Реферат по предмету "Культура и искусство"


Украинская культура XIV первой половины XVII вв.

оглавление12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.

В XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Украина объединяется с Литвой в одно государство как равная с равной. Украинские, белорусские и частично российские земли составляли 9/10 общей площади княжества.

Население украинских земель не препятствовало литовским князьям, которые придерживались на захваченных землях правила: «Мы старину не разрушаем и новшеств не вводим». Местные русские феодалы сохранили свои владения, а русские земли – автономию. Ру-163

сичи занимали в государстве равное положение с литовцами; основой литовского судопроизводства стала «Русская правда». Русский (украинский) язык получил статус официального, которым велась официальная документация, составление грамот и законов, обучение в школах, отправлялась служба в церкви.

Культурные традиции Киевской Руси дали толчок становлению образовательных и культурных процессов в Литовском княжестве.

Книгопечатание. Основателем книгопечатания в России и Украине стал Иван Федоров (1519 – 1583). Свою деятельность начал в Москве вместе с Петром Мстиславцем в 1563 г. В 1566 г. они переехали в Украину. Свою деятельность они начали в Заблудове, в поместье гетмана княжества Литовского Г. Ходкевича. Здесь напечатано «Учительное Евангелие». После отъезда П. Мстиславца в Вильно И. Федоров уже один выпустил «Псалтырь» с «Часословом». Из За-блудова он переезжает во Львов и в 1573 г. открывает первую в Украине типографию, где в 1574 г. выходит «Апостол».

В этом же году выходит «Азбука» — первая украинская грамматика. Еще одна типография И. Федорова начала действовать в Остроге (1578 г.), где была выпущена «Острожская Библия». Это один из значительных памятников культуры славянского народа.

Архитектура. Постоянная угроза нападения врагов и борьба против различных завоевателей обусловили своеобразный архитектурный тип – дом–крепость, который впоследствии перерос в крепость-замок. Для оборонных целей использовались также хозяйственные постройки и церкви. Оборонные сооружения возводились из местных и привозных материалов, в основном из дерева и камня. Крепости строили местные мастера, которые учитывали рельеф местности. Ярким примером феодального замка можно назвать Хотынскую крепость: 30/40-метровые башни, которые имели толщину стен – 5 – 6 метров. Фасад замка декорирован орнаментом из красного кирпича, что напоминает народную вышивку.

После освобождения от татаро-монгольской зависимости начинается активное сооружение церквей и монастырей. Так, во Львове перестраивается армянская церковь и возводится собор святого Юра, в Луцке – собор Ивана Богослова.

Территория Украины охватывает разные природные регионы, каждый из которых имеет определенные особенности. Это обусловило поиски мастерами архитектурных стилевых признаков, характерных для определенной местности. Определяются два больших направления: одно продолжает традиции каменного строительства XII – XIII вв., другое опирается на опыт развития народной деревянной архитектуры. Но в обоих прослеживаются стилевые особенности оборонных сооружений – узкие окна-бойницы, оборонные башни. Яркие примеры – украинская церковь в Зимно, Троицкая церковь в Межречье, около Острога, церковь-крепость в Суткивцах.

Для архитектурных сооружений этого периода характерно существенное влияние Молдавии и стран Балканского полуострова, особенно в прикарпатских районах.

В архитектуре середины XVI в. происходят существенные изменения. Исчезают оборонные черты, постройки преобразовываются в обыкновенные жилые замки. Это характерно не только для внешних форм. Изменяется комплекс в целом: замки в Бережанах, Остроге, Каменец-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возможность сооружать замки с просторными дворами для рыцарских турниров, роскошными залами для приема гостей и организации балов.

С принятием Магдебургского права в Украине началась застройка городов по европейским образцам.

Усиливается интерес к старине. Обновляются старые храмы. Так, П. Могила отстраивает храм Спаса на Берестове. Попытка приблизить образы святых к своим соотечественникам становится нормальным явлением. Эта эпоха в украинском искусстве впитала гуманистические идеи. Человек становится ведущей темой искусства, а реализм – главным качеством.

Иконопись. В XIV – XV вв. в Европе формируются гуманистические тенденции, которые существенно изменяют мировоззрение людей. Украина активно реагирует на эти изменения, заимствует приобретенный соседями опыт. Формируется украинская, своеобразная школа иконописи. Для нее характерны стройные, пропорционально сложенные фигуры в смелых и вольных позах, с ярко выраженным украинским этническим типом. Сюжеты приближаются к народным росписям в домах. Расширяется тематика сюжетов: появляются темы страшного суда, сатирические трактовки. Под влиянием народного творчества в иконописи менее заметен аскетизм, образы святых становятся теплыми, человечными. Палитра светлеет. Популярными становятся святой Георгий, Николай Чудотворец, Параскева Пятница и Богоматерь с ребенком. Таким образом, в живописи наметились и закрепились реалистические тенденции, которые вскоре переросли в светское искусство.

Братства. История создания братств уходит в глубину веков. Еще в Ипатьевской летописи 1134 – 1159 гг. есть упоминание о «братчинах», но до XV в. они не получили широкого распространения. Деятельность братств активизировалась в XV в. Это было обусловлено оживлением религиозной жизни, реформаторским движением в Европе. Братства сначала были сугубо светскими, но вскоре приобрели ярко выраженный религиозный характер.Их главная цель – защита отцовской веры. Старейшие из братств – Львовско-Успенское (1439) и Виленско-Кушнирское (1458).

Большое значение братства придавали воспитанию, формированию моральных принципов. Они имели свою выборную систему.

Благотворительность была нормой жизни братчиков, которые разными способами помогали старым, бедным, больным, вдовам, сиротам, заключенным.

Уже с первых своих шагов братства поняли, что образование – наилучшее оружие для защиты своей веры, дальнейшей деятельности и утверждения в обществе. Поэтому при всех братствах открывались и активно работали школы, воспитанники которых несли идеи братства в массы.

При братствах работали типографии, в частности Львовская, Виленская, Киевская, Могилевская и др. Они оставили заметный след в культуре своего народа: выпускали разнообразную литературу, а главное – учебники.

Братства приобщали к самообразованию своих членов. Они принимали в свои ряды всех, кто желал и мог что-либо сделать для развития образования и культуры своего народа. По сути, движение братств выполняло ту же роль, которую на западе выполняла реформация (т. е. церковная власть оказывалась под контролем городской общественности). Братства просуществовали до революции 1917 г.

Полемическая литература. В XVI в. большая часть украинских земель (Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киев-щина) попали под власть Речи Посполитой. В Украине появились польские магнаты, которым король раздарил земли, национальная культура и православная церковь подверглись жестоким притеснениям. Поддерживая идею объединения католической и православной церкви под властью Папы Римского, Польша на протяжении всего XVI в. систематически пропагандировала унию, используя проповедь,
литературу и школу. Велась полемика между приверженцами унии и
ее оппозицией, в результате которой возник уникальный жанр – поле
мическая литература. В ней значительное внимание уделялось вопро
сам развития образования, книгопечатания. Объектом острой критики
православных полемистов – Г. Вышенского, К. Острожского, П. Мо
гилы, Х. Филарета, была уния и ее апологеты. Они защищали полно
мочия православной церкви. У католиков пропаганду унии взял в свои
руки орден иезуитов, выдвинув талантливых проповедников, таких
как В. Гербест и П. Скарга. Они доказывали верховенство католициз
ма перед православием, провозгласили спасение православных через
унию.

Киево-Печерская лавра активно включилась в борьбу против униатства. Был издан цикл антиуниатских книг: «Книга о вере», «Кие-во-Печерский патерик, «Постановление запорожцам» и др. Характерная особенность изданий этого периода — обращение к читателю, где в популярной форме внедрялись идеи государственности и преимущества православия.

Полемическая литература дала толчок развитию украинской культуры, на протяжении многих десятилетий вдохновляла украинских патриотов на борьбу за свою веру и свободу. Оказала большое влияние на развитие литературы и философской мысли.

Реформационное движение. Вторая половина XVI – начало

XVII вв. – время возрождения национального самосознания украин
ского народа и патриотической направленности всех культурных на
чинаний. Эти процессы были тесно связаны с политическими и куль
турными движениями в Европе, которые получили название Возрож
дение.

Ренессанс утвердил гуманизм, основными постулатами которого были установление справедливости общественного строя и уважение человека как личности. Гуманистические идеи в Украину несла украинская интеллигенция, которая училась в западноевропейских университетах и возвращалась на родину. Это С. Ориховский, П. Русин, Ю. Дрогобыч, С. Кленович и др.

Но гуманизм в Украине был лишен социальной направленности, экономической поддержки, как в Италии, поэтому не мог играть решающей роли в культурной жизни. Но одной из общих задач была борьба за освобождение от иноземного ига, против принудительного окатоличивания и ополячивания. Этой задаче в Украине в большей мере отвечали идеи Реформации. Борьба с национальными и религиозными притеснениями – ведущая тема многих народных дум и песен.

На украинской почве Реформация имела определенные особенности, главными из которых были: возрождение украинской культуры, борьба за светский характер общественной жизни, освобождение науки из-под власти церкви и т. п.

Образование. В XVII в. основным культурным центром становится Киев.

В 1631 г. создана школа при Киево- Печерской лавре. Ее основатель Петр Симеонович Могила – выдающийся культурный деятель Украины. Автор ряда книг «Евангелие учительское», «Требник», соавтор катехизиса «Православное исповедание веры».

В 1632 г. произошло слияние Лаврской и Киевской братской школ и создан Киево-Могилянский коллегиум (с 1701 г.– Киево-Могилянская академия).

На землях Левобережной Украины среднее образование давали коллегиумы в Чернигове, Харькове, Луцке, Виннице и др. Их учебные программы предусматривали изучение родного и иностранных языков. Обязательными были: история, география, рисование. Выпускники коллегий могли продолжать обучение в Киево-Могилянской академии, которая была первым высшим учебным заведением у восточных славян.

Вопросы для самопроверки:

Какие памятники Киевской Руси дошли до нашего времени?

Какое влияние на гуманистическое развитие Украины имела Реформация?

Каково значение Киево-Могилянской академии в культурном процессе Украины?

Кто такой Иван Федоров? Его вклад в книгоиздательскую деятельность.

Термины:

Автохтоны — первоначальное, исконное население.

Двоеверие – религия Киевской Руси XI- XIIвв., в которой дохристианские верования восточных славян, и особенно культ Дажьбога, сосуществовали с христианством. Зооморфизм – представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее, антропоморфизму.

Икона – живописное или рельефное произведение христианского изобретательного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

Летописи – исторические произведения, вид повествовательной литературы Руси XI – XVII вв. Состояли либо из погодных записей, либо представляли собой наместники сложного состава.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое выражение действительности, объясняющее характеры героев и обстоятельства в художественных произведениях социально-историческими условиями.

Язычество – термин, принятый в христианской литературе для обозначения дохристианских и нехристианских религий. В Новом Завете язычниками названы народы, не входившие в первохристианские общины.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Детерминантные свойства русского языка на фонетическом уровне
Реферат Huck Finn And His Change In Morality
Реферат Статистические методы изучения взаимосвязей производственных показателей фирмы на примере производительности
Реферат Применение методов моделирования к электротехническим задачам
Реферат Програма, яка знаходить квадратні корені коплексних чисел
Реферат Captial Punisment Essay Research Paper Putting to
Реферат Простейшие способы обработки опытных данных
Реферат Alcohol Essay Research Paper The Affects of
Реферат «Женщина в море»
Реферат Произведение двух групп
Реферат Проект предприятия по оказанию информационно-технических услуг и услуг по аппаратно-программной
Реферат Gun Control Essay Research Paper Pro Gun
Реферат Проекция инвариантной меры с орбиты коприсоединенного представления на подалгебру Картана
Реферат Seatbelts Essay Research Paper Airbags the Innovation
Реферат Essay Topic A Realization Essay Essay Research