Реферат по предмету "Культура и искусство"


Технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста

--PAGE_BREAK--
1.3.Методы реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста
Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения)[8, C. 40].

Библиотерапия -  специальное  коррекционное  воздействие  на  лицо  с  ограниченными возможностями  с  помощью  специально  подобранной  литературы  в  целях  нормализации  или оптимизации его  психического  состояния. Библиотерапия осуществляется  через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи  с  персонажами художественных произведений или их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг.  Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что образы и чувства, усвоенные с  помощью  книги,  восполняют  недостаток  собственных  представлений,  восстанавливают  душевное  равновесие.  Для  проведения  библиотерапии  создается  группа  из 5-7 человек, подбираются  небольшие  по  объему произведения для  совместного  прочтения  и  последующего обсуждения.  Выражая  свое  отношение  к  персонажам,  люди  говорят  о  своих  проблемах  в опосредованной  форме,  получают  знания  об  альтернативных  способах  переживания,  об  иных формах поведения, избегая при этом оценочного подхода.

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми[31, C. 78].

Изотерапия. Терапия художественным творчеством — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду[8, C. 41]. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации пожилых людей. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого пожилого человека. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.т.[8, C. 43] Изотерапия  актуализирует  позитивные  психические  возможности  за  счет  творческой изобразительной  деятельности.  Она  не  требует  художественных  способностей,  но  отражая индивидуально-психологические  свойства  инвалида,  служит  способом  решения внутриличностных  проблем  и  их  диагностики.  Для  создания  положительного  эмоционального настроя  уместно  использовать  на занятиях  мелодичную  или  медитативную  музыку,  или  звуки природы[22, C. 70].

Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности пожилого, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей[8, C. 46]. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально — ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений[30,C. 239].

Игровая терапия — это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека[8, C. 49]. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра — любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

Глинотерапия -  эффективный  способ  реабилитации,  сочетающий  комплекс  медицинских, валеологических,  культуроориентированных,  креативных  компонентов,  основывающийся  на работе с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.)[22, C. 152].

Гарденотерапия -  направление  психосоциальной,  трудовой  и  педагогической реабилитации, приобщающее к работе с растениями.

Туротерапия — туристские и экскурсионные виды деятельности — создает сферу полноценного общения,  возможность  установления  социальных  контактов,  апробации  социальных  ролей, получения  поддержки,  интеграции  в  общество,  способствует  переключению  мышления  на саногенное, когда ситуация не кажется безвыходной и человек находит решение проблем. 

Спорт, активный отдых и туризм. Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов[32, C. 62].

Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний, увеличивается число людей с инвалидностью. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (мало подвижному образу жизни), которая отрицательно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, стресса, потери веры в себя. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, так необходимую пожилому человеку.

Люди, вышедшие на пенсию, могут использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя различные социокультурные программы и проекты, в том числе и туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к жизни и увеличивая жизненную активность[27, C. 116]. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.

Для эффективного использования туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать следующие правила:

вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;

обеспечение безопасности для туристов и окружения;

программа включает осмотр достопримечательностей;

наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;

планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья[32, C. 78].

Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровление, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.

Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека[32, C. 79].

Выводы по первой главе: изучение характеристики таких понятий как социокультурная реабилитация и технология социокультурной реабилитации, позволяет сделать вывод того, что технологией социокультурной реабилитации является система  организационных  приемов  и  методов  воздействия  средствами  культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг пожилым гражданам, применяемых с  целью  оказания  им  помощи  в  восстановлении компенсации)  нарушенных  или  утраченных способностей  к  деятельности  в  соответствии  с  их  духовными  интересами,  потребностями  и  потенциальными  возможностями; также рассматриваются направления по которым реализуется технология социокультурной реабилитации, к ним относятся: просветительское, досуговое, коррекционное, познавательное, лечебно-оздоровительное, эмоционально-эстетическое; были изучены основные методы технологии социокультурной реабилитации, такие как: библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, глинотерапия, гарденотерапия, туротерапия, спорт, активный отдых и туризм.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1.      Опыт реализации технологии  социокультурной реабилитации   граждан  пожилого возраста в России

Деятельность отделений дневного пребывания центров социального обслуживания населения  городов Химки, Солнечногорск и Клин направлена на активизацию обра­за жизни граждан пожилого возраста, повышение уровня их физического, социального и духовного само­чувствия, возрастание степени адаптирован­ности индивида к окружающему миру, углуб­ленное миропонимание. Посещение данных отделений позволяет расширить социальные контакты пожилого человека, поправить его здоровье, расширить кругозор.

Услуги, предоставляемые в отделении дневного пребывания, условно подразделяются на физкультурно-оздоро­вительные, медицинские, психологические, социокультурные. Социокультурные услуги в основном состоят из музыкальных занятий, лекций и творческих встреч, трудотерапии и экскурсий. Данный тип услуг направлен на повышение культурного и образовательного уровня клиентов, их приобщение к культур­ному наследию, возможность творческой самореализации, в целом на качественное разнообразие досуга пожилых граждан[19, С. 69].

Музыкальные занятия в отделениях дневного пребывания в подавляющем боль­шинстве проводятся в виде хорового пения под аккомпанемент (баяна, аккордеона и т.п.). Как правило, в занятиях принимают участие большинство присутствующих в этот день.

Музыкальные занятия позволяют клиен­там творчески самореализоваться, повысить настроение, увеличить двигательную актив­ность, пробудить воспоминания о прошлом, ощутить себя в идентичной социокультурной среде. Изучение закономерностей поведения клиентов при оказании данной услуги позво­лит более взвешенно подходить к формирова­нию репертуара, активизировать творческий настрой клиентов[19, С. 71].

Услуги трудотерапии направлены на раз­витие творческих способностей индивида, овладение различными техниками рукоделия, снятие тревожности и депрессии, улучшение функционирования нервной системы. В центре социального обслуживания «Милосердие» (г. Клин) сеансы трудотерапии проводятся один раз в неделю в течение 40—45 минут под руководством инструктора. Уча­стие в занятиях носит добровольный харак­тер, режим участия свободный. Наблюдение было призвано установить закономерности изменения групповой активности за время сеанса трудотерапии, выявить общую картину активности и инициативности группы в дан­ном мероприятии[16, С. 43].

Данные отчетов по трудотерапии выявля­ют отсутствие единого подхода к организации этой услуги. Так, в Солнечногорском центре социального обслуживания сеансы трудотерапии проводятся в форме заседаний клубов («Рукоделие», «Лозоплетение» и т.п.), а также в форме бытовых ме­роприятий (посадка деревьев на территории центра и т.п.).

Основными направлениями занятий по трудотерапии являются кройка и шитье, пле­тение кружев, лепка из глины, лозоплетение, оригами. При этом кройка и шитье встречает­ся в трех обследованных учреждениях, плете­ние кружев и лозоплетение — в двух, оригами и лепка из глины — в одном[16, С. 45].

Отчеты также предоставляют данные о посещаемости сеансов трудотерапии. Так, в Химкинском центре дневного пребывания за 2005 г. общее число при­нимавших участие в трудотерапии составило 168 человек (1855 человекодней). В Солнеч­ногорском центре социального обслуживания — 288 человек (1658 челове­кодней). В Клинском центре социального обслуживания — 62 человека (248 человекодней). В процентном соотношении картина будет следующая: в трудотерапии принимали участие: по Химкам — 21,93 %, по Солнечногорску — 76,8 %, по Клину — 23,66 % посетителей[19, С. 74].


Трудотерапия является специфической услугой и должна организованно проводиться только при наличии соответствующей мо­тивации клиента. Основная ее особенность в том, что она не воспринимается большин­ством клиентов как форма отдыха. Это может быть связано и с загруженностью клиентов домашними делами, и с общим потребитель­ским настроем клиентов дневного пребыва­ния. Однако внесение разнообразия в направ­ления трудотерапии, предоставление клиенту возможности раскрыть творческие способно­сти, правильно выбранный временной аспект организации трудотерапии, четкий режим могут позволить сделать ее популярной и по­лезной услугой[19, С. 76].

Активное участие пожилых людей и инвалидов в сказкотерапевтическом процессе дает возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние, что приводит к разрешению внутриличностного конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состоя­ния, снижению агрессии, к регуляции различных функций организма.

Сказкотерапия во всех своих вариантах помогает формировать оптими­стическое, жизнеутверждающее мироощущение, обеспечивает возможность выстроить Я-концепцию, что не только улучшает психоэмоциональное со­стояние, но и регулирует биологические функции организма[6, С. 62].

Использование эфирных масел помогает в решении психологиче­ских проблем людей разных возрастных категорий. Результат ароматерапии — улучшение общего состояния, нормализация настроения, ликвидация или смягчение стрессовых проявлений, улучшение адаптации и т.д. [6, С. 65].

В рамках договорных отношений совместно с учреждениями обра­зования и культуры в течение двух последних лет реализуются социокультур­ные проекты, направленные на социализацию обслуживаемых пенсионеров, на укрепление межпоколенных связей, — это проекты «Ретро-песня», «Кино нашей молодости», «Тесное соседство старости и детства», «Мир вокруг нас» и др. Благодаря совместной работе в рамках проектов дополнительно социокультурные услуги получили многие пожилые жители Ртищевского района.

Совместно с районным домом культуры, центральной районной биб­лиотекой, советом ветеранов проводятся мероприятия к праздничным датам, большое внимание уделяется чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших долгую совместную жизнь. При необходимости доставки пожи­лых людей на культурно-массовые мероприятия организуем сопровождение их социальными работниками, предоставляем транспорт[16, С. 56].

Внедрение инновационных технологий, ориентированных на социокультурное обслуживание граждан, при повторном социологическом иссле­довании в конце 2008 г. позволило получить следующие данные. Улучшилось психоэмоциональное состояние подопечных. Абсолютное большинство опрошенных продемонстрировали высокую для своего возраста социальную активность, на 23 % увеличился показатель хорошего самочувствия. 70 % респондентов принимают участие в мероприятиях центра, 3 % планируют включиться в работу одного из существующих клубов. Очевидна тенденция увеличения числа вовлеченных в социокультурное обслуживание: с 92 чело­век — в 2006 г. до 1422 человек — в 2008 году. В текущем году охват возрастет еще больше[16, С. 61].

Учитывая потребность пожилых людей в общении, поддержании ак­тивного долголетия, в перспективе планируется продолжить данную работу. Энтузиазм в работе нам прибавляют благодарные отзывы сотен пенсионеров.

Одной из глав­ных задач деятельности отделений дневного пребывания является создание позитивной коммуникативной среды, предоставление возможности эмоционального и информа­ционного обмена между пожилыми людьми. Активность участия в тех или иных мероприя­тиях может определяться также атмосферой доверия и непринужденности, создаваемой не столько сотрудниками отделения, сколько самими посетителями[19, С. 77].
2.2.  Изучение опыта реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в  БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»
В ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента, была определена цель – изучение технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в отделении дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— Провести анкетирование пожилых клиентов отделения дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» для выявления заинтересованных граждан пожилого возраста в организации досуга.

— Организовать  беседу со специалистами отделения дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» для выявления проблем в реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста.

В исследовании принимало участие 20 клиентов «Комплексного центра социального обслуживания населения «Радуга», 5  специалистов по социальной работе.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: анкетирование, беседа.    продолжение
--PAGE_BREAK--
                                                       Беседа

Целевая группа – 5 специалистов по социальной работе.

Цель беседы – выявление  частоты проводимых культурно — досуговых мероприятий при данном учреждении, проблем в реализации технологии социокультурной реабилитации.

По результатам беседы, проведенной со специалистом по социальной работе, удалось выявить, что культурно – досуговые мероприятия проводятся с гражданами пожилого возраста только в период праздников («Всемирный день пожилых людей», «День Победы» и др.).

В ходе беседы удалось выяснить, что культурно-досуговые мероприятия в отделении дневного пребывания проводятся одноразово, выявлены причины и трудности организации досуга пожилых людей.
Анкетирование

Целевая группа – 20  пожилых клиентов отделения дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», в возрасте от 50 до 75 лет.

В анкетировании приняло участие 20 клиентов КЦСОН «Радуга» (15 женщин и 5 мужчин).

Результаты анкетирования клиентов БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» по выявлению   заинтересованных граждан пожилого возраста в организации досуга.

В результате анализа данных, полученных при поведении анкетирования, было выяснено,  что  60% (12 человек) респондентов не принимают участия в культурно-досуговых мероприятиях, а 40% (8 человек) участвуют в культурно-досуговой деятельности.

 

Рис 2.1. Участие пожилых людей в культурно – досуговых мероприятиях
Из 15 опрошенных женщин  53,3% — ни какого участия в культурной деятельности не принимают (8 человек). А из 5 опрошенных мужчин всего 1 человек, что составляет 20%, принимает участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека» и «Дню Победы».


Рис 2.2. Состав участников анкетирования по полу





              клиент-женщина
культурно –

 досуговая                 

деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Посещение отделения дневного пребывания в доме-интернате «Отрада»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека», «Дню Победы»

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

Участие в литературных вечерах, концертах, выставках

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Участие в совместных мероприятиях с детьми и молодежью

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Участие в передачах на радио и телевидении

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

Посещение театров и кинотеатров

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Посещение спортивных клубов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Нигде не принимает участие

+

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+



Таблица 2.1. Участие пожилых женщин в культурно — досуговых мероприятиях

                   культурно-          досуговое              мероприятие
Клиент-

мужчина

Посещение отделения дневного пребывания в доме-интернате «Отрада»

Участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека», «Дню Победы»

Участие в литературных вечерах, концертах, выставках

Участие в совместных мероприятиях с детьми и молодежью

Участие в передачах на радио и телевидении

Посещение театров и кинотеатров

Посещение спортивных клубов

Нигде не принимает участие

1

-

-

-

-

-

-

-

+

2

-

+

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

+

4

-

-

-

-

-

-

-

+

5

-

-

-

-

-

-

-

+
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.