Реферат по предмету "Культура и искусство"


Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности дл

--PAGE_BREAK--2. Врачебно-педагогические наблюдения
Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН) понимаются ис­следования, проводимые с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях[3].

Задачи ВПН: ознакомление с условиями, организацией и мето­дикой занятий; изучение воздействий занятий и соревнований на организм занимающихся с целью уточнения состояния, здоровья и функционального состояния для индивидуализации учебно-тренировоч­ного процесса; совершенствование планирования учебно-тренировочно­го процесса (определение объема и интенсивности нагрузок, количе­ства занятий в неделю, оптимальных интервалов отдыха между упражнениями и т. д.); накопление данных для совершенствования в целом организации и методики физического воспитания и, наконец, улучшение контактов врача с коллективом наблюдаемых лиц, пре­подавателями (тренерами).

Плохие условия для проведения занятий и неблагоприятная об­становка могут быть иногда причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, в частности травматизма. Врач должен выявить недостатки, связанные с условиями, а также организацией и методикой проведения занятий (например, неправильное формирование групп из лиц разного пола, возраста, уровня подготовленности, ску­ченность, неудачная смена снарядов и упражнений, плохая страховка или отсутствие ее, недостаточная разминка) и вместе с тренером (преподавателем) способствовать их устранению.

При ВПН продолжается изучение воздействия на организм заня­тий физическими упражнениями, начатое во врачебном кабинете, Уточняется значение тех отклонений в состоянии здоровья, которые удалось выявить при обследовании занимающихся в кабинетных условиях, а также проверяется, не усиливаются ли выявленные вра­чом отклонения под влиянием занятий, тренировок и соревнований.

Изучение влияния нагрузки на организм занимающегося физи­ческими упражнениями может позволить определить правильность отнесения того или иного школьника или студента, имеющего отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, к определенной медицинской группе.

Исследования, проводимые в процессе занятий физическими упраж­нениями- или непосредственно на тренировках и соревнованиях, по­зволяют определить изменения функционального состояния организма спортсмена, без чего нельзя достоверно оценить уровень тренирован­ности. Наиболее точная оценка тренированности может быть сде­лана при сопоставлении функционального состояния организма спорт­смена с его спортивными результатами, технической, тактической и морально-волевой подготовкой.

Важное значение данные ВПН имеют для совершенствования методики занятий физическими упражнениями в школе, ПТУ, группах здоровья и спортивной тренировки. Проводимые наблюдения и ис­следования позволяют определить адекватность применяемых нагрузок возможностям занимающихся, достаточность их для того, чтобы они оказывали тренирующий эффект, определение количества упражнений, длительности интервалов отдыха между отдельными упражнениями и занятиями, распределение тренировочных средств в одном занятии, периоде или этапе подготовки и многое другое[4].

Нередко спортивная тренировка или занятие физическими упраж­нениями не только не дают ожидаемого результата, но в ряде слу­чаев являются причиной развития переутомления, перенапряжения или какого-либо заболевания. Это связано с тем, что на ранних стадиях развития этих состояний нередко нет отклонений и само­чувствии и даже работоспособность сохраняется на обычном уровне, в результате чего в занятия не вносятся необходимые коррективы. ВПН должны помочь преподавателям, инструкторам, тренерам вовремя выявить неадекватность применяемых нагрузок, нерациональ­ность тренировки и внести необходимые индивидуальные и групповые изменения в процесс тренировки или занятий физическими упраж­нениями.

Известно, что сегодня спортсмены при больших физических на­грузках используют широкий круг медицинских и психологических восстановительных средств. Оценка эффективности применения этих средств, также может быть решена с помощью ВПН.

ВПН — важнейшая форма совместной работы врача и преподавателя (тренера). Эффективность этой совместной работы намного повыша­ется, если врач хорошо знает физическую культуру и спорт (сам в прошлом был спортсменом), а преподаватель (тренер) имеет необ­ходимый уровень медицинских знаний, изучал задачи и возможности ВПН, владеет простейшими их методами и может грамотно поста­вить их перед такими исследованиями. Владение методами прове­дения ВПН очень важно для преподавателя (тренера), так как врач далеко не всегда может в них участвовать.
3. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы — субъективные и объективные.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности[5].

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм  и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через
1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.).

Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью детренированных, а также у начинающих физкультурников.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П,

где Д — минимальное давление, П — пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту[6].

Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких — объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин — 2,5-4 литра.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.

Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» — так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте
Реферат Отчет по производственной практике в туристической фирме
Реферат Химико-токсикологический анализ производных фенотиазина
Реферат Проблемы функционального проектирования самотестируемых СБИС
Реферат Традиционные и новые оценки татаро-монгольского иго на Руси
Реферат Использование финансов для решения социальных проблем
Реферат Маркетинговое исследование рынка недвижимости г. Москвы и Московской области (август 2009 года)
Реферат Историческая тема в прозе А.С. Пушкина
Реферат Природа хозяйство и проблемы окружающей среды южной лесостепной зоны Республики Башкортостан
Реферат Cars Essay Research Paper when it comes
Реферат By Fredrik Erixon of the European Centre for International Political Economy
Реферат Специальный контроль авиационной безопасности и технология работы в аэропорту Пулково-2 Специальный контроль
Реферат Новые тенденции в торговой политике развитых и развивающихся стран
Реферат Биографии и генеалогии: ретроспективы социально-культурных трансформаций
Реферат Ценообразование в сфере услуг