Реферат по предмету "Культура и искусство"


Миф об Афродите

--PAGE_BREAK--
                       Письменность  и начало знаний.

      В  период  Раннего  царства  египетская  письменность  уже  сложилась.

Накануне периода I династии египтяне  пользовались  всеми  основными  видами

знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

      Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов,

иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю).  По  внешнему

облику иероглифы представляли  собой  рисунки   живых  существ  и  различных

предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно  намекали  на

содержание слова.

      Еще до I династии  писцы  помечали  посуду  с  припасами   чернильными

надписями.   Почерк  отличается  беглостью   и   уверенностью.   Изображения

(иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда  чернилами  писали

при  помощи  длинных  тростинок-кисточек.  Счетное  дело  достигло  высокого

уровня. К началу I  династии  египетские  счетчики  пользовались  громадными

числами (слова и знаки для обозначения 10 000,  100  000,                  1

000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на  месяцы  и  дни.

Каждый год получил  свое  наименование  по  имевшим  место  событиям.  Имена

царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись.

                                  Религия.

      В период Раннего царства учение  о  божественности  главы  государства

служило упрочнению существовавшего классового строя.

      Воинственная  богиня  гор.  Саиса-Нейт  пользовалась  при  I  династии

большим почетов и в других частях страны.

      Земледельческое божество – солнце Ра, упоминается  впервые  в  составе

царского имени при II династии.

      Уже при I династии  появляется  в  надписях  вера  в  существование  у

человека  души-двойника,  в  особое  значение   имени  человека.  Забота   о

снабжении умершего  жилищем  (гробницею),  едой  и  утварью  для  загробного

существования была  унаследована  от  прошлого  и  развита  дальше.  Вера  в

волшебство обнаруживается в раннеегипетских источниках.

                                 Искусство.

      Если о раннеегипетских  храмах  судить  по  знакам  –  изображениям  в

письменности, это  были,  по-видимому,  небольшие  постройки  внутри  оград.

Единственная  отрасль  раннеегипетского  зодчества  –  это  гробницы  царей,

знати. Первоначально  они  возводились  не  из  камня,  а  из  кирпича-сырца

(ступенчатая пирамида).

      От Раннего  царства  дошло  значительное  количество  мелких  и  очень

немного крупных круглых скульптур (изображение  людей  и  животных).  Однако

еще при II династии даже крупные каменные изваяния людей  иногда  отличались

несоразмерностью отдельных частей тела.

      Изображения на плоскости  не  столько  смотрелись,  сколько  читались.

Плоские изображения и письмена составляли при первых  династиях  неразрывное

единство. Художник изображал предмет на плоскости не  таким,  каким  он  мог

его видеть в том или ином случайном положении, под тем  или  иным  случайным

углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все  его  характерные

признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на  них

одновременно смотрели прямо и сбоку.

      Этим объясняется  строение  на  наш  взгляд  построение  человеческого

изображения: голова, локти и низ  тела  повернуты  вбок,  плечи  же  и  глаз

нарисованы прямо.

      Египетская передача животных – вид сбоку,  менее  отличное  от  нашей.

Египетский способ изображения на плоскости намечался  в  живописи  и  резьбе

задолго до I династии но последовательность не проводился.

      В Раннем царстве возникают  все виды египетского письма,  складывается

система  счета, появляется первый свиток  папируса, делаются первые  попытки

  мумификации,  начинают  возводиться  монументальные  гробницы  –  каменные

мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.

      В эпоху Раннего царства бог  Хор  (Гор)  становится  великим  богом  –

покровителем единого Египетского царства («владыка Обеих Земель»),  носитель

двойной короны Египта.

                        II. Египет Древнего царства.

  Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия (IV-

VIII династии).

      Период Древнего царства длился 515 лет.

      Данная эпоха показывает, какое большое  значение  имело  окончательное

объединение страны, сплочение в единое экономическое  и  политическое  целое

Верхнего и Нижнего Египта.

      В период Древнего  царства  Египет  являлся  крупным  централизованным

государство,   распространившим   свое   влияние   на   области   Синайского

полуострова, Южную Палестину и Нубию.

           Орудия труда из меди и камня

      В Египте при  раскопках  найдено  немало  кремневых  ножей,  скребков,

сверл, кремневых лезвий, каменных сверл.

      Медь и золото ковали камнем, зажатым прямо в  руке.  Камнями  оббивали

твердый камень, не поддававшийся обработке при помощи меди.  Каменными  были

также лощила.

      Однако медные орудия также найдены в значительном  количестве  (разные

ножи, резцы, тесла, топоры,  пилы,  изображение  на  стенах  гробниц  медных

орудий в действии в руках мастеров). Медь обычно ковали.

      Торжество  орудий  из  меди  и  их  широкое  применение  выражалось  в

невиданном размахе строительства из  мягкого  камня  (известняка).   Медь  в

Древнем царстве употреблялась в естественном  ее  виде,  без  искусственного

приплава олова.

      Орудия  из  меди  были  мягкими.  Железо  хотя  и  было  известно,  но

производственного значения еще не имело.

           Сельское хозяйство

  В эпоху  Древнего царства в Нижнем Египте дальнейшее развитие получило

садоводство, огородничество,  виноградарство.  Египтянам  принадлежит  честь

открытия пчеловодства. Огороды и виноградники поливали вручную, из  сосудов,

серп, по его изображениям, остался  деревянным,  со  вставными  лезвиями  из

кремня. Большинство хлебных  растений  времени  Древнего  царства  были  уже

известны египтянам и в период Раннего царства.

      Главным богатством Верхнего Египта было зерно, пшеница  –  двузернянка

(эммер).

      Произошло заметное улучшение  техники  земледелия:  усовершенствовался

плуг с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим  нажим  при  пахоте,  появился

также новый тип зернотерок с желобом.

      Это же можно сказать и о виноградной лозе, финиковой пальме.  Вряд  ли

много новых видов было и среди  овощей  (корнеплоды,  лук,  чеснок,  огурцы,

салат и т.д.).

      Льноводство было широко развито и  до  Древнего  царства.  Развивалось

животноводство  (содержание  в  стаде  вместе  с  домашним  скотом  антилоп,

козерогов, газелей).

      Из птиц  во  времена  Древнего  царства  наряду  с  гусями,  утками  и

голубями,   держали   журавлей,   лебедей.   Изменения   были   в   основном

количественного порядка.

      В  Нижнем  Египте   было   много   пахотной   земли   (была   известна

нижнеегипетская   разновидность    ячменя),    однако    полеводство    было

отличительной чертой тамошнего хозяйства.

      В Нижем Египте было сосредоточено  царское  садоводство,   развивалось

птицеводство и рыболовство. Из папируса делались циновки, вязались  челноки,

развивалось  скотоводство  (в  Верхнем  Египте  были  хорошие  пастбища  для

скота). Надписи говорят, что к вельможному хозяину «выходили» стада быков  и

коров, доставляли «всякую птицу».

      В гробницах изображали суда, прибывающие к хозяину из Верхнего Египта,

нагруженные крупным и мелким скотом, животными пустыни, журавлями,  голубями

и такими изделиями, как сосуды, ножи. Но главным грузом было  зерно.  Нижний

Египет – отчасти был засеян злаками, занят  горами,  лугами  и  болотами,  а

Верхний Египет был хлебным краем. В хозяйственном  отношении,  обе  половины

страны дополняли друг друга.

           Имущественные отношения.

      Различались царское имущество и  хозяйство  и  имущество  и  хозяйство

частных  лиц.  Фараоны  располагали  огромными  земельными   богатствами   и

раздавали их не только  храмам,  но  и  знати.  Своей  землей  землевладелец

распоряжался свободно. Уже на рубеже III и IV  династий  даже  простые  люди

могли  продать  свою  землю.  Землевладелец  мог  подарить,  завещать  землю

родственникам.

      Скот также мог быть унаследован, передан или приобретен.

      В Египте того  времени  имелись  крупные  владения  вельмож,  владения

храмов,  самого  царя,  а  с  другой  стороны  имелись   рядовые   хозяйства

общинников.

      Однако притеснение бедного более сильным с помощью неправедного  суда,

лишение тем самым сына отцовского имущества, стали в то время  уже  нередким

явлением.

      Все говорит о процессе   расслоения  общества  населения.  Наблюдается

рост нищеты простого народа.

           Рабовладение.

      Порабощение  было  сравнительно  обычным  делом  в  Древнем   царстве.

Существовал   рабский   рынок.   Люди,    которых    покупали,    назывались

«купленниками» (слугами).

      Впоследствии слово «эфиоп» применительно к слугам означало  «эфиопский

раб». Невольники-эфиопы могли быть из пленных.

      Цари вели постоянные войны (во время похода в  Нубию  было  уведено  7

тысяч пленных и 200 тысяч голов скота, а во  время  походов  на  ливийцев  –

1100 чел.).

      Началось распространение рабовладения в  Египте  Древнего  царства  не

только в верхах общества, но и  в  средних  слоях  населения.  Соплеменников

порабощали посредством долговой кабалы или другими  способами.  Однако  были

еще  и  такие  соплеменники,  которые  хотя   и   эксплуатировались   знатью

рабовладельческими методами, отличались от  собственно  рабов.  Соплеменник,

лишенный средств производства,  сохраняя  еще  известные  признаки  прежнего

состояния и мог обладать некоторым имуществом.

           Хозяйство вельмож, храмов, царя.

      На  стенах   гробниц    Древнего   царства   изображены   бесчисленные

работающие на вельможу землепашцы и садоводы, пастухи и охотники,  птицеловы

и рыбаки, медники и золотых дел мастера, ткачи и сапожники, а также а  также

по их именам – в тех случаях, когда они подписаны – это египтяне.

      Хозяйства вельмож играли  огромную  роль  в  экономике  того  времени,

именно здесь была  занята  основная  часть  трудового  населения.   Владения

вельмож были разбросаны по всей стране, в  Нижнем и Верхнем Египте.  Поля  и

гумна вельмож были распределены по  отдельным  селениям.  Хозяйство  вельмож

включало в себя  также и ремесленные мастерские. Все или почти все  средства

производства  принадлежали  хозяину,  результаты  труда  принадлежали  также

«личному дому» вельможи.

      Условия работы в хозяйствах вельмож  были  крайне  тяжелыми  (в  руках

начальников часто изображался тяжелый   жгут,  палка).  Царское  и  храмовое

хозяйство по существу своему похожи на хозяйства вельмож.

      Эксплуатация могла возникнуть лишь с появлением в  обществе   рабов  и

рабовладельцев, лишь в результате того, что в руках рабовладельческой  знати

была сосредоточена вся экономическая и политическая власть.

      Таким образом, в результате  развития  классового  общества  в  Египте

господствующий класс подвергает эксплуатации большое количество  собственных

соплеменников, а не только военнопленных рабов.

      Египетское  общество  времен  Древнего  царства  состояло  из  крупной

рабовладельческой  знати  -   вельмож,  обладавших  большими  богатствами  и

эксплуатировавших большое количество  людей;  из  средних  слоев  свободных,

включавших в число прочих,  мелких  царских  чиновников  и  должностных  лиц

хозяйства вельмож; низших жрецов; свободных ремесленников и  общинников;  из

 людей, вовлеченных в хозяйство царей, храмов и вельмож, а также из рабов.

           Государственная власть.

      В   пору   наивысшего   могущества   царского   самовластия,    фараон

распоряжался в любом из десятков номов, на которые делилось его царство.

      Первым лицом в государственном управлении  после  царя  был  верховный

сановник («визир», он же и  главный  судья,  совмещавший  ряд  должностей  и

управляющий многими отраслями хозяйства).

      Военное  дело  в  Древнем  царстве  достигло  значительного  развития.

Основным  оружием  оставался  простой  лук  и  стрелы.   Пехота   оставалась

единственным военным родом сухопутных войск. Имелся особый  «дом  оружия»  с

особым начальником над ним.

      Знатные владели государственной  властью,  сами  занимали  в  основном

посты в государственном аппарате, так что он целиком был в их руках.

           Основные события истории Египта времен Древнего царства.

      В  эпоху  Древнего  царства  (в  период  царствования  III   династии)

наблюдается стремительный подъем  каменного  строительства,  кульминационным

моментом  которого  явилось  возведение  царских  усыпальниц   -    огромных

пирамид  с  поминальными  храмами  и  «городом»   вельможных   гробниц.   Со

строительством пирамиды Джосера (III династия, ступенчатая пирамида,  высота

60  м.)  осуществлявшееся  в  основном  с  помощью   медных  орудий,  Египет

окончательно  вступил  в  медный  век,  но  каменными  орудиями   продолжали

пользоваться и в последствии.

      IV династия.  От  первого  ее  царя  Снефру  остались  две  гигантские

пирамиды (высотой 100 и 99  м).   При  сыне  Снефру  –  Хеопсе  фараоновская

власть достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества.

      Пирамида Хеопса была величайшей (высота 146,5 м, ширина каждой стороны

свыше 230 м,   площадь  основания  более  52  900  кв.  м.).  На  сооружение

пирамиды пошло примерно 2300  тысяч  граненых  глыб  весом  около  2,5  тонн

каждая. Работа строителей была самого  высокого  качества.  Громадные  глыбы

были отшлифованы и пригнаны друг  к  другу  с  чрезвычайной  точностью.  При

Хефрене  –  преемнике  Хеопса,  была  воздвигнута  пирамида  на  3  м.  ниже

хеопской, а по великолепию облицовки превосходила ее.

      Строительство пирамиды  начиналось  в  день  восшествия  правителя  на

престол.

      Наскальная сцена: рабы льют масло под полозья тележек, чтобы уменьшить

трение – грандиозное физическое изобретение древних египтян.

      Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена – Микерине,

знаменовала уже спад пирамидного строительства (высота 66 м). А  поминальный

храм после смерти фараона был наскоро достроен из кирпича-сырца.

      Однако  вынести  чудовищное  напряжение,  связанное  со  строительство

громадных пирамид, страна была не в силах.

      Грандиозное   строительство   осуществлялось   за   счет   безудержной

эксплуатации населения страны, жизненный уровень   которой  был  чрезвычайно

низок.

      Страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение  сил

от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

      Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии  оставались  кирпичными,

однако  помещения  внутри  отделывались  камнем  или  деревом,  сравнительно

редкими были росписи и резьба. Храмовые комплексы V  династии  со  стройными

каменными обелисками, посвященные Солнцу, среди которых  выделяется  особый,

царский Солнечный храм в честь бога солнца Ра (храм царя Ниусера).

      Роль храмов   в  духовной  жизни  эпохи  Древнего  царства  несомненно

велика. Уже тогда  возникали  «дома  жизни»,  где  составлялись  религиозно-

магические  и  другие   тексты.   Здесь   находились   библиотеки,   архивы,

составлялись летописи на основе записей по годам правления царей.

      Сооружение усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была  в

Египте  вера  в  особую  божественную  силу  царя,   распространявшуюся   на

подданных и  после его смерти.

      Великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только  восхищение  как

создания  человеческих  рук,  одно  из  семи  чудес  света,  но  и   чувство

негодования, ибо воспринимались они  как  символы  жестокости  и  деспотизма

царей.

      Большинство царей V династии строило богу  Солнца  каждый  по  особому

храму, у которого имелся  громадный  идол  -   каменный  обелиск  в  глубине

двора.

      Цари VI династии строили не  слишком  большие  пирамиды,  но  гробницы

становились все более великолепными (более  30  помещений,  изнутри  богатая

отделка, колонны, изображения и надписи).

      О  гражданском  зодчестве  Древнего  царства  свидетельствуют  скудные

остатки да случайные изображения и упоминания.

      Обычно дома были из кирпича-сырца, камень применялся  лишь  в  местах,

требовавших особой прочности.

      Подпорами для перекрытий служили легкие точеные колонны.

      В  период  раздробленности  наблюдался  быстрый  рост   многоэтажности

городов Египта.

      В период правления IV династии Египет стал  полновластным  обладателем

района медных рудников на Синайском полуострове.

      В  Нубию  снаряжались  торговые  экспедиции  за  строительным  камнем,

слоновой костью, акацией  и  эбеновым  деревом,  за  драгоценными  каменьями

(бирюза, малахит), ладаном, шкурами пантер и  экзотическими  животными.  Из

Пунта везли благовонные смолы. Из Финикии – строевой лес,  кедровое  дерево.

Золото добывалось в пустыне между рекой и Красным морем, однако его везли  и

издалека – с берегов Южного Красного моря.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
           Культура Египта Древнего царства. Религия

   Религия  в  период  Древнего  царства  была   сложным   нагромождением

верований и представлений, возникших  в  разное  время  и  в  разных  местах

Египта.

      Центральное место  в  религиозном  культе  Древнего  царства  занимало

освящение существующего  классового  строя  в  виде  обожествления  носителя

верховной власти; так фараон объявлялся  живым подобием бога Солнца.

      Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого  города  их  могло

быть  несколько.    Эти  городские  и  областные  боги  были  олицетворением

различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д.

      Некоторые из них олицетворяли одновременно явления общего порядка (бог

Луны  –  Тот  –  покровитель  города   Гермополя,   также   он   был   богом

письменности). Как воплощение божества почитались также  животные,  растения

и  некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма  (вера  в

происхождение людей от животных) у племен, населявших  долину  Нила  задолго

до Древнего царства.

      Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис,

а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб.

      Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный с богом Солнца  Ра

в виде Ра-Атона.

      Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса

– царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы  каждого  египтянина  на

суде богов (Солнце – бог живого царя,  Осирис  –  бог  умершего).  В  основе

почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих  и  оживающих

сил  природы.  Осирис  олицетворял  воду  половодья,  несущую  свежие   силы

растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием.

      Притязания на посмертное  небожительство  были  свойственны  не  одним

царям, но и вельможам. Чтобы  продолжить вести жизнь в гробнице  и  вне  ее,

тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности  останков  привела

к приготовлению мумий.  В  период  Древнего  царства  искусство  мумификации

находилось еще только  в начальной стадии.

      По учениям,  господствовавшим  в  Древнем  Египте,  человек  наделялся

несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался  духовным

телом человека, соединение с ним  означало  жизнь.  Одной  из  душ  египтяне

считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было  безбедно  жить

и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась  и  «навеки»

обеспечивалась жертвами и жрецами.

      Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались  и

при жизни и после смерти.

                          Изобразительное искусство

      Изобразительное  искусство  Древнего  царства   служило   в   основном

религиозным целям.

      При  III  и  IV   династиях   в   изваяниях   стремились   к   точному

воспроизведению подлинника.  При  V  и  VI  династиях  изготовляли  и  более

условные подобия.

      Раскраска и принятые цвета  -  красноватый для  мужчин  и   желтоватый

для  женщин.  Глаза,  вырезанные  из  цветных  камней  или  фаянса,   иногда

вставлялись  в  изваяния,  и  так  искусно,  что  выглядели  совсем  живыми.

Изображения царей должны были выражать их  божественность.  Перед  пирамидой

Хефрена  лежал  большой  сфинкс  –  естественная  скала  высотой  в  20  м.,

обработанная в виде льва с головой этого царя. Плоских изображений дошло  до

нас от Древнего царства очень много – преимущественно  гробничных, меньше  -

 храмовых.

      К началу IV династии изображения были различны по технике  исполнения.
      В пору «великих» пирамид и  увлечение  величавой  простотой,  отпадала

необходимость в украшении гробничных стен.

      При V династии художники окончательно  остановились  на  изображениях,

выполненных   низким  рельефом  и  затем  расписанных.  Лишь  кое-где  такие

изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура.

      Настенные изображения в гробницах служили религиозным целям.

      Умерший,  как  считали  древние  египтяне,  действительно  должен  был

переживать  изображенное   (богатые   трапезы,   производство   и   доставка

приношений, развлечения и т.д.).

      Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены  мастерски:

четко, складно, просто. Художник  мастерски  передавал  настроение  человека

(горе, отчаяние, нежность, тревога и т.д.). Если на большинстве  изображений

Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на  некоторых  рельефах

они замечательно гибки.

                                 Литература

      В виду гибели литературных рукописей Древнего  царства  судить  о  его

художественных произведениях приходится больше  по  надписям  (жизнеописание

сановников IV династии,  высеченное  на  их  гробницах  –  это  по  существу

перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из  них,  жизнеописание

Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника).

      К концу IV – началу V  династии  описываются  достоинства  умершего  и

царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож).

      При VI  династии  встречаются  уже  подробные  большие  жизнеописания,

победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое  словословие  в

честь  египетской  богини  неба  Нут,   распорядок   мемфисского   храмового

представления, в котором дано предписание для отдельных  участников.  Данный

распорядок свидетельствует о зарождении драматического  искусства  в  Египте

периода Древнего царства. Таким образом,  уже  в  III  тысячелетии  до  н.э.

древние  египтяне  добились  больших  достижений   в   области   не   только

материальной, но и духовной.

      Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и  сложные

религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»).

           Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

      При VI  династии  власть  начинает  постепенно  переходить  к  номовой

(местной) знати, т.к.  номархи были кровно заинтересованы в  развитии  своих

местных   хозяйств.    С   ослаблением   фараоновской   власти   все   более

обнаруживаются противоречия,  характерные  для  общества  Древнего  царства.

Истощенный строительством пирамид, раздираемый  социальными  противоречиями,

Египет стал распадаться на  полунезависимые  номы.   Перед  знатью  Древнего

царства стояла задача: сделать аппарат угнетения  как  можно  более  мощным,

однако обеспечить полную покорность угнетенных государство  оказалось  не  в

состоянии.

      С середины XXIII в.  до  н.э.   начался  период   упадка  Египта,  его

внутренней  раздробленности.  Оросительная  система  пришла  в   запустение,

начался голод.

      Государство Древнего царства пало под ударами внутренних противоречий,

развивавшихся в обществе. Между концом Древнего царства и  началом  Среднего

царства  лежит  длительный  переходный  период.  Внутренним  упадком  страны

воспользовались отдельные соседние племена.  Набеги  ливийцев  на  западе  и

кочевников на востоке опустошали Египет. В результате длительной  борьбы  за

власть, сопровождаемой  громадными  жертвами  и  разрушениями,  победителями

вышли фиванские правители. При Ментухотепе I страна была объединена.

      В эпоху Среднего царства  по  прежнему  сильны  были  позиции  номовой

знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения.

            III. Египет Среднего царства. Структура египетского общества. Ослабление роли центра вызвало оживление  хозяйственных  взаимообменов

на  местах.  Развитию  торговли   способствовало   временное   разукрупнение

сельскохозяйственного производства. В стране появляется  большое  количество

более  мелких хозяйств.

      Упоминается термин «малые люди» («неджес»)  — нередко богатеи, крупные

сановники с  высоким  подворьем  или  государственным  званием.  В  домашнем

хозяйстве состоятельные египтян увеличивается доля грязных. черновых  работ,

что свидетельствует  о  возрастании  гигиенических  требований  к  состоянию

подворий египтян.

      Они  претендуют  на  особое  положение  людей,  достигших   успеха   и

процветания своим трудом и  (нередко) воинской доблестью.

      Прослойка деятельных владельцев  — «мелких людей» оказывает влияние на

события в стране. Основное  направление  их  усилий  –  объединение  Египта.

Строительства  сильного  централизованного  государства  требовали  и  нужды

активизировавшейся в переходный период торговли. Они  осуществляли  обменные

операции между районами и  доставляли  материалы,  сырье  в   самом  Египте.

Владельцы поместий все чаще передоверяли поиск вариантов обмена  посредникам

–  торговцам.  Основным  мерилом  равноценного  обмена  было   зерно,  хлеб,

принимается к оплате также одежда, скот, битая птица. Примерно с XXII в.  до

н.э. в качестве оплаты  за  продукты  используется  медь,  обработанная  или

весовая.

           Внешняя торговля.

 Фараоны стремятся монополизировать торговлю с соседними областями.   В

результате с  появлением  множества  мелких  и  средних  хозяйств  создались

условия для широкого  обмена.  Доверенные  фараонов  по  доставке  ценностей

совершают поездки на множество промыслов  для  централизованной  доставки  в

царскую казну  меди, бирюзы, лазурита, благовонных смол и т.д.

           Усиление роли военных в обществе.

      В период Среднего  царства  в  египетском  обществе  появляется  новая

прослойка населения страны  -   воинское  сословие  (  в  период  Раннего  и

Древнего царств роль военных в  обществе  была  незначительной.  Захоронение

воина с оружием среди  второстепенного  окружения  –  свидетельство  этому).

Значение профессиональных военных в Египте росло (сильная и обученная  армия

была у гераклеопольских нормахов в период IX – X династий).

      В Египте времен распада быстро  формировалась   каста  профессиональнх

военных,  достаточно  многочисленная  и  влиятельная  (  писцы,  описывающие

трудности и тяготы воинского труда, сами уходили  в  армию  –  свидетельство

роста популярности  воинской  службы).  Военные,  уставшие  от  междоусобных

походов, склоняются к мысли о необходимости объединения  страны.  Постоянные

войны пополняли ряды рабов за счет военнопленных.

      Усложняется и совершенствуется вооружение (  меняется  округлая  форма

щита, лук с двойным изгибом, новые элементы доспехов,  защищающие  запястья,

колени, локти, щиты становятся легкими, их площадь  уменьшается,  появляется

широкий  ремень,  облегчающий  транспортировку,  щиты  несут,  перекинув  за

спину, а горные, каменистые дороги заставили  задуматься  о  надежной  обуви

для пехотинцев).

           Развитие среднего и мелкого рабовладения.

      В  начале  периода  Среднего  царства   расширяется   рабовладение   в

египетском обществе. Рабами владеют частные лица (  20  «голов»   людей,  31

«голова», более сотни «голов» покупали сановники).

      В период Среднего царства  впервые рабов стали именовать «головами». В

начале  Среднего  царства  рабовладельцами  могли   являться   представители

практически всех слоев египетского  общества  (слуга  владел  6  «головами»,

старший скотовод мог передать сыновьям в наследство немало «голов»).

      Рабы  использовались  в  ремесленном  труде  и  в  строительстве,  для

поддержания порядка в домашнем хозяйств,  а  также  для  выполнения  тяжелых

земледельческих работ (растирание зерна, чистка каналов,  давление  плодов).

Рабы могли быть куплены и проданы.

      Со  времен  XI-XII все   чаще  в  роли  рабов   оказываются   иноземцы

(африканцы,   европейцы).   Широкое   использование   подневольного    труда

способствовало   преодолению   египетским   обществом   достойных   явлений,

вызванных  переменой  климата  и  развалом  старой  государственной   машины

(свободного человека тяжело было заставить выполнять грязные и  утомительные

работы,  рабы  обрабатывали   каменные   плиты   кремневым   инвентарем,   а

квалифицированный мастер работал медным инструментом).

      В переходный период ценность рабов возросла ( в перечислении инвентаря

количество рабов ставят на I место, перед приведением сведений  о  поголовье

скота, урожае  и количестве рабочего инструмента).

      Основным  источником  пополнения  рабов  в  период  Среднего   царства

являлись пленные и захваченные в ходе завоевательных походов  мирные  жители

(«живая добыча»).

      В Египте  Среднего  царства  сложилась  двойная  система  рабовладения

(государственное и частное рабовладение).

      Таким образом, характерным  для  Среднего  царства  становится  резкое

увеличение   роли   среднего   и   мелкого   рабовладения,    что    требует

централизованных усилий  для  поддержания  покорности  рабов  и  обеспечения

закономерности перехода их от одного хозяина к другому.  Все  более  широкие

слои населения оказывали поддержку централизованным инициативам  фараонов.

             Прорыв в металлообработке. Новые технологии.

      При Аменемхете I стали появляться изделия, где  сплав  меди  с  оловом

очень близок в процентном отношении к бронзе. Медь более  прочная,  твердая,

износостойкая. Из нового сплава выполнены   некоторые  орудия  производства:

скребки, сверла,  резцы,  статуэтки;  усложнилось  устройство  металлических

инструментов  (съемно-накладные   приставки   к   изделию   для   сверления,

зачистки. Комплектность использования одной и той же основы  для  проведения

различных работ в быту и на производстве: скрести, сверлить, зачищать).

      Топор, за счет  появления  особого  шипа  на  основании  металлической

части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более  надежным.

      Каменная посуда служит признаком  достатка  и  используется  обычно  в

праздничные дни.

      В период  Среднего царства в долине  Нила  было  освоено   стеклоделие

(появление новых ювелирных украшений, посуды, развилось врачевание).

      Совершенствовалась  древообработка  (изделия  из  ливийского  кедра  и

киликийской сосны). Для обработки дерева применялись  топоры,  пилы,  тесла,

резцы, сверла, колотушки.

      Широкого распространение достигло ткацкое дело ( из  льна  изготовляли

несколько видов  тканей:  плотную,  грубую  парусину,  мешковину,  платьевую

ткань различной  толщины  вплоть  до   тончайшей).  Научились  делать  ткани

плиссированные.

      Работы велись на  низких  горизонтальных  ткацких  стенках.  В  Египте

Среднего царства развивается также  плетение корзин,  циновок из  тростника,

камыша и папируса,  обработка кожи .

      Из внутренней корки папируса делали паруса, матрацы,  одежду, веревки,

а египетские жрецы – обувь.

      Мягкие части тростника давали сок, молодые побеги ели сырыми, а нижнюю

часть жарили.

      Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

           Ирригация и сельское хозяйство.

      В результате объединения  страны  появилась  возможность  восстановить

осушительно-оросительную   сеть.   Создание    водохранилища,   соединенного

каналом с  Нилом  и  разветвленной  сети  оросительной  системы  в  фаюмском

оазисе. Начинается освоение новых территорий.

 Известия о голоде перестают встречаться в  древних  рукописях.  Однако

технология землепользования находилось в  стадии  формирования.  Во  времена

Среднего  царства  в  районе  Меридова  озера  были  произведены  масштабные

осушительные и ирригационные работы (на освободившихся  площадях  выращивали

злаки, упоминаются новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский»  ячмень).

 Использовали плуг с отвесными рукоятками,  а  также  простую   мотыгу.

Колосья срезали простым серпом. Молотьба производилась при помощи  быков.  В

скотоводстве  начинается улучшение  качеств  используемых  египтянами  пород

(появление рядом с бараном с  развесистыми  рогами  животных  с  подогнутыми

рогами).

 Однако поголовье скота пополняется за счет пригоняемой с успешных войн

добычей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
                                 Торговля.

      Осваиваются  новые месторождения   меди и бирюзы на Синайском полуострове,  восстанавливаются ранее заброшенные   рудники и шахты, начинаются планомерные изыскательные работы по открытию новых  месторождений

(особенно меди), которые вскоре приносят результаты.

 В начале XII династии впервые начинают добывать  медные  руды  в  Сев.

Эфиопии, между Нилом и Красным морем.  Параллельно идет вытеснение  меди  из

области торговли. Эквивалентом  становятся  золото  и  серебро  (драгоценные

металлы).

 Предметом активной торговли, а также реальной потребительской ценности

для широких слоев населения  был   лес  (для  строительства  царских  палат,

кораблестроения).Поставщики древесины  ставились  в  особое  положение,  т.к.  значение дерева для страны фараонов было очень велико.

 В Египет доставлялись  также  заморские,  редкие  товары  (благовонные

смолы, экзотические фрукты и плоды, критская посуда).

           Процесс расслоения в обществе.

 Прежде равноправные члены сельской общины в  Египте  Среднего  царства

таковыми уже не являются,  появляются  отдельные  зажиточные  дома  «царских

людей»  в  сельской  местности.  В  городах  проявление   неравенства   тоже

становится  очевидным.  В  ремесленной  среде  процесс  расслоения  протекал

интенсивнее (все чаще различают богатых и бедных мастеров).

      «Царские  люди»  («хемуу-нисут»)  в  период  Среднего  царства  –  это

практически все трудящееся  население  страны.  Основная  их  обязанность  –

работа в рамках определенной прогрессии и жесткая привязанность к хозяину.

      Главные созидатели материального богатства  страны  были  лишены  прав

собственности на  орудия  труда  и  средства  производства;  привлекались  к

работе в царском, храмовом, частном хозяйстве.

           Экономическая структура египетского государства и период

           расцвета Среднего царства.

1.   Царские    владения   по-прежнему    составляли    верхушку    пирамиды

древнеегипетской системы хозяйствования

2. В эпоху Среднего  царства  существовали  общественные  центры  управления

жизни городов -  советы должностных лиц, которые влияли на  хозяйственную  и

имущественную жизнь горожан.

3. Существенно  укрепились  позиции  служивого   чиновничества  и  прослойки

военных (приближенное войско).

      Ко II половине  Среднего  царства  широко  развились  товарно-денежные

отношения.

      К концу Среднего царства начало применяться в качестве  мерила  золото

(новая условная единица «дебен»= 91 гр. золота).

      Аменемхет I – основатель XII династии египетских фараонов.

      Именно с правления этой династии принято  связывать  расцвет  Среднего

царства, продолжавшийся до начала XVIII в. до н.э.

      Взяв под свой контроль важнейшие торговые пути внутри страны,  фараоны

династии еще более укрепили свои позиции.

      Египтяне  вели  войны  с  соседними  ливийскими  и   переднеазиатскими

племенами,  покорили  Северную  Нубию,  страна  переполнялась   трофеями   и

невольниками.  Доля  номархов  была  опасно  большой  и  укрепляла  мысль  о

возможности  независимого правления, а также  позволяла  местным  правителям

вести царский образ жизни.

      Пятидесятилетие пребывания на престоле фараона Аменемхета III  являлся

вершиной расцвета государства Среднего царства.

      Номарх вновь становится богатым должностным лицом высокого ранга.

      Прослойка профессиональных военных в  период  Среднего  царства  стала

едва ли не определяющей силой в стране.

      На вооружение воинов средств не  жалели.  Новшеством  в  военном  деле

стало  внимание  к    мерам   защиты   (использование   громадных   укрытий,

применявшихся при штурме крепости: из-за частокола,  защищавшего  воинов  от

стрел, копьеносцы длинными копьями пытались  поразить  врага  на  крепостных

стенах). Индивидуальное защитное вооружение  пополняется  поножами,  военные

используют  лошадей.

      Воины были хорошо обучены и дисциплинированных.

           Культура периода Среднего царства. Письменность.
 Культура Среднего Царства считается классическим  периодом  египетской

культуры.

 Древние  египтяне   использовали   для   письма   папирусную   бумагу.

Упростились письменные знаки (иератика-книжное письмо).

      Рисунки – иероглифы переродились  в  условные  знаки.  Позже  иератика

породила демотику (скоропись).

       Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и

подобие  картона, из которого делали футляры для мумий.

      Особых изменений в лексическом и грамматическом строе  разговорного  и

литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло.

      Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила  появляются  финикийцы,

которые после знакомства с письменностью древних египтян  создают  первое  в

мире «алфавитное письмо».

      В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне

весьма не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и  документов,

скоропись)  и  иероглифическое  –  письменность  торжественных  подписей   и

сообщений.

                               Научные знания.

      Именно  Среднему   царству   принадлежат   первые   математические   и

медицинские тексты (некоторые из  них  являются  задачниками  в  современном

понимании этого слова).

      Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного,  наработки

по вычислению поверхности  полушария  и  объема  пирамиды,  в  том  числе  и

усеченной.

      Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16.   Вместе  с

тригонометрией  объемных  тел  разрабатывается   система   правил   золотого

сечения.

      Астрономы создают достаточно точные  картины  звездного  неба  (списки

созвездий на саркофагах).

      В эпоху Среднего царства был создан первый в мире  словарь  (словник),

напоминающий  современную энциклопедию (более 300 названий  птиц,  растений,

животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей,  сортов

масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).

      Написан медицинский лечебник  женских  болезней,  а  также  справочник

ветеринара.

                                  Религия.

      В эпоху Среднего царства возвышается новый государственный военный бог

– Амон.

      Изменились и представления  о  загробном  мире.  С  распадом  Древнего

царства все чаще представления о загробном мире  рисуются  в  образе  страны

вечного сна, мрака, где нет воздуха, воды, радости, бытия, любви.

      Данные настроения свидетельствуют о поисках египтянами нового  решения

проблемы жизни и смерти.

      Атмосфера  подобных  исканий   облегчила   принятие   нового   культа,

содействовала  утверждению  Амона-Ра   в  качестве  нового  государственного

военного бога Египта.

      Сразу после этого изживаются из  общества  представления  о  загробном

мире как о царстве мрака и сна. Этим устранялась очевидная  несправедливость

прежних верований, когда бедняку  не  давалась  надежда  на  лучший  удел  в

загробном мире. После падения Древнего царства культ Осириса – бога  мертвых

– приобрел популярность у широких слоев населения.

      Возникшие  в  эпоху  Среднего  царства  заклинания  принято   называть

«надписями  саркофагов»   и  именно  на  их   основе   позднее   развиваются

позднеегипетские заупокойные сборники, известные как «Книга мертвых».

      «Книга  мертвых»  –  условное  название   свитка   папируса,   который

насчитывает 200 глав, состоящих  из  молитв,  магических  заклинаний.  Чтобы

достичь загробного блаженства, по  учению  жрецов,  надо  было  знать  много

магических  заклинаний.  Их  специально  составляли  для  фараонов  («Тексты

пирамид»),  для знатных и богатых людей («Тексты саркофагов»).

      Во II  тысячелетии   до  н.э.  на  их  основе  был  составлен  сборник

магических заклинаний, т.е. «Книга мертвых», которая стоила  дорого,  бедные

не могли ее приобрести, поэтому, чтобы  обрести  загробное  блаженство,  они

должны  были  жить  праведной  жизнью,  которая  выражалась   в   покорности

господствующему классу.

      При погребении царей, сановников, «Книга мертвых» клалась в гробницу.

      В связи с верой  в  «загробную  жизнь»  у  древних  египтян  развилось

представление  о  воздаянии.  Жречество  использовало   веру   в   загробное

воздаяние  для  проповеди  покорности,  смирения  бедных   с   существующими

порядками в государстве.

                   Зодчество и изобразительное искусство.

      Архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска новых

форм  и  типов   монументальных   сооружений   (архитектурные   ансамбли   и

композиции, мало чем похожие на сооружения Древнего царства).  В  Переходный

период кирпич-сырец теряет былую привлекательность при  возведении  жилых  и

хозяйственных построек, а тем более оборонительных сооружений.

      В строительстве используется  известняк,  алебастр,  песчаник,  однако

наблюдается широкое применение камня (красный гранит).

      С приходом к  власти  XII  династии  возвращается  следование  канонам

Древнего  царства  в  архитектуре  (рост  царских  пирамид  в  пустыне  близ

фагомского оазиса).

      Пирамиды были ниже и выполнялись в кирпично-плитовой манере  (каменные

клети, поставленные друг  на  друга,  а  снаружи  сооружение  залицовывалось

плитами известняка).

      «Лабиринты Аменемхета III (72 тыс. кв.м.)  –  свидетельство  успешного

развития творческих достижений зодчества, символ расцвета и единства  страны

периода Среднего царства.

      «Лабиринт превосходит сами пирамиды», — писал Геродот.

      Характерная черта верхнеегипетских гробниц Среднего царства  –  навес-

портик, украшенный столбами-обелисками.

      В этот период начинается строительство  крепостей (зап. граница Египта

и ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии).

      Городские храмы были невелики по размеру, но просты и изящны ( башни у

входа в храм, пилоны).

      Городская архитектура тесно переплетается с крепостной (первые города,

обнесенные двойной стеной с воротами).

      Кварталы богачей и бедняков в городах разделялись  высокой  стеной,  и

беднякам запрещалось проникать за пределы определенной территории.

      Обилие многокрасочных  росписей  на  стенах  –  еще  одна  особенность

гробниц периода Среднего царства.

      Метко и точно передают художники периода XI – XII  династий  движения,

черты лица, особенности фигуры человека.

      «Знал я походку мужского изображения  и  поступь  женского,  положение

птицы и скота, осанку победившего единоборца, как глядит  око  на  око,  как

наполняются страхом лица пленных врагов, поднятие руки у того, кто  поражает

бегемота,  поступь  бегущего»,  -  говорил   «начальник-мастер»   живописцев

периода правления XII династии.

      Образцы египетской скульптуры  эпох  и  Среднего  царства  встречаются

часто в храмах и  гробницах.  В  работах  передается  движение,  «оживление»

скульптурной позиции.

      Мастера правдиво и точно передают изображения (лица фараонов суровы  и

надменны, костлявы).

               Одежда египтян от Древнего до Среднего царства.

      В эпоху Древнего царства основной  одеждой  египтян  был  передник  из

полосы  неширокой  ткани  (схенти),  который  обертывали  вокруг  бедер    и

укрепляли на талии. Основная одежда всех сословий была одинаковой  по  форме

и отличалась   лишь  качеством  материала.  Схенти  фараона  был  сделан  из

тонкого, хорошо отбеленного полотна, у ремесленника – грубый, толстый  холст

натурального цвета.

      С появлением красителей цветную  одежду  долгое  время  носили  только

привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы, придворные).

      Обувь носили только фараоны. Все  египтяне  брили  волосы,  но  голову

покрывали париком из растительных  волокон,  завитых  мелкими  локонами  или

шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову.

      Чем длиннее локоны, тем знатнее их владелец (самые пышные парики  были

у фараонов и членов их семей).

      Первое  отступление  от  общепринятого  схенти  появилось  в   костюме

фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной  ткани,  надетые

поверх обычной набедренной повязки.  Знаками  царского  достоинства  фараона

были золотая подвязанная борода, корона и посох.

      К древним символам царской власти относится и  головной  убор  «клафт-

ушебти», состоящий из большого куска  полосатой  ткани,  ленты  и  обруча  с

«уреем» (змеем).

      Характерной особенностью  костюма  жителей  Древнего  Египта  является

стремление к прямым, четким  линиям.

      У жрецов одеяние было  иным.  При  совершении  жертвоприношения  спину

жреца покрывала шкура пантеры. Часто шкуры с головой располагали  спереди  и

прикрепляли к поясу. Голову и лапы украшали золотыми с эмалью пластинками.

      Костюм женщины Древнего царства  состоял  из  длинной  прямой  рубашки

(«калазирис») на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой.

      У знатных египтянок на калазирисе появляется  отделка  –  вышивка  или

плиссировка.

      Калазирис  –  основная  женская  одежда  на  протяжении  всей  истории

Древнего  Египта.  (Иногда  вместо  бретелей  –  цельноскроенная  рубашка  с

круглым вырезом горловины).

      Женщины носили  парики  из  растительных  волокон,  завитых   крупными

спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.

      В эпоху Среднего царства древнеегипетская одежда заметно  усложнилась.

Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм  между  классами

были настолько велики, что это не могло не сказаться на костюме.

      Появление новых тканей, привоз материи и различных  предметов  роскоши

из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

      Количество ткани, затраченное на одежду, свидетельствует о сословном и

 имущественном  положении ее владельца.

      Все чаще появляются плиссированные и  гладки длинные  схенти.

      Женский костюм претерпел не такие сильные изменения.

      В период Среднего царства  основная  масса  женщин  продолжает  носить

калазирис прежней формы,  лишь  на  некоторых  памятниках  позднего  периода

встречаются изображения женщин в тонких, слегка  драпированных покрывалах.

      Короткий женский парик – нововведение эпохи Среднего  царства,  в  это

время имела право носить лишь высшая знать. Костюм служанки  –  традиционный

калазирис и длинный парик.

                  Художественная и политическая литература.

      Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод  о  довольно

высоком  уровне  развития  художественной  литературы.  Среди   религиозных,

научных и традиционно дидактических текстов были  найдены  и  художественные

произведения.

      Во время Среднего царства широко бытуют литературные обработки  сказок

о Хеопсе и чародеях. Сказки вообще достаточно популярны  в  Египте  Среднего

царства.

      Видимо, простые египтяне благосклонно встречали подобные  произведения

со счастливым концом.

      Однако ближе к закату Среднего царства  звучание  многих  литературных

произведений существенно меняется.  Авторы  все  чаще  начинают  высказывать

сомнение в гармоничности окружающего мира. Творческий  потенциал  египетских

авторов был достаточно высок, а набор  технических  приемов  для  воплощения

своих замыслов  широк  и  многообразен  (строгое  членение  произведений  по

жанрам). В «Поучении» делается особый акцент на нравственные  основы  власти

(приближение  человека  за  его  заслуги,   не   наказывать   несправедливо,

заботиться обо всех подданных).

           Конец эпохи среднего царства.

      В  экономике  нарастают  признаки  застоя,  связанные  с  прекращением

наступления   регулярных   трофейных   «подпиток»,    сложившейся    системы

хозяйствования. Занятные внутренними распрями  фараоны  редко  выбираются  в

завоевательные походы.

      На рубеже  XVIII-XVII  вв  до  н.э.  Египет  вновь  впал  в  состояние

раздробленности и оказался  легкой  добычей  гиксосов,  вторгшихся  из  Азии

через Дельту. Их владычество длилось 100-150 лет. Яхмос I  (XVIII  династия)

довел борьбу до победного конца.

          IV. Египет эпохи Нового царства (1580-1085 г.г. до н.э.)

 Период Нового царства длился около 500 лет.

Эпоха нового царства была для Египта временем  бурного  экономического

развития (приток в страну огромного количества сырья, скота,  золота,  денег

и рабочей силы в виде пленных).

В VII-VI вв до н.э.   орудия из железа в Египте  начали  изготовляться

повсеместно.

 Внутренняя торговля получает все большее значение.

 Во  II  половине  Нового  царства  приобретает  определенное  значение

внешняя торговля.

      В период Нового царства отмечено  широкое  применение  труда  рабов  (

особенно в царском и храмовом хозяйствах).

           Египетское производство в период Нового царства. Товар и деньги.

      В этот период в Египте появляется вертикальный  ткацкий станок,  сплав

меди с оловом – бронза  (отлитые  храмовые  двери).  Кованые  изделия  также

изготовляют из бронзы. В чистом виде медь продолжает применяться и  в  Новом

царстве. Часто упоминается железо.

 Железо считалось драгоценным металлом и изделия из него имели  золотую

оправу. Пока  железо не имело широкого применения.

 Население  пользовалось    каменными    орудиями   труда   (наряду   с

металлическими), так как бронза, медь, железо были дорогими.  Тем  не  менее

Новое царство относится к  бронзовому веку.

 Появляется целый ряд существенных изобретений и  усовершенствований  в

области техники: ножные меха в металлургии,  использование  5  сверл  вместо

одного, 2 подвесные  прялки,  усовершенствованная  соха  (плуг  с  отвесными

рукоятками и с  перемычками поперек, снабженный вверху рукояток  отверстиями

для рук), молот на длинной палке, гребнеобразная доска для  отдирания  семян

льна, шадуф – водоподъемный  журавль  имел  большое  значение  для  развития

садоводства  и огородничества на высоких полях.

Выращиваются новые сорта деревьев (гранатовые, оливковые,  персиковые,

яблони, миндаль, вишня, миртовые деревья).

Интенсивно развивается производство  стекла.  Изготовлялись  сосуды  и

мелкие поделки из цветного стекла, применяя  разные  средства  для  окраски.

При помощи  окиси железа приготовлялось золото со  светло-алой  поверхностью

и  т.д.Небольшие  сосуды  вытягивались  иногда  из    горного   хрусталя.

Открывались стеклодельные мастерские. Изготовление стекла  в  Новом  царстве

развилось в большую ремесленную промышленность.

Искусство мумификации достигло  расцвета.  Из  меди  отливались  полые

изображения (маска Тутанхамона).

В сооружениях Нового  царства  появился  обожженный   кирпич.  Широкое

распространение получают колесные повозки – колесницы, запряженные конями.

Развивается коневодство, широко применяются  ослы,  появляются   мулы.

Древняя овечья порода  с  развесистыми  рогами,  не  дававшая  шерсть,  была

окончательно заменена породами, близкими  к  современным  (мотки  шерсти  от

конца XVIII династии), появляются  чаще  изображения  верблюда  с  поклажей.

Очень многие  съедобные  и  лекарственные  растения  впервые  упоминаются  в

источниках Нового царства (чечевица).

      Оживление внутреннего товарно-денежного обмена – одна из  важных  черт

Египта Нового царства. Впервые  появляется  слово  «торговец».  «Серебро»  и

«деньги» во II половине Нового царства были синонимами. Чеканной  монеты  не

существовало, ее заменяли следующие весовые единицы золота, серебра и  меди:

 «дебен»= 91 г.; 1/12 ч. – «шат»(7,5 г.; 1/10 ч.   – «кедет» (9,1 г.

      За работу платили  деньгами,  но  не  видели  особой  разницы  в  том,

получить 1 мешок зерна или один дебен серебра.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.