Реферат по предмету "Культура и искусство"


Последние сонаты Шуберта

Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.
История
История написания сонат может быть восстановлена, благодаря почти полностью сохранившимся рукописям. Сонаты были написаны в два этапа — начальный эскиз и окончательная, финальная версия.

Первые наброски были сделаны автором весной и летом 1828 года. В них мотивы из разных частей сонаты или даже из других сонат были вперемешку расположены на одном и том же листе, что явно даёт нам понять, что последние две сонаты были созданы параллельно. Более того, финал Си-бемоль-мажорной сонаты был написан до окончания первой части, что не было свойственно Шуберту. Окончательные версии сонат казались чем-то единым. Сонаты были отмечены Шубертом Sonate I, II, III, в указанном порядке, и на последнем листе была поставлена дата 26 сентября. В отличие от первых набросков, окончательные версии сонат были написаны очень аккуратно и скрупулёзно.

Как было отмечено, финальная версия сонат была завершена в сентябре 1828 года. На протяжении этого месяца был написан струнный квинтет и несколько песен цикла «Лебединая песня» — выдающиеся достижения для такого короткого периода. Последняя соната была завершена 26 сентября. Двумя днями спустя, Шуберт уже исполнял её на одном из вечеров в Вене. В письме Пробсту — одному из издателей, датированном 2 октября, Шуберт изъявляет желание опубликовать свои творения. Однако Пробста это не интересует, а 19 ноября Шуберт умирает от брюшного тифа, так и не дождавшись издания сонат. В следующем году Фердинанд, брат Шуберта, продаёт рукописи другому издателю, Антону Диабелли, который опубликует их только спустя 10 лет, в 1839 году. Шуберт намеревался посвятить сонаты Иоганну Гуммелю (кем он очень восхищался), ученику Моцарта, композитору (пионеру романтизма, каким был и сам Шуберт), выдающемуся пианисту. Однако, к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта. Тем не менее Шуман сонатами остался не совсем доволен. Он говорил о «чрезмерной простоте идеи», «добровольном отречении от яркого новаторства», называл сонаты «бесконечными волнообразными движениями, всегда музыкальными и певучими, обрывающимися здесь и там волнами горячей страсти, но так же быстро и затихающими».

Ещё одним композитором, вызвавшим неподдельный интерес, был Иоганнес Брамс. Брамса интересовало открытие и издание неизвестных произведений Шуберта, особенно сонат. В своём дневнике Клара Шуман восхищалось исполнением Брамсом последней сонаты. Несмотря на позитивную оценку Брамса, сонаты Шуберта, последние включительно, весь XIX век были заброшены и не восприняты должным образом, считались не совсем подходящими для фортепьяно. Только по прошествии века со дня смерти Шуберта критиков начало интересовать его фортепианное творчество, особенно после бесподобного исполнения сонат Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом. На протяжении следующих десятилетий интерес к сонатам продолжал расти, и к концу века они входили в классический фортепианный репертуар, часто исполнялись на концертах. В конце XX века учёные спорили о сопоставлении шубертовских последних сонат с последними сонатами Бетховена. Последняя, Си-бемоль-мажорная соната добилась высочайшего успеха среди трех остальных.
ЛитератураХохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — Москва: Эдиториал УРСС, 1998. ISBN 5-901006-55-0Шуман Р. Последние сочинения Франца Шуберта (1840) // Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей, том II-A. Москва: Музыка, 1978.Badura-Skoda, Eva, The piano works of Schubert, in R. Larry Todd [ed.], Nineteenth-Century Piano Music, Schirmer, 1990, pp. 97-126.Badura-Skoda, Paul, Schubert as written and as performed. The Musical Times, Vol. 104, No. 1450. (1963), pp. 873—874.Brendel, Alfred, Schubert’s last sonatas, in Alfred Brendel [au.], Music Sounded Out: Essays, Lectures, Interviews, Afterthoughts, Farrar, Straus and Giroux, 1991, pp. 72-141.Brendel, Alfred, Schubert’s piano sonatas, 1822—1828. in Alfred Brendel [au.], Musical thoughts and afterthoughts, Noonday, 1991.Brown, Clive, Schubert’s tempo conventions, in Brian Newbould [ed.], Schubert Studies, Ashgate, 1998.Brown, Maurice J. E., Drafting the masterpiece, in Maurice J. E. Brown [ed.], Essays on Schubert, St. Martin’s Press, 1966.Brown, Maurice J. E., Towards an Edition of the Pianoforte Sonatas. in Maurice J. E. Brown [ed.], Essays on Schubert, St. Martin’s Press, 1966, pp. 197—216.Burnham, Scott, Schubert and the sound of memory. The Musical Quarterly, 84(4), 2000, pp. 655—663.Carlton, Stephen Edward. Schubert’s working methods: an autograph study with particular reference to the piano sonatas. Ph.D. Diss., University of Pittsburgh, 1981.Chusid, Martin, Cyclicism in Schubert’s piano sonata in A major (D. 959). Piano Quarterly 104 (1978), pp. 38-40.Cohn, Richard L., As wonderful as star clusters: instruments for gazing at tonality in Schubert. 19th Century Music XXII/3, (1999), pp. 213—232.Cone, Edward T., Schubert’s Beethoven. The Musical Quarterly 56, 1970, pp. 779—793.Cone, Edward T., Schubert’s Unfinished business, 19th-Century Music, Vol. 7, No. 3 (1984), pp. 222—232.Deutsch, Otto Erich, Franz Schubert’s letters and other writings, 1974, New York, Vienna House.Einstein, Alfred, Schubert: a musical portrait. 1951, New York, Oxford.Fisk, Charles, Returning cycles: contexts for the interpretation of Schubert’s Impromptus and last sonatas, Norton, 2001.Fisk, Charles, Schubert recollects himself: the piano sonata in C minor, D. 958. The Musical Quarterly 84(4), 2000, pp. 635—654.Fisk, Charles, What Schubert’s Last Sonata Might Hold, in Jenefer Robinson [ed.], Music and Meaning, 1997, pp. 179—200.Hanna, Albert Lyle, A statistical analysis of some style elements in the solo piano sonatas of Franz Schubert. Ph.d. Diss, Indiana University, 1965.Hatten, Robert S. Schubert the Progressive: The Role of Resonance and Gesture in the Piano Sonata in A, D. 959, Integral 7 (1993), 38-81.Howat, Roy. Architecture as drama in late Schubert. In Brian Newbould [ed.], Schubert Studies, Ashgate, 1998, pp. 166—190.Howat, Roy, Reading between the lines of tempo and rhythm in the B flat sonata, D960, in Brian Newbould [ed.], Schubert the Progressive: History, Performance Practice, Analysis, Ashgate, pp. 117—137.Howat, Roy, What do we perform?, in John Rink [ed.], The Practice of Performance, Cambridge University Press, Cambridge, 1995.Kerman, Joseph, A Romantic detail in Schubert’s «Schwanengesang», The Musical Quarterly XLVIII(1), 1962, pp. 36-49;Kinderman, William, Schubert’s piano music: probing the human condition. In Cristopher H. Gibbs [ed.], The Cambridge Companion to Schubert, Cambridge University Press, 1997, pp. 155—173.Kinderman, William, Wandering Archetypes in Schubert’s Instrumental Music, 19th-Century Music, Vol. 21, No. 2, 1997, pp. 208—222.Kramer, Richard, Posthumous Schubert, 19th-Century Music, Vol. 14, No. 2. (1990), pp. 197—216.Marston, Nicholas. Schubert’s homecoming. Journal of the Royal Musical Association 125(2), 2000, pp. 248—270.McKay, Elizabeth Norman, Franz Schubert: a biography, New York, Clarendon Press, 1997.Misch, Ludwig, Beethoven Studies, Norman, 1953.Montgomery, David, Franz Schubert’s Music in Performance: Compositional Ideals, Notational Intent, Historical Realities, Pedagogical Foundations, Pendragon, 2003.Montgomery, David, Modern Schubert Interpretation in the Light of the Pedagogical Sources of His Day, Early Music, Vol. 25, No. 1 (1997), pp. 100—104+106-118.Montgomery, David, Robert Levin, and Walter Durr. Exchanging Schubert for schillings. Early Music, Vol. 26, No. 3. (1998), pp. 533—535.Newbould, Brian, Schubert: the music and the man, University of California Press, 1999.Newman, William S. Freedom of Tempo in Schubert’s Instrumental Music, The Musical Quarterly, Vol. 61, No. 4 (1975), pp. 528—545.Pesic, Peter, Schubert’s dream, 19th-Century Music, Vol. 23, No. 2. (1999), pp. 136—144.Rosen, Charles, The Classical Style, New York, 1971, pp. 456—458.Rosen, Charles, The Romantic Generation, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1995.Rosen, Charles. Schubert and the example of Mozart. In Brian Newbould [ed.], Schubert the Progressive: History, Performance Practice, Analysis, Ashgate, pp. 1-20.Rosen, Charles, Schubert’s inflections of Classical form. In Cristopher H. Gibbs [ed.], The Cambridge Companion to Schubert, Cambridge University Press, 1998, pp. 72-98.Rosen, Charles, Sonata Forms, revised edition, Norton, 1988.Schiff, Andras, Schubert’s piano sonatas: thoughts about interpretation and performance. In Brian Newbould [ed.], Schubert Studies, Ashgate, 1998, pp. 191—208.Schumann, Robert, Schubert’s Grand Duo and three last sonatas. Published in Robert Schumann [au.], Henry Pleasants [ed.], Schumann on Music: A Selection from the Writings, Dover, pp. 141—144.Shawe-Taylor, Desmond, Paul Hamburger, et al. Schubert as written and as performed. The Musical Times, Vol. 104, No. 1447 (1963), pp. 626—628.Solomon, Maynard, Franz Schubert’s 'My Dream', American Imago 38:137-54, 1981.Tovey, Donald F., Tonality, Music & Letters, Vol. 9, No. 4 (1928), pp. 341—363.Waldbauer, Ivan F. Recurrent harmonic patterns in the first movement of Schubert’s sonata in A major, D. 959. 19th Century Music XII/1, 1988, pp. 64-73.Webster, James, Schubert’s sonata form and Brahms’s first maturity, Part I. 19th Century Music II/1, 1978, pp. 18-35.Webster, James, Schubert’s sonata form and Brahms’s first maturity, Part II. 19th Century Music III, 1979, pp. 52-71.Whittall, Arnold, The sonata crisis: Schubert in 1828. The Music Review 30, 1969, pp. 124—129.Winter, Robert, Paper studies and the future of Schubert research, in Eva Badura Skoda and Peter Branscombe [eds.], Schubert Studies: Problems of style and chronology, Cambridge University Press, 1982.Wolff, Konrad. Observations on the Scherzo of Schubert’s B-flat major Sonata, op. posth., Piano Quarterly 92: 28-29 (1975-6).



Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Последние_сонаты_Шуберта


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.