Реферат по предмету "Культура и искусство"


Рекламное сопровождение деятельности библиотек

--PAGE_BREAK--         На сегодняшний день уже наметилась тенденция развития библиотек, в которой мы ясно видим одно: библиотечному маркетингу требуется слияние с ПР-деятельностью, так как связи с общественностью позволяют постоянно отслеживать «настроение» целевой и читательской аудитории библиотек, как реальных, так и виртуальных, строить дальнейшую работу с максимально выгодной стороны как для самой библиотеки, так и для ее потребителей.

4. Опыт российских специалистов.
 В последние годы система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организацией общественного мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных мероприятий, позволяет показать самые выигрышные аспекты деятельности и наиболее адекватно отразить повседневную работу конкретной библиотеки. Вопросы ПР успешно разрабатываются специалистами библиотек – территориально методических центров, которые, в частности подготавливают и издают полезные методические рекомендации, учитывающие местную специфику и накопленный позитивный опыт.
 В различных городах создаются специализированные отделы паблик рилейшнз библиотечно-информационной системы (БИС), или сектора связей с общественностью.
 Так, интересны исследования профессора МГУКИ В. К. Клюева на страницах журнала «Библиография» (2000, №1 с. 40-43) о практике функционирования в библиотеках Нижневартовска и библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) проблемно ориентированных структур ПР.
 Рассмотрим их.
 Среди основных целей отдела ПР Нижневартовска БИС в Положении о его деятельности (1998 г.) указаны: обеспечение коммуникационного процесса между библиотечно-информационной системой и внешним окружением, испоьзование приемов и методов ПР в работе с библиотечным персоналом. Для их успешного достижения предусматривается проведение цикла научно-аналитических и практических мероприятий, систематизация и анализ получаемых промежуточных результатов и выработка рекомендаций по оптимизации реализуемых библиотекой направлений работы.
 В качестве содержательных функциональных компонентов деятельности специализированного отдела выделены: определение и оценка взаимного влияния БИС и внешнего окружения; выявление и учет взаимосвязей внутреннего развития БИС и внешней среды; изучение общественного мнения, отношения и ожиданий реальных и потенциальных пользователей; информационно-рекламная и культурно-массовая деятельность в контексте общей стратегии развития БИС; работа с конкурентами и возможными партнерами (в том числе со спонсорами); воздействие на психологический климат библиотечного коллектива для предотвращения конфликтов, для гармонизации внутренних интересов и межличностных контактов.
         В плане работы сектора ПР научной библиотеки Уральского государственного университета на 1999 г. доминировал проект «Видимая библиотека», предусматривающий три главных направления – научное, информационное и имиджевое, которые тесно переплетаются и дополняют друг друга. В числе наиболее значимых позиций В. К. Клюев называет обновление информации о библиотеке на общеуниверситетском сайте в Интернете  (Web-page «Библиовести»); составление пресс-релизов и размещение регулярных публикаций в местных средствах массовой информации; организацию дней кафедр и дня библиотеки; подготовку «Путеводителя по библиотеке» и соответствующих локальных информационно-рекламных материалов; экскурсии по библиотеке; написание и представление ежегодных популярных отчетов о работе библиотеки; проведение опросов общественного мнения (в частности, анкетирование читателей); сотрудничество с издателями и другими заинтересованными организациями города; формирование положительного имиджа сотрудников библиотеки; создание и поддержание комфорта внутри библиотечного коллектива. Последнее направление представлено в плане особенно детально и предполагает реализацию четырех этапов: выявление с помощью анонимного анкетирования основных психологических проблем («библиотекарь/библиограф – читатель», «библиотекарь/библиограф — библиотекарь/библиограф», «руководитель/менеджер – подчиненный/ исполнитель»); организация лекций по психологии общения, психологии личности, психологии поведения (6-8 часов); тренинги под руководством специалиста – психолога (6 часов); повторное анкетирование по итогам занятий.
         В. К. Клюев в своей статье подчеркивает, что методистам и маркетологам библиотек важно не только самим овладеть азами ПР, но и быть способными научить коллег из других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом случае, по его мнению, станут возможными диалог с приоритетными группами общественности, распространение необходимой информации и устойчивое взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями, создание популярности библиотечно-информационного учреждения, а в конечном итоге – формирование гармоничных отношений библиотеки с обществом.

5. Опыт казахских специалистов на примере Южно – Казахстанской   областной научно-технической библиотеки.
 Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают ныне не только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал. Библиотекари стали мыслить иначе, иначе организовывать свою работу, понимая всю важность создания нового образа библиотеки, привлекая к ней интерес различных групп общества.
 Связи, отношения с общественностью становятся все более важными в деятельности современной библиотеки, устанавливающей и успешно ведущей коммуникации с партнерами и средствами массовой информации, с местной общественностью и государственными структурами.
 Южно – Казахстанская областная научно-техническая библиотека, осваивая новые технологии, также стремится к установлению и развитию прочных связей с общественностью посредством современных методов общения и убеждения. Сегодня этому сопутствует хорошая репутация библиотеки и имеющийся опыт. В своей деятельности библиотека старается придерживаться общепринятой практики «паблик рилейшнз», которой следуют в разных странах, но при этом учитывает и местные условия – экономические, культурные, религиозные.
 Общеизвестно, что важнейшей частью отношений с общественностью являются отношения со средствами массовой информации. Они выступают связующим звеном между библиотекой и прессой, радио и телевидением. Сотрудничество ЮжКазОНТБ с местными СМИ насчитывает многие годы. Библиотека имеет постоянные рубрики в областной газете «Южный Казахстан», в «Своей газете», где регулярно размещаются небольшие тематические обзоры литературы, библиографическая информация о книжных новинках и другие материалы. Среди жанрового многообразия «библиотечных публикаций» в местных газетах библиотека имеет возможность бесплатно размещать рекламные объявления и приглашения.
 Использование каналов радио и телевидения также стало традиционным для ЮжКахОНТБ. 1997 г., например, принес библиотеке девять радиопередач на областном радио и популярнейшей в Южно-Казахстанской области радиостанции «Юмакс», пять телепередач на не менее популярном телеканале «Отырар». Журналисты СМИ – самые активные пользователи библиотеки, получающие в ней информационную поддержку своей профессиональной деятельности.
 В целях создания позитивного общественного мнения и поддержания непрерывного потока новостей специалистами библиотеки готовится для СМИ информация текущего, событийного характера, а также пресс-релизы, например, -о предоставлении нового вида услуг: электронной почты, электронной доставке документов, электронных каталогов, о проведении обучающих семинаров и т. д.
 Важным средством общения библиотеки с общественностью служит печатное слово и интернет. Фирменные бланки, буклеты, визитные карточки и другие материалы играют огромную роль в создании паблисити и позитивного имиджа Южно-Казахстанской ОНТБ, повышают конкурентноспособность на рынке библиотечных услуг.
Ставя задачу формирования фирменного стиля, специалисты библиотеки надеялись на долговременное его использование, и в то же время постарались сделать его динамичным, способным при необходимости допускать коррективы.
Прежде всего был разработан и принят на рассмотрение Патентным агентством Министерства экономики и торговли Республики Казахстан фирменный знак библиотеки. Сейчас он повсеместно используется в рекламных и печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках. Почти так же часто, как и фирменный знак, используется постоянный рекламный лозунг библиотеки: «Преуспевает владеющий информацией», который также отражает особенности имиджа библиотеки.
Большому общественному резонансу способствовало получение Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотекой гранта Фонда «Сорос-Казахстан» и придание ей статуса «модельной». Началась работа по организации на базе ЮжКазОНТБ регионального центра по развитию библиотек, включающая проведение обучающих семинаров, деловых игр, практикумов и «круглых столов» и т. д. для сотрудников библиотек Южно-Казахстанской области и города Чимкент.
Внедрение персональных компьютеров и множительной техники в деловую жизнь библиотеки открыло возможность компьютерного макетирования и издания на месте, без обращения к услугам типографии, разнообразных печатных материалов. С помощью этой техники в библиотеке выпускаются буклеты, бланки, фирменные конверты, читательские билеты, пресс-релизы, визитные карточки, отчеты и многое другое. Для обеспечения качества печатных материалов подбираются высококачественная бумага и цветовая гамма, присущая библиотеке.
Деловая переписка также выступает важным средством связей с общественностью. Информационные письма, предложения о заключении договоров  на комплексное информационное обслуживание адресуются конкретному должностному лицу, коротко информируя о библиотеке и направлениях ее деятельности. Все они выполняются на фирменных бланках и вместе с рекламными материалами упаковываются в фирменные конверты. Время показало: к такой корреспонденции проявляется повышенное внимание.
Южно-Казахстанская областная научно-техническая библиотека в последние годы все активнее утверждает себя в пространстве города, используя средства наружной и внутренней рекламы. Располагая ограниченными возможностями, тем не менее библиотека организовала красивое и информационно насыщенное оформление витрин, заставляющее прохожих останавливаться. Юж-КазОНТБ не располагает обширными производственными площадями, но умеет грамотно распоряжаться имеющимися, создавая и при необходимости гибко преобразуя интерьер. Пользователь свободно ориентируется в библиотеке и, попав в белоснежный вестибюль офисного типа, сразу же получает информацию о ее подразделениях. В пространствах читального, каталожного и других залов используются элементы оформления, разные по характеру, но единые по замыслу художественного решения.
 Самое главное – в библиотеке умеют внимательно прислушиваться к голосу конкретного человека, нуждающегося не только в информации, но и в психологической поддержке, в улыбке библиотекаря. Внимательный, элегантный, умеющий прийти на помощь сотрудник библиотеки – лучшая ее реклама.
 Сравнительно недавно в библиотеке введен новый порядок обязательного ношения бэйджей, на которых крупно выделены имя и отчество. Общение с пользователями стало персонифицированным, т.е. более личным, открытым, позволяющим преодолеть неопределенность в диалоге.
 В библиотеке царит «чувство семьи», где все сотрудники осознают себя необходимой и очень важной частью организации. При решении различных задач и в повседневных заботах обязательно запрашиваются их идеи и мнения. Все это определяет успех начинаний и стабильность библиотеки, ее жизнеспособность.
 Сказанное дает основание говорить об успешном процессе формирования методами и средствами «паблик рилейшнз» как паблисити, так и позитивного имиджа Южно-Казахстанской областной научно-

6. ПР – деятельность Российской госдарственной библиотеки.
Направление и содержание ПР – деятельности РГБ обусловлено ее Уставом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 23 марта 2001 г. № 227. РГБ – федеральное государственное учреждение, определена в нем как особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Утверждено также, что библиотека является общегосударственным хранилищем документов, научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическим, научно-информационным и культурным центром федерального значения. РГБ обеспечивает собирание, хранение фондов, содействует всеми имеющимися ресурсами развитию образования, культуры, просвещения. Ее основные направления развития охватывают сохранение и актуализацию уникальных фондов, библиотечно-информационное обслуживание читателей, развитие научно-исследовательской и издательской сфер, информатизацию, реконструкию и т. д.
Создание позитивного информационного образа РГБ необходимо для изменения от традиционного восприятия ее пользователем как образа «музея», «склада» книг к образу гигантского хранилища информации, накопленной многими поколениями цивилизации и доступной каждому. Именно созданием нового образа определяется позиционировние библиотеки в системе связей с общественностью, включая государственные, коммерческие структуры, оценка ее как учреждения уникального, востребуемого, привлекательного для инвесторов, а значит и возможности библиотеки для инвестиционных проектов и бюджетного финансирования.
Российская государственная библиотека предоставляет читателям все свои фонды, уникальные по полноте и универсальные по тематике. Она располагает собранием отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира, объемом более 42 млн. единиц хранения.
РГБ – крупнейшая библиотека Европы, вторая библиотека мира. Ее фонд содержит ценнейшие собрания рукописных книг, начиная с 6 в., инкунабул 16 в., палеотипов первой половины 16 в., а также редкие издания второй половины 16-17 вв.
РГБ ориентируется на интересы российского и международного научного сообщества, сотрудничает с библиотеками и организациями более чем 100 стран мира. Она имеет свыше 2,5 тыс. партнеров по книгообмену и международному библиотечному абонементу.
РГБ – крупнейший научно-исследовательский институт в области библиотечного дела, библиографии, книговедения, а также всероссийский информационный центр по культуре и искусству.
Библиотека открыто выступает в средствах массовой информации с публикациями о состоянии дел, достижениях и проблемах.
Результаты деятельности Библиотеки по основным ее направлениям показывают, что она востребована, отвечает запросам общества в различных сферах науки, культуры, образования, просвещения, бизнеса, предпринимательства.
 На создание положительного информационного образа российских библиотек и в первую очередь РГБ нацелен новый общероссийский проект, который она начала в 2002 г., — «Библиотеки России в СМИ: Информационный образ и социальная поддержка». Его цель – показать облик современной библиотеки, уникальность ее фондов и информационных возможностей для пользователей, привлечь внимание общественности к ее проблемам. Этот проект включает методическое, научное и информационное содержание, циклы теле- и радиопередач, публикаций в общероссийской и региональной прессе. Библиотеки России предстают во всем своем многообразии – как центры информационные, культурные, просветительские, учебные, деловые, как институты социальной и психологической реабилитации. Были показаны библиотеки разных ведомств и типов – от центральных, федеральных, до региональных, сельских.
 Направления работы РГБ по связям с общественностью определяются ее основными функциями. Это – формирование максимально полного фонда отечественных и зарубежных документов; создание источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации, электронных баз и банков данных; консервация и реставрация документов; библиотечное и информационное, в том числе и справочно-библиографичекое обслуживание посетителей; проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий; осуществление научно – исследовательской и научно – методической работы в области библиотечного дела, участие в федеральных целевых и иных программах; образовательная деятельность, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в форме организации послевузовского профессионального и дополнительного образования; реализация программ ООН, ЮНЕСКО, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений, Международной организации по стандартизации, Совета Европы, других международных организаций, сотрудничество с зарубежными библиотеками, другими организациями в сфере культуры, образования и науки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расходы торгового предприятия, анализ и планирование издержек обращения
Реферат Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Реферат История Казахстана 2
Реферат Кредитно-банковская система в Украине
Реферат Проектирование сборного железобетонного многоэтажного здания
Реферат Персонажі повісті, проблематика твору. Народознавство у творі. Мовне багатство повісті. Інсценування уривків повісті "Кайдашева сім'я"
Реферат Учет расчетов с покупателями и заказчиками и управление дебиторской задолжностью
Реферат Об рунтування та розробка системи організації профілактичної діяльності закладів загальної практики
Реферат Геосистемное прогнозирование задачи прогнозная информация методы составления прогнозов
Реферат THE GENERATION GAP IN KING LEAR Essay
Реферат Книга S.Gran "A Course in Ocean Engineering". Глава "Усталость"
Реферат Veterinary Medicine Essay Research Paper Veterinary
Реферат Оформление документов при приеме на работу
Реферат Українське конфесійне питання в контексті геополітики Росії кінця XVII–першої половини XVIII століття
Реферат Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО Пензаэнерго