Реферат по предмету "Культура и искусство"


О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов

--PAGE_BREAK--
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость — это сложное качество, отличающееся чрезвычайной спецификой проявления. Гимнаст и, ска­жем, баскетболист, по-своему ловки в условиях своей специфической двигательной деятельности, но оказыва­ются неловкими в других ситуациях. Поэтому сравнение ловкости у представителей разных спортивных специа­лизаций вряд ли целесообразно. Это может в конце кон­цов привести к существенным методологическим ошиб­кам, что и наблюдается сейчас в практике.

Дело в том, что на основании недостаточно глубоко­го анализа двигательной деятельности в разных специа­лизациях всем спортсменам даются рекомендации о не­обходимости широкого использования спортивных игр, снарядовой гимнастики как средств физической подго­товки (ибо на поверку оказывается, что игровики и гим­насты «самые ловкие»). При этом забывается такая ис­ключительно важная деталь, как техника специализиро­ванных движений, без которой нельзя воспользоваться указанными видами спорта. Поэтому прежде чем исполь­зовать баскетбол для физической подготовки, гимнаст, например, должен изучить почти все технические дейст­вия, необходимые для ведения этой игры, а игровик — овладеть основами техники движений на гимнастических снарядах — то есть теми двигательными навыками, ко­торым в каждом виде спорта посвящен весь тренировоч­ный процесс.

При чрезвычайной насыщенности тренировки спортсменов в специализированной двигательной деятельнос­ти практическое осуществление таких рекомендаций просто невозможно. И речь должна идти не об исполь­зовании, например, баскетбола или волейбола, а лишь об отдельных элементах этих игр, об относительно простых двигательных действиях, не связанных со специфической техникой. Только в этом случае применение их окажется действенным, а затраты времени оправданными.

В целом же все это говорит о необходимости серьез­ного отношения к вопросам развития ловкости именно в начале спортивного пути гимнаста, когда закладывают­ся основы его будущего совершенства. Это и необходимо и возможно, поскольку уже к 6—7 годам двигательный опыт и сумма соответствующих представлений и понятий оказываются вполне достаточными для сознательного овладения новыми формами двигательных действий и повышения точности, результативности и экономичности движений (В.И. Филиппович).

В связи с тем, что до сих пор не установлены единые взгляды на самую сущность ловкости и не выработаны достаточно обоснованные и точные критерии оценки ее, трудно определить рациональные пути развития этого качества. Согласно данным специальной литературы, ловкость определяется либо уровнем готовности выпол­нить то или иное двигательное действие, либо быстротой овладения новыми двигательными действиями. Кроме того, одним из показателей ловкости может служить способность быстро перестраивать двигательную дея­тельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В. М. Зациорский, 1970; В. И. Филиппович, 1973).

Как и в подавляющем большинстве видов спорта, в гимнастике оценка ловкости происходит по комплексно­му проявлению силы, гибкости л быстроты, которые со­ставляют естественную основу этого двигательного ка­чества. Они, с одной стороны, определяют уровень раз­вития ловкости, а с другой — возможность их рацио­нального комплексного использования в форме ловкости. Поэтому основой в воспитании ловкости является раздельное, а затем (главным образом) комплексное развитие указанных качеств в условиях взаимосвязанно­го проявления.

Главными методическими направлениями в развитии ловкости являются следующие (по В. И. Филипповичу, 1973):

1) совершенствование пространственной точности элементарных движений;

2) развитие способности координировать движения различных звеньев двигательного аппарата;

3) совершенствование структуры естественных дви­гательных актов;

4) расширение запаса двигательных умений и навы­ков;

5) формирование умений рационально применять при­обретенные двигательные навыки в различных условиях.

Средства для решения этих задач общеизвестны и, на наш взгляд, здесь не требуется их детального рас­смотрения. В то же время следует сказать еще о некото­рых общих особенностях ловкости, которые обязательно должны находить отражение в содержании педагогичес­кого процесса ее развития.

1. Для воспитания ловкости используются упражне­ния с элементами новизны, поскольку автоматизация на­выка снижает эффективность упражнения как средства воспитания ловкости.

2. Наиболее ценными являются упражнения, связан­ные с проявлением быстроты двигательной реакции.

3. Не следует слишком упрощать средства воспита­ния ловкости, дробить упражнения до мельчайших час­тей. Упражнения должны быть доступны, но не элемен­тарны.

4. В процессе развития ловкости пользу приносят всякие упражнения соответствующего характера. Однако следует помнить, что, например, ловкость рук мало бу­дет влиять на успешность проявления ловкости в ситуа­циях, где требуется участие многих групп мышц, осу­ществляющих сложно-координированные движения не­сколькими или всеми частями тела. Поэтому наиболее ценны те упражнения, в которых принимают участие многие группы мышц.

5. Выполнение упражнений для развития ловкости требует большой точности и четкости мышечных ощуще­ний. Они возможны лишь тогда, когда организм занима­ющегося не утомлен. Поэтому упражнения следует вы­полнять только до наступления утомления.

6. В связи со спецификой гимнастики и ее воздейст­вия на занимающихся, общим развитием ловкости целе­сообразно заниматься лишь на начальном этапе трени­ровки (в предварительной подготовке). В дальнейшем совершенствование ловкости происходит за счет специа­лизированной двигательной деятельности гимнастов.

За уровнем развития ловкости следят, применяя кон­трольные задания, по характеру близкие к специфичес­кой двигательной деятельности гимнастов. С этой целью удобно использовать комбинированные упражнения, со­стоящие из достаточно хорошо изученных движений, но применяемых в не совсем обычных (привычных) ситуа­циях.

Упражнения такого типа могут быть самыми разно­образными. Главное, чтобы они по возможности полно отражали способности гимнастов во владении своим телом.

РАЗВИТИЕ

ВЫНОСЛИВОСТИ

В тренировке наступает момент, когда  начина­ют вспоминать о выносливости. То, что это происходит  — почти естественно, поскольку в начальной гим­настике классификационные упражнения не требуют проявления этого качества. Выполнение упражнения классификационной программы, состоящего из 3 — 5 эле­ментов, большинство из которых представляют собой смешанные висы и упоры, не составляет большого тру­да. Необходимость проявления выносливости приходит позже — в более старших разрядах, когда нужно выпол­нять длинные комбинации сложных элементов. Тем не менее, основы выносливости нужно создавать с первых шагов в гимнастике.

В спортивной деятельности различают два вида вы­носливости: общую и специальную.

Общая выносливость обусловлена развитием сердеч­но-сосудистой системы, так сказать, се «пропускной спо­собностью», а также способностью организма утилизиро­вать кислород. Естественно поэтому, что выносливость зависит непосредственно от развития собственной крове­носной системы мышц, количества двигательных единиц, осуществляющих работу, и уровня развития соответству­ющего силового качества (или качеств). Общая вынос­ливость в спорте имеет существенную особенность — она характеризуется не вообще предельно долгой работой, а работой, выполняемой на определенном уровне ка­чества.

Специальная выносливость — способность на качест­венном уровне выполнять долго мышечную работу опре­деленного вида (характера): жнмовую, скоростную, скоростно-силовую, статическую или с различным соотно­шением видов работы, переключением с одного вида работы на другой. Последнее особенно характерно для гимнастики.

Специальная выносливость — это про­изводное, вторичное двигательное качество спортсмена: проявление его возможно лишь тогда, когда развито си­ловое качество, на основе которого формируется вынос­ливость.

Строго говоря, человек с самого момента рождения наделен способностью по многу раз подряд повторять(совершать) различные сгибательные и разгибательные движения, то есть он обладает каким-то запасом вынос­ливости. Поэтому, если гимнаст не в состоянии отжаться в упоре 6 раз, это еще не говорит об отсутствии жимовой силы или выносливости разгибателей рук. Дайте ему другое, более доступное контрольное упражнение, — и он его с успехом выполнит.

Однако все дело в том, что уровень развития любого двигательного качества в спорте определяется в соответ­ствии со стоящей двигательной задачей. Иной вопрос, что эта задача вообще должна соответствовать возмож­ностям того или иного возраста или индивидуальным возможностям гимнаста. В данном случае именно зада­ча—возможностям, а не наоборот, поскольку характер и содержание обучения и тренировки во многом опреде­ляются педагогической оправданностью поставленной за­дачи. Но если в соответствии с учебной программой или программой соревнований (научно обоснованными тре­бованиями) гимнасту нужно выполнить подъем махом на кольцах, то можно говорить, что у него должна быть хорошо развита скоростная сила разгибателей плечевых и локтевых суставов, а учитывая необходимость много­кратного повторения движений для формирования дви­гательного навыка, и скоростно-силовая выносливость этих групп мышц. Но представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда вопрос о скоростно-силовой вы­носливости их на данный момент «отпадает» сам собой, поскольку сначала нужно обеспечить развитие скорост­ной силы.

Конечно, многократно выполняя упражнения, направ­ленные на развитие силового качества, гимнаст в какой-то степени развивает и специфическую соответствующую этому качеству выносливость. Но в дальнейшем этого оказывается мало. Поэтому, когда силовое качество бу­дет развито на достаточном уровне, следует заниматься развитием выносливости на основе этого качества. Здесь будет происходить и развитие выносливости и совершен­ствование качества. Наличие того или иного элемента в классификационной программе не определяет уровень развития требуемого силового качества и выносливости. Этот уровень должен быть выше требований техническо­го совершенствования.

Таким образом, оказывается, что специальная вынос­ливость обладает еще одной особенностью: она — ка­чество локальное, присущее различным группам мышц. Действительно: сгибатели и разгибатели рук могут об­ладать одинаковой силой (например, по 50 кг), но раз­ной выносливостью. В результате этого гимнаст сможет отжаться в упоре 25 раз, а подтянуться в висе только 16.

Локальная выносливость связана с общей. Выполне­ние упражнения много раз подряд и во многих под­ходах воздействует на мышцы, осуществляющие тот или иной вид работы, на нервные центры и. сердечно-сосу­дистую систему. Во время этой работы у гимнаста увеличиваются сила и частота сердечных сокращений, расширяется сосудистое русло, увеличивается число функционирующих капилляров, повышается интенсив­ность газообмена в легких и мышцах, усиливается дея­тельность внутренних органов и активность биохимиче­ских процессов.

В связи с этим общую выносливость целесообразнее развивать с помощью продолжительных упражнений, в которых принимают участие разные группы мышц. На­пример, с помощью ненапряженного, но продолжитель­ного бега, прыжков со скакалкой и др.

На начальном этапе тренировки вопросам развития общей выносливости уделять особое внимание тем более необходимо, что в дальнейшем, с увеличением объема технически сложных упражнений, у гимнастов останется очень мало времени для использования упражнений об­щего воздействия. Главное внимание будет уделяться специальной физической подготовке, а средства общего воздействия — использоваться в основном для активного отдыха. Поэтому развитие общей выносливости опреде­ляется лишь тем переносом, который происходит за счет применения средств специальной подготовки.

Таким образом, основная особенность двигательной деятельности гимнастов — непродолжительность и высо­кая интенсивность мышечной работы с многократным изменением характера ее и переключением с одного ви­да на другой — вероятно, должна отразиться и на содер­жании всей системы их физической подготовки.

Поэтому, как бы гимнасты ни увеличивали общую выносливость и общий запас мощности, они мало помо­гут себе в совершенствовании специфической выносли­вости.

Безусловно, общее высокое функциональное развитие самым благоприятным образом скажется и во время мы­шечной работы и, особенно, в период восстановления.

Однако о переносе общей выносливости на специальную следует все же говорить с большой осмотрительностью, помня, что специальную выносливость можно рассматривать как естественную часть общей, а общая выносливость может и не затрагивать специфических механизмов специальной выносливости.

Здесь следует иметь в виду один важный момент. В зависимости от задач, стоящих в разных периодах тренировки, применяемые средства должны отличаться по характеру. И если в подготовительном периоде раз­личные игры с мячом, плавание, бег — служат сред­ством прогрессивного физического развития, то в пере­ходном периоде они играют роль средства активного от­дыха, восстановления и сохранения высокой степени работоспособности. В этом отношении плавание или бег на лыжах, выполняемые с нагрузкой в подготовитель­ном периоде, должны отличаться от купания и лыжной прогулки в переходном периоде.

ТЕХНИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА

ОБ ОСНОВАХ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Упражнения на гимнастических снарядах — это, в по­давляющем большинстве, вращения, перемещения из низких положений в высокие, из высоких в более низкие (по отношению к снаряду), то есть подъемы, опускания, спады, обороты.

Между формами этих упражнений на разных снаря­дах много сходства, несмотря на то что выполняются они с разной амплитудой, разными скоростями, разным хва­том за снаряд, отличаются исходными и конечными по­ложениями и во многом определяются конструктивными особенностями снарядов, на которых выполняются.

Это сходство обусловлено основой структур гимнасти­ческих упражнений, техникой их выполнения. Например, из каких бы исходных и в какие бы конечные положения не выполнялся подъем разгибом, и независимо от снаря­да, на котором он выполняется, элементарная сущность этого гимнастического упражнения, общая двигательная основа его — одна и та же: разгибание в тазобедренных суставах и опускание рук к туловищу.

Ведущую роль здесь играет опускание рук. Можно путем некоторых технических ухищрений облегчить их работу, но не исключить ее. Что же касается разгибания в тазобедренных суставах, то, в принципе, можно обой­тись и без него, поскольку существует способ выполнения подъема разгибом без предварительного сгибания (т. е. без прохождения через вис согнувшись) или с незначи­тельным сгибанием. Это же подтверждают проведенные нами опыты, в которых подъемы махом вперед и назад на кольцах выполнялись при иммобилизованных тазобед­ренных суставах.

Однако совсем не безразлично, как в том или ином движении гимнаст управляет различными частями тела.

Техническая основа выполнения любого элемента — то совокупность действий гимнаста — подготовительных, основных и завершающих, направленных на решение стоящей частной двигательной задачи. От того, насколь­ко правильно гимнаст понимает двигательную задачу, насколько четко представляет частные моменты решении ее, насколько потенциально готов он к решению этой за­дачи и сумеет использовать (реализовать) свои способ­ности — и зависит не только качество, но и сама возмож­ность выполнения упражнения.

Все действия гимнаста — подготовительные, основные и завершающие — одинаково важны для выполнения упражнения.

Подготовительные действия гимнаста связаны с при­нятием исходного положения, из которого удобно выпол­нить упражнение и в котором тело гимнаста имеет наи­больший запас потенциальной энергии (при высоком по­ложении над снарядом) или наименьший момент инерции. Они направлены на приобретение возможно большего запаса кинетической энергии: в начале движения гимнаст старается как можно больше удалить от оси вращения общий центр тяжести тела — оттянуться от опоры, — с тем, чтобы в дальнейшем более экономно проявить уси­лия при решающих действиях. В условиях опоры о сна­ряд, благодаря подготовительным действиям, запас ко­личества движения может быть увеличен: стоит гимна­сту во время движения вперед в висе на перекладине сделать мах ногами вперед (согнуться), как скорость вращения увеличится. Этим маховым движением (сгиба­нием) достигается увеличение количества движения ног, и если затем сделать разгибательное движение ногами, то есть затормозить их движение, то в связи с законом сохранения момента количества движения, туловище получит дополнительное ускорение.

Торможение движения ног, выполняемое в разныемоменты движения на снаряде, с разной амплитудой, но всегда с максимальной скоростью, относится к основным действиям, при помощи которых достигается рациональное перераспределение количества движения между зве­ньями тела, изменяется скорость перемещения, что и определяет успешность выполнения гимнастического упражнения.

Завершающие действия гимнаста  направлены на сохранение достигнутого положения, определяют правиль­ность, устойчивость и удобство позы в этом положении и в связи с последующими элементами.

Подготовительные и завершающие действия гимнаста зависят от конструктивных особенностей снарядов, на которых выполняется одно и то же упражнение, предше­ствующего элемента и последующего, а также от консти­туционных особенностей самого гимнаста. Эти действия вариативны.

Основные действия тоже в какой-то степени вариа­тивны, поскольку существует диапазон условий, в кото­рых они могут быть проявлены. Однако по времени и усилиям они более ограничены, чем подготовительные и завершающие. Достаточно сказать, что во время основ­ных действий при выполнении оборота назад под жердя­ми в стойку величина решающих усилий, развиваемых руками, не должна быть меньше чем 2 кг на 1 кг массы тела, но не должна и значительно превышать этот пока­затель. Отклонение по усилиям или времени их проявле­ния приводит к невыполнению упражнения. В то же вре­мя при выполнении одного и того же элемента разными способами (например, того же оборота под жердями в стойку ранним и поздним спадом) продолжительность основных действий оказывается одной и той же.

Это позволяет говорить о стабильности, стандартно­сти основных действий гимнаста, о возможности вычлене­ния элементарных, но главных их частей.

Элементарные основные структуры двигательных дей­ствий рассмотрены в соответствующем разделе и реко­мендованы для использования в физической подготовке как звенья, связывающие эту подготовку с технической. На следующей ступени совершенствования гимнаст пе­реходит непосредственно к технической подготовке. Уже изученные элементарные структуры двигательных дейст­вий используются при обучении технике как основные двигательные навыки, имеющие непосредственный пере­нос на формирование техники.

Используя их как базу, изучают и отдельные движе­ния, составляющие общую основу технической подготов­ки, целые гимнастические элементы, овладение которыми можно рассматривать как формирование основных тех­нических навыков группы упражнений, сходных по фор­ме и характеру мышечной работы.

В целом это обеспечивает успешность дальнейшего технического совершенствования, поскольку у занимаю­щихся будут сформированы устойчивые базовые схемы координации, выражающиеся в типичных формах дви­гательной деятельности и позволяющие без осложнении переходить к их разновидности. Переход осуществляется по принципу изменения взаимоотношений лишь частных характеристик базовых структур координации, но не создания новых, незнакомых гимнасту структур коорди­нации.

Естественно, что обучение проводится на каком-то конкретном элементе. Тем важнее выбор этого элемента. Он должен быть профилирующим, то есть нести в себе признаки, наиболее типичные для всей группы упражне­ний. При этом профилирующий элемент может оказать­ся отнюдь не легчайшим в группе упражнений, сходных по структурным признакам, но наиболее типичным. Поэтому начинают обучение именно с него, а не с легчайшего. Например, в группе упражнений, выполняемых махом вперед с поворотом из упора на брусьях, легчайший эле­мент — поворот в упор на руках, но начинать обучение нужно с поворота кругом в упор. Тогда, овладев попоро­том л упор, гимнаст легче и более правильно выполнит поворот в упор на руках, а кроме того, в его двигательной подготовленности будут заложены основы для овладения поворотом в стойку на руках.

Однако и частном случае это будет возможно, если поворот изучается с высоким махом, с поздним перехватом рук и заканчивается при высоком положении туло­вища и ног, без прогибания в пояснице  (примерно  под углом 45—50°). Иначе при положении туловища и ног после поворота хотя бы горизонтально (что, в общем-то, считается вполне достаточным, например, для второраз­рядника) структура такого поворота будет значительно отличаться от поворота в стойку и в дальнейшем изучить поворот в стойку будет очень  трудно. Поэтому в ряде случаев следует быть очень осмотрительным. С двигательно одаренным гимнастом иногда лучше подождать, пока его физическая подготовка позволит изучить сразу сложнейший элемент структурной группы, а не профили­рующий.

РАЗМАХИВАНИЯ

Размахивание как средство приобретения запаса ко­личества движения является одной из необходимых со­ставляющих основ технической подготовки гимнаста. Овладение размахиванием (в мужской гимнастике оно бывает в четырех вилах многоборья из шести) дает гим­насту возможность приобрести навыки и умения правиль­но соразмерять свои действия, координировать их в со­ответствии с поставленной задачей и решает попутно почти все задачи школы гимнастики: приучает к прави­льной осанке, культуре, выразительности движений, совершенствует способности ориентироваться в простран­стве и вестибулярную устойчивость, а кроме того, в опре­деленной мере способствует развитию и совершенство­ванию физических качеств (особенно силовых и подвиж­ности в суставах).

В зависимости от вида многоборья и положения, в котором выполняется размахивание, техника его не оди­накова. Однако основой правильной техники остаются хлестообразные махи.

К вопросу о хлестообразных движениях

Хлестообразные движения, базирующиеся на двух основных законах механики: законе сохранения количе­ства движения и законе сохранения момента количества движения, составляют основу техники гимнастических упражнений.

Смысловая сущность хлестообразных движений со­стоит в том, что во время первоначального маха ногами за счет быстрого сгибания (на махе вперед) или разги­бания (на махе назад) в тазобедренных суставах проис­ходит увеличение скорости их движения как по отноше­нию к туловищу, так и по отношению к снаряду. В связи с тем, что при сгибании или разгибании в тазобедренных суставах общий центр тяжести тела приближается (прав­да, незначительно) к оси вращения, то есть радиус вра­щения уменьшается, происходит увеличение скорости вращения и всего тела по отношению к снаряду. Этому способствует и то, что движение в тазобедренных суста­вах происходит не изолированно от других звеньев: на­пример, сгибание в тазобедренных суставах приводит к некоторому сгибанию и в плечевых суставах и в суставах позвоночника. Таким образом, перемещение общего цен­тра тяжести ближе к оси вращения есть следствие изме­нения различных суставных углов.

В результате резкого обратного движения (сгибание сменяется разгибанием) количество движения, приобре­тенное ногами, но время перемещения на снаряде и уве­личенное во время усиления маха, перераспределяется на смежное звено (туловище), которое получает допол­нительное ускорение движения по отношению к снаряду.

Этот момент благоприятен для выполнения основных действий руками (например, разгибаний в плечевых су­ставах во время подъемов в упор и др.), поскольку собст­венных усилии здесь потребуется проявлять значительно меньше.

Кроме того, при сгибании и разгибании в тазобедрен­ных суставах во время усиления маха мышцы — антагонисты растягиваются и поэтому в момент обратного движе­ния могут сократиться с большей силон и резкостью, — что также имеет очень важное значение. Когда требует­ся перемещение по большой амплитуде, немаловажным будет то обстоятельство, что предварительно растянутые мышцы будут иметь больший «стартовый разгон».

Таким образом, структура хлестообразных движений ставит гимнаста в такие условия, при которых: во-пер­вых, приобретается больший запас количества движения; во-вторых, создаются лучшие предпосылки для механической работы мышц: предварительно растянутые мыш­цы сокращаются мощнее; в-третьих, количество движе­ния перераспределяется с ног на туловище, вызывая ускорение последнего и облегчая работу рук.

Хлестообразные движения должны быть экономичны и в то же время эффективны для выполнения гимнасти­ческого элемента, строги по форме, амплитуда сгибательно — разгибательных движений — целесообразной (движения не бесконечно длинные, а напротив — корот­кие). Главное условие, при котором они становятся со­ставной частью техники, — их резкость.

Техника хлестообразных движений зависит от на — правления перемещения гимнаста и его положения на снаряде.

При перемещении вперед, хлестообразный мах выполняется после прохождения ногами вертикали внизу. В вертикальном положениитело гимнаста прямое или слегка согнуто в поясничной части. Пройдя вертикаль, под углом примерно 10° по отношению к ней, гимнаст усиливает мах сгибанием в тазобедренных суставах, одновре­менно надавливая руками на опору.

Величина угла сгибания зависит от необходимого направления (кстати, и начальный момент сгибания в связи с этим тоже может переместиться с 5—10° по отно­шению к вертикали до 20—30°) и от того, насколько удоб­но и рационально будет последующее разгибание. Если выполняя подъем махом вперед, гимнаст согнется, скажем, на 75°, то последующее разгибание выполнить будет и не­удобно и нерационально, поскольку разгибание на ве­личину такого угла (а ведь нужно еще и некоторое переразгибание) резко произвести трудно и можно просто не успеть закончить его к требуемому моменту дви­жения.

При движениях типа подъемов махом вперед более раннее и быстрое торможение движения ног требуется еще и потому, что оно предотвращает вращательное дви­жение тела вокруг свободной оси, которая в данном слу­чае проходит через плечевые суставы. Поэтому и сгиба­ние в тазобедренных суставах оказывается меньшим: оно в таких движениях не превышает 35—40°, а время сги­бания составляет иногда меньше 0,1 с.

При движениях переворотом в упор или в стойку (осо­бенно на кольцах) вращение вокруг свободной оси явля­ется необходимым условием выполнения упражнения. Поэтому сгибание достигает 80° и даже 90°. Может быть поэтому последующее разгибание оказывается неполным, сохраняется угол 170—165°, а полное выпрямление проис­ходит в момент завершения переворота еще одним раз­гибанием.

Закончив сгибание, гимнаст сразу начинает раз­гибаться в тазобедренных суставах. Разгибание обычно заканчивается небольшим прогибанием, которое дости­гает 20—25°. В этот момент гимнаст производит ос­новные, необходимые для выполнения того или иного элемента, двигательные дей­ствия (например, рывок руками и туловищем — в подъ­еме в упор).

При этом гимнаст не ощущает какой-либо паузы между разгибанием и последую­щим движением руками и туловищем, поскольку они органически связаны и вытекают одно из другого. Насколь­ко мощно разгибательное движение ногами, можно судить по тому, что нес разги­бание на 65—70°, длится лишь 0,25—0,27 с, а максималь­ного напряжения, рапного примерно 75% от массы гим­наста, мышцы-разгибатели достигают уже на 0,05 с.

Принцип хлестообразного движения на махе назад, тот же, что и на махе вперед. Однако здесь есть свои существенные особенности.

Главная заключается в том, что амплитуда разгибания в тазобедренных суставах (из прямого положения намного меньше, чем амплитуда сгибания. Мышцы — разгибатели тазобедренных суставов не такие быстрые, как сгибатели. Поэтому, чтобы совершить примерно такую же, как при сгибании, мускульную работу, им нужно начинать ее несколько раньше. Вот почему хлесткому, резкому разгибанию в тазобедренных суставах предшеству­ет сгибание в них, которое начинается еще до вертикали. внизу.

Применяемая в предварительной подготовке система специальных силовых упражнений с четко поставленны­ми двигательными задачами (произвести определенное усилие в определенное время и при этом согнуться или разогнуться на столько, сколько нужно) уже вырабаты­вает у гимнаста скоростно-силовой навык, который дол­жен быть проявлен во время движения на снаряде. С при­обретением его гимнаст переходит на снаряд. И вот здесь при обучении важными становятся проводка и фиксация. Гимнаст точно должен знать, в какой момент начать разгибательное или сгибательное движение, в какой момент оно закончится и начинается рывок руками.

Кроме того, па снаряде гимнаст выполняет хлестообразное движение во время общего перемещения по отно­шению к снаряду. Поэтому он должен ощутить скорость перемещения (которая изменяется в зависимости от ис­ходного положения) и найти во время перемещения на снаряде момент начала хлестообразного движения. Это­му во многом помогают звуковые и зрительные ориенти­ры. Сопоставляя свои ощущения с результатами объек­тивного «попадания» в ориентиры, гимнаст постепенно укладывает «готовый скоростно — силовой навык» (приоб­ретенный во время специальной скоростно-силовой под­готовки) в общую схему движения на снаряде. Поэтому непосредственно на овладение упражнением он затрачи­вает меньше времени.

Хлестообразные движения — основа любого размахи­вания. Но размахивание имеет существенные особеннос­ти в зависимости от вида многоборья и положения, в ко­тором выполняется.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированные РТК
Реферат Роман Чернышевского "Что делать?" и наша современность
Реферат Италия 10
Реферат Современная "Унгерниана"
Реферат Эканамічнае развіццё Рэспублікі Беларусь у перыяд пераходу да новых эканамічных адносін і ўмаццавання дзяржаўнасці
Реферат Методика проведения массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Реферат Разработка мероприятий по повышению эффективности работы челябинского филиала Внешторгбанка за счет потребительского кредитования
Реферат Катушки индуктивности, дроссели и трансформаторы
Реферат Допустимость доказательств в уголовном процессе
Реферат Некоторые проблемы охраны авторских прав в РФ
Реферат Кто есть генерал Власов
Реферат Престон, Джеймс
Реферат To Kill A Mockingbird Prejudice Essay Research
Реферат Моделирование экономики
Реферат Система оптической записи "компакт-диск"