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русскогоцентрализованного государства. В этот период продолжает развиваться русскаяархитектура, живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем XVI век былвременем жесткой централизации культуры и литературы — разнообразные летописныесводы сменяет единая общерусская великокняжеская (позже царская) летопись,создается единый свод церковной и частично светской литературы — «Великие МинеиЧетий» (т. е. месячные тома для чтения — материал для чтения, расположенный помесяцам).
В 1551г. в Москве происходил церковный собор, постановления которого былиизданы в особой книге, состоящей из царских вопросов и соборных ответов на этивопросы; всего в этой книге было 100 глав. Отсюда и название этой книги исамого собора, ее выпустившего. Стоглавый собор утвердил сложившийся на Русицерковный культ как незыблемый и окончательный (установления «Стоглава» сыгралипотом важную роль во время церковного раскола XVII века). Вместе с тем решенияСтоглавого собора были направлены против любых реформационно-еретическихучений. В послании «отцам» Стоглавого собора Иван Грозный призывал их защищатьхристианскую веру «от душегубительных волк и от всяких козней вражиих».  
С официальной идеологической политикой Ивана Грозного в период Стоглавогособора был связан ряд обобщающих литературных мероприятий XVI века. К числутаких мероприятий относится составление «Стоглава» и таких выдающихсяпамятников письменности, как «Великие Минеи Четий» и «Домострой».
 

«Домострой» как литературный памятник
 
Первая редакция «Домостроя» была составлена еще до середины XVI века. Ужев этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, какоригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы«классический» (в  современном понимании) образец «Домостроя»,возникла в середине XVI в., и составление ее связано с именем священникамосковского Благовещенского собора Сильвестра.  Полное заглавие книги в редакции  Сильвестра таково: «Книга, глаголемая Домострой, имеет  в себе вещи зелополезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, ичадом, и рабом, и рабыням»[2].
Во всех своих редакциях «Домострой» делится на три основные части: первая— о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царячтити»; вторая — «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и сдомочадцы»; третья — «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. Косновному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакцииприсоединена 64-я глава — послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опытесобственной жизни  протопоп резюмирует все содержание  «Домостроя». Разумеется,«Домострой» писался не как художественное произведение, но время поставило егов ряд литературных памятников Древней Руси.
Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русскимязыком почти без влияния шаблонной славянской стихии. Эти статьи не содержатсложного сюжета, и потому русская речь их по-народному проста, но при всем томона не страдает скудостью лексики, точна в выборе слов, деловито лаконична, аместами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и донастоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, апокорно слово кость ломит»).
В качестве примера полноты домостроевского словаря и точности выбранныхим выражений можно привести цитаты, имеющие вид перечислений: «и пришед да снявплатейце, высушить и вымять и вытерть и выпахать хорошенько, укласть иупрятать, где то живет»; «а про всяку вину ни по уху, ни по видению не бити; нипод сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ни каким железным илидеревянным». Лаконизмом народного синтаксиса запечатлены, например, следующиевыражения: «со всяким управа без волокиты»; «в чужий двор не идешь ни пошто, —свое без слова»; (дом) «всегды в устрое, — как в рай войти».
Красота и образность просторечия, его веками выработанные формулы частовыражены «Домостроем» с элементом чувства: «ино той слуге, мужику, или женкеили девке, в неволе заплакав, и лгать и красть»; «приезжаго пригоже почтити,напоити, накормити, добрым словом привечать и ласковым приветом». Иногда речьДомостроя наделена ритмом, аллитерацией, получившейся безыскусственно: «а дворбы был по тому же везде бы крепко горожен, или тынен, а ворота всегда приперты,а собаки бы сторожливы, а слуги бы стерегли же, а сам государь или государыняпослушивают ночи»[3]. Заслуживает вниманияпросторечное употребление уменьшительных форм: «потиральце (т.е. полотенце –прим. автора реферата)  на плечи принесть»; «да пригнетено дощечкою… и огурцырешеточкою пригнетены под камешком легонько».
Местами в «Домострое» употребляется и прямая речь разговора; например, вгостях рекомендуется не сплетничать: «и спросят о чем про кого иногда и учнутпытати, ино отвещати: не ведаю аз ничего того, и не слыхала и не знаю, и сама оненадобном не спрашиваю, ни о княинях, ни о боярынях, ни о суседах непересужаю»; рекомендация посланному на чужое подворье: «а по двору идешь, и ктоспросит, каким делом идешь, ино того не сказывати, а отвечать: не к тебе азпослан, к кому аз послан, с тем то и говорить»[4].
   Если «Стоглав» содержал основные нормы церковного культа и обрядностина Руси, а «Великие Минеи Четий» определяли круг чтения русского человека, то«Домострой» предлагал такую же систему норм внутренней, домашней жизни. Как идругие памятники XVI века, «Домострой» опирался на более раннюю литературнуютрадицию. К этой традиции относился, например, такой выдающийся памятникКиевской Руси, как «Поучение Владимира Мономаха». На Руси издавна бытовалипроповеднические сборники, состоящие из отдельных поучений и замечаний повопросам повседневного жизненного обихода. Литературная традиция, породившая«Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстовнравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. То, что основетекста  лежит несколько традиционных для средневековой литературы жанров,объясняет и сложность состава, и частую противоречивость нравственныхрекомендаций книги. Первая редакция «Домостроя»  содержала (при описании быта)весьма живые сценки из московской жизни, например рассказ о бабах-своднях,смущающих замужних «государынь».  В редакции Сильвестра эти сценки не былисохранены из-за бытовавших в то время понятий о «пристойности».
Текст «Домостроя» составлялся постепенно, из разных источников, во многихместах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительныевысказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. Потомсоставляли из них сборники, известные под разными названиями, сменявшими другдруга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд», по-гречески«смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих «слов», наиболее интересных,и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений и советов, собранныхздесь, не только не являются русскими по форме, они вообще выражают не свойственныйрусской среде дух «монашеского православия».  Именно из этих поучений вышлинекоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: унижения женщины, суровойаскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов, связанный сотношением к женщине, как бы отталкивался от  ветхозаветных текстов, отцыцеркви в своей преувеличенной стыдливости давали чересчур одностороннююхарактеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдаетсяпрямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные игражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетнойтолько ему.
 
Значение «Домостроя» вжизни общества
 
Начинается текст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общейкартины общественных отношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчинятьсявластям, ибо  тот, кто противится их воле, противится Богу[5].Особую честь следует воздавать царю:  ему нужно служить верой  и правдой,повиноваться и молиться о его здравии. Более того, из службы царю вытекаетпочитание Бога:  если служить и почитать земного владыку, станешь так жеотноситься и к небесному, который вечен и, в отличие от царя, всемогущ ивсезнающ. Только после этих общих рекомендаций автор обращается к семейномуустройству и хозяйственной деятельности.
  Адресат «Домостроя» — зажиточный горожанин, рачительный хозяин, самнепосредственно участвующий в хозяйственной деятельности, в которой емупомогает жена. Хозяин руководит всем, имея в своем распоряжении штат слуг(упоминаются, например, ключник, повар, мастера с учениками и слуги, торгующиев хозяйских лавках). «Государыня» ведает целым штатом слуг имастериц. Дети домохозяина должны с раннего возраста обучаться«рукоделию» и, следовательно, быть готовыми к продолжениюдеятельности родителей. Дворовые люди получают жалование (не только деньгами,но и платьем, лошадьми и др.); применяется и труд «рабов» и«рабынь», т. е. холопов. Отношения со слугами также отчетливорегламентируются.  Хозяева должны быть милостивы к слугам, чтобы те радели одобре господ и трудились охотно, без принуждения. Со своей стороны, слугадолжен был довольствоваться своим положением. Главное, чтобы он «сыт был быгосударевым жалованием да одет или своим рукоделием».  Господин должен обучатьслуг «рукоделию», ибо работник, не умеющий выполнять хозяйственные работы и невладеющий каким-нибудь ремеслом непременно принесет убытки (я думаю, в этомместе проглядывается  не  высказанная Сильвестром достаточно ясно, но узнаваемаянародная мудрость относительно незанятых рук. Возможно, та формулировка,которая дошла до нас, сложилась позднее).
  Все основные предметы своего обихода адресат Сильвестра покупает нарынке, ведя обширную торговлю. В связи с этим особое внимание автор обращает нато, что торговые дела должны вестись в соответствии с имущественным положением.Жажда стяжания сочетается с мелочной скаредностью. Сильвестр поучает, что«остатки и обрески» тканей  обязательно пригодятся в домашнемхозяйстве. Изготовленную одежду надо бережно носить, различая «вседневное» и «лучшее» платье. Мелочный надзор господского окаохватывал все стороны хозяйства, даже если в распоряжении хозяина былспециальный ключник, непосредственно ведавший всеми хозяйскими делами.
  Быт, каким он предстает со страниц «Домостроя», достаточнострог и суров, но эта строгость — не самоцель, а способ достижения вполнеопределенной цели:  телесные наказания способствуют духовному оздоровлению ивоспитывают в молодых людях благонравие, почтение к старшим.
«Домострой» также предостерегает против опасных сношений с внешним миром,проповедует строжайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность иосторожность предписывается во всем, в частности, в телесных наказаниях:провинившуюся перед мужем жену рекомендуется «плеткою вежливенько побить, заруки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали»[6].Вместе с тем, самая характеристическая черта «Домостроя» — это заботливость ослабых, низших, подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, ачуждая риторики и педантства, простая, сердечная, истинно христианская. «Как следует свою душу любить,— поучаетон,— так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйкавсегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных об их нуждах, об едеи питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде иболезни; следует помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, от всей души, всеравно как о своих родных»[7].
«Домострой» является  самым «обытовленным» памятником древнерусскойлитературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена этойконкретностью  третья часть произведения, посвященная правильному ведениюдомашнего хозяйства: «А сеницах  бы  было  сено  усътроено  и  не  разрыто  и  не разволочено  по  леснице  и по крыльцу и по двору не растаскано и всегда быбыло обрано  и  подметено  и  в  ногах  и  в  грязи  не затоптано,  и ненакапало бы, и не навъяло и не гнило, замкнуто а солома по тому же бы была в кровле,  и  прикладено  и  обрано  и
очищено…»[8]  Здесь намечаетсянекоторое противоречие: наставление, носящее религиозный, христианскийхарактер, имеет своей главной целью научить именно бытовой, житейской мудрости,причем такие христианские добродетели, как терпение, кротость, милосердие,рассматриваются автором как средства для приобретения выгод житейских: вслед запредписанием правильных, с точки зрения морали, поступков, Сильвестр сразууказывает на исходящую от этих поступков материальную выгоду. Это можнообъяснить тем, что во времена создания «Домостроя» главенствовал не духхристианской заповеди, а ее форма.
Можно с уверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Русине отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своеговремени, со степенью достоверности «Домостроя».  Это и дает повод называть«Домострой»  «поваренной книгой» «русского быта»[9].
 

Заключение
 
  Создание «Стоглава»,«Великих Миней Четиих» и «Домостроя» в значительной степени имело своей цельювзять под контроль развитие культуры и литературы. Мероприятия эти  можносчитать свидетельством начала нового литературного движения,противопоставлявшегося прежнему. На литературных памятниках, вне всякогосомнения, отразилось нравственное состояние общества, в котором происходилаборьба между новым порядком вещей и остатками старины [10].  
  В наше время, разумеется, нельзя относиться к этому памятникусредневековья как к действующему своду правил: его миропонимание и практикаотошли в вечность, и нет  в современной России дома, где бы домостроевскиенормы остались в быту. Но в первой половине XIX века, когда был опубликовантекст «Домостроя», они еще жили, и не только у духовных лиц  или в средестарообрядцев, но и в городском купечестве, и в зажиточном  слое крестьянства.Вот почему интеллигенция того времени так ожесточенно реагировала надомостроевский быт, борясь со всяким проявлением отжившей, как тогда казалось,системы, отвергая вместе с тем и простые нравственные правила, и житейскуюмудрость «Домостроя».
 В настоящее время «Домострой» является ценным источником сведений обобычаях, порядках и укладе жизни  в XVI веке.

Список использованныхисточников и литературы
Дмитриев Л.А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С.  и др. История русской литературы X — XVIIвв.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. илит.». Под ред. Д. С. Лихачева.  М.: Просвещение, 1979. 462с.
Домострой. СПб.: Наука, 1994. 134с.
Костомаров Н.И.История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО,2006.1024с.
Самохин Ю.Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы //Народноеобразование. 2000. № 10. С. 25—29.
www.gumer.info/ (Электронная Библиотека Гумер: Соловьев С. История России с древнейшихвремен)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Heavy Weather At American Airlines Essay Research
Реферат Підбір обладнання для збільшення видобутку нафти з допомогою штангового глибинного насоса
Реферат Italian Fascism Essay Research Paper FASCISMFascism was
Реферат Моральні цінності дружби, кохання, сім`ї
Реферат Особенности реализации экспертных систем на базе логической модели знаний
Реферат Флорентийский неоплатонизм и творчество Боттичелли
Реферат Последние века Римской империи: истоки формирования западноевропейской средневековой цивилизации
Реферат Быт и нравы темного царства в пьесе А Н Островского Гроза
Реферат Armenian Genocide Essay Research Paper Napoleon Bonaparte
Реферат Международно-правовые стандарты в Украине
Реферат детское кафе
Реферат Формирование характера у детей подросткового возраста
Реферат Международная валютная система и золотой стандарт
Реферат Світ Заходу і світ Сходу
Реферат Impotency New Therapy Essay Research Paper