Реферат по предмету "Культура и искусство"


Российская культура Нового времени

ВВЕДЕНИЕ.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

Ф.И. Тютчев

Русская культура — это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. «Век разума и просвещения» — так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно- исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени — Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. В XIX веке начинается научно технический прогресс. Происходит замена ручного труда машинным, что вызывает необходимость в повышении квалификации наемных работников.

Достижения XIX века дали мощный толчок развитию культуры XX века, в которой основная тенденция проявилась в доминировании мировой культуры над национальной. В XX веке эта тенденция привела к появлению массовой культуры, вызванной прежде всего развитием средств массовой информации. Массовая культура несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. Доминирующей становится культура наиболее развитых стран. Культура постепенно теряет свои национальные черты. СМИ начинают формировать общественное мнение, тем самым манипулируют им.



Культурные реформы Петра I.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство. Главным содержанием реформ в области культуры, было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета

«Ведомости». С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают культурные западноевропейские традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я. Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была призвана созидательной силой не только в области специальной техники, но

и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу… но и по отношению к широким массам народа." Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом доя овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета, шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий — автор «Арифметики...». в 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее появлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь – 7208 год становиться 1700-м, а празднование Нового года переноситься с 1 сентября на 1 января. Происходили важные изменения в быту дворян, переделавшие российское дворянство „по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало2 – своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Реформы Екатерины II.

В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществленного 28 июня 1762 г., на русский престол была возведена жена Перта I, ставшая императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.).

Екатерина II начала свое царствование с подтверждения Манифеста о вольности дворянства и щедрых одариваний участников переворота. Провозгласив себя продолжательницей дела Петра I, Екатерина направила все свои усилия на создание мощного абсолютического государства. В 1763 г. была проведена сенатская реформа с целью упорядочения работы Сената, давно превратившегося в бюрократическое учреждение. Сенат был разделен на шесть департаментов с четко определенными для каждого их них функциями. В 1763-1764 гг. была осуществлена секуляризация церковных земель, с чем было связано сокращение (с 881 до 385) численности монастырей. Тем самым была подорвана экономическая состоятельность

церкви, которая отныне стала полностью зависеть от государства. Начатый Петром I процесс превращения церкви в часть государственного аппарата был завершен. Экономическая база государства значительно укрепилась. В 1764 г. Было ликвидировано гетманство на Украине, управление перешло к новой Малороссийской коллегии, находившейся в Киеве и возглавлявшейся генерал- губернатором П.А. Румянцевым. Это сопровождалось переводом массы рядового казачества на положение крестьян, на Украину стали распространяться крепостные порядки.

Екатерина получила престол незаконно и только благодаря поддержке дворян- офицеров, искала опору в дворянстве, понимая всю непрочность своего положения. Целая серия указов расширяла и укрепляла сословные права и привилегии дворянства. Манифестом 1765 г. об осуществлении Генерального межевания за дворянством было закреплено монопольное право владения землей, предусматривалась также продажа дворянам по 5 коп. за десятину засечных земель и пустошей.

За дворянством были закреплены сверхльготные условия для производства в офицерские чины, значительно возросли средства на содержание сословных дворянских учебных заведений. Одновременно с этим указы 60-х годов закрепляли всевластие помещиков и полное бесправие крестьян. Согласно Указу 1767 г. любая, даже справедливая жалоба крестьян на помещиков объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Так помещичья власть при Екатерине II приобрела более широкие юридические границы.

В отличии от своих предшественников Екатерина II была крупным и умным политическим деятелем, ловким политиком. Будучи хорошо образованной, знакомой с трудами французских просветителей, она понимала, что править старыми методами уже нельзя. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг. получила название политики просвещенного абсолютизма. Социально- экономической основой политики просвещенного абсолютизма явилось развитие нового капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения.

Политика просвещенного абсолютизма была закономерным этапом государственного развития и несмотря на половинчатость проведенных реформ, приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.

В течении двух лет Екатериной II была составлена программа нового законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового Уложения, так как Уложение 1649 г. устарело. «Наказ» Екатерины II

явился итогом ее предшествующих размышлений над просветительской литературой и своеобразным восприятием идей французских и немецких просветителей. «Наказ» касался всех основных частей государственного устройства, управления, верховной власти, прав и обязанностей граждан, сословий, в большей степени законодательства и суда. В «Наказе» был обоснован принцип самодержавного правления:«Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства…» Гарантией от деспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждение принципа строгой законности, а также обособление судебной власти от исполнительной и непрерывное связанное с ним преобразование судопроизводства, ликвидирующее устаревшие феодальные институты.

Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости.

В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских промыслов, что имело большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг. создавали благоприятные условия для роста крестьянской промышленности и ее перерастания в капиталистическое производство.

Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время — это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.

В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел (1796-1801гг.). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.



«Золотой век» русской культуры

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях — лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в

наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический

пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, — это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

«Серебряный век» русской культуры.
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль

туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.

Мистифици

рованное представление о мире — одно из важных отли

чительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвре

менья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столь

ко итогов, сколько начал. Поэты-

восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заяв

ляют о себе новые художественные течения, определяются меха

низмы их развития. Одним из течений этого периода был аван

гард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопут

ствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изна

чальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: оди

ночество — внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жиз

ни и ее финал.

В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказыва

ется символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.

Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был син

тез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть ис

ключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тен

денция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Ме

режковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художествен

ной впечатлительности. «В жизни символиста все — символ. Не символов — нет»,— писала М.Цветаева.

В 1900 г. младшие символисты — А.Блок, А.Белый, Вяч.Ива

нов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечелове

ческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так мно

го поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен — от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.

Бурным и сложным было это время. В литературе и искус

стве сосуществовали различные течения и направления. Некото

рые из них были крайне эфемерными, преходящими.

К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахмато

ва, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот пе

риод приходят другие литературные течения. Черты символиз

ма проявились в таких разных, соперничающих между собой на

правлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.

Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. про

явился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тес

но с символизмом оказались художники кружка «Мир искусст

ва». В декоративно-прикладной области искания «Мира искус

ства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники рабо

тали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смолен

ской губернии). Другая тенденция

представляла собой поиски со

временного стиля — стиля модерн. В рамках этого стиля зарож

дался конструктивизм.

В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусст

во на Западе. Дягилев находит применение своему таланту орга

низатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII сто

летия были также широко представлены самые значительные ма

стера конца XIX—начала XX в. Так начиналось покорение Па

рижа — сердца культурной жизни Европы — русским искусст

вом. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху про

граммы из пяти концертов современной русской музыки в нема

лой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахма

нинова, Н.Римского-Корсакова и др.

Сезоны 1909—1911 гг. становятся событиями в мировой ху

дожественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художествен

ного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларио

нов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк — левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и ку

бисты.

М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выстав

ки — «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» — манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кан

динский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, по

лучившие широкое распространение в истории зарубежного ис

кусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандин

ский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).

Конец XIX—начало XX в. отмечается появлением новых ар

хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз

ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту

ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа

ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми

лютин, А.С.Голубкина и др).

Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи

озного сознания. Задачи авангарда — выражать духовные абсо

люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест

вованию. Именно этому замыслу

служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.

Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искус

ства и литературы той эпохи возникло и существовало множество на

правлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде куль

туры, ее конце.

Ощущение потребности в принципиально новом научном и художе

ственном истолковании действительности стало всеобщим в обществен

ном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип че

ловека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание куль

турной ауры нового типа.

Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений филосо

фии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широ

кой западной общественностью того периода, хотя дал новое направле

ние культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзи

стенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время со

здания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в Рос

сии. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре — это своеобразное время, ко

торое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индиви

дуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррацио

нального, время господства мистического в культуре. Это время созда

ния нового менталитета, освобождения мышления от политики и соци

альности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпо

ха серебряного века — это культ творчества как интегрирующего эле

мента в разломе времени и личности художника.

Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.
Советская культура.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены

были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.

В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, фор

мулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкрет

ного изображения действительности в ее революционном разви

тии, которое должно соче

таться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих

ся в духе социализма».

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого долж

ны были равняться все советские люди, особенно молодежь. От

личительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им про

низаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Остро

вского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довжен

ко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.

Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохра

нившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм со

зидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты.

Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е го

ды являлось их соответствие официальной идеологии. С деяте

лями культуру, произведения которых не соответствовали же

стким требованиям «социалистического реализма», велась непри

миримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была про

ведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «на

турализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзен

штейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лен

тулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ».

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных тре

бований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.

По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духов

ного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и ре

акционную, которую можно и нужно было отбросить. В резуль

тате для целого ряда поколений советских людей литература, ис

кусство, философия начала XX века остались неизвестными.

Годы войны — особый период в развитии советской культу

ры.

Чувство ответственности рождало чувство собственной значи

мости,

достоинства, а значит — чувство свободы. Поэтому, несмо

тря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в па

мяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жиз

ни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произве

дений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали.

Такой свободой бурною дышали.

Что внуки позавидовали б нам.

Об этом позже писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Лю

ди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило гроз

ной борьбы, смертельной и спасительной».

Деятели культуры, таким образом, многое сделали для заво

евания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в разви

тие военной техники, в организацию работы военной промыш

ленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась об

щая коллективная воля к победе, дух сопротивления.

В эти годы усилилась изоляция советской культуры от миро

вой. В 1948—1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового за

падного искусства и Государственный музей изобразительных ис

кусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной крити

ки стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последо

вала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры — М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шо

стакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитично

сти, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеоло

гии. Подобная политика привела к значительному сокращению ко

личества новых фильмов и спектаклей — в 1951 г. было выпу

щено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, ав

торы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произ

ведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одно

го произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о кон

фликте новатора с консерватором, о превращении отсталого кол

хоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старо

го. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шо

лохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной по

средственной литературы». Однако и в эти годы создавались та

лантливые произведения,

среди них — книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Гераси

мова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое.

Вторая половина 50-х—начало 60-х годов — время духовно

го обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страс

ти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили од

на за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в По

литехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали изда

ваться новые литературные журналы. Признанным кумиром чи

тающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увиде

ли свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевро

пейских и русских композиторов конца XIX—начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасни

ков картины 20—30-х годов. Была восстановлена экспозиция Му

зея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Перемены в жизни страны служили импульсом для художе

ственного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исто

рической правды, в исследование духовного мира человека ста

ла «лейтенантская проза» — произведения о Великой Отечест

венной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю.Бонда

ревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоло

вым, Г.Баклановым и др.

Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории.

Наибольшую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зре

ния писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нель

зя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму.

Однако позиции партийного руководства по вопросам куль

туры были противоречивы. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, филь

ма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30-40-х годах, о жизни деревни, обращение к

национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закры

вались выставки художников-нонконформистов — О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемя

кина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. со

стоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов — И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.

Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, от

каз от политики реформ привели в 70—80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения — соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие дея

тели культуры.

В литературе 70—80-х годов наиболее значительным явлени

ем стали произведения, в которых нашли отражения сложные про

цессы этих лет— духовная разобщенность и трагизм повседнев

ного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и « Дру

гая жизнь» Ю.Трифонова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Сан

дро из Чегема» Ф.Искандера, «Печальный детектив» В.Астафь

ева, рассказы В.Шукшина. В связи с запретами ряд значитель

ных произведений 70—80-х годов был опубликован за рубежом — «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына, «Верный Руслан» Г.Вла

димирова, «Москва—Петушки» Вен.Ерофеева и др.

Нарастание кризисных явлений в различных сферах общест

венной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х го

дов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации
Культура в постсоветский период.
Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно

ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писаетли А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 од объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский).

Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветкому поколению.



Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

Заключение.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны — крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обы

чаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в выс

шем обществе университетское образование стало престиж

ным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умствен

ном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смот

рело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот сво

его исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла впи

сать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую наро

дом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип куль

туры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые инозем

ные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении к науке и искусству, понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивалась над своим этническим базисом и использовала фольклор, старинные народные напевы. Правда, в произведениях выдаю

щихся писателей, поэтов, композиторов народные мотивы об

ретали формы и смыслы, выходящие далеко за пределы их исходного звучания (возьмите для примера сказки Пушкина или оперы Мусоргского), а подчас и за пределы простона

родного восприятия (например, в

публицистике, в инстру

ментальной музыке).

«… Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XXI века».

Разрыв между этнической и национальной культурой нало

жил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на соци

ально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофила

ми» и «западниками». Он обусловил особенности русской ин

теллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию много

численного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиоз

но-нравственные), а выезд из страны после революции и ги

бель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обуче

ния специалистов существенно снизили культурный потен

циал интеллигенции. Последствия пережитого русской куль

турой разрыва между этническим и национальным ощущают

ся до сих пор.
В течение ХVIII – ХХ веков рус

ская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач моего и будущих поколений.
Список литературы:

Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994

Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990

Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб: Изд-во «Лань», 1997. – 512 с.

Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.

Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.

Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.